15666

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ

Научная статья

Физкультура и спорт

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ Ибрагимов М.М. Каждая эпоха приобретая новые идеи приобретает и новые глаза Г.Гейне Введение. Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной...

Русский

2013-06-15

59 KB

36 чел.

«ФИЛОСОФИЯ СПОРТА»: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ?

Ибрагимов М.М.

Каждая эпоха, приобретая новые идеи,

приобретает и новые глаза

Г.Гейне

Введение. Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной и духовной жизнедеятельности человека – обычный для эпохального переходного периода. Он поставил множество вопросов в отношении противоречивых перспектив развития спорта и физической культуры. Одни говорят об антропологической катастрофе, которая несет угрозу разрушения физической телесности и следовательно способствует вымиранию современного спорта (Кристофер Лэш), другие же утверждают о формировании техногенной цивилизации с высоким уровнем социальной динамики и способностью к прогрессу (академик РАН В.С.Степин), что, следовательно, должно изменить сущность физической культуры и спорта как его эталонного вида.

В этой связи в практическом отношении становится проблемным ценностная ориентация молодежи к своему телесному здоровью и, соответственно, занятиями физическими упражнениями. Острота проблемы в Украине состоит во все ухудшающемся состоянии здоровья молодежи, что усиливает сомнения в исторических перспективах пополнения рядов спортсменов, требующих крепкой и совершенной телесной организации человека.

При всем разнообразии интерпретаций особенностей адаптационного периода ясно одно, что в современных условиях необходима выработка новых мировоззренческих и методологических оснований в развитии физической культуры и спорта как научной теории так и практического действия.

Говоря об источниках и этапах развития теории и методики физического воспитания, Т.Ю. Круцевич, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Петровский подчёркивают, что «каждая наука не может полноценно развиваться, ограничиваясь только результатами собственного предмета исследования». В таком ракурсе определяют место философии в  системе физической культуры: «Философия дает для неё методологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области обшей физической культуры, проникать в суть проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе» [6].

Задачей данной статьи является привлечение научной общественности к обсуждению идеи формирования в физкультурно-спортивном науковедении относительно новой междисциплинарной области знания – «философии спорта», которая бы завершила иерархию гуманитарного направления в нем. Если социология спорта изучает его как определенный социальный институт, включающий в себе структуру социальных групп и специфику межличностных отношений в спортивной среде, психология спорта исследует психоэмоциональные побудительные мотивы спортивной деятельности и соответствующим образом методически вооружает спортивно-тренировочный процесс, а педагогика спорта обращает внимание на этико-воспитательный облик спортивных фигурантов, то философия спорта должна вырабатывать обще концептуальное видение его в контексте культурно-цивилизационного процесса. В этой связи для дальнейших дискуссий предлагается дефиниция «философии спорта» как системы знания о содержании идеалов спорта и физической культуры, раскрывающего особенности их воплощения как культурно-исторических феноменов в современное цивилизационное пространство.

Методами исследование избраны: требования диалектической логики, метод феноменологической редукции, компаративный метод, а также экзистенциалистская диалектико-феноменологическая методология.

В результате проведенного исследования и их обсуждения следует констатировать, что как в российской научной литературе так и на всем постсоветском пространстве для формирования новой области знания – «философия спорта»,  созрели все необходимые теоретические предпосылки. В отношении спорта как культурного феномена такой подход плодотворен еще и тем, что касается чисто философского понимания спорта в соотношении его сущности и существования. Непосредственно в таком ключе начинает формироваться антропологический (Н.Н.Визитей), аксиологический (З.Кравчик, В.И.Столяров, И.М.Быховская, М.Я.Виленский), феноменологический (Ю.А.Компаниец, В.А.Подорога, Ю.Н.Рождественский), социологический (Л.И. Лубышева), психологический (А.Б.Колосов, С.Д.Максименко, А.Я.Фотуйма), а также многообразные спортивно-тренировочные и управленческо-организационные подходы. В частности это относится к работам украинских авторов Е.В.Андреевой, Д.А.Булгакова, В.Ф.Бойко, В.И.Вороновой, В.Й.Григорьева, В.А.Кашубы, О.Д.Качуровского, А.Б.Колосова, В.М.Копы, Ю.А.Тимошенко, О.А.Шинкарук.

Следует отметить, что после длительного господствующего положения диалектического материализма как мировоззренческого и методологического основания физкультурно-спортивной науки, в ней еще сложно приживается философские западноевропейские направления с присущим им категориально-понятийным аппаратом. Вместе с марксистско-ленинским пониманием коммунистических идеалов в общественном сознании наблюдается попытка отвергнуть всякое упоминание и о других общечеловеческих Абсолютах: добра и зла, совести, справедливости, альтруизма, чести, достоинства, порядочности и пр., которых пытаются отнести к средневековому лексикону. Вместо них предлагается как нормальное состояние личности – алчность, наглость, грубость и др., характерные для пещерного состояния человека.

