15674

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Научная статья

Физкультура и спорт

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Ибрагимов М. М. В современных условиях спорт относят к числу важных сфер общественной жизнедеятельности человека который во взаимодействии с другими формирует специфическую сферу его бытия в жизнен...

Русский

2013-06-15

33.18 KB

2 чел.

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Ибрагимов М. М.

В современных условиях спорт относят к числу важных сфер общественной жизнедеятельности человека, который во взаимодействии с другими, формирует специфическую сферу его бытия в жизненном пространстве и времени, а именно: «спортивную реальность», «мир спорта». Прошло то время, когда к спорту многие философы относились скептически, как  не имеющего ничего общего с культурно-историческим процессом. Х.Штайницер в книге «Спорт и культура» писал, что «спорт враждебный социальному идеалу культуры, а для индивидуалистического идеала он не имеет никакого значения, а занятия спортом является симптомом упадка» [8].

В философском отношении сущностные черты спорта и его социально-целевое назначение рассматривается уже не как «развлечение», «отвлечение» «охота на дичь», что изначально было характерно для английского термина «in sport», а как спортивная деятельность с определенным целеполаганием, которая создает своеобразную систему ценностей и идеалов - спортивную идеологию. При таком подходе предметом философии спорта можно определить как «учение о сущности и жизненном смысле спорта в дискурсе социокультурного феномена, который олицетворяет создание и воспроизведение в образах физической культуры эталоны человеческой телесности» [2].

В философско-эпистемологического дискурсе спорт - это зрелищная и удивительная соревновательно-результативная игра, которая возбуждает и стимулирует телесную и социальную активность человека (как участников спортивно-соревновательной деятельности, так и сочувствующих наблюдателей). Спорт - это искусство телесного превращения, выход человека за пределы своего бытия. В этом плане спорт высоких достижений несколько диссонирует с представлениями об общей физической культуре, а краеугольным камнем их отождествления выступают различия в целевом социальном предназначении: если физическая культура направлена на оздоровление людей, то спорт жертвует здоровьем спортсменов, благодаря чему происходит из древле их героизация. Общим для физической культуры и спорта является обращение к силе и красоте человеческой телесности. В этом отношении сомнительным, по мнению автора, является вопрос о том, что спорт высоких достижениий способствует «гармоничности и всестороннему развитию человека». Эта эпистема из советских времен постоянно имплицируется в палитре общественных идеологем и не отвечает современным социально-педагогическим реалиям. Дискуссии, которые сегодня ведутся вокруг каждого из сущностных элементов определения спорта высоких достижений, попытаемся объяснить с привлечением экзистенциально-феноменологического мировоззрения.

Спорт философичен по своей сути, поскольку в искусстве телесного превращения наглядно демонстрируются сущностные силы человека - свобода и творчество. Ж.-П.Сартр подчеркивал инструментальную роль тела в познании человеком своей сущности в «Бытии-для-себя» и в «Бытии-для-другого». Он писал, что «в грации тело является инструментом, который обнаруживает свободу». И далее: «В грации тело проявляет себя как психическое в ситуации. Оно раскрывает прежде свою трансцендентность как трансцендентирующую – трансцендентность. Оно находится в действии и понимается, исходя из ситуации и цели, которые предполагаются»[11].

Спорт адекватно отражает противоречия человеческого существования и удовлетворяет его потребности в 1) игре, 2) состязательности, 3) зрелищности, поскольку: 1) человек, будучи сознательным существом, по своей сути всегда остается игроком, и неустанно разыгрывает остросюжетную драму личной жизни, постоянно меняя свой образ и роль в театре социально - цивилизационных перипетий; 2) человек постоянно утверждается в жизни, удовлетворяет Ego в жажде признания другими его искусства создания своего жизненного пути; 3) человек ежедневно вынужден презентовать и представлять себя в социальной реальности, заявляя о своем присутствии или отсутствие в ней. Спорт создает иллюзию, как и все другие виды искусства, «вхождение» человека в сплошной культурно-исторический творческий процесс [3]. Он всегда будет востребован, хотя в силу своей популярности некоторые исследователи заявляют о его вымирания [6].

