15665

ИДЕЯ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

Научная статья

Физкультура и спорт

ИДЕЯ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ М.М.Ибрагимов Постановка проблемы. Современный спорт как и другие формы жизнедеятельности носит духовнопрактический характер поскольку имеет целеполагающую идею образующую в развитии общества физкульту...

Русский

2013-06-15

107.5 KB

3 чел.

«ИДЕЯ СПОРТА» В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

М.М.Ибрагимов

Постановка проблемы. Современный спорт, как и другие формы жизнедеятельности, носит духовно-практический характер, поскольку имеет целеполагающую идею, образующую в развитии общества физкультурно-спортивное мировоззрение. Оно обусловливается, с одной стороны, особенностями уровня достигнутого культурно - цивилизационного прогресса человечества, а, с другой - ступенью материально- технического, экономического, политического, морально-правового развития разных стран и народов. В зависимости от того, какую роль и социальную функцию выполняет спорт как эталонный вид физической культуры в обществе, можно определить вектор их поступательного движения. После длительных исторических дискуссий о культурологической значимости спорта пришло время его включения в предмет философско-антропологических рассуждений, позволяющих очертить перспективы, предельные (онтологические) основания и, таким образом, “перевести” узко-профессиональные иституциональные  проблемы спортивной деятельности во всеобщий национальный интерес.

В Украине, как и в других индустриально-развитых и политически трансформирующихся обществах, формирование новой “национальной идеи” невозможно без, фундаментальных исследований причин и основных тенденций нынешнего кризисного состояния физической культуры населения, а также их основательного анализа внимания различных его категорий, гражданского общества и государства в целом к гуманистической сущности массового спорта, привлекательность к которому прививает спорт  высших достижений.

Философия спорта предполагает повысить общественный энтузиазм к социальной его ценности, возвеличествующих силу, красоту, уникальность живой человеческой телесности, составляющей основу духовно-творческой созидательности. Проблемы, которые в разные периоды развития человечества возникают в оздоровительно-физкультурной и спортивно-тренировочной деятельности, непосредственно связаны с теми изначальными духовно-практическими парадигмами, которые лежат в основе общественных идеалов, поскольку индивидуальный человек и общество в целом всегда определяют горизонт, непосредственную (тактическую) и отдалённую (стратегическую) цель в своей жизни. В связи с этим злободневным является вопрос о содержании и форме, сущности и способах проявления спортивной идеи в различных сферах  современной общественной жизнедеятельности.

Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует, что в поисках выхода из кризисного состояния в отношении роли и места физической культуры к здоровью населения современному физкультурно-спортивному науковедению недостаёт философско-мировоззренческой и методологической аргументированности. Причиной последнего является поворот в отечественной и зарубежной, особенно российской, физкультурно-спортивной теории от диалектико-материалистических принципов научных исследований к разнообразию западноевропейских философских традиций, что вызвало определенный мировоззренческий кризис.

Одной из важнейших задач философии является предопределение, предсказание на основе обобщения предшествующего исторического опыта ориентиров, а точнее, Идеалов дальнейшего развития человечества и его детища – спорта. Во многих отечественных и зарубежных публикациях по физкультурно-спортивной тематике исподволь или прямо проводится мысль о назревшей практической и теоретической необходимости формирования новой междисциплинарной области знания – «философии спорта».

Стимулирующим дальнейшее в этом направлении исследования явился состоявшийся в Киеве в октябре 2010г. XIV Международный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех», посвященный 80-летию Национального университета физического воспитания и спорта Украины, в рамках которого работали две гуманитарные секции, внесшие в резолюцию конгресса предложение о переформатировании кафедр социально-гуманитарного цикла в кафедры философии спорта, где бы все дисциплины объединялись вокруг ее проблематики.

Еще в 2000г. московский журнал «Теория и практика физической культуры» совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК (нынешний Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма) провел «Круглый стол» на тему: «Философия и социология спорта в ХХI веке». Там, в частности, отмечалось, что «наши представления о спорте и сам понятийный аппарат во многом уже не соответствуют реальности». Участники «Круглого стола» поставили сложною задачу - «концептуально прописать новые функции спорта в современном мире», для чего требуется начать новый этап философско-социологического осмысления современного спорта [9].

