15589

ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Научная статья

Логика и философия

Е.В. Бакеева д. филос. н. доц. Уральский федеральный университет ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТНАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Проблематика научного творчества приобретает все большую актуальность в современной философии и методологии науки. Стало вполне привычным...

Русский

2013-06-15

31.5 KB

1 чел.

Е.В. Бакеева, д. филос. н., доц.

Уральский федеральный университет

ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Проблематика научного творчества приобретает все большую актуальность в современной философии и методологии науки. Стало вполне привычным выражение «логика научного открытия», разрабатываются различные модели творческого поиска в науке, предпринимаются различные попытки применить в методологии научного творчества всевозможные методики, предлагаемые эвристикой — наукой о «закономерностях творчества». Роль философии в разработке этой проблематики, как правило, рассматривается в двух основных аспектах. Во-первых, предполагается, что философия должна осмыслять вопросы научного творчества в контексте теории познания. Обращаясь к таким традиционным гносеологическим проблемам, как характер отношения субъекта и объекта познания, роль сознания и бессознательного в познавательном процессе, сущность и критерии человеческого знания вообще и научного знания, в частности, философия может и должна исследовать и проблемы, связанные с научным творчеством. Во-вторых, фактором, оказывающим влияние на появление принципиально новых научных идей и концепций традиционно считается и осмысление так называемых «философских проблем конкретных дисциплин». Собственно, само формулирование этих проблем в качестве философских, к примеру, — вопроса об онтологическом статусе объекта наблюдения в квантовой механике или вопроса о возможности использования категории «цель» в биологической науке, открывает дорогу принципиально новым подходам и нетрадиционным решениям.

Никоим образом не отрицая значимость этих двух путей влияния философии на процессы научного творчества, все же отметим, что это влияние не ограничивается только разработкой философско-методологической проблематики. Обращаясь к осмыслению феномена научного творчества, необходимо, на наш взгляд, учесть и то обстоятельство, что любое творчество так или иначе связано с целостным существованием личности, является ее самоосуществлением. Иными словами, необходимо более глубокое осмысление экзистенциального аспекта научного творчества. Разумеется, данный аспект едва ли подлежит какому-либо исследованию методологического толка, всегда предполагающему разработку некоей «технологии» творческого поиска. Здесь, скорее, важную роль может сыграть тот «полюс» современной философии (если под «современной философией» понимать всю философию ХХ – начала XXI в.), который принято именовать «антисциентистским» или «иррационалистическим». Речь идет о таких, например, направлениях, как философия жизни, экзистенциализм, «фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Та «враждебность» по отношению к науке и разуму, в которой нередко обвиняют представителей вышеназванных (и многих других) подходов, парадоксальным образом может быть осмыслена как стремление реабилитировать науку и разум, так сказать, «очеловечить» их.

Так, пресловутый тезис М. Хайдеггера «наука не мыслит», как неоднократно подчеркивал сам философ, отнюдь не имеет своей целью отрицание ценности науки или утверждение ее более низкого статуса по отношению к философии. Речь скорее идет об очередной попытке очертить пределы компетенции, говоря кантовским языком, «теоретического разума». Если соотнести последний прежде всего с научно-теоретическим познанием, то «мысль», в хайдеггеровской терминологии, есть тот «фон», на котором и осуществляется исследование уже заданной, «размеченной» предметной области, т.е., собственно говоря, работа ученого в той или иной конкретной науке. Эта работа может быть эффективной только в том случае, если само предметное поле той или иной дисциплины, а соответственно, и ее фундаментальные методологические и теоретические положения, не подвергаются проблематизации. Этот необходимый, методологический плодотворный «догматизм» науки и подчеркивается хайдегеровским положением «наука не мыслит».

Однако именно подобное «разграничение полномочий» (наука как исследование заданной предметной области, философия как осмысление условий формирования предметности как таковой) и может оказаться своего рода «переключателем», позволяющим ученому обратиться к экзистенциальным основаниям собственной деятельности. Именно здесь, на уровне этих глубинных оснований, коренятся те интуиции, которые обретают затем форму научных идей, художественных образов, нравственных истин и других «продуктов» духовного творчества. Разумеется, подобная деятельность осмысления может осуществляться только «в индивидуальном режиме» и не подлежит какой-либо объективации и универсализации. Однако именно этот момент и позволяет ученому вырваться на какое-то время из общего теоретического «поля» и обратиться к переживанию собственного существования как к истоку своего творчества.

© Бакеева Е.В., 2013

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58796. Geographical Outlook 977.5 KB
  By the end of the lesson you should be able to recognize and understand new words and word combinations in the text, to read and understand the gist and details despite the natural difficulties.
58797. Інформація та інформаційні процеси. Обчислювальна система 128 KB
  Загальна характеристика теми. Правила техніки безпеки в кабінеті ПЕОМ. Інформатика. Поняття інформації. Інформація і шум. Інформаційні процеси. Інформація й повідомлення.
58798. Операційні системи 126 KB
  Робочий стіл. Основні об’єкти Windows. Виділення об’єкта. Операції, властивості та основні команди для роботи з об’єктами. Контекстне меню об’єкта. Ярлики та їх призначення.
58799. Основи роботи з дисками 144.5 KB
  Загальна характеристика теми. Форматування диска. Діагностика та дефрагментація дисків. Відновлення інформації на диску. Правила записування та зчитування інформації з дискет.
58800. Текстовий редактор 190 KB
  Системи опрацювання текстiв i їх основнi функцiї. Завантаження текстового редактора. Iнтерфейс редактора. Інформаційний рядок. Режими екрана, використання вікон.
58801. Графічний редактор 708 KB
  Загальна характеристика теми. Машинна графiка. Графiчний екран. Система опрацювання графiчної інформації. Вказiвки малювання графiчних примiтивiв при роботi з редактором. Типи графічних файлів.
58802. Електронні таблиці 280.5 KB
  Навчальна. Охарактеризувати нову тему, висвітлити її роль в курсі інформатики. Ввести поняття електронна таблиця. Ознайомити учнів з програмами опрацювання ЕТ, правилами введення та редагування інформації в ЕТ, способами форматування ЕТ.