15600

Закономерность универсализации человеческой сущности и отражение тенденции интеграции искусства в художественном сознании: исследовательская гипотеза

Научная статья

Логика и философия

Закономерность универсализации человеческой сущности и отражение тенденции интеграции искусства в художественном сознании: исследовательская гипотеза Одним из важнейших признаков эвристичности и инновационности философской системы на наш взгляд является ее спосо...

Русский

2013-06-15

46 KB

0 чел.

Закономерность универсализации человеческой сущности и отражение тенденции интеграции искусства в художественном сознании: исследовательская гипотеза

Одним из важнейших признаков эвристичности и инновационности философской системы, на наш взгляд, является ее способность к выявлению новых закономерностей. Современная форма научной философии в формате конкретно-всеобщего подхода сумела выявить целый «пласт» подобных закономерностей1. В их числе — закономерность универсализации, которая, однако, изучена сравнительно слабо. Между тем, именно эта закономерность в качестве закономерности эволюции природы, приводит к появлению универсального, родового существа — человека, а затем проявляется и в ходе общественного развития, формируя универсальность все более высокого уровня. Предметом нашего исследования является отражение хода универсализации человеческой сущности — процесса нелинейного, реализующегося, на наш взгляд, в форме «диалектической триады» в развитии художественного сознания, демонстрирующего тенденцию к интеграции (синкретизму).

Начать, однако, следует с того, что понятие универсальности и универсализации глубоко укоренено в естествознании. Наиболее четко эта закономерность проявляется на магистрали мирового процесса, что проявляется как способность природных эволюционирующих систем магистрали интегрировать основные результаты предшествующего развития, тем самым определяя возможности их дальнейшего усложнения. Вершиной этой тенденции и оказывается человек.

Тезис об универсализации — «материальном обобщении» в ходе мирового процесса можно проиллюстрировать материалом из всех фундаментальных наук. Например, углерод и элементы-органогены обладают уникальным свойством — «химической универсальностью»2, что позволяет им, обладая небольшим атомным весом, высокой реакционной способностью и относительной стабильностью, образовывать сложные и в свою очередь химически активные соединения. В химической форме материи мы наблюдаем как химическая основа живого, будучи еще на уровне неживого, аккумулирует в себе свойства различных веществ, такие как функции реагентов и катализаторов, бертоллидов и дальтонидов, оснований и кислот. «В мире неживого химизма в принципе есть в том или ином виде все, что можно найти в химической основе живого… их содержания в основном совпадают»3 — так формируются универсальные химические субстраты. Механика химического развития действует по принципу «обобщения» и «накапливания» основного богатства химических качеств в рамках одного такого субстрата, в котором они будут существовать в «свернутом» виде, для дальнейшего «развертывания» на новом, биологическом витке эволюции.

Свой вклад в понимание закономерности универсализации вносит и комплекс биологических наук. По словам основателя синтетической теории эволюции Дж. Хаксли, главным направлением эволюции является «неограниченный прогресс», направленный на появление разумного существа. Этот прогресс реализуется за счет «повышения уровня контроля организмов над внешней средой и увеличением независимости их внутренней среды над внешними условиями»4. Главным условием такого прогресса становится накопление универсальных приспособлений, которые не позволяют уходить в «тупики узкой специализированности»5. Хороший знаток биологии Тейяр де Шарден в этой связи отмечал, что «специализация парализует, а ультраспециализация убивает. Палеонтология вся состоит из этих катастроф. Именно потому, что до плиоцена приматы по своим членам оставались самыми “примитивными” из млекопитающих, они также остались самыми свободными. Но как они использовали эту свободу? Они ее использовали, чтобы подняться путем последовательных взлетов до самых границ разума»6. «Неограниченный прогресс», ведущий к человеку, аккумулирует в себе все богатство миллиарды лет усложняющейся природы. Человек интегрирует в себе все богатство содержания предшествующих этапов становления. С позиций научной теории, человек генетически связан с бесконечным миром, он «аккумулирует в себе результаты бесконечного развития и обладает поэтому бесконечным, всеобщим, универсальным содержанием»7.

Исходя из всего сказанного, можно определить универсализацию как объективно существующую тенденцию обобщения признаков предшествующих этапов развития, которая выражается во все более глубокой проявленности, «просвечивании» родового в индивидуальном.

