15614

Социальная и духовная безопасность федеральных университетов

Научная статья

Обществознание

Социальная и духовная безопасность федеральных университетов Статья посвящена проблемам социальной и духовной безопасности федеральных университетов в России особенно с учетом наличия большого количества студентов из мусульманских стран. This article is devoted to problems o...

Русский

2013-06-15

82 KB

1 чел.

Социальная и духовная безопасность федеральных университетов

Статья посвящена проблемам социальной и духовной безопасности федеральных университетов в России, особенно с учетом наличия большого количества студентов из мусульманских стран.

This article is devoted to problems of social and spirit security of Russian federal universities, especially in the conditions when many foreign students from Islamic countries will study in it.

Первые федеральные университеты в России были созданы в 2007 г. в Южном и Сибирском федеральных округах на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. В соответствии с Указом Президента РФ № 1172 от 21 октября 2009 г. стали создаваться также федеральные университеты - Северный (Арктический) в Архангельске, Казанский (Приволжский), Уральский в Екатеринбурге, Дальневосточный во Владивостоке  и Северо-Восточный в Якутске.

Стратегическая миссия федерального университета – формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Согласно замыслу, создание в рамках национального проекта «Образование» новых университетов позволит выработать модель перспективного российского университета для распространения на другие регионы. В этих университетах будут внедрены новые системы управления, а сами вузы будут являться интегрированными комплексами образования, науки и бизнеса, которые станут центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня. Предполагается, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число 10 ведущих вузов России, а к 2020 году – в число 100 лучших университетов мира  [10].

Анализ концепций и других документов, касающихся создания нового типа университетов, позволяет предположить значительный технократический уклон в идеологии нового типа учебных заведений.

К примеру, в Концепции создания Уральского федерального университета, разработанной Московской школой управления «Сколково», предполагается обучение максимального количества студентов - бакалавров и магистрантов в 50 тысяч человек. Основой образовательной деятельности УрФУ должен стать пакет программ магистратуры и аспирантуры. Миссией УрФУ предлагается обеспечение реиндустриализации - формирования человеческого и научно-технического потенциала сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей экономики. Для достижения стратегической цели – формирования в Уральском регионе научно-образовательного и инновационного кластера, ядром которого станет новый университет – необходимо решение следующих задач: формирование новой генерации специалистов, организация современной инженерной подготовки, достижение мирового уровня качества научных исследований, разворачивание активной научно-исследовательской деятельности в постиндустриальном секторе экономики, интернационализация образовательного процесса, превращение УрФУ в ядро инновационной  системы Уральского региона, построение впервые в РФ системы подготовки элитных инженерных кадров высшей квалификации [3].

Анализ концепции свидетельствует о технократическом подходе, преобладающем у ее авторов, к оценке факторов, влияющих на процесс образования. К примеру, воспитательной работе в ней посвящено всего полторы страницы, причем, ее содержание в основном сводится к физической культуре и спорту.

В Концепции совершенно не учитывается многонациональный состав студенчества УрФУ. Каждый пятый студент предполагается из-за границы, в основном из Азии – Индии, Китая, стран Средней и Юго-Восточной Азии. Через обеспечение международного лидерства в исследованиях и разработках по ряду прорывных научных направлений УрФУ призван стать одним из ведущих интеллектуальных центров ШОС, центром трансферта технологий, геополитическим фактором влияния России в странах Средней и Юго-Восточной Азии. Однако присутствие студентов-иностранцев, имеющих свои традиции, религиозные, этнические и иные особенности, никак не учитывается в системе воспитания и контроля. Можно сказать, что система духовной безопасности в УрФУ не предусмотрена вообще.

