15590

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП И «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» Э. ЯНЧА

Научная статья

Логика и философия

М.Р. Зобова к. филос. н. доц. СанктПетербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. БончБруевича АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП И ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Э. ЯНЧА Антропный принцип выдвинутый в 1973 г. английским физиком Б. Картером1 стал средо

Русский

2013-06-15

43 KB

3 чел.

М.Р. Зобова, к. филос. н., доц.

Санкт-Петербургский государственный

университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП И «ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» Э. ЯНЧА

Антропный принцип, выдвинутый в 1973 г. английским физиком Б. Картером1, стал средоточием так называемой постнеклассической парадигмы и служит «пробным камнем» для представителей новой эволюционной методологии. Суть его такая: Я существую, значит, мир таков, каков он есть. При всем разнообразии формулировок современного антропного принципа — от телеологических до синергетических — смысл его в признании соизмеримости, взаимном соответствии человека и Вселенной. Происходит возрождение античного принципа тождества микрокосмоса и макрокосмоса. Антропный принцип утверждает, что среди путей развития человечества есть «удачный», ведущий к некому «суператтрактору» («царство божие на земле», «рай», «коммунизм» и т.д.). Надо, чтобы этот путь развития был отобран в процессе социальной эволюции. Причем история человечества показывает, что черты движения к суператтрактору неоднократно проявлялись в прошлом — в виде «пунктира». Синергетика (как и глобальный эволюционизм, о котором пойдет речь) коррелирует с антропным принципом именно в этой части, поскольку утверждает, что чередование хаоса и порядка присуще самоорганизующейся системе.

В начале 1980-х гг. стала известной во всем мире книга Э. Янча, австро-американского философа, «Самоорганизующаяся Вселенная»2, где в развернутом виде изложена эволюционная модель Вселенной. Центральными аспектами его концепции являются, во-первых, самоорганизация системных процессов, во-вторых, их коэволюция с окружающей средой и, в-третьих, эволюция закономерностей самих эволюционных процессов. Видный ученый-астроном, член Римского клуба, Э. Янч исследует динамику самоорганизации когерентных систем, развивающихся через последовательность структур и поддерживающих свою целостность (автопоэзис). Простейшим уровнем, на котором может быть рассмотрена динамика такого рода, является уровень диссипативных структур, возникающих в самоорганизующихся химических реакциях. Нелинейной неравновесной термодинамикой была выявлена асимметрия процессов; возник новый предмет — уровень кооперативных явлений, приводящих к спонтанному образованию и эволюции структур, где вступает в игру новый упорядочивающий принцип — «порядок из хаоса». Согласно Э. Янчу, сильная неравновесность в самоорганизующихся процессах поддерживается непрерывным обменом веществом и энергией с окружающей средой (метаболизм). Динамика таких устойчивых структур получила название «автопоэзис» (самовоспроизводство), который представляет собой выражение фундаментальной дополнительности структуры и функции, обусловленных динамическими соотношениями, через которые становится возможной самоорганизации3. Самоорганизующаяся система характеризуется некоторой автономией по отношению к окружающей среде, что можно понимать как примитивную форму сознания (на этом настаивали чилийские авторы Ф. Варела и У. Матурана4). Эволюция неравновесных систем рассматривается Э. Янчем как последовательность автопоэтических структур. Существенная особенность — наличие автокатализа и обратной связи, в результате которых повышается вероятность нарушения гомеостазиса системы, что приводит к возникновению новой структуры. При этом главную роль играют не макроскопические средние значения, а взрывное нарастание микрофлуктуаций. На стадии рождения новых структур остается в силе принцип максимального производства энтропии: система растрачивает энергию ради возникновения новой структуры. Качество новой структуры не предопределено, а ее будущее неопределенно (далеко не для всех систем успешно решается «проблема структурной устойчивости»).

Э. Янч в начале книги в самых общих чертах излагает космологическую теорию эволюции Вселенной (сближаясь при этом со «стандартной моделью» С. Вайнберга), акцентируя границы между различными стадиями эволюции как нарушения симметрии. Это и образование в начальных фазах (после Большого Взрыва) разных типов физических взаимодействий, и очень небольшой избыток частиц над античастицами, и переход к тяжелым частицам и атомам, и т.д. Кажется возможным представить физическую вселенную в терминах нарушения базовых симметрий — не в настоящем, а прослеживая ее эволюцию, вплоть до ее возникновения, или, по крайней мере, до начала фазы расширения, в которой она сегодня себя находит5. В результате такой космической коэволюции вещество, находящееся на разных уровнях, определенным образом распределилось в пространстве-времени Вселенной.

Далее, Э. Янч подробно прослеживает взаимосвязь между ветвями биологической и социокультурной эволюции на всем ее протяжении от диссипативных структур до саморефлексирующего разума. Последний этап эволюции характеризуется передачей и использованием информации в смысле сохранения прошлого опыта. Становится возможным самотрансцензус, т.е. выход системы за рамки собственной динамики. С позиции социобиологии автор описывает развитие социальных структур, которым руководил метаболический разум6. Нейронный разум можно обнаружить уже в животном мире, считает он. Саморефлексирующий разум на высоких ступенях развития создает все богатство символических представлений внутреннего и внешнего мира. С этой потенциальной силой возникает материально-техническая и социальная технология. Аутопоэтические структуры саморефлексивного разума — отдельные идеи, планы и взгляды, как и макроструктуры религий и идеологий — регулируют жизнь и эволюцию наших социальных макросистем от семей, групп, обществ и наций до систем мировой кооперации. Как индивиды, мы живем, так сказать, в коэволюции с самими собой, с нашими собственными ментальными продуктами7.

