15666

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ

Научная статья

Физкультура и спорт

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ Ибрагимов М.М. Каждая эпоха приобретая новые идеи приобретает и новые глаза Г.Гейне Введение. Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной...

Русский

2013-06-15

59 KB

39 чел.

«ФИЛОСОФИЯ СПОРТА»: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ?

Ибрагимов М.М.

Каждая эпоха, приобретая новые идеи,

приобретает и новые глаза

Г.Гейне

Введение. Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной и духовной жизнедеятельности человека – обычный для эпохального переходного периода. Он поставил множество вопросов в отношении противоречивых перспектив развития спорта и физической культуры. Одни говорят об антропологической катастрофе, которая несет угрозу разрушения физической телесности и следовательно способствует вымиранию современного спорта (Кристофер Лэш), другие же утверждают о формировании техногенной цивилизации с высоким уровнем социальной динамики и способностью к прогрессу (академик РАН В.С.Степин), что, следовательно, должно изменить сущность физической культуры и спорта как его эталонного вида.

В этой связи в практическом отношении становится проблемным ценностная ориентация молодежи к своему телесному здоровью и, соответственно, занятиями физическими упражнениями. Острота проблемы в Украине состоит во все ухудшающемся состоянии здоровья молодежи, что усиливает сомнения в исторических перспективах пополнения рядов спортсменов, требующих крепкой и совершенной телесной организации человека.

При всем разнообразии интерпретаций особенностей адаптационного периода ясно одно, что в современных условиях необходима выработка новых мировоззренческих и методологических оснований в развитии физической культуры и спорта как научной теории так и практического действия.

Говоря об источниках и этапах развития теории и методики физического воспитания, Т.Ю. Круцевич, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Петровский подчёркивают, что «каждая наука не может полноценно развиваться, ограничиваясь только результатами собственного предмета исследования». В таком ракурсе определяют место философии в  системе физической культуры: «Философия дает для неё методологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области обшей физической культуры, проникать в суть проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе» [6].

Задачей данной статьи является привлечение научной общественности к обсуждению идеи формирования в физкультурно-спортивном науковедении относительно новой междисциплинарной области знания – «философии спорта», которая бы завершила иерархию гуманитарного направления в нем. Если социология спорта изучает его как определенный социальный институт, включающий в себе структуру социальных групп и специфику межличностных отношений в спортивной среде, психология спорта исследует психоэмоциональные побудительные мотивы спортивной деятельности и соответствующим образом методически вооружает спортивно-тренировочный процесс, а педагогика спорта обращает внимание на этико-воспитательный облик спортивных фигурантов, то философия спорта должна вырабатывать обще концептуальное видение его в контексте культурно-цивилизационного процесса. В этой связи для дальнейших дискуссий предлагается дефиниция «философии спорта» как системы знания о содержании идеалов спорта и физической культуры, раскрывающего особенности их воплощения как культурно-исторических феноменов в современное цивилизационное пространство.

Методами исследование избраны: требования диалектической логики, метод феноменологической редукции, компаративный метод, а также экзистенциалистская диалектико-феноменологическая методология.

В результате проведенного исследования и их обсуждения следует констатировать, что как в российской научной литературе так и на всем постсоветском пространстве для формирования новой области знания – «философия спорта»,  созрели все необходимые теоретические предпосылки. В отношении спорта как культурного феномена такой подход плодотворен еще и тем, что касается чисто философского понимания спорта в соотношении его сущности и существования. Непосредственно в таком ключе начинает формироваться антропологический (Н.Н.Визитей), аксиологический (З.Кравчик, В.И.Столяров, И.М.Быховская, М.Я.Виленский), феноменологический (Ю.А.Компаниец, В.А.Подорога, Ю.Н.Рождественский), социологический (Л.И. Лубышева), психологический (А.Б.Колосов, С.Д.Максименко, А.Я.Фотуйма), а также многообразные спортивно-тренировочные и управленческо-организационные подходы. В частности это относится к работам украинских авторов Е.В.Андреевой, Д.А.Булгакова, В.Ф.Бойко, В.И.Вороновой, В.Й.Григорьева, В.А.Кашубы, О.Д.Качуровского, А.Б.Колосова, В.М.Копы, Ю.А.Тимошенко, О.А.Шинкарук.

