15611

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Научная статья

Логика и философия

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ При всем многообразии национального и мирового кризиса главный кризис который переживает сегодня Россия это кризис национальной идентичности т.е. потеря Россией историчес

Русский

2013-06-15

39.5 KB

1 чел.

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

При всем многообразии национального и мирового кризиса, главный кризис, который переживает сегодня Россия — это кризис национальной идентичности, т.е. потеря Россией исторически сложившегося представления о самой себе1. Сегодня трудно найти другую страну, граждане которой настолько бы расходились между собой в понимании своей геополитической, цивилизационной, социально-экономической и культурной определенности.

Довольно туманная деятельность государства в сфере миграции и в целом национальной политике содействовала тому, что национальный вопрос был приватизирован преимущественно радикальными (правыми и левыми) политическими силами, превратившими его в действенное средство манипуляции общественным сознанием.

Характерными чертами нации, согласно Сталину являются: 1) Общность языка; 2) Общность территории 3) Общность экономической жизни, экономическая связь2. Поэтому, когда мы решаем национальный вопрос нам следует обратиться не только к лингвистике, но и к геополитике и даже экономике.

Лозунг «Россия — для русских!» начинают поддерживать все больше представителей молодежи. Согласно исследованиям, доля сторонников этой идеи во взрослой группе до 25 лет составляет 25 %3. Около 60 % опрошенных русских школьников считают необходимым ограничивать проживание в России других народов и лишь 25 % не разделяют это мнение4. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ количество убийств на почве национальной нетерпимости возросло с 2005 по 2009 г. с 152 до 548 случаев, т.е. в 3,6 раза. В настоящее время более 500 интернет-сайтов разжигают национальную рознь5. Снижение терпимости в обществе приводит к тому, что не только у тех, кого считают инородцами, но и у титульных этнических групп исчезают высокие гражданские чувства к России как к Родине6 В случае опасности извне на защиту своего отечества готовы встать 43 % опрошенных7. В новой Отечественной войне, если это произойдет, нам в существующих условиях определенно не выстоять. Объективности ради следует заметить, что снижение чувства нравственного долга россиян к своей Родине и их сплоченности как единой нации обусловлено не только ростом ксенофобии, этнофобии, но и радикальными рыночными реформами, приведшими к атомизации общества и внедрению в общественное сознание ригористической этики рыночного фундаментализма, основанной на идеях зоологического индивидуализма и экономического эгоизма8.

Итак, при решении национального вопроса необходимы грамотные и эффективные действия власти и учет конкретных исторических условий, в которых находится как страна в целом, так и отдельная нация, проживающая в пределах РФ. Политическая элита не должна заниматься редукционизмом и переводить национальный вопрос только в языковую плоскость, как например, предлагают некоторые авторы (В.А. Тишков рекомендует попросту отказаться от понятий «нация» и «этнос»). Это создаст лишь иллюзию, что проблема решена, но никак не изменит ее в сущности.

Глобализация, которая пытается объединить различные нации и культуры дала основания полагать, что в скором будущем возникнет новый тип человека, новое общество (мегаобщество, суперэтнос). Но уместнее говорить о взаимодействии и сотрудничестве, чем о полной интеграции наций. Как говорил Р. Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток и вместе им не сойтись».

Россия является многонациональной, полиэтнической, евразийской страной с довольно существенными иммиграционными потоками из Азии и Востока. Учет этого факта важен как для этнокультурного прогнозирования будущего нашей страны, так и, особенно, для осуществления эффективной национальной политики9. Создание атмосферы взаимопонимания, терпимости, толерантности, единства в отношениях различных этнических групп, существующих в России, — условие ее политической стабильности и социально-экономического процветания.

Нация — это историческая общность людей, объединенных общностью экономической жизни. Мы говорим об обществе с развитым общественным разделением труда, которое обеспечивает высокий уровень взаимосвязанности и взаимозависимости населения разных регионов, превращает всю эту массу людей в сложный коллектив, в единый социальный организм. В этом случае внимание людей распространяется не только на свою семью, родственников и друзей, но и на граждан всей страны. Ущемление их интересов рассматривается как ограничение собственных, что вызывает не просто сочувствие, но и активные формы протеста. Таким образом, возникновение сложного единого социального организма является существенным требованием для формирования нации.

Нельзя не сказать о колоссальном разрыве между «избранными» людьми нашего общества и остальной частью населения. 15 % населения, аккумулирующего в своих руках 85 % всех сбережений, 92 % доходов от собственности, 96 % всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты10. Работает «верхушка» общества в одном месте, живет в другом, отдыхает в третьем, и будущее своих детей как правило не связывает с Россией. Что же касается оставшегося населения (а это подавляющее большинство), то для них жизнь чаще ограничена населенным пунктом, в котором они проживают. Не имея средств обеспечить свой досуг, они фактически лишены насыщенной полноценной жизни. Отсюда и неготовность значительной доли россиян жертвовать своей жизнью ради отечества.

Социально-экономическое благополучие, политическая стабильность, предсказуемость политики, равенство всех перед законом усиливают веру людей в свою принадлежность данной общности (нации) и надобности дальнейшего пребывания в составе страны, и наоборот.

