15610

СОВРЕМЕННАЯ АКТУАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Научная статья

Логика и философия

СОВРЕМЕННАЯ АКТУАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Кризис охвативший человечество является системным и глобальным. Наибольшей угрозой для человечества является угроза изменения климата. Согласно выводам 4го доклада комиссии ООН IPCC2 по изменению климата следует ожидать в будущ...

Русский

2013-06-15

238.92 KB

2 чел.

СОВРЕМЕННАЯ АКТУАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Кризис, охвативший человечество является системным и глобальным. Наибольшей угрозой для человечества является угроза изменения климата. Согласно выводам 4-го доклада комиссии ООН (IPCC)2 по изменению климата следует ожидать в будущем драматических природных аномалий: засухи, наводнения, ураганы и т.д., затрагивающие практически все сферы жизни людей. Арктические и материковые льды катастрофически тают, наблюдается общее глобальное повышение приземной температуры и повышение уровня океана и т.д. Главная причина, как указывается в докладе, является деятельность людей, т.е. антропологический фактор.

Изменения Климата заставляют философов, ученых и инженеров искать общее решение глобальных проблем. Все стандартные подходы исчерпаны. Необходимо выработать в срочном порядке на междисциплинарной основе общую концепцию выхода человечества из этого тупика цивилизации.

Главную роль в этом вопросе должна быть отведена философии.

Цель данной работы: выявить главные проблемы философии на современном этапе в свете глобальных экологических проблем, показать роль и значение искусства в развитии философии и подготовке будущих инженеров, выявить главные задачи философии в решение энергетического кризиса и выхода из тупика цивилизации.

1. Главные проблемы философии

Первостепенная задача философии: выдвинуть широкую философскую концепцию выхода человеческой цивилизации из исторического тупика.

Для решения этой проблемы философии потребуется привлечь ученых, инженеров, политиков, деятелей искусства всех стран. Недостаточно только выдвинуть концепцию, потребуется огромная воля, мужество и глобальная гражданская ответственность для претворения концепции в жизнь.

2. Причины и следствия изменения климата

Философии предстоит нелегкая задача дать исчерпывающее объяснение исторического факта: каким образом научно-технические достижения технической революции XIXXX вв. привели человеческую цивилизацию на грань катастрофы. Ответ на этот вопрос при всей его сложности, следует искать в истоках человеческой цивилизации, в противоречиях и закономерностях ее эволюции. Главная причина изменения климата — антропогенное воздействие человека на природу. И прежде всего, согласно выводам IPCC в неконтролируемой продолжающейся глобальной эмиссии парниковых газов, образованной в основном сгоранием органического топлива. Антропогенное воздействие на природу в т.ч. глобальное загрязнение окружающей среды, также как хищническое истребление флоры и фауны, глобальное нарушение баланса всей биосистемы и экосистемы планеты обусловлено параллельным существованием человека и природы. Но эмиссия парниковых газов — это не причина изменения климата, а только одно из главных следствий деятельности людей на протяжении всей истории человечества. 

3. Философские заблуждения

Вина за многие заблуждения человечества, приведших к трагическим последствиям лежит, в том числе на многих недальновидных философах, выдвинувших сомнительные философские учения в последние столетия. Достаточно назвать позититвизм, утилитаризм, субективизм, постмодернизм и им подобные учения. Следует в принципе согласиться с мнением Лейбница: «Различие должно быть сделано между истинными и ложными идеями, и слишком много власти не должно быть дано воображению человека под предлогом того, что это является ясной и отличительной особенностью умственной деятельности» (Г. Лейбниц, 1670)3. Экологический кризис не оставляет сомнения в том, что древние философские учения: индийские, китайские, древнегреческие отличались особой мудростью и дальновидностью. Единство человека и природы лежало в основе этих учений. Поэтому они являются базовой основой философии XXI в.

