15674

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Научная статья

Физкультура и спорт

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Ибрагимов М. М. В современных условиях спорт относят к числу важных сфер общественной жизнедеятельности человека который во взаимодействии с другими формирует специфическую сферу его бытия в жизнен...

Русский

2013-06-15

33.18 KB

2 чел.

СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Ибрагимов М. М.

В современных условиях спорт относят к числу важных сфер общественной жизнедеятельности человека, который во взаимодействии с другими, формирует специфическую сферу его бытия в жизненном пространстве и времени, а именно: «спортивную реальность», «мир спорта». Прошло то время, когда к спорту многие философы относились скептически, как  не имеющего ничего общего с культурно-историческим процессом. Х.Штайницер в книге «Спорт и культура» писал, что «спорт враждебный социальному идеалу культуры, а для индивидуалистического идеала он не имеет никакого значения, а занятия спортом является симптомом упадка» [8].

В философском отношении сущностные черты спорта и его социально-целевое назначение рассматривается уже не как «развлечение», «отвлечение» «охота на дичь», что изначально было характерно для английского термина «in sport», а как спортивная деятельность с определенным целеполаганием, которая создает своеобразную систему ценностей и идеалов - спортивную идеологию. При таком подходе предметом философии спорта можно определить как «учение о сущности и жизненном смысле спорта в дискурсе социокультурного феномена, который олицетворяет создание и воспроизведение в образах физической культуры эталоны человеческой телесности» [2].

В философско-эпистемологического дискурсе спорт - это зрелищная и удивительная соревновательно-результативная игра, которая возбуждает и стимулирует телесную и социальную активность человека (как участников спортивно-соревновательной деятельности, так и сочувствующих наблюдателей). Спорт - это искусство телесного превращения, выход человека за пределы своего бытия. В этом плане спорт высоких достижений несколько диссонирует с представлениями об общей физической культуре, а краеугольным камнем их отождествления выступают различия в целевом социальном предназначении: если физическая культура направлена на оздоровление людей, то спорт жертвует здоровьем спортсменов, благодаря чему происходит из древле их героизация. Общим для физической культуры и спорта является обращение к силе и красоте человеческой телесности. В этом отношении сомнительным, по мнению автора, является вопрос о том, что спорт высоких достижениий способствует «гармоничности и всестороннему развитию человека». Эта эпистема из советских времен постоянно имплицируется в палитре общественных идеологем и не отвечает современным социально-педагогическим реалиям. Дискуссии, которые сегодня ведутся вокруг каждого из сущностных элементов определения спорта высоких достижений, попытаемся объяснить с привлечением экзистенциально-феноменологического мировоззрения.

Спорт философичен по своей сути, поскольку в искусстве телесного превращения наглядно демонстрируются сущностные силы человека - свобода и творчество. Ж.-П.Сартр подчеркивал инструментальную роль тела в познании человеком своей сущности в «Бытии-для-себя» и в «Бытии-для-другого». Он писал, что «в грации тело является инструментом, который обнаруживает свободу». И далее: «В грации тело проявляет себя как психическое в ситуации. Оно раскрывает прежде свою трансцендентность как трансцендентирующую – трансцендентность. Оно находится в действии и понимается, исходя из ситуации и цели, которые предполагаются»[11].

Спорт адекватно отражает противоречия человеческого существования и удовлетворяет его потребности в 1) игре, 2) состязательности, 3) зрелищности, поскольку: 1) человек, будучи сознательным существом, по своей сути всегда остается игроком, и неустанно разыгрывает остросюжетную драму личной жизни, постоянно меняя свой образ и роль в театре социально - цивилизационных перипетий; 2) человек постоянно утверждается в жизни, удовлетворяет Ego в жажде признания другими его искусства создания своего жизненного пути; 3) человек ежедневно вынужден презентовать и представлять себя в социальной реальности, заявляя о своем присутствии или отсутствие в ней. Спорт создает иллюзию, как и все другие виды искусства, «вхождение» человека в сплошной культурно-исторический творческий процесс [3]. Он всегда будет востребован, хотя в силу своей популярности некоторые исследователи заявляют о его вымирания [6].