В спорте это проявляется в циничном по своей сути требовании «победы любой ценой», где игнорируется веками испытанный принцип обесценивания цели в результате не человеческих средств ее достижения. В процессе неизбежной коммерциализации спорта (лучше бы говорить об экономизации) становится проблематичной «фейр-плей» (анг. Fair play "честная игра"). Дело не в самой коммерциализации, а сопровождающие ее криминализации, когда «акулы бизнеса» пытаются превратить спорт в средство наживы на здоровье спортсменов. Спорт всегда нуждался в финансово-материальной поддержке. Древний правитель Иудеи, нарицательно символизирующей до наших дней зло и ненависть, царь Ирод, также желая делать «добрые дела» и сохранить Олимпийские игры как память о древней Элладе, не только принимал участие в них в качестве судьи, но и учредил особый денежный фонд для проведения олимпийских торжеств, что помогло сохранить и предотвратить их гибель на четыре столетия раньше [1]. Различие в материальной поддержке спорта в современной коммерциализации заключается в том, делается это с любовью к нему или с личной выгодой.

В теоретическом аспекте вместо понятия «идеала» все чаще употребляется термин «ценности», введенный в научный оборот постмодернистской аксиологической философией. Такой подход присущ западной культурологической парадигме, рассматривающей человека как природное существо, подлежащее определенному математическому, механическому или какому либо иному измерению и «потребляющего», а не творящего мир, рефлектирующего, то есть переживающего его чувством и разумом. Парадигмы, характерной уже для восточной культуры. В западноевропейской рационалистической философии от Декарта до Гегеля: человек – это «мыслящая вещь», «перевоплощенная духовная единица». Окружающий человека мир представляется  как палитра заготовленных заранее данных его свойств, способных удовлетворить человеческие потребности, а потому и выступающие как ценности для него. Этим умаляется творческая и созидающая сила сознания человека, его деятельно-преобразовательная сущность, что в принципе не соответствует идеалам спорта, которые одухотворяют и воспламеняют человеческую телесность на социальную активность. В этом состоит смысло-жизненная проблематика спортивной морали [2]. 

Естественно, идеалы каждой эпохи наполняются новым содержанием. Они не идолы и не фетиши, которым люди должны поклонятся. Они преобразовываются в каждую эпоху в направлении усиления их гуманистичности. Так, спорт из ранее событийного и достаточно экзальтированного явления и ущербного для здоровья спортсменов, постепенно превращается в массовый спорт, «спорт для всех», кондиционный спорт, паралимпийский спорт и др., где основной его ценностью является сохранение и совершенствование здоровой человеческой телесности, развития социальных и физических адаптивных качеств человека.

В современных условиях восстановление и пропаганда благородных идеалов спорта может быть эффективным препятствием против его дискриминации. Фундаментальный исследователь всеобщей истории физической культуры и спорта Ласло Кун однозначно связывал состояние и уровень их развития в зависимости от идеалов эпохи. Он писал: «Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он (идеал – авт. И.М.) четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества» [3].

Идеалы эпохи составляют содержание «идеи спорта и физической культуры», фокусирующей в себе весь многообразный спектр существующих социальных связей и отношений. Идеалы физической культуры и спорта носят эпохальный, а не частный, локальный, временный характер. История знает эпохи возведения спорта, как состязательно-игровой формы взаимоотношения между людьми, в ранг кумира, окруженного таким ореолом святости, который способен решать общенародные проблемы. К примеру: Олимпийские игры в Греции стали решением национальной трагедии эллинов, испытывающих огромную потребность в единении, а до этого разрозненных в результате межусобных родоплеменных войн между городами-полисами. Но история также знает и столетия его забвения, чтобы со временем сызнова возрождаясь – знаменовать новую эпоху.

Вышеупомянутый Ласло Кун говорил о том, что спорт в своей сущности динамичен и отражает определенные потребности общества, под воздействием которых отдельные его виды отмирают, а другие зарождаются. На примере того, как гимнастика в начале ХХ века стала центрообразующим видом спорта, указывает на философию этого движения содержащую в себе основную идею. Суть ее заключается в том, что «… человек ХХ столетия, лишенный благодаря механизации естественных условий, а так же благодаря достижениям цивилизации  потерял чувство здорового и самовыражающего движения. В результате, во всякой деятельности, связанной с движениями, он порвал и вступил в противоречия со своей индивидуальностью» [4].

