15620

Культура, кризис, этика и эстетика

Научная статья

Обществознание

Культура кризис этика и эстетика Темы для обсуждения предложены две: насчёт того переживает ли нынешняя культура кризис и вторая – об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему ни на вторую. Потому что ч...

Русский

2013-06-15

38 KB

1 чел.

Культура, кризис, этика и эстетика

Темы для обсуждения предложены две: насчёт того, переживает ли нынешняя культура кризис, и вторая – об этическом и эстетическом в современной культуре. Ничего существенного я не могу сказать ни на первую тему, ни на вторую. Потому что, чтобы сказать что-то по существу дела, надо знать, о чём говоришь. А для меня значения всех четырёх слов – глубокая яма, в которую я проваливаюсь, когда думаю, что же это такое, и из ямы этой не выбраться не то что за пять минут, может и жизни не хватить. Попробуем, однако, если не превратить поражение в победу, то извлечь из него для себя какую-то выгоду.

Провал в смысловую яму, в которой «тьма над бездною», изымает нас из привычного мира привычных значений, обращая к истокам смыслообразования.  Обстоятельства так или иначе сталкивают нас с вероломством слов, которым мы привыкли доверять, с изменчивостью смыслов. Мы уже не знаем, пришёл ли ныне в культуру кризис или она вошла в него, и нам, вообще-то, всё равно, потому что мы сами – в кризисе, ибо не знаем, как быть, и … как же нам в таком случае быть? Вот этот вопрос – главный, смыслообразующий, ибо мы – существа, которые могут жить и дышать только стихии смыслов, в элементе значения. Смысл – наше начало. Заметьте себе: ответы будут разными, а вопрос – всегда один и тот же. Мы, стало быть, устанавливаемся в нашем смысловом бытии не столько ответами, сколько самим вопросом – назовём ли его вопросом о смысле жизни или вопросом о целом мира, в котором мы живём… - это безразлично. Главное то, что задаваемый нами вопрос, задаёт нас и наше существование: как спросили, такими и будем.

И если так, то надо не спешить отвечать, надо помедлить с ответом, помедлить в вопросе. Потому что он – решающий … и нас, и всё остальное. И вот мы, оказывается, уже знаем, знаем на своей шкуре, что такое кризис. Потому что кризис, κρισις, это, по словарю, «суд», «судебное разбирательство», следствие по делу о нас самих и приговор, выносимый нами же и – тем самым – «решение себя», собственной судьбы. Не нужно думать, что это мы, какие мы есть, выносим о себе решение: нет, мы образуемся впервые – всякий раз впервые – в самом решении, некая сила возносит – если возносит – нас над самими собой, вернее, над нашим сомнением, в третейскую позицию судьи, и вот тут только, в этом обращении на себя  мы и есть в качестве животных разумных, или, иначе, существ, которые могут жить лишь в целом мире. Самое интересное – то, что такое разбирательство с самими собой – традиционная  «забота о себе» - и есть «культура» в старом смысле «образования себя» (гр. παιδεια), - ведь мы есть только в качестве «образовывающихся», «образующихся», по известной притче, - в качестве выходящих из ямы или пещеры. Мы, по определению, люди пещерные, и самое опасное заблуждение - думать, что мы из неё уже вышли или когда-нибудь сможем выйти окончательно, - никогда, разве что «когда времени больше не будет». Итак, культура – это кризис, и слава Богу. Это с одной стороны.

А с другой, такой образовательный кризис – тяжкое испытание, усугублённое в нашем случае тем, что эпоха, которой мы по сути и основанию своему принадлежим, - это эпоха культуры ещё и в другом, особенном смысле. Хотим мы того или нет, нравится нам это или не нравится, но мы – дети Просвещения и живём всё ещё в Новом времени, которое однако, похоже, подходит к своему завершению. Эпоха культуры – это такое время, когда на место множества запретов, регулирующих жизнь, к примеру, заповедей, выдвигается одна идеальная норма поведенияидея культуры. Идея чисто формальная, регулятивная, в кантовском смысле, она не говорит, что надо делать, а чего не надо, но предписывает, как надо делать всё, что бы мы ни делали. Поясню очень коротко: когда мы что-то делаем, нами движет какая-то более или менее осознанная цель. Цели бывают близкие, далёкие, главные второстепенные. Группируясь вокруг одной главной, они и придают целостность нашему миру. Целый мир и всё его содержимое оказывается в таком случае средством достижения нашей цели. Именно наличие цели, говорит Кант, делает наш опыт собственно опытом, превращая конгломерат событий, явлений, переживаний и мыслей в системную целостность. Опыт в этом смысле всегда завершён, но при этом главной его чертой остаётся открытость опыту.1 Но так будет только в том случае, утверждает Кант, если мы поймём, что нельзя считать одну из наших целей – любую, например, благо человечества – целью универсума. Цели природы нам неведомы, и мы даже не знаем точно, есть ли у неё цели. А потому не должны относиться к себе самим и остальным людям только как к средствам для достижения даже самых благих целей, хотя в действительности по большей части именно так к себе и к ним и относимся - и это нормально. Но, относясь так к людям, мы должны помнить, что они – не только средство, но также и цель сама по себе. И только в качестве «самоцелей» люди имеют равные права … на образование в указанном выше смысле (у Канта это называется «культурой воспитания» в отличие от «культуры умения») прежде всего. Коррелятом равноправия людей является равноправие культур. Так что эпоха культуры – это эпоха множества культур, в принципе равноправных.

