15604

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Научная статья

Логика и философия

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Для более четкого и конкретного определения функций философии следует учесть дифференциацию форм социальнофилософской рефлексии. В наиболее общей фор...

Русский

2013-06-15

35.5 KB

2 чел.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Для более четкого и конкретного определения функций философии, следует учесть дифференциацию форм социально-философской рефлексии.

В наиболее общей форме эта дифференциация заключается в принципиальном отличии двух типов социальной философии:

  1.  Социальная философия является частью «авторских философских систем». Такого рода социальная философия уникальна, подчиняется своим собственным внутрисистемным критериям рациональности.
  2.  Социально-философские конструкции могут быть рассмотрены в качестве определенного типа научной теории, построенной на общих принципах научной рациональности и отвечающей критериям достоверности. По отношению к социально-философским концепциям такого типа (как к научно-теоретическому измерению социальной философии) теряют смысл характеристики уникальности, обращенные к системам авторской философии1.

Разумеется, различие «авторской» и «научной» составляющих социальной философии не должно интерпретироваться как их противопоставление. Но эту дифференциацию важно проводить в контексте учета отечественных традиций развития социальной философии в советский период.

Имеется в виду господствовавшая доктрина о том, что социально-историческая философия К. Маркса является в то же время единственной научной теорией общественного развития.

Данная доктрина носила идеологический характер, определяя пути развития теоретических и эмпирических исследований в области социально-гуманитарных дисциплин. В настоящее время марксистко-ленинская догматика в обществах модернизационного типа уступила место не плюрализму, а соединению методологической анархии с либеральной догматикой, выступающей с теми же самыми претензиями на универсальность своих принципов, что и ее идеологический протагонист.

Потребность в предвосхищающем знании непосредственно укоренена как в индивидуальном, так и общественном сознании. Большинство форм теоретического освоения социальной реальности ориентировано на выяснение оснований и выработку процедур опережающего отражения. Мотивированность прогнозирования социальных процессов возрастает в кризисные периоды эволюции общества.

Однако в социальной философии выделение прогностической функции вовсе не является самоочевидным и общепринятым. Более того, в истории философии крайне редко обращались к теме предвосхищения будущего.

В рамках анализа теоретического знания проблему прогнозирования исследовал В.С. Степин, который настаивал на рассмотрение прогноза как атрибутивной характеристики философского знания. Философия способна создавать необходимые для научного исследования категориальные матрицы до того, как наука начинает осваивать объекты. Примерами таких категориальных матриц автор считал идеи Демокрита, Лейбница и др.2

В марксизме традиционно выделялись шесть форм общественного сознания (политика, право, мораль, искусство, религия, философия). При этом в основании выделения форм в марксизме были положены не потребности абсолютной идеи в развитии и самопознании, а закономерности общественного развития.

Однако с 1970-х гг. в социальной философии активно обсуждается вопрос о формировании новых форм общественного сознания. Основанием необходимости выделения таких форм служат представления об усложнении социальной системы. Термин «новые» здесь следует понимать условно, так как некоторые из выделяемых с 1970-х гг. в отечественной философии «новых» форм общественного сознания реально возникли гораздо раньше.

В отечественной социальной философии даются попытки обоснования как минимум шести «новых» форм общественного сознания: исторического, медицинского, научного, экономического, экологического, педагогического сознания. Рассмотрение прогностической функции с учетом философского инструментария сегодня актуализируется в связи со специфическими чертами философского подхода к общественному сознанию. На этом основании можно спрогнозировать, что в перспективе будут развиваться новые формы общественного сознания — это управленческое, техническое и информационное сознание.

Можно также спрогнозировать, что в будущем на первое место выдвигается информационное сознание, что связано с развитием СМИ, прежде всего Интернет, а также с повышением роли информационного взаимодействия в современном мире.

1 Аршабеков Н.Р. Функции социальной философии в разработке теории социальных трансформаций // Вестник ОГУ. 2006. № 7. С. 108.

2 Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии // Вопр. философии. 2009. № 1. С. 7.

© Арутюнян К.С., 2013

PAGE  77


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82976. Узагальнення та систематизація знань по темі «Поняття» 136 KB
  Систематизувати знання про поняття вдосконалювати вміння розв’язувати логічні задачі класифікувати та порівнювати предмети. Сьогодні ми закріпимо і узагальнимо наші знання з теми Поняття. Побудова Асоціативного куща спираючись на знання дітей по темі Поняття.
82977. Виготовлення геометричних фігур при допомозі аплікації. Порівняння фігур за кольором, розміром, формою 1.67 MB
  Мета: вчити виготовляти геометричні фігури з паперу за допомогою аплікаціїпорівнювати фігури за кольором формою розміром; розвивати розумові здібності мовлення творчі здібності учнів; виховувати любов до своєї родини; допомогти дитині зрозуміти які цінності є духовним фундаментом повноцінної...
82978. Творимо казковий світ «Кольорочас». We create the world of wonder «Colourtime» 623.5 KB
  Мета: географія ознайомити учнів з етапами формування української нації;сформувати в учнів поняття про національний склад населення та пояснити причини його строкатості; назвати етнографічні групи українців та національні меншини; обґрунтувати географію розміщення історико географічних етнографічних...
82979. Казки народів світу, Ш. Перро «Кіт у чоботях» 1.58 MB
  Мета: Продовжити знайомство з казками народів світу. Формувати в учнів уміння повно, точно, емоційно робити висновки і висловлювати судження про прочитане та посилатися під час відповіді на текст книжки; активізувати читацьку пам’ять; збагачувати словниковий запас...
82980. Речення. Види речень за метою висловлювання 913 KB
  Мета: Допомогти глибше усвідомити поняття мета висловлювання; з’ясувати які будуть речення за метою висловлювання; формувати вміння визначати види речень за метою висловлювання; будувати речення різних типів; відпрацьовувати навички грамотного письма; розвивати навички зв’язного мовлення...
82981. Людина серед людей. Норми поведінки. Вихованість 126 KB
  Освітній продукт: колективно створений ілюстрований довідник Людина серед людей. Людина серед людей. В усі часи ще з самого початку виникнення на Землі Людини вона почала замислюватися над своїм призначенням в житті над своїм значенням для інших людей і всього світу.
82982. Основні права та обов’язки громадянина 159.5 KB
  Формувати правові знання учнів; дати загальне поняття про моральні норми загальнолюдські цінності; виховувати пошану до законів України; виховувати громадянські почуття; формувати правову свідомість молодших школярів.
82983. Традиції харчування 141.5 KB
  Очікувані результати: учні повинні знати чотири групи їжі; учні повинні вміти визначати корисні продукти харчування дотримуватись правил поведінки за столом та не забувати місцеві традиції харчування. Обладнання і матеріали: підручник м’яч дзеркало малюнки із зображенням продуктів харчування...
82984. Позакласне читання. Урок-гра «Країна Казки» 275.5 KB
  Мета: навчальна –- поглибити знання учнів про казку як вид усної народної творчості активізувати читацьку пам’ять; корекційно розвивальна – удосконалювати навички виразного читання збагачувати словниковий запас розвивати творчі здібності коригувати логічне мислення...