15637

РОЛЬ Л.С. ВЫГОТСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.Р. ЛУРИЯ

Научная статья

Психология и эзотерика

РОЛЬ Л.С. ВЫГОТСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.Р. ЛУРИЯ Е.Д. ХОМСКАЯ А.Р. Лурия по масштабам своей личности и научной популярности крупнейший ученый достойно вписавшийся в мировую психологическую науку. Этот бесспорный факт отражает не только заслуги самого А.Р. Лурия

Русский

2013-06-15

109 KB

0 чел.

РОЛЬ Л.С. ВЫГОТСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ А.Р. ЛУРИЯ

 

Е.Д. ХОМСКАЯ

 

А.Р. Лурия по масштабам своей личности и научной популярности - крупнейший ученый, достойно вписавшийся в мировую психологическую науку. Этот бесспорный факт отражает не только заслуги самого     А.Р. Лурия, но и значимость той психологической школы, к которой он принадлежал: школы Л.С. Выготского и его последователей. Поэтому, говоря об А.Р.Лурия как о психологе мирового масштаба, следует учитывать роль Л.С.Выготского в его творчестве, влияние их сотрудничества на научные взгляды А.Р. Лурия.

Первая встреча А.Р.Лурия с Л.С. Выготским произошла в 1924 г. Оценивая значение этого события в своей жизни, А.Р.Лурия говорил: "Всю свою жизнь я делю на два периода: маленький, несущественный, до встречи с Л.С. Выготским, и большой, существенный - после встречи с ним" (из лекции А.Р. Лурия 25 марта 1974 г., посвященной 40-летиюсо дня смерти Л.С.Выготского).

Эта встреча состоялась в Ленинграде, на Втором Неврологическом съезде, где Л.С. Выготский делал доклад. Тема доклада ("Сознание как предмет психологии") и то, как четко и ясно излагал Лев Семенович свои мысли, произвело большое впечатление на молодого Александра Романовича (ему было тогда только двадцать два года). Несмотря на свою молодость, А.Р. Лурия смог оценить выдающийся творческий потенциал                Л.С. Выготского, и именно по его инициативе Лев Семенович был приглашен на работу в Москву, в Психологический институт, где директором в то время был К.Н. Корнилов, а ученым секретарем - А.Р. Лурия.

Переехав из Гомеля (где он преподавал психологию в техникуме) в Москву, Л.С. Выготский сразу же становится лидером научной молодежи Психологического института.

А.Р. Лурия, хотя он и был всего на пять лет моложе Л.С. Выготского, сразу же признал его своим учителем, и в течение десяти лет, до смерти Льва Семеновича в 1934 г., их связывали тесные отношения сотрудничества, которые сам Александр Романович предпочитал называть "ученичеством".

Встреча с Л.С. Выготским означала не просто новую веху на творческом пути А.Р. Лурия, а нечтобольшее. Александр Романович нашел того, кого ему так недоставало, - учителя и единомышленника, близкого ему по масштабам творческой личности.

 

В 20-е гг. на общей теоретической основе (культурно-исторической теории возникновения психики, критики рефлексологического подхода к изучению психических явлений и др.) сложилась знаменитая "тройка" ученых: Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н. Леонтьев. Позже к ним примкнула "пятерка" соратников - А.В.Запорожец, Л.И. Славина, Р.Е. Левина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова. Образовавшаяся "восьмерка" составила коллектив единомышленников, которым руководил Л.С. Выготский. К нему примыкал также коллектив экспериментально-психологической лаборатории, созданной А.Р. Лурия при Академии наук им. Н.К. Крупской.

Общая теоретическая задача, объединявшая на этом этапе московскую психологическую школу, состояла в экспериментальной проверке культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. По единой программе изучался опосредствованный характер различных познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления - у здоровых и умственно отсталых детей. Конечной целью исследований была попытка преодоления "психологического кризиса" и построения новой научной психологии.

Позже А.Р.Лурия писал: "Через несколько лет (после поступления в Московский Психологический институт. - Е.Х.) концепции, сформулированные Л.С. Выготским, широко распространились, пока, наконец, не стали основой ведущей школы советской психологии" [17; 40]. Этой ведущей школой была московская психологическая школа Л.С. Выготского.