Философии спорта еще предстоит выработать общеконцептуальный подход, который бы сблизил отечественную и западную философские традиции. Отметим, что основоположник экзистенциализма Кьеркегор, выступая против рационализма, рассматривал человека как духовного индивида, как уникальное неповторимое существо, обнаруживающее в жизни личности духовное существование [5]. В данном случае отметим, что методология экзистенциалистской диалектики подготовлена в зарубежной феноменологии, родоначальником которой считается Э. Гуссерль и др. Эту традицию продолжил Морис Мерло-Понти, который известен своими разработками в области феноменологии телесности. В отличие от «феноменологии духа» (Г.Гегель) он раскрывает «феноменологию телесности».

Морис Мерло-Понти в отличие от Э. Гуссерля в своей феноменологии тела-субъекта показывает, что именно физическое тело является источником психологической интенциональности, восприятия, информативности и др. А потому проведение феноменологической редукции в понимании человеком его тела позволяет осознание человеком того, что , будучи физико-соматическим телом, он органически связан с природой и является его неотъемлемой частью [9]. Речь в данном случае идет о преодолении человеком кризиса в заблуждении относительно духовно-интеллектуальной своей значимости и выработки необходимости включения в реальную, а не виртуальную действительность, что и осуществляется в спортивной деятельности.

В этом смысле философия спорта относится к ее экзистенциально-антропологическому направлению. Спортивная эпистемология в дискурсе «философии спорта» должен исследовать его: а) трансцендентальность, как способ перехода «из небытия в бытие», презентации в формах телесности красоты и силы потаенных потенциальных и резервных свойств уникального человеческого организма; б) экзистенциональность, как смисложизненность, т.е. сознательное возложение спортсменом своего индивидуального  здоровья на алтарь «Добра и Зла»; в) интенциональность, как влечения к жизни, рискованность спортсменов и отчаянное их противопоставление себя страху смерти; г) телеологичность, как проявление веры в безграничные возможности человека к самосовершенствованию, достижению гармонии в потусторонней «вечной жизни».

«Любая живая личность есть так или иначе миф», - выражение знаменитого русского ученого А.Ф.Лосева может быть отправным положением в понимании мифологической сущности спорта на уровне его обыденного восприятия в виде образного воображения [6]. Мифотворчество - основа общественного и индивидуального сознания и непрерывный элемент исторического самосознания. Каждая эпоха имеет свой миф и развитие научного знания не в состоянии окончательно опровергнуть его, так как люди являются заложниками времени, в котором они живут. Как предрассудки так и мифы укореняются в подсознании. Они более устойчивы, чем научные постулаты, а последние периодически также мифологизируются.

Спорт – изначально мифологичен по своему смыслу, поскольку создает телесный образ человека, в котором концентрированно отражается весь апофеоз достигнутой материальной и духовной культуры эпохи. Спорт при всех исторических перипетиях взаимоотношений гимнастики (прообраз современного физического воспитания) и атлетизма (прообраз современного спорта) можно характеризовать как эталонный вид физической культуры, дабы не противопоставлять его в общем культурно-цивилизационном процессе физическому воспитанию и тем самым ставить под сомнение его культурологическую ценность.

Несмотря на изобилие литературы по теории спорта и теории физической культуры, заведующий кафедрой В.Є.Жабаков (Челябинск) пишет: “По нашему мнению, главная причина недостаточной разработанности теоретико-методологических основ физической культуры – отсутствие фундаментальных трудов, расскрывающих глубинные интегративные проблемы физической культуры [1]. При этом он особенно подчеркивает, что в теории физической культуры недостаточно учитывается единство биосоциальной, соматопсихичной и социокультурной природы человека [там же]. То есть, подводит к мысли о необходимости выработки новой философско-мировоззренческой методологии спортивной науки и практики. Его поддерживает известный эпистемиолог А.А. Никитина, которая прямо говорит о противостоянии в росийской философской среде разных мировоззренческих школ: «… между некоторыми подходами существует определенная «напряженность» методологического противостояния» [10].

