15650

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

УГОЛОВНОПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ М.Ю. АРЧАКОВ В статье автором рассмотрены теоретические вопросы касающиеся проблем совершенствования уголовнопроцессуального порядка реализации в отечественном у...

Русский

2013-06-15

23.94 KB

14 чел.

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ

М.Ю. АРЧАКОВ

В статье автором рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся проблем совершенствования уголовно-процессуального порядка реализации в отечественном уголовном судопроизводстве института процессуальных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних потерпевших с учетом положений международных правовых актов, определяющих основные принципы осуществления правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.

Ключевые слова: несовершеннолетние потерпевшие, уголовное судопроизводство, уголовный процесс, уголовно-процессуальные гарантии, система процессуальных гарантий, обеспечение реализации прав несовершеннолетних потерпевших, рекомендации мирового сообщества по защите прав детей - жертв преступления.

The author of the article considers theoretical issues related to the problems of improvement of criminal-procedure order of realization in the Russian criminal judicial proceeding of the institute of procedural guarantees of ensuring the rights of non-adult complainants taking into consideration the provisions of international legal acts determining basic principles of effectuation of justice for victims of crimes and abuse of power.

Key words: non-adult complainants, criminal judicial proceeding, criminal procedure, criminal-procedure guarantees, ensuring realization of rights of non-adult complainants, recommendations of world community with regard to protection of rights of children-victims of crimes.

Конституция Российской Федерации провозглашает гарантию обеспечения каждому судебной защиты его прав и свобод, а также обязывает государство ограждать от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, свободу и имущество любого человека. В соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> назначением уголовно-процессуального закона является обеспечение защиты прав и свобод лиц, пострадавших от преступлений. Указанные нормативные положения в равной степени распространяются как на взрослых, так и несовершеннолетних потерпевших.

--------------------------------

<1> Далее по тексту, если не оговорено иное, - УПК РФ.

Это обязывает должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, в ходе производства по уголовному делу защищать права и законные интересы несовершеннолетних потерпевших не менее тщательно и добросовестно, чем обвиняемых (подозреваемых). Однако в практической деятельности следователей и дознавателей интересы ребенка, пострадавшего от преступления, зачастую отодвигаются на второй план. Центральной фигурой производства по уголовному делу по-прежнему выступает обвиняемый (подозреваемый); обеспечению его права на защиту уделяется особое внимание. В значительной степени это обусловлено существенной диспропорцией в объеме процессуальных прав обвиняемого (подозреваемого) и несовершеннолетнего потерпевшего.

К сожалению, отчасти это обусловлено тем, что законодателем не в полной мере использован зарубежный опыт демократически развитых стран и рекомендации мирового сообщества по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан (особенно если это касается детей), пострадавших от преступлений. Так, например, в разделе "Жертвы преступлений" (глава "Доступ к правосудию и справедливое обращение") Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. (Резолюция 40/34) <2>, прописано следующее:

--------------------------------

<2> URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_574/doc574a781x770.htm.

К несовершеннолетним потерпевшим следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб.

В случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить судебные механизмы, с тем чтобы обеспечить несовершеннолетним потерпевшим возможность получать компенсации с помощью официальных или неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, недорогостоящими и доступными. Жертв, стремящихся получить компенсацию с помощью таких механизмов, следует информировать об их правах.

Необходимо содействовать тому, чтобы судебные процедуры в большей степени отвечали потребностям несовершеннолетних потерпевших путем:

а) представления информации об их роли и об объеме прав, сроках проведения и результатах рассмотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также в случаях, когда ими запрошена такая информация;

б) обеспечения возможности изложения и рассмотрения мнений и пожеланий несовершеннолетних потерпевших, в частности, на стадии предварительного расследования, в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы;

в) предоставления несовершеннолетним потерпевшим надлежащей помощи на протяжении всего уголовного судопроизводства;

г) принятия мер для сведения к минимуму неудобств для несовершеннолетних потерпевших, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, обеспечения безопасности их семей и свидетелей с их стороны, их защиты от запугивания и мести;

д) предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнении решений о предоставлении компенсации несовершеннолетним потерпевшим.

