15605

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Научная статья

Логика и философия

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования которая в свою очередь перерастает в еще более сложную проблему тотального без

Русский

2013-06-15

32 KB

4 чел.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования, которая, в свою очередь, перерастает в еще более сложную проблему тотального безразличия человека в современном обществе, безразличия к Другому и со стороны Другого. Безразличие (как демонстрируемое, так и скрываемое) является сигналом, проявлением отсутствия переживания. В экзистенциальном плане переживание — это то, что дает опыт уникального существования человеческому «Я», проще говоря, то, что делает меня мной. В отсутствии переживания фактичность, уникальность существования «Я» рассеивается. Безразличие оборачивается потерей себя именно как без-различие: отсутствие различия на границе «Я – Другой», в силу чего о собственном существовании уже не может идти речи.

Другое «Я», которому становится нечему себя противопоставить во взаимоотношении в условиях безразличия, также оказывается в ситуации потери себя. Другой важен, в первую очередь, как онтологический Другой, который возникает в свете фундаментального экзистенциального вопроса «кто я?». Задаваясь этим вопросом, человек реализуется как строящий себя проект. Но в отсутствии Другого «Я» не имело бы пространства для осуществления собственного проекта. Другой для «Я» представляет возможный мир, вносит категорию «возможного» в мир «Я», благодаря чему появляется возможность совершения экзистенциального выбора. Кроме того, в ответе на вопрос «кто я?» мы неизбежно выходим к границе самого «Я», определение которого, будучи составлено из внутренних «содержаний», ускользает само от себя в силу постоянного становления «Я». Для «Я», понятого в модусе непрерывного самотворчества, важнейшим становится движение различения, осуществляемое на границе «Я – мир», в том числе, и на границе «Я – Другой». Таким образом, разворачивание «Я» как экзистенциального проекта, в первую очередь, требует предельной онтологической ответственности. Каждый в ответственности за Другого и за мир в целом, поскольку является в своем бытии частью отношения — всегда взаимо-отношения.

Представляется, что понимание экзистенциальной ответственности может оказаться достаточно продуктивным в плане переосмысления философских оснований современной педагогики. С одной стороны, образование, предполагающее триединство обучения, развития и воспитания, не должно оставлять в стороне вопросы личностного развития человека и воспитания экзистенциальной ответственности за Другого и за окружающий мир у становящегося «Я». Данное положение не является абстрактным: его можно реализовать на практике в воспитательной составляющей образования даже в ходе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Например, продумывание вопроса «что будет, если все так поступят?» способно настроить учащегося быть в ответственности за экологическую ситуацию вокруг (элементарно, не бросать мусор мимо урны и т.п.). С другой стороны, преподаватель, ощущающий ответственность за становление «Я» учащихся, являясь настоящим Другим, отвечающим на собственный онтологический вопрос в реализации своего призвания, сам не будет безразличен к педагогическому процессу. Осуществляя свое самотворчество, он становится способным включить переживание в другом «Я», вдохновляя его на собственное вопрошание, становление в открытии того, что является личностно значимым для учащегося. Ответственное отношение преподавателя к учащемуся обеспечивает осмысленный отбор педагогических технологий, а также осуществление педагогической рефлексии, позволяющей гибко применять выбираемую стратегию преподавания в целях преодоления безразличия со стороны учащегося.