В Программе развития федерального «Казанского государственного университета» на 2010-2019 гг. учитывается фактор взаимодействия Поволжского региона со странами Центральной Азии и даже обязывает университет активно участвовать в этих процессах «прежде всего как центра компетенций и экспертизы. Развитие отношений со странами  Востока и Центральной Азии будет подкреплено серьезными исследованиями в области культуры, политики и экономики восточных стран, постоянным взаимодействием с их элитами. Для этой цели в Университете будет создан Институт востоковедения… Будут проводиться исследования  в области глобализации, а также в сферах истории, культуры и экономики стран Востока. Важной областью исследований и разработок станет проблематика миграции и адаптации мигрантов. В контексте решения острой проблемы стабильного развития России как полиэтнического сообщества Университет должен сыграть важнейшую роль в утверждении культуры межэтнического и межконфессионального взаимодействия, содействия превращению ПФО в пример формирования  толерантной поликультурной среды, межконфессионального взаимопонимания и межэтнического согласия для всей страны. С этим направлением деятельности будут связаны реализация Университетом исследовательских программ в области федерального университета, активизация на его базе обсуждения проблем межкультурного взаимодействия, равным образом, формирование толерантной поликультурной среды в самом Университете, который призван стать примером межэтнического и  межконфессионального взаимопонимания, базой формирования общих ценностей и установок представителей этнонациональных групп, включая элитные слои, которые будут проходить подготовку в Университете»  [8].

Однако среди рисков, прописанных в Программе, полностью отсутствуют те, что связаны именно с межэтническими и  межконфессиональными отношениями. Чисто технократический подход к рискам также присутствует в Программах развития Северного и Северо-Восточного университетов.

Раздел, связанный с воспитательной работой, отсутствует в Программе развития Казанского университета, в Концепции Национального университета в Сибирском федеральном округе  [1], Программе развития Северо-Восточного университета [6].

Лишь тезисно, без учета  обозначенных нами проблем, воспитательная работа упоминается в Программе развития Северного университета  [7] . Доля иностранных студентов в МГУ к 2020 году планируется в 35 %, однако в Программе развития федерального университета (МГУ) там полностью отсутствует раздел о воспитании и анализ рисков [9].

Термин «безопасность» означает максимально возможное снижение рисков, угрожающих стабильному функционированию системы. Риски, на наш взгляд, можно сгруппировать по факторам внутреннего и внешнего характера, а также по группам:

  1.  факторы природного характера;
  2.  факторы социального характера, регламентируемые инструкциями и подведомственные государственным органам надзора и контроля МВД, МЧС, противопожарная служба, СЭС, Центральный банк РФ, ИМНС РФ и др.
  3.  социальные факторы, минимально или совсем не регламентированные подзаконными актами (в расшифровке факторов они выделены курсивом).

Выделим следующие группы факторов, влияющие на безопасность университетов.

Экономические внутренние факторы:

  1.  наличие необходимых собственных (или закрепленных) ресурсов: земля, здания, техника, финансовые средства;

2.поступление доходов от: реализации платных образовательных услуг, реализации иных платных услуг, производства и продажи товаров.

Экономические внешние факторы:

1.наличие бюджетного финансирования: его объем и его стабильность.

2.возможность получения кредитов на образование: экономическая конъюнктура, государственные гарантии.

3.возможность получения благотворительной помощи: из внутренних источников (бизнес, благотворительные фонды), из внешних источников (частные благотворительные фонды, иностранные государства).

4.наличие налоговых льгот.

Политические внутренние факторы:

1.наличие эффективного управления: наличие необходимых полномочий у руководства; четкая структура руководства, отсутствие дублирования, четкое распределение обязанностей; необходимая мотивация у руководства.

2.наличие необходимого уровня самоуправления и демократии: необходимый уровень коллегиальности принятия решений, периодическая выборность руководства, возможность общественного контроля над руководством.

Политические внешние факторы:

  1.  наличие эффективного государственного управления.
  2.  наличие достаточной законодательной базы.

Социальные внутренние факторы:

  1.  минимально необходимый уровень доходов студентов и сотрудников университета (снижающий мотивацию для краж имущества и других противоправных действий).
  2.  обеспеченность студентов благоустроенным общежитием, а сотрудников – собственным жильем.
  3.  национальный состав студентов и сотрудников.

Социальные внешние факторы:

1.уровень доходов местного населения в районе расположения университета, влияющий на уровень противоправных действий (кражи, грабежи и т.п.),

2.уровень безработицы местного населения.

Духовные внутренние факторы

1.наличие и эффективность преподавания учебных курсов, имеющих воспитательное значение (культура традиционных религий, эстетика и др.);

2.эффективность культурно-воспитательной работы, в том числе духовно-религиозными средствами;

3.наличие среди студентов и сотрудников членов тоталитарных религиозных сект;

4.деятельность на территории университета молодежных НКО.

