15622

Николай Кузанский и философия эпохи культуры

Научная статья

Исторические личности и представители мировой культуры

Николай Кузанский и философия эпохи культуры слишком обширная тема если считать что эпоха культуры это всё Новое время. Я попытаюсь эскизно очертить только один сюжет из этой большой темы правда он – один из главных. Речь пойдёт об истоках новоевропейского г

Другие языки

2013-06-15

58 KB

0 чел.

Николай Кузанский и философия эпохи культуры

… слишком обширная тема, если считать, что «эпоха культуры» - это всё Новое время. Я попытаюсь эскизно очертить только один сюжет из этой большой темы, правда, он – один из главных. Речь пойдёт об истоках новоевропейского гносеологического принципа «verum-factum», который известен нам в формулировке Джамбаттисты Вико – verum et factum convertuntur, истинное и сделанное обратимы. Я не буду растолковывать смысл этого принципа, о чём в своё время было сказано достаточно,1 укажу лишь на ближайшего предшественника Вико Томаса Гоббса, разделившего науки согласно этому принципу на доказуемые a priori – это те, которые изучают «сделанное нами самими», таковы геометрия, политика и этика, и такие науки, в которых мы можем искать, только «исходя из следствий» – это все остальные, в первую очередь, науки о природе, базирующиеся на конвенции.2 Упомяну также Канта, который из старого положения, гласящего, что Бог мыслит и тем самым творит, а человек не творит мыслью предмет своего познания, сделал вывод об отсутствии у человека того, что он назвал интеллектуальной интуицией. Из чего, собственно, и следовало, что наш рассудок не есть способность созерцания, т. е. он не может обойтись без чувственных восприятий. «Познание всякого, по крайней мере человеческого, рассудка есть познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное».3 

Формулируя принцип, Вико ссылается на «схоластиков», которым он его и приписывает. Бенедетто Кроче, специально занимавшийся этим вопросом, не нашёл у схоластиков такого положения, хотя нашёл нечто созвучное. Карл Отто Апель, специально занимавшийся Вико, сказал, что Кроче не упомянул главного предшественника Вико – Николая Кузанского. В самом ли деле к Кузанцу восходит один из важных, может быть, основной принцип новоевропейской гносеологии?

На конференции в Ренне в апреле этого года один из докладчиков, Жан-Мари Николь, предостерегал от поспешного возведения кардинала в предшественники.  Речь, впрочем, шла не о принципе «познать-сделать», а об инфинитезимальном исчислении и шире, новоевропейской математике. Когда, уточнял докладчик, Кузанец размышляет о понятии абсолютного равенства, то это не арифметическое или геометрическое равенство, а некое «равенство в себе», понятие скорее теологико-метафизическое. И содержание трактата (в данном случае «De Aequitate) – в основном богословское. Автор, говорил Жан-Мари Николь, «быстро сбивается с намеченного было математического пути, но в этих сложных отвлечённых рассуждениях обнаруживаются существенные начала его теории познания, а именно, эта странная для нас тема познания как уподобления /assimilation/».4 

Она действительно странна нам, это тема познания как уподобления, т. е. реального (вещного) становления тем же, что и познаваемое. Меж тем она – наитрадиционнейшая. Почему глаз видит свет и в свете – цвета? Потому что он сам - свет («светоносный глаз» из «Тимея») и, видя свет, он видит границу света – тьму, в которой – не видит ничего (Плотин). Зрение здесь не метафора познания; свет и тьма – тоже не метафоры, а онтологические понятия. Физика. Подобное познаётся подобным. Трактат Николая Кузанского «О видении Бога», De visione Dei, описывает не то, как человек видит Бога, а божественное visio, которое одновременно есть творение вещей (видит=мыслит=творит и, тем самым, знает абсолютно). Но вот что любопытно: онтологический статус творения обеспечивается не одним только божественным видением. Само творение, т. е. любая вещь, есть постольку, поскольку она видит своего Создателя.5 Правда, её видение – это то же самое божественное visio, но как бы отражённое. Так что принцип креационистского монизма не нарушается. Все вещи – зеркала Бога, только поэтому они есть. Зеркало в этом контексте - тоже не «фигура речи», а физика, опирающаяся на апостольское quasi in speculo et in aenigmate.6 «Что же такое мир, если не явление невидимого Бога? Что такое Бог, если не невидимое видимого (…)? Мир, таким образом, выражает своего творца, чтобы этот последний познавался; и также непознаваемый Бог познаваемо являет себя миру, как бы в зеркале и загадочно».7 