Итогом начального периода совместной деятельности Л.С. Выготского и А.Р. Лурия была публикация ряда совместных статей и монографий, из которых наиболее известны "Этюды по истории поведения. (Обезьяна. Примитив. Ребенок)" [2] и "Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни" [3].

Уже в первые годы сотрудничества Л.С. Выготского и А.Р. Лурия началась и другая линия исследований, которая позже стала основной для Александра Романовича и получила статус самостоятельной психологической дисциплины - нейропсихологии.

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, исходя из общего понимания генеза и строения психических функций, начали исследовать последствия поражения высших и низших уровней их мозговой организации. На больных с поражением подкорковых структур, базальных ганглиев и грубыми нарушениями движений был продемонстрирован феномен компенсации патологических двигательных симптомов (тремора, гиперкинеза) с помощью создания нового "смыслового поля", т.е. с помощью семантического преобразования структуры двигательного акта, усиления высшего сознательного уровня регуляции движений. В эти годы было начато их совместное исследование речевых нарушений (афазий) и влияния последних на другие психические функции.

А.Р. Лурия считал, что работа Л.С. Выготского в клинике была одной из наиболее плодотворных не только в теоретическом, но и в практическом отношении областей его деятельности: "Интерес к неврологии и психиатрии привел нас обоих к необходимости заниматься в медицинском учебном заведении. Для меня это было возвращением к медицинской профессии, которой желал для меня отец десятилетие назад (А.Р. Лурия начинал учиться на медицинском факультете Казанского университета, но не окончил его. - Е.Х.). Для Л.С. Выготского это было началом пути, который он не смог завершить" [17; 42].

На основе своих первых работ в клинике локальных поражений головного мозга Л.С.Выготский и           А.Р. Лурия пришли к убеждению, что неврология (которая в 20-е гг. была преимущественно наукой о мозговых "центрах") должна быть пересмотрена и связана с психологической теорией, что позже и произошло в виде создания новой специальной отрасли психологической науки - нейропсихологии.

Тесное сотрудничество Л.С. Выготского и А.Р. Лурия продолжалось ив 30-е гг., когда Александр Романович предпринял две экспедиции в Среднюю Азию (вместе с Ф.Н. Шемякиным и группой помощников). Обе экспедиции (в 1930 и в 1931 гг.) были задуманы вместе с Л.С. Выготским; их идея состояла в изучении влияния культурных средовых факторов на формирование познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) у жителей отдаленных горных областей Узбекистана и Киргизии.

Познавательные процессы изучались у лиц, уже овладевших грамотой (и имеющих определенный социальный опыт), и неграмотных. Участниками экспедиций был получен уникальный фактический материал, о котором Л.С. Выготский в своем письме к А.Р. Лурия1 отзывался как о "блестящих результатах, заслуживающих мировой известности".

Однако в это сложное в политическом отношении время психология стала объектом идеологического воздействия. Дальнейшая работа по изучению кросскультурных различий познавательных процессов была прекращена, экспедиция отозвана. Полученные в этих экспедициях материалы были лишь частично опубликованы А.Р.Лурия только сорок лет спустя [14].

Тем не менее, несмотря на все трудности, А.Р. Лурия подтвердил справедливость основного замысла экспедиций относительно общественно-исторического происхождения и опосредствованного характера высших психических функций человека. Таким образом, он был одним из первых исследователей, кто смог экспериментально доказать справедливость культурно-исторической теории генеза психических процессов и показать влияние культурно-исторических факторов на их структуру.

Как известно, эта проблема весьма актуальна и в настоящее время; она составляет содержание самостоятельного направления в современной психологии ([4] и др.)Культурно-историческая теория происхождения психических функций была основой и другой линии исследований, проводившихся А.Р.Лурияв 30-е гг. Это были исследования психических функций у близнецов. Используя близнецовый метод, А.Р. Лурия стремился развести биологические (генетические, или "естественные", по терминологии Л.С. Выготского) и социальные ("культурные") детерминанты психического развития. На базе Московского Медико-генетического института он стал изучать влияние "естественных" и "культурных" факторов на процесс решения невербальных задач, запоминание материала и другие познавательные процессы у монозиготных близнецов разного возраста. Особый раздел работы на близнецах был посвящен анализу влияния на познавательные процессы уровня речевого развития. Это направление исследований А.Р. Лурия также было прервано после известного постановления о педологии (в 1936 г.), когда Медико-генетический институт был закрыт. Частично материалы этих исследований были опубликованы только через двадцать лет [7].

