15599

МУДРОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ — ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УНИВЕРСУМА КАК АБСОЛЮТНОЙ МЕРЫ БЫТИЯ

Научная статья

Логика и философия

МУДРОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УНИВЕРСУМА КАК АБСОЛЮТНОЙ МЕРЫ БЫТИЯ Известно что философы давно заметили влияние Вселенной Неба Космоса Бога Мировой души на земную природу жизнь народа и человека. Являясь большой тайной она трудно познается

Русский

2013-06-15

65.5 KB

2 чел.

МУДРОСТЬ ВСЕЛЕННОЙ — ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УНИВЕРСУМА КАК АБСОЛЮТНОЙ МЕРЫ БЫТИЯ

Известно, что философы давно заметили влияние Вселенной (Неба, Космоса, Бога, Мировой души) на земную природу, жизнь народа и человека. Являясь большой тайной, она трудно познается и мнения по этой проблеме у философов разные. Например, А.Г. Спиркин (1919–2004) размышлял: «В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего»1. Вселенная, благодаря своим ритмам, является изменчивой, динамичной, самосовершенствующейся. Тем не менее, устоявшийся определенный всеобщий порядок в мире называется универсумом. По нашему мнению, универсум — абсолютная мера бытия Вселенной, которая, все регулируя, обусловливает существование своих производных мер.

Известно, что Вселенная состоит из системы галактик, а любая галактика — своя меньшая система, состоящая из центра, окраины, симметричных или иной формы рукавов, содержащих множество созвездий, звездных систем, отдельных звезд, газовых и пылевых облаков и т.д. Ученые считают, что Вселенная на 4 % состоит из обычного вещества, на 23 % — из темной, ненаблюдаемой материи и на 73 % — из темной энергии. О последней почти ничего не известно. Но она, вероятно, определяет ту силу, которая расширяет Вселенную. Создается впечатление, что Вселенная — живая душа абсолютного масштаба, которая сотворила земную природу и жизнь.

Можно сказать, что бытие Вселенной проявляется в универсуме, который, объединяя все ритмы в одно целое, выражает абсолютную меру бытия, отражающейся в сознании человека в качестве «мудрости Вселенной». Эта мера, оказывая влияние на жизнь земной природы, общества, оппонентов и человека, обусловливает свои производные меры бытия.

Благодаря универсуму происходит вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Эти процессы, обусловливая суточные, сезонные и годовые ритмы, которые, сменяя один другого, не приносят вреда и не вызывают губительных последствий, создают блага для живых организмов.

Влияние универсума на земную жизнь ритмичное, плавное, уравновешивающее. Универсум — абсолютная мера бытия, существующая вечно. А отдельный ритм, входящий в состав универсума, имеет временную длительность, которую можно разделить на три части: начало, середину и конец. Любой ритм имеет возможность нового повторения и т.д. до бесконечности. На основе ритма и его повторения создаются условия, которые дают возможность видеть то, что было до него — прошлое, что есть при его действии — настоящее и что будет следующее — будущее. Это означает, что любой ритм — мера, существующая во времени. Следовательно, ритм может быть и особой единицей измерения времени: сутки, месяц, год, а ритмичность как непрерывный процесс повторения ритма — основой вечности.

Итак, универсум — некая константа («мудрость Вселенной»), которая проявляется в единстве времени и вечности бытия, обусловливая свои производные меры в жизни земной природы, народа и человека.

Исходя из исследования, отметим, что зарождение всего земного, в том числе и человека, обусловлено всей совокупностью ритмов, но, прежде всего, системой ритмов, происходящих во Вселенной. Они трансформируются в бытие земной природы, ритмы которой обусловливают достижение совершенства и гармонии. Гармония земной природы является первой производной от универсума Вселенной. В известной мере можно сказать, что земная природа и человек — творение универсума как меры Вселенной и гармонии как меры бытия земной природы.

Ритмы Вселенной воздействуют и на микромир, бытие молекул, микробов и бактерий. Эти микроорганизмы живут своей жизнью, но подвержены влиянию ритмов, происходящих во Вселенной. А.Г. Спиркин, развивая мысли о значении ритмов Вселенной в жизни микромира, пишет: «Наше время характеризуется повышенным вниманием не только к космическим проблемам, но и в той же мере и к микромиру. Обнаруживается удивительное ритмическое единообразие, наводящее на мысль об универсальности ритмических структур. Видимо, существует относительно синхронное “биение пульса” в макро- и микромире, в том числе и в энергетических системах человеческого организма»2.

