15611

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья

Логика и философия

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ При всем многообразии национального и мирового кризиса главный кризис который переживает сегодня Россия это кризис национальной идентичности т.е. потеря Россией историчес

Русский

2013-06-15

39.5 KB

1 чел.

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

При всем многообразии национального и мирового кризиса, главный кризис, который переживает сегодня Россия — это кризис национальной идентичности, т.е. потеря Россией исторически сложившегося представления о самой себе1. Сегодня трудно найти другую страну, граждане которой настолько бы расходились между собой в понимании своей геополитической, цивилизационной, социально-экономической и культурной определенности.

Довольно туманная деятельность государства в сфере миграции и в целом национальной политике содействовала тому, что национальный вопрос был приватизирован преимущественно радикальными (правыми и левыми) политическими силами, превратившими его в действенное средство манипуляции общественным сознанием.

Характерными чертами нации, согласно Сталину являются: 1) Общность языка; 2) Общность территории 3) Общность экономической жизни, экономическая связь2. Поэтому, когда мы решаем национальный вопрос нам следует обратиться не только к лингвистике, но и к геополитике и даже экономике.

Лозунг «Россия — для русских!» начинают поддерживать все больше представителей молодежи. Согласно исследованиям, доля сторонников этой идеи во взрослой группе до 25 лет составляет 25 %3. Около 60 % опрошенных русских школьников считают необходимым ограничивать проживание в России других народов и лишь 25 % не разделяют это мнение4. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ количество убийств на почве национальной нетерпимости возросло с 2005 по 2009 г. с 152 до 548 случаев, т.е. в 3,6 раза. В настоящее время более 500 интернет-сайтов разжигают национальную рознь5. Снижение терпимости в обществе приводит к тому, что не только у тех, кого считают инородцами, но и у титульных этнических групп исчезают высокие гражданские чувства к России как к Родине6 В случае опасности извне на защиту своего отечества готовы встать 43 % опрошенных7. В новой Отечественной войне, если это произойдет, нам в существующих условиях определенно не выстоять. Объективности ради следует заметить, что снижение чувства нравственного долга россиян к своей Родине и их сплоченности как единой нации обусловлено не только ростом ксенофобии, этнофобии, но и радикальными рыночными реформами, приведшими к атомизации общества и внедрению в общественное сознание ригористической этики рыночного фундаментализма, основанной на идеях зоологического индивидуализма и экономического эгоизма8.

Итак, при решении национального вопроса необходимы грамотные и эффективные действия власти и учет конкретных исторических условий, в которых находится как страна в целом, так и отдельная нация, проживающая в пределах РФ. Политическая элита не должна заниматься редукционизмом и переводить национальный вопрос только в языковую плоскость, как например, предлагают некоторые авторы (В.А. Тишков рекомендует попросту отказаться от понятий «нация» и «этнос»). Это создаст лишь иллюзию, что проблема решена, но никак не изменит ее в сущности.

Глобализация, которая пытается объединить различные нации и культуры дала основания полагать, что в скором будущем возникнет новый тип человека, новое общество (мегаобщество, суперэтнос). Но уместнее говорить о взаимодействии и сотрудничестве, чем о полной интеграции наций. Как говорил Р. Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись».

Россия является многонациональной, полиэтнической, евразийской страной с довольно существенными иммиграционными потоками из Азии и Востока. Учет этого факта важен как для этнокультурного прогнозирования будущего нашей страны, так и, особенно, для осуществления эффективной национальной политики9. Создание атмосферы взаимопонимания, терпимости, толерантности, единства в отношениях различных этнических групп, существующих в России, — условие ее политической стабильности и социально-экономического процветания.

Нация — это историческая общность людей, объединенных общностью экономической жизни. Мы говорим об обществе с развитым общественным разделением труда, которое обеспечивает высокий уровень взаимосвязанности и взаимозависимости населения разных регионов, превращает всю эту массу людей в сложный коллектив, в единый социальный организм. В этом случае внимание людей распространяется не только на свою семью, родственников и друзей, но и на граждан всей страны. Ущемление их интересов рассматривается как ограничение собственных, что вызывает не просто сочувствие, но и активные формы протеста. Таким образом, возникновение сложного единого социального организма является существенным требованием для формирования нации.

Нельзя не сказать о колоссальном разрыве между «избранными» людьми нашего общества и остальной частью населения. 15 % населения, аккумулирующего в своих руках 85 % всех сбережений, 92 % доходов от собственности, 96 % всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты10. Работает «верхушка» общества в одном месте, живет в другом, отдыхает в третьем, и будущее своих детей как правило не связывает с Россией. Что же касается оставшегося населения (а это подавляющее большинство), то для них жизнь чаще ограничена населенным пунктом, в котором они проживают. Не имея средств обеспечить свой досуг, они фактически лишены насыщенной полноценной жизни. Отсюда и неготовность значительной доли россиян жертвовать своей жизнью ради отечества.