В эти же годы А.Р. Лурия занимался и проблемой выдающихся способностей в организованной им лаборатории для изучения "плюс-симптомов". Одним из его первых испытуемых был С.В.Шершевский, описанный позже в монографии "Маленькая книжка о большой памяти" [11].

После смерти Л.С. Выготского в 1934 г. работа его школы стала подвергаться особенно острой критике. Критиковались и исследования А.Р. Лурия, посвященные проблемам психического развития детей, социальным и генетическим основам психики, выдающимся способностям. Однако, несмотря на усилившиеся нападки на учение Л.С.Выготского, раздававшиеся в эти (и более поздние) годы со страниц многих журналов и монографий, А.Р.Лурия был верен своему учителю и продолжал разделять его взгляды.

Особого внимания заслуживает роль Л.С. Выготского в формировании нейропсихологических идей       А.Р. Лурия.

Как уже говорилось выше, первые нейропсихологические исследования проводились А.Р. Лурия совместнос Л.С. Выготским еще в 20-е гг., однако окончательно нейропсихологические интересы Александра Романовича сформировались значительно позже - в предвоенные и особенно в военные годы.

После окончания 1-го Московского Медицинского института в 1936 г. А.Р.Лурия стал работать в ВИЭМе (Всесоюзном институте экспериментальной медицины), затем - в Неврологической клинике ВИЭМа (позднее она стала Институтом неврологии АМН СССР), а с 1939 г. - в Московском институте нейрохирургии (директором которого тогда был Н.Н. Бурденко). В те годы А.Р. Лурия занимался главным образом изучением речевых нарушений (афазий) при локальных поражениях головного мозга. Материал, полученный в этих исследованиях, составил содержание его первой докторской диссертации.

В военные годы А.Р. Лурия возглавил тыловой восстановительный госпиталь на Южном Урале, в местечке Кисегач, где работали большая группа московских психологов (Б.В.Зейгарник, А.В. Запорожец, С.Г. Геллерштейн и другие), врачи-невропатологи, психиатры, физиологи, педагоги. Используя различные средства (фармакологические, собственно психологические, методы трудотерапии), А.Р. Лурия и его сотрудники проводили восстановление различных психических функций. В восстановительном госпитале в Кисегаче получили помощь несколько тысяч бойцов. Огромная практическая работа сочеталась с теоретическим анализом результатов, что и позволило А.Р.Лурия сформулировать основные теоретические положения нейропсихологии как самостоятельной дисциплины.

Возникновение этой науки можно датировать 1947-1948 гг., когда вышли две первые монографии А.Р. Лурия по нейропсихологии [5], [6], в которых были изложены основные идеи о мозговой организации высших психических функций человека и сформулированы основные принципы соотношения мозга и психики. После войны А.Р.Лурия возвратился в Московский Институт нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, сосредоточив свои интересы на изучении "распада и восстановления высших психических функций и тех механизмов мозга, которые ими управляют" [17; 45]. Нейропсихология стала отныне главным делом его жизни.

Нейропсихологическая линия исследований А.Р.Лурия прерывалась лишь в 50-е гг., после печально знаменитой "Павловской сессии" - объединенной сессии Академии наук СССР, посвященной павловскому учению. Эта сессия (подобно сессии ВАСХНИЛ 1948 г., организованной Т.Д.Лысенко), имела целью борьбу с инакомыслием в биологии и смежных науках (включая психологию). Единственно правильным было объявлено павловское учение (в трактовке А.Г.Иванова-Смоленского), и А.Р. Лурия наряду со многими другими учеными подвергся несправедливой критике как представитель антипавловского направления в психологии.

В то время, как известно, на фоне кампании по борьбе с космополитизмом и "дела врачей" было уничтожено много научных коллективов. Была закрыта и лаборатория А.Р.Лурияв Институте нейрохирургии.

