15605

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Научная статья

Логика и философия

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования которая в свою очередь перерастает в еще более сложную проблему тотального без

Русский

2013-06-15

32 KB

4 чел.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования, которая, в свою очередь, перерастает в еще более сложную проблему тотального безразличия человека в современном обществе, безразличия к Другому и со стороны Другого. Безразличие (как демонстрируемое, так и скрываемое) является сигналом, проявлением отсутствия переживания. В экзистенциальном плане переживание — это то, что дает опыт уникального существования человеческому «Я», проще говоря, то, что делает меня мной. В отсутствии переживания фактичность, уникальность существования «Я» рассеивается. Безразличие оборачивается потерей себя именно как без-различие: отсутствие различия на границе «Я – Другой», в силу чего о собственном существовании уже не может идти речи.

Другое «Я», которому становится нечему себя противопоставить во взаимоотношении в условиях безразличия, также оказывается в ситуации потери себя. Другой важен, в первую очередь, как онтологический Другой, который возникает в свете фундаментального экзистенциального вопроса «кто я?». Задаваясь этим вопросом, человек реализуется как строящий себя проект. Но в отсутствии Другого «Я» не имело бы пространства для осуществления собственного проекта. Другой для «Я» представляет возможный мир, вносит категорию «возможного» в мир «Я», благодаря чему появляется возможность совершения экзистенциального выбора. Кроме того, в ответе на вопрос «кто я?» мы неизбежно выходим к границе самого «Я», определение которого, будучи составлено из внутренних «содержаний», ускользает само от себя в силу постоянного становления «Я». Для «Я», понятого в модусе непрерывного самотворчества, важнейшим становится движение различения, осуществляемое на границе «Я – мир», в том числе, и на границе «Я – Другой». Таким образом, разворачивание «Я» как экзистенциального проекта, в первую очередь, требует предельной онтологической ответственности. Каждый в ответственности за Другого и за мир в целом, поскольку является в своем бытии частью отношения — всегда взаимо-отношения.

Представляется, что понимание экзистенциальной ответственности может оказаться достаточно продуктивным в плане переосмысления философских оснований современной педагогики. С одной стороны, образование, предполагающее триединство обучения, развития и воспитания, не должно оставлять в стороне вопросы личностного развития человека и воспитания экзистенциальной ответственности за Другого и за окружающий мир у становящегося «Я». Данное положение не является абстрактным: его можно реализовать на практике в воспитательной составляющей образования даже в ходе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, продумывание вопроса «что будет, если все так поступят?» способно настроить учащегося быть в ответственности за экологическую ситуацию вокруг (элементарно, не бросать мусор мимо урны и т.п.). С другой стороны, преподаватель, ощущающий ответственность за становление «Я» учащихся, являясь настоящим Другим, отвечающим на собственный онтологический вопрос в реализации своего призвания, сам не будет безразличен к педагогическому процессу. Осуществляя свое самотворчество, он становится способным включить переживание в другом «Я», вдохновляя его на собственное вопрошание, становление в открытии того, что является личностно значимым для учащегося. Ответственное отношение преподавателя к учащемуся обеспечивает осмысленный отбор педагогических технологий, а также осуществление педагогической рефлексии, позволяющей гибко применять выбираемую стратегию преподавания в целях преодоления безразличия со стороны учащегося.

© Биричева Е.В., 2013

PAGE  80


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62068. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Вода - основа жизни 28.84 KB
  Вода основа жизни. Напитки изготовленные на основе воды; компот кисель морс вода кипяченая минеральная газированная. Что в гору не вкатишь В решете не унесешь Так что это такое Правильно вода.
62070. Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты 37.78 KB
  Материалы и оборудование: рабочая тетрадь компьютер образцы древесины Дидактическое обеспечение: Учебник Технология 5 класс презентация. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины.
62071. Блины. Блинчики. Оладьи 57.39 KB
  Цель: ознакомить учащихся с понятием мука ценностью муки видами теста с технологией приготовления теста с технологией приготовления изделий из жидкого теста блины блинчики оладьи сформировать практические умения по приготовлению изделий из жидкого теста блины блинчики оладьи.
62072. Урок Великой войны 14.8 KB
  В годы Великой Отечественной войны лента шла вместе с орденом Славы. Сейчас же она выступает как символ памяти и чести Памяти о тех кто с доблестью и честью воевал и кто поистине ковал победу в годы войны. Надеюсь вы не только сами запомнили что Иван Кожедуб был первоклассным летчиком в годы войны а Мария Октябрьская на свои деньги построила Танк и воевала с фашистами.
62073. Розбирання і збирання газорозподільного механізму 12.65 KB
  Мета: Сформувати в учнів знання та вміння по розбиранню і збиранню газорозподільного механізма а також виховувати в них дбайливе ставлення до інструментів. Розвинути в учнів уміння аналізувати та зіставляти. б Перевірка знань і умінь учнів: Призначення газорозподільного механізма...