Бог творит мир из ничего и во всяком творении присутствует реально как его Создатель. Бог имманентен и одновременно трансцендентен миру (везде и нигде, во всякое время и ни в каком времени – Ансельм Кентерберийский, а до него Боэций и др.) и поэтому это не пантеизм, не отождествление Бога и природы. Тождество (Абсолют) присутствует во всякой вещи как её не просто скрытое, но запредельное всем вещам основание, именно как абсолютное тождество, всегда себе «не-иное». Вещи же все разные. Ничего особенно не меняя в устоявшихся воззрениях, Николай Кузанский неустанно подчёркивает один важный момент:  предположительность (коньектуральность) всякого положительного – дискурсивного, или сравнивающего, познания, необходимо базирующегося на запредельном для этого знания фундаменте – том, который служит основанием любого сравнения, ибо это последнее основание уже ни с чем не сравнимо по определению. По той самой логике определения, по его парадигме, в которой и пребывает вся традиционная – в том числе новоевропейская – метафизика, и, стало быть, также и Николай из Кузы. Важный вывод, к которому он приходит, известен: за пределами сравнения нет ни больше, ни меньше, там, стало быть, самое большое и самое маленькое неразличимы. И если мы знаем от того же Ансельма Кентерберийского, что Бог – это то, больше чего нельзя ничего помыслить,8 то Он также и то, меньше чего нельзя ничего вообразить, не потому что Он такой маленький, а потому что Он вне «больше» и «меньше» - как запредельное основание всякого сравнивания. Поэтому наилучшей «иконой Бога»9 будет его взгляд, непостижимо направленный как на брата, идущего на восток, так и на брата, идущего на запад. Только в перспективе этого творящего visio братья, как и мы, и все прочие сущие есть, и они есть как то же  visio, только «обращённое», ставшее теперь нашим, в котором видим сам Бог. Так простая божественная бесконечность оказывается присутствующей – целиком! – в каждой конечной вещи как её последняя безмерная и потому самая точная мера и основание. И науки положительные – будущие новоевропейские науки о природе - будут в той мере достоверны, в какой будут выстроены как предположительное, т. е. всегда нуждающееся в проверке и удостоверении знание (достоверно то, в достоверности чего всегда можно удостовериться). И новоевропейский принцип verum-factum, которого нет у Кузанца, как раз и станет  метафизическим основанием удостоверения такого рода.

Вот что по этому поводу говорит сам Вико. Латинские verum и factum, пишет Вико, соответствуют (reciprocantur) друг другу, или, выражаясь на языке «школы», сходятся (convertuntur). 10 Человеческая наука, утверждает Вико, дитя несовершенства нашего человеческого конечного ума, и она родилась благодаря сознанию этого несовершенства. Verum и factum совпадают абсолютно только в Боге, поскольку Бог — Творец всего, в человеческом же уме они только сближаются, так никогда и не совпадая, ведь предмет нашего познания никогда не «сделан» нами самими полностью. Человеческое познание по необходимости совершается путем абстрагирования, т. е. искусственного расчленения природных вещей,11 коль скоро их настоящие начала находятся только в уме божественном. Так, тело можно рассматривать отдельно от души, душу поделить на ум и волю, тело — на фигуру и движение... И эта операция расчленения природных вещей, которая и есть их познание, сходна с обычной анатомической, вместо живой вещи перед нами — расчлененная, труп. Однако другого пути у науки нет. Стремясь к истине, полное постижение которой заказано ему его природой, человек, так сказать, обращает нужду в добродетель, создает универсум наук, среди которых арифметика и геометрия полезнейшие, ибо они рождают мать всех искусств — механику. Сама же математика возможна только потому, что человек придумал две замечательные вещи: непротяженную точку, которую, однако, можно «протягивать» — изображать и чертить с ее помощью разные фигуры, и единицу, которую можно «умножать». Обе они, продолжает Вико, и точка, и единица, суть фикции, ибо нарисованная точка — уже не точка, а «умножаемая» единица — уже не единица, не единица.12 Но, рисуя точкой линии, плоскости и фигуры, мы творим из сделанных нами самими элементов, или первоначал, фиктивный мир, похожий, однако, на окружающий, и, стало быть, реконструируем универсум, и точно так же с помощью чисел исчисляем его, делаем математическим. И, коль скоро все элементы этого творимого нами мира в нашем уме и находятся, наше знание о нем строго доказательно (по принципу verum — factum). «Мы доказываем в геометрии, — писал Вико в другой работе, — поскольку сами ее творим», но говорить, например, об абсолютной достоверности физических теорий — значит равняться с Богом, творцом природы.13 Заметим, что Т.Гоббс понимал доказательность геометрии точно так же.14 