А.Р.Лурия был вынужден сменить место работы и тематику исследований. Он пришел в Институт дефектологии АПН РСФСР, где с 1950 по 1958 г. проводил широкий фронт исследований по различным проблемам умственной отсталости. Это был период возвращения к тематике, которая разрабатывалась им в 20-е гг. совместно с Л.С. Выготским. Базируясь на концепции Л.С. Выготского о строении и развитии высших психических функций у ребенка (идеях о зоне ближайшего развития, уровнях актуального и ближайшего развития и др.), а также на нейропсихологических представлениях о мозговой организации высших психических функций, А.Р. Лурия вместе со своим коллективом проводил комплексное исследование умственной отсталости. Изучались клинико-медицинские, педагогические и психологические принципы умственной отсталости, ее дифференциация от задержек умственного развития, а также психофизиологические механизмы двигательных, сенсорных, когнитивных нарушений у детей с разными формами умственной неполноценности. Основным итогом этого периода работы А.Р. Лурия явилась публикация монографии "Принципы отбора детей во вспомогательные школы" [14], а также двухтомного сборника "Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка" под его редакцией [18].

Таким образом, когда в 50-е гг. А.Р. Лурия отошел от нейропсихологических проблем, он остался верен традициям психологической школы Л.С. Выготского - изучению генеза и распада психологических функций с позиций культурно-исторической теории. Центральное место в эти годы в творчестве А.Р. Лурия занимала проблема генеза произвольных движений и действий, их связи с речью и их нарушений при умственной недостаточности. Изучение роли речи в регуляции нормального и аномального поведения, которое было продолжено А.Р. Лурия и его сотрудниками и в более поздние годы, явилось дальнейшим развитием идей         Л.С. Выготского о речи как основном "психологическом орудии", с помощью которого формируются (и преобразуются по ходу развития) различные психические процессы.

"Речевая тема", как известно, интересовала А.Р.Лурия на протяжении всей его жизни, и он в разные годы разрабатывал ее различные аспекты. В 50-е гг. эта тема звучала как "речь, ее функции, ее роль в формировании и нарушениях произвольных движений и действий".

В конце 50-х гг. А.Р. Лурия возвращается к нейропсихологической тематике, и она остается главной в его творчестве до конца жизни.

60-е и 70-е гг. можно обозначить как годы расцвета творческой активности А.Р. Лурия. В это время им было опубликовано большое число работ, получивших мировую известность, подавляющее большинство которых - по нейропсихологии ([9], [10], [12], [13], [15] и др.). Нейропсихология окончательно сложилась в самостоятельную дисциплину, в одну из наук о мозге (neuroscience), тесно связанную с медициной (неврологией, нейрохирургией) и физиологией.

В эти годы была создана отечественная нейропсихологическая школа, не имеющая аналогов за рубежом.

Ее отличие от других школ - в четких теоретических представлениях, базирующихся на общепсихологической теории Л.С.Выготского о генезе и психологической структуре высших психических функций; в разработке, целостной концепции о принципах соотношения мозга и психики, принципах локализации (мозговой организации) высших психических функций; в создании основных разделов нейро-психологии: общей нейропсихологии (т.е. общих теоретических основ, принципов работы мозга как субстрата психических процессов); клинической нейропсихологии (т.е. нейропсихологической синдромологии, описания различных нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях мозга) и экспериментальной нейропсихологии (т.е. описания результатов экспериментального исследования различных форм нарушения психических функций - нейропсихологии речи, памяти, мышления и др.).

Новизна и уникальность нейропсихологической школы А.Р.Лурия заключается в разработке принципа синдромного анализа последствий локальных поражений мозга, в обнаружении единого радикала - фактора (структурно-функциональной единицы работы мозга) как основы нейропсихологического синдрома, что позволило систематизировать не только синдромы, но и формы нарушения различных психических функций.

На синдромной, или "факторной", основе А.Р.Лурия создал классификацию нарушений речи (афазий), памяти (амнезий), произвольных движений и действий (анорексий).

Новизна и оригинальность луриевской нейропсихологии - в создании батареи "луриевских методов" нейропсихологического исследования - набора психологических тестов, необходимых и достаточных для топической диагностики локальных поражений мозга, методов, прошедших испытание во многих клиниках мира.