Фактически мы уже заговорили об этике и эстетике. Наше представление – вполне непосредственное – об «этическом» и «эстетическом» тоже сформировано Новым временем, уже Просвещением, хотя мы всеми силами от него (Просвещения) открещиваемся. Наша этика – это этика ценностных ориентаций: мы живём в мире ценностей и их переоценок. Когда современный верующий говорит, что Бог – это высшая ценность, он, строго говоря, богохульствует. Потому что точка отсчёта для ценностей, в том числе и высших, - сам человек, это для него существуют ценности, но Бог от человека не отсчитывается. Поэтому Бог, если Он существует, над нами смеется.

Наша эстетика – это всё ещё некий суррогат традиционной – и ныне невозможной – религии. Её замена в секуляризованном мире того же Нового времени. И если мы и впрямь живём на исходе Нового времени, то это, в частности, означает, новоевропейская эстетика с её классической формой, приданной ей романтиками, эстетика творческого субъекта, тоже кончается. Искусство из того Прекрасного Искусства, которым оно стало в Новое время, снова превращается в ремесло, в способ развлечения, зарабатывания денег, вложения капитала, знак богатства и высокого положения, оно обслуживает разные сферы деятельности и т. д. Ему уже нужны не жрецы, а менеджеры. Кто-то не видит в этом беды, но для многих – тех, кто знает себя жителем мира культуры, это именно катастрофа. Кризис искусства, кризис культуры – вещь, очевидно, неизбежная и даже закономерная, но весьма болезненная. Что еще сказать, я не знаю.

1 Такова новоевропейская действительность, воспроизводящая главную черту аристотелевой «действительности», или «энергии». Энергия – «совершенное действие», т. е. такое действие, которое завершено (совершено уже) в любой момент его протекания. Таковы, по Аристотелю, чувство, мысль и … жизнь.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74851. И.А. Крылов – баснописец. Традиции сатирической литературы XVIII века. Своеобразие авторской позиции, проблема народности басен 15.46 KB
  Крылов – баснописец. Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена который в свою очередь заимствовал их у Эзопа Федра и Бабрия хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Жанр басни под пером Крылова заметно изменился.
74852. Основные течения в романтизме. Элегический романтизм В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова 15.87 KB
  Романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. В романтическом искусстве больше всего ценилась свободная поэтическая индивидуальность. Романтизм – сложное историко-литературное явление: Жуковский понимал романтизм иначе, чем Рылеев. Отрицая жизнь в тех формах, в которых она существовала, романтики либо уходили в себя, творили в себе свой «антимир», мир мечты и поэзии (романтизм Жуковского);
74853. Заговоры (виды, композиция, особенности языка) 60.35 KB
  Мифологическая школа –Заговор первоначально молитвы, обращенные к божествам. С мифами их сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам (природным стихиям, космическим объектам, мифическим существам). Заговоры испытали значительное влияние христианства: как обряда (крестное знамение, молитва), так и книжности (например, часто упоминаются христианские святые).
74854. Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм 67.48 KB
  Параллелизм: не отождествление человеческой жизни с природною и не сравнение а сопоставление по признаку действия движения: дерево хилится девушка кланяется. Параллелизм основан на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения. Неорганический недвижущийся мирвошел в лоно параллелизмов:он также жил.
74855. Волшебные сказки (происхождение, сюжеты, поээтика) 84.34 KB
  Сказки контаминируются-соединяются и в своих отдельных частях и полностью образы из одних сказок переходят в другие происходит творческий процесс разработки и варьирования основного сюжетного и образного фонда волшебных сказок в результате чего в пределах установившейся традиции появляются ранее не встречавшиеся комбинации сочетание мотивов и сюжетных положений. Многие волшебные сказки говорят о запрете оставлять дом открывать...
74856. Баллада как жанр 129.48 KB
  Баллада как жанр Баллады это эпические песни с семейно-бытовой тематикой в основе которых лежат трагические конфликты. Баллады на Руси по предположению ученых возникли на рубеже ХШ XIV веков когда постепенно начал угасать жанр былин эпических песен о подвигах могучих богатырей защитников родины. Так называют провансальские плясовые песни XI XVII веков от bllre плясать...
74857. Причитания как жанр обрядовой поэзии (ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова) 101.52 KB
  Следует рассматривать причитания в их связи с обрядами –свадебными похоронными рекрутскими–ибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда создавалась...
74858. Понятие о песенно-эпической циклизации в былинах. Образ князя Владимира 156.09 KB
  Святорусские богатыри Былины о Садко о Василии Буслаеве. Василий выиграл пари у Новгорода как и Садкокупец в одной из былин. Иной тип героя представляет Садко. Садко выражает собою бесконечную удаль; но эта сила и удаль основаны на бесконечных денежных средствах приобретение которых возможно только в торговой общине.
74859. Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам) 74.95 KB
  Свадебный приговор ритуальная речь участников свадьбы; основные носители –сторона жениха; смеховая стилистика Свадебные лирические песни исполняют девушки или женщины хор –поигрицы; взгляд на свадьбу со стороны; сюжетность; повествование от 3 л. Свадебные величальные песни исполняют девушки или женщины –поигрицы –в составе ритуала опевания; хвалебный характер; идеальный мир Свадебные корильные песни исполняют...