Следует отметить, что после длительного господствующего положения диалектического материализма как мировоззренческого и методологического основания физкультурно-спортивной науки, в ней еще сложно приживается философские западноевропейские направления с присущим им категориально-понятийным аппаратом. Вместе с марксистско-ленинским пониманием коммунистических идеалов в общественном сознании наблюдается попытка отвергнуть всякое упоминание и о других общечеловеческих Абсолютах: добра и зла, совести, справедливости, альтруизма, чести, достоинства, порядочности и пр., которых пытаются отнести к средневековому лексикону. Вместо них предлагается как нормальное состояние личности – алчность, наглость, грубость и др., характерные для пещерного состояния человека.

В спорте это проявляется в циничном по своей сути требовании «победы любой ценой», где игнорируется веками испытанный принцип обесценивания цели в результате не человеческих средств ее достижения. В процессе неизбежной коммерциализации спорта (лучше бы говорить об экономизации) становится проблематичной «фейр-плей» (анг. Fair play "честная игра"). Дело не в самой коммерциализации, а сопровождающие ее криминализации, когда «акулы бизнеса» пытаются превратить спорт в средство наживы на здоровье спортсменов. Спорт всегда нуждался в финансово-материальной поддержке. Древний правитель Иудеи, нарицательно символизирующей до наших дней зло и ненависть, царь Ирод, также желая делать «добрые дела» и сохранить Олимпийские игры как память о древней Элладе, не только принимал участие в них в качестве судьи, но и учредил особый денежный фонд для проведения олимпийских торжеств, что помогло сохранить и предотвратить их гибель на четыре столетия раньше [1]. Различие в материальной поддержке спорта в современной коммерциализации заключается в том, делается это с любовью к нему или с личной выгодой.

В теоретическом аспекте вместо понятия «идеала» все чаще употребляется термин «ценности», введенный в научный оборот постмодернистской аксиологической философией. Такой подход присущ западной культурологической парадигме, рассматривающей человека как природное существо, подлежащее определенному математическому, механическому или какому либо иному измерению и «потребляющего», а не творящего мир, рефлектирующего, то есть переживающего его чувством и разумом. Парадигмы, характерной уже для восточной культуры. В западноевропейской рационалистической философии от Декарта до Гегеля: человек – это «мыслящая вещь», «перевоплощенная духовная единица». Окружающий человека мир представляется  как палитра заготовленных заранее данных его свойств, способных удовлетворить человеческие потребности, а потому и выступающие как ценности для него. Этим умаляется творческая и созидающая сила сознания человека, его деятельно-преобразовательная сущность, что в принципе не соответствует идеалам спорта, которые одухотворяют и воспламеняют человеческую телесность на социальную активность. В этом состоит смысло-жизненная проблематика спортивной морали [2]. 

Естественно, идеалы каждой эпохи наполняются новым содержанием. Они не идолы и не фетиши, которым люди должны поклонятся. Они преобразовываются в каждую эпоху в направлении усиления их гуманистичности. Так, спорт из ранее событийного и достаточно экзальтированного явления и ущербного для здоровья спортсменов, постепенно превращается в массовый спорт, «спорт для всех», кондиционный спорт, паралимпийский спорт и др., где основной его ценностью является сохранение и совершенствование здоровой человеческой телесности, развития социальных и физических адаптивных качеств человека.

В современных условиях восстановление и пропаганда благородных идеалов спорта может быть эффективным препятствием против его дискриминации. Фундаментальный исследователь всеобщей истории физической культуры и спорта Ласло Кун однозначно связывал состояние и уровень их развития в зависимости от идеалов эпохи. Он писал: «Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он (идеал – авт. И.М.) четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества» [3].