Как и всякая хорошая теория, луриевская нейропсихологическая теория оказалась высокопрактичной: использование нейропсихологических методов прекрасно зарекомендовало себя для диагностики как явных, так и тонких органических поражений головного мозга, для контроля за эффективностью лечения, разработки способов восстановления психических функций и решения целого ряда других  задач, связанных с определением состояния мозговых структур (у взрослых и детей). Успехи луриевской нейропсихологии объясняются в первую очередь тем, что он впервые сумел объединить в одну систему знаний современные сведения о работе мозга с психологической концепцией, адекватной поставленной задаче (поиск мозговой организации высших психических функций). Эта концепция в значительной степени представляет собой творческое развитие культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Итак, прослеживая творческий путь А.Р.Лурия (подробно об этом см. [20]) и влияние на него учения Л.С.Выготского, можно выделить три основных направления, в которых особенно четко проявляется влияние идей Л.С.Выготского на творчество А.Р. Лурия.

Во-первых, это работы, посвященные генезу высших психических функций у ребенка и их нарушениям при умственной отсталости; эта линия исследования, начатая Л.С. Выготским и А.Р. Лурия в 20-х гг., была продолжена Александром Романовичем в более поздние 30-е и особенно в 50-е гг. (на здоровых детях, близнецах, умственно отсталых детях).

Во-вторых, это исследования влияния общественно-исторической среды ("культурных" факторов) на психологическую структуру познавательных процессов у взрослых лиц (грамотных и неграмотных жителей Узбекистана и Киргизии). Начавшаяся в 30-е гг. совместно с Л.С. Выготским, эта линия исследований продолжалась в 50-е гг., когда А.Р.Лурия обобщал результаты экспедиций и участвовал в кросскультурных работах своих учеников (М.Коула, П. Тульвисте).

В-третьих, это изучение мозговых механизмов высших психических функций на моделях локальных поражений головного мозга (сосудистых, опухолевых поражениях, огнестрельных ранениях), продолжавшееся почти всю жизнь и составившее основное дело жизни А.Р. Лурия.

Во всех своих ипостасях (как общий, детский, "исторический" психолог, как основоположник нейропсихологии) А.Р. Лурия был верен принципам и традициям психологической школы Л.С. Выготского.

Общая теоретическая платформа, объединявшая работы А.Р.Лурия с работами Л.С. Выготского (и других отечественных представителей этой школы), состоит в едином понимании основных методологических и теоретических проблем психологической науки, и прежде всего - в признании того, что предметом психологии являются сложные сознательные формы психической деятельности, а не элементарные психологические акты и что их объяснение следует искать в объективных исторических, психологических закономерностях и физиологических законах работы мозга, а не в "законах интроспекции" или бихевиоризма. Общим было понимание специфических для человека психических процессов (высших психических функций) как прижизненно формирующихся на основе усвоения культурно-исторического опыта всего человечества, опосредствованных (с помощью речи и других знаков и символов), возникающих в процессе общения сначала как внешняя интрапсихическая и лишь затем как внутренняя интерпсихическая деятельность. Высшие психические функции как сознательные формы психической деятельности рассматривались А.Р. Лурия как единицы психики, которые сохраняют свойства целого, не упрощая его, что прямо вытекает из положения о том, что сознание есть предмет психологии.

Важнейшим методологическим принципом, объединяющим теоретические воззрения Л.С.Выготского и А.Р.Лурия, является принцип системного анализа психических явлений, изучения психических функций и сознания в целом как системных образований. Этот принцип был претворен в ряде важнейших положений, которые творчески разрабатывались А.Р.Лурия на протяжении всей его жизни. К их числу относятся перечисленные ниже.

1. Положения о системном строении высших психических функций, системном характере их развития и распада. Системное строение высших психических функций проявляется в их сложном многозвенном составе, в пластичном вариативном объединении компонентов и подчинении их инвариантной цели, достижение которой в различных условиях осуществляется различными психологическими средствами.

Системные закономерности развития высших психических функций состоят в детерминированном социальными факторами формировании этих функций как опосредствованных процессов, в постепенном изменении их компонентного состава, и появлении новых системных образований.

Системные закономерности распада высших психических функций - вследствие локальных поражений головного мозга - состоят в появлении "первичных" дефектов и их системных следствий, т.е. в возникновении единого нейропсихологического синдрома, в основе которого лежит нарушение определенного фактора (структурно-функциональной единицы работы мозга).