Думается, что ритмичность бытия Вселенной и микромира — важное условие, благодаря которому со временем сформировался живой организм, а затем и человек, жизнь которого представляет собой особый вид ритма, имеющего связь с универсумом и гармонией земной природы.

Мы часто говорим, что работаем по распорядку дня, который составлен на основе дневных ритмов. Ритмы жизни социальных структур, согласуясь с ритмами Вселенной, способствуют процветанию и благу. Но никакая энергоизбыточность (пассионарность, как считает Л. Гумилев) или внимание к этому народу со стороны Бога (как считают служители культа), а также другие неверные представления о периодической активности и усилении влияния в мире того или иного народа не могут быть взяты за основу. Народ — живой организм, который, находясь под влиянием универсума и гармонии природы, имеет свои ритмы жизни. Понятно, что универсум и гармония в природе обусловливают свою меру бытия народа. По нашему мнению, этой мерой может быть лад. Лад — вторая производная от универсума и первая от гармонии. К тайнам ритмичной жизни народа философы обращаются все чаще. Так, в своей работе «Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации» Л. Гумилев считает, что спасение России в ритмах Евразии3. Это может быть, если ритмы согласуются и ладятся у народов Европы, России и Азии. Итак, лад — мера бытия народа и отражение его мудрости. Заметим, что в жизни народа могут быть и отклонения от этой меры.

Народ, живущий в ладе (смирении, согласии), вечен и непобедим. Все неудачи одного правителя и успехи другого во многом предопределены действиями самих правителей, которые умело или не умело строили и организовывали жизнь своего народа в соответствии с этой мерой его бытия.

Универсум, гармония, лад как меры бытия оказывают влияние на отношения противоположных сторон, оппонентов. Во-первых, они влияют на состояние и жизнь каждого из них. Две противоположные точки зрения на решение той или иной проблемы во многом определяются различным социальным, психическим, духовно-нравственным состоянием оппонентов. Во-вторых, сами оппоненты, несмотря на различие, подвержены влиянию универсума, гармонии, лада, которые побуждают их к единству и целостности, к своей мере бытия, к диалогу. Диалог — особая мера единства, со-бытия оппонентов и проявления их мудрости. В-третьих, известно, что односторонность обедняет поиск истины, скрывает факт ее существования.

Универсум в качестве мудрости Вселенной, гармония — мудрости природы, лад — мудрости народа, диалог — мудрости оппонентов оказывают влияние и на жизнь человека, его психическое состояние и духовный мир. Об этом люди не только давно догадывались, но и знали. «Человек, — пишет М. Веллер, — как неотъемлемая часть Вселенной»4. Но, никто не берется исследовать связь ритмов Вселенной и ритмичной сущности человека. В ритмах Вселенной живет человек и ими определяется его основа. Ритмичность по-разному влияет на активность человека, обусловливая время его сна и бодрствования, которые также влияние и на его биологические процессы. Известно, что человеческий организм обладает биоритмами, которые сформированы универсумом, гармонией, ладом и диалогом.

Универсум, гармония, лад, диалог — постоянная возможность возникновения и утверждения человеческой жизни. Человек обязан им не только возможностью появления своего тела, но и души, духовного мира. Трудно отрицать, что основу духовного мира человека составляет информация. Изучение свойств информации показало, что любой ее вид передается благодаря ритмам, которые формируют свойство мозга, создают мысль, выходящую за пределы самого человека. Надо согласиться с мнением А.М. Кузина, автора статьи «Духовное начало во Вселенной», что душа человека является пятой высшей формой развития информации5. Подчеркнем, что она идет непрерывно, ритмично и отражается не только психикой, но и сознанием человека. Он ее осознает. Видимо, разум человека представляет собой сложное интегральное образование внешних и внутренних ритмов, дифференцированное взаимодействие которых позволяет ему воспринимать себя, окружающий мир и выходить мысли далеко за их пределы. Можно предположить, что человек как особый ритм, содержащий в себе биологическое и духовное начало (физические, химические, биологические и социальные ритмы), своим происхождением обязан универсуму Вселенной, а также гармонии земной природе, ладу в жизни народа, диалогу с оппонентом.

