15655

Символические границы детства

Научная статья

Логика и философия

Символические границы детства Федянина М. В. В обыденном сознании существуют понятия €œребенок€ €œдети€ €œдетство€. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен. Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты:...

Русский

2013-06-15

42 KB

1 чел.

Символические границы детства

Федянина М. В.

В обыденном сознании существуют понятия “ребенок”, “дети”, “детство”. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен.

Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты: приписываемые ребенку качества и виды деятельности согласно роли “ребенок”, потенциальные функции детей в семье и обществе, взаимоотношения детей и взрослых в контексте взаимодействия ролей “ребенок” - “взрослый”, материальный мир детства, институты социализации.

Одним из компонентов являются символические границы детства, представления самих детей о детстве, в частности, признаки по которым дети отличают себя от взрослых, т.е. критерии “недетскости”.

Для выявления критериев “недетскости” было проведено исследование, объектом которого являются 3 группы детей – дошкольники ДОУ №5, третьеклассники и шестиклассники средней общеобразовательной школы №50 г. Томска. С дошкольниками было проведено интервью, а школьники написали сочинение на тему “Чем дети отличаются от взрослых?”. Всего было получено 8 интервью и 51 сочинение.

Основные критерии, которые выделяют все дети – возраст, внешность, характер, умственные способности, основной вид деятельности, поведение. В старших подгруппах – особые знания и умения, определенные права и обязанности. Теперь немного подробнее об этих критериях.

Самый очевидный критерий – возраст. Дети говорят, что взрослые старше, взрослее. На внешность обращают внимание чаще дошкольники: “У взрослых больше шапки, сапоги, куртки”. В 3 классе об одежде говорят только девочки, а мальчики обращают внимание на физическую силу: “Взрослые сильнее, они выносят нагрузки”. Здесь прослеживается влияние гендерных стереотипов. Девочек оценивают по внешности, и они различают детей и взрослых по одежде, мальчиков ценят за физическую силу, и они выделяют этот критерий.

Следующие критерии характеризуют умственные способности и характер. Дети считают, что они сами затейливее, бескорыстнее, а иногда “воспринимают все близко к сердцу”. Об интеллекте дети говорят, что “у детей ума, конечно, не меряно, но у взрослых гораздо больше”. Особые умственные способности не замечают только дошкольники. Это, возможно, связано с тем, что для них умственная деятельность не является главной, и они не видят таких отличий между взрослыми и детьми.

Еще один критерий, по которым дети отличают себя от взрослых – наличие знаний и умений, а также образования. “Взрослые уже все знают и умеют” - подобные фразы встречаются и у мальчиков, и у девочек, начиная с 3 класса. Также дети фиксируют, что взрослые уже получили образование и “знания для дальнейшей профессии”. Девочки 11-12 лет отмечают, что “взрослые больше понимают их смысл жизни”. Девочки в этом возрасте начинают задумываться о своей жизни, переосмыслять себя и свою личность и они считают, что у взрослых эти проблемы уже решены. Следующий критерий, который выделяют дети всех подгрупп – основной вид деятельности. Деятельность, на основе ответов респондентов, можно рассматривать в трех аспектах: ее содержание, результаты и доступность. Дошкольники считают, что “взрослые ходят на работу, а дети в садик”, а школьники, соответственно, что дети ходят в школу. Результаты деятельности – то, что получает человек в процессе деятельности. Девочки считают, что взрослые “устают на работе”, мальчики замечают, что “взрослые ходят на работу и зарабатывают там деньги”.

Девочек интересует то, что взрослые могут уставать на работе, а мальчиков – материальное вознаграждение. Доступность деятельности интересует мальчиков с 10 лет: “Взрослые могут себе зарабатывать и работать, а дети не могут, и приходится взрослым содержать своих детей”. Девочек доступность работы интересует с 11-12 лет.

