15624

Время событий и событие времени

Научная статья

Обществознание

Время событий и событие времени На последней странице Онтологии времени значится учебное издание. Я бы даже сказал учебное пособие. Для меня это учебное пособие по истории философии настоящее и одно из лучших и немногих при наличии кучи учебников плохих и хор...

Другие языки

2013-06-15

43.5 KB

2 чел.

Время событий и событие времени

На последней странице «Онтологии времени» значится «учебное издание». Я бы даже сказал «учебное пособие». Для меня - это учебное пособие по истории философии, настоящее и одно из лучших и немногих, при наличии кучи учебников, плохих и хороших. Причина – та, что книга эта не о философии, она - философия, а тем самым и история философии. Выход книги девять лет тому назад стал событием, может быть, недостаточно оцененным по сю пору, для тех, кто имеет какое-то отношение к философии или ее преподаванию. Но он стал этим событием, потому что – тут я прибегну к несколько заезженному и не очень мне самому нравящемуся обороту, но не знаю, как по-другому сказать – сам текст был Событием философии. Поясню, что я имею в виду.

Возьмем историю просто, не историю чего-то, хотя бы и философии. Парадокс исторического события – в том, что оно происходит дважды: как то, что было, и как рассказ о том, что было. Парадокс заключается в том, что историческое событие как, собственно, историческое случается сейчас. Ибо нерассказанная история – не история. Событие истории происходит сейчас, открывая ретроспективу исторических событий. Первое – само сбывание времени, вторые – события во времени.

По-моему, с историей философии дело обстоит также, разве что «тем более также». Философия как мысль, ее сбывание, как понимание случается (если случается) всегда сейчас, открывая ретроспективу прошлых событий мысли и нацеливаясь в будущее. Рефлексия всегда опаздывает, но как рефлексия она всегда «сейчас», она актуальна в том смысле «актуальности», который соответствует греческой «энергии» и латинской «актуалитас». И коль скоро философия – это мысль о сущем как сущем, т. е. о сущем «в целом», то философия не может не быть историей философии и наоборот, философия – это по необходимости (а не в качестве привеска или пропедевтики) история философии. Я тут не оригинален.

В «Онтологии времени» А.Г.Черняков подробно разбирает аристотелевское учение о времени. А также Гуссерля, Хайдеггера. Аристотеля Черняков хочет понять как современного мыслителя, и только поэтому Аристотель у Чернякова отправляется в своё историческое прошлое. То же и с другими великими. Ведь то и отличает мысль, философскую мысль, что она как таковая не устаревает. Но для этого ее надо повторить. И повтор обнаружит различие, может быть, пропасть, отделяющую нас от Аристотеля. То же справедливо и для индивидуальной истории мыслителя, для его интеллектуальной биографии: все последующие переживаемые им перемены, даже кризисы и «повороты» не отменяют сделанного ранее. «Снимают» ли они его (в гегелевском смысле)? Это вопрос. Наверное, да, иначе пропасть отделит Чернякова от Чернякова. Кризис, пережитый Алексеем Григорьевичем (я говорю об интеллектуальном творчестве), имел место, если я сейчас не ошибаюсь (а кризис был, - он сам мне о нем говорил), года два-три тому назад. «Надоело возиться с сознанием», - сказал тогда (передаю общий смысл сказанного) Алексей Григорьевич. После этого он, не оставляя Гуссерля и не отказываясь от него, стал усиленно заниматься Аленом Бадью, читал курсы по «Бытию и событию», потом сюда подключились «Логики миров».

«Возня с сознанием», конечно, не была традиционной философией субъекта, классической философией, о феноменологической реформе которой Алексей Григорьевич написал очень ясно,1 более того, и Гуссерль был для него постоянной проблемой, поскольку работа самого Алексея Григорьевича совершалась в рамках проекта «феноменологии без трансцендентального субъекта». Да и фундаментальную онтологию «доповортного» Хайдеггера Алексей Григорьевич объяснял как трансцендентализм, хотя, конечно, другой, не «классический». И вот последовал кризис и благополучное разрешение оного. Но если «первый» Черняков подарил миру «Онтологию времени», то, что подарил бы нам «второй» Черняков, мы, к несчастью, можем только гадать.

Итак, начало и конец деятельности мыслителя-философа – само мышление. Оно не должно переходить в какой-то внеположный мышлению результат, будь то поступок или произведение (оно вообще ничего никому не должно и не обязано, но все обязаны ему, - тем, что могут мыслить). И в этом, как ни удивительно, оно (чистое мышление) родственно поступку или художественному произведению, хотя мышление не то и не другое, – и не поступок, и не художественное произведение.