Если рассматривать современные проблемы в украинском континууме физкультурно-спортивного мировоззрения, то в ряде рассуждений о роли философии в его гуманитарном направлении Компаниец Ю.А. (Луганск) отмечает, что: «... исходя из очевидной тенденции роста кризисных явлений и снижение эффективности существующей системы (физического воспитания и массового спорта) прямо или косвенно указывают на необходимость ревизии теоретических принципов »[4].

Философия является теоретической основой мировоззрения, охватывающую мир в его предельных основаниях соотношения Сущего и Должного, а потому философия спорта как и вся философия не может быть ни гуманитарной, ни естественно-позитивной наукой. Они представляют собой систематизированную теорию знания о тех или иных сторонах действительности (Сущего), в то время как философия создает целостную картину мира (исходя еще и из Должного), а потому включает в себя научный, логико-рационалистический компонент, но не ограничивается им.

В этом смысле диалектический материализм представляет собой один из возможных, но не единственный из методологических и мировоззренческих вариантов обоснования спорта, а тем более его философии. Как пишут современные учебники: "Философия раскрывает в определенной парадигмальной форме способ взаимодействия человека с миром. Поэтому принципиально ошибочными являются попытки выдать философию за науку, как это старалась сделать т.н. "марксистско-ленинская философия (вспомним сталинское« определение »философии как« науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления. ") [12]. А так же вряд ли можно считать отдельные разрозненные суждения философов о спорте как “философию спорта”. Она может быть концептуально создана на различной мировоззренческой философской основе: позитивистской, постмодернистской (западно-европейской), логико-аналитической (англо-американский вариант), марксистско-ленинской (московский вариант), экзистенциалистской (киевская школа, современная российско-сибирская школа), что и предпринимается в настоящее время и вызывает неоднозначную реакцию в физкультурно-спортивных теоретических кругах.