В развитии этих идей предлагается современный социально-философский дискурс в отношении возможной проблематики предмета “философии спорта”. Для этого прежде всего предстоит ответить на два вопроса: в чем состоит сущность новых социальных реалий, которые называют «кризисами» и, вытекающий из него второй вопрос: ведут ли они только лишь к разрушению, в том числе и физической телесности человека, или стимулируют поиск новых идей в отношении места и роли спорта и физической культуры в XXI веке.

Целью данной статьи является попытка актуализировать задачу философского осмысления спорта в его современных социо-культурных параметрах и дополнить понятие “спортивная деятельность” терминами “идея спорта”, “спортивная идея”, показать общее и различное в их содержании.

Связь с научными планами и программами. Избранное направление исследования включено в комплексную научно-исследовательскую программу НУФВСУ «Особенности гуманитарного дискурса в спорте и физическом воспитании» и выполнено в рамках плановой темы НИР № 1.2.7.5п кафедры социально-гуманитарных дисциплин: «Современная социально- философськая парадигма физического воспитания и спорта» (номер государственной реестрации 0108U000908).

Основными методами исследования являются анализ и обобщение данных научно-теоретических литературных источников, диалектические методы взаимосвязи исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и метод феноменологической редукции. 

Результаты исследования и их обсуждение. В ответе на поставленный  первый вопрос следует отметить, что логика современных как и предшествующих кризисных явлений  связанна с изменением способов освоения человеком мира, а именно: в его освобождении от рутинных, тяжелых естественно-физических условий существования и выхода за пределы непосредственного процесса материального производства, что создает возможность для реализации сущностной силы человека – творчества.

Считалось, что количество людей, занятых в сфере науки, образования, управления, обслуживания, - это показатель эффективности общественной организации труда. Но всякий прогресс в одних областях, как свидетельствует история, сопровождается регрессом в других. Так, в современных условиях  вместе с популярным термином «информатизация» не менее распространенным стал термин «гиподинамия». Увлечение компьютерными технологиями приводит к тому, что человек постепенно тиряет свою физическую, а следовательно и социальную активность. Жизненные ситуации он пытается проигрывать не в живой действительности, а виртуально и в результате становится беспомощным перед возникающими реальными вызовами. В сознании человека происходит смещение телесной «самости» из реальной в воображаемую. Он перестает ощущать тело как пределы своего сущносного, уникального, своеобразного, неповторимого «Я» и как связующего звена со всей природной телесностью. Этим умаляется самосознание человеком своей собственной индивидуальной самоценности.

Если социологи современное цивилизованное  общество называют «обществом высокого модерна», то психологи называют его «высоко стрессовым», а философы – (больным). Действительно, речь идет о постепенной утрате человеком роли творца своей жизни, он становится (растерянным) под прессом постоянно изменяющихся социальных требований к нему в профессии, образовании, питании, информированности. Известный современный французский философ Ж.Бодрияр считал «парадоксом глобализации» тот факт, что огромный поток информации, который должен бы вести к «абсолютному прогрессу», оборачивается дезинформацией, поскольку происходит ее передозировка, уже трудно усваиваемая человеком. Она, - по его мнению, - ведет к энтропии – физической форме нивелирования системы [1]. Ряд ученых заявляют о том, что человек своей физической организацией, учитывающей индивидуальную физиологию еще трудно приспособливается к быстро изменяющемуся миру, а его интеллектуальные и физические возможности постоянно исчерпываются.

Эта новая парадигма непосредственно касается спорта как одного из главнейших видов человеческой жизнедеятельности, так как она в корне меняет представления о бесконечных физических возможностях человека (Амосов Н.М., Брехман И.И. и др.). До недавнего времени, основной «идеей спорта», было требование предельных физических нагрузок (спорт высоких достижений) и на этой основе выявление, благодаря тренировкам, скрытых физических потенций.

