15627

Техники себя и Просвещение

Научная статья

Логика и философия

Техники себя и Просвещение Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением потому что мне кажется что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того и что такое техники себя описываемые и разбираемые в Герменевтике субъекта и что такое

Русский

2013-06-15

29 KB

0 чел.

Техники себя и Просвещение

Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением, потому что мне кажется, что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того, и что такое «техники себя», описываемые и разбираемые в «Герменевтике субъекта», и что такое Просвещение. О последнем в одноимённой статье, посвящённой двухсотлетнему юбилею работы Канта с таким же названием Фуко выразился так: «…что за событие мы называем Aufklarung, по крайней мере, в какой-то части предопределившее то, что мы сегодня думаем и делаем? Вообразим, что газета (где был опубликован ответ Канта) еще существует и спрашивает, что такое современная философия? Может статься, мы могли бы ответить: - это та философия, которая пытается ответить на вопрос, опрометчиво подброшенный ей еще два столетия тому назад: “Что такое Просвещение?” Так вот, Просвещение, по общему мнению, с которым никто не спорит, эпоха культа Разума и искоренения предрассудков, под которыми не в числе последних подразумеваются религиозные, культивирует и особенные «техники себя». Их анализ сам по себе интересен. Но меня сейчас интересует другое, а именно, некоторая логическая несообразность – может быть это ложное впечатление, и при более внимательном прочтении всё сообразуется? – в курсе Фуко. У него получается такой расклад. Речь идёт о «заботе о себе», которую напрямую с духовной практикой, понимаемой, к примеру, как «усилие к инобытию», соотносить нельзя. Но это, несомненно, работа над собой, «искусство», или «техника себя», смысл которой в том, что объектом преобразования выступает сам субъект. Так вот, согласно Фуко, эта самая «забота о себе», начиная с Платона, всё более теснится «голым» познанием; императив «заботы» отступает перед «познай самого себя», и таким «отступлением» и является, в сущности, вся долгая история Запада – история assugetissement, что можно приблизительно понять как «история вхождения человека в роль субъекта». Тут двусмысленность, как у Сервантеса (pila - купель-корыто): на простонародном языке - «подчинение», на философском (странствующее-рыцарском) - «приведение к субъективности». И хотя к субъективности «приводят», виноватых нет; такова логика событий – западный человек в течение веков приходит к субъективности, он приводит к ней сам себя буквально, в ходе так называемых «актов истины», т. е. тех же самых ритуализованных процедур, с помощью которых он делает общепризнанные в соответствующем сообществе истины своими. Вопрос первый: так отпадает нужда в преобразовании себя для постижения истины или нет? Если отпадает, то «ритуализованные процедуры» Нового времени это уже не техники себя, а что-то другое. И если не отпадает, и техники себя по-прежнему в ходу, то где «оттеснение», в чём оно выражается, где победа «гносеологизма»? Вопрос второй: самая сердцевина метафизики Нового времени – картезианское когито и кантовский трансцендентальный субъект – это что, чистое знание или всё же, скорее, опыт себя в его новоевропейской версии? Вопрос третий: каково отношение техник (практик) себя к духовным практикам?

На последний вопрос, кажется, можно ответить сразу.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34622. Творчество Лермонтова в оценке критики 40-х гг 29 KB
  Его ждет душевная чахотка и гибель. Белинский: когда вышел роман Белинский пишет: дьявольский талант глубокий и могучий ум озлобленный рассудочный охлажденный взгляд Пушкин умер не без наследника лейтмотив статьи Белинского про Л. Белинский попал под магическое влияние и скучно и грустно назывет его рефлекторным следовательно вся поэзия Л рефлекторна. бел оправдывает рефлексию безверие.
34623. Споры вокруг творчества Гоголя в критике 30 – 40-х гг 27 KB
  Аксаков и Белинский. Бел в ЛМ 1834 г. В 1839 Бел пишет статью Горе от ума где большая часть посвящена Ревизору в которой пытается навязать читателю примирение с действительностью. МД Бел много сделал для того чтобы рукопись вышла в печать.
34624. Цикл статей Белинского «Сочинения Пушкина» 24.5 KB
  Цикл статей Белинского Сочинения Пушкина С 1843 г. В грусти наиболее национальная черта поэзии Пушкина. Пушкина сотворила натура и история 1 2 3 статьи монографический обзор литературы 19 века: Ломоносов Державин Жуковский. С 4 статьи в строго хронологическом порядке исследует творчество Пушкина.
34625. Писатели НШ в оценке критики 40-х гг 22.5 KB
  Началась полемика. Эта полемика продолжалась и в обзорах Белинского. Полемика не привела к победе западников над с ф но она дала импульс к развитию критического реализма.
34626. Неославянофильство и почвенничество в критике 50 – 60-х гг 29 KB
  Основные идеи неославянофильства и почвенничества: идеализация общинного национального сознания соборность русского народа в силу климата географического положения соборность смиренномудрие национальный характер сохраняется не только в крестьянстве но и в купечестве. Размышляет что такое СОБОРНОСТЬ. Разводит понятия СОБОРНОСТЬ и КОЛЛЕКТИВ. Соборность не уничтожает индивидуальность народа.
34627. Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности 35.5 KB
  Философские искания Белинского. В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Пыпин в монографии Белинский.
34628. Основные положения эстетического кодекса Белинского 29.5 KB
  Художники все понимают. Великий художник мыслит не образами внешнего мира а категориями внутренней красоты. Художник медиум; он передатчик воли абсолютной разумной силы. Отсюда он выделяет у художника такие категории как естественность правдивость верность действительности.
34629. Теория «реальной» поэзии в эстетике Белинского 30 KB
  Теория реальной поэзии в эстетике Белинского. Бел к середине 30х гг. Бел полностью сбрасывал со щитов самого человека. Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы.
34630. Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы 23.5 KB
  Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы. Бел не признавал космополитическое безоценочное искусство. Ошибка Белинского: Этот характер сохраняется только в низших слоях общества. все больше и больше Бел начинает понимать народность как служение определенной части общества то есть склоняется к простонародности доступности произведения для широких слоев.