15655

Символические границы детства

Научная статья

Логика и философия

Символические границы детства Федянина М. В. В обыденном сознании существуют понятия €œребенок€ €œдети€ €œдетство€. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен. Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты:...

Русский

2013-06-15

42 KB

1 чел.

Символические границы детства

Федянина М. В.

В обыденном сознании существуют понятия “ребенок”, “дети”, “детство”. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен.

Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты: приписываемые ребенку качества и виды деятельности согласно роли “ребенок”, потенциальные функции детей в семье и обществе, взаимоотношения детей и взрослых в контексте взаимодействия ролей “ребенок” - “взрослый”, материальный мир детства, институты социализации.

Одним из компонентов являются символические границы детства, представления самих детей о детстве, в частности, признаки по которым дети отличают себя от взрослых, т.е. критерии “недетскости”.

Для выявления критериев “недетскости” было проведено исследование, объектом которого являются 3 группы детей – дошкольники ДОУ №5, третьеклассники и шестиклассники средней общеобразовательной школы №50 г. Томска. С дошкольниками было проведено интервью, а школьники написали сочинение на тему “Чем дети отличаются от взрослых?”. Всего было получено 8 интервью и 51 сочинение.

Основные критерии, которые выделяют все дети – возраст, внешность, характер, умственные способности, основной вид деятельности, поведение. В старших подгруппах – особые знания и умения, определенные права и обязанности. Теперь немного подробнее об этих критериях.

Самый очевидный критерий – возраст. Дети говорят, что взрослые старше, взрослее. На внешность обращают внимание чаще дошкольники: “У взрослых больше шапки, сапоги, куртки”. В 3 классе об одежде говорят только девочки, а мальчики обращают внимание на физическую силу: “Взрослые сильнее, они выносят нагрузки”. Здесь прослеживается влияние гендерных стереотипов. Девочек оценивают по внешности, и они различают детей и взрослых по одежде, мальчиков ценят за физическую силу, и они выделяют этот критерий.

Следующие критерии характеризуют умственные способности и характер. Дети считают, что они сами затейливее, бескорыстнее, а иногда “воспринимают все близко к сердцу”. Об интеллекте дети говорят, что “у детей ума, конечно, не меряно, но у взрослых гораздо больше”. Особые умственные способности не замечают только дошкольники. Это, возможно, связано с тем, что для них умственная деятельность не является главной, и они не видят таких отличий между взрослыми и детьми.

Еще один критерий, по которым дети отличают себя от взрослых – наличие знаний и умений, а также образования. “Взрослые уже все знают и умеют” - подобные фразы встречаются и у мальчиков, и у девочек, начиная с 3 класса. Также дети фиксируют, что взрослые уже получили образование и “знания для дальнейшей профессии”. Девочки 11-12 лет отмечают, что “взрослые больше понимают их смысл жизни”. Девочки в этом возрасте начинают задумываться о своей жизни, переосмыслять себя и свою личность и они считают, что у взрослых эти проблемы уже решены. Следующий критерий, который выделяют дети всех подгрупп – основной вид деятельности. Деятельность, на основе ответов респондентов, можно рассматривать в трех аспектах: ее содержание, результаты и доступность. Дошкольники считают, что “взрослые ходят на работу, а дети в садик”, а школьники, соответственно, что дети ходят в школу. Результаты деятельности – то, что получает человек в процессе деятельности. Девочки считают, что взрослые “устают на работе”, мальчики замечают, что “взрослые ходят на работу и зарабатывают там деньги”.

Девочек интересует то, что взрослые могут уставать на работе, а мальчиков – материальное вознаграждение. Доступность деятельности интересует мальчиков с 10 лет: “Взрослые могут себе зарабатывать и работать, а дети не могут, и приходится взрослым содержать своих детей”. Девочек доступность работы интересует с 11-12 лет.

Еще одна группа критериев характеризует взаимоотношения взрослых и детей. Для третьеклассников отношение взрослых к детям “заботливо-поучительное”: “Взрослые учат нас всему, а мы учимся”, “Родители рассказывают нам сказки”, при этом “ребенок не должен в семье слышать нецензурную лексику”. Т.е. взрослые по-особому относятся к детям, хотя иногда, по мнению детей, “им надо все объяснять”, и дети, в свою очередь, “не понимают, что говорят взрослые”. Эти высказывания можно интерпретировать по-разному. Взрослые не всегда понимают интересы и потребности детей, а дети – интересы взрослых. Может быть, сказывается наличие знаний у взрослых, и дети не понимают лексику родителей. Может быть, отсутствует взаимопонимание в семье, должные теплые отношения, и поэтому возникает непонимание друг друга.