Кроме своей духовности, благодаря ритмам Вселенной, человек как существо является ритмичным. Он таковым формировался веками и тысячелетиями. Но больше всего на жизнь человека оказывают влияние ритмы солнечной активности. Например, А.Л. Чижевский, исследовав их, убедительно показал, каким образом это происходит. В работе «Земное эхо солнечных бурь» он разъяснил: «Мысль об особом солнечном влиянии принадлежит не одному мне, а сотням и тысячам тех летописцев и хроникеров, которые записывали необычные явления на Солнце, глад, моровые поветрия и другие массовые явления на Земле. Но я облек древнюю мысль в форму чисел, таблиц, и графиков и показал возможность прогнозировать»6. Так на основе ритмов солнечной активности можно предвидеть наступление опасных для жизни человека времен.

За последнее время утвердилось мнение, что понятие Бытие и Энергия тождественны. Мы бы уточнили, что между понятиями Универсума и Энерговитализмом можно поставить знак тождества. Здесь Универсум не Бытие, а форма его, которая утверждает Энерговитализм. Энерговитализм — это жизнетворящая сила, идущая из Вселенной. Исследованием этой проблемы занимается философия энерговитализма. В работе «Кассандра» М. Веллер утверждает: «Энерговитализм рассматривает психическую и физическую сущность человека по одним законам и согласованно действующую в одном направлении»7.

Все предметы и явления, в том числе и человек, в философии энерговитализма рассматриваются как агрегатное состояние. Его проявление начинается с зарождения и собирания энергии в отдельный сгусток, а затем, достигнув апогея, происходит процесс ее расходования и переход из одних форм в другие. Появление и исчезновение различных энергетических форм есть ничто иное, как энергетические ритмы. Эти ритмы конкретизируются в биологических формах жизни, которые появляются и исчезают.

Отметим, что ритмичность бытия человека сложная. Она является не только биологической, но и психической, социальной, духовной. Жизнь человека сама по себе как частица бытия есть проявление ритма, который имеет начало, середину и конец. Естественно, что жизнь человека, являясь определенным ритмом, переплетенным и сотканным из множества более мелких внутренних ритмов: механических, физических, химических, биологических, психических, социальных, духовных и т.д., — интегральный показатель неповторимой целостности и меры микроуниверсума. Человек — мера и часть большой «мудрости Вселенной», природы, народа, оппонента, а в духовном плане и вся «мудрость Вселенной», только в предельно малом размере. Н.А. Бердяев и другие философы считали человека микрокосмом. В работе «Смысл творчества» он размышлял: «Человек не дробная часть вселенной, не осколок ее, а целая малая вселенная, включающая в себя все качества вселенной большой, отпечатлевающаяся на ней и на себе ее отпечатлевающая»8. Если человек — мера и часть микроуниверсума, то его мудрость должна бы быть микромудростью Вселенной. Его жизнь, несмотря на индивидуальную временность, переходит от деда к отцу, а от отца — к сыну или передается из поколения в поколение, то тем самым становится непрерывной, вечной. Человек — частица Вселенной. Он живет, сочетая в себе единство времени и вечности. Все свойства универсума отражаются в его бытии, представляющем бытие универсума в миниатюре. По своей сущности человек микроуниверсум, его бытие — бытие меры или бытие микромеры Вселенной, природы, народа.

В заключение отметим, что доказать бытие «мудрости Вселенной», проявляющейся в универсуме как абсолютной мере, сложно. Но мы попытались фактами подтвердить, что именно благодаря универсуму, обусловливающему бытие мудрости земной природы, проявляющейся в гармонии ее ритмов, бытие мудрости народа, заключающейся в ладе его жизни всех структурных элементов, бытие мудрости оппонентов — в их диалоге, бытие мудрости человека — в его мере, по-своему отражается специфика бытия «мудрости Вселенной».

