15666

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ

Научная статья

Физкультура и спорт

ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ Ибрагимов М.М. Каждая эпоха приобретая новые идеи приобретает и новые глаза Г.Гейне Введение. Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной...

Русский

2013-06-15

59 KB

36 чел.

«ФИЛОСОФИЯ СПОРТА»: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ?

Ибрагимов М.М.

Каждая эпоха, приобретая новые идеи,

приобретает и новые глаза

Г.Гейне

Введение. Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной и духовной жизнедеятельности человека – обычный для эпохального переходного периода. Он поставил множество вопросов в отношении противоречивых перспектив развития спорта и физической культуры. Одни говорят об антропологической катастрофе, которая несет угрозу разрушения физической телесности и следовательно способствует вымиранию современного спорта (Кристофер Лэш), другие же утверждают о формировании техногенной цивилизации с высоким уровнем социальной динамики и способностью к прогрессу (академик РАН В.С.Степин), что, следовательно, должно изменить сущность физической культуры и спорта как его эталонного вида.

В этой связи в практическом отношении становится проблемным ценностная ориентация молодежи к своему телесному здоровью и, соответственно, занятиями физическими упражнениями. Острота проблемы в Украине состоит во все ухудшающемся состоянии здоровья молодежи, что усиливает сомнения в исторических перспективах пополнения рядов спортсменов, требующих крепкой и совершенной телесной организации человека.

При всем разнообразии интерпретаций особенностей адаптационного периода ясно одно, что в современных условиях необходима выработка новых мировоззренческих и методологических оснований в развитии физической культуры и спорта как научной теории так и практического действия.

Говоря об источниках и этапах развития теории и методики физического воспитания, Т.Ю. Круцевич, Ю.Ф. Курамшин, В.В. Петровский подчёркивают, что «каждая наука не может полноценно развиваться, ограничиваясь только результатами собственного предмета исследования». В таком ракурсе определяют место философии в  системе физической культуры: «Философия дает для неё методологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области обшей физической культуры, проникать в суть проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе» [6].

Задачей данной статьи является привлечение научной общественности к обсуждению идеи формирования в физкультурно-спортивном науковедении относительно новой междисциплинарной области знания – «философии спорта», которая бы завершила иерархию гуманитарного направления в нем. Если социология спорта изучает его как определенный социальный институт, включающий в себе структуру социальных групп и специфику межличностных отношений в спортивной среде, психология спорта исследует психоэмоциональные побудительные мотивы спортивной деятельности и соответствующим образом методически вооружает спортивно-тренировочный процесс, а педагогика спорта обращает внимание на этико-воспитательный облик спортивных фигурантов, то философия спорта должна вырабатывать обще концептуальное видение его в контексте культурно-цивилизационного процесса. В этой связи для дальнейших дискуссий предлагается дефиниция «философии спорта» как системы знания о содержании идеалов спорта и физической культуры, раскрывающего особенности их воплощения как культурно-исторических феноменов в современное цивилизационное пространство.

Методами исследование избраны: требования диалектической логики, метод феноменологической редукции, компаративный метод, а также экзистенциалистская диалектико-феноменологическая методология.

В результате проведенного исследования и их обсуждения следует констатировать, что как в российской научной литературе так и на всем постсоветском пространстве для формирования новой области знания – «философия спорта»,  созрели все необходимые теоретические предпосылки. В отношении спорта как культурного феномена такой подход плодотворен еще и тем, что касается чисто философского понимания спорта в соотношении его сущности и существования. Непосредственно в таком ключе начинает формироваться антропологический (Н.Н.Визитей), аксиологический (З.Кравчик, В.И.Столяров, И.М.Быховская, М.Я.Виленский), феноменологический (Ю.А.Компаниец, В.А.Подорога, Ю.Н.Рождественский), социологический (Л.И. Лубышева), психологический (А.Б.Колосов, С.Д.Максименко, А.Я.Фотуйма), а также многообразные спортивно-тренировочные и управленческо-организационные подходы. В частности это относится к работам украинских авторов Е.В.Андреевой, Д.А.Булгакова, В.Ф.Бойко, В.И.Вороновой, В.Й.Григорьева, В.А.Кашубы, О.Д.Качуровского, А.Б.Колосова, В.М.Копы, Ю.А.Тимошенко, О.А.Шинкарук.