Еще одна группа критериев характеризует взаимоотношения взрослых и детей. Для третьеклассников отношение взрослых к детям “заботливо-поучительное”: “Взрослые учат нас всему, а мы учимся”, “Родители рассказывают нам сказки”, при этом “ребенок не должен в семье слышать нецензурную лексику”. Т.е. взрослые по-особому относятся к детям, хотя иногда, по мнению детей, “им надо все объяснять”, и дети, в свою очередь, “не понимают, что говорят взрослые”. Эти высказывания можно интерпретировать по-разному. Взрослые не всегда понимают интересы и потребности детей, а дети – интересы взрослых. Может быть, сказывается наличие знаний у взрослых, и дети не понимают лексику родителей. Может быть, отсутствует взаимопонимание в семье, должные теплые отношения, и поэтому возникает непонимание друг друга.

Шестиклассники выделяют иной аспект взаимоотношений, мнения мальчиков и девочек расходятся. Мальчики понимают свою зависимость от взрослых, но этот факт их не тяготит: “Взрослые, что скажут то ты и делаешь. Но я, лично, не жалуюсь”. Для девочек главный аспект взаимоотношений – подчинение взрослым: “Взрослые всегда говорят детям, что им делать, что и как надевать, не слушать ту или иную музыку, до скольки гулять, в какой институт поступать. Взрослые хотят как лучше, а получается все наоборот”. Девочки видят, что их права ущемляются со стороны взрослых, взрослые не считаются с желаниями детей, диктуют им свое мнение, в результате от этого страдает сам ребенок.

Еще одна группа критериев, тесно связанная с предыдущими, – права и обязанности детей и взрослых. Дошкольники не выделяют этого критерия. Девочки-школьницы отмечают, что “у взрослых есть право голоса”, а мальчики, что “детям нельзя ездить на машине до 18 лет”. Т.е. девочки отмечают общечеловеческие права, а мальчики – права, связанные с традиционно мужским видом деятельности – вождением автомобиля. Чем старше дети, тем больше обязанностей появляется у них дома, тем больше они называют обязанностей для взрослых. Здесь же можно отметить статусные позиции. Девочкам важно семейное положение: “Взрослые выходят замуж”, а для мальчиков – статус в обществе: “Взрослые бывают директорами заведений”. Здесь, как и при описании внешности, прослеживается влияние гендерных стереотипов, согласно которым, женщины должны заниматься семьей, а мужчины – обеспечивать семью, занимая высокие должности.

Следующие критерии касаются образа жизни и поведения. У детей, по их собственному мнению, свои, отличные от взрослых интересы и дела. Вот, что пишет мальчик третьего класса: “Дети обожают головоломки, загадки, пати, тусы, есть кумиры (Децл, Дельфин, Лига Лайз), глотают ужастики пачками, а еще рисуют граффити – рисунки на стенах”. Вот чем занимаются дети, а взрослые “всегда куда-то торопятся, у них много важных дел” и они “не любят баловаться”. Девочки 6 класса отмечают, что “у детей нет опыта в личной жизни”. Из контекста ясно, что девочка имела ввиду личную жизнь не как общение с противоположным полом, а как частную, собственную сферу жизни, в которой живет человек. Несмотря на то, что у детей свои интересы и занятия, все это остается под контролем взрослых, нет ничего, чего бы не знали взрослые.

Еще один критерий – наличие или отсутствие девиантного поведения. Дошкольники считают, что “бомжи лазают по помойкам, бандиты взрослые воруют, а дети – нет”, т.е. у детей не может быть девиантного поведения. Некоторые третьеклассники считают, что у взрослых “больше вредных привычек” а дети “не пьют, не курят и другими разными делами не занимаются”, другие, наоборот, считают, что у детей много вредных привычек, например, они “цепляются за трамваи, а взрослые – нет”. Мнение по поводу девиантного поведения у детей разделилось.

Последний критерий – идентификация со стороны взрослых и самоидентификация. То, кем является человек, зависит и от его собственной воли: “Я считаю себя ребенком потому, что не хочу быть взрослой”, и от того, кем его считают окружающие: “Ко мне обращаются как к ребенку”.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1.  Чем старше дети, тем больше критериев они называют, подробнее раскрывают их значение.
  2.  Количество критериев возрастает по мере роста интересов, самосознания детей, увеличения их вовлеченности в различные сферы жизнедеятельности.

