15602

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ

Научная статья

Логика и философия

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ Идея эволюции не нова. Ее истоки можно обнаружить уже в натурфилософских школах Античности. Особенно показательна в этом отношении всемирно известная поэма древнеримского поэта и ...

Русский

2013-06-15

41 KB

5 чел.

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ

Идея эволюции не нова. Ее истоки можно обнаружить уже в натурфилософских школах Античности. Особенно показательна в этом отношении всемирно известная поэма древнеримского поэта и философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей»:

Как и откуда тогда возрождает Венера животных?

Из роду в род иль откуда земля-искусница ляжет

Из роду в род их кормить и растить, доставляя им пищу?

Как и откуда ключи и текущие издали реки

Полнят моря? И откуда эфир питает созвездья?1

Вопросы, столь страстно прозвучавшие на страницах бессмертной поэмы античного философа, получили своеобразный отклик в произведениях Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Петра Испанского и других средневековых мыслителей, стремящихся обосновать идею естественной эволюции природы с позиций рациональной теологии.

Идея эволюции, таким образом, имеет довольно длительную историю. Но первые эволюционные теории, обретающие конкретную научную форму, появились лишь на рубеже XVIIIXIX столетий. Космологическая гипотеза Канта–Лапласа, представлявшая собой образец органического синтеза, взаимопроникновения философских и конкретно-научных идей, рассматривала процесс возникновения Вселенной, и в частности Земли, из так называемой «первоначальной газовой туманности», или газопылевого облака. Если первая космологическая модель эволюционного развития Вселенной была основана на законах и принципах классической механики И. Ньютона, то последующие, в том числе и современные космологические модели, получившие название релятивистских, основаны на теории относительности А. Эйнштейна. Большой вклад в развитие идей космологической эволюции внес отечественный ученый А.А. Фридман, который, в отличие от стационарной модели Эйштейна, разработал так называемую нестационарную модель расширяющейся Вселенной. Согласно этой модели Вселенная находилась вначале в сверхплотном и сверхгорячем состоянии, а затем началось ее расширение. На основе идеи квантово-полевого взаимодействия выдвигается гипотеза, а соответственно и модель пульсирующей Вселенной, которая в процессе своей эволюции подвергается то расширению, то сжатию. С точки зрения современной космологии Вселенная 15–20 млрд. лет назад представляла собой гигантский вакуум, ставший источником ее возникновения после происшедшего взрыва. При этом обозначились две относительно самостоятельные ветви эволюционного процесса: макроэволюция, в ходе которой возникали макротела, включая галактику; и микроэволюция, сопровождающаяся возникновением микромира — мира молекул, атомов, субмолекулярных и субатомных структур.

Особенность современного космологического знания, как мы видим, состоит в широком использовании эволюционного метода, представляющего космические явления в их непрерывном изменении и развитии.

Эволюционные идеи были всегда в центре внимания и геологов, ибо взор человека устремлен не только в безбрежность космического пространства Вселенной, но и в глубинные пласты Земли, на которой протекает его жизнь. Отсюда особая значимость геологических концепций для человека. Совершенно уникальным объектом геологических исследований является эволюция Земли, важнейший параметр которой — геологическое время, дающее представление не только о возрасте Земли, но и о глобальных процессах, происходящих в ее структуре2. Наряду с понятием геологического времени в теориях геологической эволюции широко используются и такие понятия, как изменение, развитие, катастрофа, волны и волнообразность, эллипсоид вращения, геосферные оболочки и др., посредством которых геология разрабатывает многообразные эволюционные концепции и моделирует эволюционные этапы формирования Земли как космического объекта.

Теоретические основы биологической эволюции были заложены великим английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным, основная концептуальная идея которого состояла в признании обусловленности эволюционного процесса видообразования в живой природе такими естественными факторами, как естественный отбор, борьба за существование, и как следствие, выживание наиболее приспособленных. Многие идеи Дарвина впоследствии получили свое научное обоснование. Вместе с тем многие положения дарвинизма либо не нашли своего подтверждения, либо оказались недостаточными для объяснения целого комплекса эволюционных проблем, в силу чего возникла необходимость их пересмотра. Начиная с 1930-х гг. утверждается так называемая синтетическая теория биологической эволюции, интерпретирующая эволюционные процессы с позиций популяционно-генетического подхода. Синтетическая теория эволюции, как это следует из названия, представляет собой синтез законов доминирования и расщепления наследственных признаков, открытых Г. Менделем, и дарвиновского принципа естественного отбора. В отличие от эволюционной теории Ч. Дарвина, синтетическая концепция эволюции, во-первых, достаточно четко выделяет элементарную структуру, лежащую у основания эволюции. Если Дарвин в качестве такой структуры рассматривал особь и вид, то для современной синтетической теории основой эволюционного процесса является популяция, а метод исследования эволюционных процессов в биологии, начиная с 1960-х гг. и до настоящего времени, соответственно определяется как популяционно-генетический. Второе, на что следует обратить внимание при характеристике современных теорий биологической эволюции, — это устойчивое изменение генотипа популяции, выступающее в качестве элементарного явления и состояния эволюционного процесса. И, наконец, серьезное достижение современной теоретической биологии ее обращение к процессам мутагенеза, т.е. к исследованию роли мутаций в эволюционном развитии биологических систем.