Социально-экономическое благополучие, политическая стабильность, предсказуемость политики, равенство всех перед законом усиливают веру людей в свою принадлежность данной общности (нации) и надобности дальнейшего пребывания в составе страны, и наоборот.

Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Безусловно, в формировании этого чувства огромную роль играет политика государства, но для достижения в стране атмосферы взаимоуважения и создания целостной нации необходима и активная жизненная позиция каждого гражданина.

1 Кортунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М.: Аспект Пресс, 2009.

2 Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. М.: Госполитиздат, 1949.

3 Добрынина Е. Умом Россию не понять // Рос. газета. 2008. 5 марта. № 47. С. 10.

4 Добрынина Е. Тройка по толерантности // Там же. 2007. 22 марта. № 58. С. 9.

5 Козлова Н. Убийственная ненависть // Там же. 2010. 14 апреля. № 78. С. 1, 7.

6 Мусаелян Л.А. Национальный вопрос в России: опыт прошлого и некоторые аспекты его современного политико-правового решения // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Юридические науки. 2010. Вып. 4. С. 32–48.

7 Кагиян С.Г. Нация: этносоциальная общность или «согражданство»? // Философские науки. 2002. № 5. С. 32–45.

8 Мусаелян Л.А. Указ. соч.

9 Там же.

10 Львов Д.С. Россия: рамки реальности и контуры будущего // Журнал экон. теории. 2007. № 1. С. 5–17.

© Васючкова Е.С., 2013

PAGE  92


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13096. Сталинградская битва. Ты хочешь мира? Помни о войне!. Сталинградская битва 24.89 KB
  Литературно-исторический вечер Ты хочешь мира Помни о войне. Сталинградская битва Цели: углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы; развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа своей страны; воспитывать патриотические ч
13097. Современный этикет. Классный час 58 KB
  Классный час на тему Современный этикет Цели усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми овладеть навыками культурного поведения. Сегодня мы поговори...
13098. Дружба и отношения между мальчиками и девочками. Классный час 32.5 KB
  Классный час на тему Дружба и отношения между мальчиками и девочками Цель: создавать условия для эмоционального роста детей; углубить представления о гендерном равенстве. Задачи: раскрыть значение понятий мужское дело и женское дело; развивать кул
13099. Классный час на тему «Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова» 37.79 KB
  Классный час на тему Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова. Тема: Приключение по стране рассказов Н.Н. Носова. Цель занятия: в игровой форме провести ознакомление и повторение произведений Н.Н. Носова. Участники: класс Продолжительность: 45 минут ...
13100. Классный час на тему «Что значит быть настоящим другом?» 51.5 KB
  Классный час на тему Что значит быть настоящим другом. 4й класс Цель: помочь детям разобраться в том каким должен быть настоящий друг. Задачи: определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию; провести самооценку учащимися
13101. Сабақтың тақырыбы: БАЛА АБАЙ. 80.5 KB
  7 Ана тілі 2сынып Сабақтың тақырыбы: БАЛА АБАЙ. Сабақтың мақсаты: 1. Оқушыларды қазақтың классик ақыны Абай Құнанбаевтың өмірімен толығырақ таныстыру. 2. Мәтіндегі негізгі идеяны ұғындыру. 3. Әр түрлі ой дамыту стратегиялары арқылы өздік жұмыс і
13102. Сабақтың тақырыбы: ҚАНАҒАТ ҚАРЫН ТОЙҒЫЗАР (ел аузынан) 76.5 KB
  8 Ана тілі 3сынып Сабақтың тақырыбы: қанағат қарын тойғызар ел аузынан. Сабақтың мақсаты: 1. Тақырыптың идеясын ашу қанағатшыл шыдамды болуға үйрету. 2. Өтілген сабақ пен жаңа сабақты байланыстыру арқылы шығармашылық ойлау қабілетін дамыту...
13103. Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН 47.5 KB
  4 Ана тілі 4сынып Сабақтың тақырыбы: ЕР ТАРҒЫН Сабақтың мақсаты: Батырлар жыры туралы оқушыларға жанжақты түсінік беру. Елін қорғау Отанын халқын сүю батырлар жырының басты қасиеттері екендігін оқушыларға ұғындыру. Ер Тарғынның ...
13104. Сыныптарға арналған «Соңғы қоңырау» салтанатты жиынының сценарийі 59.5 KB
  11 сыныптарға арналған Соңғы қоңырау салтанатты жиынының сценарийі. 2008 жыл. Фанфары Жүргізушілер шығады: Медетов М.О. және Құдайбергенова Шұғыла. Мият: Армысыздар ұстаздар оқушылар Қош бол алтын ұя мектебім атты салатанатты жиынға жиналған қауым.