15627

Техники себя и Просвещение

Научная статья

Логика и философия

Техники себя и Просвещение Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением потому что мне кажется что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того и что такое техники себя описываемые и разбираемые в Герменевтике субъекта и что такое

Русский

2013-06-15

29 KB

0 чел.

Техники себя и Просвещение

Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением, потому что мне кажется, что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того, и что такое «техники себя», описываемые и разбираемые в «Герменевтике субъекта», и что такое Просвещение. О последнем в одноимённой статье, посвящённой двухсотлетнему юбилею работы Канта с таким же названием Фуко выразился так: «…что за событие мы называем Aufklarung, по крайней мере, в какой-то части предопределившее то, что мы сегодня думаем и делаем? Вообразим, что газета (где был опубликован ответ Канта) еще существует и спрашивает, что такое современная философия? Может статься, мы могли бы ответить: - это та философия, которая пытается ответить на вопрос, опрометчиво подброшенный ей еще два столетия тому назад: “Что такое Просвещение?” Так вот, Просвещение, по общему мнению, с которым никто не спорит, эпоха культа Разума и искоренения предрассудков, под которыми не в числе последних подразумеваются религиозные, культивирует и особенные «техники себя». Их анализ сам по себе интересен. Но меня сейчас интересует другое, а именно, некоторая логическая несообразность – может быть это ложное впечатление, и при более внимательном прочтении всё сообразуется? – в курсе Фуко. У него получается такой расклад. Речь идёт о «заботе о себе», которую напрямую с духовной практикой, понимаемой, к примеру, как «усилие к инобытию», соотносить нельзя. Но это, несомненно, работа над собой, «искусство», или «техника себя», смысл которой в том, что объектом преобразования выступает сам субъект. Так вот, согласно Фуко, эта самая «забота о себе», начиная с Платона, всё более теснится «голым» познанием; императив «заботы» отступает перед «познай самого себя», и таким «отступлением» и является, в сущности, вся долгая история Запада – история assugetissement, что можно приблизительно понять как «история вхождения человека в роль субъекта». Тут двусмысленность, как у Сервантеса (pila - купель-корыто): на простонародном языке - «подчинение», на философском (странствующее-рыцарском) - «приведение к субъективности». И хотя к субъективности «приводят», виноватых нет; такова логика событий – западный человек в течение веков приходит к субъективности, он приводит к ней сам себя буквально, в ходе так называемых «актов истины», т. е. тех же самых ритуализованных процедур, с помощью которых он делает общепризнанные в соответствующем сообществе истины своими. Вопрос первый: так отпадает нужда в преобразовании себя для постижения истины или нет? Если отпадает, то «ритуализованные процедуры» Нового времени это уже не техники себя, а что-то другое. И если не отпадает, и техники себя по-прежнему в ходу, то где «оттеснение», в чём оно выражается, где победа «гносеологизма»? Вопрос второй: самая сердцевина метафизики Нового времени – картезианское когито и кантовский трансцендентальный субъект – это что, чистое знание или всё же, скорее, опыт себя в его новоевропейской версии? Вопрос третий: каково отношение техник (практик) себя к духовным практикам?

На последний вопрос, кажется, можно ответить сразу.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48302. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея 244.5 KB
  Постоянство скорость света. Проверка этого закона особенно при исследовании скорости света показала его приближенный характер. Поэтому остановимся на главной проблеме физики прошлого века – изучение природы света. считал скорость света конечной.
48303. Относительность одновременности, принцип причинности. Длительность событий. Собственное время. Замедление хода движущихся часов 245.5 KB
  Пусть в системе в точках с координатами в моменты времени происходят два события. В системе им соответствуют координаты и моменты времени . Если события в системе происходят в одной точке и одновременно то . Если события в системе пространственно разобщены но одновременны то Т.
48304. Динамика. Силы. Законы Ньютона 161 KB
  Не является ли первый закон следствием второго Равномерное движение теряет смысл если часы системы отсчета не синхронизированы. То есть законы инерции без указаний системы отсчета теряют смысл. Первый закон Ньютона является независимым законом выражающим критерий пригодности системы отсчета для рассмотрения движения. Полную силу действующую на частицу обозначим через: Так как То То есть релятивистское уравнение движения имеет вид: Системы материальных точек.
48305. Потенциальные силы 154 KB
  Если смещение происходит вдоль одной координатной оси то Для консервативных сил Или Сила поля равна взятому со знаком минус градиенту потенциальной энергии частицы в этой точке поля. Примеры: Нормировка потенциальной энергии. Процедура придания потенциальной энергии однозначности называется нормировкой. Работа силы при поступательном движении материальной точки равна приращению кинетической энергии этой точки.
48306. Силы тяготения 195 KB
  Основной закон был сформулирован Ньютоном: Между двумя телами массы которых m1 и m2 находящихся на расстоянии r действуют силы взаимного притяжения F12 и F21 направленные от данного тела к другому телу причем модуль силы тяготения пропорционален произведению масс тел и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними где гравитационная постоянная. Шарообразные тела со сферически симметричным распределением массы в их объеме взаимодействуют так же как если бы их массы были сосредоточены в центрах шаров. гравитационная энергия...
48307. Конспект лекций по Java. Программирование на Java 2.04 MB
  Под жизненным циклом мы будем понимать процесс, необходимый для создания работающего приложения. Для программ на Java он отличается от жизненного цикла программ на других языках программирования. Типичная картина жизненного цикла для большинства языков программирования выглядит примерно так...
48308. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ. СТРАХОВАНИЕ 351.5 KB
  Содержание Общая характеристика страхования История возникновения и развития страхования Сущность и функции страхования его роль в развитии экономики Основные понятия и термины используемые в страховании Классификация страхования.
48309. Социально-экономическая сущность страхования и её роль в рыночной экономике 488.5 KB
  Классификация рисков Понятие рисков страхования классификация рисков и риск-менеджмент. Договор страхования и принципы страхования. Социально-экономическая сущность страхования и её роль в рыночной экономике.