15624

Время событий и событие времени

Научная статья

Обществознание

Время событий и событие времени На последней странице Онтологии времени значится учебное издание. Я бы даже сказал учебное пособие. Для меня это учебное пособие по истории философии настоящее и одно из лучших и немногих при наличии кучи учебников плохих и хор...

Другие языки

2013-06-15

43.5 KB

2 чел.

Время событий и событие времени

На последней странице «Онтологии времени» значится «учебное издание». Я бы даже сказал «учебное пособие». Для меня - это учебное пособие по истории философии, настоящее и одно из лучших и немногих, при наличии кучи учебников, плохих и хороших. Причина – та, что книга эта не о философии, она - философия, а тем самым и история философии. Выход книги девять лет тому назад стал событием, может быть, недостаточно оцененным по сю пору, для тех, кто имеет какое-то отношение к философии или ее преподаванию. Но он стал этим событием, потому что – тут я прибегну к несколько заезженному и не очень мне самому нравящемуся обороту, но не знаю, как по-другому сказать – сам текст был Событием философии. Поясню, что я имею в виду.

Возьмем историю просто, не историю чего-то, хотя бы и философии. Парадокс исторического события – в том, что оно происходит дважды: как то, что было, и как рассказ о том, что было. Парадокс заключается в том, что историческое событие как, собственно, историческое случается сейчас. Ибо нерассказанная история – не история. Событие истории происходит сейчас, открывая ретроспективу исторических событий. Первое – само сбывание времени, вторые – события во времени.

По-моему, с историей философии дело обстоит также, разве что «тем более также». Философия как мысль, ее сбывание, как понимание случается (если случается) всегда сейчас, открывая ретроспективу прошлых событий мысли и нацеливаясь в будущее. Рефлексия всегда опаздывает, но как рефлексия она всегда «сейчас», она актуальна в том смысле «актуальности», который соответствует греческой «энергии» и латинской «актуалитас». И коль скоро философия – это мысль о сущем как сущем, т. е. о сущем «в целом», то философия не может не быть историей философии и наоборот, философия – это по необходимости (а не в качестве привеска или пропедевтики) история философии. Я тут не оригинален.

В «Онтологии времени» А.Г.Черняков подробно разбирает аристотелевское учение о времени. А также Гуссерля, Хайдеггера. Аристотеля Черняков хочет понять как современного мыслителя, и только поэтому Аристотель у Чернякова отправляется в своё историческое прошлое. То же и с другими великими. Ведь то и отличает мысль, философскую мысль, что она как таковая не устаревает. Но для этого ее надо повторить. И повтор обнаружит различие, может быть, пропасть, отделяющую нас от Аристотеля. То же справедливо и для индивидуальной истории мыслителя, для его интеллектуальной биографии: все последующие переживаемые им перемены, даже кризисы и «повороты» не отменяют сделанного ранее. «Снимают» ли они его (в гегелевском смысле)? Это вопрос. Наверное, да, иначе пропасть отделит Чернякова от Чернякова. Кризис, пережитый Алексеем Григорьевичем (я говорю об интеллектуальном творчестве), имел место, если я сейчас не ошибаюсь (а кризис был, - он сам мне о нем говорил), года два-три тому назад. «Надоело возиться с сознанием», - сказал тогда (передаю общий смысл сказанного) Алексей Григорьевич. После этого он, не оставляя Гуссерля и не отказываясь от него, стал усиленно заниматься Аленом Бадью, читал курсы по «Бытию и событию», потом сюда подключились «Логики миров».

«Возня с сознанием», конечно, не была традиционной философией субъекта, классической философией, о феноменологической реформе которой Алексей Григорьевич написал очень ясно,1 более того, и Гуссерль был для него постоянной проблемой, поскольку работа самого Алексея Григорьевича совершалась в рамках проекта «феноменологии без трансцендентального субъекта». Да и фундаментальную онтологию «доповортного» Хайдеггера Алексей Григорьевич объяснял как трансцендентализм, хотя, конечно, другой, не «классический». И вот последовал кризис и благополучное разрешение оного. Но если «первый» Черняков подарил миру «Онтологию времени», то, что подарил бы нам «второй» Черняков, мы, к несчастью, можем только гадать.

Итак, начало и конец деятельности мыслителя-философа – само мышление. Оно не должно переходить в какой-то внеположный мышлению результат, будь то поступок или произведение (оно вообще ничего никому не должно и не обязано, но все обязаны ему, - тем, что могут мыслить). И в этом, как ни удивительно, оно (чистое мышление) родственно поступку или художественному произведению, хотя мышление не то и не другое, – и не поступок, и не художественное произведение.

