15620

Культура, кризис, этика и эстетика

Научная статья

Обществознание

Культура кризис этика и эстетика Темы для обсуждения предложены две: насчёт того переживает ли нынешняя культура кризис и вторая – об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему ни на вторую. Потому что ч...

Русский

2013-06-15

38 KB

1 чел.

Культура, кризис, этика и эстетика

Темы для обсуждения предложены две: насчёт того, переживает ли нынешняя культура кризис, и вторая – об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему, ни на вторую. Потому что, чтобы сказать что-то по существу дела, надо знать, о чём говоришь. А для меня значения всех четырёх слов – глубокая яма, в которую я проваливаюсь, когда думаю, что же это такое, и из ямы этой не выбраться не то что за пять минут, может и жизни не хватить. Попробуем, однако, если не превратить поражение в победу, то извлечь из него для себя какую-то выгоду.

Провал в смысловую яму, в которой «тьма над бездною», изымает нас из привычного мира привычных значений, обращая к истокам смыслообразования.  Обстоятельства так или иначе сталкивают нас с вероломством слов, которым мы привыкли доверять, с изменчивостью смыслов. Мы уже не знаем, пришёл ли ныне в культуру кризис или она вошла в него, и нам, вообще-то, всё равно, потому что мы сами – в кризисе, ибо не знаем, как быть, и … как же нам в таком случае быть? Вот этот вопрос – главный, смыслообразующий, ибо мы – существа, которые могут жить и дышать только стихии смыслов, в элементе значения. Смысл – наше начало. Заметьте себе: ответы будут разными, а вопрос – всегда один и тот же. Мы, стало быть, устанавливаемся в нашем смысловом бытии не столько ответами, сколько самим вопросом – назовём ли его вопросом о смысле жизни или вопросом о целом мира, в котором мы живём… - это безразлично. Главное то, что задаваемый нами вопрос, задаёт нас и наше существование: как спросили, такими и будем.

И если так, то надо не спешить отвечать, надо помедлить с ответом, помедлить в вопросе. Потому что он – решающий … и нас, и всё остальное. И вот мы, оказывается, уже знаем, знаем на своей шкуре, что такое кризис. Потому что кризис, κρισις, это, по словарю, «суд», «судебное разбирательство», следствие по делу о нас самих и приговор, выносимый нами же и – тем самым – «решение себя», собственной судьбы. Не нужно думать, что это мы, какие мы есть, выносим о себе решение: нет, мы образуемся впервые – всякий раз впервые – в самом решении, некая сила возносит – если возносит – нас над самими собой, вернее, над нашим сомнением, в третейскую позицию судьи, и вот тут только, в этом обращении на себя  мы и есть в качестве животных разумных, или, иначе, существ, которые могут жить лишь в целом мире. Самое интересное – то, что такое разбирательство с самими собой – традиционная  «забота о себе» - и есть «культура» в старом смысле «образования себя» (гр. παιδεια), - ведь мы есть только в качестве «образовывающихся», «образующихся», по известной притче, - в качестве выходящих из ямы или пещеры. Мы, по определению, люди пещерные, и самое опасное заблуждение - думать, что мы из неё уже вышли или когда-нибудь сможем выйти окончательно, - никогда, разве что «когда времени больше не будет». Итак, культура – это кризис, и слава Богу. Это с одной стороны.

А с другой, такой образовательный кризис – тяжкое испытание, усугублённое в нашем случае тем, что эпоха, которой мы по сути и основанию своему принадлежим, - это эпоха культуры ещё и в другом, особенном смысле. Хотим мы того или нет, нравится нам это или не нравится, но мы – дети Просвещения и живём всё ещё в Новом времени, которое однако, похоже, подходит к своему завершению. Эпоха культуры – это такое время, когда на место множества запретов, регулирующих жизнь, к примеру, заповедей, выдвигается одна идеальная норма поведенияидея культуры. Идея чисто формальная, регулятивная, в кантовском смысле, она не говорит, что надо делать, а чего не надо, но предписывает, как надо делать всё, что бы мы ни делали. Поясню очень коротко: когда мы что-то делаем, нами движет какая-то более или менее осознанная цель. Цели бывают близкие, далёкие, главные второстепенные. Группируясь вокруг одной главной, они и придают целостность нашему миру. Целый мир и всё его содержимое оказывается в таком случае средством достижения нашей цели. Именно наличие цели, говорит Кант, делает наш опыт собственно опытом, превращая конгломерат событий, явлений, переживаний и мыслей в системную целостность. Опыт в этом смысле всегда завершён, но при этом главной его чертой остаётся открытость опыту.1 Но так будет только в том случае, утверждает Кант, если мы поймём, что нельзя считать одну из наших целей – любую, например, благо человечества – целью универсума. Цели природы нам неведомы, и мы даже не знаем точно, есть ли у неё цели. А потому не должны относиться к себе самим и остальным людям только как к средствам для достижения даже самых благих целей, хотя в действительности по большей части именно так к себе и к ним и относимся - и это нормально. Но, относясь так к людям, мы должны помнить, что они – не только средство, но также и цель сама по себе. И только в качестве «самоцелей» люди имеют равные права … на образование в указанном выше смысле (у Канта это называется «культурой воспитания» в отличие от «культуры умения») прежде всего. Коррелятом равноправия людей является равноправие культур. Так что эпоха культуры – это эпоха множества культур, в принципе равноправных.