В настоящее время современная наука широко использует понятие так называемого глобального эволюционизма, представляющего собой теоретический синтез множества идей, понятий, разработанных различными науками (астрономией, физикой, биологией, генетикой и др.) в ходе исследования ими эволюционных процессов и закономерностей. Разрозненные идеи и представления, взаимодействуя друг с другом, уточняя, конкретизируя и дополняя друг друга, образуют единую концептуальную целостность, дающую более глубокое и более содержательное знание о мире, его сущности и закономерностях развития. На место чисто феноменологического (описательного) подхода приходит эволюционный подход, учитывающий не только непосредственно динамику различных материальных структур, тел и образований (космических, геологических, физических, биологических), но и соответствующую этой динамике изменчивость самого научного знания. Глобальный эволюционизм ставит перед необходимостью не только более углубленного исследования эволюционных процессов в космологии, геологии, биологии, но и выяснение механизмов их взаимодействия, образующих целостную, универсальную систему, раскрывающую направленность эволюции, интегрирований вектор эволюционного совершенствования природы. Глобальный эволюционизм основан на системном анализе природы, и сам, как уже не раз отмечалось, представляет собой теоретический синтез эволюционного и системного методов исследования, дающий возможность понять и описать процесс возникновения Вселенной не только в его целостности, но и во внутренней взаимосвязи и взаимодействии систем различного уровня и организации.

Современная научная картина мира, включающая принцип системности и теории глобального эволюционизма, значительно расширила горизонты научно-познавательной деятельности человека, открыв новые перспективы научного исследования процессов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку, от случайности к закономерности.

Совершив глубокий качественный прорыв по существу во всех областях научного знания, теория глобального эволюционизма в наибольшей степени выявила свое фундаментальное значение для биологии, осуществившей глубокий и всесторонний анализ наследственности, наследственной информации и генетического кода.

1 Антология античной философии. М., 2001. С. 378.

2 Сорохтин О.Г., Ушаков С.А. Глобальная эволюция Земли. М., 1991. С. 70.

© Толпыкин В.Е., Пигарева Е.В., 2013

PAGE  68


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13098. Дружба и отношения между мальчиками и девочками. Классный час 32.5 KB
  Классный час на тему Дружба и отношения между мальчиками и девочками Цель: создавать условия для эмоционального роста детей; углубить представления о гендерном равенстве. Задачи: раскрыть значение понятий мужское дело и женское дело; развивать кул
13099. Классный час на тему «Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова» 37.79 KB
  Классный час на тему Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова. Тема: Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова. Цель занятия: в игровой форме провести ознакомление и повторение произведений Н.Н. Носова. Участники: класс Продолжительность: 45 минут ...
13100. Классный час на тему «Что значит быть настоящим другом?» 51.5 KB
  Классный час на тему Что значит быть настоящим другом. 4й класс Цель: помочь детям разобраться в том каким должен быть настоящий друг. Задачи: определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию; провести самооценку учащимися
13101. Сабақтың тақырыбы: БАЛА АБАЙ. 80.5 KB
  7 Ана тілі 2сынып Сабақтың тақырыбы: БАЛА АБАЙ. Сабақтың мақсаты: 1. Оқушыларды қазақтың классик ақыны Абай Құнанбаевтың өмірімен толығырақ таныстыру. 2. Мәтіндегі негізгі идеяны ұғындыру. 3. Әр түрлі ой дамыту стратегиялары арқылы өздік жұмыс і
13102. Сабақтың тақырыбы: ҚАНАҒАТ ҚАРЫН ТОЙҒЫЗАР (ел аузынан) 76.5 KB
  8 Ана тілі 3сынып Сабақтың тақырыбы: қанағат қарын тойғызар ел аузынан. Сабақтың мақсаты: 1. Тақырыптың идеясын ашу қанағатшыл шыдамды болуға үйрету. 2. Өтілген сабақ пен жаңа сабақты байланыстыру арқылы шығармашылық ойлау қабілетін дамыту...
13103. Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН 47.5 KB
  4 Ана тілі 4сынып Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН Сабақтың мақсаты: Батырлар жыры туралы оқушыларға жанжақты түсінік беру. Елін қорғау Отанын халқын сүю батырлар жырының басты қасиеттері екендігін оқушыларға ұғындыру. Ер Тарғынның ...
13104. Сыныптарға арналған «Соңғы қоңырау» салтанатты жиынының сценарийі 59.5 KB
  11 сыныптарға арналған Соңғы қоңырау салтанатты жиынының сценарийі. 2008 жыл. Фанфары Жүргізушілер шығады: Медетов М.О. және Құдайбергенова Шұғыла. Мият: Армысыздар ұстаздар оқушылар Қош бол алтын ұя мектебім атты салатанатты жиынға жиналған қауым.
13105. 1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы 83.5 KB
  1917-1941 ж.ж.кеңес мектебі мен педагогикасы. Мектептің революциялық қайта құрылуы және алғашқы қадамдары. Халық ағарту ісінің барлық жүйесін қайта құру революцияның алғашқы күндерінен басталады. 1917 жылы 9 қарашадағы декрет бойынша Ағарту ісінің мемлекеттік комисс...
13106. 1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы 99.5 KB
  1941-1970 жж. кеңес мектебі мен педагогикасы. Ұлы Отан соғысы жылдарындағы мектеп және педагогика. Кеңес халқының фашистік Германияға қарсы соғысы көптеген материалдық күшті керек етті. Еңбекке жарайтын миллиондаған адамдарды бейбіт еңбектен бөлді. Соғыстың ауыр зар...