Духовные внешние факторы:

1.наличие вблизи университета тоталитарных религиозных сект;

2.наличие в стране и регионе разрушающих традиционную духовность деструктивных идеологий и практик;

3.наличие позитивных духовных традиций в районе функционирования университета;

4.деятельность традиционных религиозных организаций в районе функционирования университета;

5.наличие культурно-просветительских учреждений, доступных для студентов университета.

Фактор внутренней безопасности:

1.наличие профессиональной квалифицированной службы безопасности;

2.применение электронных систем охраны и безопасности;

3.наличие пропускного режима;

4.наличие удостоверений у сотрудников и студентов;

5.соблюдение правил пожарной безопасности;

6. соблюдение правил безопасности работы электрических сетей и приборов;

7. соблюдение правил санитарии и гигиены;

8. соблюдение правил работы с денежными средствами, ценными бумагами, документами (в том числе ДСП), радиоактивными материалами;

9.Функционирование медицинской службы;

10.запрет на употребление наркотиков и алкоголя на территории университета;

11.ограничения на курение;

12.уровень заболеваемости среди студентов и сотрудников социально опасными болезнями (туберкулез, СПИД, гепатит и др.);

13.наличие системы информационной безопасности.

Фактор внешней безопасности:

1.уровень преступности в районе местоположения университета;

2.уровень раскрываемости преступлений;

3.наличие в регионе организованных преступных групп;

4. уровень заболеваемости в районе функционирования университета социально опасными болезнями (туберкулез, СПИД, гепатит и др.);

5.доступность для студентов и сотрудников медицинских учреждений города и региона;

6.уровень пожарной безопасности в районе функционирования университета;

7.состояние окружающей среды;

8.уровень потребления наркотиков и алкоголя среди местного населения;

9.риски наводнений и других природных катастроф;

10.транспортная доступность университета, безопасность при автодорожном движении [5. С.192].

Разработка системы социальных и духовных факторов безопасности федеральных университетов необходима по следующим причинам.

1.Различные аспекты безопасности (предохранение от наркотиков, алкоголя, курения и других нездоровых зависимостей (включая «зомбирующую» музыку, интернет-зависимость и т.п.), от совершения противоправных действий в обществе в конечном счете зависят от состояния духовной безопасности, т.е. нравственного, духовного воспитания, убеждений и поступков. Борьбу с различными общественными пороками гораздо эффективнее и дешевле вести, начиная с их профилактики;

2.Богатый опыт всех лет экономических реформ и перестройки в СССР и РФ показал пагубность полной либерализации духовной, воспитательной сферы, а точнее, полного отхода государства от решения этого вопроса и допущения в духовную сферу ничем не ограниченных рыночных отношений;

3.Успех любой нации и государства зависит в конечном счете от состояния духа народа и его руководителей, от наличия нравственного стержня, основанного прежде всего на национальных традициях и позитивных ценностях этого народа;

4.Одной из важнейших задач, до сих пор официально нерешенной,  является формулирование национальной идеи, что невозможно сделать без развития современных социальных и гуманитарных технологий;

5.С целью проведения геополитических интересов России в странах Азии необходима направленность духовно-воспитательной работы на «формирование патриотов (России) и лидеров», что может быть неофициальной миссией федеральных университетов наряду с уже отмеченной технократической миссией;

6. С целью профилактики межнациональных конфликтов на территории федеральных университетов наряду со стандартами массовой молодежной культуры необходимо развитие их национальных, духовных особенностей, что должно сохранить связи студентов-иностранцев с их родиной, а, с другой стороны, должно обогащать взаимное культурное общение и кругозор студентов;

7. С целью профилактики терроризма и предотвращения пропаганды радикального ислама и других экстремистских религиозных направлений на территории федеральных университетов необходимо наряду с православием развитие иных традиционных для России конфессий, и прежде всего мусульманства.

Концепция социальной безопасности конкретного университета должна учитывать два варианта его расположения - в изолированной зоне в лесопарке, вдали от жилых домов и других социальных объектов либо непосредственно в жилой или производственной зоне. Для каждого из этих вариантов необходимо разработать свой анализ социальных и духовных рисков и мер, которые их призваны минимизировать.

В качестве нетрадиционных для советского и современного западного образования мер радикального воспитательного характера мы предлагаем сооружение на территории федеральных университетов православной церкви и мечети. Для других традиционных конфессий (например, буддизма и иудаизма) могут быть зарезервированы комнаты, где могут обустроить свое молельное место студенты иных верований в случае, если их наберется необходимое количество.