© Биричева Е.В., 2013

PAGE  80


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23878. Слово о Меркурии Смоленском 33.5 KB
  содержание:Был в городе Смоленске один человек молодой годами по имени Меркурий благочестивый в наставленьях господних обучавшийся им день и ночь славный примерной жизнью постом и молитвой сияющий будто звезда богоданная в мире этом. И придя с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск стал тот царь от города в тридцати поприщах и многие святые церкви пожег и христиан убил и решил непременно захватить город этот. Жители впали в великую скорбь неисходно пребывали в соборном храме святой Богородицы смиренно взывая с плачем...
23879. Послание архиепископа новгородского Василия ко владыке тверскому Федору о рае 26.5 KB
  Послание о земном рае читается в Софийской первой и Воскресенской летописях под 1347гСвое послание Василий пишет в Тверьузнав о распревозникшей среди тверичей по вопросу о существовании раяСущют 2 представляения о рае:рай находится на землев другом мирекак духовное понятиесугубо мысленноеВасилий убеждает Федора в сущ.нигде не сказаночто земной рай погибон создан богома все дела божьинетленныв Иерусалиме видел калиткукот не двигается с тех поркак Иисус ее претворил не до концаесть ад на земленовгородские ватаги видели вход в...
23880. Сказание об Индийском царстве 27 KB
  Сказание рисует сказочный образ далекой Индии.все о чем человек может мечтать в повседневной жизниобеспеченностьбогатсвообилие всего вокругуверенность в настоящем и будущемвсе это представлено в сказочнопреувеличенном видеИоанн пишетчто он царь над царямии ему подченено 3300царейцарские палаты грандиозны и с земными не могут вступать в сравнениеинд царство населяют не только обычные людино и самые невероятные человеч существарогатыетрехногиемногорукие и тдфантастичен животный мирв Индии есть все и при это нет ни тятяворани...
23881. Литературно-этикетный канун жития. Житие Феодосия Печерского 29 KB
  Житие Феодосия Печерского.Житие ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГОПмятник древнерусской литературы написанный преподобным Нестором Летописцем.Одним из древнейших русских монастырей был киевопечерскийбольшую роль в истории монастыря сыграл его постриженика затем игуменФеодосийПамятник рассказывает о жизни игумена КиевоПечерского монастыря преподобного Феодосия начиная от его рождения прихода в монастырь до игуменства и смерти.Житие Феодосия Печерского типичное монашеское житие рассказ о благочестивом кротком трудолюбивом праведнике вся жизнь...
23882. Творчество Епифания Премудрого. Житие Стефана Пермского 22.5 KB
  Житие Стефана ПермскогоЕпифаний родился в Ростове в первой половине 14века.Перу Епифания принадлежат 2 жития:Житиве Стефана Пермского и Житие Сергия Радонежского.доводит литературноэтикетный канон до совершенствау него 2ой этапа 1ый этапутверждение канонаЖития Феодосия Печерского и Алексияпышность языкамножество ярких деталейндивид стильЕпифаний неск раз определяет характер писательского труда как плетение словессближение звуковой формы слова и его смыслаМножество повторовпричастных оборотовритмика речитрадиционные метафорыЕпиф...
23883. Творчество Епифания Премудрого.Житие Сергия Радонежского 26.5 KB
  На сороковой день мальчика принесли в церковь крестили и дали ему имя Варфоломей. Они быстро научились грамоте а Варфоломей не мог. Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учебе и попросил помолиться о нем. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту чем его братья и сверстникитак потом все и будетмотив исполнения желания Мальчик уговорил священника зайти к его родителям.
23884. Хождение за три моря Афанасия Никитина 55 KB
  Билет 36Билет 38Повесть о Петре и ФевронииПовесть о ПиФ была написана в 16 векев век второго монументализма хотя по содержанию и духу она ближе к 15 веку веку русского предвозрождения когда осознавалась ценность человека единство человека и Бога. Жена так и сделала и змей проговорился: Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова мечаБыл у Павла брат Петр и он согласился помочь точнее ему на роду написано сразиться со змеем но где найти Агриков меч они не знают. Один раз Петр в одиночестве пришел в церковь и отрок показал...
23885. Повесть о Горе Злочастии 28.5 KB
  Обобщенная судьба герояДобрый молодец Добрый молодец отказывается от родовой позиции хочет жить своим умом.представляениям только он может менять личинуДобрый молодец верит архангелу все пропиваетснова беден. ЧЕРТЫ лит повести: писалось когда РусьРоссия Родовая позиция уходитмолодец хочет жить своим умом Столкновение этих 2ух позиций Гуманистическая концепцияноваторствосочувствие падшему человеку Появляются: элементы психологизации характеровсочувствие падшему человеку ощущение непостоянства жизни и ее непрочности Боязнь...
23886. Повесть о Савве Грудцыне 27.5 KB
  Месть брошенной женщиныварит зельесавва выпивает и влюбляется и начинает ее домогаться. Савва заболеваетхочет исповедоватьсяно бес не отпускает егоа Савва не хочет отдавать ему душуЭпизод с царством Сатаны:золотой дворец и крылатые юноши вокруг него. Автор сочувствует: Бедныйбедный Савва.