15655

Символические границы детства

Научная статья

Логика и философия

Символические границы детства Федянина М. В. В обыденном сознании существуют понятия €œребенок€ €œдети€ €œдетство€. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен. Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты:...

Русский

2013-06-15

42 KB

1 чел.

Символические границы детства

Федянина М. В.

В обыденном сознании существуют понятия “ребенок”, “дети”, “детство”. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен.

Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты: приписываемые ребенку качества и виды деятельности согласно роли “ребенок”, потенциальные функции детей в семье и обществе, взаимоотношения детей и взрослых в контексте взаимодействия ролей “ребенок” - “взрослый”, материальный мир детства, институты социализации.

Одним из компонентов являются символические границы детства, представления самих детей о детстве, в частности, признаки по которым дети отличают себя от взрослых, т.е. критерии “недетскости”.

Для выявления критериев “недетскости” было проведено исследование, объектом которого являются 3 группы детей – дошкольники ДОУ №5, третьеклассники и шестиклассники средней общеобразовательной школы №50 г. Томска. С дошкольниками было проведено интервью, а школьники написали сочинение на тему “Чем дети отличаются от взрослых?”. Всего было получено 8 интервью и 51 сочинение.

Основные критерии, которые выделяют все дети – возраст, внешность, характер, умственные способности, основной вид деятельности, поведение. В старших подгруппах – особые знания и умения, определенные права и обязанности. Теперь немного подробнее об этих критериях.

Самый очевидный критерий – возраст. Дети говорят, что взрослые старше, взрослее. На внешность обращают внимание чаще дошкольники: “У взрослых больше шапки, сапоги, куртки”. В 3 классе об одежде говорят только девочки, а мальчики обращают внимание на физическую силу: “Взрослые сильнее, они выносят нагрузки”. Здесь прослеживается влияние гендерных стереотипов. Девочек оценивают по внешности, и они различают детей и взрослых по одежде, мальчиков ценят за физическую силу, и они выделяют этот критерий.

Следующие критерии характеризуют умственные способности и характер. Дети считают, что они сами затейливее, бескорыстнее, а иногда “воспринимают все близко к сердцу”. Об интеллекте дети говорят, что “у детей ума, конечно, не меряно, но у взрослых гораздо больше”. Особые умственные способности не замечают только дошкольники. Это, возможно, связано с тем, что для них умственная деятельность не является главной, и они не видят таких отличий между взрослыми и детьми.

Еще один критерий, по которым дети отличают себя от взрослых – наличие знаний и умений, а также образования. “Взрослые уже все знают и умеют” - подобные фразы встречаются и у мальчиков, и у девочек, начиная с 3 класса. Также дети фиксируют, что взрослые уже получили образование и “знания для дальнейшей профессии”. Девочки 11-12 лет отмечают, что “взрослые больше понимают их смысл жизни”. Девочки в этом возрасте начинают задумываться о своей жизни, переосмыслять себя и свою личность и они считают, что у взрослых эти проблемы уже решены. Следующий критерий, который выделяют дети всех подгрупп – основной вид деятельности. Деятельность, на основе ответов респондентов, можно рассматривать в трех аспектах: ее содержание, результаты и доступность. Дошкольники считают, что “взрослые ходят на работу, а дети в садик”, а школьники, соответственно, что дети ходят в школу. Результаты деятельности – то, что получает человек в процессе деятельности. Девочки считают, что взрослые “устают на работе”, мальчики замечают, что “взрослые ходят на работу и зарабатывают там деньги”.

Девочек интересует то, что взрослые могут уставать на работе, а мальчиков – материальное вознаграждение. Доступность деятельности интересует мальчиков с 10 лет: “Взрослые могут себе зарабатывать и работать, а дети не могут, и приходится взрослым содержать своих детей”. Девочек доступность работы интересует с 11-12 лет.

Еще одна группа критериев характеризует взаимоотношения взрослых и детей. Для третьеклассников отношение взрослых к детям “заботливо-поучительное”: “Взрослые учат нас всему, а мы учимся”, “Родители рассказывают нам сказки”, при этом “ребенок не должен в семье слышать нецензурную лексику”. Т.е. взрослые по-особому относятся к детям, хотя иногда, по мнению детей, “им надо все объяснять”, и дети, в свою очередь, “не понимают, что говорят взрослые”. Эти высказывания можно интерпретировать по-разному. Взрослые не всегда понимают интересы и потребности детей, а дети – интересы взрослых. Может быть, сказывается наличие знаний у взрослых, и дети не понимают лексику родителей. Может быть, отсутствует взаимопонимание в семье, должные теплые отношения, и поэтому возникает непонимание друг друга.

