15620

Культура, кризис, этика и эстетика

Научная статья

Обществознание

Культура кризис этика и эстетика Темы для обсуждения предложены две: насчёт того переживает ли нынешняя культура кризис и вторая об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему ни на вторую. Потому что ч...

Русский

2013-06-15

38 KB

1 чел.

Культура, кризис, этика и эстетика

Темы для обсуждения предложены две: насчёт того, переживает ли нынешняя культура кризис, и вторая – об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему, ни на вторую. Потому что, чтобы сказать что-то по существу дела, надо знать, о чём говоришь. А для меня значения всех четырёх слов – глубокая яма, в которую я проваливаюсь, когда думаю, что же это такое, и из ямы этой не выбраться не то что за пять минут, может и жизни не хватить. Попробуем, однако, если не превратить поражение в победу, то извлечь из него для себя какую-то выгоду.

Провал в смысловую яму, в которой «тьма над бездною», изымает нас из привычного мира привычных значений, обращая к истокам смыслообразования.  Обстоятельства так или иначе сталкивают нас с вероломством слов, которым мы привыкли доверять, с изменчивостью смыслов. Мы уже не знаем, пришёл ли ныне в культуру кризис или она вошла в него, и нам, вообще-то, всё равно, потому что мы сами – в кризисе, ибо не знаем, как быть, и … как же нам в таком случае быть? Вот этот вопрос – главный, смыслообразующий, ибо мы – существа, которые могут жить и дышать только стихии смыслов, в элементе значения. Смысл – наше начало. Заметьте себе: ответы будут разными, а вопрос – всегда один и тот же. Мы, стало быть, устанавливаемся в нашем смысловом бытии не столько ответами, сколько самим вопросом – назовём ли его вопросом о смысле жизни или вопросом о целом мира, в котором мы живём… - это безразлично. Главное то, что задаваемый нами вопрос, задаёт нас и наше существование: как спросили, такими и будем.

И если так, то надо не спешить отвечать, надо помедлить с ответом, помедлить в вопросе. Потому что он – решающий … и нас, и всё остальное. И вот мы, оказывается, уже знаем, знаем на своей шкуре, что такое кризис. Потому что кризис, κρισις, это, по словарю, «суд», «судебное разбирательство», следствие по делу о нас самих и приговор, выносимый нами же и – тем самым – «решение себя», собственной судьбы. Не нужно думать, что это мы, какие мы есть, выносим о себе решение: нет, мы образуемся впервые – всякий раз впервые – в самом решении, некая сила возносит – если возносит – нас над самими собой, вернее, над нашим сомнением, в третейскую позицию судьи, и вот тут только, в этом обращении на себя  мы и есть в качестве животных разумных, или, иначе, существ, которые могут жить лишь в целом мире. Самое интересное – то, что такое разбирательство с самими собой – традиционная  «забота о себе» - и есть «культура» в старом смысле «образования себя» (гр. παιδεια), - ведь мы есть только в качестве «образовывающихся», «образующихся», по известной притче, - в качестве выходящих из ямы или пещеры. Мы, по определению, люди пещерные, и самое опасное заблуждение - думать, что мы из неё уже вышли или когда-нибудь сможем выйти окончательно, - никогда, разве что «когда времени больше не будет». Итак, культура – это кризис, и слава Богу. Это с одной стороны.

А с другой, такой образовательный кризис – тяжкое испытание, усугублённое в нашем случае тем, что эпоха, которой мы по сути и основанию своему принадлежим, - это эпоха культуры ещё и в другом, особенном смысле. Хотим мы того или нет, нравится нам это или не нравится, но мы – дети Просвещения и живём всё ещё в Новом времени, которое однако, похоже, подходит к своему завершению. Эпоха культуры – это такое время, когда на место множества запретов, регулирующих жизнь, к примеру, заповедей, выдвигается одна идеальная норма поведенияидея культуры. Идея чисто формальная, регулятивная, в кантовском смысле, она не говорит, что надо делать, а чего не надо, но предписывает, как надо делать всё, что бы мы ни делали. Поясню очень коротко: когда мы что-то делаем, нами движет какая-то более или менее осознанная цель. Цели бывают близкие, далёкие, главные второстепенные. Группируясь вокруг одной главной, они и придают целостность нашему миру. Целый мир и всё его содержимое оказывается в таком случае средством достижения нашей цели. Именно наличие цели, говорит Кант, делает наш опыт собственно опытом, превращая конгломерат событий, явлений, переживаний и мыслей в системную целостность. Опыт в этом смысле всегда завершён, но при этом главной его чертой остаётся открытость опыту.1 Но так будет только в том случае, утверждает Кант, если мы поймём, что нельзя считать одну из наших целей – любую, например, благо человечества – целью универсума. Цели природы нам неведомы, и мы даже не знаем точно, есть ли у неё цели. А потому не должны относиться к себе самим и остальным людям только как к средствам для достижения даже самых благих целей, хотя в действительности по большей части именно так к себе и к ним и относимся - и это нормально. Но, относясь так к людям, мы должны помнить, что они – не только средство, но также и цель сама по себе. И только в качестве «самоцелей» люди имеют равные права … на образование в указанном выше смысле (у Канта это называется «культурой воспитания» в отличие от «культуры умения») прежде всего. Коррелятом равноправия людей является равноправие культур. Так что эпоха культуры – это эпоха множества культур, в принципе равноправных.