Идеалы эпохи составляют содержание «идеи спорта и физической культуры», фокусирующей в себе весь многообразный спектр существующих социальных связей и отношений. Идеалы физической культуры и спорта носят эпохальный, а не частный, локальный, временный характер. История знает эпохи возведения спорта, как состязательно-игровой формы взаимоотношения между людьми, в ранг кумира, окруженного таким ореолом святости, который способен решать общенародные проблемы. К примеру: Олимпийские игры в Греции стали решением национальной трагедии эллинов, испытывающих огромную потребность в единении, а до этого разрозненных в результате межусобных родоплеменных войн между городами-полисами. Но история также знает и столетия его забвения, чтобы со временем сызнова возрождаясь – знаменовать новую эпоху.

Вышеупомянутый Ласло Кун говорил о том, что спорт в своей сущности динамичен и отражает определенные потребности общества, под воздействием которых отдельные его виды отмирают, а другие зарождаются. На примере того, как гимнастика в начале ХХ века стала центрообразующим видом спорта, указывает на философию этого движения содержащую в себе основную идею. Суть ее заключается в том, что «… человек ХХ столетия, лишенный благодаря механизации естественных условий, а так же благодаря достижениям цивилизации  потерял чувство здорового и самовыражающего движения. В результате, во всякой деятельности, связанной с движениями, он порвал и вступил в противоречия со своей индивидуальностью» [4].

Заметим, подобная ситуация созвучна с современной. Какой же выход из неё был найден? Появились новые идеи о создании гармонии «свободного индивидуума» и природы, благодаря установлению их равновесия, с акцентированием физических движений не на танец, а на телесную пластику, которая, по мнению авторов идеи – (семьи Дункан), более естественна и компенсирует влияние внешних факторов, вызывающих внутренний конфликт от различных «ненатуральных, наигранных движений», характерных для распространенного в то время танца (прообраз современной художественной гимнастики»). В это время возникает целый ряд гимнастических школ, новых видов спорта, свидетельствующих о многообразии выходов из любых неординарных поворотов в развитии физической культуры. Иными словами – в нынешнее кризисное время требуется новые не стандартные идеи. Философия спорта должна наполнить его основную идею новым содержанием в соответствии с современными проблемами общественного прогресса. В этом отношении в идеалы современного спорта должны быть заложены идеи красоты физической телесности человека.

Представляется интересным для философской спортивной антропологии есть положение экзистенциалистов о том, что в движениях телесности проявляется грациозность его вхождения в окружающий социум. Тело, виртуозно соприкасается с другими участниками движения, и, таким образом, по мнению Ж. П. Сартра, обнаруживает свою свободу как сущностную черту человека. «Грациозное действие,– пишет он,- поскольку оно открывает тело как точное орудие, дает ему в каждый момент оправдание его существования» [5].

В практическом отношении давно уже назрела потребность переформатировать в средней школе, ставшие не привлекательными уроки «физкультуры», на занятия  по «культуре физической телесности человека», где бы в разнообразных формах пропагандировались пропорциональность, равновесие, сбалансированность, наполненная жизнеспособностью красота человеческой телесной осанки.

В наших условиях важно пропагандировать, развивать поэтическое содержание спортивной философии Пьера де Кубертена как пример романтического возгорания в условиям грозных буржуазных французских будней давно погасших огней греческой олимпиады. Может быть и в наше время гуманитариям следует подумать о развитии в рамках философии спорта такой её школы как «кубертенизм», что в какой то мере помогло бы очистить «авгеевые конюшни» современного олимпийского спорта.

В качестве вывода следует подчеркнуть, что спорт философичен по своей сути, поскольку на практике раскрывает добротворческую сущность человека. Философия спорта должна объединить усилия всех заинтересованных в том, чтобы он и в дальнейшем приносил людям радость в их нелегком повседневном жизнесозидании. Спортсменам, дарующим людям радость, и любителям спорта нельзя забывать призыв мужественного военного летчика, писателя и обладающего утонченными человеческими добродетелями философа Антуана де Сент Экзюпери: «Нет большей радости, чем радость человеческого общения!».