Шестиклассники выделяют иной аспект взаимоотношений, мнения мальчиков и девочек расходятся. Мальчики понимают свою зависимость от взрослых, но этот факт их не тяготит: “Взрослые, что скажут то ты и делаешь. Но я, лично, не жалуюсь”. Для девочек главный аспект взаимоотношений – подчинение взрослым: “Взрослые всегда говорят детям, что им делать, что и как надевать, не слушать ту или иную музыку, до скольки гулять, в какой институт поступать. Взрослые хотят как лучше, а получается все наоборот”. Девочки видят, что их права ущемляются со стороны взрослых, взрослые не считаются с желаниями детей, диктуют им свое мнение, в результате от этого страдает сам ребенок.

Еще одна группа критериев, тесно связанная с предыдущими, – права и обязанности детей и взрослых. Дошкольники не выделяют этого критерия. Девочки-школьницы отмечают, что “у взрослых есть право голоса”, а мальчики, что “детям нельзя ездить на машине до 18 лет”. Т.е. девочки отмечают общечеловеческие права, а мальчики – права, связанные с традиционно мужским видом деятельности – вождением автомобиля. Чем старше дети, тем больше обязанностей появляется у них дома, тем больше они называют обязанностей для взрослых. Здесь же можно отметить статусные позиции. Девочкам важно семейное положение: “Взрослые выходят замуж”, а для мальчиков – статус в обществе: “Взрослые бывают директорами заведений”. Здесь, как и при описании внешности, прослеживается влияние гендерных стереотипов, согласно которым, женщины должны заниматься семьей, а мужчины – обеспечивать семью, занимая высокие должности.

Следующие критерии касаются образа жизни и поведения. У детей, по их собственному мнению, свои, отличные от взрослых интересы и дела. Вот, что пишет мальчик третьего класса: “Дети обожают головоломки, загадки, пати, тусы, есть кумиры (Децл, Дельфин, Лига Лайз), глотают ужастики пачками, а еще рисуют граффити – рисунки на стенах”. Вот чем занимаются дети, а взрослые “всегда куда-то торопятся, у них много важных дел” и они “не любят баловаться”. Девочки 6 класса отмечают, что “у детей нет опыта в личной жизни”. Из контекста ясно, что девочка имела ввиду личную жизнь не как общение с противоположным полом, а как частную, собственную сферу жизни, в которой живет человек. Несмотря на то, что у детей свои интересы и занятия, все это остается под контролем взрослых, нет ничего, чего бы не знали взрослые.

Еще один критерий – наличие или отсутствие девиантного поведения. Дошкольники считают, что “бомжи лазают по помойкам, бандиты взрослые воруют, а дети – нет”, т.е. у детей не может быть девиантного поведения. Некоторые третьеклассники считают, что у взрослых “больше вредных привычек” а дети “не пьют, не курят и другими разными делами не занимаются”, другие, наоборот, считают, что у детей много вредных привычек, например, они “цепляются за трамваи, а взрослые – нет”. Мнение по поводу девиантного поведения у детей разделилось.

Последний критерий – идентификация со стороны взрослых и самоидентификация. То, кем является человек, зависит и от его собственной воли: “Я считаю себя ребенком потому, что не хочу быть взрослой”, и от того, кем его считают окружающие: “Ко мне обращаются как к ребенку”.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1.  Чем старше дети, тем больше критериев они называют, подробнее раскрывают их значение.
  2.  Количество критериев возрастает по мере роста интересов, самосознания детей, увеличения их вовлеченности в различные сферы жизнедеятельности.

- С началом учебной деятельности детей заинтересовывает наличие у взрослых знаний и образования;

- Когда в семье ребенка наделяют дополнительными обязанностями, дети отмечают в качестве критериев особые умения взрослых;

- Взрослея, дети начинают осознавать себя и выделяют аспект зависимости во взаимоотношениях со взрослыми;

- Девочки 6 класса понимают, что роль ребенка навязана со стороны взрослых.

3. На выделение критериев влияют гендерные стереотипы.

  •  Девочки дошкольницы и третьеклассницы обращают внимание на одежду, а мальчики на физическую силу;
  •  При описании основного вида деятельности девочки выделяют условия труда, а мальчики – возможность материального вознаграждения;
  •  Выделяя права, девочки отмечают общечеловеческие, а мальчики - права, связанные с мужской деятельностью;
  •  Определяя статусные позиции детей и взрослых, мальчики говорят, что взрослые могут занимать высокие должности, а девочки говорят о семейном положении.
  •  Дети имеют свое собственное представление о различии взрослых и детей. Эти представления формируются под влиянием собственных интересов и потребностей детей, их жизненного опыта, а также под влиянием стереотипов, существующих в обществе.