4. Искусство и философия

Помимо псевдонаучного плюрализма, препятствующего научному развитию философии, о котором справедливо пишет профессор В.В. Орлов4, следует указать еще на одну очень важную особенность дальнейшего научного развития и правильного понимания философии. В своей статье «От Маркса к Ойзерману» проф. В.В. Орлов пишет: «Наиболее сложная, даже трагическая трудность, с которой встречается философская мысль с момента ее возникновения, состоит в том, как конечный человек, обладающий всегда конечным опытом, может получать достоверное и доказуемое знание о бесконечном мире. Неспособность решить эту проблему лежит в основе “философии химер И. Канта и всех его многочисленных последователей, включая различные разновидности феноменологии в современной зарубежной и российской философии В “период реформ мы наблюдаем переход ряда отечественных философов, особенно “новой формации, к “философии химер в ее классическом или более позднем, модифицированном виде»5. Это верно, но, на то «…как конечный человек, обладающий всегда конечным опытом, может получать достоверное и доказуемое знание о бесконечном мире» есть, на мой взгляд, ответ. И он косвенно содержится в высказываниях В.И. Ленина по поводу музыки Л.В. Бетховена, любимой им его 23 сонаты: «Ничего не знаю лучше “Appassionata,говорил Ленин,готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»6 Научная философия в своем видении обращается чаще всего к естественным наукам и практически игнорирует искусство, которое в своем высшем проявлении содержит обобщающие идеи. Эти идеи очень сложно выразить с помощью слов. Музыкальные гении: Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт и т.д. (список можно продолжать на многих страницах) были, прежде всего, гениальные философы. Бетховен по поводу музыки сказал: «Музыка —это откровение более высокое, чем мудрость и философия»7. Развиваются отдельные области науки и техники, одни научные теории сменяются другими. Физики пришли к ошеломляющим результатам «Большого взрыва» и остановились в растерянности. Философия пытается поспеть за бесконечными большими и малыми открытиями и обобщить данные многочисленных исследований. Но вслушайтесь, например, в партиты И.С. Баха —это космос! Звучание космоса, воплощенное с помощью музыки, тончайших звуковых оттенков бесконечно сложных каденций, форшлагов, гармонических рядов и октав, посредством стилизации народных мелодий и танцев, раскрывает бесконечно глубокую правду трагического величия жизни без дидактических поучений, открывая бесконечные тайны бытия и одновременно провозглашая принцип бесконечности познания вселенной. Партиты И.С. Баха практически не исполняются ввиду чрезвычайной их технической сложности для исполнения. Эта музыка, как и музыка других великих композиторов, лучшее свидетельство того, что в человеке заложена главная пространственная матрица научной философской непреложной обобщающей истины. Эту истину, возможно, вложил с рождения в человека Творец вселенной. Но только избранные гении в сфере науки, искусства и инженерного творчества открывают в своем сознании бесконечные грани Главной обобщающей истины, способной возвысить человека до невероятных духовных высот и сообщить посредством своего творчества Истину людям, генерируя в них заложенное от рождения «достоверное и доказуемое знание о бесконечном мире». В истинном искусстве содержатся высочайшие этические принципы и идеалы, близкие и родственные идеалам великих философов прошлого. Научная философия, бороздя океан знаний, должна всегда помнить, что главные истины неизменны. Их недосягаемые, но, в то же время, ясно очерченные вершины на фоне безбрежного ясного неба познания в своем жизнеутверждающем великолепии подлинной правды будут манить к себе и притягивать своим величием все последующие поколения философов и служить им верным ориентиром. Но самое главное в великом искусстве, что может почерпнуть современный человек — это могучая сила творчества, способная преобразовать мир и вывести людей из тупика цивилизации на путь прогресса. Это единственная созидательная сила, которая должна объединить людей. Только в творческом процессе рождается все новое и передовое в любой сфере человеческой деятельности. Философия творчества требует глубокого и всестороннего исследования.

