15589

ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Научная статья

Логика и философия

Е.В. Бакеева д. филос. н. доц. Уральский федеральный университет ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТНАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Проблематика научного творчества приобретает все большую актуальность в современной философии и методологии науки. Стало вполне привычным...

Русский

2013-06-15

31.5 KB

1 чел.

Е.В. Бакеева, д. филос. н., доц.

Уральский федеральный университет

ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Проблематика научного творчества приобретает все большую актуальность в современной философии и методологии науки. Стало вполне привычным выражение «логика научного открытия», разрабатываются различные модели творческого поиска в науке, предпринимаются различные попытки применить в методологии научного творчества всевозможные методики, предлагаемые эвристикой — наукой о «закономерностях творчества». Роль философии в разработке этой проблематики, как правило, рассматривается в двух основных аспектах. Во-первых, предполагается, что философия должна осмыслять вопросы научного творчества в контексте теории познания. Обращаясь к таким традиционным гносеологическим проблемам, как характер отношения субъекта и объекта познания, роль сознания и бессознательного в познавательном процессе, сущность и критерии человеческого знания вообще и научного знания, в частности, философия может и должна исследовать и проблемы, связанные с научным творчеством. Во-вторых, фактором, оказывающим влияние на появление принципиально новых научных идей и концепций традиционно считается и осмысление так называемых «философских проблем конкретных дисциплин». Собственно, само формулирование этих проблем в качестве философских, к примеру, — вопроса об онтологическом статусе объекта наблюдения в квантовой механике или вопроса о возможности использования категории «цель» в биологической науке, открывает дорогу принципиально новым подходам и нетрадиционным решениям.

Никоим образом не отрицая значимость этих двух путей влияния философии на процессы научного творчества, все же отметим, что это влияние не ограничивается только разработкой философско-методологической проблематики. Обращаясь к осмыслению феномена научного творчества, необходимо, на наш взгляд, учесть и то обстоятельство, что любое творчество так или иначе связано с целостным существованием личности, является ее самоосуществлением. Иными словами, необходимо более глубокое осмысление экзистенциального аспекта научного творчества. Разумеется, данный аспект едва ли подлежит какому-либо исследованию методологического толка, всегда предполагающему разработку некоей «технологии» творческого поиска. Здесь, скорее, важную роль может сыграть тот «полюс» современной философии (если под «современной философией» понимать всю философию ХХ – начала XXI в.), который принято именовать «антисциентистским» или «иррационалистическим». Речь идет о таких, например, направлениях, как философия жизни, экзистенциализм, «фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Та «враждебность» по отношению к науке и разуму, в которой нередко обвиняют представителей вышеназванных (и многих других) подходов, парадоксальным образом может быть осмыслена как стремление реабилитировать науку и разум, так сказать, «очеловечить» их.

Так, пресловутый тезис М. Хайдеггера «наука не мыслит», как неоднократно подчеркивал сам философ, отнюдь не имеет своей целью отрицание ценности науки или утверждение ее более низкого статуса по отношению к философии. Речь скорее идет об очередной попытке очертить пределы компетенции, говоря кантовским языком, «теоретического разума». Если соотнести последний прежде всего с научно-теоретическим познанием, то «мысль», в хайдеггеровской терминологии, есть тот «фон», на котором и осуществляется исследование уже заданной, «размеченной» предметной области, т.е., собственно говоря, работа ученого в той или иной конкретной науке. Эта работа может быть эффективной только в том случае, если само предметное поле той или иной дисциплины, а соответственно, и ее фундаментальные методологические и теоретические положения, не подвергаются проблематизации. Этот необходимый, методологический плодотворный «догматизм» науки и подчеркивается хайдегеровским положением «наука не мыслит».