Речь идет о самодостаточности. Нет, не автора (мысли, поступка, произведения), не субъекта, его можно оставить в покое, потому что он не автор, а, скорее, наоборот,  произведение (функция) своих (!) мыслей, поступков, произведений. Самодостаточны мысль, поступок, художественное произведение как таковые.

Мысль – не мысль, если она ищет опоры вовне.

Поступок не поступок, если он обоснован внешне (обстоятельствами, целью, принятой нормой поведения, стремлением во что бы то ни стало нарушить норму, научно-обоснованным мировоззрением…).

Художественное произведение – не произведение, если оно не само себе правило.

С открытия самодостаточности мысли, которая с бытием – «одно и то же», началась философия. Вот пальцы, указательный, безымянный, средний. Но что же такое, собственно, палец? То, что делает палец пальцем, из сравнения разных пальцев не выведешь. Палец, вот этот, кривой, толстый, несовершенный, потому палец, что он уже заранее покоится в совершенстве своего вида (Платон). Первое для нас – последнее по природе (Аристотель). Видим палец, благодаря уму, которого не видим. Всё сущее заключено в метафизические границы ума-косметика, ибо он (ум) есть его (сущего) артикуляция. Сочленение. Разделяющее соединение и соединяющее разделение, - явление пальца пальцем, руки рукой и т. д. Видят пальцы все, а ум – только философы. Для того, чтобы увидеть ум, мысль обращается на самое себя, со времен Платона эта процедура называется искусством обращения, собственно, мышлением в узком смысле и условием созерцания идей (видов и родов). Время – число движения – артикулирует последнее «как таковое», в качестве именно движения, это его «умный вид». Принадлежа непрерывному, оно само непрерывно; поэтому время идёт, даже когда о нем не думают.

Мысли не нужна опора вовне, потому что всякое «вовне» уже внутри мысли, внутри ума-косметика, в его границах, каковые суть границы «всего, что ни есть», т. е. сущего. Если есть чей-то ум, то он – в границах ума, который ничей. Чей-то ум – всегда «какой-то». Он – тот или иной склад ума. Он сложился и разложится. Но ум он – ровно в той мере, в которой – никакой и ничей. На этот ничейный ум надо суметь обернуться, чтобы обрести почву под ногами и начать мыслить. Трудность этого предприятия заставляет искать подпорки, создавать образ ума, который, как известно из Аристотеля, образа, т. е. формы, иметь не может. Когда общество начинает усиленно трудиться над созданием образа ума, когда  философия превращается в идеологическую работу, это означает только одно, - что люди одряхлели умом и общество нежизнеспособно.  

Вы, наверное, заметили, что в «Онтологии времени» нет развития. Нет прогресса в представлениях о времени от Аристотеля к Гуссерлю и Хайдеггеру. И это настоящая история философии, которая, как сказано, - тогда история, когда философия, и наоборот. Ни один из великих умов прошлого и настоящего не ошибся, все они правы и, вместе с тем, не приводимы к «общему знаменателю» некой «непрерывной» истории философии, в в которой под конец восторжествовала или восторжествует окончательная истина. В этом – размежевание Хайдеггера с Гегелем: вместо «снятия» «шаг назад». «Мы должны, говорит Хайдеггер, взять на себя работу не легче той, что проделали мыслители прошлого». Наше отстояние от них и наш опыт – это проделанный путь, в начале которого стояли они, он дает нам шанс «помыслить непомысленное», значит, понять то же самое, что поняли они, но так, как это дано только нам. Аристотелево «исчисляемое число» принадлежит одной «вечности», августиново distentio animi – другой, феноменологические «тенции» - третьей. «Вечности» - это эпохи бытия: внутри своих «эонов» Аристотель, Августин и Гуссерль мыслят изначально: из начал самой мысли.

Как мысль сотворяет мыслящего, так поступок поступающего. Поступок не следует из причин и не определяется в своем существе целью, чем бы ни был он обусловлен и какие бы цели не преследовал. Но он - шаг, меняющий необратимо, создающий небывалое, и потому «локус» исторического времени. Хайдеггер «переводит на немецкий» 6 книгу «Никомаховой этики». Получается «фундаментальная онтология».

Художественное произведение. Очень жаль, что поэтика выпала из состава книги. Правда, у нас есть более ранний текст «На пути к прапоетике»2.

Мысль, поступок, произведение суть признаки События, каковое является Событием (сбыванием) времени; только благодаря этому Событию мы можем отсчитывать время событий.

