15603

ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Научная статья

Логика и философия

ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Феномен времени интересовал людей на протяжении всей мировой истории во все эпохи но сегодня на рубеже XX–XXI вв. сложилась совершенно особая не имеющая прецедентов ситуация постоянного тотальног...

Русский

2013-06-15

50.5 KB

2 чел.

ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

Феномен времени интересовал людей на протяжении всей мировой истории, во все эпохи, но сегодня, на рубеже XX–XXI вв., сложилась совершенно особая, не имеющая прецедентов ситуация постоянного, тотального цейтнота. Времени катастрофически не хватает. Его непрерывно ускоряющийся ход ощущается практически каждым современным человеком, особенно если говорить о жителях так называемых развитых стран. Управление временем, экономия времени стали буквально навязчивой идеей современной цивилизации, которая тем самым загоняет себя в порочный круг: чем старательнее люди экономят время, «выгадывая» каждую секунду, чем точнее стремятся его измерить, тем стремительнее оно «ускользает» от них.

Основная проблема состоит в том, что чаще всего время (даже его антропологический аспект) пытаются изучать с применением методов естественных наук. «Зачем же нужно понятие времени в естествознании? Для упорядочения множества событий. Набрасывая временную координатную сетку на множество событий, мы получаем возможность изучать их распределение, выявлять закономерности, имеющие многочисленные следствия»1. А как можно определить само понятие «время»?

Как писал Э. Фромм, «нет вообще такого бытия, которое одновременно не было бы и становлением, и изменением… Ничто не является реальным, кроме процессов»2. Сегодня теоретики также отмечают, что «понятие “времени” всегда отождествлялось с повторяемостью процессов… Все попытки ученых дать определение времени, в конечном счете, сводятся к рассмотрению и сопоставлению природных периодических процессов, таких как вращение Земли, колебания атомов и молекул, внутриатомные колебания и др.»3. Например, В.И. Вернадский предлагал измерять время с помощью таких процессов4. Но ведь мы можем вообще говорить о времени именно потому, что существуют процессы. Значит, не время измеряется процессами, а наоборот — процессы измеряются временем. Какое же конкретно свойство процессов следует измерять временем? Очевидно, что время — количественная, а не качественная характеристика,— ни интенсивность, ни какие-либо другие качественные показатели оно не отражает. Следовательно, «время — внешняя характеристика движения… измерение длительности процессов»5.

Однако подобные попытки построить концепцию времени человеческого бытия в корне неверны, поскольку исключают из картины мира главное — самого человека. Сейчас ученые постепенно приходят к выводу об «инструментальном предназначении естественнонаучной категории времени и… непригодности этого инструментального подхода для обычной, полнокровной эмоциональной человеческой жизни»6. Значит, необходимо выработать качественно иное, не естественнонаучное, а субъектно нагруженное, антропологически ориентированное понимание времени.

Первым выявил зависимость времени от свойств сознания еще И. Кант. Время, по Канту,— это первичное и необходимое условие последовательного конструирования, синтеза предмета человеческим сознанием, свойство человеческого мышления. «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния… оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии»7. Если время — это форма внутреннего созерцания, то пространство — «форма… внешнего созерцания», которое, стало быть, ограничено лишь внешними явлениями. Со временем дело обстоит сложнее. Поскольку все явления внешнего мира так или иначе нами воспринимаются, т.е. находят отражение в нашем внутреннем мире, можно сказать, что как форма внутреннего чувства «время есть априорное условие всех явлений вообще: оно есть непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенно также условие внешних явлений»8. Но если все явления в той или иной мере принадлежат к нашему внутреннему состоянию, значит, время «имеет субъективную реальность», абсолютную реальность за ним признать нельзя, «оно присуще не самим предметам, а только субъекту, который их созерцает»9. Отсюда Кант делает вывод: «Итак, время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания (которое всегда имеет чувственный характер, т.е. поскольку мы подвергаемся воздействию предметов) и само по себе, вне субъекта, есть ничто»10.

А. Бергсон также писал о том, что «изменение… существует только для сознания, способного сравнивать течение вещей с течением внутренней жизни… уже в силу одного того, что мы приписываем вещам длящееся время, мы вкладываем в глубину их некоторую дозу сознания»11. Так возникает понимание того, что для человека существует внешнее и внутреннее время: «…наше восприятие, с одной стороны, составляет часть нашего сознания, а с другой в него входит нечто от нашего тела и окружающей нас материи, таким образом, наша длительность и ощущаемая и переживаемая нами причастность окружающего нас материального мира к этой внутренней длительности суть факты опыта»12 (заметим, что если Кант считал чувство времени данным человеку априорно, до опыта, то, по Бергсону, представление о времени возникает в человеческом сознании именно на основании опыта). По мысли Бергсона, «время первоначально смешивается нами с непрерывностью нашей внутренней жизни»13, а затем «внутренняя длительность выносится наружу и прилагается ко времени, вытянутому в пространстве»14.