Во исполнение указанных положений Декларации Организация Объединенных Наций рекомендовала всем государствам - членам ООН осуществить ряд следующих организационно-правовых мероприятий.

Принять и реализовать положения, содержащиеся в Декларации, в своих национальных системах правосудия.

Принять законодательство, упрощающее доступ жертв преступлений к механизмам правосудия с целью получения компенсации и реституции.

Рассмотреть методы оказания помощи, включая адекватную компенсацию пострадавшим за причиненный фактический ущерб или вред.

Разработать меры по защите жертв от запугивания в ходе расследования любого уголовного дела, включая эффективные средства правовой защиты в случае совершения таких злоупотреблений.

Совершенствовать соответствующую подготовку всех должностных лиц, занимающихся оказанием помощи жертвам преступлений.

Обеспечить информирование жертв преступлений об их правах и возможностях в отношении компенсации со стороны правонарушителя, а также в ходе соответствующего уголовного расследования и о любых связанных с этим возможностях.

В тех случаях, когда существуют неофициальные механизмы для урегулирования конфликтов или были созданы новые механизмы, обеспечить, чтобы пожелания и чувства жертв преступлений полностью принимались во внимание и чтобы исход урегулирования конфликта был бы благоприятен для жертвы, по крайней мере в той же степени, что и при использовании официальной системы <3>.

--------------------------------

<3> URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_574/doc574a781x770.htm.

В этой связи особое значение приобретают вопросы реализации в отечественном уголовном судопроизводстве института процессуальных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних потерпевших на стадии предварительного расследования. Для этого, по справедливому замечанию М.С. Строговича, процессуальные права должны предоставить возможность несовершеннолетнему потерпевшему и его представителю следующее.

Принимать активное участие в восстановлении нарушенных прав несовершеннолетнего.

Находиться в курсе деятельности следователя (дознавателя) по восстановлению этих прав.

Воздействовать на органы предварительного расследования и побуждать их активность в восстановлении нарушенных прав несовершеннолетнего, пострадавшего от преступления <4>.

--------------------------------

<4> См.: Строгович М.С. Природа советского уголовного процесса и принцип состязательности. М., 1939. С. 83.

При этом М.С. Строгович отмечал, что процессуальные гарантии в уголовном судопроизводстве представляют собой "установленные законом средства, обеспечивающие правильное осуществление по каждому уголовному делу задач правосудия, среди которых в качестве особого вида выделяются гарантии прав участвующих в уголовном процессе лиц, являющиеся составной частью гарантий правосудия и поэтому не вступающие с ними ни в какие противоречия" <5>.

--------------------------------

<5> См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1948. Т. 1. С. 56.

Несколько иную точку зрения представила В.И. Каминская, утверждавшая, что государство и граждане всегда имеют в уголовном процессе общий интерес, и речь может идти только об уголовно-процессуальных гарантиях правосудия. Выделение из них особой группы - гарантий личности - не имеет оснований <6>.

--------------------------------

<6> См.: Каминская В.И. В чем значение процессуальных гарантий в советском уголовном процессе // Советское государство и право. 1950. N 5. С. 48.

В свою очередь Т.Н. Добровольская полагает, что уголовно-процессуальные гарантии прав участников уголовного судопроизводства - это установленные нормами уголовно-процессуального закона различные по своему конкретному содержанию средства, в совокупности своей обеспечивающие участвующим в деле лицам возможности использовать предоставленные им права <7>.

--------------------------------

<7> См.: Добровольская Т.Н. Гарантии прав граждан в уголовном судопроизводстве // Советское государство и право. 1980. N 2. С. 133.

Схожее мнение изложил К.Ф. Гуценко, указав, что уголовно-процессуальные гарантии - это средства, которые установлены уголовно-процессуальными нормами для осуществления задач уголовного судопроизводства в целом, в первую очередь для защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности <8>.

--------------------------------

<8> См.: Уголовный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. К.Ф. Гуценко. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало-М, 2004. С. 21.

В настоящее время значительное число ученых сходятся во мнении, что процессуальными гарантиями являются содержащиеся в законе правовые средства, направленные на обеспечение возможности всем участникам уголовно-процессуальной деятельности выполнять возложенные на них обязанности и использовать их процессуальные права <9>.

