15597

РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Научная статья

Логика и философия

В.А. Чумаков инж. г. Дзержинск РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Существующее понимание исторического процесса можно разделить на три субстанционных подхода. Одним из первых был сформулирован идеалистический подход представители которого считают созн

Русский

2013-06-15

60 KB

2 чел.

В.А. Чумаков, инж.

г. Дзержинск

РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Существующее понимание исторического процесса можно разделить на три субстанционных подхода. Одним из первых был сформулирован идеалистический подход, представители которого считают сознание людей, идеи, мировой дух конечной причиной всех общественных явлений, исторических событий, социальных процессов. Представители натуралистического подхода в качестве субстанции (первоосновы) жизни и развития общества выбирают природные факторы (климатические условия, географическую среду, биологические и расовые особенности людей). К. Маркс и Ф. Энгельс разработали материалистический подход к анализу общества или материалистическое понимание истории, которое переносит материалистическое решение основного вопроса философии в сферу социальных явлений истории человечества.

Маркс в своем предисловии к «Критике политической экономии» 1859 г. представляет причины исторического развития следующим образом: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями… Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции»1 (выделено нами. — В.Ч.). Из первого предложения следует, что глагол «определяет» обозначает жесткую заданность, обусловленность сознания бытием, фактически, исключая обратное воздействие сознания на бытие. Однако саморазвитие общественного бытия без сознательного, творческого вмешательства человека невозможно; человечество, в противном случае, до сих пор находилось бы в первобытном состоянии. К счастью этого не случилось. Оно прошло большой путь развития, миновав рабовладельческую и феодальную формацию, пребывая ныне, в своем большинстве, в капиталистической формации. Все материальные изменения в обществе происходили под воздействием сознания и интеллекта человека. Как ни странно, еще раньше, в 1844 г. оба основоположника марксизма справедливо указывали, что: «История не есть какая-то роковая сила, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»2. Однако Маркс впоследствии выбрал одностороннее воздействие общественного бытия на общественное сознание, хотя материализм, в смысле материалистического решения основного вопроса философии, освещает только момент зарождения Вселенной, и, по словам Энгельса, всякое его иное употребление «вносит путаницу». Противоречивость взглядов Маркса носит характер философской загадки, имеющей решение, скорее всего, в эволюции его мировоззрения, происходившей за эти годы. Но кто или что повлияло на изменение представлений Маркса о сути социального развития остается неизвестным. Раскрыть эту тайну должны биографы и исследователи его творчества.

Для понимания последующего изложения автор кратко напомнит систему понятий обобщенного МЦФ-анализа, используемую им в исследовании социально-экономического развития общества. Она делится на ментальную (М), цивилизационную (Ц) и формационную (Ф) составляющие (компоненты) общества. Основой цивилизационной составляющей являются производительные силы, техника, технология, разнообразные науки, все сферы деятельности: образование, медицина, искусство и т.д., а также собственные идеальные структуры в виде индивидуального и коллективного разума, что говорит об относительной ее самостоятельности. В основе формационной компоненты лежат материальные социально-экономические отношения (производственные отношения — по Марксу), а также политическая и правовая сферы деятельности, и связанные с ними социальные институты. Имеющиеся идеологические структуры антагонистических классов состоят в постоянном информационном противоборстве. Ментальная составляющая является идеальной, духовной основой общества, включающая мировоззрение, убеждение, общественное мнение, нравственность, волевые, интеллектуальные и т.п. психические качества, присущие общественному сознанию. Хотя ментальная компонента взаимодействует и с цивилизационной, но основное ее воздействие направлено на формационную составляющую общества. Общественное бытие представляет совокупность цивилизационной и формационной составляющих общества3.

