15608

ДИХОТОМИЯ «ФИЛОСОФИЯ – МАТЕМАТИКА»

Научная статья

Логика и философия

ДИХОТОМИЯ ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКА Рассматривая соотношение философии и математики в философии математики выделяют ряд общих моментов. Философия и математика самые древние формы научного познания. Описывают предельное и универсальное абстрагируясь от р...

Русский

2013-06-15

69.11 KB

1 чел.

ДИХОТОМИЯ «ФИЛОСОФИЯ – МАТЕМАТИКА»

Рассматривая соотношение философии и математики (в философии математики), выделяют ряд общих моментов.

Философия и математика — самые древние формы научного познания.

Описывают предельное и универсальное, абстрагируясь от реального.

Построение моделей; множественность.

Методологичность.

Использование ряда одних и тех же общих категорий (дискретноебесконечное, количество, форма, структура, множество, система, мера, симметрия /изоморфизм/, порядок–беспорядок, определенность–неопределенность, пространство, истина /= теорема в математике/ и др.)

Небытие есть в каком-то смысле математика. «Реальное бытие часто называют существованием; идеальное — сущностью»2. С другой стороны, математика описывает форму вещей, философия — их суть; математика — пространственный аспект, философия — и временной (мир как часы, мир как оператор).

Выделим некоторые дихотомии по горизонтали (параллелизмы по вертикали) на основе двух направлений математики для осмысления некоторых философских категорий.

Геометрия

 Геометризации пространства

Алгебра (= «язык» вообще)

[Примеры: (а2b2) = (a+b)(ab). То есть вместо a и b можно подставить любые числа. Слова языка подставляют в разные предложения.

Переменные (логики …).]

Морфогенез (ведущая роль стромы, протяженных структур)

Алгоритмы (правила)

Топологизация

Игра? (конструкции?)

Диалектикапространства»

/выше перечисленное — некий процесс/)

Метафизика (как табличная игра подстановок типа «огонь–вода–воздух–земля–дерево»)

Пространство-время /?/

При исследовании д.б.н. С.Э. Шнолем флуктуаций показана стабильность форм гистограмм, предположительно связанная с анизотропией пространства3.

Образы (мозга) как нечто пространственное 

[Правое полушарие лучше мыслит образами.]

Отношения, соотношения:

Определенность соотношений (в данный момент времени) в системе.

–«Музыка» как пропорции (соотношения) длин волн [один и тот же мотив, сыгранный на разных октавах или с разных тонов есть некое подобие фракталу]

[Левое полушарие мозга лучше мыслит аналогиями.]

Неизбежный дрейф /генов/ 
( полиморфизм
)

Подобие (изоморфизм)

Таким образом, итоговые понятия дрейфа и изоморфизма (симметрии…) выше понятия пространства и времени; вернее, следует ориентироваться на данное в философских выкладках.

Рассмотрение детерминизма как противоположности геометризации не корректно (к примеру, игровой, системный, ролевой /«Я»/ детерминизм — лишь частные ситуации более общих процессов).

2 См.: Чупахин Н.П. Философские и математические основания концепции смыслообразования: дис. д. филос. н.: 09.00.08 / Том. гос. пед. ун-т. Томск, 2006.

3 Шноль С.Э. Формируем будущее. Прорывные научные достижения. URL: http://www.youtube.com/watch?v=lO4vaJ_9cEo (дата обращения: 10.02.13).

© Ложкина А.Н., 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64834. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 549.31 KB
  Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса: лекции семинарские и практические занятия лабораторный практикум систему контроля исследовательскую и самостоятельную работу студентов.
64835. Педагогическое проектирование и педагогические технологии 241.5 KB
  Определить современное понимание и использование технологий профессионального обучения. Категории технология педагогическая технология технология обучения Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие технология.
64836. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА 502.75 KB
  Сущность стили и генезис педагогического общения Сущность и генезис педагогического общения Педагогическое общение специфическая форма общения имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям присущим общению...
64837. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 482.42 KB
  С учетом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности...
64838. Характеристики физических свойств грунтов 163.5 KB
  Такие грунты воспринимают довольно большую статистическую нагрузку, но при динамических нагрузках они теряют свою структуру (в водонасыщенном состоянии) и грунт переходит в суспензию (плывунное состояние).
64839. Устойчивость откосов 130.5 KB
  Причины приводящие к нарушению устойчивости массивов грунта в откосах. Увеличение крутизны откоса подмыв берегов реки Увеличение нагрузки на откос строительство на бровке Обводнение грунтов уменьшение механических характеристик...
64840. Инженерные методы улучшения свойств грунтов (искусственные основания) 319.5 KB
  Инженерные методы улучшения свойств грунтов искусственные основания Строительство линейных инженерных сооружений неизбежно связано с освоением новых территорий расположенных в том числе и на слабых грунтах. При необходимой толщине уплотнения грунта...
64841. Конструктивные меры улучшения оснований 90.5 KB
  Наиболее распространенным следует считать способ замены слабого грунта на достаточно хорошее надежное основание или устройство песчаных подушек. Замена слабого слоя грунта основания устройство песчаных подушек...
64842. Фундаменты глубокого заложения 127.5 KB
  Устройство колодца непосредственно на поверхности грунта. Разработка грунта опускание колодца. Наращивание колодца опускание происходит под собственным весом. Погружение колодца на проектную отметку и удаление из него грунта.