Как подметил К.О.Апель,15Кроче не упомянул главного предшественника викианской доктрины (а именно к его учению восходят обе ветви новоевропейской науки — физико-математическая «наука Галилея» и ее риторико-гуманистическая, в частности викианская, версия) - Николая Кузанского. Как видим, его наука незнания радикально отличалась от традиционного ученого неведения тем, что в принципе лишала метафизических оснований какие бы то ни было земные или небесные иерархии, указывая на одну-единственную, но зато неодолимую границу между конечным человеческим «соразмеряющим» рассудком, всегда действующим в пределах «больше» и «меньше», т. е. все познающим в сравнении, и бесконечным божественным разумом, являющимся всеобщим основанием всякого сравнивания. Несоизмеримость этих разумов, отсутствие между ними «пропорции», и становятся положительным основанием человеческой науки. Постигая совпадение в божественном разуме всех противоположностей, постигая невозможный (но мыслимый) предельный переход, человек начинает измерять все вещи напрямую бесконечностью, т. е. осознает относительность решительно всех устанавливаемых соразмеряющим рассудком границ, что, в конце концов, отменяет  метафизику в качестве доктрины метафизических мест, или учения об иерархии сущих. На таком измерении бесконечностью строится новоевропейская механика, новая наука Галилея. Становление новоевропейской науки связано с решительным устранением «посредников» между божественным и человеческим знанием, таким же решительным устранением, каким была лютерова реформа церкви.

Так как же с преемством и предшествованием? Надо, по-видимому, переосмыслить сами эти понятия, сделав это в рамках концепции прерывистой истории. Николай Кузанский вполне мог быть даже не самым крупным богословом своего времени и, возможно, не самым известным, хотя он и крупный и известный. Но вот он что-то такое написал по поводу Бога и творения, - что-то, вовсе не выпадающее из господствующего образа мыслей, но вполне укладывающееся в него, хотя и необязательно всеми разделяемое. Ни о какой новоевропейской науке он, естественно, думать не мог. Не было у него и такого влияния, чтобы взять и повернуть ход вещей в новоевропейское русло. Тем не  менее, когда недоверие к  метафизическим местам и субстанциям традиционной науки сделало своё дело, а желание удостоверить своё положение в мире превратило европейского человека субъекта, короче, когда прежний иерархически устроенный мир развернулся горизонтальным миром-картиной, ретроспективный взгляд европейцев на собственное прошлое сделал Николая Кузанского предшественником, той фигурой, к которой, как писал Апель, следует возвести обе ветви новоевропейской «всеобщей науки» - физико-математическую и гуманитарную.

1 

2 

3 Кант И. Критика чистого разума. Трансц. Способа открытия всех чистых рассудочных понятий Разд.1 О логическом применении рассудка вообще. Соч. Т3, М., 1964. С.166.

4 Предполагается публикация русского перевода этого доклада.

5 «Глядя на меня, Ты, бог сокрытый, даешь мне видеть тебя. Человек может Тебя видеть лишь настолько, насколько Ты дашь ему Тебя видеть, и видение Твоё есть не что иное, как видение Тобой видящего Тебя». VD,V,13.

6 Кор.1,10,12. «Теперь мы видим (как бы) сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу».

7 Николай Кузанский О бытии-возможности // Избранные философские сочинения. М., 1937. С.333-334.


«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» Рим., 1, 21.

8 

9 Конечно, Кузанец следует традиции немецкой мистики, прежде всего Майстера Экхарта, учившего, что «малейший образ Бога застит тебе целого Бога».

10Vico G.B. De antiquissima Italorum Sapientia ex linguae latinae originibus eruenda // Vico G. Opere. Vol.II. Milano, 1835. P.52.

11 Это новое – новоевропейское – понимание «абстракции». Традиционно абстрагирование – это отделение формы вещи от её  материи, производимое активным интеллектом.

12 Платон в 7 кн. «Государства» говорит об арифметике как главной науке, приближающей нас к бытию, различая счёт на рынке и счёт фундаментальный, тот, благодаря которому возможен первый. Единица в этом фундаментальном счёте (логосе) сущего – это Единица, число считаемое, как скажет Аристотель, а не то, с помощью которого считают. Неоплатоническое Единое, которому причастно всё сущее, ибо быть – это быть чем-то («одним», определённым, обладать эйдосом, т. е. формой), «выше» бытия как начало любой «оформленности», выше даже ума, который, хотя и не имеет своей формы, всё же определён как мыслящий сам себя, и потому он – сущее Единое. Определяя в «Физике» форму движения, Аристотель обращает внимание на «двоение» точки «теперь», которая и одна, и две, - это и есть «число считаемое», в данном случае, время («время – число движения»). Об этом см.: Черняков А.Г. Онтология времени. СПб., 2001. С. 81-91.

