15432

Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Механизм действия

Конспект урока

Медицина и ветеринария

ЗАНЯТИЕ 7 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Механизм действия. Побочное действие антибактериальных препаратов на организм. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам. У...

Русский

2013-06-13

30.5 KB

35 чел.

ЗАНЯТИЕ 7

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Механизм действия. Побочное действие антибактериальных препаратов на организм. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомиться с микробиологическими основами химиотерапии инфекционных заболеваний. Усвоить понятия “сульфаниламиды” и “антибиотики”. Изучить механизмы действия сульфаниламидов и антибиотиков на микробные клетки. Познакомиться с побочным действием антибактериальных препаратов на организм. Освоить методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Ознакомиться с микробиологическими основами химиотерапии инфекционных заболеваний.

2. Усвоить понятия “сульфаниламиды” и “антибиотики”.

3. Изучить механизмы действия сульфаниламидов и антибиотиков на микробные клетки.

4. Познакомиться с побочным действием антибактериальных препаратов на организм.

5. Освоить методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний

Химиотерапия – это лечение инфекционных заболеваний химиотерапевтическими средствами, то есть химическими веществами природного или синтетического происхождения, которые оказывают бактерицидное или бактериостатическое действие во внутренней среде организма хозяина.

Микробиологическими основами химиотерапии инфекционных заболеваний являются следующие:

- установление возбудителя болезни и определение уровня его чувствительности к химиопрепаратам;

- контроль за изменением чувствительности возбудителя к применяемому препарату в процессе лечения;

- диагностика суперинфекции и вторичной инфекции и чувствительности их возбудителей к химиопрепаратам;

- выявление возбудителей с измененными свойствами, появляющихся под воздействием химиопрепаратов.

К химиопрепаратам предъявляются следующие основные требования:

- губительное действие на возбудителей инфекционных заболеваний;

- безвредность для организма больного;

- хорошая растворимость и сохранение активности в жидкостях организма;

- хорошая всасываемость и медленное выведение из организма;

- длительное сохранение активности при хранении;

- возможно медленная селекция устойчивых форм.

Основными группами химиотерапевтических препаратов являются:

- антибиотики;

- сульфаниламиды;

- нитрофурановые препараты;

- органические и неорганические соединения серы, меди, мышьяка, ртути, сурьмы;

- противотуберкулезные препараты;

- противовирусные препараты;

- противоопухолевые препараты.

Сульфаниламиды. Антибиотики

Химиотерапевтические препараты по спектру активности подразделяются на группы:

- действующие на клеточные формы микроорганизмов (антибактериальные, противогрибковые, противопротозойные). Антибактериальные препараты кроме того подразделяются на препараты широкого спектра действия (действуют на грамположительные и грамотрицательные бактерии) и препараты узкого спектра действия (действуют только на грамположительные или только на грамотрицательные бактерии):

- противовирусные препараты.

По типу действия химиотерапевтические препараты подразделяются на группы:

- микробоцидные (бактерицидные, фунгицидные) , то есть губительно действующие на микроорганизмы;

- микробостатические (бактериостатические), то есть ингибирующие рост и размножение микроорганизмов.

Сульфаниламидные препараты (сульфаниламиды) - это химиотерапевтические средства, являющиеся производными сульфаниловой кислоты. К ним относятся норсульфазол, сульфадимезин, сульфадиметоксин, фталазол и другие препараты.  

Антибиотики - это химиотерапевтические вещества биологического (микробного, растительного, животного), полусинтетического или синтетического происхождения, которые в малых концентрациях вызывают торможение размножения или гибель чувствительных к ним микробов во внутренней среде организма. Основными источниками получения антибиотиков являются актиномицеты, плесневые грибы и типичные бактерии.

Существует 3 основных способа получения антибиотиков:

- биологический синтез (культивирование микробов-продуцентов);

- биосинтез с последующими химическими модификациями (получение полусинтетических антибиотиков);

- химический синтез (получение синтетических аналогов природных антибиотиков).

Классы антибиотиков по химической структуре:

- бета-лактамы;

- гликопептиды;

- аминогликозиды;

- тетрациклины;

- макролиды;

- линкозамиды;

- левомицетин;

- рифамицины;

- полипептиды;

- полиены;

- разные антибиотики.

Механизм действия сульфаниламидов и антибиотиков

Известны 4 главных механизма действия химиотерапевтических средств на микроорганизмы:

- ингибиторы синтеза клеточной стенки - торможение синтеза веществ, входящих в состав клеточной стенки (пенициллины, цефалоспорины, циклосерин, бацитрацин);

- ингибиторы функций цитоплазматической мембраны - нарушение проницаемости клеточной мембраны (полимиксины, нистатин, колистин, амфотерицин В);

- ингибиторы синтеза белка - ингибирование трансляции генетической информации, проявляющееся в нарушении синтеза белка (тетрациклины, аминогликозиды, эритромицин, линкомицин, хлорамфеникол);

- ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот - торможение синтеза нуклеиновых кислот и их функционирования (налидиксовая кислота, рифампицин, фторхинолоны).

Среди химиотерапевтических средств имеются препараты с комбинированным механизмом действия.