Речь идет о самодостаточности. Нет, не автора (мысли, поступка, произведения), не субъекта, его можно оставить в покое, потому что он не автор, а, скорее, наоборот,  произведение (функция) своих (!) мыслей, поступков, произведений. Самодостаточны мысль, поступок, художественное произведение как таковые.

Мысль – не мысль, если она ищет опоры вовне.

Поступок не поступок, если он обоснован внешне (обстоятельствами, целью, принятой нормой поведения, стремлением во что бы то ни стало нарушить норму, научно-обоснованным мировоззрением…).

Художественное произведение – не произведение, если оно не само себе правило.

С открытия самодостаточности мысли, которая с бытием – «одно и то же», началась философия. Вот пальцы, указательный, безымянный, средний. Но что же такое, собственно, палец? То, что делает палец пальцем, из сравнения разных пальцев не выведешь. Палец, вот этот, кривой, толстый, несовершенный, потому палец, что он уже заранее покоится в совершенстве своего вида (Платон). Первое для нас – последнее по природе (Аристотель). Видим палец, благодаря уму, которого не видим. Всё сущее заключено в метафизические границы ума-косметика, ибо он (ум) есть его (сущего) артикуляция. Сочленение. Разделяющее соединение и соединяющее разделение, - явление пальца пальцем, руки рукой и т. д. Видят пальцы все, а ум – только философы. Для того, чтобы увидеть ум, мысль обращается на самое себя, со времен Платона эта процедура называется искусством обращения, собственно, мышлением в узком смысле и условием созерцания идей (видов и родов). Время – число движения – артикулирует последнее «как таковое», в качестве именно движения, это его «умный вид». Принадлежа непрерывному, оно само непрерывно; поэтому время идёт, даже когда о нем не думают.

Мысли не нужна опора вовне, потому что всякое «вовне» уже внутри мысли, внутри ума-косметика, в его границах, каковые суть границы «всего, что ни есть», т. е. сущего. Если есть чей-то ум, то он – в границах ума, который ничей. Чей-то ум – всегда «какой-то». Он – тот или иной склад ума. Он сложился и разложится. Но ум он – ровно в той мере, в которой – никакой и ничей. На этот ничейный ум надо суметь обернуться, чтобы обрести почву под ногами и начать мыслить. Трудность этого предприятия заставляет искать подпорки, создавать образ ума, который, как известно из Аристотеля, образа, т. е. формы, иметь не может. Когда общество начинает усиленно трудиться над созданием образа ума, когда  философия превращается в идеологическую работу, это означает только одно, - что люди одряхлели умом и общество нежизнеспособно.  

Вы, наверное, заметили, что в «Онтологии времени» нет развития. Нет прогресса в представлениях о времени от Аристотеля к Гуссерлю и Хайдеггеру. И это настоящая история философии, которая, как сказано, - тогда история, когда философия, и наоборот. Ни один из великих умов прошлого и настоящего не ошибся, все они правы и, вместе с тем, не приводимы к «общему знаменателю» некой «непрерывной» истории философии, в в которой под конец восторжествовала или восторжествует окончательная истина. В этом – размежевание Хайдеггера с Гегелем: вместо «снятия» «шаг назад». «Мы должны, говорит Хайдеггер, взять на себя работу не легче той, что проделали мыслители прошлого». Наше отстояние от них и наш опыт – это проделанный путь, в начале которого стояли они, он дает нам шанс «помыслить непомысленное», значит, понять то же самое, что поняли они, но так, как это дано только нам. Аристотелево «исчисляемое число» принадлежит одной «вечности», августиново distentio animi – другой, феноменологические «тенции» - третьей. «Вечности» - это эпохи бытия: внутри своих «эонов» Аристотель, Августин и Гуссерль мыслят изначально: из начал самой мысли.

Как мысль сотворяет мыслящего, так поступок поступающего. Поступок не следует из причин и не определяется в своем существе целью, чем бы ни был он обусловлен и какие бы цели не преследовал. Но он - шаг, меняющий необратимо, создающий небывалое, и потому «локус» исторического времени. Хайдеггер «переводит на немецкий» 6 книгу «Никомаховой этики». Получается «фундаментальная онтология».

Художественное произведение. Очень жаль, что поэтика выпала из состава книги. Правда, у нас есть более ранний текст «На пути к прапоетике»2.

Мысль, поступок, произведение суть признаки События, каковое является Событием (сбыванием) времени; только благодаря этому Событию мы можем отсчитывать время событий.