  1.  Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер.с польск. В.К.Ронина. – М.: Высш.шк. – 1998. – С. 396-397.
  2.  Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии / М.М.Ибрагимов // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2010. – №3 (19). – С. 97.
  3.  Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: «Радуга». – 1882. – С.24.
  4.  Там же. С.191.
  5.  Сартр Жан-Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. – М.:АСТ МОСКВА, 2009. – C. 609.
  6.  Теорія і методика фізичного виховання. Загальні основи теорії і методики фізичного виховання. У 2Т. За ред. Т.Ю. Круцевич. – К.: Олімпійська л-ра. – 2008. – Т1. – С.19.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41061. Організація правильної експлуатації, збереження і своєчасного ремонту речового майна 93.5 KB
  Експлуатація та ремонт речового майна Організація експлуатації та збереження речового майнаâ.Ознайомити студентів з загальними положеннями щодо організації правильної експлуатації збереження та своєчасного ремонту речового майна.Розширити та поглибити теоретичні знання студентів з питань організації та порядку переведення речового майна із однієї категорії в іншу та порядку списання речового майна.
41062. Значення лазнево-прального обслуговування. Перелік робіт та послуг які відносяться до лазнево-прального обслуговування 135 KB
  Лазневопральне обслуговування має на меті організацію гігієнічної помивки особового складу своєчасне прання білизни дезінфекцію і хімічне чищення обмундирування і спеціального одягу. Лазневопральне обслуговування військових частин кораблів установ і закладів включає: організацію регулярної щотижневий помивки в лазні солдатів матросів сержантів і старшин термінової служби курсантів військовоморських і військових училищ суворовців і нахімовців а також військовозобов'язаних під час проходження ними зборів з обов'язковою зміною...
41063. Звітність військової частини по речовій службі 72 KB
  Для підтримання високого рівня бойової і мобілізаційної готовності, створення нормальних умов життя і побуту особового складу військ, Збройні Сили України отримують від народного господарства озброєння, техніку та інші види матеріальних засобів
41064. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ИМИДЖЕЙ 359 KB
  Имидж политика, как правило, создается на основе ожиданий целевой группы электората. Важно сформировать необходимое восприятие политического деятеля в массовом сознании. При этом не менее важным является и процесс поддержания политического имиджа, так как созданный образ может искажаться со временем в силу определенных причин.
41065. Загальні положення по речовому забезпеченню у воєнний час 111.5 KB
  Від своєчасного та повного забезпечення особового складу речовим майном багато в чому залежить збереження здоров’я та сил військовослужбовців та підтримання їх боєздатності. Без відомого мінімуму предметів речового майна неможлива бойова діяльність людей.
41066. Робота начальника речової служби при підготовці та в ході бойових дій 104 KB
  Оснащення Збройних Сил новими видами зброї, бойовою технікою пред'являє підвищені вимоги до організації їхнього тилового забезпечення, у тому числі забезпечення речовим майном
41068. Речове забезпечення військової частини у воєнний час 84 KB
  Воєнна історія показує нам багато прикладів впливу незадовільного забезпечення речовим майном на хід бойових дій. Непродумана конструкція, погана якість та демаскуючий колір обмундирування неодноразово ставали причинами значних бойових втрат особового складу.
41069. Бойова та мобілізаційна робота речової служби військової частини 122.5 KB
  Бойова та мобілізаційна робота речової служби військової частини. Бойова та мобілізаційна готовність речової служби військової частини. Навчальний час 2 години Для студентів Навчальна та виховна мета: Ознайомити студентів з порядком проведення заходів по відмобілізуванню та приведенню в бойову готовність речової служби військової частини. Показати важливість своєчасного та повного виконання заходів по відмобілізуванню речової служби для...