То, что все объекты Вселенной проявляют ее общие свойства, признано философами давно, но то, что высшие уровни организации являются модификацией фаз ее (Вселенной) развертывания в ходе эволюции, начинают понимать только сейчас на основе новейших космологических открытий. Антропный принцип нацелен именно на поиски единства прошлого и будущего Вселенной во всех аспектах ее эволюции. В общем и целом, в работе Э. Янча Вселенная предстает как целостная автопоэтическая структура. То, что принято называть прогрессом, с позиций антропного принципа можно обозначить как направленность к суператтрактору или к «точке Омега». Подобная направленность «пунктирно» прослеживается в эволюции Вселенной. Э. Янч неоднократно на это указывает. В поиске сближений антропного принципа и науки следует избегать телеологии, с одной стороны, и редукционизма — с другой стороны. При этом могут возникнуть парадоксы (что хорошо!), связанные с исчерпанием методов и расширением предмета исследования. Тем не менее, подобные сближения антропного принципа и науки ведут к их взаимному обогащению и развитию.

1 Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: Теории и наблюдения. М., 1978. С. 369–379.

2 Jantsch E. The Self-Organizing Universe: Scientific and Human Implications оf the Emerging Paradigm of Evolution. Oxford; N.Y.; Toronto; Sydney; Paris; Frankfurt: Pergamon Press, 1980.

3 Ibid. P. 135–156.

4 Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

5 Jantsch E. Op. cit. P. 77–78.

6 Ibid. P. 174.

7 Ibid. P. 176–177.

© Зобова М.Р., 2013

PAGE  12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50207. Нечеткая логика 68 KB
  Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности. 1. Гадость – сойдет – неплохо
50208. Вивчення дисперсійної спектральної призми 242.5 KB
  Гоніометр Г5М складається з таких основних частин: коліматора суміщеного з ртутною лампою яка захищена металевим кожухом поворотного столика зорової труби та основи гоніометра основа гоніометра; обєктив коліматора; об'єктив зорової труби; окуляр зорової труби; відліковий мікроскоп;...
50209. Нечеткая логика 68 KB
  Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности. 1. Казанова – Генрих VIII – верный лебедь
50210. Визначення продуктивності ультразвукового прошивального верстата 476.5 KB
  Плакати: загальний вид ультразвукового верстата й схема його роботи. Призначення ультразвукового прошивального верстата Ультразвуковий прошивальний верстат призначений для виготовлення або доведення отворів різної форми в деталях із твердих тендітних матеріалів як струмопровідних так і діелектриків стекло сітали кераміка ферити кремній германій рубін алмази тверді сплави й ін. Опис принципової схеми ультразвукового прошивального верстата мал.
50211. Визначення довжини світлової хвилі за допомогою біпризми Френеля 459 KB
  2 Прилади і матеріали Біпризма Френеля джерело світла – лампочка розжарювання розсувна щілина оптичний мікроскоп вертикальна масштабна шкала лінійка світлофільтри Опис установки Для пояснення методу отримання інтерференційної картини за допомогою біпризми Френеля необхідно використати оптичну схему яка наведена на рис. 1 1 – джерело світла із змінними світлофільтрами; 2 – конденсорна лінза; 3 –розсувна щілина; 4 – біпризма Френеля; 5 – оптичний мікроскоп. Увімкнути джерело світла 1 в мережу 220 В.
50212. Вивчення особливостей коливальної системи ультразвукових верстатів і визначення змін швидкості робочої подачі інструмента при прошиванні отвору 139.5 KB
  Перетворювача електричних коливань у механічні; Концентратора трансформатора пружних коливань який збільшує амплітуду коливань перетворювача та погоджує параметри перетворювача та навантаження; Виконують роль ланок резонансної довжини при пере дачі коливань від перетворювача інструмента та в робочу зону. Амплітуда коливань торця перетворювача звичайно не більше за 5.
50213. Дослідження властивостей напівпровідників методом ефекту Холла 75 KB
  Схема вимірювання питомого опору зразка і холлівської різниці потенціалів зображена на рис. – досліджуваний зразок; 1 – зонд для вимірювання холлівської напруги; 2 – зонд для вимірювання питомого опору. Зразки на яких проводяться вимірювання мають форму паралелепіпеда і закріплені на спеціальному держаку. Зонди для вимірювання питомого опору та холлівської напруги припаюють до зразка припоєм підібраним так щоб зменшити перехідний опір.
50215. Визначення радіуса кривизни лінзи допомогою кілець Ньютона 235 KB
  1 вміти описати утворення інтерференційних смуг однакової товщини та кілець Ньютона 2.5 Прилади і матеріали Мікроскоп плоскоопукла лінза великого радіуса кривизни плоскопаралельна пластинка освітлювач з блоком живлення світлофільтри Теоретичні відомості та опис установки Оптична схема для спостереження кілець Ньютона у відбитому світлі в даній лабораторній роботі наведена на рис. Якщо визначити експериментально радіуси темних – го і – го кілець Ньютона то із співвідношень 2.