15583

Разработка математического и аппаратного обеспечения технических расчетов характеристик движения сыпучих материалов в технологических процессах

Научная статья

Физика

Маркушин А.Г. Разработка математического и аппаратного обеспечения технических расчетов характеристик движения сыпучих материалов в технологических процессах При решении инженерных задач связанных с проектированием оборудования взаимодействующего с сыпучими

Русский

2013-06-15

139 KB

21 чел.

Маркушин А.Г.
Разработка математического и аппаратного обеспечения технических расчетов характеристик движения сыпучих материалов в технологических процессах

При решении инженерных задач, связанных с проектированием оборудования взаимодействующего с сыпучими материалами, возникает, как правило, необходимость в знании напряженно-деформированного состояния его конструктивных элементов, что требует, в свою очередь, знания давления сыпучего материала на эти элементы в процессе эксплуатации оборудования. Последнее невозможно без создания теории движения сыпучей среды адекватно описывающей ее главные свойства, проявляющиеся, например, при истечении из бункерных устройств. К числу таких свойств сыпучего тела относится, прежде всего, свойство образования запирающих динамических сводов полностью прекращающих истечение или ответственных за явление пульсации при истечении [1]. Поставщиками подобных инженерных задач могут быть пищевая, горнорудная, топливно-энергетическая промышленности, а также производства строительных машин и механизмов различного назначения и др.

Построение указанной теории начато в работах [2,3]. Приведем здесь некоторые детали этого построения опираясь на теорию пластического течения сплошной среды при переменных нагружениях [10], в силу того, что именно она положена в основу развиваемой в [2–9] теории. Составными элементами этой теории являются соотношения и уравнения движения теории упругости, условие пластичности, условие упрочнения при сжатии, закон пластического течения и закон сохранения массы элемента сыпучего тела. Под элементом сыпучего материала понимается достаточно большая совокупность отдельных его зерен. Центральным звеном предлагаемой теории движения сыпучей среды является диаграмма учета истории нагружения элемента сыпучего материала и алгоритм ее реализующий [3,5]. Главная из гипотез ( № 1 ) лежащих в основе теории пластического течения несколько меняется: предполагается пропоциональность компонент тензора приращений пластических деформаций компонентам тензора напряжений. Кроме того вводится гипотеза 3 о динамическом уплотнении сыпучего материала для элементов пришедших в движение и затем замедливших его по причине ограниченности расхода материала при истечении через отверстие. Для элементов покинувших бункер и достаточно от него удалившихся вводится гипотеза 4 о свободном их падении. Интенсивности напряжений σi, деформаций εi, приращений Δεip функционально определяются как I = ( I12 – 2∙I2 )0.5, где Ij – инварианты соответствующего тензора. Математически задача истечения сыпучего тела сведена к последовательности взаимосвязанных начально-краевых задач, алгоритм решения которых описан в работах [6 - 8].

В качестве поверочного эксперимента для разрабатываемой теории был выбран соответствующим образом обобщенный и усовершенствованный эксперимент Р.Квапила [11].

Под аппаратным обеспечением технических расчетов понимается здесь комплекс специального оборудования состоящий из экспериментальной установки для исследования истечения сыпучих тел и набора укомплек-тованных поршнями толстостенных стальных стаканов с полированными внутренними поверхностями предназначенных для испытания сыпучих материалов на сжатие с целью определения их механических характеристик.

Приведем описание эксперименталь-

ной установки. Экспериментальная установка (см. Рис.1) состоит из: A – рамного стола размерами a, b, c; B – демонстрационного шкафа разме-

рами H, c, h; C – приемного ящика на колесиках размерами a1, b1, c1; D – нижней заслонки; E – растрового затвора, состоящего из двух задви-жек, расположенных выше заслонки D и выдвигаемых-задвигаемых с боков шкафа; F – укладочной решетки c размерами h1 = 0.34∙h и c1. H1 несколько меньшими c, H; G – препятствие для течения материала .

