1547

Моделирование программного обеспечения

Контрольная

Информатика, кибернетика и программирование

Создание контекстной диаграммы (используя IDEF0). Выполнение процесса декомпозиции модели по результатам разработки контекстной диаграммы. Создание диаграммы вариантов использования и описание потоков. Построение диаграммы вариантов использования.

Русский

2013-01-06

100.15 KB

132 чел.

Содержание

Введение

1. Создание контекстной диаграммы (используя IDEF0)

2. Выполнение процесса декомпозиции модели по результатам разработки контекстной диаграммы

3. Создание дерева узла

4. Создание диаграммы вариантов использования и описание потоков

4.1. Описание предметной области

4.2. Построение диаграммы вариантов использования

4.3. Описание потоков действий

5. Создание диаграммы классов

6. Создание диаграммы деятельности

7. Создание диаграммы последовательности

8. Создание диаграммы состояний

Описание функций системы

Выводы


Введение

Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному увеличению сложности информационных систем, которые создаются в разных областях современной жизни.

Для этого успешного создания, объект проектирования должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные, непротиворечивые функциональные и информационные модели информационных систем.

Модель – это объект или описание объекта, системы для замещения одной системы другой системой для лучшего изучения оригинала или воссоздания каких-либо его свойств.

Построение модели – системная задача, которая требует анализа и синтеза выходных данных, гипотез, теорий, знаний специалистов.

Основой же курса «Моделирования ПО» является изучение базовых методологий и специализированных инструментальных способов моделирования программного обеспечения. И его неотъемлемая часть –РГР- является первой практической попыткой применения основных методик моделирования информационных систем на основе конкретной предметной области.

В этой расчетно-графической работе будут рассмотрены и практически изучены все 3 задачи моделирования:

1. Построение модели;

2. Исследование модели;

3. Использование модели.


1. Создание контекстной диаграммы (используя IDEF0)

Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм.

Модель может содержать четыре типа диаграмм:

- контекстную диаграмму (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма );

- диаграммы декомпозиции;

- диаграммы дерева узлов ;

- диаграммы только для экспозиции (FEO).

Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.

Вариант: (24 mod 10) + 1 = 5

Сетевой аукцион

Сетевой аукцион – это виртуальная площадка, которая служит для обеспечения возможности продавцам выставить лот на торги, организовать торг прямым общением покупателей и продавца, поддержка осуществления акта продажи.

Виды деятельности:

1. Выставление лотов на торги.

2. Организация прямого общения покупатель/ продавец.

3. Поддержка акта продажи.


Контекстная диаграмма:

 В этой диаграмме входом функционального блока «Деятельность сетевого аукциона» является «Обращение пользователя», что подразумевает, обращение покупателя для выставления лота на торги, обращение покупателя для получения контактной информации о покупателе и обращение обоих, для предоставлении информации о акте продажи.

Выходом данного функционального блока является виды деятельности, осуществляемые сетевым аукционом, по обращению пользователей.

Управление базируется на правила конфиденциальности информации в сети.

 


2. Выполнение процесса декомпозиции модели по результатам разработки контекстной диаграммы.

3. Создание дерева узлов

 


4. Создание диаграммы вариантов использования и описание потоков

4.1 Описание предметной области

Вариант: (24 mod 10) + 1 = 5

Сетевой аукцион

Сетевой аукцион – это виртуальная площадка, которая служит для обеспечения возможности продавцам выставить лот на торги, организовать торг прямым общением покупателей и продавца, поддержка осуществления акта продажи.

Виды деятельности:

1. Выставление лотов на торги.

2. Организация прямого общения покупатель/ продавец.

3. Поддержка акта продажи.

Для данной предметной области можно выделить следующих актеров:

Актер

Общее описание

Пользователь

Неавторизированный Покупатель или Продавец или Администратор.

Покупатель

Пользователь, который хочет связаться с покупателем или сообщить о акте продажи.

Продавец

Пользователь, который обращается к системе для выставления лота на торги и для оповещения о акте продажи.

БД

Хранилище данных, в которое заносятся новые лоты при добавлении и удаляются при совершении акта продажи.

Администратор

Сотрудник, проверяющий корректное занесение данных в БД и на торги , а также удаления при акте продажи.

Система предоставляет следующие возможности:

1. Покупатель обращается к системе для предоставления контактной информации о продавце. Система предоставляет информацию о выбранном продавце. Пользователь сообщает системе о акте продажи.

