15674

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Научная статья

Физкультура и спорт

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Ибрагимов М. М. В современных условиях спорт относят к числу важных сфер общественной жизнедеятельности человека который во взаимодействии с другими формирует специфическую сферу его бытия в жизнен...

Русский

2013-06-15

33.18 KB

2 чел.

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Ибрагимов М. М.

В современных условиях спорт относят к числу важных сфер общественной жизнедеятельности человека, который во взаимодействии с другими, формирует специфическую сферу его бытия в жизненном пространстве и времени, а именно: «спортивную реальность», «мир спорта». Прошло то время, когда к спорту многие философы относились скептически, как  не имеющего ничего общего с культурно-историческим процессом. Х.Штайницер в книге «Спорт и культура» писал, что «спорт враждебный социальному идеалу культуры, а для индивидуалистического идеала он не имеет никакого значения, а занятия спортом является симптомом упадка» [8].

В философском отношении сущностные черты спорта и его социально-целевое назначение рассматривается уже не как «развлечение», «отвлечение» «охота на дичь», что изначально было характерно для английского термина «in sport», а как спортивная деятельность с определенным целеполаганием, которая создает своеобразную систему ценностей и идеалов - спортивную идеологию. При таком подходе предметом философии спорта можно определить как «учение о сущности и жизненном смысле спорта в дискурсе социокультурного феномена, который олицетворяет создание и воспроизведение в образах физической культуры эталоны человеческой телесности» [2].

В философско-эпистемологического дискурсе спорт - это зрелищная и удивительная соревновательно-результативная игра, которая возбуждает и стимулирует телесную и социальную активность человека (как участников спортивно-соревновательной деятельности, так и сочувствующих наблюдателей). Спорт - это искусство телесного превращения, выход человека за пределы своего бытия. В этом плане спорт высоких достижений несколько диссонирует с представлениями об общей физической культуре, а краеугольным камнем их отождествления выступают различия в целевом социальном предназначении: если физическая культура направлена на оздоровление людей, то спорт жертвует здоровьем спортсменов, благодаря чему происходит из древле их героизация. Общим для физической культуры и спорта является обращение к силе и красоте человеческой телесности. В этом отношении сомнительным, по мнению автора, является вопрос о том, что спорт высоких достижениий способствует «гармоничности и всестороннему развитию человека». Эта эпистема из советских времен постоянно имплицируется в палитре общественных идеологем и не отвечает современным социально-педагогическим реалиям. Дискуссии, которые сегодня ведутся вокруг каждого из сущностных элементов определения спорта высоких достижений, попытаемся объяснить с привлечением экзистенциально-феноменологического мировоззрения.

Спорт философичен по своей сути, поскольку в искусстве телесного превращения наглядно демонстрируются сущностные силы человека - свобода и творчество. Ж.-П.Сартр подчеркивал инструментальную роль тела в познании человеком своей сущности в «Бытии-для-себя» и в «Бытии-для-другого». Он писал, что «в грации тело является инструментом, который обнаруживает свободу». И далее: «В грации тело проявляет себя как психическое в ситуации. Оно раскрывает прежде свою трансцендентность как трансцендентирующую – трансцендентность. Оно находится в действии и понимается, исходя из ситуации и цели, которые предполагаются»[11].

Спорт адекватно отражает противоречия человеческого существования и удовлетворяет его потребности в 1) игре, 2) состязательности, 3) зрелищности, поскольку: 1) человек, будучи сознательным существом, по своей сути всегда остается игроком, и неустанно разыгрывает остросюжетную драму личной жизни, постоянно меняя свой образ и роль в театре социально - цивилизационных перипетий; 2) человек постоянно утверждается в жизни, удовлетворяет Ego в жажде признания другими его искусства создания своего жизненного пути; 3) человек ежедневно вынужден презентовать и представлять себя в социальной реальности, заявляя о своем присутствии или отсутствие в ней. Спорт создает иллюзию, как и все другие виды искусства, «вхождение» человека в сплошной культурно-исторический творческий процесс [3]. Он всегда будет востребован, хотя в силу своей популярности некоторые исследователи заявляют о его вымирания [6].