Возникает философский вопрос: если все, что в организме человека ранее было скрыто, а теперь – “на исходе”, то каковы дальнейшие перспективы развития спорта? Сегодня очень часто можно наблюдать, что достижение высоких показателей в спорте становится зависимым от анаболических стероидов и, если эта тенденция будет в дальнейшем прогрессировать, то наяву мы будем видеть не естественное, а искусственное физическое тело человека. Спорт из эталонного, образцового вида физической культуры превращается в самообман. Эта иллюзия  может быть будет более усилена в следствие бурно развивающейся генной инженерии. Если к этому добавить, что современная медицина не может справиться с засилием «мутирующих» болезней и постоянно увеличивающемся количеством детей, рождающихся с патологическими отклонениями, то становится острым вопрос о роли и месте современного спорта как социо-культурного феномена.

Известно, что методология решения актуальных социальных задач всегда находится в истории их прежних аналогов. Клио - как муза истории - сильна своей мудростью, ведь она аккумулирует опыт пережитого. Связующей красной нитью истории, передающей из поколения в поколение опыт освоения и преобразования окружающего мира, является «идея» - поле царствования философии как сферы самосознания общества, его рефлексии на самого себя. Поэтому Гегель считал, что «философия есть эпоха выраженная в мысли». Он олицетворял ее с совой богини мудрости Минервы, которая вылетает из серой полутьмы, чтобы внести прозрение в умы людей.

В ответе на второй вопрос подчеркнём, что современная наука о физическом воспитании и спорте своими корнями также уходит в философию как первоначальной совокупности всех знаний человека об окружающем мире и его месте в нем. В частности, длительное время физическое воспитание и спорт рассматривали как часть педагогического процесса, форму окультуривания человека, хотя всегда был и остается дискуссионным в этом контексте вопрос о спорте как особом социальном феномене. Если во всех философских нравоучениях, начиная с древних времен, физическому воспитанию уделялось пристальное внимание, то в отношении спорта оценки его культурологической значимости – неоднозначны, а порой и прямо противоположны.

К примеру, известный философ О.Шпенглер, предрекающий в начале ХХ века «Закат Европы», исключал спорт из мира культуры и рассматривал его как «совершенно бесплодное умение, которое не обогащает душу…» [7] А неомарксистский критик спорта, основатель «негативной диалектики» А.Адорно говорил о «мазохистском моменте» в нем. [7]. Подобное отношение к спорту сопровождает его на протяжении всей истории развития. Рассматривая человека как биосоциальное существо, позитивист Герберт Спенсер считал, что в спорте отсутствуют морально-этические основания, а те его виды спорта, которые прямо причиняют боль человеку или животному, «есть не более чем удовлетворение чувств, унаследованных от дикарей, чувств самого низкого свойства»[7].

Известны также и противоположные мнения мыслителей о благородной, добродетельной, исторической миссии спорта. Как отмечал в прошлом столетии историк и писатель В.Ключевский: «Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления». Знаменитый романтик  Пьер де Кубертен, разрабатывая концепцию современного олимпизма, называл его «философией жизни». «В олимпизме, – писал он, – словно в пучке солнечных лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека» [6].

Разделяя позиции барона де Кубертена Добавим: в современных условиях восстановление и пропаганда благородных идеалов спорта может быть эффективным препятствием против его дискриминации. Фундаментальный исследователь всеобщей истории физической культуры и спорта Ласло Кун однозначно связывал состояние и уровень их развития в зависимости от идеалов эпохи. Он писал: «Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он (идеал – авт. И.М.) четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества» [4].

