15559

Реклама на транспортных средствах и с их использованием

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием1. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом обладающим иным в...

Русский

2013-06-15

55.5 KB

12 чел.

20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием

1. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

2. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

3. Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:

1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;

2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;

4) предназначенных для перевозки опасных грузов.

4. Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.

5. Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

6. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет лиц, которые вправе заключать договор на распространение рекламы при размещении ее на транспортном средстве. Право заключения такого договора с рекламодателем предоставлено собственнику транспортного средства или уполномоченному им лицу либо лицу, обладающему иным вещным правом на транспортное средство.

Данное положение согласуется с положениями гражданского законодательства, касающимися прав на пользование и распоряжение имуществом.

Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

Право хозяйственного ведения позволяет государственному или муниципальному унитарному предприятию владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое ему принадлежит на основании данного права, в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основные понятия, связанные с использованием транспортных средств, можно встретить в Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно статье 1 данного закона:

транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

владелец транспортного средства – собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель – лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

С учетом изложенных понятий комментируемая часть закрепляет возможность заключения договора на размещение рекламы на транспортном средстве не с любым владельцем транспортного средства, а только с тем, который является собственником транспортного средства или владеет транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Лицо, владеющее транспортным средством на основе обязательственных отношений (в том числе на основании доверенности), не обладает правом заключения соответствующего договора, за исключением случаев специального уполномочивания его на то собственником транспортного средства.

Полномочие на заключение договора на размещение рекламы может быть предоставлено только собственником транспортного средства, такое право согласно комментируемой части не закреплено за лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. При этом, представляется, что такое полномочие может быть предоставлено в рамках передачи общего права владения транспортным средством (например, в рамках доверенности на право пользования транспортным средством) или может быть предоставлено отдельно, однако в любом случае данное правомочие должно быть специальным образом оговорено.

При этом необходимо уточнить, что в комментируемой статье не содержится разграничений правового режима распространения рекламы внутри или снаружи транспортного средства, соответственно, комментируемая статья регулирует отношения по размещению рекламы как на внешних поверхностях транспортных средств, так и внутри транспортных средств.

2. В части 2 комментируемой статьи установлен запрет на использование транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции.

Комментируемая часть запрещает использовать транспортное средство только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.

Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально (в том числе переоборудование транспортного средства в виде определенного товара).

К таким транспортным средствам могут быть отнесены, в частности, автомобили с переоборудованной кузовной частью в виде утолщенного рекламного щита или треугольной конструкции для размещения на них рекламы, а также автомобили с установленным на них оборудованием для осуществления проекционной трансляции на внешних стенах зданий, строений, сооружений.

Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.

Стоит отметить, что норма комментируемой части не запрещает размещать рекламу на транспортном средстве как таковую, однако устанавливает запрет на изменение целевого использования транспортного средства.

За нарушение положений, предусмотренных в комментируемой части, частью 2 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Один из случаев использования транспортного средства в качестве передвижной рекламной конструкции был предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело № А57-5741/07-6 по факту нарушения ООО «ТВ-Мобиль. Регион» требований части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в установлении автомобиля ВАЗ 111130, на котором закреплена конструкция, позволяющая проецировать рекламные видеоролики, вынес постановление от 23.09.2008 № 6327/08, в котором подтвердил, что такое использование транспортного средства является нарушением комментируемой статьи, а также указал, что довод о том, что автомобиль с размещенной на нем рекламной конструкцией не создавал угрозы безопасности дорожного движения, не аргументирован. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций является самостоятельным нарушением. Запрет на размещение рекламы на транспортных средствах, создающее угрозу безопасности движения, предусмотрен другой частью.

3. Положения части 3 комментируемой статьи определяют перечень транспортных средств, на которых установлен абсолютный запрет на размещение рекламы.

Данный перечень является закрытым, соответственно на транспортных средствах, не включенных в указанный перечень, размещение рекламы допускается.