Но, к сожалению, далеко не все понимают истинное искусство. Мало того, вся трагедия современной цивилизации, заключается в деградации искусства. Не понимают искусство даже те, кто обязан по долгу своей работы и профессиональной ответственности разбираться в нем. Как пример этому, вот что пишет об Аппассионате некий безымянный критик: «Героические образы фортепианных произведений Бетховена получили исчерпывающее художественное выражение в его Двадцать третьей сонате, “Аппассионате f-moll (18041806). Ее появление было подготовлено исканиями почти десятилетнего периода. Ни прежде, ни впоследствии не удалось Бетховену создать сонату столь ошеломляющей драматической силы, исполненную такого же вдохновения и совершенства формы»8. Складывается впечатление, что человек, написавший эти строки, глубоко не понимает ни искусство, ни творчество Л.В. Бетховена и работает по какому-то общепринятому шаблону. Сам Бетховен считал: «Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо»9. Так что ни о каком «исчерпывающем выражении» не может быть речи. Гений Бетховена проявляется в том, что все его творчество и философская мысль находились в постоянном движении и творческом поиске и отражало его душевный мир и переживания определенного периода его жизни. С первой сонаты до последней проявляется его гениальная мощь и неудержимая фантазия, где нет места тривиальным мыслям и повторениям ужу раннее сказанного. Недаром выдающийся в прошлом пианист Э. Гиллельс говорил, что в последних сонатах Л.В. Бетховена 31 и 32 открываются невиданные горизонты и вершины. Все его произведения прекрасны и волнующи. И очень трудно из созданного Л.В. Бетховеным музыкального наследия что-либо выделить. Я могу помимо 23 сонаты говорить с восторгом о всех его сонатах, не говоря уже о фортепьянных концертах о его других великих симфонических и инструментальных произведениях. И играя всю жизнь фортепьянные произведения одного из любимых мною композиторов, я открываю каждый раз в каждой сонате невероятные по своей красоте и жизнеутверждающей силе глубины проникновенной и чарующей силы искусства. Я не могу в рамках данной статьи останавливаться подробно на творчестве великого композитора. Но в данном случае хотелось лишь на отдельном примере показать, какой вред пониманию искусства и творчества гениев могут приносить людям не очень сведущим в искусстве подобные дилетантские высказывания возможно и основанные на личных ощущениях, но ничего не имеющие общего с истиной. На нотных линейках гении записали для потомков свои сокровенные мысли, переживания и выразили философское отношение к жизни в соответствии с чутко уловленными ими законами гармонии и красоты. Слушая завораживающие звуки гениальной музыки, люди могут открывать в себе неизведанные ранее чувства и, увлеченно следуя ритму произведений, проникнуться пониманием неповторимой и захватывающей красоты окружающего мира. Задача современников и философов правильно понять идеи великих музыкантов, поэтов, писателей и художников, впитать их своим сердцем и чувствами с тем, чтобы в последующем самим творческими помыслами и поступками воплощать их обогащенными своим личным видением в новое содержание. И для этого требуется раскрывать в себе с помощью великого искусства основополагающие философские идеи, которые живут подсознательно в каждом из нас и требует своего личностного восприятия и творческого переосмысления. Понимание творчества гениев требует высокой культуры и глубоких знаний. Но в этом заложен ключ к пониманию смысла жизни, ее красоты и основ совершенствования человека. 

Капиталистической системе, основанной на культе потребления и расширения производства, как основе бизнеса, нужно принизить и ослабить роль творческого начала в человеке, вытравить его способность к критическому мышлению, пониманию искусства, подчинить отдельную личность массовой обезличенной культуре потребления. При этом апологеты капитализма наивно полагают, что технические достижения могут с лихвой компенсировать деградацию в искусстве и царящую в мире несправедливость в распределение материальных благ. Создавая отдельные научные кластеры по всему миру, некие подобия научных оазисов, отделяя большинство людей от творческого процесса, они только приближают цивилизацию к пропасти. Россия не должна следовать безоглядно этому примеру. Распространение знаний и приобщение максимального количества людей к пониманию культурных ценностей, всегда было главным приоритетом для великих мыслителей и общественных деятелей России. 

5. Энергосбережение и философия

Для преодоления глобального системного кризиса необходимы эволюционные сдвиги во всех областях общественно-политической жизни общества, радикальные преобразования в экономике, образовании, в инженерии, науки и техники и т.д. Необходимо применение совершенно новых энергоэффективных технологий, безотходных производств, и поиск альтернативных источников энергии. Для достижения этой цели следует изменить представление об инженере и философии инженерного творчества. На первое место главным для инженера становиться не рутинное следование определенным инструкциям и руководствам, а творческий новаторский подход при решении инженерных задач. Инженер приобретает свое первоначальное определение  творец. Но проблема творцов в любой сфере человеческой деятельности в современном мире не решена и заведена в тупик. До сих пор шло постоянное бесконечное дробление технических областей знаний. Вся производственная и индустриальная система строилась на сугубо утилитарном практицизме. Культура превратилась в жалкого пасынка науки и техники. По сути, вместо творческого с широким мышлением инженера взращивался усредненный, пускай и достаточно качественный человеческий винтик в глобальном мире стандартной завязанной бездушной компьютерной сетью экономике. Ситуация с климатом резко изменилась за последние десятилетия и продолжает ухудшаться. Новых источников энергии, способных заменить существующие нет и пока не предвидится. Население земного шара продолжает расти невиданными темпами. Современная философия оказалась погребенной под завалами малозначащих путанных экстравагантных бесперспективных модернистких теорий, оглушенная «Большим Взрывом», запуталась в генетических цепочках аминокислот и в кодах ДНК, пытается придти в себя и встать на ноги, ухватившись за спасительную проверенную временем стенку из философских учений древности и перила марксизма-ленинизма. А время для выработки общей глобальной концепции развития человечества катастрофически упускается. Место философии занимают всевозможные проходимцы, мракобесы и шарлатаны всех мастей, высовывающиеся из всех телевизионных щелей и кричащие о конце света. Философии следует спуститься с древнегреческого олимпа, занятого Платоном и Аристотелем и начать конструктивно мыслить и работать, откликаясь на нужды современности, повинуясь главным образом здравому смыслу. Ученые будущего и философы помимо глубоких специальных знаний должны обладать качествами прекрасных инженеров, их творческие замыслы необходимо немедленно претворять в практические дела. 

