15624

Время событий и событие времени

Научная статья

Обществознание

Время событий и событие времени На последней странице Онтологии времени значится учебное издание. Я бы даже сказал учебное пособие. Для меня это учебное пособие по истории философии настоящее и одно из лучших и немногих при наличии кучи учебников плохих и хор...

Другие языки

2013-06-15

43.5 KB

2 чел.

Время событий и событие времени

На последней странице «Онтологии времени» значится «учебное издание». Я бы даже сказал «учебное пособие». Для меня - это учебное пособие по истории философии, настоящее и одно из лучших и немногих, при наличии кучи учебников, плохих и хороших. Причина – та, что книга эта не о философии, она - философия, а тем самым и история философии. Выход книги девять лет тому назад стал событием, может быть, недостаточно оцененным по сю пору, для тех, кто имеет какое-то отношение к философии или ее преподаванию. Но он стал этим событием, потому что – тут я прибегну к несколько заезженному и не очень мне самому нравящемуся обороту, но не знаю, как по-другому сказать – сам текст был Событием философии. Поясню, что я имею в виду.

Возьмем историю просто, не историю чего-то, хотя бы и философии. Парадокс исторического события – в том, что оно происходит дважды: как то, что было, и как рассказ о том, что было. Парадокс заключается в том, что историческое событие как, собственно, историческое случается сейчас. Ибо нерассказанная история – не история. Событие истории происходит сейчас, открывая ретроспективу исторических событий. Первое – само сбывание времени, вторые – события во времени.

По-моему, с историей философии дело обстоит также, разве что «тем более также». Философия как мысль, ее сбывание, как понимание случается (если случается) всегда сейчас, открывая ретроспективу прошлых событий мысли и нацеливаясь в будущее. Рефлексия всегда опаздывает, но как рефлексия она всегда «сейчас», она актуальна в том смысле «актуальности», который соответствует греческой «энергии» и латинской «актуалитас». И коль скоро философия – это мысль о сущем как сущем, т. е. о сущем «в целом», то философия не может не быть историей философии и наоборот, философия – это по необходимости (а не в качестве привеска или пропедевтики) история философии. Я тут не оригинален.

В «Онтологии времени» А.Г.Черняков подробно разбирает аристотелевское учение о времени. А также Гуссерля, Хайдеггера. Аристотеля Черняков хочет понять как современного мыслителя, и только поэтому Аристотель у Чернякова отправляется в своё историческое прошлое. То же и с другими великими. Ведь то и отличает мысль, философскую мысль, что она как таковая не устаревает. Но для этого ее надо повторить. И повтор обнаружит различие, может быть, пропасть, отделяющую нас от Аристотеля. То же справедливо и для индивидуальной истории мыслителя, для его интеллектуальной биографии: все последующие переживаемые им перемены, даже кризисы и «повороты» не отменяют сделанного ранее. «Снимают» ли они его (в гегелевском смысле)? Это вопрос. Наверное, да, иначе пропасть отделит Чернякова от Чернякова. Кризис, пережитый Алексеем Григорьевичем (я говорю об интеллектуальном творчестве), имел место, если я сейчас не ошибаюсь (а кризис был, - он сам мне о нем говорил), года два-три тому назад. «Надоело возиться с сознанием», - сказал тогда (передаю общий смысл сказанного) Алексей Григорьевич. После этого он, не оставляя Гуссерля и не отказываясь от него, стал усиленно заниматься Аленом Бадью, читал курсы по «Бытию и событию», потом сюда подключились «Логики миров».

«Возня с сознанием», конечно, не была традиционной философией субъекта, классической философией, о феноменологической реформе которой Алексей Григорьевич написал очень ясно,1 более того, и Гуссерль был для него постоянной проблемой, поскольку работа самого Алексея Григорьевича совершалась в рамках проекта «феноменологии без трансцендентального субъекта». Да и фундаментальную онтологию «доповортного» Хайдеггера Алексей Григорьевич объяснял как трансцендентализм, хотя, конечно, другой, не «классический». И вот последовал кризис и благополучное разрешение оного. Но если «первый» Черняков подарил миру «Онтологию времени», то, что подарил бы нам «второй» Черняков, мы, к несчастью, можем только гадать.