Философии спорта еще предстоит выработать общеконцептуальный подход, который бы сблизил отечественную и западную философские традиции. Отметим, что основоположник экзистенциализма Кьеркегор, выступая против рационализма, рассматривал человека как духовного индивида, как уникальное неповторимое существо, обнаруживающее в жизни личности духовное существование [5]. В данном случае отметим, что методология экзистенциалистской диалектики подготовлена в зарубежной феноменологии, родоначальником которой считается Э. Гуссерль и др. Эту традицию продолжил Морис Мерло-Понти, который известен своими разработками в области феноменологии телесности. В отличие от «феноменологии духа» (Г.Гегель) он раскрывает «феноменологию телесности».

Морис Мерло-Понти в отличие от Э. Гуссерля в своей феноменологии тела-субъекта показывает, что именно физическое тело является источником психологической интенциональности, восприятия, информативности и др. А потому проведение феноменологической редукции в понимании человеком его тела позволяет осознание человеком того, что , будучи физико-соматическим телом, он органически связан с природой и является его неотъемлемой частью [9]. Речь в данном случае идет о преодолении человеком кризиса в заблуждении относительно духовно-интеллектуальной своей значимости и выработки необходимости включения в реальную, а не виртуальную действительность, что и осуществляется в спортивной деятельности.

В этом смысле философия спорта относится к ее экзистенциально-антропологическому направлению. Спортивная эпистемология в дискурсе «философии спорта» должен исследовать его: а) трансцендентальность, как способ перехода «из небытия в бытие», презентации в формах телесности красоты и силы потаенных потенциальных и резервных свойств уникального человеческого организма; б) экзистенциональность, как смисложизненность, т.е. сознательное возложение спортсменом своего индивидуального  здоровья на алтарь «Добра и Зла»; в) интенциональность, как влечения к жизни, рискованность спортсменов и отчаянное их противопоставление себя страху смерти; г) телеологичность, как проявление веры в безграничные возможности человека к самосовершенствованию, достижению гармонии в потусторонней «вечной жизни».

«Любая живая личность есть так или иначе миф», - выражение знаменитого русского ученого А.Ф.Лосева может быть отправным положением в понимании мифологической сущности спорта на уровне его обыденного восприятия в виде образного воображения [6]. Мифотворчество - основа общественного и индивидуального сознания и непрерывный элемент исторического самосознания. Каждая эпоха имеет свой миф и развитие научного знания не в состоянии окончательно опровергнуть его, так как люди являются заложниками времени, в котором они живут. Как предрассудки так и мифы укореняются в подсознании. Они более устойчивы, чем научные постулаты, а последние периодически также мифологизируются.

Спорт – изначально мифологичен по своему смыслу, поскольку создает телесный образ человека, в котором концентрированно отражается весь апофеоз достигнутой материальной и духовной культуры эпохи. Спорт при всех исторических перипетиях взаимоотношений гимнастики (прообраз современного физического воспитания) и атлетизма (прообраз современного спорта) можно характеризовать как эталонный вид физической культуры, дабы не противопоставлять его в общем культурно-цивилизационном процессе физическому воспитанию и тем самым ставить под сомнение его культурологическую ценность.

Несмотря на изобилие литературы по теории спорта и теории физической культуры, заведующий кафедрой В.Є.Жабаков (Челябинск) пишет: “По нашему мнению, главная причина недостаточной разработанности теоретико-методологических основ физической культуры – отсутствие фундаментальных трудов, расскрывающих глубинные интегративные проблемы физической культуры [1]. При этом он особенно подчеркивает, что в теории физической культуры недостаточно учитывается единство биосоциальной, соматопсихичной и социокультурной природы человека [там же]. То есть, подводит к мысли о необходимости выработки новой философско-мировоззренческой методологии спортивной науки и практики. Его поддерживает известный эпистемиолог А.А. Никитина, которая прямо говорит о противостоянии в росийской философской среде разных мировоззренческих школ: «… между некоторыми подходами существует определенная «напряженность» методологического противостояния» [10].