Эти положения о системном характере развития и распада высших психических функций составляют методологическую основу современной нейропсихологии.

2. Положения о системной организации работы мозга как естественно-материалистической основы (субстрата) высших психических функций.

Разрабатывая проблему "мозг и психика", А.Р. Лурия развивал идеи Л.С. Выготского о функциональных органах, или функциональных новообразованиях, создающихся в мозгу человека под влиянием социальных воздействий. Дальнейшее раскрытие этих идей привело А.Р. Лурия к созданию теории системной динамической локализации высших психических функций человека, согласно которой морфофизиологической основой реализации каждой психической функции является сложная функциональная система, состоящая из многих афферентных и эфферентных звеньев, которые размещены в различных отделах коры больших полушарий ив подкорковых структурах. Иными словами, в реализации каждой психической функции принимают участие не отдельные мозговые центры (что вытекает из концепции "узкого локализационизма") и не эквипотенциальные по возможностям мозговые образования (что соответствует концепции антилокализационизма), а мозг как совокупность многих дифференцированных структур, объединенных в различные функциональные системы.

Развивая идеи Л.С.Выготского о мозговых механизмах психических процессов, не сводимых к классическим условным рефлексам, А.Р.Лурия выдвигал идею о необходимости создания "психологически ориентированной физиологии" [19], которая должна дать физиологическое объяснение психическим функциям как сложным системным образованиям.

3. Положения о смысловом и системном строении сознания. Как уже говорилось выше, А.Р.Лурия - вслед за Л.С. Выготским - распространял детерминистический социально-исторический подход не только на высшие психические функции, но и на сознание в целом (что, как известно, сохраняет свою актуальность и в наши дни).

Сознание характеризуется смысловым и системным строением. Смысловое строение сознания базируется прежде всего на языке, который играет решающую роль в формировании не только разных форм сознательной деятельности, но и сознания в целом. Согласно представлениям А.Р.Лурия, слово - единица сознания. "Ткань" сознания построена из значений слов, благодаря которым индивидуальное сознание "сотрудничает" с общественным.

Смысловое строение сознания складывается из индивидуальных значений слов, из субъективных аспектов значений; оно включает не только интеллектуальные, но и мотивационные и регуляторные компоненты, так как слово выполняет не только функцию отражения и обобщения действительности, но и функцию побуждения к деятельности, регуляции поведения.

Сознание - не простая совокупность психических процессов, а их системная (межфункциональная) организация, качественно иная по сравнению с составляющими ее компонентами. Сознание как особая динамическая метасистема находится в состоянии постоянного изменения, развития. В процессе его развития происходит изменение соотношения между различными психическими функциями, различными видами психической деятельности, в результате формируются новые интегративные системные образования [16]. В предисловии к монографии "Язык и сознание" А.Р.Лурия пишет, что он "целиком исходит в своем изложении из тех представлений о языке и сознании, которые в свое время были заложены Л.С.Выготским, и присоединяет к ним некоторые данные о развитии, протекании и распаде речевой деятельности" [16; 7].

Рассмотрение высших психических функций и сознания в целом как особых системных образований     А.Р. Лурия, как и Л.С. Выготский, противопоставлял антисистемному, атомарному подходу, различным упрощенным объяснениям качественного своеобразия психического. А.Р.Лурия и Л.С.Выготский были активными противниками редукционизма всех мастей: в виде бихевиоризма, реактологии, рефлексологии, механистической физиологии и т.д. Эти предостережения как нельзя более актуальны и в наши дни.

А.Р. Лурия объединяет с Л.С. Выготским и общее понимание роли эксперимента в научной психологии. А.Р.Лурия полностью разделял известное положение Л.С. Выготского о том, что психология призвана практикой (экспериментом) подтверждать истинность своих гипотез. Однако и для А.Р. Лурия, как и для Л.С. Выготского, не существовал эксперимент вне теории, без соответствующего теоретического анализа. Оба были противниками "фельдшеризма" в науке - экспериментирования без достаточно ясных научных гипотез. Оба были блестящими экспериментаторами, доказавшими, что экспериментальному решению подлежат не только простые, но и сложные психологические задачи. Ими на различных моделях была продемонстрирована высокая эффективность двух основных экспериментальных подходов к решению психологических проблем, двух методов изучения психического явления, а именно: а) через его формирование (экспериментально-генетический метод); б) через его распад, нарушение (экспериментально-клинический метод).