13 Vico G. Opere. P. 53-55.

14 «Людям доступна наука только о тех вещах, чье порождение зависит от их воли. Поэтому доказуемы теоремы о количестве, наука о которых называется геометрией. Причины свойств отдельных геометрических фигур заключены в тех линиях, которые мы проводим сами, и порождение фигур зависит от нашего произвола; так что, для того чтобы узнать свойства какой-нибудь фигуры, нам достаточно рассмотреть всё то, что содержится в конструкции, которую мы выстраиваем, когда рисуем её».

15 Apel K.O. L`idea di lingua nella tradizione dell`umanesimo da Dante a Vico. Bologna, 1975 (I-е изд. – Бонн, 1963), P. 412.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43649. Разработка поста диагностики легковых автомобилей 1.96 MB
  Раздел «Технологический расчет»: представляет собой расчет производственной программы, годового объема работ, количества постов, численности рабочих и площадей помещений производственного корпуса.
43650. Сюжетно ролевая игра как средство формирования положительного отношения к школьному обучению детей 5-6 лет 83.05 KB
  Теоретические основы формирования положительного отношения детей 56 лет к школьному обучению по средствам сюжетноролевой игры. Значение сюжетноролевой игры в процессе формирования положительного отношения детей 56 лет к школьному обучению. Опытно экспериментальная работа по формированию положительного отношения детей 56 лет к школьному обучению посредствам сюжетноролевой игры. Цель данного исследования: изучить возможности сюжетноролевой игры по формированию положительного отношения детей к школьному обучению.
43651. Зона технического обслуживания 1 ремонтно-механических мастерских дорожного ремонтно-строительного управления 151.8 KB
  Техническая характеристика машин табличная форма 2. Фактическое число часов работы машин за год 2. Корректирование трудоемкости выполнения ТО и Р машин 2. Под организацией производственной структуры системы ТО и ремонта машин понимается состав и взаимоподчиненность подразделений обеспечивающих техническую готовность машин в требуемой комплектации и в сроки заданные строительными и другими организациями.
43652. Разработка интенсивной технологии возделывания сахарной свеклы в условия КСУП «Коленское» Житковичского района Гомельской области 963.62 KB
  Важная роль в решении зернофуражной проблемы в Белоруссии, республиках Прибалтики, Нечерноземной зоны РФ, лесостепи Украины и других районах принадлежит яровому ячменю, как одной из наиболее урожайных зерновых культур.
43653. Геологические данные месторождения, его структуру и физико-химические свойства 314.92 KB
  Одной из важных задач этой проблемы является повышение фондоотдачи основных промышленнопроизводственных фондов основную долю которых в нефтяной промышленности составляют скважины: добывающие и нагнетательные. Скважина обеспечивает связь недр с земной поверхностью служит каналом доступа человека к пласту. Нормальная работа добывающих или нагнетательных скважин нарушается по различным причинам что приводит либо к полному прекращению работы скважин либо к существенному сокращению ее дебита особенно по нефти. Причины прекращения или снижения...
43654. Предложения по повышению экономической эффективности технологий управления персоналом Арт-кафе «Галерея» и оценка их эффективности 1.5 MB
  Теоретические аспекты технологий управления персоналом в ресторанно гостиничном бизнесе.Сущность технологий управления предприятиями 7 1. Особенности современных технологий управления персоналом на предприятиях ресторанно гостиничного бизнеса 22 ГЛАВА 2. Анализ технологий управления персоналом Арткафе Галерея.
43655. Сквер в ст.Старокорсунской 3.3 MB
  Назначение скверов может быть различным. Сквер, создаваемый на площадках общегородского или районного значения, а также перед отдельными крупными общественными зданиями, предназначен главным образом для кратковременного отдыха граждан.
43656. Повышение качества наплавляемой поверхности за счет повышения износостойкости применением электродуговых процессов 2.35 MB
  После этого был произведен патентный поиск для того, чтобы найти устройство реализации процесса, по которому будет разрабатываться конструкция нового оборудования для наплавки, позволяющее наиболее точно выполнить поставленную цель. Из всех найденных аналогов устройств, был выбран прототип