15655

Символические границы детства

Научная статья

Логика и философия

Символические границы детства Федянина М. В. В обыденном сознании существуют понятия €œребенок€ €œдети€ €œдетство€. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен. Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты:...

Русский

2013-06-15

42 KB

1 чел.

Символические границы детства

Федянина М. В.

В обыденном сознании существуют понятия “ребенок”, “дети”, “детство”. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен.

Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты: приписываемые ребенку качества и виды деятельности согласно роли “ребенок”, потенциальные функции детей в семье и обществе, взаимоотношения детей и взрослых в контексте взаимодействия ролей “ребенок” - “взрослый”, материальный мир детства, институты социализации.

Одним из компонентов являются символические границы детства, представления самих детей о детстве, в частности, признаки по которым дети отличают себя от взрослых, т.е. критерии “недетскости”.

Для выявления критериев “недетскости” было проведено исследование, объектом которого являются 3 группы детей – дошкольники ДОУ №5, третьеклассники и шестиклассники средней общеобразовательной школы №50 г. Томска. С дошкольниками было проведено интервью, а школьники написали сочинение на тему “Чем дети отличаются от взрослых?”. Всего было получено 8 интервью и 51 сочинение.

Основные критерии, которые выделяют все дети – возраст, внешность, характер, умственные способности, основной вид деятельности, поведение. В старших подгруппах – особые знания и умения, определенные права и обязанности. Теперь немного подробнее об этих критериях.

Самый очевидный критерий – возраст. Дети говорят, что взрослые старше, взрослее. На внешность обращают внимание чаще дошкольники: “У взрослых больше шапки, сапоги, куртки”. В 3 классе об одежде говорят только девочки, а мальчики обращают внимание на физическую силу: “Взрослые сильнее, они выносят нагрузки”. Здесь прослеживается влияние гендерных стереотипов. Девочек оценивают по внешности, и они различают детей и взрослых по одежде, мальчиков ценят за физическую силу, и они выделяют этот критерий.

Следующие критерии характеризуют умственные способности и характер. Дети считают, что они сами затейливее, бескорыстнее, а иногда “воспринимают все близко к сердцу”. Об интеллекте дети говорят, что “у детей ума, конечно, не меряно, но у взрослых гораздо больше”. Особые умственные способности не замечают только дошкольники. Это, возможно, связано с тем, что для них умственная деятельность не является главной, и они не видят таких отличий между взрослыми и детьми.

Еще один критерий, по которым дети отличают себя от взрослых – наличие знаний и умений, а также образования. “Взрослые уже все знают и умеют” - подобные фразы встречаются и у мальчиков, и у девочек, начиная с 3 класса. Также дети фиксируют, что взрослые уже получили образование и “знания для дальнейшей профессии”. Девочки 11-12 лет отмечают, что “взрослые больше понимают их смысл жизни”. Девочки в этом возрасте начинают задумываться о своей жизни, переосмыслять себя и свою личность и они считают, что у взрослых эти проблемы уже решены. Следующий критерий, который выделяют дети всех подгрупп – основной вид деятельности. Деятельность, на основе ответов респондентов, можно рассматривать в трех аспектах: ее содержание, результаты и доступность. Дошкольники считают, что “взрослые ходят на работу, а дети в садик”, а школьники, соответственно, что дети ходят в школу. Результаты деятельности – то, что получает человек в процессе деятельности. Девочки считают, что взрослые “устают на работе”, мальчики замечают, что “взрослые ходят на работу и зарабатывают там деньги”.

Девочек интересует то, что взрослые могут уставать на работе, а мальчиков – материальное вознаграждение. Доступность деятельности интересует мальчиков с 10 лет: “Взрослые могут себе зарабатывать и работать, а дети не могут, и приходится взрослым содержать своих детей”. Девочек доступность работы интересует с 11-12 лет.

Еще одна группа критериев характеризует взаимоотношения взрослых и детей. Для третьеклассников отношение взрослых к детям “заботливо-поучительное”: “Взрослые учат нас всему, а мы учимся”, “Родители рассказывают нам сказки”, при этом “ребенок не должен в семье слышать нецензурную лексику”. Т.е. взрослые по-особому относятся к детям, хотя иногда, по мнению детей, “им надо все объяснять”, и дети, в свою очередь, “не понимают, что говорят взрослые”. Эти высказывания можно интерпретировать по-разному. Взрослые не всегда понимают интересы и потребности детей, а дети – интересы взрослых. Может быть, сказывается наличие знаний у взрослых, и дети не понимают лексику родителей. Может быть, отсутствует взаимопонимание в семье, должные теплые отношения, и поэтому возникает непонимание друг друга.

