15605

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Научная статья

Логика и философия

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования которая в свою очередь перерастает в еще более сложную проблему тотального без

Русский

2013-06-15

32 KB

4 чел.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования, которая, в свою очередь, перерастает в еще более сложную проблему тотального безразличия человека в современном обществе, безразличия к Другому и со стороны Другого. Безразличие (как демонстрируемое, так и скрываемое) является сигналом, проявлением отсутствия переживания. В экзистенциальном плане переживание — это то, что дает опыт уникального существования человеческому «Я», проще говоря, то, что делает меня мной. В отсутствии переживания фактичность, уникальность существования «Я» рассеивается. Безразличие оборачивается потерей себя именно как без-различие: отсутствие различия на границе «Я – Другой», в силу чего о собственном существовании уже не может идти речи.

Другое «Я», которому становится нечему себя противопоставить во взаимоотношении в условиях безразличия, также оказывается в ситуации потери себя. Другой важен, в первую очередь, как онтологический Другой, который возникает в свете фундаментального экзистенциального вопроса «кто я?». Задаваясь этим вопросом, человек реализуется как строящий себя проект. Но в отсутствии Другого «Я» не имело бы пространства для осуществления собственного проекта. Другой для «Я» представляет возможный мир, вносит категорию «возможного» в мир «Я», благодаря чему появляется возможность совершения экзистенциального выбора. Кроме того, в ответе на вопрос «кто я?» мы неизбежно выходим к границе самого «Я», определение которого, будучи составлено из внутренних «содержаний», ускользает само от себя в силу постоянного становления «Я». Для «Я», понятого в модусе непрерывного самотворчества, важнейшим становится движение различения, осуществляемое на границе «Я – мир», в том числе, и на границе «Я – Другой». Таким образом, разворачивание «Я» как экзистенциального проекта, в первую очередь, требует предельной онтологической ответственности. Каждый в ответственности за Другого и за мир в целом, поскольку является в своем бытии частью отношения — всегда взаимо-отношения.

Представляется, что понимание экзистенциальной ответственности может оказаться достаточно продуктивным в плане переосмысления философских оснований современной педагогики. С одной стороны, образование, предполагающее триединство обучения, развития и воспитания, не должно оставлять в стороне вопросы личностного развития человека и воспитания экзистенциальной ответственности за Другого и за окружающий мир у становящегося «Я». Данное положение не является абстрактным: его можно реализовать на практике в воспитательной составляющей образования даже в ходе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, продумывание вопроса «что будет, если все так поступят?» способно настроить учащегося быть в ответственности за экологическую ситуацию вокруг (элементарно, не бросать мусор мимо урны и т.п.). С другой стороны, преподаватель, ощущающий ответственность за становление «Я» учащихся, являясь настоящим Другим, отвечающим на собственный онтологический вопрос в реализации своего призвания, сам не будет безразличен к педагогическому процессу. Осуществляя свое самотворчество, он становится способным включить переживание в другом «Я», вдохновляя его на собственное вопрошание, становление в открытии того, что является личностно значимым для учащегося. Ответственное отношение преподавателя к учащемуся обеспечивает осмысленный отбор педагогических технологий, а также осуществление педагогической рефлексии, позволяющей гибко применять выбираемую стратегию преподавания в целях преодоления безразличия со стороны учащегося.

© Биричева Е.В., 2013

PAGE  80


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17600. Облік та аналіз зовнішньоекономічної діяльності 554.5 KB
  Облік та аналіз зовнішньоекономічної діяльності Лекція 1. ПРЕДМЕТ ЗАВДАННЯ ЗАГАЛЬНОТЕОРЕТИЧНІ І СПЕЦИФІЧНІ ОСНОВИ ДИСЦИПЛІНИ План Предмет курсу. Основні завдання та задачі. Нормативноправове забезпечення бухгалтерського обліку зовнішньоекономічної
17601. Экономика и организация малого бизнеса 3.95 MB
  Экономика и организация малого бизнеса: курс лекций Лекция 1. Предпринимательство: сущность функции принципы деловые качества 1.1.Сущность и функции предпринимательства его отличие от других видов деятельности. 1.2. Исторические предпосылки и основы предпринимате...
17602. ЕКОНОМІЧНІ ТЕОРІЇ ТА БАЗИСНІ ІНСТИТУТИ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ 124 KB
  ТЕМА 2 ЕКОНОМІЧНІ ТЕОРІЇ ТА БАЗИСНІ ІНСТИТУТИ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ План 1.Економічні теорії та базисні інститути національної економіки 2. Теорія дії триєдиних економічних законів 3. Базисні відносини та Інститути національної економіки Формування нац...
17603. ПРОГРАМУВАННЯ ТА ПРОГНОЗУВАННЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ 301.5 KB
  PAGE 31 ТЕМА: ПРОГРАМУВАННЯ ТА ПРОГНОЗУВАННЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЕКОНОМІКИ ПЛАН 1. Суть державного програмування види програм. Цільові комплексні програми розвитку національної економіки 2. Програми економічного й соціального розвитку. Міжнародні програ...
17604. Характеристика економічного потенціалу 342.5 KB
  ТЕМА Характеристика економічного потенціалу. План 1. Поняття та склад потенціалу національної економіки 2. Природноресурсний потенціал 3. Демографічний та трудовий потенціал 4. Науковотехнічний потенціал 5. Інформаційний потенціал 6. Виробничий потенціал ...
17605. ФУНКЦІОНУВАННЯ ІНФРАСТРУКТУРИ НАЦІОНАЛЬНОГО РИНКУ 251.5 KB
  ТЕМА: ФУНКЦІОНУВАННЯ ІНФРАСТРУКТУРИ НАЦІОНАЛЬНОГО РИНКУ План 1 Національний ринок України і його проблеми 2. Проблеми національного ринку 3. Сутність і функціонуеання ринкової інфраструктури 4. Вплив ринкової інфраструктури на формування конкурентного середов
17606. ДЕРЖАВНІСТЬ ТА ДЕРЖАНИЕ УПРАВЛННЯ ЕКОНОМІКОЮ 183 KB
  ТЕМА:ДЕРЖАВНІСТЬ ТА ДЕРЖАНИЕ УПРАВЛННЯ ЕКОНОМІКОЮ ПЛАН Українська держава та її засади 2. Місце держави в управлінні економікою Українська держава та її засади Історія країн засвідчує що успіхи одних і невдачі інших проглядаються через пр...
17607. ДЕМОКРАТІЯ, ЕКОНОМІЧНА СВОБОДА ТА ЕКОНОМІЧНИЙ ПОРЯДОК 144.5 KB
  ТЕМА: ДЕМОКРАТІЯ ЕКОНОМІЧНА СВОБОДА ТА ЕКОНОМІЧНИЙ ПОРЯДОК План Сутність демократії та її місце в самоуправлінні економікою Економічна свобода і її основи 3. Економічний порядок як система узгоджених інтересів Сутність демократії та її місце