Указывая на «противоречия» и даже «конфликты» между производительными силами и социально-экономическими отношениями, которые превращаются в «оковы», в результате чего «наступает эпоха социальных революций», Маркс, однако, не раскрывает сущность общественного «детектора» чувствительного к несоответствию производительных сил и социально-экономических отношений, который должен подать сигнал к социальному переустройству общества. Учебники истмата упоминали о «диалектике производительных сил и социально-экономических отношений», но также не объясняли подробности этого, растянутого во времени «диалектического» процесса. Не понятно, также, какой закон диалектики используется в этом случае, и кто дает сигнал к обострению классовой борьбы. Поиски чувствительного элемента и источника сигнала приведут нас к психике человека и человеческого общества вообще. Единственным элементом, способным открыть «эпоху социальных революций» является общественное сознание — менталитет общества, однако он не может ощутить замедление в развитии производительных сил. Люди ощущают несправедливость социального устройства, испытывая унижение и эксплуатацию хозяев средств производства, однако, они не в силах заметить отставание производительных сил, к тому же невозможно заранее определить уровень их развития, который они могли бы достигнуть при других социально-экономических отношениях. Общественное сознание народных масс, осознав порочность существующей материальной формационной составляющей, побуждает общество к ее изменению, активизируя классовую борьбу. Основной причиной наступления «эпохи социальных революций» является степень эксплуатации и унижения народных масс, т.е., «в конечном счете», форма собственности на средства производства. Если классовая борьба приводит к прогрессивной смене социально-экономических отношений, то производительные силы получают новые возможности для своего последующего развития. Академик В.А. Кириллин, председатель госкомитета СССР по науке и технике, еще в 1986 г. признался, что: «17 и особенно 18 век оказался временем значительного ускорения в развитии техники. Причинами этого явилась замена путем буржуазной революции в наиболее экономических развитых странах феодального общественного строя капиталистическим»4.

Конечно, большинство людей довольствуются существующим бытием, частично подтверждая мысль Маркса. Однако психологи утверждают, что среди людей имеется примерно 5–10 % личностей, остро воспринимающих действительность, сомневающихся, которые видят недостатки бытия и способны бороться с ними. В их число входят изобретатели, ученые, политики, лидеры политических партий, общественные деятели, предприниматели и т.п. Эти люди рассматривают бытие как арену своей активной деятельности. Идеальная деятельность отдельных личностей, материализуясь, постепенно становится идеальным достоянием народных масс, основой общественного сознания, побуждая их к коллективным действиям для изменения общественного бытия. 

Изменение общественного сознания подчиняется диалектической закономерности накопления — переходу количества в качество. Когда народному терпению приходит конец, наступает качественный скачок в общественном сознании, который через действие закономерности единства и борьбы противоположностей, существующей всегда между имущими и неимущими классами, «включает» начало активной фазы классовой борьбы. При благоприятном стечении субъективных и объективных обстоятельств может произойти смена социально-экономических отношений, т.е. изменение формационной составляющей, которая дает свободу дальнейшему развитию производительных сил, обеспечивая прогрессивное развитие цивилизационной составляющей общества. На поверхность выступает принцип организации, включающий в себя функции управления и регулирования, практически так, как это происходит при ведении натурального хозяйства. Хороший организатор, зная состояние своего владения (бытия), в голове (сознании) составляет реальные планы его дальнейшего улучшения, которые, реализуясь, обновляют хозяйство в нужном направлении. Подобный процесс регулирования бытия на основе мышления происходит непрерывно, как на индивидуальном, так и на социальном уровне.

Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания (менталитета) напоминает механизм регулирования некоторого технического устройства. Оно состоит из объекта, регулятора и исполнительного механизма, воздействующего на объект регулирования. Прямые и обратные линии связи схемы регулирования образуют кольцевую структуру. Регулятор настраивается на обеспечение заданного режима изменения состояния объекта. Это может быть функция стабильного состояния; изменяющегося по определенному закону, например, линейно нарастающему, которое обеспечивает прогрессивное изменение регулируемого параметра или иметь циклический характер, как при управлении работой стиральной машины. Если регулятор перестает выдавать управляющие сигналы, объект, предоставленный сам себе, переходит в хаотическое, непредсказуемое состояние, вызванное внешними возмущениями, которые не всегда приводят к прогрессивным изменениям. Такое бывало и в истории отечества, в период смутного времени начала XVII в., а также при восшествии царя Петра I на престол. К подобным моментам можно отнести революционные события 1917–1920 гг., да и мутные времена контрреволюции 1991–1993 гг.