Деятельность соответствующих Епархиальных управлений, а также Региональных духовных управлений мусульман (РДУМ) на территории университетов, по нашему мнению, является обязательной с точки зрения соблюдения общественной и государственной безопасности.

К примеру, РДУМ Свердловской области имеет богатый опыт работы с иностранными гражданами, исповедующими ислам и приезжающими на Средний Урал на заработки, учебу и в других целях. 220 лет сосуществования в России православия и магометанского направления ислама сначала под подданством русского царя, потом правящей коммунистической партии, а сейчас российского президента доказали способность российских мусульман быть законопослушными и жить в мире в единой империи с другими народами и верованиями. Коран жестко проповедует подчинение властям и уважение к закону. «Повинуйтесь Всевышнему Богу, Его Посланнику и власть предержащим из вас!» - говорится в Коране.

Обеспокоенность вызывает усиление контактов с некоторыми исламскими странами, проповедующими более радикальные направления ислама, например, с Ливией, Алжиром, Египтом, Саудовской Аравией, Кувейтом и др. Есть потенциальная опасность приезда значительного количества разведчиков из мусульманских стран.

Религиозная обстановка на Урале, ранее бывшая довольно спокойной, меняется с каждым годом. Мигранты из Средней Азии и других мусульманских регионов уже составляют большинство собравшихся в мечетях. Татары, ранее занимавшие главенствующее положение, сегодня оттесняются дагестанцами, чеченцами, узбеками на вторые, третьи роли. Свердловская область наводнена националистической, сектантской и радикальной литературой. Эта литература, распространяемая в общинах, разрушительно влияет на умы и души мусульман, призывает к борьбе с неверными (христианами и иудеями), свержению государственного строя и построению исламского государства на территории России. В исправительно-трудовых колониях Свердловской области очень много осужденных, имеющих радикальные и откровенно ваххабитские взгляды (таджики, узбеки, дагестанцы, чеченцы, киргизы). Они в зоне получают экстремистскую литературу через своих родственников. Так говорится в выступлении муфтия г.Екатеринбурга и Свердловской области хаджи Сибагатуллы хазрата Сайдулина.

Деятельность муфтиев, проводящих традиционную политику сохранения гражданского мира, вызывает ярое недовольство экстремистов. В  России были проведены и частично успешно осуществлены попытки замены муфтиев. В РФ зарегистрировано много независимых мусульманских управлений (49), которые в отсутствие единого исламского центра в России самостоятельно руководят деятельностью исламских общин. Некоторые из них  распространяют литературу, которая входит в список ваххабитской литературы, запрещенной судами.

Поэтому можно предположить, что проекты создания федеральных университетов, где тысячи студентов будут выходцами из исламских стран, Китая и Индии, является заранее продуманной и тщательно спланированной акцией по расшатыванию и взрыву межнационального и межконфессионального мира в России. Ориентация на Восток в ситуации демографической ямы среди коренного населения России очень рискованна, особенно при полном отсутствии аналитической концепции системы социальной безопасности, включающей в себя все аспекты социального здоровья, - учет демографии,  этнических процессов и взаимодействия, религии и т.п.

Опыт деятельности религиозных организаций в зарубежных университетах разнообразен и заслуживает изучения. В Западной Европе, к примеру, раньше в университетах были католические храмы. В одном из самых известных университетов США Гарвардском университете имеется общее молельное здание для различных конфессий.

Главное для духовного воспитания студентов – организация их здорового духовного досуга, чтобы уберечь от греха. Для этого в университетах должен работать Духовно-просветительский центр, где будет вестись целенаправленная работа по воспитанию традиционных гуманных духовных ценностей.

В них могут проводиться не только спортивные мероприятия, но и работать, как ее назвал диакон Андрей Кураев, «православная дискотека», т.е. дискотека с репертуаром по образцу 80-х годов прошлого века (с музыкой ABBA, Beatles и др.), со спиртными напитками не сильнее шампанского и полным отсутствием наркотиков. Репертуар такой дискотеки и других мероприятий может подвергаться нравственно-художественной цензуре со стороны специальной комиссии из специалистов. Необходима специальная концепция социальной и духовной безопасности не только будущих студентов, но и местных жителей университета. В штате университетов должно быть достаточное количество кураторов, психологов, специалистов по межнациональным отношениям, религиоведов, которые будут адаптировать студентов-иностранцев к жизни в светском российском государстве, где основной традиционной религией является православие. Необходимы специальные программы на телевидении, где духовные лидеры, юристы, врачи, психологи и другие специалисты будут, к примеру, объяснять не только студентам, но и местным жителям, в чем особенности заключения мусульманского брака и развода и другим чисто практическим вещам.