Итак, начало и конец деятельности мыслителя-философа – само мышление. Оно не должно переходить в какой-то внеположный мышлению результат, будь то поступок или произведение (оно вообще ничего никому не должно и не обязано, но все обязаны ему, - тем, что могут мыслить). И в этом, как ни удивительно, оно (чистое мышление) родственно поступку или художественному произведению, хотя мышление не то и не другое, – и не поступок, и не художественное произведение.

Речь идет о самодостаточности. Нет, не автора (мысли, поступка, произведения), не субъекта, его можно оставить в покое, потому что он не автор, а, скорее, наоборот,  произведение (функция) своих (!) мыслей, поступков, произведений. Самодостаточны мысль, поступок, художественное произведение как таковые.

Мысль – не мысль, если она ищет опоры вовне.

Поступок не поступок, если он обоснован внешне (обстоятельствами, целью, принятой нормой поведения, стремлением во что бы то ни стало нарушить норму, научно-обоснованным мировоззрением…).

Художественное произведение – не произведение, если оно не само себе правило.

С открытия самодостаточности мысли, которая с бытием – «одно и то же», началась философия. Вот пальцы, указательный, безымянный, средний. Но что же такое, собственно, палец? То, что делает палец пальцем, из сравнения разных пальцев не выведешь. Палец, вот этот, кривой, толстый, несовершенный, потому палец, что он уже заранее покоится в совершенстве своего вида (Платон). Первое для нас – последнее по природе (Аристотель). Видим палец, благодаря уму, которого не видим. Всё сущее заключено в метафизические границы ума-косметика, ибо он (ум) есть его (сущего) артикуляция. Сочленение. Разделяющее соединение и соединяющее разделение, - явление пальца пальцем, руки рукой и т. д. Видят пальцы все, а ум – только философы. Для того, чтобы увидеть ум, мысль обращается на самое себя, со времен Платона эта процедура называется искусством обращения, собственно, мышлением в узком смысле и условием созерцания идей (видов и родов). Время – число движения – артикулирует последнее «как таковое», в качестве именно движения, это его «умный вид». Принадлежа непрерывному, оно само непрерывно; поэтому время идёт, даже когда о нем не думают.

Мысли не нужна опора вовне, потому что всякое «вовне» уже внутри мысли, внутри ума-косметика, в его границах, каковые суть границы «всего, что ни есть», т. е. сущего. Если есть чей-то ум, то он – в границах ума, который ничей. Чей-то ум – всегда «какой-то». Он – тот или иной склад ума. Он сложился и разложится. Но ум он – ровно в той мере, в которой – никакой и ничей. На этот ничейный ум надо суметь обернуться, чтобы обрести почву под ногами и начать мыслить. Трудность этого предприятия заставляет искать подпорки, создавать образ ума, который, как известно из Аристотеля, образа, т. е. формы, иметь не может. Когда общество начинает усиленно трудиться над созданием образа ума, когда  философия превращается в идеологическую работу, это означает только одно, - что люди одряхлели умом и общество нежизнеспособно.  

Вы, наверное, заметили, что в «Онтологии времени» нет развития. Нет прогресса в представлениях о времени от Аристотеля к Гуссерлю и Хайдеггеру. И это настоящая история философии, которая, как сказано, - тогда история, когда философия, и наоборот. Ни один из великих умов прошлого и настоящего не ошибся, все они правы и, вместе с тем, не приводимы к «общему знаменателю» некой «непрерывной» истории философии, в в которой под конец восторжествовала или восторжествует окончательная истина. В этом – размежевание Хайдеггера с Гегелем: вместо «снятия» «шаг назад». «Мы должны, говорит Хайдеггер, взять на себя работу не легче той, что проделали мыслители прошлого». Наше отстояние от них и наш опыт – это проделанный путь, в начале которого стояли они, он дает нам шанс «помыслить непомысленное», значит, понять то же самое, что поняли они, но так, как это дано только нам. Аристотелево «исчисляемое число» принадлежит одной «вечности», августиново distentio animi – другой, феноменологические «тенции» - третьей. «Вечности» - это эпохи бытия: внутри своих «эонов» Аристотель, Августин и Гуссерль мыслят изначально: из начал самой мысли.