Следует отметить, что после длительного господствующего положения диалектического материализма как мировоззренческого и методологического основания физкультурно-спортивной науки, в ней еще сложно приживается философские западноевропейские направления с присущим им категориально-понятийным аппаратом. Вместе с марксистско-ленинским пониманием коммунистических идеалов в общественном сознании наблюдается попытка отвергнуть всякое упоминание и о других общечеловеческих Абсолютах: добра и зла, совести, справедливости, альтруизма, чести, достоинства, порядочности и пр., которых пытаются отнести к средневековому лексикону. Вместо них предлагается как нормальное состояние личности – алчность, наглость, грубость и др., характерные для пещерного состояния человека.

В спорте это проявляется в циничном по своей сути требовании «победы любой ценой», где игнорируется веками испытанный принцип обесценивания цели в результате не человеческих средств ее достижения. В процессе неизбежной коммерциализации спорта (лучше бы говорить об экономизации) становится проблематичной «фейр-плей» (анг. Fair play "честная игра"). Дело не в самой коммерциализации, а сопровождающие ее криминализации, когда «акулы бизнеса» пытаются превратить спорт в средство наживы на здоровье спортсменов. Спорт всегда нуждался в финансово-материальной поддержке. Древний правитель Иудеи, нарицательно символизирующей до наших дней зло и ненависть, царь Ирод, также желая делать «добрые дела» и сохранить Олимпийские игры как память о древней Элладе, не только принимал участие в них в качестве судьи, но и учредил особый денежный фонд для проведения олимпийских торжеств, что помогло сохранить и предотвратить их гибель на четыре столетия раньше [1]. Различие в материальной поддержке спорта в современной коммерциализации заключается в том, делается это с любовью к нему или с личной выгодой.

В теоретическом аспекте вместо понятия «идеала» все чаще употребляется термин «ценности», введенный в научный оборот постмодернистской аксиологической философией. Такой подход присущ западной культурологической парадигме, рассматривающей человека как природное существо, подлежащее определенному математическому, механическому или какому либо иному измерению и «потребляющего», а не творящего мир, рефлектирующего, то есть переживающего его чувством и разумом. Парадигмы, характерной уже для восточной культуры. В западноевропейской рационалистической философии от Декарта до Гегеля: человек – это «мыслящая вещь», «перевоплощенная духовная единица». Окружающий человека мир представляется  как палитра заготовленных заранее данных его свойств, способных удовлетворить человеческие потребности, а потому и выступающие как ценности для него. Этим умаляется творческая и созидающая сила сознания человека, его деятельно-преобразовательная сущность, что в принципе не соответствует идеалам спорта, которые одухотворяют и воспламеняют человеческую телесность на социальную активность. В этом состоит смысло-жизненная проблематика спортивной морали [2]. 

Естественно, идеалы каждой эпохи наполняются новым содержанием. Они не идолы и не фетиши, которым люди должны поклонятся. Они преобразовываются в каждую эпоху в направлении усиления их гуманистичности. Так, спорт из ранее событийного и достаточно экзальтированного явления и ущербного для здоровья спортсменов, постепенно превращается в массовый спорт, «спорт для всех», кондиционный спорт, паралимпийский спорт и др., где основной его ценностью является сохранение и совершенствование здоровой человеческой телесности, развития социальных и физических адаптивных качеств человека.

В современных условиях восстановление и пропаганда благородных идеалов спорта может быть эффективным препятствием против его дискриминации. Фундаментальный исследователь всеобщей истории физической культуры и спорта Ласло Кун однозначно связывал состояние и уровень их развития в зависимости от идеалов эпохи. Он писал: «Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он (идеал – авт. И.М.) четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества» [3].