Основные научные достижения А.Р. Лурия были результатом использования этих методических подходов.

Таким образом, именно с позиций психологической школы, созданной Л.С.Выготским и его соратниками, А.Р. Лурия на протяжении всей своей жизни творчески разрабатывал (как теоретически, так и экспериментально) такие важнейшие проблемы, как социальная (общественно-историческая) и биологическая (генетическая) детерминация психики, опосредствование высших психических функций знаками-символами (прежде всего речью), системная организация психических функций и сознания в целом, мозговая организация психических процессов, соотношение теории и практики и ряд других.

В целом А.Р. Лурия, как ученик и последователь Л.С. Выготского, активно участвовал в построении новой научной психологии. В 20-30-е гг.

ее формирование шло в процессе борьбы с "объясняющей" психологией с одной стороны, и с "понимающей", описательной - с другой.

И в более поздние годы А.Р.Лурия наряду с другими учениками ипоследователями Л.С.Выготского       (А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими) продолжал разрабатывать единую теоретико-методологическую платформу, которая дала начало выходу из психологического кризиса и созданию новой психологической науки.

Этот процесс продолжается и по сей день. Формирование психологии как научной дисциплины и в настоящее время в значительной степени находится под влиянием Л.С.Выготского и его верных учеников и последователей, одним из которых был А.Р. Лурия.

Говоря о роли Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия, нельзя не отметить особого отношения Александра Романовича к Льву Семеновичу. Это было почтительное, уважительное и одновременно теплое отношение к человеку, которого А.Р. Лурия считал своим учителем и которым он искренне восхищался.            А.Р. Лурия неоднократно говорил о Льве Семеновиче как о самом выдающемся человеке, с которым ему приходилось встречаться в жизни. Это была оценка Л.С. Выготского и как ученого, который оказал решающее влияние на формирование научных взглядов А.Р. Лурия, и как человека, уникального по своим личностным качествам - интеллектуальным и нравственным.

В своей книге "Этапы пройденного пути. Научная автобиография" Александр Романович писал: "Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением. Более чем за пять десятилетий в науке я не встречал человека, который сколько-нибудь приближался бы к нему по ясности ума, способности видеть сущность сложнейших проблем, широте познаний во многих областях науки и умению предвидеть дальнейшие пути развития психологии" [17; 25]. В одном из выступлений он повторил эту оценку, сказав: "Л.С. Выготский был гением, а мы в лучшем случае - таланты". Далеко не каждый учитель способен вызвать подобное отношение к себе: Александр Романович был учеником, не только достойным своего учителя, но и благодарным учеником.

Когда в 1956 г. была опубликована первая книга избранных трудов Л.С.Выготского [1], Александр Романович подарил ее автору этих строк с надписью: "Дорогой Жене - эту самую умную книгу, по которой я учился (14.XII.1956)", подчеркнув то, что считал самым важным.

Личная дружба, связывавшая Л.С. Выготского с А.Р. Лурия (а также с А.Н. Леонтьевым), была тем фоном добрых человеческих отношений, который способствовал высокой творческой активности всей "тройки". Годы сотрудничества "тройки" были насыщены не только интересными творческими диспутами и совместными экспериментальными исследованиями, но и добрым дружеским общением.

Оценивая вклад Л.С.Выготского в психологическую науку, А.Р. Лурия писал: "За быстро промелькнувшее десятилетие... Л.С.Выготский успел создать психологическую систему, которая до сих пор не изучена полностью. Фактически все отрасли советской психологии, как в области теории, так и в области практического применения, находятся под влиянием его идей. Это десятилетие навсегда изменило направление моей собственной работы... К концу 20-х гг. цель моей дальнейшей деятельности четко определилась - я занялся развитием различных аспектов психологической системы Л.С. Выготского" [17; 44].

А.Р.Лурия всегда скромно считал себя лишь учеником Л.С. Выготского, что, безусловно, верно. Но это был ученик, во всех отношениях достойный своего учителя, сумевший творчески продолжить начатое Л.С. Выготским дело - перестройку психологии на научных началах.