6. Философия глобального нового мышления

Человечество направляется в будущее, не имея ясных целей и четких ориентиров. Задача философии вобрать все лучшее из великих философских учений, объединить разрозненные знания накопленные человечеством, придать новый импульс развитию науки и инженерии. Это означает по существу, что философия становится, фигурально говоря, главным инженером проекта будущего развития человечества.

Главным вопросом современности, как следствие изменения климата, становится энергоэффективность. Человечество научилось добывать энергию, пользуясь различными источниками: тепловые станции, работающие на органическом топливе, гидроэнергетика, атомная энергетика и т.д. Предложения о широком использовании, так называемых возобнавляемых источников энергии: солнечная энергия, биотопливо, энергия ветра при всех их кажущихся привлекательности сопряжены с большими трудностями и рисками. Все источники энергии, используемые людьми, имеют свои плюсы и минусы. Энергетические ресурсы в мире расходуются крайне не эффективно. Общество потребления, заботливо вскормленное капитализмом, не хочет и не может принять новую философскую парадигму развития человечества: удовлетворение минимальных материальных потребностей при ненасытной жажде новых знаний и неустанного накопления духовного богатства. А принятие этой парадигмы означает радикальное совершенствование социально-политического устройства мира на основе гуманистических принципов торжества демократии, всеобщего равенства, добра и справедливости и потребует глобального возрождения великой культуры. Вне культурного пространства невозможно растить новых инженеров, внедрять инновации и осуществлять реконструкцию и обновление промышленности.

В связи с этим перед философией встает огромная задача: убедить всех людей принять на основе разработанной глобальной философской концепции новое прогрессивное мышление и следовать новой коэволюционной10 модели развития человечества, предусматривающей минимальное материальное потребление, охрану окружающей среды, глобальную взаимную ответственность и полное органичное единство человека и природы. Эта цель может быть достигнута только при возрождении великой мировой культуры, впитавшей в себя все многообразие культур всех стран и народов.

Заключение

Каждый человек на земле порой сам того не ведая принимает для себя определенную философскую позицию, отражающую его отношение к жизни. И очень часто философское видение жизни простого народа оказывается куда более значительным и глубоким, чем те или иные философские нагромождения отдельных философов. Очень важно для философов донести свои идеи до всех без исключения людей. Огромное значение философии придавал в своем учении о нооосфере гениальный русский ученый академик В.В. Вернадский, чье 150-летие со дня рождения отмечается в этом году. Великий ученый и гражданин В.В. Вернадский пророчески указал человечеству путь, по которому оно должно двигаться в своем развитие. При жизни его не услышали и не поняли в полной мере. Но в настоящее время все его идеи оказываются чрезвычайно актуальными и востребованными. В.В. Вернадский выразился с удивительной мудростью и прозорливостью по поводу того, какой должна быть новая философия: «Философия индивидуальна, неповторима, иногда близка к поэзии. Самые древние создания человеческой мудрости живут. “Изучая эти философские системы, мы как бы охватываем различные проявления человеческих личностей, каждая из которых бесконечна и бессмертна. Новая философия не заменит и не поглощает старых, как не поглощает старые создания искусства новые акты творчества»11. В подтверждении этих замечательных слов можно только добавить: новая по настоящему актуальная философия будущего должны быть всегда близка по своим дерзновенным замыслам и творческим устремлениям поэзии и великому искусству и служить людям неиссякаемым источником творческого вдохновения. Только тогда она сможет помочь человечеству спасти себя и все живое на земле от гибели.

