15590

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП И «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» Э. ЯНЧА

Научная статья

Логика и философия

М.Р. Зобова к. филос. н. доц. СанктПетербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. БончБруевича АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП И ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Э. ЯНЧА Антропный принцип выдвинутый в 1973 г. английским физиком Б. Картером1 стал средо

Русский

2013-06-15

43 KB

3 чел.

М.Р. Зобова, к. филос. н., доц.

Санкт-Петербургский государственный

университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП И «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» Э. ЯНЧА

Антропный принцип, выдвинутый в 1973 г. английским физиком Б. Картером1, стал средоточием так называемой постнеклассической парадигмы и служит «пробным камнем» для представителей новой эволюционной методологии. Суть его такая: Я существую, значит, мир таков, каков он есть. При всем разнообразии формулировок современного антропного принципа — от телеологических до синергетических — смысл его в признании соизмеримости, взаимном соответствии человека и Вселенной. Происходит возрождение античного принципа тождества микрокосмоса и макрокосмоса. Антропный принцип утверждает, что среди путей развития человечества есть «удачный», ведущий к некому «суператтрактору» («царство божие на земле», «рай», «коммунизм» и т.д.). Надо, чтобы этот путь развития был отобран в процессе социальной эволюции. Причем история человечества показывает, что черты движения к суператтрактору неоднократно проявлялись в прошлом — в виде «пунктира». Синергетика (как и глобальный эволюционизм, о котором пойдет речь) коррелирует с антропным принципом именно в этой части, поскольку утверждает, что чередование хаоса и порядка присуще самоорганизующейся системе.

В начале 1980-х гг. стала известной во всем мире книга Э. Янча, австро-американского философа, «Самоорганизующаяся Вселенная»2, где в развернутом виде изложена эволюционная модель Вселенной. Центральными аспектами его концепции являются, во-первых, самоорганизация системных процессов, во-вторых, их коэволюция с окружающей средой и, в-третьих, эволюция закономерностей самих эволюционных процессов. Видный ученый-астроном, член Римского клуба, Э. Янч исследует динамику самоорганизации когерентных систем, развивающихся через последовательность структур и поддерживающих свою целостность (автопоэзис). Простейшим уровнем, на котором может быть рассмотрена динамика такого рода, является уровень диссипативных структур, возникающих в самоорганизующихся химических реакциях. Нелинейной неравновесной термодинамикой была выявлена асимметрия процессов; возник новый предмет — уровень кооперативных явлений, приводящих к спонтанному образованию и эволюции структур, где вступает в игру новый упорядочивающий принцип — «порядок из хаоса». Согласно Э. Янчу, сильная неравновесность в самоорганизующихся процессах поддерживается непрерывным обменом веществом и энергией с окружающей средой (метаболизм). Динамика таких устойчивых структур получила название «автопоэзис» (самовоспроизводство), который представляет собой выражение фундаментальной дополнительности структуры и функции, обусловленных динамическими соотношениями, через которые становится возможной самоорганизации3. Самоорганизующаяся система характеризуется некоторой автономией по отношению к окружающей среде, что можно понимать как примитивную форму сознания (на этом настаивали чилийские авторы Ф. Варела и У. Матурана4). Эволюция неравновесных систем рассматривается Э. Янчем как последовательность автопоэтических структур. Существенная особенность — наличие автокатализа и обратной связи, в результате которых повышается вероятность нарушения гомеостазиса системы, что приводит к возникновению новой структуры. При этом главную роль играют не макроскопические средние значения, а взрывное нарастание микрофлуктуаций. На стадии рождения новых структур остается в силе принцип максимального производства энтропии: система растрачивает энергию ради возникновения новой структуры. Качество новой структуры не предопределено, а ее будущее неопределенно (далеко не для всех систем успешно решается «проблема структурной устойчивости»).

Э. Янч в начале книги в самых общих чертах излагает космологическую теорию эволюции Вселенной (сближаясь при этом со «стандартной моделью» С. Вайнберга), акцентируя границы между различными стадиями эволюции как нарушения симметрии. Это и образование в начальных фазах (после Большого Взрыва) разных типов физических взаимодействий, и очень небольшой избыток частиц над античастицами, и переход к тяжелым частицам и атомам, и т.д. Кажется возможным представить физическую вселенную в терминах нарушения базовых симметрий — не в настоящем, а прослеживая ее эволюцию, вплоть до ее возникновения, или, по крайней мере, до начала фазы расширения, в которой она сегодня себя находит5. В результате такой космической коэволюции вещество, находящееся на разных уровнях, определенным образом распределилось в пространстве-времени Вселенной.

Далее, Э. Янч подробно прослеживает взаимосвязь между ветвями биологической и социокультурной эволюции на всем ее протяжении от диссипативных структур до саморефлексирующего разума. Последний этап эволюции характеризуется передачей и использованием информации в смысле сохранения прошлого опыта. Становится возможным самотрансцензус, т.е. выход системы за рамки собственной динамики. С позиции социобиологии автор описывает развитие социальных структур, которым руководил метаболический разум6. Нейронный разум можно обнаружить уже в животном мире, считает он. Саморефлексирующий разум на высоких ступенях развития создает все богатство символических представлений внутреннего и внешнего мира. С этой потенциальной силой возникает материально-техническая и социальная технология. Аутопоэтические структуры саморефлексивного разума — отдельные идеи, планы и взгляды, как и макроструктуры религий и идеологий — регулируют жизнь и эволюцию наших социальных макросистем от семей, групп, обществ и наций до систем мировой кооперации. Как индивиды, мы живем, так сказать, в коэволюции с самими собой, с нашими собственными ментальными продуктами7.