Если рассматривать современные проблемы в украинском континууме физкультурно-спортивного мировоззрения, то в ряде рассуждений о роли философии в его гуманитарном направлении Компаниец Ю.А. (Луганск) отмечает, что: «... исходя из очевидной тенденции роста кризисных явлений и снижение эффективности существующей системы (физического воспитания и массового спорта) прямо или косвенно указывают на необходимость ревизии теоретических принципов »[4].

Философия является теоретической основой мировоззрения, охватывающую мир в его предельных основаниях соотношения Сущего и Должного, а потому философия спорта как и вся философия не может быть ни гуманитарной, ни естественно-позитивной наукой. Они представляют собой систематизированную теорию знания о тех или иных сторонах действительности (Сущего), в то время как философия создает целостную картину мира (исходя еще и из Должного), а потому включает в себя научный, логико-рационалистический компонент, но не ограничивается им.

В этом смысле диалектический материализм представляет собой один из возможных, но не единственный из методологических и мировоззренческих вариантов обоснования спорта, а тем более его философии. Как пишут современные учебники: "Философия раскрывает в определенной парадигмальной форме способ взаимодействия человека с миром. Поэтому принципиально ошибочными являются попытки выдать философию за науку, как это старалась сделать т.н. "марксистско-ленинская философия (вспомним сталинское« определение »философии как« науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления. ") [12]. А так же вряд ли можно считать отдельные разрозненные суждения философов о спорте как “философию спорта”. Она может быть концептуально создана на различной мировоззренческой философской основе: позитивистской, постмодернистской (западно-европейской), логико-аналитической (англо-американский вариант), марксистско-ленинской (московский вариант), экзистенциалистской (киевская школа, современная российско-сибирская школа), что и предпринимается в настоящее время и вызывает неоднозначную реакцию в физкультурно-спортивных теоретических кругах.