Развитие общества представляет работу громадного регулятивного устройства, состоящего из множества объектов и связей, подчиняющихся аналогичным по сложности регуляторам. Регулирование социума, несомненно, имеет существенные отличия от технического регулирования, в котором известен возможный диапазон изменения возмущений и регулятор рассчитывается на быстрейшее устранение их воздействия на объект. К сожалению, бытие и сознание общества имеют колоссальный объем и инерцию; бытие «яростно» сопротивляется всяким изменениям, а воздействие сознания достаточно мало, что требует значительного времени накопления, для появления действенных команд на изменение бытия. По этой причине развитие социума происходит в замедленном темпе, проявляется в тенденции, имея вероятностный характер, хотя и склонно к ускорению, по мере продвижения по ступеням формационных изменений. По словам Ф. Энгельса развитие социума образуется из множества разнонаправленных «воль», равнодействующая которых определяет направление движения общества, являясь, в первом приближении, регулирующей функцией социального регулятора.

Регулирование цивилизационной и формационной составляющих имеют существенные различия. Регулирование цивилизационной составляющей разбивается на множество локальных схем управления объектов бытия небольшого масштаба: отрасли, компании, предприятия, института, лаборатории изобретателя или ученого. В соответствии с этим суживается регулирующее воздействие ментальной компоненты, основной сигнал на возможность роста цивилизационной составляющей поступает от формационной компоненты. Большое значение отводится непосредственному лидеру объекта управления и его команде — главным элементам регулятора цивилизационной компоненты. Процесс регулирования, в основном, не выходит за рамки цивилизационной составляющей, что позволяет, при возможности, сравнительно быстро проводить ее совершенствование.

Совершенно другой характер и темп регулирования социально-экономических отношений. Для изменения существующей в обществе формы собственности на средства производства требуется задействовать максимально возможный объем общественного сознания, что приводит к значительной инерции и, как было указано выше, к накопительному, прерывистому характеру процесса регулирования. Общественное сознание неимущего класса через индивидуальных лиц воспринимает степень эксплуатации и унижения, и, по мере превращения количества противоборства и ненависти к угнетателям в действенное, решающее качество классовой борьбы, производит изменение социально-экономических отношений, снижая уровень эксплуатации. После реальных изменений формационной составляющей, локальные регуляторы производительных сил, получая дополнительную свободу действий, начинают способствовать быстрому росту цивилизационной составляющей общества. Открытие регулятивного механизма существования общества доказывает решающее значение в его развитии изменения социально-экономических отношений, что ранее интуитивно предполагал автор доклада5.

Исполнительным механизмом для изменения цивилизационной составляющей общества являются руки изобретателей, ученых, конструкторов, рабочих на заводах, сельских тружеников на полях. Для изменения формационной составляющей исполнительным механизмом являются вожди народных движений, партии и их лидеры и, конечно, сам восставший народ, т.е. то, что, в общем, называется классовой борьбой. Исполнительный механизм, в этом случае, материализует управляющие сигналы, поступающие от регулятора — общественного сознания. Подобное понимание развития социальных процессов представляется наиболее достоверным соответствием исторической реальности6.