К транспортным средствам, размещение рекламы на внешних поверхностях и внутри которых не допускается, относятся:

1) транспортные средства специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской.

В добровольном порядке осуществляется применение Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования», который распространяется на транспортные средства (автомобили, автобусы, мотоциклы) оперативных служб:

а) скорой медицинской помощи;

б) противопожарной;

в) милиции;

г) военной автомобильной инспекции (ВАИ);

д) специальных перевозок Банка России и Гохрана России;

е) аварийно-спасательных (предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны, военизированных горноспасательных частей и военизированных служб по предупреждению возникновения открытых нефтяных и газовых фонтанов и их ликвидации; служб по ликвидации последствий аварий на линиях связи, контактных и силовых электросетях, на нефтяных, газовых, тепловых, водопроводных и канализационных магистралях, на метрополитене);

ж) специальной связи Минсвязи России;

и) прокуратуры;

к) налоговой полиции;

л) главного управления исполнения наказаний Минюста России.

В соответствии с Требованиями к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 № 548, транспортные средства оперативных служб должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

Специальные цветографические схемы состоят из следующих элементов:

а) основной цвет покрытия наружной поверхности транспортного средства;

б) контрастирующий цвет декоративных полос или панелей;

в) информационные надписи;

г) опознавательные знаки.

Специальные цветографические схемы наносятся на наружную поверхность транспортных средств оперативных служб в соответствии с требованиями национального стандарта и соответствуют установленным цветам.

2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Согласно Требованиям к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, транспортные средства оперативных служб оснащаются устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

При этом к устройствам для подачи специальных световых и звуковых сигналов относятся:

устройство для подачи специальных световых сигналов (проблесковый маячок) – устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов синего или красного цвета;

устройство для подачи специальных звуковых сигналов – устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве сигнального прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов и издающее звуковые сигналы, отличающиеся от сигналов штатного звукового сигнального прибора по спектральному составу (за исключением средств охранной сигнализации).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2006 № 737 утвержден Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств.

Также в пункте 16 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» отмечается, что проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;

осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;

осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы.

3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О почтовой связи» почтовый транспорт организаций почтовой связи должен иметь специальные отличительные знаки. Почтовый транспорт организаций федеральной почтовой связи в качестве отличительных знаков имеет белую диагональную полосу на синем фоне, эмблему организаций федеральной почтовой связи, надпись «Почта России» и может быть оборудован специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками). Указанный почтовый транспорт имеет право на беспрепятственный проезд по всем улицам населенных пунктов и дорогам Российской Федерации, а также на заправку горючим вне очереди наряду с автомобилями оперативных и специальных служб.

Согласно пункту 17 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне.

4) предназначенных для перевозки опасных грузов.

Опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Согласно пункту 1.5 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 08.08.1995 № 73, опасные грузы по требованиям ГОСТа 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ распределяются на следующие классы:

1 – взрывчатые материалы (ВМ);

2 – газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

5 – окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

6 – ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

7 – радиоактивные материалы (РМ);

8 – едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

9 – прочие опасные вещества.

Согласно части 3 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Часть 4 комментируемой статьи по сути дополняет часть 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», поскольку определяет, какая информация, размещенная на транспортном средстве, не является рекламой, соответственно, определяет, на какую информацию данный закон не распространяется.

Не признаются рекламой размещенные на транспортном средстве отличительные знаки, указывающие на его принадлежность каким-либо лицам.

Точного перечня отличительных знаков или указания на то, какие обозначения должны относиться к отличительным знакам, закон не приводит, однако представляется, что к таким отличительным знакам могут быть отнесены обозначения, позволяющие определить, какому лицу принадлежит то или иное транспортное средство, которые не призваны выполнять функции рекламы, как то: наименование юридического лица (владельца транспортного средства), а также адрес и контактный телефон данного лица. Иная информация может быть отнесена к рекламе, с учетом положений статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

5. В части 5 комментируемой статьи закрепляется запрет на создание рекламой на транспортных средствах угрозы безопасности дорожного движения, т.е. содержатся нормы, направленные на обеспечение безопасности водителей и других участников дорожного движения. При этом приведенный в комментируемой части запрет на ограничение рекламой обзора управляющему транспортным средством лицу и другим участникам движения является лишь одной из возможностей создания угроз безопасности движения. Помимо указанного способа угроза безопасности дорожного движения может создаваться рекламой на транспортных средствах и иными способами.