Шестиклассники выделяют иной аспект взаимоотношений, мнения мальчиков и девочек расходятся. Мальчики понимают свою зависимость от взрослых, но этот факт их не тяготит: “Взрослые, что скажут то ты и делаешь. Но я, лично, не жалуюсь”. Для девочек главный аспект взаимоотношений – подчинение взрослым: “Взрослые всегда говорят детям, что им делать, что и как надевать, не слушать ту или иную музыку, до скольки гулять, в какой институт поступать. Взрослые хотят как лучше, а получается все наоборот”. Девочки видят, что их права ущемляются со стороны взрослых, взрослые не считаются с желаниями детей, диктуют им свое мнение, в результате от этого страдает сам ребенок.

Еще одна группа критериев, тесно связанная с предыдущими, – права и обязанности детей и взрослых. Дошкольники не выделяют этого критерия. Девочки-школьницы отмечают, что “у взрослых есть право голоса”, а мальчики, что “детям нельзя ездить на машине до 18 лет”. Т.е. девочки отмечают общечеловеческие права, а мальчики – права, связанные с традиционно мужским видом деятельности – вождением автомобиля. Чем старше дети, тем больше обязанностей появляется у них дома, тем больше они называют обязанностей для взрослых. Здесь же можно отметить статусные позиции. Девочкам важно семейное положение: “Взрослые выходят замуж”, а для мальчиков – статус в обществе: “Взрослые бывают директорами заведений”. Здесь, как и при описании внешности, прослеживается влияние гендерных стереотипов, согласно которым, женщины должны заниматься семьей, а мужчины – обеспечивать семью, занимая высокие должности.

Следующие критерии касаются образа жизни и поведения. У детей, по их собственному мнению, свои, отличные от взрослых интересы и дела. Вот, что пишет мальчик третьего класса: “Дети обожают головоломки, загадки, пати, тусы, есть кумиры (Децл, Дельфин, Лига Лайз), глотают ужастики пачками, а еще рисуют граффити – рисунки на стенах”. Вот чем занимаются дети, а взрослые “всегда куда-то торопятся, у них много важных дел” и они “не любят баловаться”. Девочки 6 класса отмечают, что “у детей нет опыта в личной жизни”. Из контекста ясно, что девочка имела ввиду личную жизнь не как общение с противоположным полом, а как частную, собственную сферу жизни, в которой живет человек. Несмотря на то, что у детей свои интересы и занятия, все это остается под контролем взрослых, нет ничего, чего бы не знали взрослые.

Еще один критерий – наличие или отсутствие девиантного поведения. Дошкольники считают, что “бомжи лазают по помойкам, бандиты взрослые воруют, а дети – нет”, т.е. у детей не может быть девиантного поведения. Некоторые третьеклассники считают, что у взрослых “больше вредных привычек” а дети “не пьют, не курят и другими разными делами не занимаются”, другие, наоборот, считают, что у детей много вредных привычек, например, они “цепляются за трамваи, а взрослые – нет”. Мнение по поводу девиантного поведения у детей разделилось.

Последний критерий – идентификация со стороны взрослых и самоидентификация. То, кем является человек, зависит и от его собственной воли: “Я считаю себя ребенком потому, что не хочу быть взрослой”, и от того, кем его считают окружающие: “Ко мне обращаются как к ребенку”.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1.  Чем старше дети, тем больше критериев они называют, подробнее раскрывают их значение.
  2.  Количество критериев возрастает по мере роста интересов, самосознания детей, увеличения их вовлеченности в различные сферы жизнедеятельности.

- С началом учебной деятельности детей заинтересовывает наличие у взрослых знаний и образования;

- Когда в семье ребенка наделяют дополнительными обязанностями, дети отмечают в качестве критериев особые умения взрослых;

- Взрослея, дети начинают осознавать себя и выделяют аспект зависимости во взаимоотношениях со взрослыми;

- Девочки 6 класса понимают, что роль ребенка навязана со стороны взрослых.

3. На выделение критериев влияют гендерные стереотипы.

  •  Девочки дошкольницы и третьеклассницы обращают внимание на одежду, а мальчики на физическую силу;
  •  При описании основного вида деятельности девочки выделяют условия труда, а мальчики – возможность материального вознаграждения;
  •  Выделяя права, девочки отмечают общечеловеческие, а мальчики - права, связанные с мужской деятельностью;
  •  Определяя статусные позиции детей и взрослых, мальчики говорят, что взрослые могут занимать высокие должности, а девочки говорят о семейном положении.
  •  Дети имеют свое собственное представление о различии взрослых и детей. Эти представления формируются под влиянием собственных интересов и потребностей детей, их жизненного опыта, а также под влиянием стереотипов, существующих в обществе.