Подводя итог исследования процесса общественного изменения можно утверждать, что прогрессивное движение человечества происходит по схеме регулятивного механизма развития, на основе взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания. Взаимодействие является универсальным принципом развития. В развитии косной материи главную роль играло взаимодействие, основанное на физических законах природы. Зарождение жизни связывают с взаимодействием множества факторов первичного природного фона земли: химии гидросферы и состава первичной атмосферы, температурных условий, воздействия электрических (грозовых) разрядов, радиоактивного излучения земной коры, электромагнитной активности молодого солнца и прочих физических компонент. Развитие живой материи происходило в результате воздействия мутагенных факторов, обогащающих наследственный, генетический аппарат, поддержанный половым взаимодействием. Общество развивалось благодаря наличию в человеке разумного комплекса, состоящего из видео-речевого сознания, словесного и образного мышления, воли и прочих психических качеств, воплощенных в общественном сознании и взаимодействующих с материальной средой. Если в развитии косной материи взаимодействовали объекты, то в социальной материи основное регулятивное взаимодействие связывало объекты и субъекты регулирования. Одностороннее, ограниченное материалистическое понимание истории и его идеалистический антипод должны уйти в прошлое, как не имеющие под собой никакой реальной основы. Сожаление вызывают философы, потратившие время на разработку дуалистических представлений, в которых идеалистические и материалистические составляющие разобщены и независимы друг от друга. Исследование истории человечества показывает их совместное и взаимосвязанное развитие. Всех ближе к регулятивному пониманию истории подошли представители натуралистического подхода, которые рассматривали развитие социума с биологических позиций, предлагая в качестве моделей социальных явлений человеческий организм, хотя и не понимая регулятивного характера общественного развития. Регулятивное понимание истории следует рассматривать как диалектическую закономерность социального существования — закон единства регулятивного взаимодействия противоположностей, в который принцип единства и борьбы противоположностей входит как частный случай.

1 Маркс К. Критика политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 13. С. 6.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики против Бруно Бауэра и компании // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 2. С. 102.

3 Чумаков В.А. Россия — испытательный полигон социальных экспериментов // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр.: в 2 т. Пермь, 2010. Вып. 19. Т. 2. С. 21.

4 Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., Наука, 1989. С. 194.

5 Чумаков В.А. Россия — испытательный полигон социальных экспериментов. С. 21.

6 Чумаков В.А. К вопросу научности философских знаний // Новые идеи в философии: межвуз. сб. научн. тр.: в 2 т. Пермь, 2012. Вып. 20. Т. 1. С. 82.

© Чумаков В.А., 2013

PAGE  41


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46960. Електpифiкaцiя технoлoгiчних пpoцеciв в cвинapнику-вiдгoдiвельнику нa 1000 гoлiв 3.18 MB
  В дaнiй poбoтi здiйcненo електpифiкaцiю тa aвтoмaтизaцiю тaких технoлoгiчних пpoцеciв, як гнoєпpибиpaння, poздaчa кopмiв, пiдiгpiв вoди. Нaведенo вибip cилoвoгo i ocвiтлювaльнoгo oблaднaння, aпapaтiв кеpувaння i зaхиcту. Зpoблений pозpaхунoк електpичнoгo ocвiтлення cвинapникa.
46962. Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методы ее исследования. Переживание как единица анализа развития личности 39.5 KB
  Переживание как единица анализа развития личности. Выготского была направлена то чтобы перевести психологию от чисто описательного эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности предложив иное понимание хода условий источника формы специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи стадии и фазы детского развития а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка....
46963. Характеристика кризиса подросткового возраста в концепции Л.И.Божович 39.5 KB
  Характеристика кризиса подросткового возраста в концепции Л. 387390 Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе первая фаза подросткового возраста 1215 лет и развиваются процессы самосознания и самоопределения приводящие в конечном счете к той жизненной позиции с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь вторая фаза подросткового возраста 1517 лет; ее часто называют периодом ранней...
46964. Клинико-рентгенологическое проявления очагового туберкулеза 39.5 KB
  Выделяют в воспалительном процессе во время туберкулеза два варианта: очаг и инфильтрат. Здесь имеются туберкулезные бугорки в которых находятся большое количество эпителиоидных клеток отграничивающих казеозные маленькие фокусы содержащие микобактерии туберкулеза. В 5060 годы у нас очагового туберкулеза было много в пределах 4050 выявляли очаговый туберкулез. С годами в связи с применением массовой флюорографии своевременного выявления туберкулеза изменением иммунного фона удельный вес очагового туберкулеза падает не смотря на...