Благодаря работам и учителя, и его учеников психологическая школа Л.С. Выготского приобрела всемирную известность, и интерес к ней со стороны научной общественности и в настоящее время очень велик, потому что идеи этой школы обладают высокой эвристичностью, как это свойственно настоящей науке.

 

1. Выготский Л.С. Избр. психол. исследования. М., 1956.

2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения (Обезьяна. Примитив. Ребенок). 1-е изд. М.; Л., 1930; 2-е изд. М., 1993.

3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. М.; Л., 1931.

4. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

5. Лурия А.Р. Травматическая афазия. М., 1947.

6. Лурия А.Р. Восстановление функций после военной травмы. М., 1948.

7. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование. М., 1956.

8. Лурия А.Р., Дульнев Г.М. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. 1-е изд. М., 1956.

9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. 1-е изд. М., 1962; 2-е изд. М., 1969.

10. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. Т. 1. М., 1963; Т. 2. М., 1970.

11. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.

12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

13. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: В 2 т. М., 1974, 1976. 

14. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.

15. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

16. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

17. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография. М., 1982.

18. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального: В 2 т. / Под ред. А.Р. Лурия. М., 1956, 1958.

19. Проблемы нейропсихологии (психофизиологические исследования) / Под ред. Е.Д. Хомской, А.Р. Лурия. М., 1977.

20. Хомская Е.Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. М., 1992.


1 Архив хранится у А.Я. Фриденштейна. — Примеч. авт.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58575. Сложение вида: к числу прибавить 8, к числу прибавить 9 43.5 KB
  Кто знает что это такое рисунок кляксы А если я не знаю что это слово значит как мне быть толковый словарь Клякса это бесформенное пятно краски или чернил. Иногда с пера падала капелька и на бумаге появлялась клякса.
58576. Формування здорового способу життя школярів 567.5 KB
  Щодня ви пізнаєте життя відкриваєте для себе світ відкриваєте світу себе. Усе життя для вас попереду. Здоров’я не можна купити ні за які гроші його можна сформувати шляхом одержання знань і постійною роботою над собою а саме дотриманням правил здорового способу життя.
58577. Разработка технологического процесса изготовления вала-шестерни 651 KB
  В процессе разработки технологии изготовления детали решаются следующие вопросы: выбор способа получения заготовки, металлорежущего оборудования; режущего и измерительного инструментов; назначение припусков на обработку, режимов резания и норм времени; проектирование оригинального и модифицированного станочного или сборочного приспособления.
58578. Классно-урочная система 122.5 KB
  Уроки чередовались с переменами. Выделены несколько типов уроков: комбинированные или смешанные уроки уроки по ознакомлению с новыми фактами конкретными явлениями или имеющие целью осмысление и усвоение обобщений уроки закрепления и повторения знаний уроки имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного уроки выработки и закрепления умений и навыков уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала...
58579. Що таке скульптура? Види скульптури. Порівняльний аналіз розмірів і пропорцій форм та їх складових частин. Ліплення котика (пластилін) 43 KB
  Що таке скульптура Види скульптури. Не менш цікавий вид образотворчого мистецтва скульптура: памятники видатним людям і скульптурні групи прикрашають вулиці та майдани фонтани парки та сквери окремі громадські будинки також прикрашені скульптурами.
58580. Конституция России 51 KB
  Цель урока: учащиеся продолжают работу по формированию основ правовой культуры закреплению знаний учащихся о государственном устройстве страны о трех ветвях власти. Правила игры: Право ответа игрок получает только от капитана.
58581. Свобода в жизни человека 72 KB
  Воспитательная: подвести учащихся к пониманию что свобода является непреходящей ценностью в любом обществе раскрыть ее значимость в жизни каждого человека; продолжить формирование ценностных ориентаций учащихся путем обсуждения альтернативных моделей поведения человека в ситуациях выбора...
58582. Развитие общества 110.5 KB
  Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о развитии общества. Задачи: Учебная: усвоение учащимися сведений о развитии общества глобальных проблемах человечества понятий прогресс регресс реформа революция глобализация. 2 назовите основные сферы жизни...