Фактически мы уже заговорили об этике и эстетике. Наше представление – вполне непосредственное – об «этическом» и «эстетическом» тоже сформировано Новым временем, уже Просвещением, хотя мы всеми силами от него (Просвещения) открещиваемся. Наша этика – это этика ценностных ориентаций: мы живём в мире ценностей и их переоценок. Когда современный верующий говорит, что Бог – это высшая ценность, он, строго говоря, богохульствует. Потому что точка отсчёта для ценностей, в том числе и высших, - сам человек, это для него существуют ценности, но Бог от человека не отсчитывается. Поэтому Бог, если Он существует, над нами смеется.

Наша эстетика – это всё ещё некий суррогат традиционной – и ныне невозможной – религии. Её замена в секуляризованном мире того же Нового времени. И если мы и впрямь живём на исходе Нового времени, то это, в частности, означает, новоевропейская эстетика с её классической формой, приданной ей романтиками, эстетика творческого субъекта, тоже кончается. Искусство из того Прекрасного Искусства, которым оно стало в Новое время, снова превращается в ремесло, в способ развлечения, зарабатывания денег, вложения капитала, знак богатства и высокого положения, оно обслуживает разные сферы деятельности и т. д. Ему уже нужны не жрецы, а менеджеры. Кто-то не видит в этом беды, но для многих – тех, кто знает себя жителем мира культуры, это именно катастрофа. Кризис искусства, кризис культуры – вещь, очевидно, неизбежная и даже закономерная, но весьма болезненная. Что еще сказать, я не знаю.

1 Такова новоевропейская действительность, воспроизводящая главную черту аристотелевой «действительности», или «энергии». Энергия – «совершенное действие», т. е. такое действие, которое завершено (совершено уже) в любой момент его протекания. Таковы, по Аристотелю, чувство, мысль и … жизнь.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32852. Духовная сфера общ6ества. Основные формы и уровни. Общественная психология и идеология,их диалектическая взаимосвязь 14.08 KB
  Специфика идеологии проявляется в том что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов как систему идей и взглядов классов. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии. Общественно историческая практика...
32853. Религия, как форма общественного сознания 16.61 KB
  1Мораль 2Религия 3Искусство4Наука 5Философия 6Политическое сознание 7Право 8Экологическое сознание Религия – представления о мире основанные на вере в сверхъестественное и отражающие мир в иллюзорной форме. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии основанной на эмоциях и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Религия существует много веков повидимому также долго как существует человечество.
32854. Мораль, особенности медицинской этики 13.15 KB
  Особенности медицинской этики. Одним из важнейших разделов медицинской этики является деонтология – наука о профессиональном долге врача. в связи с развитием новых медицинских технологий появилась необходимость пересмотра многих принципов медицинской этики. Сформировалась новая наука – биоэтика этика живого – дисциплина определяющая меру ответственности тех кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении в медицинской практике новых научных знаний и медицинский технологий.
32855. Искусство 11.91 KB
  Искусство Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира высокоорганизованная материальная система подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. 1Мораль 2Религия 3Искусство 4Наука 5Философия 6Политическое сознание 7Право 8Экологическое сознание Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов оно направлено на реализацию эстетических потребностей общества. Искусство – не только ФОС но и деятельность общества по...
32856. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЕВРОПЕ. ДЖ.БРУНО, ДЕКАРТ, Ф.БЭКОН, ГОББС, Д.ЛОКК. ФРАНЦУЗСКИЙ АТЕИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ 56.45 KB
  Лицо эпохи постепенно начинает определять наука ее авторитет постоянно растет вытесняя на периферию культурного пространства притязания религии. Отрицательное отношение церкви к Спинозе было вызвано неявной критикой им религии что нашло позднее наиболее полное выражение в работе Теологическополитический трактат 1670. Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Антиклерикализм и деизм Вольтера Одним из первых выдающихся французских просветителей выступивших против религии и...
32857. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КАНТ, ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ 46.21 KB
  Немецкая философия конца XVIII первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Хотя все представители этого этапа развития философии самобытные и яркие мыслители их объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков Людвига Фейербаха и Карла Маркса. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в сердце культуры показали неотделимость...
32858. ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА 36.68 KB
  ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА. Созданная Карлом Марксом 1818-1883 в содружестве с Фридрихом Энгельсом 1820-1895 марксистская философия явилась своеобразным порождением немецкой классической философии: перевернутый объективный идеализм Гегеля здесь превратился в материализм а перевернутый антропологизм Фейербаха превратился хотя и не сразу в социологизм. Другая ее особенность в том что философия у Маркса и Энгельса оказалась тесно связанной с политэкономией и теорией социализма на основе переосмысления классической английской...
32859. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КИРЕЕВСКИЙ, ХОМЯКОВ, ГЕРЦЕН, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, ЛЕОНТЬЕВ, ДАНИЛЕВСКИЙ, ЛЕНИН, ФЛОРЕНСКИЙ 45.31 KB
  Ее феноменальность заключается в том что русская философия развивалась исключительно автономно самостоятельно независимо от европейской и мировой философии не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада эмпиризма рационализма идеализма и др. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей художественное творчество литературная критика публицистика искусство эзопов язык что...
32860. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ. АГНОСТИЦИЗМ. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ. (ОПРЕДЕЛЕНИЯ.) ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА 35.77 KB
  В истории философии М. появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обвах древн. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. этой эпохи было стремление к анализу к разделению природы на более или менее обособленные не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития среди представителей материалистической философии...