Внутренний и внешний аспекты времени подробно анализировал и Э. Гуссерль, разделивший «длительность восприятия» и «восприятие длительности»15.

Из сказанного следует, что восприятие времени зависит прежде всего от баланса внешнего и внутреннего в человеческом бытии. И совершенно очевидно, что у современного человека этот баланс нарушен. В чем же причина? «Человек не рождается с “чувством времени”, его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит»16. Значит, время как феномен человеческого бытия невозможно рассматривать в отрыве от культуры, и в этом смысле наиболее важным фактором нам представляется переход от традиционной культуры к современной. Таким образом, принципиально новое понимание феномена времени должна выработать именно философия как теория культуры. В чем же заключается принципиальное отличие темпоральной картины мира в традиционной и современной культуре?

Человеку в традиционной культуре было присуще «такое понимание мира, при котором отсутствовала четкая противоположность между человеческим телом и остальным миром и переходы от одного к другому представлялись текучими и неопределенными»17. Мир и человек равны, внутренний и внешний мир изоморфны: «Человек обладал чувством аналогии, более того, родства структуры космоса и своей собственной структуры»18. Иными словами, в бытии человека еще не выделились внутренний и внешний аспекты, они были слиты воедино. В этом проявлялся синкретизм как одна из основных черт традиционной культуры.

Следствием такого восприятие себя и мира было и представление о времени не как о чем-то абстрактном, однородной «вселенской длительности», лишенной какого-либо качества и «субъективизма», а как о времени человеческой жизни, вне последней никакого смысла не имеющем: «…время не протекает вне мира людей и насыщено человеческим содержанием»19.

Но в Новое время на смену традиционному укладу постепенно приходит другой, «когда развитие промышленности создает условия для выработки нового подхода человека к природе — как к простому объекту его технического воздействия»20. По словам Хайдеггера, Новое время характеризуется тем, что «меняется вообще существо человека и человек становится субъектом»21. Таким образом, теперь выделяются внутреннее и внешнее, субъект и объект. И возникает установка «Я хочу обладать миром»22. А поскольку обладать можно только чем-то внешним по отношению к себе, становится все более заметен «перекос» в сторону внешнего. Человек стремится отделить себя от мира и мир от себя, «вытащить» свой внутренний мир наружу. У людей почти не осталось тайного, сокровенного. Человек почему-то ощущает потребность делиться событиями своей личной жизни со всем миром, выкладывая в Интернет фотографии и ведя электронные дневники, блоги, которые может прочитать любой. Различные электронные устройства — смартфоны, айфоны, планшеты, где заложена информация обо всей жизни человека — интересах, увлечениях, знакомствах, событиях и т.д.,— стали практически электронными копиями личности. Идет работа и над созданием настоящих электронных копий людей — так называемых «аватаров», а также искусственного интеллекта и на его базе — различных андроидов, киборгов.

Но исторгая мир из себя, человек тем самым исторгает себя из мира. Следовательно, перспектива такова: уничтожается мир, уничтожается человек, остается только техника. И есть серьезные опасения, что данная ситуация может стать реальностью гораздо быстрее, чем мы осознаем, что произошло. Все это означает, что (1) человек утрачивает свое «Я»; (2) мир превращается в иллюзию, присутствие в нем теперь возможно главным образом посредством техники и технологий; иначе говоря, присутствие подменяется «эффектом присутствия»; (3) отсюда, время тоже становится чем-то эфемерным и неуловимым: внешнее время «убегает», внутреннее исчезает.

Выход нам видится только в одном — в восстановлении баланса внутреннего и внешнего. Человек должен стать частью мира, но частью, способной отражать целое, т.е. мир. Фактически это означает актуализацию базового, основополагающего свойства человека, присущего только ему,— универсальности, свойства, впервые зафиксированного и сформулированного К. Марксом: «Человек есть существо родовое… он относится к самому себе как к наличному живому роду, относится к самому себе как к существу универсальному и потому свободному»23.

1 Салин Ю.С. Гносеологический релятивизм категории времени // Вопр. философии. 2010. № 3. С. 72.