Следует сделать реальный этнографический, религиоведческий и страноведческий анализ возможных рисков, угрожающих России и ее местному населению от приезжающих из той или иной конкретной страны. Аналогично необходимо определить, из каких стран и из каких слоев общества этих стран этот неизбежный миграционный поток наиболее желателен. Вопрос стоит геополитически просто и жестко – кто будет через 10-15 лет пить воду из озера Байкал, добывать и потреблять наш газ и жить с нашими русскими (татарскими и т.п.) женщинами-россиянками.

Происходящая сейчас реформа образования становится ареной борьбы за выживание нации и страны, т.к. предполагаемый по расчетам философа, профессора МГИМО В.И.Пантина подъем мировой экономики после 2017 года [4.С. 73.] будет борьбой в основном между США и Китаем (также Индией и арабскими странами) за ресурсы России.

ИСТОЧНИКИ

1. Концепции Национального университета в Сибирском федеральном округе// http://www.sfu-kras.ru/formation/conception

2. Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов//  http://mon.gov.ru/pro/pnpo/fed/09.09.22-fu.konc.pdf

3. Концепция создания Уральского федерального университета

4. Пантин В.И. Циклы и ритмы истории.- Рязань, 1996.

5.Привалов Н.Г. Социальная безопасность Уральского федерального университета как субъекта трансграничных коммуникаций нового типа//  Пограничная безопасность в условиях информационной войны: Материалы постоянно действующего межведомственного научного семинара.-М.: Пограничная академия ФСБ России; Отделение погранологии Международной академии информатизации.- № 3, 2010.

6. Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» на 2010-2019 годы// http://www.fentu.ru/files/dvfu/koncepty/svfu_15-02-2010.doc

7. Программа создания и развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова» на 2010-2020 годы// http://www.fentu.ru/files/dvfu/koncepty/safu_17-02-2010.doc

8. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет (федеральный)» на 2010 – 2019 годы//  http://www.fentu.ru/files/dvfu/koncepty/kazan_15-02-2010.doc

9. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» до 2020 года//  http://www.fentu.ru/files/dvfu/koncepty/mgu_27-09-2010.doc

10. Федеральные университеты // http://mon.gov.ru/pro/pnpo/fed/

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61392. Reading in my life. Modal verbs (should) 17.01 KB
  I’m a tourist. I want to visit your native city. Is it a good place to visit or not? Why? What should I do when I’m there? Where should I go? What should I see? What shouldn’t I do?
61393. Sport in my life. My favourite sport 23.76 KB
  Sport is very important in our life. It is popular among young and old people. People all over the world are fond of sports and games. Sport makes people healthy, keeps them fit, more organized and better disciplined.
61395. Брежневский «застой» 67.94 KB
  СССР обогнал США по производству тракторов и комбайнов в добыче угля и железной руды но по другим показателям советская промышленность и сельское хозяйство продолжали отставать.
61397. Буквы й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? 27.5 KB
  Цели: формируем умение анализировать текст; формируем умение классифицировать слова по вопросам; формируем умение различать однозначные и многозначные слова. А что общего вы услышали в словах май пой жуй лей трамвай...
61398. Бумажные фантазии 18.98 KB
  Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга. История квиллинга В отличие от оригами родиной которого является Япония искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 начале 15 века.
61400. ЧЕСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ, ИЛИ УРОКИ ИСТОРИИ (Очерки истории детско-юношеского движения в России) 201.16 KB
  Оборотной стороной богатства процветающего и сверхжадного российского капитала были 12 16-часовой рабочий день не только мужчин но и женщин и детей; штрафы опустошавшие на треть и без того тощий рабочий кошелек; массовый травматизм; тяжелейшие жилищнобытовые условия рабочего люда. Ленин около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования. Уже в первой Программе партии принятой в 1903 году II съездом РСДРП были изложены основные социально-экономические требования большевиков в области охраны прав детей:...