Идеалы эпохи составляют содержание «идеи спорта и физической культуры», фокусирующей в себе весь многообразный спектр существующих социальных связей и отношений. Идеалы физической культуры и спорта носят эпохальный, а не частный, локальный, временный характер. История знает эпохи, когда происходило возведение спорта, как состязательно-игровой формы взаимоотношений между людьми, в ранг кумира, окруженного таким ореолом святости, который способен решать общенародные проблемы. К примеру, Олимпийские игры в Древней Греции стали ключевым моментом в решении национальной трагедии эллинов, испытывающих огромную потребность в единении, а до этого разрозненных в результате войн между городами-полисами. Но история также знает и столетия его забвения и временна, когда они, как птица Феникс, временем сызнова возрождаясь, знаменовали новую эпоху. Каждая период с новыми идеями, по словам Генриха Гейне, приобретает и новые глаза. Несмотря на изменение содержания, спортивная идея – эйдос у Платона, трансцендентальная (цель целей, т.е. идеал) у И. Канта, порыв и дух у М. Шеллера так или иначе раскрывает сущность взаимосвязи духа и природы, души и тела. На этом основании “идея спорта” включается в понимание предельных оснований мира – соотношение его Сущности и Должного. Тело должно заботится о душе, а душа о теле. Об этом пишет биолог спорта Богдан Мыцкан, предлагая современную теософию спорта.

Вышеупомянутый Ласло Кун говорил о том, что спорт в своей сущности динамичен и отражает определенные потребности общества, под воздействием которых отдельные его виды отмирают, а другие зарождаются. На примере того, как гимнастика в начале ХХ в. стала центрообразующим видом спорта, он указывает на философию этого движения, содержащую в себе основную идею. Суть ее заключается в том, что «… человек ХХ столетия, лишенный благодаря механизации естественных условий, а так же благодаря достижениям цивилизации  потерял чувство здорового и самовыражающего движения. В результате во всякой деятельности, связанной с движениями, он порвал и вступил в противоречия со своей индивидуальностью» [4].

Подобная ситуация созвучна современной. Какой же выход из неё был найден? Появились новые идеи о создании гармонии «свободного индивидуума» и природы благодаря установлению их равновесия с акцентированием физических движений не на танец, а на телесную пластику, которая, по мнению авторов идеи (семьи Дункан), более естественна и компенсирует влияние внешних факторов, вызывающих внутренний конфликт от различных «ненатуральных, наигранных движений», характерных для распространенного в то время танца (прообраз современной художественной гимнастики). В это время возникает целый ряд гимнастических школ, новых видов спорта, свидетельствующих о многообразии выходов из любых неординарных поворотов в развитии физической культуры. Иными словами, в нынешнее кризисное время требуются новые нестандартные идеи. Философия спорта должна наполнить его основную идею новым содержанием в соответствии с современными проблемами общественного прогресса. Их смысл состоит во все возрастающих сложностях выполнения физических упражнений, в которых проявляется основная идея спорта – раскрытие бесконечных вариаций телесной организации человека, способного к природному самосовершенствованию. Всемирно известный гимнаст, кумир советской молодежи Борис Шахлин, подводя итоги своего творческого пути, писал: “В гимнастике само слово “трудность” (англ. “difficuit”) имеет не только общепринятый философский, но и вполне конкретный смысл”. И дальше рассуждает о перспективах развития гимнастики: “Хотя сальто в четыре оборота вряд ли когда-нибудь будет выполнено, это вовсе не означает, что сложность в гимнастике достигла своего предела. Сегодня почти все элементы исполняются в плотных связках, без разбавления их простыми, что заметно повышает композиционную ценность упражнения, В этом направлении перед тренерами и гимнастами открывается огромный простор для творчества, поиска новых соединений” [10].

Таким образом, спортивная идея – это сплошное пространство для творчества, неиссякаемых духовных потенций, стимулирующих жизнеспособность тела человека в любых социально=естественных условиях. Необходимо постоянно обновлять “спортивную идею”, делать ее привлекательной, доступной широким слоям населения. Даже в самые мрачные средневековые времена “гонения на спорт” его идея преобразовывалась в “этно-спорт”, т.е. в соревнования народных игр, состязания на ловкость, силу, выносливость.