2 Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с нем. Э.М. Телятниковой. М.: АСТ: Астрель, 2010. С. 46.

3 Астафуров В.И. Философский и логико-математический анализ актуальных проблем современного естествознания: инновационные подходы и решения // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. тр.: в 2 т. Пермь, 2012. Вып. 20. Т. 1. С. 49.

4 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

5 Астафуров В.И. Указ. соч.

6 Салин Ю.С. Указ. соч.

7 Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. М.: Эксмо, 2011. С. 74.

8 Там же.

9 Там же. С. 77.

10 Там же. С. 74–75.

11 Бергсон А. Длительность и одновременность. М.: Добросвет: КДУ, 2006. С. 45–46, 54–55.

12 Там же. С. 42–43.

13 Там же. С. 41.

14 Там же. С. 53.

15 Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени // Э. Гуссерль Собр. соч. М.: Гнозис, 1994. Т. 1.

16 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. С. 27.

17 Там же. С. 41.

18 Там же. С. 55.

19 Там же. С. 86.

20 Там же. С. 49.

21 Хайдеггер М. Время картины мира // М. Хайдеггер. Время и бытие: ст. и выступл. / пер. с нем. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2007. С. 67–68.

22 Фромм Э. Указ. соч.

23 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Акад. Проект, 2010. С. 329–330.

© Аникина Т.Г., 2013

PAGE  72


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12592. ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ТОЧЕНИЯ И АЛМАЗНОГО ВЫГЛАЖИВАНИЯ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ 191 KB
  ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ТОЧЕНИЯ И АЛМАЗНОГО ВЫГЛАЖИВАНИЯ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 552900 Технология оборудование и автома...
12593. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ РЕЗЦОВ ПРИ ЧИСТОВОМ ТОЧЕНИИ 29.35 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ РЕЗЦОВПРИ ЧИСТОВОМ ТОЧЕНИИ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 150900 Технология оборудование и автоматизация машинос...
12594. Electronics Workbench (EWB) системи схемотехнычного моделювання 898.73 KB
  ПЕРЕДМОВА Комп’ютерні технології в навчанні розвиваються бурхливими темпами особливо в зв’язку зі збільшенням вимог до самостійної роботи студентів та широким упровадженням дистанційних форм здобуття знань. Для вивчення дисциплін Теоретичні основи електротехні
12595. Основи електротехніки та електроніки. Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт 3.02 MB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ З ДИСЦИПЛІНИ ОСНОВИ ЕЛЕКТРОТЕХНІКИ ТА ЕЛЕКТРОНІКИ Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт з дисципліни Основи електротехніки та електроніки для студентів денної і заочної форми навчання. /Уклад.: Куч...
12596. Електротехніка і основи електроніки 7.06 MB
  Вступ до дисципліни Електротехніка і основи електроніки 1. До розділу електричні кола. Із курсу фізики відомо що електричні кола − це сукупність джерел і споживачів електричної енергії комутаційної апаратури вимірювальних приладів та з’єднувальних провідників. В...
12597. Електротехніка і основи електроніки. Методичні вказівки до виконання контрольних робіт 539.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ З ДИСЦИПЛІНИ ЕЛЕКТРОТЕХНІКА І ОСНОВИ ЕЛЕКТРОНІКИ Для студентів неелектричних спеціальностей заочної форми навчання Методичні вказівки до виконання контрольних робіт з дисципліни Електротехніка і основи елек
12598. ИСПЫТАНИЕ МЕТАЛЛОВ НА РАСТЯЖЕНИЕ 567.5 KB
  ИСПЫТАНИЕ МЕТАЛЛОВ НА РАСТЯЖЕНИЕ Методические указания к лабораторной работе № 2 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Испытание металлов на растяжение. Методические указания к лабораторной работе № 2 по курсу Сопрот
12599. ИСПЫТАНИЕ НА СЖАТИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 3.22 MB
  ИСПЫТАНИЕ НА СЖАТИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Методические указания к лабораторной работе № 3 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Астрахань2009 Составили: Денисова Л.М. ст. преп. кафедры Те
12600. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ПРОДОЛЬНОЙ УПРУГОСТИ МАТЕРИАЛА 288.5 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ПРОДОЛЬНОЙ УПРУГОСТИ МАТЕРИАЛА Методические указания к лабораторной работе № 6 по курсу Сопротивление материалов для студентов технических специальностей Составили: Миронов А.И. к.т.н. доцент кафедры Теоретическая и прикладная мех