- С началом учебной деятельности детей заинтересовывает наличие у взрослых знаний и образования;

- Когда в семье ребенка наделяют дополнительными обязанностями, дети отмечают в качестве критериев особые умения взрослых;

- Взрослея, дети начинают осознавать себя и выделяют аспект зависимости во взаимоотношениях со взрослыми;

- Девочки 6 класса понимают, что роль ребенка навязана со стороны взрослых.

3. На выделение критериев влияют гендерные стереотипы.

  •  Девочки дошкольницы и третьеклассницы обращают внимание на одежду, а мальчики на физическую силу;
  •  При описании основного вида деятельности девочки выделяют условия труда, а мальчики – возможность материального вознаграждения;
  •  Выделяя права, девочки отмечают общечеловеческие, а мальчики - права, связанные с мужской деятельностью;
  •  Определяя статусные позиции детей и взрослых, мальчики говорят, что взрослые могут занимать высокие должности, а девочки говорят о семейном положении.
  •  Дети имеют свое собственное представление о различии взрослых и детей. Эти представления формируются под влиянием собственных интересов и потребностей детей, их жизненного опыта, а также под влиянием стереотипов, существующих в обществе.

Литература

1. Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998.-152с. - (серия “философское образование”; Вып. 2)

2. Кон И.С. Ребенок и общество.-М., Наука,-1989.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20216. Синхронная цифровая иерархия 47.5 KB
  Такой путь признан мировым сообществом в качестве оптимального и для его реализации разработана технология СИНХРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ИЕРАРХИИ СЦИ – Synchronous Digital Hierarchy SDH.707 МККТТ приводятся его следующие преимущества: упрощённая техника объединения разделения цифровых потоков; прямой доступ к компонентам без необходимости расшивки всего потока; расширение возможностей эксплуатации в сети и технического обслуживания; лёгкий переход ко всё более высоким скоростям передачи; возможна передача как сигналов SDH систем так и PDH...
20217. Среды передачи Секций мультиплексных Волоконно – оптическая сеть регенерационных Физическая среда 69 KB
  Сеть каналов – слой обслуживающий пользователей содержит электронные АТС обеспечивающие подключение терминалов пользователей к тем или иным комплектам оконечных АТС системы SDH. Горизонтальное деление структуры сети SDH дополняется вертикальным – на подсети например международные национальные межзоновые соединённые друг с другом соединительными линиями. На первом этапе пока SDH системы не являются основными в задачу создаваемых SDH сетей входит передача потоков образованных РDH системами. Для адаптации РDH потоков для компенсации...
20218. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО БЫСТРОДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССОРА 58.88 KB
  Исследование способов организации вычислительного процесса в цифровых управляющих системах и определение быстродействия процессора ЭВМ. В ходе выполнения работы студент знакомится с основными способами организации вычислительного процесса для различных режимов работы
20219. Обобщённая структурная схема ЦСП 44.5 KB
  С выхода АЦП получаемый ИКМ сигнал объединяется с необходимыми сигналами сигнализации сигналами синхронизации СС дискретной информации ДИ и сигналами управления и взаимодействия СУВ. потеря синхронизации. Поэтому вопросам синхронизации в ЦСП уделяют особое внимание. Устройство временного разделения ВР – демультиплексор разделяет высокоскоростной поток на низкоскоростные компоненты из которых в блоке выделения служебных сигналов ВСС выделяются сигналы синхронизации управления и взаимодействия.
20220. Формирование структуры цикла передачи ЦСП 46 KB
  Чем выше по иерархии ступень мультиплексирования тем больше надо дополнительных позиций во фрейме поэтому скорость передачи групповых сигналов не является простой суммой канальных 64 кб с скоростей. Итак в цикле фрейме должны быть позиции для сигналов синхронизации информационных для передачи сигналов управления контроля и возможно других дополнительных сигналов. Обычно их формируют в виде сосредоточенной группы сигналов в определённой позиции слоте фрейма цикла. сигналов управления и взаимодействия СУВ должно быть таким чтобы...
20221. Мистецтво як соціальний феномен 72 KB
  Позиції філософів різних часів відносно предмету естетики. Важливість мистецтва як феномена культури та як особливої форми духовно-практичної діяльності людини.