Философии спорта еще предстоит выработать общеконцептуальный подход, который бы сблизил отечественную и западную философские традиции. Отметим, что основоположник экзистенциализма Кьеркегор, выступая против рационализма, рассматривал человека как духовного индивида, как уникальное неповторимое существо, обнаруживающее в жизни личности духовное существование [5]. В данном случае отметим, что методология экзистенциалистской диалектики подготовлена в зарубежной феноменологии, родоначальником которой считается Э. Гуссерль и др. Эту традицию продолжил Морис Мерло-Понти, который известен своими разработками в области феноменологии телесности. В отличие от «феноменологии духа» (Г.Гегель) он раскрывает «феноменологию телесности».

Морис Мерло-Понти в отличие от Э. Гуссерля в своей феноменологии тела-субъекта показывает, что именно физическое тело является источником психологической интенциональности, восприятия, информативности и др. А потому проведение феноменологической редукции в понимании человеком его тела позволяет осознание человеком того, что , будучи физико-соматическим телом, он органически связан с природой и является его неотъемлемой частью [9]. Речь в данном случае идет о преодолении человеком кризиса в заблуждении относительно духовно-интеллектуальной своей значимости и выработки необходимости включения в реальную, а не виртуальную действительность, что и осуществляется в спортивной деятельности.

В этом смысле философия спорта относится к ее экзистенциально-антропологическому направлению. Спортивная эпистемология в дискурсе «философии спорта» должен исследовать его: а) трансцендентальность, как способ перехода «из небытия в бытие», презентации в формах телесности красоты и силы потаенных потенциальных и резервных свойств уникального человеческого организма; б) экзистенциональность, как смисложизненность, т.е. сознательное возложение спортсменом своего индивидуального  здоровья на алтарь «Добра и Зла»; в) интенциональность, как влечения к жизни, рискованность спортсменов и отчаянное их противопоставление себя страху смерти; г) телеологичность, как проявление веры в безграничные возможности человека к самосовершенствованию, достижению гармонии в потусторонней «вечной жизни».

«Любая живая личность есть так или иначе миф», - выражение знаменитого русского ученого А.Ф.Лосева может быть отправным положением в понимании мифологической сущности спорта на уровне его обыденного восприятия в виде образного воображения [6]. Мифотворчество - основа общественного и индивидуального сознания и непрерывный элемент исторического самосознания. Каждая эпоха имеет свой миф и развитие научного знания не в состоянии окончательно опровергнуть его, так как люди являются заложниками времени, в котором они живут. Как предрассудки так и мифы укореняются в подсознании. Они более устойчивы, чем научные постулаты, а последние периодически также мифологизируются.

Спорт – изначально мифологичен по своему смыслу, поскольку создает телесный образ человека, в котором концентрированно отражается весь апофеоз достигнутой материальной и духовной культуры эпохи. Спорт при всех исторических перипетиях взаимоотношений гимнастики (прообраз современного физического воспитания) и атлетизма (прообраз современного спорта) можно характеризовать как эталонный вид физической культуры, дабы не противопоставлять его в общем культурно-цивилизационном процессе физическому воспитанию и тем самым ставить под сомнение его культурологическую ценность.

Несмотря на изобилие литературы по теории спорта и теории физической культуры, заведующий кафедрой В.Є.Жабаков (Челябинск) пишет: “По нашему мнению, главная причина недостаточной разработанности теоретико-методологических основ физической культуры – отсутствие фундаментальных трудов, расскрывающих глубинные интегративные проблемы физической культуры [1]. При этом он особенно подчеркивает, что в теории физической культуры недостаточно учитывается единство биосоциальной, соматопсихичной и социокультурной природы человека [там же]. То есть, подводит к мысли о необходимости выработки новой философско-мировоззренческой методологии спортивной науки и практики. Его поддерживает известный эпистемиолог А.А. Никитина, которая прямо говорит о противостоянии в росийской философской среде разных мировоззренческих школ: «… между некоторыми подходами существует определенная «напряженность» методологического противостояния» [10].