Передняя стенка шкафа B является одновременно остекленной дверкой

В задней стенке шкафа на вертикальной оси его симметрии имеются несколько отверстий, благодаря которым над отверстием выпуска может быть установлена планка – кронштейн длиной h, представляющая собой препятствие для истекающего материала. Планка может быть установлена над выпускным отверстием на различных высотах и может иметь различную ширину. Пред-усмотренное препятствие для истекающего сыпучего тела как раз и являет собой обобщение эксперимента Р.Квапила и позволит сравнивать наблюдаемый экспериментально динамический угол откоса сыпучего тела на этой планке с расчетным определяемым теоретически решением последовательности соответ-ствующих начально – краевых задач [6-8].

Шкаф B имеет ось вращения Q – Q жестко связанную со столом A, на который перед засыпкой сыпучего материала он и кладется. Для установки шкафа в строго горизонтальном положении под него должен подкладываться деревянный брусок соответствующих размеров.

При открытой дверке в горизонтально положенный шкаф B засыпается сыпучий неокрашенный материал до высоты h2 = 0.66∙h и затем вставляется укладочная решетка.

В клетки-ячейки укладочной решетки засыпается сыпучий окрашенный и неокрашенный материал (в шахматном порядке). После чего решетка вынимается, дверка закрывается, шкаф B устанавливается в вертикальное положение. Понятно, что перед засыпкой материала с помощью растрового затвора устанавливается нужная ширина выпускного отверстия.

Затем устанавливаются и включаются осветительные приборы и видеокамера с таймером. Выдергивание из пазов заслонки D приводит установку в действие, причем выдергивание производится через щель сзади шкафа.

Размеры установки и ее деталей для поверки теории были выбраны для сыпучего материала “гранитная крошка”.

Внутренний диаметр толстостенного стакана для проведения эксперимента на сжатие сыпучего материала с целью определения его механических характеристик - пределов пропорциональности и текучести предполагается взять более чем на порядок большим чем средний максимальный размер зерна сыпучего материала и таким, чтобы усилия в 50 тонн имеющейся машины сжатия оказалось достаточно для определения предела текучести. Определение необходимых механических характеристик сыпучего тела предполагается осуществить как для материала с естественной укладкой зерен (насыпью) так и для идеально уложенного материала.

 ЛИТЕРАТУРА

  1.  Богомягких В.А. Теория и расчет бункеров для зернистых материалов. Изд-во Ростовского ун-та, 1973.
  2.  Маркушин А.Г. К построению модели истечения сыпучего материала // Математика, механика и их приложения: Материалы науч. – практ. конф., Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.1998. с. 56.
  3.  Маркушин А.Г. Об алгоритме учета истории нагружения в задаче истечения сыпучего материала // ( там же ).
  4.  Контарев А.А., Маркушин А.Г., Садовничая Е.В. Алгоритм решения задачи истечения сыпучего материала // Математика, механика, мате-матическая кибернетика. Саратов: Изд. Сарат. ун-та. 1999.
  5.  Маркушин А.Г. К построению модели истечения сыпучего материала с твердым зерном // Материалы межвузовской научной конференции “ Современные проблемы нелинейной механики конструкций, взаимо-действующих с агрессивными средами”, март 2000, Саратов.
  6.  Контарев А.А., Королева О.А., Маркушин А.Г. Об уравнениях движения сыпучего тела и их решении средствами теории пластичности при переменных нагружениях // ( там же ).
  7.  Контарев А,А., Маркушин А.Г., Садовничая Е.В. Метод дополнительных деформаций в решении задачи истечения сыпучего тела // ( там же ).
  8.  Маркушин А.Г. К разработке динамической теории сыпучего тела с твердым зерном // Аэродинамика. Ударно-волновые процессы. Межвуз. сб. научных трудов. Вып. 15(18). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2001. с. 96.
  9.  Контарев А.А, Маркушин А.Г. К разработке аппаратного обеспечения проведения эксперимента по истечению сыпучих материалов ( зернис-тых порохов ). (Сдано в печать)
  10.  Биргер И.А. Теория пластического течения при неизотермическом нагружении // Изв.АН СССР. Сер. механика и машиностроение, 1964,1.
  11.  Квапил Р. Движение сыпучих материалов в бункерах. М. 1961.