Однако именно подобное «разграничение полномочий» (наука как исследование заданной предметной области, философия как осмысление условий формирования предметности как таковой) и может оказаться своего рода «переключателем», позволяющим ученому обратиться к экзистенциальным основаниям собственной деятельности. Именно здесь, на уровне этих глубинных оснований, коренятся те интуиции, которые обретают затем форму научных идей, художественных образов, нравственных истин и других «продуктов» духовного творчества. Разумеется, подобная деятельность осмысления может осуществляться только «в индивидуальном режиме» и не подлежит какой-либо объективации и универсализации. Однако именно этот момент и позволяет ученому вырваться на какое-то время из общего теоретического «поля» и обратиться к переживанию собственного существования как к истоку своего творчества.

© Бакеева Е.В., 2013

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55059. Посвята в старшокласники 87 KB
  Шановні радіослухачі У зв’язку з проведенням традиційного свята Посвята в старшокласники до нас прибув почесний гість сам Папа Римський Бенедикт Шістнадцятий. На сцені з’являються Папа Римський і перекладач. Папа Римський. Доброго дня шановні пані та панове Папа римський.
55060. Природно – ресурсний потенціал Полтавської області 55 KB
  Анотація: Розробка уроку для 9 класу, мета якого – визначити особливості географічного положення Полтавської області; розвивати знання про природно – ресурсний потенціал регіону; закріпити вміння і навички працювати з картою і розв’язувати задачі; розвивати аналітичне мислення і творчий підхід до засвоєння матеріалу.
55061. Bасиль Королів-Старий «Потороча хрипка». Що значить бути доброю людиною? 82.5 KB
  Подивилася на нього ще зблизька побачила який вiн наскрiзь мокрий як вiн увесь тремтить iз холоду й нарештi наскiльки вистачило у неї голосу ласкаво промовила: Любий хлопчику Не бiйся мене й скажи чого ти тут шукаєш.– Й вiн заридав. Давно вже вiн не чув щоб хтось озвався до нього ласкавим словом. Вiн ще трохи похлипав й почав розповiдати.
55062. Совершенствование техники выполнения ранее изученных элементов баскетбола 63.5 KB
  Задачи урока: Образовательная ведение мяча по кругу; ведение мяча с изменением направления; передача мяча в парах в движении; ведение мяча два шага бросок в кольцо;...
55063. Як досягти поваги в колективі 44 KB
  3 група філологи добирають вислови видатних людей про дружбу і колективізм. Повідомлення теми уроку Тема нашого уроку: Як досягти поваги в колективі. Культурна людина бажана в будь – якому колективі.
55064. Поведінка учня. Безпека школяра. Правила поведінки учня під час шкільних масових заходів 81 KB
  Що таке звичка ввічливої поведінки Яка це звичка Які інші корисні звички для зміцнення здоров’я вам відомі Чому ви самі поважаєте себе якщо можете самостійно виховати в собі корисні риси Згадайте свої маленькі перемоги над собою. Як ви допомагаєте виробити корисні звички друзям Як ви спілкуєтесь зі своїми...
55065. Програма Power Point на уроках української мови та літератури як засіб формування інноваційної особистості 6.61 MB
  І тут на допомогу приходить візуалізація за допомогою комп’ютерної презентації. Застосування цієї програми дає можливість учителеві та учням складати презентації для організації інформаційної підтримки під час підготовки й проведення уроківє унікальною можливістю демонстрації пропонованого матеріалу...
55066. Щастя. Як ми його розуміємо? 45 KB
  Тема: Щастя. Практична: Поглибити знання учнів про диспут та його проведення розширити розуміння поняття щастя виховувати людяність працьовитість любов до людей чесність. Щастя не слава не гроші Все це минає. Щастя це друзі хороші Шана людськая Олександр Підсуха.
55067. Грай, трембіто, дзвеніть, цимбали 533.5 KB
  Обладнання: кабінет образотворчого мистецтва зразки народних інструментів: трембіти роги цимбали; відеоматеріали. Тут грали і на скрипці і на сопілці особливо любили цимбали. У цій хаті жив і учився робити цимбали В.