Таким образом, понятие универсума — отражает абсолютную меру бытия, которая формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию и, благодаря сознанию человека, понимается им как «мудрость Вселенной», обусловливающей единство времени и вечности своего бытия и бытия всех своих производных мер.

1 Спиркин А.Г. Философия и мировоззрение // Философия. М., 2012. С. 14.

2 Спиркин А.Г. Человек в лучах Вселенной // Философия. М., 2012. С. 406.

3 Гумилев Л. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993.

4 Веллер М. Кассандра. М., 2007. С. 7.

5 Кузин А.М. Духовное начало во Вселенной // Вопр. философии, 2005. № 5. С. 170.

6 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 36.

7 Веллер М. Указ. соч. С. 363.

8 Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Харьков, М., 2002. С. 60–61.

© Петрунин А.М., 2013

PAGE  52


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39213. Музыкальное самообразование: содержание и способы 47.5 KB
  Эти формы музыкального воспитания обязательным компонентом включают в себя элементы обучения регламентируемые дидактическими основаниями. Важнейшее направление школьной музыкальной работы подготовка учащихся к самостоятельному знакомству с высокой музыкой к музыкальному самообразованию на что в первую очередь должна быть направлена деятельность учителя музыки и музыкального руководителя внеклассного коллектива. Направленность на самообразование урочной и внеурочной системы музыкального воспитания учеников может послужить достаточным...
39214. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА 45.18 KB
  Философия и методология научного познания Тема 3 Лекция 4 НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА Формы знаний: научное и вненаучное знание Наука как социокультурный феномен Роль практики в научном знании ФОРМЫ ЗНАНИЙ: НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ Познание не ограничено сферой науки знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке философии мифологии политике религии и т. ...
39215. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА 54.4 KB
  Философия и методология научного познания Тема 3 Лекция 5 НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА Структура научного знания Классификация наук и периодизация истории науки СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Наука это форма духовной деятельности людей направленная на производство знаний о природе обществе и о самом познании имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению....
39216. Социально-гуманитарное познание 95.5 KB
  1 Герменевтика представляет собой направление в философии занимающееся проблемой теории и практики понимания текста. Герменевтический подход позволяет исследовать процесс понимания текста. Философские основы герменевтики позволяют изучить проблему понимания текста как на теоретическом так и на практическом уровне. С позиций герменевтики процесс понимания текста выглядит следующим образом.
39217. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ 31.83 KB
  ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Соотношение философии и науки Понятийный аппарат философии Статус научности философии Вопрос 1. Соотношение философии и науки Существует многолетний спор философии и науки о том в чем больше нуждается общество в философии или науке и какова их действительная взаимосвязь Является ли философия наукой всех наук т. стоять над частными дисциплинами или она должна быть одной из частных наук в ряду прочих На этот вопрос можно ответить прояснив соотношение философии и науки: Специальные...
39218. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 51.16 KB
  ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ ЛЕКЦИЯ 2.ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 2.ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ КАК ДИСЦИПЛИНЫ ВОПРОС 1. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Непосредственной предшественницей философии науки является гносеология XVII XVIII вв.
39219. Динамика науки как процесс порождения нового знания 131 KB
  Философия и методология научного познания Тема 2 Лекция 3 Динамика науки как процесс порождения нового знания Сущность и движущие силы развития научного знания. Концепция исторической динамики науки Т. Этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу от логоса к преднауке от преднауки к науке от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т. В философии науки вопрос о сущности и движущих силах развития научного знания сводится к следующим аспектам: Сущность динамики науки это просто...
39220. ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА 668.5 KB
  Все они используют одни и те же методические документы по составлению смет и нормативные базы ЭСН84 ЕРЕР84 СниР91 ЕРС99 ГЭСН2001 ТЕР2001 и др. Затраты труда рабочих и машинистов на единицу определяются по сборникам ГЭСН2001. ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов в зависимости от видов работ. 2004 N п п Виды строительных и монтажных работ Нормативы накладных расходов в к фонду оплаты труда рабочих строителей и механизаторов Область применения номера сборников ГЭСН ГЭСНм...
39221. Социология права 16.28 KB
  Социология права (юридическая социология) – отрасль общей социологии (наряду с такими ее отраслями, как социология культуры, социология политики, социология религии и т. д.)