PAGE  5


EMBED CorelDRAW.Graphic.10  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52365. Розгортання національно-визвольної боротьби в 1648-1649 роках 77 KB
  Методи: розповідь учителя відкритий мікрофон снігова куля робота з підручником джерелами бесіда. Робота з епіграфом. Робота з картою Завдання: Користуючись картою визначте напрямок руху повстанської армії після перемоги під Корсунем. Робота з посібником Буштрук О.
52366. Стежинами ботанічних садів 454.5 KB
  Своєрідною визитівкою цього ботанічного саду є Сирінгарій сад бузків. Колекція рослин саду налічує 30 тисяч видів гібридів і сортів рослин практично всіх країн світу. Так у Нікітському ботанічному саду ростуть 11 дерев секвойї гігантської. Але не лише екзотичні дерева вражають відвідувачів Нікітського ботанічного саду.
52367. ШКОЛА УКРАЇНСЬКИХ МОНУМЕНТАЛІСТІВ МИХАЙЛА БОЙЧУКА 72 KB
  Мета: Ознайомити учнів із художньою спадщиною української школи монументалістів Михайла Бойчука Завдання: навчальні: формувати навички художньої самоосвіти навчити розуміти особливості часу та особистості через мову живопису набуття досвіду щодо створення художніх образів у процесі практичної діяльності розвивати художньо образне мислення навчити розрізняти різні техніки живопису та характерні особливості мистецьких стилів різних епох; Розвивальні: збагачення емоційно естетичного досвіду формування культури почуттів стимулювання...
52368. Огонь Прометея. Брейн-ринг для учащихся 5-7 классов 56 KB
  Эпиграф: Чтобы в ваш дом не пришла беда Будь с огнем осторожен всегда надпись на агитационном плакате по противопожарной безопасности Он всегда бывает разным Удивительный огонь: То буяном безобразным То тихоней из тихонь. Огонь ...
52369. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Урок-соревнование «брейн-ринг» в 6 классе 32 KB
  Особыми будут правила: кто первый выполняет задание звонит в колокольчик; первые 3 команд ответившие получают по баллу; после отведенного времени каждая команда сдает карточки на проверку. Каждая команда получает карточку с заданием. Задание1 30 секунд устно как сравнить дроби с разными знаменателями что значит сократить дроби Задание2 1 мин 30 секунд письменно. Задание 3 2 мин 30 секунд в первый час пешеход прошел 1 3 всего расстояния которое он должен пройти во второй час 2 5 всего пути а в третий остальную часть...
52370. Брейн - ринг з української мови 60.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів з української мори з теми «Слово», навчити мислити творчо. Розвивати уміння аналізувати, синтезувати і систематизувати слова, а також розвивати звязне мовлення. Виховувати повагу до рідної мови, дружбу, згуртованість, бажання змагатись і перемагати у чесній грі.
52371. Брейн-ринг. Мій край - історія моя 109 KB
  Закінчи логічний ланцюжок: село місто район Назва науки що вивчає монети. Місто в Донеччині в якому видобувають 95 солі України.Впізнайте назву міста: 1 Це місто обласний центр північний сусід Донецька. 3 бали 2 Це місто разом з Донецьком Києвом та Львовом прийматиме Євро 2012.
52372. Створення мультимедійної заготовки презентації для проведення позакласного заходу «Інформаційний Брейн-ринг». 1.97 MB
  Брейн-ринг – відома телевізійна гра, в основі якої лежить змагання, де стартом є складне цікаве запитання, а фінішем – правильна відповідь. Необхідно зуміти швидко зреагувати, адже час прийняття рішення обмежений.
52373. КИРИЛО-МЕФОДІЄВСЬКЕ БРАТСТВО 100.5 KB
  Основні поняття і терміни: українська національна ідея ідея відродження братчики федерація КирилоМефодієвське братство політична організація республіка. підручник програмні документи схема КирилоМефодієвське братство пісня про Україну плакат Мої роздуми про тебеУкраїно мультимедійна презентація портрети братчиків. Учитель: Шановні діти Тема нашого уроку сьогодні КирилоМефодієвське братство Епіграфом до нашого уроку будуть слова Михайла Сергійовича Грушевського: Від КирилоМефодієського братства веде свою історію весь...