15627

Техники себя и Просвещение

Научная статья

Логика и философия

Техники себя и Просвещение Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением потому что мне кажется что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того и что такое техники себя описываемые и разбираемые в Герменевтике субъекта и что такое

Русский

2013-06-15

29 KB

0 чел.

Техники себя и Просвещение

Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением, потому что мне кажется, что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того, и что такое «техники себя», описываемые и разбираемые в «Герменевтике субъекта», и что такое Просвещение. О последнем в одноимённой статье, посвящённой двухсотлетнему юбилею работы Канта с таким же названием Фуко выразился так: «…что за событие мы называем Aufklarung, по крайней мере, в какой-то части предопределившее то, что мы сегодня думаем и делаем? Вообразим, что газета (где был опубликован ответ Канта) еще существует и спрашивает, что такое современная философия? Может статься, мы могли бы ответить: - это та философия, которая пытается ответить на вопрос, опрометчиво подброшенный ей еще два столетия тому назад: “Что такое Просвещение?” Так вот, Просвещение, по общему мнению, с которым никто не спорит, эпоха культа Разума и искоренения предрассудков, под которыми не в числе последних подразумеваются религиозные, культивирует и особенные «техники себя». Их анализ сам по себе интересен. Но меня сейчас интересует другое, а именно, некоторая логическая несообразность – может быть это ложное впечатление, и при более внимательном прочтении всё сообразуется? – в курсе Фуко. У него получается такой расклад. Речь идёт о «заботе о себе», которую напрямую с духовной практикой, понимаемой, к примеру, как «усилие к инобытию», соотносить нельзя. Но это, несомненно, работа над собой, «искусство», или «техника себя», смысл которой в том, что объектом преобразования выступает сам субъект. Так вот, согласно Фуко, эта самая «забота о себе», начиная с Платона, всё более теснится «голым» познанием; императив «заботы» отступает перед «познай самого себя», и таким «отступлением» и является, в сущности, вся долгая история Запада – история assugetissement, что можно приблизительно понять как «история вхождения человека в роль субъекта». Тут двусмысленность, как у Сервантеса (pila - купель-корыто): на простонародном языке - «подчинение», на философском (странствующее-рыцарском) - «приведение к субъективности». И хотя к субъективности «приводят», виноватых нет; такова логика событий – западный человек в течение веков приходит к субъективности, он приводит к ней сам себя буквально, в ходе так называемых «актов истины», т. е. тех же самых ритуализованных процедур, с помощью которых он делает общепризнанные в соответствующем сообществе истины своими. Вопрос первый: так отпадает нужда в преобразовании себя для постижения истины или нет? Если отпадает, то «ритуализованные процедуры» Нового времени это уже не техники себя, а что-то другое. И если не отпадает, и техники себя по-прежнему в ходу, то где «оттеснение», в чём оно выражается, где победа «гносеологизма»? Вопрос второй: самая сердцевина метафизики Нового времени – картезианское когито и кантовский трансцендентальный субъект – это что, чистое знание или всё же, скорее, опыт себя в его новоевропейской версии? Вопрос третий: каково отношение техник (практик) себя к духовным практикам?

На последний вопрос, кажется, можно ответить сразу.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61402. Деловые игры на уроках экономики 18.12 KB
  Итак каждая группа на рынке самолетов это отдельное предприятие по их производству. Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов. Требования к качеству самолетов...
61405. Котел пищеварочный газовый 526 KB
  Варка в жидкой среде независимо от способа действия соответствующего аппарата основана на физико-химических превращениях веществ, входящих в состав продукта, которые протекают под действием теплоты и влаги
61410. Форма Военной Одежды Красной Армии в период Великой Отечественной Войны 627.53 KB
  Изменения в форме одежды военнослужащих Красной Армии с 1941 года Обмундирование начальствующего состава Красной Армии 1941 г. военного времени соответствует перечню из приложения к циркуляру Главного интенданта Красной Армии № 13 от 30.