То, что все объекты Вселенной проявляют ее общие свойства, признано философами давно, но то, что высшие уровни организации являются модификацией фаз ее (Вселенной) развертывания в ходе эволюции, начинают понимать только сейчас на основе новейших космологических открытий. Антропный принцип нацелен именно на поиски единства прошлого и будущего Вселенной во всех аспектах ее эволюции. В общем и целом, в работе Э. Янча Вселенная предстает как целостная автопоэтическая структура. То, что принято называть прогрессом, с позиций антропного принципа можно обозначить как направленность к суператтрактору или к «точке Омега». Подобная направленность «пунктирно» прослеживается в эволюции Вселенной. Э. Янч неоднократно на это указывает. В поиске сближений антропного принципа и науки следует избегать телеологии, с одной стороны, и редукционизма — с другой стороны. При этом могут возникнуть парадоксы (что хорошо!), связанные с исчерпанием методов и расширением предмета исследования. Тем не менее, подобные сближения антропного принципа и науки ведут к их взаимному обогащению и развитию.

1 Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: Теории и наблюдения. М., 1978. С. 369–379.

2 Jantsch E. The Self-Organizing Universe: Scientific and Human Implications оf the Emerging Paradigm of Evolution. Oxford; N.Y.; Toronto; Sydney; Paris; Frankfurt: Pergamon Press, 1980.

3 Ibid. P. 135–156.

4 Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

5 Jantsch E. Op. cit. P. 77–78.

6 Ibid. P. 174.

7 Ibid. P. 176–177.

© Зобова М.Р., 2013

PAGE  12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82500. Характеристика правовой системы социалистических стран 25.95 KB
  Социалистическая система действительно представляет собой упрощенный и сильно идеологизированный вариант романогерманской правовой системы с более низким уровнем юридической техники. Среди специфических черт социалистической правовой системы резкое уменьшение частноправовой сферы связанное с идеями обобществления производства и уничтожения частной собственности на средства производства. В первый период развития социалистической правовой системы существенное влияние имел тезис о классовом характере социалистического права.
82501. Общая характеристика англо-саксонской правовой системы (правовой семьи общего права) 25.43 KB
  Данная семья характеризуется следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент правила поведения сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела; ведущая роль в формировании права правотворчестве отводится суду который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте находятся не обязанности а права человека и гражданина защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь...
82503. Характеристика прецедента как источника права в системе общего права Англии 25.62 KB
  Решения высшей инстанции палаты лордов обязательны для всех других судов. Апелляционный суд состоящий из двух отделений гражданского и уголовного обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд все его отделения связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций а также не будучи строго обязательны влияют на рассмотрение дел в его отделениях. Окружные и магистратские суды обязаны следовать...
82504. Общая характеристика судебной системы Великобритании 25.93 KB
  Судебная система Великобритании включает в себя: магистратские суды рассматривают как правило без участия присяжных заседателей преступления не представляющие значительной общественной опасности преступления по обвинительному акту тяжкие преступления гражданские иски административные дела; суды графств являются основными судами первой инстанции по гражданским делам; Верховный суд Великобритании. Особенности судебной системы Великобритании проявляются в наличии следующих судов: Королевский суд Лондона это высшая инстанция...
82505. Формирование американского права 27.12 KB
  Ллевелина Традиции общего права выделяются три периода развития американского права: первый с 1800 г. Богдановская выделяет четыре этапа в развитии американского права. Первый этап утверждения прецедентного права в колониальный период.
82506. Особенности и тенденции развития современного американского права 27.6 KB
  Федеративное устройство США ставит на повестку дня вопрос о единстве правовой системы страны. Наличие Конституции США ограничивает свободу действий как законодательных так и судебных органов в части внесения изменений в организацию правосудия. Втретьих реализация принципа разделения властей дополняет с введением судебного контроля за конституционностью законов При этом Верховный суд США напоминает скорее законодательный чем правоприменительный орган особенно когда создаваемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело а на дела...
82507. Характеристика судебной системы США 26.5 KB
  Кроме того в систему федеральных судов входят так называемые специализированные суды имеющие отдельную компетенцию с правом вынесения приговоров и решений налоговый суд суд по делам военнослужащих суд по таможенным и патентным делам претензионный суд. Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные окружные суды осуществляют проверку решений районных судов а также рассматривают жалобы на решения ряда административных квазисудебных органов например Национального управления...
82508. Общая характеристика мусульманской правовой семьи 28.91 KB
  История развития мусульманской правовой системы неразрывно связана с формированием мусульманской религиозной культуры. Но в Коране было упомянуто о том что мнение единое во всей мусульманской общине не может быть неверным. Иджма мнение по правовым вопросам авторитетных ученыхтеологов которое представлено как мнение всей мусульманской общины.