1 «В поисках утраченного субъекта»  

2 Черняков А.Г. На пути к прапоетике. Богословие, философия. Культура. Труды ВРФШ №4. СПб., 1997. С. 6-23.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26247. Организация системы семеноводства 95.5 KB
  Контроль качества семян апробация посевов. Разработать технологии производства семян заданной культуры в системе внутрихозяйственного семеноводства. Система семеноводства сельскохозяйственных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц осуществляющих деятельность по производству оригинальных элитных семян элиты и репродукционных семян. При этом развитая система семеноводства должна представлять собой высокоэффективный механизм не только обеспечивающий потребность в...
26248. Использование дистанционных методов и прецизионной техники для внесения удобрений 96 KB
  Лекция Использование дистанционных методов и прецизионной техники для внесения удобрений Цели и задачи. Сформировать умение разрабатывать электронные картограммы по обеспеченности элементами питания кислотности солонцеватости и картызадания для дифференциального внесения удобрений в режиме off line а также способность разрабатывать агротребования для выполнения операций в режиме on line. Рассматриваются различные режимы дифференцированного внесения удобрений и мелиорантов off line и on line программное обеспечение и использование...
26249. Техническое обеспечение агротехнологий 90 KB
  Рассматривается методика определения потребности агротехнологий в технике и оптимизации Машинотракторного парка на основе использования научно обоснованных нормативов. Ключевые слова: оптимизация МТП нормативы потребности эталонные единицы тракторооснащенность плуги бороны культиваторы лкщильники комбинированные агрегаты опрыскиватели. Одним из способов оптимизации состава МТП является методика основанная на использовании научно обоснованных нормативов потребности в технике. Нормативы потребности в базовых технических средствах в...
26250. Внесение удобрений 70.5 KB
  Домашнее задание Внесение удобрений Цель и задачи. Сформировать умение оперативно принимать решение по выбору оптимальных норм способов и сроков внесения удобрений в различных агротехнологиях в зависимости от изменяющихся агроэкологических и производственных условий. Рассматриваются нормы сроки и способы внесения удобрений в том числе микроудобрений в зависимости от агроэкологических и производственных условий. Сроки и способы внесения удобрений.
26251. Оценка устойчивости ландшафтов и агроландшафтов и их антропогенной преобразованности 71 KB
  13 Практическое задание Оценка устойчивости ландшафтов и агроландшафтов и их антропогенной преобразованности Цели и задачи. Сформировать представление об устойчивости природных ландшафтов и агроландшафтах видах экологической устойчивости определяющих ее факторах о цене экологической устойчивости агроландшафтов и принципах ее обеспечения. Затраты на ее поддержание определяют цену устойчивости агроландшафта. Дать характеристику экологической агрономической и экономической устойчивости определенного агроландшафта.
26252. Оценка экологической емкости агроландшафта 49 KB
  14 Домашнее задание Оценка экологической емкости агроландшафта Цели и задачи. Сформировать представление о способности агроландшафта воспринимать антропогенную нагрузку при сохранении экологической устойчивости и критериях ее оценки. Формируется понятие экологической емкости агроландшафта и определяющие ее условия. Дать оценку экологической емкости агроландшафта на примере конкретного земельного массива Оценка экологическая емкость агроландшафта Чтобы обеспечить экологическую устойчивость агроландшафта необходимо задать такие параметры...
26253. Значение и место альтернативных технологий в земледелии 47 KB
  Сформировать представление об агротехнологиях альтернативного земледелия как социальном явлении их формах причинах агрономических ограничений возможностях использования. Принципы и источники альтернативного земледелия его мотивации. Основателем данного направления считают австрийского философа Рудольфа Штайнера сформулировавшего в 1924 году принципы так называемого биодинамического земледелия как развитие созданного им мистического учения антропософии. В то же время продукция органического земледелия отнюдь не застрахована от природных...
26254. Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель 38.5 KB
  Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель в пределах которых формируются производственные участки. Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой особенно почвенные некоторые трудно поддаются формализации. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий культур сортов растений. Отношение растений к свету: размещение растений по реакции на продолжительность дня...
26255. Выбор, размещение и сельскохозяйственных культур и сортов и разработка агроэкологических карт в АгроГИС 64 KB
  Ключевые слова: виды сорта культур агроэкологическая оценка интенсивные пластичные устойчивые сорта агроэкологическая карта категории пригодности. Выбор культуры и сорта. Выбор культуры и сорта Выбор культур для региона конкретного хозяйства и поля осуществляют на основе оценки их биологических требований и средообразующего влияния. Показатели агроэкологической оценки культур указанные в паспорте сорта сравниваются с соответствующими параметрами агроландшафта.