1 «В поисках утраченного субъекта»  

2 Черняков А.Г. На пути к прапоетике. Богословие, философия. Культура. Труды ВРФШ №4. СПб., 1997. С. 6-23.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38586. Разработка мероприятия по совершенствованию стратегии сбыта и мероприятия по повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия ООО «Механо–литейный завод» 191.34 KB
  Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов сбытовой стратегии и анализа деятельности ООО «МЛЗ» разработать мероприятия по совершенствованию стратегии сбыта и мероприятия по повышению эффективности сбытовой деятельности предприятия.
38587. Учет и анализ реализации продукции растениеводства на ООО «Ярево-агро» Поставского района Витебской области 813.5 KB
  АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА. Общие принципы организации реализации продукции растениеводства и задачи ее учета. Вопросы учета и анализа реализации продукции растениеводства в экономической литературе. Договорные основы и направления реализации продукции растениеводства.
38588. ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ТАЛИСМАН» 435 KB
  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению 032102 “Адаптивная физическая культура†ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ТАЛИСМАН Студентка АЗ0851 группы Прядеина Вера Витальевна Научный руководитель: к. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 1. Психологическая характеристика детей больных детским церебральным параличом. Программа физической реабилитации у детей с ДЦП.
38589. Синтез и некоторые превращения 3-(о-нитрофенокси)метилоксирана 1.12 MB
  3 Направление реакции раскрытия цикла несимметричных [5] окисей [6] 1. В соответсвии с указанной целью были поставлены задачи: 1 синтез оксирана в различных условиях соотношений реагентов природы растворителя способов проведения реакции; 2 исследование превращения оксирана при действии различных реагентов в альдегиды окисмы нитрилы ацетали; 3 установление строения полученных соединений. Присоединение к эпоксидной группе под каталитическим влиянием щелочи протекает следующим образом: Это превращение идет таким же образом если вместо...
38590. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТУМБЫ ДЛЯ ОБУВИ 986 KB
  Характеристика изделия представлена схема тумбы для обуви которая изготовлена из ЛДСП древесностружечные плиты облицованные различным плёночным материалам; изображение ЛДСП представлено на Рисунке 3 толщиной 16 мм. На Рисунке 2 представлено несхематичное изображение тумбы а её возможный реальный вид. Для разметки:...
38591. Реконструкция истории изучения российских университетов в отечественной исторической науке 419.5 KB
  Основные этапы становления и развития университетской системы в России в исследовательской литературе с. Университеты в дореволюционной России явление сложное и многогранное. В дореволюционной России функционировали следующие университеты: Московский СанктПетербургский Казанский Киевский Харьковский Дерптский Варшавский. История университетского образования в России составляет одно из важных направлений которое активно исследуется в современной историографии.
38592. Разработка электронного датчика микроклимата на микроконтроллере типа Tiny13 фирмы Atmel 496.5 KB
  обеспечение распределения горячего воздуха СО2 инсектицидов просушки влажных листьев. Для комфортной работы стол должен удовлетворять следующим условиям: высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно в удобной позе при необходимости опираясь на подлокотники; нижняя часть стола должна быть сконструирована так чтобы программист мог удобно сидеть не был вынужден поджимать ноги; поверхность стола должна обладать свойствами исключающими появление бликов в поле зрения программиста; конструкция стола должна...
38593. Сушена сировина рослинного та тваринного походження, її використання в сфері підприємств ресторанного господарства типу Бістро 234.5 KB
  Функціональнотехнологічні властивості сировини рослинного та тваринного походження.3 Розрахунок сировини готової продукції допоміжних матеріалів та тари . Підприємства на яких здійснюється сушіння сировини можуть бути наступних типів: чисто сушильні заводи комбіновані де паралельно з сушкою сировини виробляють харчові концентрати і об'єднані сушильноконсервні заводи.1 Функціональнотехнологічні властивості сировини тваринного та рослинного походження Фізикохімічні біохімічні та...
38594. Разработка технологического процесса работы вокзала малой мощности 817 KB
  На территории РК размещено большое число железнодорожных станций разъездов депо и других хозяйственных подразделений участков пути постов контактной сети электрифицированных линий устройств связи и сигнализации от бесперебойной и согласованной Работы которых зависит выполнение планов перевозок пассажиров и грузов. Важнейшим требованием к работе железнодорожного транспорта является обеспечение полной безопасности движения поездов а также безопасности пассажиров и персонала сохранности перевозимых грузов. Железнодорожный транспорт ...