“Спортивная идея”, как любая идея, имеет сложную содержательную и смысловую структуру. Она соотносится с определенной целью, которая выражается в замысле тренера, организатора соревнования и предполагает три этапа: 1) непосредственная задача, стоящая перед конкретным соревнованием и спортсменом; 2) промежуточная задача, как желаемый результат на данном этапе состязательной деятельности; 3) предельный результат, рассчитанный на перспективу успеха. Основной менеджер и тренер должны четко выразить свою идею как архитектонику предстоящего соревнования, но в то же время они должны понимать, что никогда идея в абсолютном виде не реализуется на практике. Она абстрактна, как любая мыслительная конструкция, физически не предметна, и естественно не осязаема, а потому и привлекательна. В тупиковой кризисной ситуации, которую в философии называют “абсурдом”, самая вздорная идея может оказаться полезной и осуществляемой, что бы преодолеть кризис.

Спортивная идея – транцендентальна и никогда не может до конца быть воплощенна, иначе жизнь человека была бы завершенной. Человек - единственное существо в природе носит не совершенный, не законченный, не данный в готовом виде для жизни, для выражения ее человеческой сущности. Он одновременно есть объект и субъект своей жизнедеятельности, а потому спорт носит протестный характер и стремится преодолеть существующее естественное препятствие. Психологи спорта уже в плотную подошли к философским основаниям его, говоря о “духе” команды, моральном состоянии личности спортсмена и даже о его целевых установках. Например, Колосов А.Б. говорит о формирования “духа команды”, как о важном психологическом резерве, психолог Фотуйма А.Я. исследует конфликтные ситуации в спорте и способы их разрешения, а Рождественский Ю.Н. рассуждает о феноменологии телесности в жизненном пространстве учащейся молодежи. Подобные исследования показательны в том плане, что они философичны.

Рационалист Гегель в системе мироздания раскрывал “феноменологию духа”, где, говоря современным языком, идея могла бы выглядеть как особая модификация духа. Иррационалист А. Шопенгауэр, поставив “мировую волю” как первоначало всего сущего, создает теоретический повод для современных рассуждений о природе спортивной воли, а экзистенциалист Мерло Понти исходит из “феноменологии телесности”, как выявления психологических пространственно-временных ее свойств, что весьма значимо для современной философии и психологии спорта. Изучения мировоззренческо-ценносной установки спортсмена непосредственно влияет на его морально-волевые качества и в конечном итоге на телесную результативность соревновательной деятельности (Д.А. Булгаков). Но каждый спортсмен приходит в большой спорт с различными желаниями: добиться славы, материально-финансового обеспечения или во что бы то не стало реализовать себя. Философия спорта, раскрывая жизнесмысловую (запредельную) его идею должна предусматривать послеспортивную деятельность человека и объяснить, что его успех в жизни состоит из трех элементов: 1) профессионального совершенства (мастерства); 2) социального признания как формы самореализации; 3) личностной удовлетворенности собой и близкими его окружающими. Соотношение этих элементов довольно противоречиво, оно редко отождествляются в спортивной карьере и жизненном пути. Жертвенная героизация жизни спортсмена состоит из лишений, ограничений, отказ от прихотливых наслаждений, за что он вознаграждается любовью зрителей.

Не углубляясь в развернутое описание содержательно-смыслового значения категории «идея спорта», предлагаем такое его определение: «Идея спорта»это идеалы спорта, нацеливающие спортсменов в их практической деятельности; это целеполагающий интерес конкретно-исторического общества к той значимости (ценности) и роли, которую спорт должен выполнить в решении насущных социальных задач. “Идея спорта” является мировоззренческим и методологическим обоснованием исходных и конечных принципов построения социально-философской парадигмы физической культуры для данного конкретного общества или эпохи. К тому же, «идея спорта» квалифицирует его по различным видам и направлениям в зависимости от тех целей, которые они призваны выполнять в обществе: спорт высоких достижений – реализация максимальных индивидуальных потенциальных и резервных физических возможностей человека; олимпийский спорт – утверждение его высоких гуманистических, миротворческих, национально-патриотических идеалов в соответствии с провозглашенной Хартией; профессиональный спорт – удовлетворение потребностей общества в зрелищности с соответствующим материальным вознаграждения; массовый спорт – оздоровление нации; спорт для инвалидов – поддержка их социальной значимости как полноценных членов сообщества; детско-юношеский спорт преследует воспитательную цель, то есть привитие любви к физической культуре и подготовка к дальнейшей физкультурно-спортивной деятельности; физкультурно-кондиционный спорт – спорт для лиц зрелого возраста с целью поддержания и продления их жизни и т.д.