Как мысль сотворяет мыслящего, так поступок поступающего. Поступок не следует из причин и не определяется в своем существе целью, чем бы ни был он обусловлен и какие бы цели не преследовал. Но он - шаг, меняющий необратимо, создающий небывалое, и потому «локус» исторического времени. Хайдеггер «переводит на немецкий» 6 книгу «Никомаховой этики». Получается «фундаментальная онтология».

Художественное произведение. Очень жаль, что поэтика выпала из состава книги. Правда, у нас есть более ранний текст «На пути к прапоетике»2.

Мысль, поступок, произведение суть признаки События, каковое является Событием (сбыванием) времени; только благодаря этому Событию мы можем отсчитывать время событий.

1 «В поисках утраченного субъекта»  

2 Черняков А.Г. На пути к прапоетике. Богословие, философия. Культура. Труды ВРФШ №4. СПб., 1997. С. 6-23.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46083. Характеристика основных направлений коррекционной работы при различных формах дизартрии 29 KB
  Развитие артикуляционной моторики речевого дыхания постановка и закрепление звуков в речи. Важная задача – развитие слухового восприятия и звукового анализа а также восприятия и воспроизведения ритма. Основная цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата выработка контроля над положением рта развитие артикуляционных движений развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений...
46084. Этиология и классификация нарушений голоса 27.5 KB
  Этиология и классификация нарушений голоса. Проблема нарушений голоса у детей остается актуальной так как голосовые перегрузки связанные с коллективным воспитанием ребенка в д с участие в разнообразных вокальных и хоровых коллективах не имеющих опытных педагогов экологические и социальные проблемы приводят к тому что в фониатрической и логопедической практике нередко приходится сталкиваться с детьми страдающими заболеваниями голосового аппарата. Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических...
46085. КОМПЛЕКС МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА 27 KB
  КОМПЛЕКС МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ УСТРАНЕНИИ РАЗНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА. Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.
46086. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ 24.5 KB
  ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ. К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней так и внутренней речи. При тяжёлой степени нарушается процесс коммуникации и расстройства темпа речи определяются как патологические.
46087. ЗАИКАНИЕ. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЗАИКАНИЯ И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА МЕХАНИЗМ ЗАИКАНИЯ 20.5 KB
  ЗАИКАНИЕ. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи Санторини – отверстие в твёрдом нёбе Вутцер – ненормальное углубление нижней челюсти ЭрведеШегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта. Другие исследователи связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: В начале 19 в.
46088. СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЗАИКАНИЯ 29 KB
  При изучении существовавших ранее приёмов средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося – медицинские терапевтические хирургические ортопедические психотерапевтические или педагогические дидактические или сочетание лечебного и педагогического воздействия. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебнопедагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными...
46089. АНАЛИЗ МЕТОДИК ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ 18 KB
  Авторы рекомендуют проводить работу от простого к сложному в зависимости от степени самостоятельной речи ребёнка.По мнению авторов все занятия по перевоспитанию речи заикающихся распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа. I этап предполагаются упражнения в совместной и отражённой речи в произношении заученных фраз стихов. III этап детям предоставляется возможность закрепить приобретённые навыки плавной речи.
46090. АЛАЛИЯ КАК СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ФОРМ 27.5 KB
  АЛАЛИЯ КАК СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи при котором нарушаются все компоненты речи: фонетикофонематическая сторона лексикограмматический строй.
46091. Моторная алалия. Принципы, организация и содержание коррекционно-развивающего воздействия при моторной алалии 15.5 KB
  Задачи: воспитание речевой активности;обогащение пассивного словаря и его уточнение;формирование интереса к занятиям и к игре;обучение игровым действиям и выполнению инструкций; формирование первоначального навыка общения через диалог. Задачи: обогащение активного словаря; работа над звукослоговой структурой слова; обучение фразообразованию через обучение словоизменению; устранение грубого аграмматизма. Далее направляются в школу V вида или обучение в ООШ при логопедическом сопровождении.