2. Продавец обращается к системе, когда хочет выставить лот на торги. Система предлагает заполнить форму, которую в последующем проверяет Администратор и добавляет лот в БД и на торги. Пользователь сообщает о акте продажи.

3. БД является внешним хранилищем. Ничего не отправляет, только предоставляет запрашиваемую информацию.

4. Администратор проверяет данные перед внесением их в БД.

Для данной предметной области можно выделить следующие прецеденты:

Регистрация

Запускается пользователем, позволяет пользователю зарегистрироваться как Покупатель или Продавец

Авторизация

Запускается пользователем, позволяет получить соответствующий доступ к данным.

Создание/ изменение лота на торгах.

Запускается Продавцом, позволяет ввести в форму информацию о лоте и отправить её Администратору на проверку. Администратор формирует запрос на удаление или добавления информации о лоте в БД.

Предоставление инф. о продавце.

Запускается Покупателем, формируется запрос в БД о предоставлении контактной инф. о выбранном продавце.

Удаление лота на торгах

Запускается Администратором, который запрашивает в БД лоты, дата завершения которых совпадает с текущей и удаляет их.

4.2 Построение диаграммы вариантов использования


4.3. Описание потоков действий

Поток событий для прецедента «Удаление лота на торгах».

1.1. Предусловия. Нет

1.2. Главный поток.

Прецедент начинает выполняться, когда Администратор авторизируется, вводит логин и пароль. Система проверяет правильность пароля (E-1) и выводит возможные варианты действий: найти лот(find_Lot), удалить лот(delete_Lot).

Если выбрана операция, найти лот(find_Lot), S-1: выполняется поток найти лот(Find Lot).

Если выбрана операция, удалить лот(delete_Lot), S-2: выполняется поток удалить лот(Delete Lot).

1.3. Под-потоки.

S-1 : найти лот(Find Lot)

Система отображает диалоговое окно ,содержащее поле даты, по которому надо отфильтровать лоты. (E-2). Система запоминает введенные данные в буфер и в отчет. Прецедент начинается сначала.

S-2: удалить лот(Delete Lot)

        Система отображает диалоговое окно, содержащее список лотов отфильтрованного из потока S-1. Администратор выбирает необходимый лот из списка или вводит номер лота в поле (Е-3). Система отображает информацию о данном лоте. Администратор удаляет лот. Система запоминает изменения. Прецедент начинается сначала.

1.4. Альтернативные потоки

        Е-1: введено неправильное имя или пароль. Администратор должен повторить ввод или завершить прецедент.
        Е-2: выбраны не все поля, необходимые для составления запроса на фильтрацию существующих лотов. Администратор должен дополнить информацию или завершить прецедент.
        Е-3: введен неправильный номер лота. Администратор должен повторить ввод или завершить прецедент.


Поток событий для прецедента «Создание/ изменение лота на торгах».

1.1. Предусловия. Нет

1.2. Главный поток.

Прецедент начинает выполняться, когда продавец авторизируется, вводит логин и пароль. Система проверяет правильность пароля (E-1) и выводит возможные варианты действий: добавить новый лот(add_Lot) или изменить существующий лот (change_Lot).

Если выбрана операция, добавить лот (add_Lot), S-1: выполняется поток добавить новый лот (Add New Lot).

Если выбрана операция, изменить лот (change_Lot), S-2: выполняется поток изменить существующий лот (Change Lot).

1.3. Под-потоки.

S-1 : добавить новый лот (Add New Lot)

Система отображает диалоговое окно ,содержащее поля, которые необходимо заполнить пользователю – продавцу, такие как, название лота ,описание лота, его цена и время, на которой лот выставляется на торги (E-2). Система запоминает введенные данные и отправляет их Администратору. Администратор проверяет правильность набора данных и сохраняет их в БД. БД в свою очередь обновляет торги. Прецедент начинается сначала.

S-2: изменить существующий (Change Lot)

        Система отображает диалоговое окно, содержащее список лотов пользователя и поле для ввода номера лота. Пользователь-продавец выбирает необходимый лот из списка или вводит номер лота в поле (Е-3). Система отображает информацию о данном лоте. Пользователь делает необходимые изменения (Е-2). Система запоминает введенные данные и отправляет их Администратору. Администратор проверяет правильность набора данных и сохраняет их в БД. БД в свою очередь обновляет торги. Прецедент начинается сначала.