В частности, Челябинское УФАС России 01.09.2010 рассмотрело дело по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы в форме изображения женщины, ползущей по канату над проезжей частью за шоколадом.

Антимонопольный орган установил, что реклама создает впечатление нахождения над проезжей частью человека и объекта в форме шоколада и, как следствие, угрожает безопасности дорожного движения.

Данное решение принято антимонопольным органом с учетом заключения ГИБДД по Челябинской области относительно распространения данной рекламы. По мнению ГИБДД по Челябинской области, в распространении наружной рекламы указанным способом присутствуют признаки нарушения пункта 4.2 ГОСТа «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Несоблюдение при распространении наружной рекламы данного ГОСТа создает угрозу безопасности дорожного движения.

По результатам рассмотрения дела Челябинское УФАС России признало ООО «Неон Сити», распространившее данную рекламу в г. Челябинске, нарушившим законодательство о рекламе.16

Кроме того, в комментируемой части установлено требование о соответствии рекламы на транспортных средствах иным требованиям технических регламентов.

Данная норма комментируемой части является отсылочной к иным нормативным актам, которые затрагивают вопросы безопасности на транспортных средствах.

Согласно части 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет запрет на звуковую рекламу с использованием транспортных средств.

При этом под указанный запрет подпадает как реклама, распространяемая с помощью внешних динамиков, так и реклама, распространяемая внутри транспортного средства в случае, если транспортное средство оборудовано устройством, формирующим звуковой сигнал для локального его распространения в транспортном средстве.

Данная позиция также была высказана на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России (консультативно-совещательный орган), состоявшемся 10.05.2006 г.

Руководствуясь комментируемой частью, Московское УФАС России признало ненадлежащей рекламу, распространявшуюся ООО «Редакция «Маршрут-ТВ» посредством мониторов внутри транспортных средств, сопровождаемой звуком, в пассажирских микроавтобусах, следующих по московским маршрутам, и выдало ООО «Редакция «Маршрут-ТВ» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.17

При этом норма комментируемой части не ставит установленное в ней требование в зависимость от какого-либо условия, например, от возможности создания угрозы безопасности дорожного движения.

На практике возник вопрос относительно термина «использование транспортного средства», применяемого в комментируемой статье. Данный термин раскрывается в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому под использованием понимается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением.

Однако с учетом разных целей Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Федерального закона «О рекламе» применение по простой аналогии понятия, введенного в одном законе, для целей применения другого закона необоснованно. Соответственно представляется, что звуковая реклама, распространенная с использованием транспортного средства (как устройства, предназначенного для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем), а также звуковое сопровождение рекламы, распространенной с использованием транспортного средства, должна признаваться нарушающей положения комментируемой части, независимо от того, находится транспортное средство в движении, или оно статично, а также независимо от того, находится ли транспортное средство в действующем (рабочем, исправном) состоянии в случае, если оно технически предназначалось для перевозки.

Указанный вывод о неуместности аналогии двух законов и о запрете звуковой рекламы на транспортных средствах был подтвержден постановлением Президиума ВАС РФ от 23.09.2008 № 5848/08 по делу № А45-10972/07-2/21.