Побочное действие антибактериальных препаратов на организм

Наиболее частыми проявлениями побочного действия антибактериальных препаратов являются:

- токсическое действие препарата – проявляется при длительном и систематическом применении антимикробных препаратов, приводящем к накоплению их в организме. Токсическое действие проявляется ототоксическим эффектом (вплоть до полной потери слуха (гликопептиды, аминогликозиды), нефротоксическим эффектом (полиены, полипептиды, аминогликозиды, макролиды), общетоксическим действием (имидазолы), угнетением кроветворения (тетрациклины, левомицетин), тератогенным действием (аминогликозиды, тетрациклины);

- развитие дисбиоза (дисбактериоза);

- отрицательное воздействие на иммунную систему;

- эндотоксический шок (разрушение антибиотиками большого количества грамотрицательных бактерий и высвобождение эндотоксина);

- развитие лекарственной устойчивости бактерий.

Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам

Для определения чувствительности бактерий к антибиотикам (антибиотикограммы) применяют следующие методы:

1. Метод серийных разведений в жидких средах. В жидкие среды с серийными разведениями антибиотиков вносят исследуемую культуру, инкубируют посевы при 37ОС, и учитывают результаты визуально или нефелометрически. Этот метод позволяет установить минимальную ингибирующую концентрацию (МИК) препарата для возбудителя. МИК соответствует наибольшему разведению препарата, тормозящему рост тест-культуры.

2. Метод серийных разведений в плотных средах. Метод аналогичен предыдущей процедуре, но проводится на плотных питательных средах. При использовании этого метода готовят двойные серийные разведения антибиотика в расплавленном агаре, который затем вносят в чашки Петри и засевают исследуемой  культурой. После инкубирования посевов определяют МИК по отсутствию роста на чашках, содержащих наименьшие концентрации препарата.

3. Диффузионные методы. Эти методы менее чувствительны, чем методы стандартных разведений, но проще по выполнению. На практике их применяют чаще.

3.1. Классический метод. На питательную среду в чашке Петри наносят исследуемую культуру и равномерно ее распределяют ее по поверхности среды. В агаре пробивают лунки и в каждую вносят по 0,1 мл раствора исследуемого антибиотика, после чего инкубируют при 37°С. После инкубирования в оптимальных условиях измеряют диаметр зоны подавления роста для каждого препарата.

3.2. Метод дисков (стандартный тест, чашечный или кольцевой метод, диско-диффузионный метод). После посева культуры на агар наносят диски из фильтровальной бумаги, пропитанные антибиотиками разной концентрации (используют коммерческие образцы, содержащие определенные концентрации). После инкубации при 37ОС определяют диаметры зон торможения роста микроорганизмов и сравнивают с величинами зон задержки роста, указанными в инструкциях, прилагаемых к дискам. Вокруг дисков в зависимости от активности и концентрации антибиотика образуются разной величины зоны задержки роста микроба. Зоны точно измеряют с помощью циркуля и линейки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12914. Ми матір називаємо святою 400 KB
  Виховна година на тему: Ми матір називаємо святою Мета. Виховати в учнів почуття любові шани поваги до найріднішої людини для кожного з нас МАТЕРІ. Обладнання. Плакати з прислівями віршами піснями та портретами. Викладач. Всі найсвятіші почуття проб...
12915. НЕМАЄ ДЛЯ НАС КРАЩОЇ ЗЕМЛІ, НІЖ НАША УКРАЇНА 563.5 KB
  Виховна година на тему: немає для нас кращої землі ніж наша Україна Мета. Виховувати почуття любові до Батьківщини почуття патріотизму та гордості за український рід. Обладнання. Вишиті рушники українське народне вбрання краєвиди різних регіонів України зо
12916. Действия пожарных спасателей по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности 2.3 MB
  Изучить оперативно-тактическую характеристику зданий повышенной этажности. Возможную обстановку при пожарах. Разведку пожара. Спасение людей при пожаре. Ознакомиться с основными схемами подачи воды.
12917. Живи моя Держава, Україно 417 KB
  Виховна година на тему: Живи моя Держава Україно Мукачево 2007 Мета. Виховувати почуття любові до Батьківщини почуття патріотизму та гордості за приналежність до великого народу. Обладнання. Вишиті рушники українське народ...
12918. Виховні заходи. Виховні години 205 KB
  Зміст Виховна година Подорож до країни Ввічливості Виховна година Подорож до лісової аптеки. Виховна година Дотримуйся правил дорожнього руху. Презентація 1 класу Будьмо знайомі. Виховна година Червона калина символ України. Родинне с...
12919. Дружба починається з посмішки 39 KB
  Виховне заняття. Тема. Дружба починається з посмішки. Мета: розкрити зміст понять дружба дійсний друг; показати його відмінність від понять приятель і знайомий; прищепити учням повагу до цінностей дружби; сприяти розвиткові критичного ставлення до себе і с
12920. Новий рік іде 44 KB
  Тема. Новий рік іде Мета: поглибити знання учнів про традиції та святкування Нового року в Україні інших країнах Європи; розвивати увагу мислення; виховувати любов і повагу до традицій свого народу та інших країн. Обладнання: атлас світу прапорці держав ялинкові прик...
12921. Цінність людини – в її унікальності 50 KB
  План конспект виховної справи В 7А класі новоселицької ЗОШ І ІІІ ст. проведеної Томишинець Ганною Михайлівною студенткою 5 курсу фізичного факультету. Тема: Цінність людини в її унікальності Мета: довести учням ідею неповторності й унікальності кожної особи
12922. Хто людям добра бажає, той і собі має 51 KB
  Виховна година. Хто людям добра бажає той і собі має Мета: продовжити розмову про людські достоїнства і вади; допомогти учням зробити висновок що добро твориться просто ні за так І. Драч; викликати в них бажання творити добро й уникати злих вчинків. Обладнанн...