15432

Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Механизм действия

Конспект урока

Медицина и ветеринария

ЗАНЯТИЕ 7 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Механизм действия. Побочное действие антибактериальных препаратов на организм. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам. У...

Русский

2013-06-13

30.5 KB

37 чел.

ЗАНЯТИЕ 7

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний. Сульфаниламиды. Антибиотики. Механизм действия. Побочное действие антибактериальных препаратов на организм. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомиться с микробиологическими основами химиотерапии инфекционных заболеваний. Усвоить понятия “сульфаниламиды” и “антибиотики”. Изучить механизмы действия сульфаниламидов и антибиотиков на микробные клетки. Познакомиться с побочным действием антибактериальных препаратов на организм. Освоить методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Ознакомиться с микробиологическими основами химиотерапии инфекционных заболеваний.

2. Усвоить понятия “сульфаниламиды” и “антибиотики”.

3. Изучить механизмы действия сульфаниламидов и антибиотиков на микробные клетки.

4. Познакомиться с побочным действием антибактериальных препаратов на организм.

5. Освоить методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам.

Микробиологические основы химиотерапии инфекционных заболеваний

Химиотерапия – это лечение инфекционных заболеваний химиотерапевтическими средствами, то есть химическими веществами природного или синтетического происхождения, которые оказывают бактерицидное или бактериостатическое действие во внутренней среде организма хозяина.

Микробиологическими основами химиотерапии инфекционных заболеваний являются следующие:

- установление возбудителя болезни и определение уровня его чувствительности к химиопрепаратам;

- контроль за изменением чувствительности возбудителя к применяемому препарату в процессе лечения;

- диагностика суперинфекции и вторичной инфекции и чувствительности их возбудителей к химиопрепаратам;

- выявление возбудителей с измененными свойствами, появляющихся под воздействием химиопрепаратов.

К химиопрепаратам предъявляются следующие основные требования:

- губительное действие на возбудителей инфекционных заболеваний;

- безвредность для организма больного;

- хорошая растворимость и сохранение активности в жидкостях организма;

- хорошая всасываемость и медленное выведение из организма;

- длительное сохранение активности при хранении;

- возможно медленная селекция устойчивых форм.

Основными группами химиотерапевтических препаратов являются:

- антибиотики;

- сульфаниламиды;

- нитрофурановые препараты;

- органические и неорганические соединения серы, меди, мышьяка, ртути, сурьмы;

- противотуберкулезные препараты;

- противовирусные препараты;

- противоопухолевые препараты.

Сульфаниламиды. Антибиотики

Химиотерапевтические препараты по спектру активности подразделяются на группы:

- действующие на клеточные формы микроорганизмов (антибактериальные, противогрибковые, противопротозойные). Антибактериальные препараты кроме того подразделяются на препараты широкого спектра действия (действуют на грамположительные и грамотрицательные бактерии) и препараты узкого спектра действия (действуют только на грамположительные или только на грамотрицательные бактерии):

- противовирусные препараты.

По типу действия химиотерапевтические препараты подразделяются на группы:

- микробоцидные (бактерицидные, фунгицидные) , то есть губительно действующие на микроорганизмы;

- микробостатические (бактериостатические), то есть ингибирующие рост и размножение микроорганизмов.

Сульфаниламидные препараты (сульфаниламиды) - это химиотерапевтические средства, являющиеся производными сульфаниловой кислоты. К ним относятся норсульфазол, сульфадимезин, сульфадиметоксин, фталазол и другие препараты.  

Антибиотики - это химиотерапевтические вещества биологического (микробного, растительного, животного), полусинтетического или синтетического происхождения, которые в малых концентрациях вызывают торможение размножения или гибель чувствительных к ним микробов во внутренней среде организма. Основными источниками получения антибиотиков являются актиномицеты, плесневые грибы и типичные бактерии.

Существует 3 основных способа получения антибиотиков:

- биологический синтез (культивирование микробов-продуцентов);

- биосинтез с последующими химическими модификациями (получение полусинтетических антибиотиков);

- химический синтез (получение синтетических аналогов природных антибиотиков).

Классы антибиотиков по химической структуре:

- бета-лактамы;

- гликопептиды;

- аминогликозиды;

- тетрациклины;

- макролиды;

- линкозамиды;

- левомицетин;

- рифамицины;

- полипептиды;

- полиены;

- разные антибиотики.

Механизм действия сульфаниламидов и антибиотиков

Известны 4 главных механизма действия химиотерапевтических средств на микроорганизмы:

- ингибиторы синтеза клеточной стенки - торможение синтеза веществ, входящих в состав клеточной стенки (пенициллины, цефалоспорины, циклосерин, бацитрацин);

- ингибиторы функций цитоплазматической мембраны - нарушение проницаемости клеточной мембраны (полимиксины, нистатин, колистин, амфотерицин В);

- ингибиторы синтеза белка - ингибирование трансляции генетической информации, проявляющееся в нарушении синтеза белка (тетрациклины, аминогликозиды, эритромицин, линкомицин, хлорамфеникол);

- ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот - торможение синтеза нуклеиновых кислот и их функционирования (налидиксовая кислота, рифампицин, фторхинолоны).

Среди химиотерапевтических средств имеются препараты с комбинированным механизмом действия.