Шестиклассники выделяют иной аспект взаимоотношений, мнения мальчиков и девочек расходятся. Мальчики понимают свою зависимость от взрослых, но этот факт их не тяготит: “Взрослые, что скажут то ты и делаешь. Но я, лично, не жалуюсь”. Для девочек главный аспект взаимоотношений – подчинение взрослым: “Взрослые всегда говорят детям, что им делать, что и как надевать, не слушать ту или иную музыку, до скольки гулять, в какой институт поступать. Взрослые хотят как лучше, а получается все наоборот”. Девочки видят, что их права ущемляются со стороны взрослых, взрослые не считаются с желаниями детей, диктуют им свое мнение, в результате от этого страдает сам ребенок.

Еще одна группа критериев, тесно связанная с предыдущими, – права и обязанности детей и взрослых. Дошкольники не выделяют этого критерия. Девочки-школьницы отмечают, что “у взрослых есть право голоса”, а мальчики, что “детям нельзя ездить на машине до 18 лет”. Т.е. девочки отмечают общечеловеческие права, а мальчики – права, связанные с традиционно мужским видом деятельности – вождением автомобиля. Чем старше дети, тем больше обязанностей появляется у них дома, тем больше они называют обязанностей для взрослых. Здесь же можно отметить статусные позиции. Девочкам важно семейное положение: “Взрослые выходят замуж”, а для мальчиков – статус в обществе: “Взрослые бывают директорами заведений”. Здесь, как и при описании внешности, прослеживается влияние гендерных стереотипов, согласно которым, женщины должны заниматься семьей, а мужчины – обеспечивать семью, занимая высокие должности.

Следующие критерии касаются образа жизни и поведения. У детей, по их собственному мнению, свои, отличные от взрослых интересы и дела. Вот, что пишет мальчик третьего класса: “Дети обожают головоломки, загадки, пати, тусы, есть кумиры (Децл, Дельфин, Лига Лайз), глотают ужастики пачками, а еще рисуют граффити – рисунки на стенах”. Вот чем занимаются дети, а взрослые “всегда куда-то торопятся, у них много важных дел” и они “не любят баловаться”. Девочки 6 класса отмечают, что “у детей нет опыта в личной жизни”. Из контекста ясно, что девочка имела ввиду личную жизнь не как общение с противоположным полом, а как частную, собственную сферу жизни, в которой живет человек. Несмотря на то, что у детей свои интересы и занятия, все это остается под контролем взрослых, нет ничего, чего бы не знали взрослые.

Еще один критерий – наличие или отсутствие девиантного поведения. Дошкольники считают, что “бомжи лазают по помойкам, бандиты взрослые воруют, а дети – нет”, т.е. у детей не может быть девиантного поведения. Некоторые третьеклассники считают, что у взрослых “больше вредных привычек” а дети “не пьют, не курят и другими разными делами не занимаются”, другие, наоборот, считают, что у детей много вредных привычек, например, они “цепляются за трамваи, а взрослые – нет”. Мнение по поводу девиантного поведения у детей разделилось.

Последний критерий – идентификация со стороны взрослых и самоидентификация. То, кем является человек, зависит и от его собственной воли: “Я считаю себя ребенком потому, что не хочу быть взрослой”, и от того, кем его считают окружающие: “Ко мне обращаются как к ребенку”.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1.  Чем старше дети, тем больше критериев они называют, подробнее раскрывают их значение.
  2.  Количество критериев возрастает по мере роста интересов, самосознания детей, увеличения их вовлеченности в различные сферы жизнедеятельности.

- С началом учебной деятельности детей заинтересовывает наличие у взрослых знаний и образования;

- Когда в семье ребенка наделяют дополнительными обязанностями, дети отмечают в качестве критериев особые умения взрослых;

- Взрослея, дети начинают осознавать себя и выделяют аспект зависимости во взаимоотношениях со взрослыми;

- Девочки 6 класса понимают, что роль ребенка навязана со стороны взрослых.