Какой путь проходит становящаяся универсализация в рамках развития человеческого общества? Важно подчеркнуть, что процесс универсализации не является «линейным» — в целом, эта тенденция реализуется через диалектику «отрицания отрицания», в рамках которой первичная универсальность сменяется дифференциацией и «частичной» универсальностью, на смену которой приходит универсальность более высокого уровня. Отправным пунктом в этом отношении, на наш взгляд, может послужить триада «больших формаций» К. Маркса, предложенная им в «Экономических рукописях 1857–1859 гг.»: «Отношения личной зависимости (вначале совершенно первобытные) — таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости, — такова вторая крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, — такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей»8. В.В. Орлов и Т.С. Васильева поясняют содержание этапов марксовой триады следующим образом: «в первобытнообщинной формации сущность индивида совпадает с родовой сущностью и является ее простейшим выражением. Общественное и личное в ней непосредственно едины… примат принадлежит родовому началу». В антагонистических обществах это состояние «сменяется… развитием какой-нибудь одной существенной стороны индивидуальности… По мере углубления противоположности материального и духовного труда… утрачивается непосредственное единство личного и общественного, они все больше противостоят друг другу… Отчуждение человека от его родовой сущности означает отчуждение индивидов друг от друга и каждого из них от себя как высшей ценности и цели». Наконец, этап «свободной индивидуальности, основанной на универсальном развитии индивидов» подразумевает «всестороннее развитие человеческой личности, которое в свою очередь предполагает наличие универсального развития производительных сил и форм общения»9.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что «диалектическая триада» развития человеческой сущности отражается в соответствующей «триаде» развития разновидностей искусства и форм художественного сознания, которые демонстрируют движение от своего первичного единства («первобытного синкретизма»), через этап дифференциации и известного противопоставления друг другу, к новому синтезу («высшему синкретизму»), первые признаки которого обозначились в художественной культуре второй половины XIX в., однако полное выражение нашли только в XX – начале XXI вв. От обрядового действа древности, неотделимого от пляски и пения, через академическую «чистоту» дифференцированных жанров эпохи классицизма, к синтезу различных форм искусства в наши дни — именно такой путь исторической и теоретической реконструкции мы должны будем проделать в рамках нашего исследования.

1 Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Ч. 3: Современный интеллект. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 74–78, 90–92.

2 Бернал Д. Возникновение жизни. М.: Мир, 1969. С. 70, 73, 77.

3 Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. С. 85.

4 Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров; редкол.: А.А. Бабаев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. 2-е изд., испр. М.: Сов. Энциклопедия, 1986.

5 Внутских А.Ю. « Глобальный антропный принцип» современного естествознания и интерпретация смысла человеческого бытия // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Психология. 2012. № 1. С. 6.

6 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1965. URL: HYPERLINK "http://spkurdyumov.narod.ru/fenchel.htm"http://spkurdyumov.narod.ru/fenchel.htm (дата обращения: 28.02.2013).

7 Васильева Т.С. Сущность и смысл истории. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1996. С. 117.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат, 1968. Т. 46. Ч. I. С. 100–101.

9 Орлов В.В., Васильева Т.С. Социальная философия. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2011. С. 291–294.

© Гудошникова О.Ю., Внутских А.Ю., 2013

PAGE  58


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

93. Дослідження маркетингового комплексу на прикладі діяльності корпорації ROSHEN 146.87 KB
  Визначення типових аспектів маркетингової політики, визначення позицій товару на ринку, аналіз цінової політики. Управління витратами та прибутками в корпорації. Отримання інформаційних данних за допомогою маркетингового дослідження.
94. Аналіз маркетингової діяльності ТзОВ Маневр 888.5 KB
  Теоретичні засади маркетингової інформаційної системи. Вплив середовища на функціонування підприємства. Аналіз маркетингової діяльності ТЗОВ Маневр на ринку кондитерських виробів. Дослідження організацій споживачів.
95. Использование Интернет – ресурсов для обучения информатике восьмиклассников 199.18 KB
  Информатизация образования и ее концептуальная роль в эффективности обучения. Анализ учебных интернет-ресурсов, используемых для обучения информатике. Экспериментальная проверка результативности использования Web на уроках.
96. Решение логических задач на уроках математики в 5-6-х классах 719.5 KB
  Особенности мышления учащихся на уроках математики в 5-6 классах. Научно-методические основы организации обучения решению задач в основной школе. Психолого-педагогические основы формирования умений решать задачи.
97. Исследование электрических цепей при переходных процессах первого и второго родов 699.5 KB
  Составляем схему свободной составляющей и определяем корень характеристического уравнения. Составляем выражение для входного сопротивления и график на основе математических расчётов.
98. Особенности строительства новой современной железной дороги 570 KB
  Проектирование организации строительства новой железнодорожной линии. Характеристика района строительства искусственных сооружений. Составление схемы участка и распределения объемов работ.
99. Розробка двосекційного шестеренного насосу 600 KB
  Установка, що спрямована на створення ізоляційного шару на будь-яких поверхнях і будь-якої складності конфігурації поверхні. Не відмінною перевагою установки є простота, як у її використанні, так й у готуванні робочого середовища.
100. Проектирование электрической части ТЭЦ 628.5 KB
  Расчет токов короткого замыкания, выбор аппаратов и токоведущих частей схемы ТЭЦ. Выбор аппаратов и токоведущих частей электроустановок. Определение расчетной мощности для выборов трансформаторов связи с системой.
101. Создание синтетических финансовых инструментов. Трансформирование инструментов 768.92 KB
  Создание синтетических форвардного и фьючерсного контрактов. Трансформирование сроков погашения инвестиций. Практическое применение исследуемых методов и стратегий. Трансформирование обязательств с плавающей ставкой.