Заметим, подобная ситуация созвучна с современной. Какой же выход из неё был найден? Появились новые идеи о создании гармонии «свободного индивидуума» и природы, благодаря установлению их равновесия, с акцентированием физических движений не на танец, а на телесную пластику, которая, по мнению авторов идеи – (семьи Дункан), более естественна и компенсирует влияние внешних факторов, вызывающих внутренний конфликт от различных «ненатуральных, наигранных движений», характерных для распространенного в то время танца (прообраз современной художественной гимнастики»). В это время возникает целый ряд гимнастических школ, новых видов спорта, свидетельствующих о многообразии выходов из любых неординарных поворотов в развитии физической культуры. Иными словами – в нынешнее кризисное время требуется новые не стандартные идеи. Философия спорта должна наполнить его основную идею новым содержанием в соответствии с современными проблемами общественного прогресса. В этом отношении в идеалы современного спорта должны быть заложены идеи красоты физической телесности человека.

Представляется интересным для философской спортивной антропологии есть положение экзистенциалистов о том, что в движениях телесности проявляется грациозность его вхождения в окружающий социум. Тело, виртуозно соприкасается с другими участниками движения, и, таким образом, по мнению Ж. П. Сартра, обнаруживает свою свободу как сущностную черту человека. «Грациозное действие,– пишет он,- поскольку оно открывает тело как точное орудие, дает ему в каждый момент оправдание его существования» [5].

В практическом отношении давно уже назрела потребность переформатировать в средней школе, ставшие не привлекательными уроки «физкультуры», на занятия  по «культуре физической телесности человека», где бы в разнообразных формах пропагандировались пропорциональность, равновесие, сбалансированность, наполненная жизнеспособностью красота человеческой телесной осанки.

В наших условиях важно пропагандировать, развивать поэтическое содержание спортивной философии Пьера де Кубертена как пример романтического возгорания в условиям грозных буржуазных французских будней давно погасших огней греческой олимпиады. Может быть и в наше время гуманитариям следует подумать о развитии в рамках философии спорта такой её школы как «кубертенизм», что в какой то мере помогло бы очистить «авгеевые конюшни» современного олимпийского спорта.

В качестве вывода следует подчеркнуть, что спорт философичен по своей сути, поскольку на практике раскрывает добротворческую сущность человека. Философия спорта должна объединить усилия всех заинтересованных в том, чтобы он и в дальнейшем приносил людям радость в их нелегком повседневном жизнесозидании. Спортсменам, дарующим людям радость, и любителям спорта нельзя забывать призыв мужественного военного летчика, писателя и обладающего утонченными человеческими добродетелями философа Антуана де Сент Экзюпери: «Нет большей радости, чем радость человеческого общения!».

  1.  Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер.с польск. В.К.Ронина. – М.: Высш.шк. – 1998. – С. 396-397.
  2.  Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии / М.М.Ибрагимов // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2010. – №3 (19). – С. 97.
  3.  Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: «Радуга». – 1882. – С.24.
  4.  Там же. С.191.
  5.  Сартр Жан-Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. – М.:АСТ МОСКВА, 2009. – C. 609.
  6.  Теорія і методика фізичного виховання. Загальні основи теорії і методики фізичного виховання. У 2Т. За ред. Т.Ю. Круцевич. – К.: Олімпійська л-ра. – 2008. – Т1. – С.19.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51405. Использование стандартных модулей. Разработка модулей пользователя 20.99 KB
  Задания по вариантам Задача 1 Вариант Условие задачи Составить модуль в котором определены процедуры над матрицами размерностью 3х3: сложение разность матриц. Составить модуль Shr в котором определены функции вычисления площади поверхности и объема шара по его радиусу. Составить модуль Figur в котором определены функции: вычисления периметра и площади выпуклой фигуры которая задана координатами своих вершине количество которых N N 3. Составить модуль Konus в котором определены функции: вычисления площади поверхности и...
51406. Использование динамических структур данных 24.82 KB
  Задания по вариантам Задача 1 Сформировать однонаправленный список без заглавного звена со следующим описанием: Type telem=rel; List=^elem; Elem=record; Dt:telem; Next:List End; Описать функцию или процедуру которая: 1 определяет является ли список пустым; 2 находит среднее арифметическое элементов списка.’z’; List=^elem; Elem=record; Dt:telem; Next:List End; Описать функцию или процедуру которая: 1 определяет является ли список пустым; 2 меняет местами первый и последний элементы списка. Сформировать однонаправленный список без...