Литература

1. Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998.-152с. - (серия “философское образование”; Вып. 2)

2. Кон И.С. Ребенок и общество.-М., Наука,-1989.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39228. Определение концентрации и подвижности электронов в металле методом измерения эффекта Холла и удельной электрической проводимости 187.5 KB
  Эффект Холла Сущность эффекта Холла заключается в возникновении в проводниках разности потенциалов напряженности электрического поля в направлении перпендикулярном направлениям тока и магнитного поля. Причина эффекта состоит в искривлении траекторий движения носителей тока электронов дырок вследствие действия магнитной составляющей силы Лоренца что изображено на рис. На практике плотность тока определяется измерением силы тока а напряженность холловского поля через разность потенциалов между гранями 1 и 2 : тогда 4. Измерив...
39229. Определение коэффициента теплопроводности металла 99.5 KB
  Распределение температуры вдоль металлического стержня Рассмотрим распределение температуры вдоль металлического стержня нагреваемого с одного конца. Количество тепла отдаваемое отрезком стержня в окружающую среду 2 где P периметр сечения образца. Если температура стержня в точке x=0 равна T1 то T1 T0= B. С другой стороны при x  0 температура стержня T  T0 и поэтому =0.
39230. Измерение магнитной восприимчивости слабомагнитных веществ 155 KB
  Измерение магнитной восприимчивости слабомагнитных магнетиков Наиболее распространен способ измерения магнитной восприимчивости слабомагнитных образцов на основании измерения механической силы действующей на образец в неоднородном магнитном поле. Энергия системы образец стержень с сечением S и воздушный столб в начальном состоянии: Здесь lОБ длина части стержня находящейся в магнитном поле индукцией В а lВЗ длина воздушного столба в области магнитного поля. Если при измерениях образец находится в вакууме то парамагнетик  0...
39231. Электрические свойства 2.68 MB
  Удельная электрическая проводимость среды σ и ее удельное электрическое сопротивление ρ равны соответственно проводимости Σ и сопротивлению R единицы объема среды. У типичных проводников с электронной проводимостью металлов удельное сопротивление весьма мало ρ=104 ÷ 108 Омм. Наличие их в породах при ковалентнометаллической или ионнометаллической форме кристаллической связи существенно увеличивает электропроводность минералов удельное сопротивление которых изменяется в пределах 103 ÷ 106 Омм. Самородные металлы и их...
39232. ТЕПЛОВЫЕ СВОЙСТВА 1.76 MB
  Диагенез катагенез метаморфизм и метасоматизм пород образование всех видов полезных ископаемых тектонические и другие геологические процессы всё это связано с перераспределением тепла в земных недрах. Естественно что изучение тепловых процессов Земли тепловых свойств пород является весьма важной частью как в работах планетарного масштаба так и в прикладных исследованиях. Сведения о тепловых режимах земной коры в разное геологическое время широко используются при региональнозональном прогнозировании нефтегазоматеринских толщ зон...
39233. ЯДЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 2.37 MB
  Напротив ядро бериллия состоящее из 5 нейтронов и 4 протонов 2 αчастицынейтрон аномально неустойчиво распадается при облучении гаммаквантами относительно небольшой энергии. Гаммаизлучение это жесткое электромагнитное излучение сопровождающее ядерные превращения. Так при превращении радия в радон испускается гаммаквант энергии 019 МэВ поскольку именно такая разница между энергиями возбужденного и нормального состояний имеет место у радона. В сравнении с другими видами электромагнитного излучения гаммаизлучение...
39234. Петрофизические связи и петрофизические модели месторождений 3.99 MB
  Эти задачи можно было решить только при условии что будут установлены закономерные связи между параметрами получаемыми при интерпретации данных ГИС с одной стороны и параметрами характеризующими емкость нефтенасыщенность продуктивность породыколлектора с другой. Такое сопоставление проводят для решения следующих задач: поиска областей геофизических значений характерных для различных литотипов для использования их впоследствии при литологическом расчленении разреза по данным ГИС; определения областей соответствующих...
39235. Вещественная, структурная и фазовая неоднородность пород 873 KB
  Породы могут быть однофазными и многофазными. Компонентную неоднородность породы характеризуют составом твердой жидкой и газообразной фаз. Например находясь на уровне пор и скелетных зерен мы уделяем основное внимание исследованию геометрии пор и минерального скелета породы. Пористость Горные породы руды каменные угли и минералы слагающие земную кору не являются сплошными телами все они содержат полости поры.
39236. НЕФТЕ- И ГАЗОНАСЫЩЕННОСТЬ ПОРОД 1.94 MB
  НЕФТЕ И ГАЗОНАСЫЩЕННОСТЬ ПОРОД Породыколлекторы в условиях естественного залегания содержат воду нефть и газ. Сумма объемов пор занятых нефтью Vн газом Vг и водой Vв равна общему объему порового пространства пород Vпор: Vн Vг Vв = Vпор. Взаимное расположение нефти и воды в поровом пространстве нефтенасыщенных пород зависит от гидрофильности и гидрофобности.17 показано размещение воды и нефти в отдельно взятой поре гидрофильных и гидрофобных пород.