Согласно части 5 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до ста тысяч рублей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30732. Цивилизационный и формационный подход к изучению курса новейшей истории: общее и особенное 25 KB
  Выделяют 2 подхода изучения: 1 цивилизационный; 2 формационный. Формационный подход утверждает что все народы Земли развивались по одинаковым законам и проходили проходят 5 общественноэкономических формаций ОЭФ – тип общества основанный на определенном способе производства. Цивилизационный подход позволяет рассматривать исторический процесс в динамике учитывая и факторы объективного социальноэкономического уровня развития общества и факторы личности и особенности этнической ментальности и состояние...
30733. Карибский кризис 1962 г. причины, уроки и значение 22.5 KB
  на Кубе победила революция США не хотели с этим смириться и всячески пытались подавить ее. США узнает об этом требует убрать их и объявляет морскую блокаду Кубы. Назревает военный конфликт между СССР и США мир стоял на грани мировой термоядерной войны. США и СССР начинают переговоры и СССР соглашается убрать ракеты при условии что США не будет совершать агрессию против Кубы и признает ее неприкосновенность.
30734. Аппарат насилия в нацистской Германии 24 KB
  Появляются такие аппараты насилия как тайная государственная полиция – гестапо входила в состав Министерства внутренних дел Германии. СС были основным организатором террора и уничтожения людей по расовым признакам политическим убеждениям и государственной принадлежности как в Германии так и на оккупированных территориях. Аппарат насилия в нацистской Германии вел преследование инакомыслящих недовольных и противников фашистского режима.
30735. Капиталистическая стабилизация 1920-х гг 23.5 KB
  Первой характерной чертой капиталистической стабилизации 20х годов являлся сильный рост промышленного производства: в США благодаря обогащению американского корпоративного капитала в годы 1 мировой войны за счет громадных прибылей монополий происходило массовое обновление основного капитала. Вторая характерная черта капиталистической стабилизации 20 г проявилась в увеличении концентрации и централизации производства и капитала и на этой основе усиление мощи корпораций. Концентрация и централизация промышленного и...
30736. Рабочее и социалистическое движение в годы первой мировой войны 23.5 KB
  Тяжелые условия войны вызывали недовольство населения и к 1916 г. Фактически под напором революционной войны вынуждены были прекратить сопротивление Россия Болгария АвстроВенгрия и др. Если в довоенное время рабочее и социалистическое движение было хорошо организовано как на национальном так и на международном уровне европейские социалистические или социалдемократические партии которые были объединены в Рабочий Интернационал то после Первой мировой войны рабочее движение раскололось.
30737. Антифашистская борьба и движение Сопротивления в Италии (1920-1930-е гг.) 22 KB
  Антифашистская борьба зародилась в тот же момент когда буржуазия стала прибегать к фашистскому режиму для сохранения своих идеалов. В Италии антифашистская борьба развернулась в 1921 году в ответ на наступление фашистов. состоялась всеобщая политическая антифашистская забастовка которая могла бы преградить путь фашизму но она была сорвана. Уже к 1924 году Антифашистская борьба зародившаяся в Италии призывала к объединению всех странпротивников фашизма.
30738. Характерные черты и особенности капитализма в Западной Европе и Америке накануне первой мировой войны 23 KB
  Накануне первой мировой войны правила диктовали социальные протесты и стремление уменьшения политической нестабильности. Следовательно первой чертой капитализма накануне первой мировой войны в Западной Европе и Америке мы можем назвать возникновение основ социального государства начинается социализация капитализма.
30739. Особенности неоконсерватизма в Великобритании. Внутренняя и внешняя политика Тэтчер 31.5 KB
  Внутренняя и внешняя политика Тэтчер. Главой правительства стала Маргарет Тэтчер. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов за твердый и непреклонный характер ее прозвали “железная ледиâ€. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии и в мире под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г.
30740. Политическая борьба в западной зоне оккупации Германии. Образование ФРГ 24.5 KB
  После войны в Западной Германии происходит борьба партий: одни за единое немецкое государство СДПГ – соцдемокр партия герм но против советского военнополитического присутствия другие за формирование западноевропейского государства Христ. но распространить свое влияние на всю территорию Германии она не сумела оказавшись под жестким прессингом со стороны советской администрации.и раскол Германии Уже в начале 1947 г.