  1.  Жабаков В.Е. Культурологический подход как методологическое основание процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры / В.Е.Жабаков // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. – С. 228.
  2.  Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии / М.М.Ибрагимов // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2010. – №3 (19). – С. 94-95. 
  3.  Ибрагимов М.М. Сова Минервы и Аполлон, или Два способа философского осмысления спорта / М.М.Ибрагимов // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №4. – С. 94-100.
  4.  Компанієць Ю.А. Філософія фізичної культури чи фізична культура філософії? / Ю.А.Компанієць // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2009. – №7. – С. 77.
  5.  Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – СПб. – 1994. – С. 200.
  6.  Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф.Лосев. – М.: Наука – 1930. – С. 90.
  7.  Лэш Кристофер. Вырождение спорта / Кристофер Лэш // Логос. – 2006. – №3 (54). – С. 23-40. 
  8.  Люкевич В.П. Спорт как/и здоровый образ жизни /В.П.Люкевич // Парадигма здорового способу життя: духовні та фізичні компоненти: Збірник наук.статей ІІ Між нар.наук.-теорет.конферен.кафедри соц.-гуман.дисциплін. Київ 19-20 березня 2010.: / Уклад. Ю.О.Тимошенко. – К.: НУФВСУ. – 2010. – С. 108.
  9.  Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия./пер. с франц., под ред. И.С.Вдовиной, С.Л.Фокина. – СПб «Ювента наука». – 1999. – 605 с.
  10.  Никитина Е.А. Современная эпистемология: основные направления развития / Е.А.Никитина // Научный вестник МГТУ ГА. Серия История, философия, социология. – 2008. – №129. – С. 143.
  11.  Сартр Жан-Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. – М.:АСТ МОСКВА, 2009. – C. 608-609.
  12.  Філософія як історії філософії.: Підручник ./ За заг. ред. Ярошовця В.І – К.: Центр учбової літератури. – 2010. – С. 7.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25023. Консалтинг в сфере PR как форма бизнеса 23.68 KB
  Консалтинг в сфере PR как форма бизнеса Консалтинг в сфере связей с общественностью является разновидностью любого консалтинга а маркетинговые стратегии применимые на рынке консалтинговых услуг частично заимствованы из теоретических основ любого маркетинга услуг. На практике это реализуется управлением финансовой эффективностью бизнеса выбором маркетинговой стратегии развития фирмы и стратегии продвижения услуг. Стратегия маркетинга любых консультационных услуг а также стратегия развития консалтинговой фирмы это набор приемов по...
25024. Виды и формы консультирования в связях с общественностью 31.29 KB
  Методологическая классификация профессионально ориентирована на самих консультантов так как квалифицирует их в зависимости от методов работы. Следует отметить также что классификации публикуемые национальными и международными ассоциациями консультантов часто объединяют предметный и методологический подходы правда ориентируясь больше на первый. Примером такого синтетического подхода классификация Европейского справочникауказателя консультантов по экономике и управлению издаваемого под эгидой ФЕАКО. Выделяют два вида экспертного...
25025. Деятельность политического консультанта во время избирательной кампании 94.15 KB
  Избирательная кампания система агитационных мероприятий проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Другая причина обусловливающая необходимость психологического сопровождения клиента связана с крайне напряженным ритмом кампании и с тем что личность кандидата его время его работоспособность и самочувствие являются главным ресурсом кампании. Подготовка клиента к публичным выступлениям Полноценная подготовка заключается в написании речей...
25026. Историческое становление связей с общественностью 42.23 KB
  Под активизацией связей с общественностью он понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе. Значительную роль в развитии политических связей с общественностью сыграли PRтехнологии президента А. Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса проводили PRконсультирование в разных областях жизни отрабатывали новейшие PRтехнологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы лоббирования интересов компаний...
25027. Паблик рилейшнз как социальный феномен 40.75 KB
  Паблик рилейшнз связи с общественностью как социальный феномен решает задачи коммуникативной организации в обществе. Целью работы связей с общественностью становится налаживание позитивных отношений между организацией и ее общественностью. Развитие паблик рилейшнз в России связывают с демократическими преобразованиями проведением политики гласности адекватной необходимостью установления взаимоотношений с общественностью. Ускоренный научнотехнический прогресс информационный бум стали причиной интенсификации различного рода коммуникаций и...
25028. Сферы функционирования связей с общественностью в современном обществе 15.88 KB
  Сферы функционирования связей с общественностью в современном обществе Поле функционирования паблик рилейшнз в современном обществе охватывает практически все виды общественных отношений и основные виды профессиональной деятельности как различных организаций так и отдельных лидеров имидж которых является важнейшим фактором их успеха в социальном взаимодействии. В современной России как и во всем цивилизованном мире связи с общественностью функционируют в различных сферах общественной жизни. Это приводит к снижению бума вокруг политического...
25029. Общественность и общественное мнение как главные объекты PR-деятельности 28.34 KB
  Общественность и общественное мнение как главные объекты PRдеятельности Объектом любой деятельности является та часть окружающей действительности в том числе и социальной которая подвергается целенаправленному воздействию со стороны субъекта с помощью определенных средств. Применительно к паблик рилейшнз ее объектом может быть либо общественное мнение либо общественность. В свою очередь признаками публичности являются: ♦ связь с какойлибо общностью людей в деятельностном аспекте общественное мнение общественные дела и т. Общественное...
25030. Характеристика информационных, имиджевых и корпоративных PR-документов 35.5 KB
  Бэкграундер справочная информация по теме информация о компании статистика которая может быть использована СМИ при подготовке материалов. Самостоятельный документ направляется в СМИ или входит в состав пресскита; Справочная информация о компании и входит в состав прессрелиза. Бэкграундер содержит информацию о профиле работы компании о ее продуктах услугах успехах о новых направлениях деятельности. Структура бэкграундера: История и этапы развития компании Легенда Современное состояние Спонсорские программы Кризис и выход из...
25031. Виды рабочих мероприятий связей с общественностью: презентация, прием, выставка 23.79 KB
  Обычно все презентации подчиняются логической схеме: Встреча представление гостей и участников со стороны организации. Мини прессконференция всем представителям организации предоставляется слово для краткого выступления примерно 25 минут. Презентация общественной организации фирмы акционерного общества корпорации и т. Целью такой презентации прежде всего является создание имиджа этой организации.