Исходя из изложенного выше, предлагается в учебной дисциплине «философия спорта» «закладывать» мировоззренческо-методологический принцип разделения его на два уровня понимания: «идея спорта» («эйдос» - Платон) и «спортивная деятельность», а в дальнейшем - «спортивная реальность».

Заметим, что понятие “спортивная деятельности” в специальной профессиональной литературе достаточно разработано, в то время как «идею спорта» или «спортивную идею» (что не одно и тоже) мало кто из современных ученых в области физической культуры и спорта в системе своего категорийно-понятийного аппарата развивает в качестве самостоятельного элемента. Ранее, как правило, “идею спорта” рассматривали как мировоззренческую составляющую теорию спорта. Так, Гурвич С.С. и Платонов В.Н. в учебнике по «теории спорта» в его исходных теоретических основах в качестве первостепенного компонента считают идеи, «представляющие собой концентрированную форму отражения реальной действительности, которая включают в себя осознание цели, перспективы дальнейшего познания  и практического преобразования» [8]. Но в дальнейшем развитии науки о физическом воспитании и спорте, с изменением господствующей роли марксистско-ленинской методологии, из учебников по теории спорта постепенно исчезает и философский смысл самого понятия “идея спорта”. Некоторые авторы заменяют философский уровень в физкультурно-спортивных исследованиях новым и аморфным по смыслу термином “технологическая ориентация” (Мухамитянов Ф.Д.). Тем не менее, многие современные исследователи обращаются к “идее” как основополагающей категории в моделировании спортивно-тренировочной деятельности: Ж.Л. Козина – в баскетболе, В.М. Костюкевич – в хоккее на траве. Каждый вид спорта имеет свою специфическую идею, связанную с особенностями командного или индивидуального выступления на соревнованиях, с проблемами показательности тех или иных телесных свойств и качеств спортсмена, что определяет их философско-психологические и социально-педагогические характеристики.

В физкультурно-спортивной науке «спортивная деятельность» трактуется «высшей формой развития двигательной деятельности как многостороннего процесса активной человеческой деятельности, развивающей и совершенствующей физическую и психическую организацию человека в соответствии с целями и потребностями общества. Спортивная деятельность подразделяется на собственную спортивную деятельность (активное участие спортсмена в подготовке и в соревнованиях) и организационно-педагогическую деятельность (работа в спорте руководителей, организаторов, тренеров, судей, научных работников, информаторов, представителей прессы, телевидения, радио, кино) [5].

Иследователь из Екатеринбурга И.В. Еркомайшвили в курсе лекций по «Основах теории физической культуры» пишет: - «Физкультурная деятельность - это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры». [2]

Обратим внимание, что у приведенных (как и у многих иных) определениях физкультурно-спортивной деятельности всегда присутствует указание на идеальный ее мотив, то есть предполагается «идея спорта» и физической культуры в виде «целей и потребностей общества» - в первом случае или же «в ценностях физической культуры» - во втором.

Поэтому предметом философии спорта на каждом конкретно-историческом этапе культурно-цивилизационного развития общества является осмысление процесса воплощения «идеи спорта» в «спортивную реальность». Если ее проблемы исследуют соответствующие специальные науки, то философия «имеет дело» с Идеалами, будучи их теоретическим обоснованием, в том числе и с идеалами спорта и физической культуры. Таким образом, «идея спорта» есть категорией междисциплинарной области знания, а именно: «философии спорта». Более того, необходимость развития “идеи спорта” как его философии в современных условиях определяется научной и жизнесмысловой потребностью формирования понятной и популярной национальной идеи, включающей систему философско-гуманитарного знания, где бы спорт рассматривался как показатель и движущая сила культурно-цивилизационного прогресса. К. Маркс заявлял, что идеи, которые овладевают массами, становятся грозной материальной силой, что сегодня актуально с точки зрения развития массового национального физкультурно-спортивного движения.