1.4. Альтернативные потоки

        Е-1: введено неправильное имя или пароль. Пользователь должен повторить ввод или завершить прецедент.
        Е-2: выбраны не все поля, необходимые для составления запроса на добавление нового лота. Пользователь должен дополнить информацию или завершить прецедент.
        Е-3: введен неправильный номер лота. Пользователь должен повторить ввод или завершить прецедент.

Поток событий для прецедента «Предоставление информации о продавце».

1.1. Предусловия. Нет

1.2. Главный поток.

Прецедент начинает выполняться, когда покупатель авторизируется, вводит логин и пароль. Система проверяет правильность пароля (E-1) и выводит возможные варианты действий: запросить контакты (ask_contact).

Если выбрана операция, запросить контакты (ask_contact), S-1: выполняется поток запросить контакты (Ask Contact).

1.3. Под-потоки.

S-1 : запросить контакты (Ask Contact)

Система отображает диалоговое окно, содержащее поля, которые необходимо заполнить пользователю – покупателю, такие как, название лота, код лота(E-3), которые он собирается преобрести (E-2). Система формирует запрос на поиск пользователя-продавца по названию и коду лота, введенному покупателем. Система предоставляет имейл и телефон найденного продавца покупателю.

1.4. Альтернативные потоки

        Е-1: введено неправильное имя или пароль. Пользователь должен повторить ввод или завершить прецедент.
        Е-2: выбраны не все поля, необходимые для составления запроса на поиск информации о продавце. Пользователь должен дополнить информацию или завершить прецедент.
        Е-3: введен неправильный номер лота. Пользователь должен повторить ввод или завершить прецедент.


2 часть

5. Создание диаграммы классов

Рассмотрим вариант использования «Создание/ изменение лота на торгах.». Для данного варианта использования необходимо рассмотреть 2 класса – Manager (Менеджер) и Lot (Лот).

Класс «Продавец»

Параметр

Значение

Комментарий

Класс пользователя, который может создавать новый лот.

Аттрибуты

Username:Stringимя пользователя
name:String – настоящее имя пользователя
password:String – пароль пользователя

Операции

create() – создать пользователя
edit() – редактировать данные о пользователе

Класс «Лот»

Параметр

Значение

Комментарий

Класс, в объектах которого содержится информация.

Аттрибуты

Data:Text – описание лота
dateCreated:Date – дата создания лота
start_price:Text – начальная цена лота

finish_price:Text – конечная цена лота

Операции

create() – создать лот
edit() – редактировать лот
show() – показать лот

Диаграмма сущностей

Диаграмма сущностей и отношения между ними

Добавим также граничные классы и класс - контроллер.  Классом-контроллером будет класс LotManager – «менеджер по работе с классом Lot». Граничными классами будет AddNewLot – «Добавить новый лот» и LotOptions – «Параметры лота».

Конечная диаграмма класса

Создадим 3 пакета классов. Первый пакет классов – Entities, куда отнесутся классы Moderator и Article, второй пакет классов – Control, созданный для классов-контроллеров. Сюда отнесётся класс ArticlesManager. Третий пакет классов – Boundaries, сюда отнесутся классы AddNewArticles и ArticlesOption.

Диаграмма классов пакетов Entities

Диаграмма классов пакета Control

Диаграмма классов пакета Boundaries

Главная диаграмма классов


6. Создание диаграммы деятельности

Диаграмма деятельности для прецедента «Предоставление информации о продавце»


Диаграмма деятельности для прецедента «Создание/ изменение лота на торгах»

От «проверка имени и пароля» у Вас показана стрелка на выход. Или уберите выход вообще или переставте выход на «Ввод имени и пароля». Для каждого выбора варианта подпишите стрелки

Диаграмма деятельности для подпотока «Новый лот» прецедента «Создание/ изменение лота на торгах»

Диаграмма деятельности для подпотока «Посмотреть лот» прецедента «Создание/ изменение лота на торгах»

Диаграмма деятельности для подпотока «Изменить лот» прецедента «Создание/ изменение лота на торгах»

Диаграмма деятельности для прецедента «Удаление лота на торгах»

7. Создание диаграммы последовательности

Диаграмма последовательности подпотока «Создание лота»для прецедента «Создание/ изменение лота на торгах»

Объекты и связи на диаграмме кооперации

8. Создание диаграммы состояний

Диаграмма состояний для подпотока «Создание лота» прецедента «Создание/ изменение лота на торгах»

В этой диаграмме Вы забыли переход. После ввода данных поставьте выбор варианта (как на диаграммах деятельности) и уже от него должны выходить линии «лот некорректен» и «лот корректен»