Идеалы эпохи составляют содержание «идеи спорта и физической культуры», фокусирующей в себе весь многообразный спектр существующих социальных связей и отношений. Идеалы физической культуры и спорта носят эпохальный, а не частный, локальный, временный характер. История знает эпохи возведения спорта, как состязательно-игровой формы взаимоотношения между людьми, в ранг кумира, окруженного таким ореолом святости, который способен решать общенародные проблемы. К примеру: Олимпийские игры в Греции стали решением национальной трагедии эллинов, испытывающих огромную потребность в единении, а до этого разрозненных в результате межусобных родоплеменных войн между городами-полисами. Но история также знает и столетия его забвения, чтобы со временем сызнова возрождаясь – знаменовать новую эпоху.

Вышеупомянутый Ласло Кун говорил о том, что спорт в своей сущности динамичен и отражает определенные потребности общества, под воздействием которых отдельные его виды отмирают, а другие зарождаются. На примере того, как гимнастика в начале ХХ века стала центрообразующим видом спорта, указывает на философию этого движения содержащую в себе основную идею. Суть ее заключается в том, что «… человек ХХ столетия, лишенный благодаря механизации естественных условий, а так же благодаря достижениям цивилизации  потерял чувство здорового и самовыражающего движения. В результате, во всякой деятельности, связанной с движениями, он порвал и вступил в противоречия со своей индивидуальностью» [4].

Заметим, подобная ситуация созвучна с современной. Какой же выход из неё был найден? Появились новые идеи о создании гармонии «свободного индивидуума» и природы, благодаря установлению их равновесия, с акцентированием физических движений не на танец, а на телесную пластику, которая, по мнению авторов идеи – (семьи Дункан), более естественна и компенсирует влияние внешних факторов, вызывающих внутренний конфликт от различных «ненатуральных, наигранных движений», характерных для распространенного в то время танца (прообраз современной художественной гимнастики»). В это время возникает целый ряд гимнастических школ, новых видов спорта, свидетельствующих о многообразии выходов из любых неординарных поворотов в развитии физической культуры. Иными словами – в нынешнее кризисное время требуется новые не стандартные идеи. Философия спорта должна наполнить его основную идею новым содержанием в соответствии с современными проблемами общественного прогресса. В этом отношении в идеалы современного спорта должны быть заложены идеи красоты физической телесности человека.

Представляется интересным для философской спортивной антропологии есть положение экзистенциалистов о том, что в движениях телесности проявляется грациозность его вхождения в окружающий социум. Тело, виртуозно соприкасается с другими участниками движения, и, таким образом, по мнению Ж. П. Сартра, обнаруживает свою свободу как сущностную черту человека. «Грациозное действие,– пишет он,- поскольку оно открывает тело как точное орудие, дает ему в каждый момент оправдание его существования» [5].

В практическом отношении давно уже назрела потребность переформатировать в средней школе, ставшие не привлекательными уроки «физкультуры», на занятия  по «культуре физической телесности человека», где бы в разнообразных формах пропагандировались пропорциональность, равновесие, сбалансированность, наполненная жизнеспособностью красота человеческой телесной осанки.

В наших условиях важно пропагандировать, развивать поэтическое содержание спортивной философии Пьера де Кубертена как пример романтического возгорания в условиям грозных буржуазных французских будней давно погасших огней греческой олимпиады. Может быть и в наше время гуманитариям следует подумать о развитии в рамках философии спорта такой её школы как «кубертенизм», что в какой то мере помогло бы очистить «авгеевые конюшни» современного олимпийского спорта.

В качестве вывода следует подчеркнуть, что спорт философичен по своей сути, поскольку на практике раскрывает добротворческую сущность человека. Философия спорта должна объединить усилия всех заинтересованных в том, чтобы он и в дальнейшем приносил людям радость в их нелегком повседневном жизнесозидании. Спортсменам, дарующим людям радость, и любителям спорта нельзя забывать призыв мужественного военного летчика, писателя и обладающего утонченными человеческими добродетелями философа Антуана де Сент Экзюпери: «Нет большей радости, чем радость человеческого общения!».