Если рассматривать современные проблемы в украинском континууме физкультурно-спортивного мировоззрения, то в ряде рассуждений о роли философии в его гуманитарном направлении Компаниец Ю.А. (Луганск) отмечает, что: «... исходя из очевидной тенденции роста кризисных явлений и снижение эффективности существующей системы (физического воспитания и массового спорта) прямо или косвенно указывают на необходимость ревизии теоретических принципов »[4].

Философия является теоретической основой мировоззрения, охватывающую мир в его предельных основаниях соотношения Сущего и Должного, а потому философия спорта как и вся философия не может быть ни гуманитарной, ни естественно-позитивной наукой. Они представляют собой систематизированную теорию знания о тех или иных сторонах действительности (Сущего), в то время как философия создает целостную картину мира (исходя еще и из Должного), а потому включает в себя научный, логико-рационалистический компонент, но не ограничивается им.

В этом смысле диалектический материализм представляет собой один из возможных, но не единственный из методологических и мировоззренческих вариантов обоснования спорта, а тем более его философии. Как пишут современные учебники: "Философия раскрывает в определенной парадигмальной форме способ взаимодействия человека с миром. Поэтому принципиально ошибочными являются попытки выдать философию за науку, как это старалась сделать т.н. "марксистско-ленинская философия (вспомним сталинское« определение »философии как« науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления. ") [12]. А так же вряд ли можно считать отдельные разрозненные суждения философов о спорте как “философию спорта”. Она может быть концептуально создана на различной мировоззренческой философской основе: позитивистской, постмодернистской (западно-европейской), логико-аналитической (англо-американский вариант), марксистско-ленинской (московский вариант), экзистенциалистской (киевская школа, современная российско-сибирская школа), что и предпринимается в настоящее время и вызывает неоднозначную реакцию в физкультурно-спортивных теоретических кругах.

