15602

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ

Научная статья

Логика и философия

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ Идея эволюции не нова. Ее истоки можно обнаружить уже в натурфилософских школах Античности. Особенно показательна в этом отношении всемирно известная поэма древнеримского поэта и ...

Русский

2013-06-15

41 KB

3 чел.

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ

Идея эволюции не нова. Ее истоки можно обнаружить уже в натурфилософских школах Античности. Особенно показательна в этом отношении всемирно известная поэма древнеримского поэта и философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей»:

Как и откуда тогда возрождает Венера животных?

Из роду в род иль откуда земля-искусница ляжет

Из роду в род их кормить и растить, доставляя им пищу?

Как и откуда ключи и текущие издали реки

Полнят моря? И откуда эфир питает созвездья?1

Вопросы, столь страстно прозвучавшие на страницах бессмертной поэмы античного философа, получили своеобразный отклик в произведениях Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Петра Испанского и других средневековых мыслителей, стремящихся обосновать идею естественной эволюции природы с позиций рациональной теологии.

Идея эволюции, таким образом, имеет довольно длительную историю. Но первые эволюционные теории, обретающие конкретную научную форму, появились лишь на рубеже XVIIIXIX столетий. Космологическая гипотеза Канта–Лапласа, представлявшая собой образец органического синтеза, взаимопроникновения философских и конкретно-научных идей, рассматривала процесс возникновения Вселенной, и в частности Земли, из так называемой «первоначальной газовой туманности», или газопылевого облака. Если первая космологическая модель эволюционного развития Вселенной была основана на законах и принципах классической механики И. Ньютона, то последующие, в том числе и современные космологические модели, получившие название релятивистских, основаны на теории относительности А. Эйнштейна. Большой вклад в развитие идей космологической эволюции внес отечественный ученый А.А. Фридман, который, в отличие от стационарной модели Эйштейна, разработал так называемую нестационарную модель расширяющейся Вселенной. Согласно этой модели Вселенная находилась вначале в сверхплотном и сверхгорячем состоянии, а затем началось ее расширение. На основе идеи квантово-полевого взаимодействия выдвигается гипотеза, а соответственно и модель пульсирующей Вселенной, которая в процессе своей эволюции подвергается то расширению, то сжатию. С точки зрения современной космологии Вселенная 15–20 млрд. лет назад представляла собой гигантский вакуум, ставший источником ее возникновения после происшедшего взрыва. При этом обозначились две относительно самостоятельные ветви эволюционного процесса: макроэволюция, в ходе которой возникали макротела, включая галактику; и микроэволюция, сопровождающаяся возникновением микромира — мира молекул, атомов, субмолекулярных и субатомных структур.

Особенность современного космологического знания, как мы видим, состоит в широком использовании эволюционного метода, представляющего космические явления в их непрерывном изменении и развитии.

Эволюционные идеи были всегда в центре внимания и геологов, ибо взор человека устремлен не только в безбрежность космического пространства Вселенной, но и в глубинные пласты Земли, на которой протекает его жизнь. Отсюда особая значимость геологических концепций для человека. Совершенно уникальным объектом геологических исследований является эволюция Земли, важнейший параметр которой — геологическое время, дающее представление не только о возрасте Земли, но и о глобальных процессах, происходящих в ее структуре2. Наряду с понятием геологического времени в теориях геологической эволюции широко используются и такие понятия, как изменение, развитие, катастрофа, волны и волнообразность, эллипсоид вращения, геосферные оболочки и др., посредством которых геология разрабатывает многообразные эволюционные концепции и моделирует эволюционные этапы формирования Земли как космического объекта.

Теоретические основы биологической эволюции были заложены великим английским естествоиспытателем Ч. Дарвиным, основная концептуальная идея которого состояла в признании обусловленности эволюционного процесса видообразования в живой природе такими естественными факторами, как естественный отбор, борьба за существование, и как следствие, выживание наиболее приспособленных. Многие идеи Дарвина впоследствии получили свое научное обоснование. Вместе с тем многие положения дарвинизма либо не нашли своего подтверждения, либо оказались недостаточными для объяснения целого комплекса эволюционных проблем, в силу чего возникла необходимость их пересмотра. Начиная с 1930-х гг. утверждается так называемая синтетическая теория биологической эволюции, интерпретирующая эволюционные процессы с позиций популяционно-генетического подхода. Синтетическая теория эволюции, как это следует из названия, представляет собой синтез законов доминирования и расщепления наследственных признаков, открытых Г. Менделем, и дарвиновского принципа естественного отбора. В отличие от эволюционной теории Ч. Дарвина, синтетическая концепция эволюции, во-первых, достаточно четко выделяет элементарную структуру, лежащую у основания эволюции. Если Дарвин в качестве такой структуры рассматривал особь и вид, то для современной синтетической теории основой эволюционного процесса является популяция, а метод исследования эволюционных процессов в биологии, начиная с 1960-х гг. и до настоящего времени, соответственно определяется как популяционно-генетический. Второе, на что следует обратить внимание при характеристике современных теорий биологической эволюции, — это устойчивое изменение генотипа популяции, выступающее в качестве элементарного явления и состояния эволюционного процесса. И, наконец, серьезное достижение современной теоретической биологии ее обращение к процессам мутагенеза, т.е. к исследованию роли мутаций в эволюционном развитии биологических систем.