  1.  Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер.с польск. В.К.Ронина. – М.: Высш.шк. – 1998. – С. 396-397.
  2.  Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии / М.М.Ибрагимов // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2010. – №3 (19). – С. 97.
  3.  Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: «Радуга». – 1882. – С.24.
  4.  Там же. С.191.
  5.  Сартр Жан-Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. – М.:АСТ МОСКВА, 2009. – C. 609.
  6.  Теорія і методика фізичного виховання. Загальні основи теорії і методики фізичного виховання. У 2Т. За ред. Т.Ю. Круцевич. – К.: Олімпійська л-ра. – 2008. – Т1. – С.19.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45070. Нарушения психологического развития (F8) 31 KB
  Этиология Для нарушений психологического развития характерна наследственная отягощенность подобными или родственными расстройствами. Специфические расстройства развития речи F80. Этиология и патогенез Причина специфических расстройств развития речи неизвестна.
45071. Умственная отсталость (F7) 36.5 KB
  На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости а также присоединению таких симптомов как припадки соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами в частности синдром Апера Крузона COFS синдром синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна а также фетопатии в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно рецессивно доминантно хотя...
45072. Характеристика степеней умственной отсталости 29.5 KB
  Отставание в развитии понимания и использовании речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). В зрелом возрасте также нуждаются в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях.
45073. Девиантное поведение – определение, причины, классификация 24.5 KB
  Девиантное поведение определение причины классификация. Девиантное поведение – представляет собой устойчивое сознательное и избирательное нарушение социальных норм. Крайние проявление социально-пассивного типа – саморазрушающее поведение.: аддиктивное поведение сексуальная распущенность аутоагрессия суицидальное поведение синдром сгорания.
45074. Эпилепсия (G40) 50.5 KB
  При этом чем интенсивнее представлены одни из них тем меньшая выраженность других достаточна для проявления эпилепсии. Почти в половине случаев причину эпилепсии установить не удается даже при самом тщательном обследовании. Эти идиопатические эпилепсии связаны главным образом с наследственным предрасположением имеют помимо других отличий типичный возраст заболевания и в большинстве случаев хорошо реагируют на терапию. В случаях когда при анализе особенностей клинического синдрома и данных исследования предполагается вероятность отнесения...
45075. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 34.5 KB
  Могут рассматриваться методы психотерапии основанные на принципах научения которые появились во втором десятилетии нашего века. содействовать увеличению потенциала их личного поведения мыслей чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования;2 не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;3 позитивное терапевтическое отношение необходимое но недостаточное условие эффективной психотерапии;4 жалобы пациента принимаются как значимый материал на котором терапия фокусируется а не как...
45076. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ 39 KB
  Психоанализ инструмент дающий возможность Эго достичь победы над Ид . Он считал что в психоанализе основные усилия направлены на то чтобы усилить Эго сделать его более независимым от СуперЭго расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию. Цель психоанализа Фрейд видел в том чтобы сделать бессознательное сознательным; он утверждал что дело анализа обеспечить насколько это возможно хорошие условия для функционирования Эго .
45077. Гуманистическая психотерапия 26 KB
  Метод позитивной психотерапии основывается на 3х принципах каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая: Принципу надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека. Принципу баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека. Принципу самопомощи соответствует 5шаговая метамодель используемая как стратегия гармонизации адаптации и развития...
45078. Социальная реабилитация 29 KB
  Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитировать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Реабилитация объединяет усилия врача медицинского персонала и больного направленные на восстановление социальнопсихологического статуса последнего. Охранительный режим предусматривает постоянное пребывание больного в постели преимущественно по соматическим показаниям и требует от медицинского персонала постоянного наблюдения за ним.