  1.  Жабаков В.Е. Культурологический подход как методологическое основание процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры / В.Е.Жабаков // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. – С. 228.
  2.  Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии / М.М.Ибрагимов // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2010. – №3 (19). – С. 94-95. 
  3.  Ибрагимов М.М. Сова Минервы и Аполлон, или Два способа философского осмысления спорта / М.М.Ибрагимов // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №4. – С. 94-100.
  4.  Компанієць Ю.А. Філософія фізичної культури чи фізична культура філософії? / Ю.А.Компанієць // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2009. – №7. – С. 77.
  5.  Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – СПб. – 1994. – С. 200.
  6.  Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф.Лосев. – М.: Наука – 1930. – С. 90.
  7.  Лэш Кристофер. Вырождение спорта / Кристофер Лэш // Логос. – 2006. – №3 (54). – С. 23-40. 
  8.  Люкевич В.П. Спорт как/и здоровый образ жизни /В.П.Люкевич // Парадигма здорового способу життя: духовні та фізичні компоненти: Збірник наук.статей ІІ Між нар.наук.-теорет.конферен.кафедри соц.-гуман.дисциплін. Київ 19-20 березня 2010.: / Уклад. Ю.О.Тимошенко. – К.: НУФВСУ. – 2010. – С. 108.
  9.  Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия./пер. с франц., под ред. И.С.Вдовиной, С.Л.Фокина. – СПб «Ювента наука». – 1999. – 605 с.
  10.  Никитина Е.А. Современная эпистемология: основные направления развития / Е.А.Никитина // Научный вестник МГТУ ГА. Серия История, философия, социология. – 2008. – №129. – С. 143.
  11.  Сартр Жан-Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. – М.:АСТ МОСКВА, 2009. – C. 608-609.
  12.  Філософія як історії філософії.: Підручник ./ За заг. ред. Ярошовця В.І – К.: Центр учбової літератури. – 2010. – С. 7.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75556. Канада. Географічне положення. Перші українці в Канаді. Canada. The first Ukrainians in Canada. The geographical position of Canada 21.68 KB
  Підготувати учнів до самостійного усного повідомлення за запропонованою комунікативною ситуацією з опорою на прочитаний текст і план. Ввести нові ЛО та відпрацювати їх вживання у мові.
75557. Тарас Шевченко — великий український поет 90 KB
  Підготувати учнів до самостійного висловлювання за запропонованою ситуацією на основі змісту прочитаного тексту. Наука і культура. Дозвілля. Science and Culture. Free Time.
75558. Книги в нашому житті, Контроль позакласного читання 21.98 KB
  Обладнання: підручник Reding Preferences НО1 текст It is interesting to red different kinds of booksrdquo;. Т: We re going to discuss the topic Books in our life . By the end of the lesson you should be ble: to prticipte in common converstionl exchnges bout books in your life; to identify detils from the given text; to discuss tsk 3 of your Home Reding.Т: Do you like reding Do you spend much time reding Not counting mgzines for teengers how much do you red out of school One book week One fortnight month One now nd gin Wht kind...
75559. Канада. Перші українці в Канаді, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 56.5 KB
  Мета: Перевірити рівень навчальних досягнень учнів за вивченими темами: Cnd. The first Ukrinins in Cnd . Т: We\'ve got test tody to check your skills in communictive writing bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd. By the end of the lesson you will be ble: to mtch the English words word combintions nd sentences with their Ukrinin equivlents Level 1 2; to put the questions to show your bility of operting fcts bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd Level 3; to write bout Cnd nd the first Ukrinins in Cnd to check your skills in communictive...
75560. Об’єднане Королівство Великобританії та Північної Ірландії. Географічне положення 59.5 KB
  Explin how you understnd these syings Wht is the min sense of them б Т: Listening to joke Fthers nd sons . Wht is the resemblnce between Kyiv Ottw nd London They re the cpitls of the countries. Blck Red White Yellow wht word not colour cn be dded to ech of these to put them ll in the sme group Se Wht countries mke up Gret Britin Englnd Scotlnd nd Wles. Wht nother nme does the English Chnnel hve L Mnche Is the UK n Europen country Yes it is.
75561. Економічний розвиток Великобританії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61 KB
  Tody we re going to tlk bout the economicl development of Gret Britin. Jigsw sentences: The crds re mixed Gret Britin in the world one of the leding countries is fmous Gret Britin for its woolen industry hs got highly developed industry Gret Britin II. Активізація ЛО теми The industry of Gret Britin nd Northern Irelnd .T: Gret Britin is fmous for.
75562. Україна та Великобританія, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Обладнання: підручник географічні карти Великобританії та України Odd One Out на дошці Red the questions bout Ukrine HO1 Fill in the missing informtion H02 Pick up the sentences Ho3. Т: Tody we re going to tlk bout the geogrphicl position nd the climte of Ukrine nd Gret Britin. By the end of the lesson you should be ble: to understnd the gist nd detils of the text for listening; to give comprtive chrcteristics of the geogrphicl position nd climte of Ukrine nd Gret Britin; to discuss Tsk 4 of your Home Reding. Аудіювання тексту...
75563. Великобританія. Осінь в Англії. Минулий доконаний час 65.5 KB
  Обладнання: підручник граматична таблиця Pst Perfect Tense Exmple Sitution HO1 висловлювання P. We hve to revise the grmmr mteril the Pst Perfect Tense. Drw on the bord Noughts nd crosses grid with nine ctegories like this: Pst Perfect I hd done. Повторення та активізація граматичного матеріалу: Pst Perfect Tense.
75564. Великобританія. Уельс, Контроль позакласного читання 76 KB
  Обладнання: підручник текст для аудіювання rthur Conn Doyle HO1 True or Flse H02 H04 Put the events in the order H03 Interesting fcts bout Wles H05. Wles. Предявлення тексту для читання Wles вир.Т: Wht do you think Why do the English like to spend their holidys in Wles Wles is known s lnd of songs why 2 WhileReding ctivities.