Диаграмма состояний для подпотока «Изменение лота» прецедента «Создание/ изменение лота на торгах»

В этой диаграмме Вы забыли переход. После ввода данных поставьте выбор варианта (как на диаграммах деятельности) и уже от него должны выходить линии «лот некорректен» и «лот корректен»

Диаграмма состояний для подпотока «Просмотр лота» прецедента «Создание/ изменение лота на торгах»

В этой диаграмме Вы забыли переход. После ввода данных поставьте выбор варианта (как на диаграммах деятельности) и уже от него должны выходить линии «лот некорректен» и «лот корректен»


Описание функций системы

1. Система дает возможность выставлять лоты на аукцион, задавать описание к лоту, его начальную цену, а также конечную цену (по желанию продавца, цена не является обязательной, я является желательной).

2. Для покупателей предоставляется удобный функционал предоставления контактной информации о продавце, что позволяет предотвратить мошеннические действия, так как покупатель может не только связаться с напрямую с продавцом, но и проверить все возможные данные о продавце лично, через интернет, или любым другим, удобным для пользователя, способом.

3. Все обращения к общей базе данных проходят через систему, для того что бы избежать повторяющихся лотов или неполной информации, как в хранилище, так и в самом интернет аукционе.

4. Существует гибкий контроль за совершением сделки купли/продажи, во избежание снятия лота с аукциона до его покупки или наоборот, несвоевременное снятие лота после покупки.

5. Интернет аукцион не является складом или магазинов, в его функционал входит лишь связывание покупателя с продавцов и обеспечение минимальных гарантий защиты потребителя, эти гарантии берет на себя регистрация пользователя, которая включает субъективную проверку покупателя и продавца по идентификационному коду, но это уже за  границами системы.


Выводы

В процессе выполнения данной расчётно-графической работы была смоделирована система «Интернет аукцион». Были разработаны прецеденты, диаграмма вариантов использования, диаграммы деятельности, диаграмма сущности, диаграмма классов, диаграмма классов пакетов, диаграммы состояний и диаграмма последовательности системы.

В этой расчетно-графической работе были рассмотрены и практически изучены все 3 задачи моделирования:

1. Построение модели;

2. Исследование модели;

3. Использование модели.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32541. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 130 KB
  Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...
32542. КАЧЕСТВО ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА 68.5 KB
  Понятие качества программного средства. Этому препятствует тот факт что повышение качества ЭС по одному из таких свойств часто может быть достигнуто лишь ценой изменения стоимости сроков завершения разработки и снижения качества этого ЭС по другим его свойствам. Поэтому при описании качества ЭС прежде всего должны быть фиксированы критерии отбора требуемых свойств ЭС. В настоящее время критериями качества программных средств criteri of softwre qulity принято считать: Функциональность  это способность ЭС выполнять набор...
32543. ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 79.5 KB
  При оценивании следует помнить что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам необходимо учитывать тему цель и тип программы. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы причем не столько ее содержания сколько других факторов которые могут вызвать интерес учителя предмет ступень обучения класс необходимое аппаратное обеспечение количество программ цена и т. Прогон программы запуск ввод данных управление. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш Точно ли указывается опасность...
32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.
32546. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 135.5 KB
  КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими некомпьютерными учебнометодическими средствами. КСО используются в пассивном качестве т. Она обусловлена тем что по сравнению с традиционными учебнометодическими средствами КСО обеспечивают новые возможности а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества КСО: создание условий для самостоятельной проработки учебного материала самообразования позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и...
32547. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ 1.04 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Для эффективной разработки и использования КУ и КОС нужно знать возможности и характеристики этих видов КСО. Начнем знакомство с ними с определения их места в классе КСО. Вопервых на практике разные виды КСО часто применяются в комплексе что требует знания возможностей их взаимодействия и совместного использования. Вовторых многие методические и технологические аспекты создания КУ и КОС являются общими для всего класса КСО Между различными видами КСО лежат нечеткие границы.
32548. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР 54.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ с педагогической точки зрения В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ весьма отличающихся по различным параметрам. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ необходимо прежде всего уточнить какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков...
32549. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 48 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В настоящее время наметилось два подхода к проектированию обучающих программ. В принципе можно создать несколько эффективных обучающих программ и без психологической теории обучения и технологии компьютерного обучения например путем проб и ошибок. Проектирование обучающих программ должно базироваться на надежном психологическом фундаменте причем прежде всего необходимо проектировать...