15589

ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Научная статья

Логика и философия

Е.В. Бакеева д. филос. н. доц. Уральский федеральный университет ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТНАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Проблематика научного творчества приобретает все большую актуальность в современной философии и методологии науки. Стало вполне привычным...

Русский

2013-06-15

31.5 KB

1 чел.

Е.В. Бакеева, д. филос. н., доц.

Уральский федеральный университет

ФИЛОСОФИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

Проблематика научного творчества приобретает все большую актуальность в современной философии и методологии науки. Стало вполне привычным выражение «логика научного открытия», разрабатываются различные модели творческого поиска в науке, предпринимаются различные попытки применить в методологии научного творчества всевозможные методики, предлагаемые эвристикой — наукой о «закономерностях творчества». Роль философии в разработке этой проблематики, как правило, рассматривается в двух основных аспектах. Во-первых, предполагается, что философия должна осмыслять вопросы научного творчества в контексте теории познания. Обращаясь к таким традиционным гносеологическим проблемам, как характер отношения субъекта и объекта познания, роль сознания и бессознательного в познавательном процессе, сущность и критерии человеческого знания вообще и научного знания, в частности, философия может и должна исследовать и проблемы, связанные с научным творчеством. Во-вторых, фактором, оказывающим влияние на появление принципиально новых научных идей и концепций традиционно считается и осмысление так называемых «философских проблем конкретных дисциплин». Собственно, само формулирование этих проблем в качестве философских, к примеру, — вопроса об онтологическом статусе объекта наблюдения в квантовой механике или вопроса о возможности использования категории «цель» в биологической науке, открывает дорогу принципиально новым подходам и нетрадиционным решениям.

Никоим образом не отрицая значимость этих двух путей влияния философии на процессы научного творчества, все же отметим, что это влияние не ограничивается только разработкой философско-методологической проблематики. Обращаясь к осмыслению феномена научного творчества, необходимо, на наш взгляд, учесть и то обстоятельство, что любое творчество так или иначе связано с целостным существованием личности, является ее самоосуществлением. Иными словами, необходимо более глубокое осмысление экзистенциального аспекта научного творчества. Разумеется, данный аспект едва ли подлежит какому-либо исследованию методологического толка, всегда предполагающему разработку некоей «технологии» творческого поиска. Здесь, скорее, важную роль может сыграть тот «полюс» современной философии (если под «современной философией» понимать всю философию ХХ – начала XXI в.), который принято именовать «антисциентистским» или «иррационалистическим». Речь идет о таких, например, направлениях, как философия жизни, экзистенциализм, «фундаментальная онтология» М. Хайдеггера. Та «враждебность» по отношению к науке и разуму, в которой нередко обвиняют представителей вышеназванных (и многих других) подходов, парадоксальным образом может быть осмыслена как стремление реабилитировать науку и разум, так сказать, «очеловечить» их.

Так, пресловутый тезис М. Хайдеггера «наука не мыслит», как неоднократно подчеркивал сам философ, отнюдь не имеет своей целью отрицание ценности науки или утверждение ее более низкого статуса по отношению к философии. Речь скорее идет об очередной попытке очертить пределы компетенции, говоря кантовским языком, «теоретического разума». Если соотнести последний прежде всего с научно-теоретическим познанием, то «мысль», в хайдеггеровской терминологии, есть тот «фон», на котором и осуществляется исследование уже заданной, «размеченной» предметной области, т.е., собственно говоря, работа ученого в той или иной конкретной науке. Эта работа может быть эффективной только в том случае, если само предметное поле той или иной дисциплины, а соответственно, и ее фундаментальные методологические и теоретические положения, не подвергаются проблематизации. Этот необходимый, методологический плодотворный «догматизм» науки и подчеркивается хайдегеровским положением «наука не мыслит».

Однако именно подобное «разграничение полномочий» (наука как исследование заданной предметной области, философия как осмысление условий формирования предметности как таковой) и может оказаться своего рода «переключателем», позволяющим ученому обратиться к экзистенциальным основаниям собственной деятельности. Именно здесь, на уровне этих глубинных оснований, коренятся те интуиции, которые обретают затем форму научных идей, художественных образов, нравственных истин и других «продуктов» духовного творчества. Разумеется, подобная деятельность осмысления может осуществляться только «в индивидуальном режиме» и не подлежит какой-либо объективации и универсализации. Однако именно этот момент и позволяет ученому вырваться на какое-то время из общего теоретического «поля» и обратиться к переживанию собственного существования как к истоку своего творчества.

© Бакеева Е.В., 2013

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11295. Определение индукции магнитного поля соленоида 254 KB
  Определение индукции магнитного поля соленоида Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику определения индукции магнитного поля соленоида. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в лаборат
11296. Изучение автоколебаний (на примере лампового генератора) 471 KB
  Изучение автоколебаний на примере лампового генератора Указания содержат краткое описание метода и экспериментальной установки для изучения автоколебаний в простейшем ламповом генераторе с индуктивной обратной связью определение частоты электромагнитны...
11297. Исследование электростатического поля, лабораторная работа 429 KB
  Исследование электростатического поля Указания содержат краткое описание измерительной установки и методику исследования электростатического поля. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в лабораторно
11298. Исследование цепей постоянного тока с помощью правил Кирхгофа 238.5 KB
  Исследование цепей постоянного тока с помощью правил Кирхгофа Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов при подготовке к лабораторному практикуму и рейтинговому контролю Исследование цепей постоянного тока с помощью пра...
11299. Работа источника тока в замкнутой цепи 226 KB
  Работа источника тока в замкнутой цепи Указания содержат краткое описание работы источника тока в замкнутой цепи и методику определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальнос
11300. Измерение сопротивлений резисторов 331 KB
  Измерение сопротивлений резисторов Указания содержат краткое описание рабочей установки и методики определения сопротивлений резисторов методом моста Уинстона. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения ...
11301. СТВОРЕННЯ КОМФОРТНИХ УМОВ ПРАЦІ НА ВИРОБНИЦТВІ 112.5 KB
  Лекція 5 СТВОРЕННЯ КОМФОРТНИХ УМОВ ПРАЦІ НА ВИРОБНИЦТВІ Програмна анотація Вимоги до опалення вентиляції та кондиціонування повітря виробничих навчальних та побутових приміщень Види освітлення. Природне освітлення. Штучне освітлення: робоче та аварійне. ...
11302. ЗАГАЛЬНІ ПИТАННЯ БЕЗПЕКИ ПРАЦІ 88.5 KB
  Лекція 7 ЗАГАЛЬНІ ПИТАННЯ БЕЗПЕКИ ПРАЦІ Програмна анотація Основні терміни та визначення Перелік робіт з підвищеною небезпекою для виконання яких потрібне попереднє спеціальне навчання і щорічна перевірка знань працівників з питань охорони праці Зони не...
11303. ОРГАНІЗАЦІЯ ПРОТИПОЖЕЖНОГО ЗАХИСТУ, ПРОТИПОЖЕЖНА ПРОФІЛАКТИКА 159.5 KB
  Лекція 8 ОРГАНІЗАЦІЯ ПРОТИПОЖЕЖНОГО ЗАХИСТУ протиПОЖЕЖна ПРОФІЛАКТИКА Програмна анотація Пожежі та причини їх виникнення Організація протипожежного захисту на виробництві Засоби пожежогасіння Пожежний зв’язок та сигналізація Пожежі та прич...