Фактически мы уже заговорили об этике и эстетике. Наше представление – вполне непосредственное – об «этическом» и «эстетическом» тоже сформировано Новым временем, уже Просвещением, хотя мы всеми силами от него (Просвещения) открещиваемся. Наша этика – это этика ценностных ориентаций: мы живём в мире ценностей и их переоценок. Когда современный верующий говорит, что Бог – это высшая ценность, он, строго говоря, богохульствует. Потому что точка отсчёта для ценностей, в том числе и высших, - сам человек, это для него существуют ценности, но Бог от человека не отсчитывается. Поэтому Бог, если Он существует, над нами смеется.

Наша эстетика – это всё ещё некий суррогат традиционной – и ныне невозможной – религии. Её замена в секуляризованном мире того же Нового времени. И если мы и впрямь живём на исходе Нового времени, то это, в частности, означает, новоевропейская эстетика с её классической формой, приданной ей романтиками, эстетика творческого субъекта, тоже кончается. Искусство из того Прекрасного Искусства, которым оно стало в Новое время, снова превращается в ремесло, в способ развлечения, зарабатывания денег, вложения капитала, знак богатства и высокого положения, оно обслуживает разные сферы деятельности и т. д. Ему уже нужны не жрецы, а менеджеры. Кто-то не видит в этом беды, но для многих – тех, кто знает себя жителем мира культуры, это именно катастрофа. Кризис искусства, кризис культуры – вещь, очевидно, неизбежная и даже закономерная, но весьма болезненная. Что еще сказать, я не знаю.

1 Такова новоевропейская действительность, воспроизводящая главную черту аристотелевой «действительности», или «энергии». Энергия – «совершенное действие», т. е. такое действие, которое завершено (совершено уже) в любой момент его протекания. Таковы, по Аристотелю, чувство, мысль и … жизнь.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14298. Русские народные музыкальные инструменты 35.5 KB
  Русские народные музыкальные инструменты Цель: Познакомит с русскими народными инструментами Задачи: учить определять и различать русские народные инструменты; развивать тембровый и ритмический слух учащихся; воспитывать интерес и любовь к русскому фоль...
14299. Владимир Яковлевич Шаинский 48 KB
  Владимир Яковлевич Шаинский Владимир Яковлевич Шаинский российский и советский композитор. Народный артист РСФСР 1986 год. Лауреат Государственной премии СССР 1981 год. Известен как автор нескольких десятков песен для детей в том числе музыки для мультфильмов...
14300. Влияние музыки на организм человека 147.45 KB
  Курсовая работа по общей психологии на тему: Влияние музыки на организм человека Введение Данная курсовая работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители а точнее от прослу...
14301. Внеклассное музыкальное занятие по теме: Детская полька 1.01 MB
  Внеклассное музыкальное занятие по теме: Детская полька Возраст детей: 57 лет Время проведения: 20 минут Цель занятия: Найчить дтей танцевать Детскую польку Задачи занятия: 1 Образовательная: Расширить представление и получить знания о Чешских танца
14302. Вокальная музыка 14.72 KB
  Вокальная музыка Вокальная музыка это музыка в которой голос главенствует или равноправен с инструментами с сопровождением или a cappella. Крупные жанры музыкальнодраматическое произведение оратория средние жанры кантата вокальный цикл литургия хоровой концерт...
14303. Основи музичної грамоти 1.41 MB
  ЛЕКЦІЙНИЙ МАТЕРІАЛ ДО ТЕМИ Основи музичної грамоти спеціальність 5.010102. Початкове навчання Викладач Громова Н.О. Музика це мистецтво звуків. В звукових художніх образах відображається оточуюча нас дійсність передаються відчуття настрої переживання людей...
14304. Электронный осциллограф. Исследование чувствительность пластин вертикального и горизонтального отклонений осциллографической трубки 37 KB
  Отчет по лабораторной работе №2 Тема: Электронный осциллограф Цель работы. Исследовать чувствительность пластин вертикального и горизонтального отклонений осциллографической трубки. Наблюдать с помощью осциллографа синусоидальное напряжение полученное с вых
14305. Исследование электромагнитных колебаний в параллельном RLC контуре 40 KB
  Отчет по лабораторной работе №3 Тема: Исследование электромагнитных колебаний в параллельном RLC контуре Задача Для параллельного LC колебательного контура измерить и вычислить следующие величины: В режиме свободных затухающих колебаний: период колебаний лог
14306. Экспериментальная проверка принципа эквивалентности масс 142 KB
  Отчёт по лабораторной работе №4 Тема: Экспериментальная проверка принципа эквивалентности масс Задача: 1. Проверка принципа эквивалентности масс. 2. Измерение ускорения свободного падения тел. 3. Знакомство с методом измерения длительности импульсов частот