Остается добавить, что  в отличие от «идеи спорта», обосновывающей его идеалы, имеющих общечеловеческий смысл и составляющие духовную культуру общества, «спортивная идея» имеет личностное содержание и выступает эмоционально-психологической мотивацией выбора человеком своей спортивной деятельности.

Выводы: 1. “Идея спорта в единстве со спортивной деятельностью образуют спортивную реальность как одну из сфер жизнедеятельности общества и, таким образом, спорт как эталонный вид физической культуры приобретает качество социально-культурного феномена и из замкнутого корпоративного интереса превращается в социально-значимую ценность.

2. «Философия спорта», с учетом сложившихся научных традиций, должна исследовать сущность спорта, его место и роль в условиях современной информационно-технологической цивилизации, с точки зрения его гуманистической культурологической ценности - привлечь внимание общественности к необходимости занятиями физическими упражнениями как способу сохранения своей уникальной и здоровой телесности.

3. “Идея спорта” - это культивация физической телесности человека, которая должна стать ведущей составляющей новой “национальной идеи”, способной развить энтузиазм населения в пропаганде исторических традиций народа, его способности к выживанию как сильной нации, благодаря здоровому способу жизни и устойчивости ко всевозможным трудностям.

Литература:

  1.  Архангельская Н. Меланхолический Ницше. Интервью с Бодряром Ж.Н.Архангельская. - Режим доступу: http:// bgdrg.narod.ru/bodriar.htm
  2.  Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры: курс лекций/И.В.Еркомайшвили. – Екатеринбург. – 2004. – С.13.
  3.  Історія філософії. підручник/[Ярошовець В.І., Бичко І.В., Бугров В.А. та ін.]. – К.: ПАРАПАН. – 2002. – 774 с.
  4.  Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта/Л.Кун – М.: Радуга. – 1882. – С. 24.
  5.  Основные понятия /категории/ теории физической культуры и спорта: метод. рекомендации/ В.Платонов, В.Петровский, М.Булатова, С.Матвеев,. – К.: КГИФК . – 1989. – С.13-14.
  6.  Петрова Н. Общественно-экономическая система и развитие олимпийского движения/Н.Петрова// Актуальные проблемы международного олимпийского движения: – София Пресс. – 1980. – С.28-44.
  7.  Столяров В.И. Спорт и культура (методологический и теоретический аспекты проблемы)/ В.И.Столяров//Спорт, духовные ценности, культура. – М. - вып.1. – С.84-209.
  8.  Теория спорта. [под ред. В.Н.Платонова]. – К.: Вища шк. – 1987. – С.8.
  9.  Философия и социология спорта в ХХI веке // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №6. – С. –46-56.
  10.  Шахлин. Борис. Олимпийский орден/Борис Шахлин. – К.:Олимп. лит. – 2004. – С. – 242.

Аннотация. В статье на основе тезисно проведенного историко-философского дискурса делается вывод о необходимости поиска новых идей для разрешения кризисных явлений в развитии физической культуры и спорта, вызванных современным этапом культурно=цивилизационного процесса, а именно – глобальных информационных технологий. Подчеркивается, что как любой вид человеческой жизнедеятельности, спортивная  деятельность имеет целеполагающий характер и в каждую историческую эпоху определяется потребностями общества в решении его насущных задач. «Идея спорта» составляет центральную категорию философии спорта как междисциплинарной области современного обществознания.

Ключевые слова: спорт, идея спорта, спортивная идея, философия спорта, социально- философский дискурс.