В настоящее время современная наука широко использует понятие так называемого глобального эволюционизма, представляющего собой теоретический синтез множества идей, понятий, разработанных различными науками (астрономией, физикой, биологией, генетикой и др.) в ходе исследования ими эволюционных процессов и закономерностей. Разрозненные идеи и представления, взаимодействуя друг с другом, уточняя, конкретизируя и дополняя друг друга, образуют единую концептуальную целостность, дающую более глубокое и более содержательное знание о мире, его сущности и закономерностях развития. На место чисто феноменологического (описательного) подхода приходит эволюционный подход, учитывающий не только непосредственно динамику различных материальных структур, тел и образований (космических, геологических, физических, биологических), но и соответствующую этой динамике изменчивость самого научного знания. Глобальный эволюционизм ставит перед необходимостью не только более углубленного исследования эволюционных процессов в космологии, геологии, биологии, но и выяснение механизмов их взаимодействия, образующих целостную, универсальную систему, раскрывающую направленность эволюции, интегрирований вектор эволюционного совершенствования природы. Глобальный эволюционизм основан на системном анализе природы, и сам, как уже не раз отмечалось, представляет собой теоретический синтез эволюционного и системного методов исследования, дающий возможность понять и описать процесс возникновения Вселенной не только в его целостности, но и во внутренней взаимосвязи и взаимодействии систем различного уровня и организации.

Современная научная картина мира, включающая принцип системности и теории глобального эволюционизма, значительно расширила горизонты научно-познавательной деятельности человека, открыв новые перспективы научного исследования процессов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку, от случайности к закономерности.

Совершив глубокий качественный прорыв по существу во всех областях научного знания, теория глобального эволюционизма в наибольшей степени выявила свое фундаментальное значение для биологии, осуществившей глубокий и всесторонний анализ наследственности, наследственной информации и генетического кода.

1 Антология античной философии. М., 2001. С. 378.

2 Сорохтин О.Г., Ушаков С.А. Глобальная эволюция Земли. М., 1991. С. 70.

© Толпыкин В.Е., Пигарева Е.В., 2013

PAGE  68


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9203. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты 675 KB
  Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. Структура белков, функции белков в клетке, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Рассмотреть особенности строения белковых молекул, познакомиться с функциями белков...
9204. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК 177 KB
  Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты. АТФ, АДФ, самоудвоение ДНК, типы РНК Тип урока - интегрированный. Цели: Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ Доказать, что АТФ является универсальным источником энергии...
9205. Строение клетки 48.5 KB
  Единство принципа строения. Сходство протекания химических процессов в цитоплазме и ядре (биосинтез белка, репликация ДНК). Единство принципа передачи наследственной информации при делении клетки. Сходное строение мембран. Единство химического состава.
9206. Одномембранные органоиды клетки 50.5 KB
  ЭПС - это система канальцев и цистерн, стенки которых образованы мембраной. Они пронизывают всю цитоплазму. По каналам ЭПС вещества перемещаются в разные части клетки.
9207. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий 36 KB
  Размножаются путём деления, которое наступает после удвоения бактериальной хромосомы – кольцевидной ДНК – или после полого процесса протекающего в форме обмена генетическим материалом между особями.
9208. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен 45 KB
  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Познакомить учащихся с понятием обмен веществ в организме...
9209. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Питание клетки. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез 38.5 KB
  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Питание клетки. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Познакомить учащихся с типами питания живых организмов. Рассмотреть процесс ...
9210. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ген и его роль в биосинтезе белков Генетический код ДНК. Реакции матричного синтеза 1.88 MB
  Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ген и его роль в биосинтезе белков Генетический код ДНК. Реакции матричного синтеза. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Сформировать знания о генетическом коде и его свойствах....
9211. Деление клетки. Формы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз 571 KB
  Деление клетки. Формы размножения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Тип урока - изучение нового материала. Цели: Изучить процесс деления клетки путём митоза. Показать основные этапы жизненного цикла клетки Рассмотреть...