--------------------------------

<9> См.: Курс советского уголовного процесса: Общая часть / Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. М., 1989. С. 212; Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. М.: Эксмо, 2005. С. 64; Угольникова Н.В. Уголовный процесс: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: РИОР, 2006. С. 14; Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. А.В. Гриненко. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2008. С. 19.

Некоторые авторы при рассмотрении содержания процессуальных гарантий основной акцент делают на том или ином элементе. Так, например, Э.Ф. Куцова полагает, что сущность процессуальных гарантий заключается в правах и обязанностях должностных лиц, органов и граждан, участвующих в уголовном судопроизводстве <10>. Другие ученые, напротив, утверждают, что наличие прав еще ничто не гарантирует, поскольку именно права являются объектом гарантий <11>.

--------------------------------

<10> См.: Куцова Э.Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе. М., 1973. С. 127.

<11> См.: Мартынчик Е.Г. Субъективные права обвиняемого и процессуальные гарантии // Советское государство и право. 1976. N 7. С. 92.

Представляется, что подобные попытки выявить какой-либо основной (решающий или главенствующий) элемент в определении системы процессуальных гарантий малоперспективны и нецелесообразны. Только в совокупности, в целостном восприятии и понимании эти элементы могут определить содержание системы уголовно-процессуальных гарантий, позволяющих, с одной стороны, эффективно добиться достоверного результата, необходимого для принятия процессуальных решений по уголовному делу, а с другой - обеспечить в ходе уголовного судопроизводства (на всех его стадиях) соблюдение прав и свобод личности, вовлеченной в орбиту производства по уголовному делу.

В свете рассматриваемых проблем необходимо отметить, что термин "уголовно-процессуальные гарантии" используется только в науке уголовного процесса, но не применяется в уголовно-процессуальном законодательстве и международно-правовых актах о правах и свободах человека. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что систему названных гарантий составляют способы и средства достаточно разнообразных и разноплановых по своей сути категорий. К ним относятся и конкретные нормы уголовно-процессуального закона, и права и обязанности участников уголовного судопроизводства, и принципы уголовного процесса, и уголовно-процессуальная форма, и меры процессуального принуждения, и возможность проверки законности и обоснованности производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений посредством прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля.

Учитывая изложенное, можно заключить, что система уголовно-процессуальных гарантий обеспечения реализации прав несовершеннолетних потерпевших включает в себя установленные уголовно-процессуальным законом средства и способы, содействующие защите прав и законных интересов ребенка, а также их эффективной реализации, в том числе путем обеспечения доступа к правосудию, информирования о производстве по делу, обеспечения возможности в получении помощи и компенсации за причиненный преступлением вред.

В этой связи следует подчеркнуть, что усиление уголовно-процессуальных гарантий посредством расширения прав несовершеннолетних потерпевших не только не снизит эффективность реализации правосудия, но, наоборот, предотвращая ошибки и злоупотребления со стороны должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, будет в большей степени способствовать реализации назначения уголовного судопроизводства.

В настоящий момент, на наш взгляд, имеются достаточные основания для внесения поправок в уголовно-процессуальное законодательство, направленных на обеспечение в уголовном судопроизводстве уравновешивания компетенции несовершеннолетнего потерпевшего и несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). Разумеется, речь не идет о том, что их процессуальные полномочия должны быть абсолютно идентичны, между правами указанных участников уголовного процесса неизбежны различия.