  1.  Жабаков В.Е. Культурологический подход как методологическое основание процесса подготовки специалиста в сфере физической культуры / В.Е.Жабаков // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. – С. 228.
  2.  Ибрагимов М.М. «Философия спорта»: предмет, структура и проблемы методологии / М.М.Ибрагимов // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2010. – №3 (19). – С. 94-95. 
  3.  Ибрагимов М.М. Сова Минервы и Аполлон, или Два способа философского осмысления спорта / М.М.Ибрагимов // Теория и практика физической культуры. – 2011. – №4. – С. 94-100.
  4.  Компанієць Ю.А. Філософія фізичної культури чи фізична культура філософії? / Ю.А.Компанієць // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2009. – №7. – С. 77.
  5.  Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – СПб. – 1994. – С. 200.
  6.  Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф.Лосев. – М.: Наука – 1930. – С. 90.
  7.  Лэш Кристофер. Вырождение спорта / Кристофер Лэш // Логос. – 2006. – №3 (54). – С. 23-40. 
  8.  Люкевич В.П. Спорт как/и здоровый образ жизни /В.П.Люкевич // Парадигма здорового способу життя: духовні та фізичні компоненти: Збірник наук.статей ІІ Між нар.наук.-теорет.конферен.кафедри соц.-гуман.дисциплін. Київ 19-20 березня 2010.: / Уклад. Ю.О.Тимошенко. – К.: НУФВСУ. – 2010. – С. 108.
  9.  Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия./пер. с франц., под ред. И.С.Вдовиной, С.Л.Фокина. – СПб «Ювента наука». – 1999. – 605 с.
  10.  Никитина Е.А. Современная эпистемология: основные направления развития / Е.А.Никитина // Научный вестник МГТУ ГА. Серия История, философия, социология. – 2008. – №129. – С. 143.
  11.  Сартр Жан-Поль. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. – М.:АСТ МОСКВА, 2009. – C. 608-609.
  12.  Філософія як історії філософії.: Підручник ./ За заг. ред. Ярошовця В.І – К.: Центр учбової літератури. – 2010. – С. 7.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80495. ЛИТОВСЬКО-РУСЬКА ДЕРЖАВА ТА ПРАВО (друга пол. XIV - перша пол. XVI ст.) 67.08 KB
  Державною мовою тут була давньоруська близька до української та білоруської Руська правда стала основним джерелом права литовська знать хреститься руськими іменами приймає православну віру. Йому підлягали старости військо був вищою апеляційною інстанцією в судових справах мав виключне право надання в користування земельних володінь. Московські політики твердили про спадкові права московських князів про шапку Мономаха яка ніби то доводить їхні спадкові права на Візантію і на Київ. Придбання шляхтичем маєтку не позбавляло селян що...
80496. Господарство та економічна думка суспільства Європейської цивілізації в період Середньовіччя ( V – XV ст.) 63.5 KB
  Загальна характеристика господарства Європи в V XV ст. Особливості розвитку сільського господарства. Загальна характеристика господарства Європи в V XV ст. Господарство Середньовіччя характеризується такими загальними ознаками: панування приватної власності основою якої була земля у формі феода умовнослужбове спадкове надання що дало назву системі господарства; монополія феодалів на землю яка виявлялася в принципі Немає землі без сеньйора умовний характер ієрархічна структура земельної власності що ґрунтувалася на васальних...
80497. Формування передумов ринкової економіки в країнах Європейської цивілізації (XVI – перша половина XVII ст.) 54.5 KB
  Основні аспекти розвитку господарства країн Західної Європи. Особливості економічного розвитку країн Центральної ПівденноСхідної і Східної Європи. Основні аспекти розвитку господарства країн Західної Європи Протягом 1618 ст. В економічному розвитку Західної Європи велику роль відіграли географічні відкриття кінця ХV початку XVI ст.
80498. Розвиток ринкового господарства в період становлення національних держав (друга половина XVII - перша половина XIX ст.) 113.5 KB
  Петті не був послідовним у своїй теорії трудової вартості. Звідси він змішує абстрактну працю як джерело вартості з конкретною працею як джерелом споживної вартості. Дійсно у створенні споживної вартості беруть участь і праця і земля: Труд батько багатства земля його мати . Але джерелом вартості згідно з теорією трудової вартості може бути тільки праця.
80499. Ринкове господарство країн Європейської цивілізації в період монополістичної конкуренції (друга половина XIX - початок ХХ ст.) 128 KB
  Основним його змістом були структурні зрушення в національних господарствах окремих країн внаслідок яких зявились нові й модернізувалися старі галузі виробництва змінювалась їхня роль в економіці. Почалася електрифікація виробництва транспорту побуту. Зростання продуктивних сил виникнення нових капіталомістких технологій вимагали значного укрупнення виробництва і великих капіталовкладень. Посилився процес концентрації виробництва і централізації капіталу.
80500. Предмет і методи історії економіки та економічної думки 57.5 KB
  Предмет і методи історії економіки та економічної думки 1. Предмет історії економіки та економічної думки. Періодизація історії економіки та економічної думки. Предмет історії економіки та економічної думки Економічне життя суспільства є надзвичайно багатогранним.
80501. Господарство первісного суспільства та його еволюція на етапі ранніх цивілізацій 74 KB
  Кожному із цих етапів світової історії були притаманні певні риси особливості здобутки матеріальної культури заняття та знаряддя праці. Для нього були характерними примітивні знаряддя праці збиральництво мисливство рибальство як основні види господарювання що свідчило про привласнювальний характер цієї епохи. У мезоліті середньому кам\'яному віці вдосконалювалися знаряддя праці первісних людей. Визначальними рисами міднобронзового віку були існування відтворюючого господарства швидкий розвиток орного землеробства тваринництва...
80502. Особливості господарського розвитку та економічної думки періоду формування світових цивілізацій (VІІІ ст. до н.е. – V ст. н.е.) 57 KB
  Особливості господарського розвитку та економічної думки періоду формування світових цивілізацій VІІІ ст. Це виявилося в економічному розвитку Греції і Риму. прогрес у землеробстві привів до відокремлення ремесла від сільського господарства й розвитку торгівлі між окремими районами Греції. Господарство Спарти було відсталим грошовий обмін не набув розвитку.