Литература

1. Кислов А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998.-152с. - (серия “философское образование”; Вып. 2)

2. Кон И.С. Ребенок и общество.-М., Наука,-1989.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44252. Методические рекомендации. Экономика труда 469.5 KB
  Учебно-методические материалы предназначены для студентов обучающихся по специальности 060200 Экономика труда и проходящих преддипломную практику в организациях различных отраслей и организационно-правовых форм и форм собственности. наук доцент кафедры экономики труда УрСЭИ Рецензент Белкин В. Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений 2005 Белкина Н.
44253. Особенности перевода языковых элементов, отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык 242 KB
  Данная работа посвящена исследованию особенностей перевода языковых элементов отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык. Таким образом актуальность работы в способах перевода языковых элементов выражающие агрессивное состояние человека. Объектом данного исследования являются языковые элементы выражающие агрессивное состояние человека а предметом – способы перевода языковых элементов выражающих агрессивное состояние человека. Целью данного исследования является выявление оптимальных способов перевода...
44254. Реконструкция аккумуляторного участка в РДАУП Автобусный парк № 1 г. Витебска 719.5 KB
  Расчёт годового объёма работ. Расчет годового объема работ по ТОТР вспомогательных работ работ по самообслуживанию. Реконструкцию необходимо проводить таким образом чтобы обеспечить нормальную работу действующих зон и участков. В Витебске работает более 30 автобусных маршрутов.
44255. Годинники, засновані на підрахунку періодів коливань від задаючого генератора за допомогою електронної схеми і виведення інформації на цифровий дисплей 545 KB
  В умовах подальшого технічного прогресу, що характеризується інтенсивним використанням електроніки та мікропроцесорної техніки, сучасний спеціаліст в будь-якій галузі науки й техніки повинен бути ознайомлений із основними функціональними пристроями електроніки, які становлять основу усіх систем керування технологічними процесами.
44256. ЧЕТЫРЕХЭТАЖНАЯ БЛОК-СЕКЦИЯ НА 12 КВАРТИР 1.01 MB
  Кладка стен осуществляется на цементно-песчаном растворе. Толщина наружных стен определяется на основании теплотехнического расчета. Изначально толщина наружной стены предполагается равной 510 мм. Такая толщина необходима для обеспечения устойчивости по отношению к ветровым и ударным нагрузкам, а также для увеличения тепло- и звукоизоляционной способности стен
44257. Расчет канализационной сети 110 KB
  Общесплавными называют системы канализации при которых все сточные воды бытовые производственные и дождевые сплавляются по одной общей сети труб и каналов за пределы городской территории на очистные сооружения. Раздельными называют системы канализации при которых дождевые и условно чистые производственные воды отводят по одной сети труб и каналов а бытовые и загрязненные производственные сточные воды по другой одной или нескольким сетям. Характеристика наружной канализационной сети Наружной канализационной сетью называют...
44258. Расчёт многопустотной плиты перекрытия 355.5 KB
  Расчетные данные Для бетона класса В 30 Rb=17 МПа; Rbser=22 МПа; Rbt=12 МПа; Rbt ser=18 МПа; Eв=29000 МПа для тяжелого бетона с тепловой обработкой Для напрягаемой арматуры класса АтIV: Rsn=590 МПа; Rs=510 МПа; Rs=405 МПа; Es=19105 МПа. Для арматуры сварных сеток и каркасов из проволоки класса ВрI: R=360 МПа; Rs=265 МПа; Es=1.7105 МПа. Rвр=05 В=30=0530=15 МПа.
44259. Разработка жидкостный ракетный двигатель первой ступени ракетоносителя, работающего на топливе Керосин и О2ж 3.15 MB
  Объектами разработки являются конструкция камеры компоновочная схема и пневмогидравлическая схема двигателя. В процессе работы произведён выбор системы подачи схемы и основных параметров системы характеризующих совершенство процессов в камере сгорания и сопле проведен тепловой расчет камеры определены параметры системы подачи выполнено...
44260. АНАЛІЗ РОЗВЯЗУЮЧИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ ІМПЕДАНСНИХ СТРУКТУР З РЕАКТИВНИМ ІМПЕДАНСОМ 8.48 MB
  Значення коефіцієнта придушення. Аркуш 5 Значення коефіцієнта придушення. Ефективність запропонованої неоднорідної імпедансної смуги була оцінена в досить вузькому частотному діапазоні у зв'язку з чим не зрозуміло як буде поводитися коефіцієнт придушення за границями цього діапазону. Коефіцієнт придушення імпедансної смуги.