Побочное действие антибактериальных препаратов на организм

Наиболее частыми проявлениями побочного действия антибактериальных препаратов являются:

- токсическое действие препарата – проявляется при длительном и систематическом применении антимикробных препаратов, приводящем к накоплению их в организме. Токсическое действие проявляется ототоксическим эффектом (вплоть до полной потери слуха (гликопептиды, аминогликозиды), нефротоксическим эффектом (полиены, полипептиды, аминогликозиды, макролиды), общетоксическим действием (имидазолы), угнетением кроветворения (тетрациклины, левомицетин), тератогенным действием (аминогликозиды, тетрациклины);

- развитие дисбиоза (дисбактериоза);

- отрицательное воздействие на иммунную систему;

- эндотоксический шок (разрушение антибиотиками большого количества грамотрицательных бактерий и высвобождение эндотоксина);

- развитие лекарственной устойчивости бактерий.

Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам

Для определения чувствительности бактерий к антибиотикам (антибиотикограммы) применяют следующие методы:

1. Метод серийных разведений в жидких средах. В жидкие среды с серийными разведениями антибиотиков вносят исследуемую культуру, инкубируют посевы при 37ОС, и учитывают результаты визуально или нефелометрически. Этот метод позволяет установить минимальную ингибирующую концентрацию (МИК) препарата для возбудителя. МИК соответствует наибольшему разведению препарата, тормозящему рост тест-культуры.

2. Метод серийных разведений в плотных средах. Метод аналогичен предыдущей процедуре, но проводится на плотных питательных средах. При использовании этого метода готовят двойные серийные разведения антибиотика в расплавленном агаре, который затем вносят в чашки Петри и засевают исследуемой  культурой. После инкубирования посевов определяют МИК по отсутствию роста на чашках, содержащих наименьшие концентрации препарата.

3. Диффузионные методы. Эти методы менее чувствительны, чем методы стандартных разведений, но проще по выполнению. На практике их применяют чаще.

3.1. Классический метод. На питательную среду в чашке Петри наносят исследуемую культуру и равномерно ее распределяют ее по поверхности среды. В агаре пробивают лунки и в каждую вносят по 0,1 мл раствора исследуемого антибиотика, после чего инкубируют при 37°С. После инкубирования в оптимальных условиях измеряют диаметр зоны подавления роста для каждого препарата.

3.2. Метод дисков (стандартный тест, чашечный или кольцевой метод, диско-диффузионный метод). После посева культуры на агар наносят диски из фильтровальной бумаги, пропитанные антибиотиками разной концентрации (используют коммерческие образцы, содержащие определенные концентрации). После инкубации при 37ОС определяют диаметры зон торможения роста микроорганизмов и сравнивают с величинами зон задержки роста, указанными в инструкциях, прилагаемых к дискам. Вокруг дисков в зависимости от активности и концентрации антибиотика образуются разной величины зоны задержки роста микроба. Зоны точно измеряют с помощью циркуля и линейки.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54258. Закрепление сложения и вычитания трехзначных чисел 333 KB
  Ребята сегодня у нас необычный урок математики к нам пришли гости. Какие вы второклассники Ждут вас сегодня затеи и задачи Игры шутки всё для вас Пожелаю вам удачи За работу в добрый час Ребята за ваши правильные и полные ответы я вам буду раздавать наклейки. Ребята наши гости решили поиграть с вами в прятки спрятались от вас.
54259. Переместительное свойство сложения 22.5 KB
  Материалы необходимые для урока: изображение дерева изображения листьев Ход урока: Давайте посчитаем сколько же листьев на нашем дереве Сколько листьев справа от дерева 4 Сколько листьев слева от дерева 3 Где листьев больше а где меньше 3.
54260. Видатні українські математики. Застосування різних способів розкладання многочленів на множники 619.5 KB
  1 учень: Остроградський Михайло Васильович народився у вересні 1801 року на Полтавщині. 2 учень: Походив з родини збіднілих дворян які мали глибоке козацьке коріння. 3 учень: У 8 років його віддали до гімназії у Полтаві але хлопчик жвавої та веселої вдачі звикший до роздольного життя у рідному селі особливою старанністю не відзначався. Учень: Блискуче закінчивши університет Михайло рік живе у батька а потім вирішивши присвятити себе математиці знову повертається до Харкова для вдосконалення своїх знань.
54261. Творчий підхід до вивчення математики 155.5 KB
  Школа покликана якомога раніше виявити якості творчої особистості в учнів і розвивати їх у всіх школярів зважаючи звичайно на те що діти народжуються з різними задатками творчості. Водночас більшою мірою потрібно дбати про розвиток творчої особистості у здібних та обдарованих учнів. Можна розглянути інтелектуальноеврестичні здібності особистості які включають: Здібності генерувати ідеї висувати гіпотези що характеризує інтелектуальноеврестичні властивості особистості в...
54262. Активізація пізнавальної діяльності на уроках математики 168 KB
  Знайти середню лінію. Знайти основи трапеції. Знайти основи. Знайти меншу основу трапеції якщо її периметр 54см.
54263. Множення звичайних дробів. Знаходження дробу від числа 361.5 KB
  На сьогоднішньому уроці ми продовжимо вдосконалювати ваші вміння у множенні дробів знаходженні дробу від числа. Що є добутком двох дробів Як записати мішане число у вигляді неправильного дробу Як помножити два мішаних числа Як знайти дріб від числа Як знайти відсоток від числа Вчитель: Ви добре вивчили правила вправно зібрали рюкзак знань а отже готові до...
54264. Основные особенности китайской культуры 16.64 KB
  Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная...
54266. Моральний світ сучасної дівчини 106 KB
  Зовнішність і поведінка дівчини Так якою ж повинна бути сучасна дівчина Першу сторінку нашого усного журналу присвятимо зовнішності. Кожна дівчина прагне бути привабливою і бути в центрі уваги це бажання є цілком природнім. Іноді в своєму бажанні бути привабливою дівчина часто може переборщити з макіяжем вибором одягу прикрасами.