15627

Техники себя и Просвещение

Научная статья

Логика и философия

Техники себя и Просвещение Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением потому что мне кажется что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того и что такое техники себя описываемые и разбираемые в Герменевтике субъекта и что такое

Русский

2013-06-15

29 KB

0 чел.

Техники себя и Просвещение

Я решил поговорить о техниках себя в связи с Просвещением, потому что мне кажется, что обсуждение такой темы будет небесполезным для понимания того, и что такое «техники себя», описываемые и разбираемые в «Герменевтике субъекта», и что такое Просвещение. О последнем в одноимённой статье, посвящённой двухсотлетнему юбилею работы Канта с таким же названием Фуко выразился так: «…что за событие мы называем Aufklarung, по крайней мере, в какой-то части предопределившее то, что мы сегодня думаем и делаем? Вообразим, что газета (где был опубликован ответ Канта) еще существует и спрашивает, что такое современная философия? Может статься, мы могли бы ответить: - это та философия, которая пытается ответить на вопрос, опрометчиво подброшенный ей еще два столетия тому назад: “Что такое Просвещение?” Так вот, Просвещение, по общему мнению, с которым никто не спорит, эпоха культа Разума и искоренения предрассудков, под которыми не в числе последних подразумеваются религиозные, культивирует и особенные «техники себя». Их анализ сам по себе интересен. Но меня сейчас интересует другое, а именно, некоторая логическая несообразность – может быть это ложное впечатление, и при более внимательном прочтении всё сообразуется? – в курсе Фуко. У него получается такой расклад. Речь идёт о «заботе о себе», которую напрямую с духовной практикой, понимаемой, к примеру, как «усилие к инобытию», соотносить нельзя. Но это, несомненно, работа над собой, «искусство», или «техника себя», смысл которой в том, что объектом преобразования выступает сам субъект. Так вот, согласно Фуко, эта самая «забота о себе», начиная с Платона, всё более теснится «голым» познанием; императив «заботы» отступает перед «познай самого себя», и таким «отступлением» и является, в сущности, вся долгая история Запада – история assugetissement, что можно приблизительно понять как «история вхождения человека в роль субъекта». Тут двусмысленность, как у Сервантеса (pila - купель-корыто): на простонародном языке - «подчинение», на философском (странствующее-рыцарском) - «приведение к субъективности». И хотя к субъективности «приводят», виноватых нет; такова логика событий – западный человек в течение веков приходит к субъективности, он приводит к ней сам себя буквально, в ходе так называемых «актов истины», т. е. тех же самых ритуализованных процедур, с помощью которых он делает общепризнанные в соответствующем сообществе истины своими. Вопрос первый: так отпадает нужда в преобразовании себя для постижения истины или нет? Если отпадает, то «ритуализованные процедуры» Нового времени это уже не техники себя, а что-то другое. И если не отпадает, и техники себя по-прежнему в ходу, то где «оттеснение», в чём оно выражается, где победа «гносеологизма»? Вопрос второй: самая сердцевина метафизики Нового времени – картезианское когито и кантовский трансцендентальный субъект – это что, чистое знание или всё же, скорее, опыт себя в его новоевропейской версии? Вопрос третий: каково отношение техник (практик) себя к духовным практикам?

На последний вопрос, кажется, можно ответить сразу.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24365. Наука и религия в современной культуре 62 KB
  Научное и религиозное познание Для целей нашего исследования представляет определенный интерес и сопоставление научного и религиозного познания. В общественном сознании россиян под влиянием атеистической критики религии сложилось представление о противоположности и даже несовместимости науки и религии религиозного и научного познания. В рамках данного раздела мы не имеем возможности исследовать все эти грани а сконцентрируем преимущественное внимание на сопоставлении специфики научного и религиозного познания. И именно эта специфичность...
24366. Роль науки в современном образовании и формировании личности 32.5 KB
  Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки подготовка его к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. Образование – необходимая ступень социализации личности. Образование подразумевает не только процесс передачи знания но и процесс окультурования личности самого учащихся.
24367. Основные функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила) 59 KB
  Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Результативная функция науки осуществляется из систему образования воспитания обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и эпосу науки. Функций у науки много и с ее развитием их становится все больше и больше.
24368. Возникновение науки. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей 104 KB
  Такой например характер имели геометрические знания древних египтян. Однако по мере развития практики наряду с отмеченными способами познания формируется новый способ построения знания. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики а заимствуются из ранее сложившихся систем знаний языка и применяются в качестве строительного материала при формировании нового знания. Таким образом в науке наряду с эмпирическими правилами и зависимостями которые знала и преднаука формируется особый тип знания теория...
24369. Античный этап развития науки: логика и математика 104 KB
  Первые европейские ученые и философы любители мудрости Фалес Анакасимен Анаксимандр Гераклит опираясь на факты и логику впервые мыслили вещи не фантастически а стремились к естественнонаучном безличному целостному описанию природы космоса мира. Осуществляя многочисленные наблюдения за поведением планет Солнца природных и общественных явлений используя также и мифологически воззрения от них полностью устраниться не удалось они пытались найти как общие законы изменения и устройства мира так и частные его характеристики....
24370. Наука средневековья. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого 114 KB
  Начало мира это сам Бог. В результате христианское учение постепенно стало приобретать форму рациональной теологии где определенное место отводилось вопросам познания устройства мира. Предельность конечность мира в пространстве включала геоцентризм Аристотеля и Птоломея и оттеняла космическую функцию Христа. Он как бы замещал исследование причинноследственных связей превращался в важнейший способ восприятия мира и выражения опыта развивал мышление позволяя превращать истины веры в зрительные образы.
24371. Формирование идеалов (математизированное и опытное, экспериментальное знание) науки Нового времени (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) 127 KB
  это время становления новой современной науки. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки уже Коперник и Кеплер свою гелиоцентрическую картину мира обосновывают с помощью математического расчета. Давление воды на лопатку движение деталей насоса кузнечного молота шелкопрядильной машины включали в себя непрерывную цепь механических причин и следствий ставших основой механической картины мира классического идеала науки.
24372. Формирование и соотношение естественных, технических и социально-гуманитарных наук: сходство и различия 106 KB
  Лпркшпрожю Развитие технических наук стимулирует развитие естествознания их взаимосвязь не прервалась и после выделения технической науки в отдельную область знания. В то же время существует большой разрыв между действительным применением результатов технической науки на практике и занятием самой этой наукой. С методологической точки зрения исследование в технической науке не сильно отличается от естественнонаучного исследования. Таким образом в научнотехнических дисциплинах необходимо четко различать исследования включенные в инженерную...
24373. Многообразие типов научного знания. Сущность и структура эмпирического знания 55 KB
  Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знания на основе правил соответствия узнавание сравнение измерение описание образуют эмпирические факты эмпирические объекты эмпирическую информацию. Эмпирические факты условно можно разделить на два вида: а факты в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления например природные процессы и б факты созданные человеком например экономика экономические отношения. Эмпирические факты обладают большей степенью общности чем единичные данные но меньшей чем...