Анотація. У статті на основі тезисно проведеного історико-філософського дискурсу зробленно висновок про необхідність пошуку нових ідей для вирішення кризових явищ у розвитку фізичної культури і спорту, викликаних сучасним етапом культурно цивілізаційного прогресу, а саме  глобальних інформаційних технологій. Підкреслюється, що як і будь-який вид людської життєдіяльністі, спортивна  діяльність має характер цілепокладання і в кожну історичну епоху визначається потребами суспільства у вирішенні його насущних завдань. «Ідея спорту» становить центральну категорію філософії спорту як міждисциплінарної галузі сучасного суспільствознавства.

Ключові слова: спорт, ідея спорту, спортивна ідея, філософія спорту, соціально-філософський дискурс.

Annotation. In the article on the basis of thesis conducted historical and philosophical diskursa drawn a conclusion about the necessity of search of new ideas for permission of the crisis phenomena in development of physical culture and sport caused the modern stage in a civilized manner civilization process, namely: stage of global information technologies. It is underlined that as well as every human vital functions,  sporting  activity has celepolagayuschiy character and in every historical epoch determined the necessities of society in the decision of his vital tasks. A «sport idea» makes the central category of sport philosophy as to the mezhdisciplinarnoy area of modern obschestvoznaniya.

Keywords: sport, sport idea, sporting idea, «sport philosophy, socially philosophical diskurs.

Авторская справка:

Ибрагимов Михаил Михайлович

кандидат философских наук, профессор

Заслуженный работник народного образования Украины

Адрес Киев – 03141, ул. Соломенская 30, кв.28. тел. (моб.) 097-974-57-57

д. (045) 275-17-10З


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59796. Сценарій свята «День вчителя» 106 KB
  Тому кожна людина з почуттям вдячності згадує свою рідну школу своїх вчителів. На цьому святі ми хочемо віддати Вам дорогі вчителі хоч маленьку краплиночку тепла і уваги яке ви розсіяли зливами і веселками всім нам.
59798. Вебінар – сучасний елемент дистанційної освіти 152 KB
  Основа вебінару – програмне забезпечення віртуальний клас яке дозволяє організувати спілкування між географічно віддаленими користувачами в режимі реального часу. Незважаючи на те що схема проведення вебінару виглядає досить простою слід зауважити що і рівні проведення вебінару теж бувають різні. Відмінність вебінару від відеоконференції полягає в можливості іноді досить великої кількості глядачів перетворюватися на реальних співрозмовників при наявності встановленого мікрофона і ще краще – вебкамери відеокамери.
59799. Сценарій випускного вечора 59 KB
  Організатор: Свіча гарячий віск проронить Раптовим подихом чудес Здається можна у долоні Піймати зірку із небес І між майбутнім і минулим Дитинством і безмежжям мрій Неначе міст ми протягнули Сьогодні...
59800. Сценарій родинного свята «Вечорниці» 48.5 KB
  Виходять господар та господиня. Господиня: Добрий вечір добрі люди Господар: Доброго вам здоров’ячка Господиня: ня: Будьмо знайомі: я Оксана господиня цієї хати. Господиня: У нас частенько збирається молодь.
59801. Бал в Королівстві Квітів 69.5 KB
  Для кожного вчителя випускники підготували листівку квіткову асоціацію і вручають їм після привітань разом з квітами 11класник. 11класник. Ми покидаєм щоб вернутись До вас у згадці про всіх нас 11класник.
59802. Василь Сухомлинський – красиве і горде імя 84 KB
  Мета: вшанувати память великого педагога і письменника В.О. Сухомлинського; виховувати любов і поважне ставлення до творчості письменника; формувати загальнолюдські цінності.
59804. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «МНЕ НЕ ВСЕ РАВНО, А ТЕБЕ?» 45.5 KB
  Вопросы: в скобках ответы Что является возбудителем СПИДа ВИЧ Что обозначает слово ВИЧ Вирус иммуннодефицита человека Как расшифровывается СПИД Синдром приобретенного иммунодефицита Кто болеет СПИДом Люди: взрослые и дети...