2 Climate Change 2007: Synthesis Report. URL: http://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar4/syr/ar4_syr.pdf (date of use: 03.02.2013).

3 Metaphysics & Physical Reality Gottfried Leibniz on Metaphysics (Monadology). URL: http://www.spaceandmotion.com/metaphysics.htm (date of use: 03.02.2013).

4 Орлов В.В. Проблема материи в современной Российской философии. URL: http://www.socionauki.ru/journal/files/fio/2010_3/problema_materii_v_sovremennoj_rossijskoj_filosofii.pdf (дата обращения: 26.01.2013). 

5 Орлов В.В. Общая философия: От Маркса к Ойзерману? URL: http://vvorlov.ru/en/node/17 (дата обращения: 29.01.2013).

6 Горький М. В.И. Ленин // Собр. соч. М., 1952. Т. 17. С. 39. 

7 Высказывания Бетховена. URL: http://www.muz-urok.ru/bethoven3.htm (дата обращения: 26.01.2013). 

8 Бетховен. Соната для фортепьяно 23, Аппассионата» Глава 29 книги «История зарубежной музыки-3». URL: http://www.classic-music.ru/zm029.html (дата обращения: 26.01.2013).

9 Высказывания Бетховена.

10 Адамов А.К. Ноосферная философия. Саратов, 2004; Александров В.В., Стенчиков Г.Л. О глобальных последствиях ядерной войны. Вычислительная математика и математическая физика. 1984. 1. С. 140143.

11 Аксенов Г.П. Вернадский. М.: Молодая гвардия, 2001. С. 126.

© Малкин И.Г., 2013


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77583. Организационный этап формирования системы менеджмента качества 79.5 KB
  Реализация предварительного цикла работ по формированию СМК. Создание организационной структуры СМК. Реализация предварительного цикла работ по формированию СМК Непосредственно процессу разработки и внедрения СМК предшествует организационный этап основным назначением...
77584. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ СМК 172.5 KB
  Определить состав документации устанавливающий требования ограничения и рекомендации необходимые для результативного выполнения процесса. Определить показатели и спланировать качество и результативность процесса.
77585. Разработка документации СМК 122.5 KB
  Существует еще одна категория, неявно упоминаемая в стандарте. Это - специальные формы. Назначение этих форм - предоставить руководящие указания или инструктировать относительно регистрации данных по качеству, в частности, какую информацию следует заносить в них.
77586. Содержание обязательных документированных процедур 83.5 KB
  В каждой организации, независимо от того, намерена ли она внедрять СМК или нет, существует документооборот и соответствующие инструкции по делопроизводству, описывающие порядок управления внутренними и внешними документами.
77587. Внедрение и опытная апробация СМК 39 KB
  Внедрение СМК может начинаться с издания приказа о введении в действие документов СМК. Датой введения в действие СМК считается дата утверждения Политики, Руководства по качеству и процедуры по разработке и введению в действие внутренних документов.
77588. ТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 719.5 KB
  Стремительный рост общей численности населения планеты совместно с усилением техногенных воздействий на окружающую среду существенно меняют ход глобальных природных процессов на Земле.
77589. Триггеры. Не тактируемые и тактируемые триггеры 231 KB
  Устройство имеющее два устойчивых состояния называют триггером. С приходом переключающих запускающих сигналов переход триггера из одного состояния в другое происходит лавинообразно и потенциалы на выходах меняются на противоположные.
77590. Андрей Тимофеевич Болотов 53.56 KB
  Так, например, обстоит дело с определением места в истории нашей страны Андрея Тимофеевича Болотова. Выдающийся деятель, внесший неоценимый вклад в развитие науки и культуры, основоположник русской сельскохозяйственной науки, к сожалению, до сих пор не получил должного признания своих заслуг.
77591. Тэер Альбрехт Даниель (1752-1828) - немецкий агроном. Автор гумусовой теории питания растений 224.26 KB
  Альбрехт Тэер родился 14 мая 1752 года в семье врача, служившего при дворе ганноверского курфюрста. В молодости пошёл по стопам отца, окончил медицинский факультет университета в Гёттингене (1774). По возвращении в родной Целле получил по наследству должность личного врача курфюрста Ганновера Георга III.