3. На выделение критериев влияют гендерные стереотипы.

  •  Девочки дошкольницы и третьеклассницы обращают внимание на одежду, а мальчики на физическую силу;
  •  При описании основного вида деятельности девочки выделяют условия труда, а мальчики – возможность материального вознаграждения;
  •  Выделяя права, девочки отмечают общечеловеческие, а мальчики - права, связанные с мужской деятельностью;
  •  Определяя статусные позиции детей и взрослых, мальчики говорят, что взрослые могут занимать высокие должности, а девочки говорят о семейном положении.
  •  Дети имеют свое собственное представление о различии взрослых и детей. Эти представления формируются под влиянием собственных интересов и потребностей детей, их жизненного опыта, а также под влиянием стереотипов, существующих в обществе.

Литература

1. Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998.-152с. - (серия “философское образование”; Вып. 2)

2. Кон И.С. Ребенок и общество.-М., Наука,-1989.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29247. Феномены русской, российской, советской культуры 52.5 KB
  Проблема самосознания русской культуры. Этапы становления русской идеи. Формирование русской национальной культуры на протяжении веков проходило в русле этнического разнообразия преодоления разобщенности в условиях интенсивного воздействия извне: соединение Запада и Востока наслоение различных этнических и региональных культурных типов временных компонентов конфессиональных общностей.
29248. Понятие культурной самоидентичности 32 KB
  Современные глобальные проблемы есть следствие логическое продолжение глубокой структурной несогласованности человеческой субъективности кризиса его самоидентичности. Распад социальной системы начинается с распада социальных связей и разрушения социальных субъектов кризиса их личностных ценностных ориентации и утраты самоидентичности. Проблема самоидентичности является стержнем ядром всей социальной проблематики.
29249. Символ. Смысловая структура символа 53.5 KB
  Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства знаки символы тексты которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры это универсальная форма осмысления реальности в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления восприятия понятия образы и другие подобного рода смысловые конструкции носители смысла. Основной структурной единицей языка культуры с точки зрения семиотики являются знаковые системы.Любой...
29250. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека 60.5 KB
  Речь не о какомто единственном и едином способе деятельности а о целом их ансамбле таком же сложном как и система созидательных способов деятельности деятельность распредмечивания изоморфносимметрична деятельности опредмечивания. Но и зеркально симметричным и возвращает нас к исходному пункту деятельности – человеку. Какими качествами он должен обладать чтобы выполнить эту функцию Человек – субъект деятельности.
29251. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 53.5 KB
  В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру качественно отличающий его как от культуры античного общества так и от последующей культуры Нового времени эпохи буржуазного производства. Именно христианство стало основной осью складывающегося с V века в Западной Европе мира которая влияла на все стороны жизни человека его духовные приоритеты устои общества. Следование этому образцу становилось смыслом жизни каждого человека так как...
29252. Строение культуры 38 KB
  Кагану Человек общество культура являются системными объектами. Культура понимается как система высшего уровня сложности. Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том что культура есть целостновсесторонний способ очеловечивания человека и человеческого рода и отдельного его представителя в процессе обретения им таких качеств которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную. Таким образом первичная форма существования культуры – физическая культура.
29253. Мейнстрим, субкультура и контркультура 34 KB
  Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура это подкультура или культура в культуре. а субкультура отличается лишь однойдвумя чертами.
29254. СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ 27 KB
  Субъект культуры в культурологическом понимании какаялибо социальная общность или конкретный индивид реализующий в практической деятельности культуросозидающее начало потребление и духовное освоение объектов культуры воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи. В культурологическом понимании объект культуры элемент фрагмент бытия культуры являющийся сферой реализации активности и историческим результатом практической деятельности субъекта культуры.
29255. ипология культуры (типы культур) 36 KB
  Типология культур строится на основании нескольких критериев: связь с религией культуры религиозные и светские; региональная принадлежность культуры культуры Востока и Запада средиземноморская латиноамериканская; региональноэтническая особенность русская французская; принадлежность к историческому типу общества культура традиционного индустриального постиндустриального общества; хозяйственный уклад культура охотников и собирателей огородников земледельцев скотоводов индустриальная культура; сфера общества или вид...