Патриотизм — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Безусловно, в формировании этого чувства огромную роль играет политика государства, но для достижения в стране атмосферы взаимоуважения и создания целостной нации необходима и активная жизненная позиция каждого гражданина.

1 Кортунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М.: Аспект Пресс, 2009.

2 Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. М.: Госполитиздат, 1949.

3 Добрынина Е. Умом Россию не понять // Рос. газета. 2008. 5 марта. № 47. С. 10.

4 Добрынина Е. Тройка по толерантности // Там же. 2007. 22 марта. № 58. С. 9.

5 Козлова Н. Убийственная ненависть // Там же. 2010. 14 апреля. № 78. С. 1, 7.

6 Мусаелян Л.А. Национальный вопрос в России: опыт прошлого и некоторые аспекты его современного политико-правового решения // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Юридические науки. 2010. Вып. 4. С. 32–48.

7 Кагиян С.Г. Нация: этносоциальная общность или «согражданство»? // Философские науки. 2002. № 5. С. 32–45.

8 Мусаелян Л.А. Указ. соч.

9 Там же.

10 Львов Д.С. Россия: рамки реальности и контуры будущего // Журнал экон. теории. 2007. № 1. С. 5–17.

© Васючкова Е.С., 2013

PAGE  92


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85123. Тематичне опитування. Контроль навчальних досягнень учнів з теми Додавання і віднімання багатоцифрових чисел 33.89 KB
  На лісовій ділянці посадили 125 лип берізок на 75 більше ніж лип а дубів на 320 більше ніж беріз. Учні першої школи зібрали 12 кг 400 г шипшини другої на 5 кг 200 г менше ніж першої а третьої на 10 кг 700 г менше ніж учні першої і другої шкіл разом. У перших класах 180 учнів у других на 20 учнів більше ніж у перших а в третіх на 60 учнів менше ніж у других. Перша бригада відремонтувала 5 км 500 м дороги друга на 1 км 100 м більше ніж перша а третя на 4 км 900 м менше ніж перша і друга бригади разом.
85124. Аналіз тематичного опитування. Поняття про швидкість. Задачі на знаходження швидкості руху 86.98 KB
  Поняття про швидкість. Провести аналіз тематичного опитування; зясувати типові помилки; організувати роботу над помилками; ознайомити учнів з поняттям швидкість руху простими і складеними задачами на знаходження швидкості. Таблиця Швидкість. Щоб знайти швидкість треба відстань поділити на час.
85125. Задачі на знаходження відстані за даними швидкістю і часом. Знаходження значень виразів на додавання і віднімання 80.59 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення відстані за відомими швидкістю і часом; формувати вміння розвязувати задачі на основі творчих видів роботи; розвивати обчислювальні навички.
85126. Задачі на знаходження часу за швидкістю і відстанню. Дії над іменованими числами 104.28 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення часу за відомими швидкістю і відстанню; повторити виконання дій над іменованими числами.
85127. Прості і складені задачі на визначення швидкості, часу і відстані. Дії над іменованими числами. Ознайомлення з назвами геометричних тіл 43.93 KB
  Узагальнити зв\'язки між відстанню, часом і швидкістю; закріплювати вміння учнів розв\'язувати задачі на обчислення згаданих величин, виконувати дії над іменованими числами; ознайомити з назвами геометричних тіл.
85128. Дія множення. Переставний, сполучний і розподільний закони множення 57.4 KB
  Узагальнити уявлення учнів про дію множення; повторити взаємозвязки між величинами відстань, швидкість, час; перевірити обчислювальні навички та вміння розвязувати задачі, рівняння, нерівності.
85129. Нумерація трицифрових чисел. Табличне множення. Задачі на зведення до одиниці 224.36 KB
  Нумерація трицифрових чисел. Ознайомити учнів з підручником математики для 4 класу; повторити нумерацію трицифрових чисел зв\'язок дій додавання і множення таблицю множення; удосконалювати вміння розвязувати задачі на зведення до одиниці. Повторення нумерації трицифрових чисел. Назвіть цифру спільну для чисел кожного стовпчика і поясніть що вона означає в тому чи іншому випадку.
85130. Нумерація трицифрових чисел. Записування чисел під диктовку. Розкладання чисел на розрядні доданки 38.96 KB
  Повторити способи читання і записування трицифрових чисел, значення цифри залежно від її місця у запису числа, розкладання чисел на розрядні доданки, таблицю ділення; розвивати уміння розвязувати задачі двома способами, знаходити значення виразів зручним способом.
85131. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Знаходження значень буквених виразів. Розміщення відрізків на площині і в просторі 69.07 KB
  Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Повторити прийоми письмового додавання і віднімання трицифрових чисел ділення і множення круглих чисел; удосконалювати вміння знаходити значення буквених виразів розвязувати задачі на знаходження третього доданка; закріпити поняття про вертикальне і горизонтальне положення відрізків. Заміни додавання множенням. З даного виразу на додавання склади ще один вираз на множення.