Однако представляется, что реализация указанного предложения в большей степени будет способствовать исполнению принципа состязательности сторон на стадии предварительного расследования. Главное, чтобы в ходе уголовного судопроизводства (особенно на стадии предварительного расследования) и несовершеннолетний потерпевший, и несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) располагали комплексом достаточных средств и способов, необходимых для полноценной защиты своих прав и законных интересов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81773. Основные мотивы и образы лирики М.Ю.Лермонтова ( на примере 3 – 4 стихотворений). Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 34.41 KB
  Мотив одиночества возникает у Л. в трактовку темы одиночества это прежде всего его абсолютный и глубоко личный характер связанный с неприятием лермонтовским героем мира коренных основ миропорядка. В этой благодарности за все чем я обманут в жизни был обнажается двойственная природа лермонтовского одиночества; враждебный человеку мир с отъединенностью от врагов и друзей и волевое гордое непримиренное Я поэта не желающее пойти на какойлибо компромисс с этим миром ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему...
81774. Сатирическое мастерство М. А. Булгакова 32.21 KB
  Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему следуя традициям писателейсатириков XIX века использовать этот художественный прием в своих произведениях Примером таких сатирических произведений могут служить повести Роковые яйца и Собачье сердце такой же прием использует автор и в своем романе Мастер и Маргарита . В основе повести Собачье сердце рискованный эксперимент. Отсюда ирония звучащая на страницах повести. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер который норовит немедленно...
81775. Роль отцовского завета в судьбах героев произведений отечественной классики 19 века 33.3 KB
  Главный герой Петр Гринев отправляясь на службу получает наказ от отца: Прощай Петр. Петр Гринев являясь главным участником событий повествователеммемуаристом следует завету своего отца. Сын своего отца честного служаки времен Елизаветы который ушел в отставку чтобы не присягать Екатерине продолжает традиции своей семьи построенных на любви к ближним уважении к родителям любви к своей Родине и с честью выходит из всех испытаний. Главная героиня романа Маша Миронова дочь бедных дворян бесприданница олицетворение любви и...
81776. Художественные приемы создания образа Печорина в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» 47.87 KB
  Образ Печорина одно из главных открытий Лермонтова. Изображению и раскрытию образа Печорина как героя особой исторической эпохи и подчинена своеобразная композиционносюжетная структура романа. Одна представляет собою объективное повествование о Печорине извне в записках странствующего офицера Бэла Максим Максимыч Предисловие к Журналу Печорина другая субъективноисповедальное самораскрытие героя изнутри в его Журнале Тамань Княжна Мери Фаталист .
81777. Символизм как литературное направление. Анализ стихотворения одного из поэтов-символистов 47.33 KB
  Бальмонта Ю. В поэтических формулах Бальмонта Сологуба Гиппиус Мережковского отрицается истинность реального мира объявляемого лишь комплексом ощущений творцахудожника: . Бальмонта М. В 90х годах вышли сборники его стихотворений: Под северным небом 1894 В безбрежности 1895 Тишина 1897; в 900е годы в период творческого взлета Бальмонта Горящие здания 1900 Будем как солнце 1903 Только любовь 1903.
81778. Образ метели в произведениях отечественной литературы 32.93 KB
  Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер ветер На всем божьем свете Ветер хлесткий гуляет свищет и зол и рад Разыгралась чтойто вьюга ох пурга какая спасе Вьюга долгим смехом Заливается в снегах Очевидно что образы ветра метели романтичны и имеют символический смысл. Ветер ветер На ногах не стоит человек. Ветер ветер – На всем Божьем свете. Во второй строфе напор стихии как бы смягчается ее действия становятся не гневны а почти нежны и появляются уменьшительноласкательные...
81779. Наука и философия. Статус научной философии 28.69 KB
  Многолетний спор философии и науки о том в чем больше нуждается общество в философии или науке и какова их действительная взаимосвязь породил множество точек зрения обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах раскрывающих суть соотношения философии и науки: Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике экономике искусству врачевания искусству обучения законодательству и др. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философия задумывается о...
81780. Функции науки. Роль науки в современном образовании и формировании личности 28.41 KB
  Роль науки в современном образовании и формировании личности. Проблема связанная с классификацией функций науки до сих пор остается спорной отчасти потому что последняя развивалась возлагая на себя новые и новые функции отчасти в силу того что выступая в роли социокультурного феномена она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научнотехнического прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки...
81781. Преднаука и наука. Генезис науки и проблема периодизации её истории 31.74 KB
  Генезис науки и проблема периодизации её истории. Исследуя историю любого материального или духовного явления в том числе и науки следует иметь в виду что это сложный диалектический поступательный процесс появления различий включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов фаз и т. Применяя сказанное о периодизации к истории науки следует прежде всего подчеркнуть следующее. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе.