15678

Великая Отечественная война глазами немцев

Доклад

История и СИД

Великая Отечественная война глазами немцев Как немцы оценивали и оценивают войну против Советского Союза Как нечто неизбежное но необходимое Разумеется до войны и после нее оценки во многом поменялось. Историки уже не пытаются доказать что немецкая агрессия пр

Русский

2013-06-15

18.86 KB

14 чел.

Великая Отечественная война глазами

немцев

 

Как немцы оценивали и оценивают войну против Советского Союза? Как нечто неизбежное, но необходимое? Разумеется, до войны и после нее оценки во многом поменялось. Историки уже не пытаются доказать, что немецкая агрессия против Советского Союза носила превентивный3 характер.

«Всего лишь через четыре дня после своего назначения рейхсканцлером Адольф Гитлер 3 февраля 1933 года произнес перед офицерами Рейха речь о «жизненном пространстве на востоке». Чтобы оправдать разгром «еврейско-большевистского Советского Союза» его планы, разработанные в двадцатые годы, предусматривали союз с морской державой Великобританией. Открыто  подчеркивая свое стремление к миру, втайне он настаивал на подготовке к войне.

Удалось ли ему осуществить свои планы, а, главное, добиться столь необходимого для этого если не одобрения, то хотя бы повиновения широких народных масс? Выступая 28 апреля 1939 года, Гитлер заявил, что он преодолел хаос в Германии, увеличил производство во всех отраслях промышленности, ликвидировал безработицу, вернул рейху провинции, потерянные в 1919 году.

И это было правдой. Большинство немцев извлекли материальную и психологическую выгоду из шести первых лет правления Гитлера. Они уже не хотели слушать никакой критики Гитлера, даже если она была доказательной и очевидной.

Когда Гитлер напал на Советский Союз, он не столкнулся с широким осуждением своей опасной инициативы. Правда, некоторые генералы возражали против войны с Россией по чисто стратегическим соображениям, полагая, что такую большую страну невозможно победить с помощью блицкрига4. Но пара таких критиков была отстранена от дела, другие вроде бы несогласные беспрекословно выполняли приказы фюрера вплоть до поражения Германии.

И все-таки, война против Советского Союза все больше и больше заставляла немцев задумываться. Пришлось смотреть правде в глаза и, главное, частично говорить ее даже таким поклонникам Гитлера, как рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Отрывок из его выступления 9 июня 1942 года перед командующими фронтовыми участками и начальниками управлений главного управления имперской безопасности:

«Я не хотел бы философствовать и распространяться насчет того, как долго продлится война. Само собой разумеется, мы можем надеяться на то, что она закончится в обозримое время, но не думаю, чтобы в этом году. Лично как солдат я готов к тому, что она протянется еще ряд лет. Я полностью сознаю, что в этой войне победит тот, у кого на поле останется последний батальон, и батальон этот выстоит.

Война будет выиграна, ибо здесь дело идет о столкновении между Европой и Азией. Мы должны победить их, и мы победим их!

Поэтому я ожидаю от вас, что вы во всех штабах и учреждениях снова и снова будете «прочесывать» личный состав, выискивая всех людей, даже имеющих бронь. Тогда мы постоянно будем получать пополнение». 

Но это высокое начальство. Оно вынуждено было уже в 1942 году, как выразился Гиммлер, «прочесывать» кадры для пополнения редеющих фронтовых соединений. А что думали простые немцы? Разумеется, у каждого из них был собственный опыт, в принципе им пришлось сталкиваться с ситуациями, фактами, о которых они раньше и не подозревали. Вот военные воспоминания Вернера Морка из баварского городка Кронах.

«Зима 1941/ 42 годов выдалась ужасной для немецких солдат на восточном фронте. Я, однако, со своими товарищами по полку связи сидел в отапливаемых казармах на родине. Войну мы «переживали» по еженедельным киножурналам. Мне пришлось обзавестись собственным опытом относительно того, как обходились с «унтерменшами» на военном полигоне Баумхолдера».

Как известно, в декабре 1941 года началось наступление Красной Армии под Москвой. После него многим в Германии, вплоть до высших инстанций, как и Вернеру Морку, пришлось менять свои представления о войне. Разумеется, это не значит, что они сразу становились антифашистами. Но найти виновных в первом серьезном поражении вермахта было необходимо. И их находили. Гитлер, например, во всем обвинил военных. Йозеф Геббельс, имперский министр народного просвещения и пропаганды, отмечает в своем дневнике:

«Теперь представление о командовании германского вермахта у него (Гитлера) совсем иное, чем, скажем, после наступления на Францию. Высшие офицеры, выходцы из генштаба, никоим образом не выдержали суровых нагрузок и тяжелых душевных кризисов…

Прояви он хоть на миг слабость, фронт покатился бы назад, и произошла бы такая катастрофа, которая оставила бы далеко в тени наполеоновскую.

На предстоящие весну и лето у фюрера опять есть ясный план. Он не хочет завести войну в безбрежные дали. Его цели: Кавказ, Ленинград и Москва. Если эти цели будут достигнуты, он хочет при всех условиях закончить все к началу октября (1942 г.) и своевременно занять зимние квартиры».

Явно многовато целей перечислил Геббельс. Да и наступать в 1942 году немцы могли только на одном направлении: либо на московском, либо на кавказском. На большее уже не хватало сил.

Как-то уже поле войны спросили известного немецкого историка Рольфа Дитера Мюллера: что нужно было делать в этой ситуации Гитлеру? Он ответил:

«Когда было остановлено немецких войск под Москвой, Гитлер знал, что ему не выиграть войну…Берлин должен был попытаться заключить компромиссный мир на любых условиях».

Но этот вывод был сделан после войны. А Гитлер еще надеялся разгромить Советский Союз.

Юля Тараканова

3 Превентивный - предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны

4 Блицкриг (Blitzkrieg, от Blitz — молния и Krieg — война) — теория ведения скоротечной войны, согласно которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями, неделями или месяцами, до того, как противник сумеет развернуть свои основные военные силы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20925. ДОСЛІДЖЕННЯ ЛІЧИЛЬНИКІВ 1.12 MB
  Порядок виконання роботи Робота виконується на стенді ЭС21 Дослідження двійкового лічильника рис11. З'єднати вхід R лічильника з клемою панелі €œРівень логічний€ а вхід С лічильника з клемою панелі €œІмпульс одиночний€ і з клемою €œВхід€ панелі €œЛічильник імпульсів€. Натисненням кнопки панелі €œІмпульс одиночний€ подавати імпульси на вхід С досліджуваного лічильника. Після подачі чергового імпульсу визначати стан всіх виходів досліджуваного лічильника за допомогою вольтметра €œ U вих.
20926. ДОСЛІДЖЕННЯ ФОТОЕЛЕМЕНТІВ І ФОТОРЕЛЕ 806 KB
  Величина напруги необхідної для зняття характеристик встановлюється за допомогою відповідних потенціометрів а світлового потоку перемикачами розташованими під вікном з фотоелементами. Порядок виконання роботи Зібрати схему дослідження вакуумного фотоелемента СЦВ3 рис. Рис.
20927. ДОСЛІДЖЕННЯ МАЛОПОТУЖНОГО ДЖЕРЕЛА ЖИВЛЕННЯ 262 KB
  Накреслити осцилограми напруги на навантаженні при величині струму Iн = 60 мА. Виміряти за допомогою цифрового вольтметра змінну складову напруги на навантаженні і постійну напругу при струмі навантаження Iн = 60 мА. Обчислити коефіцієнт пульсацій випрямленої напруги: де U m – амплітуда змінної складової вихідної напруги. Накреслити осцилограму напруги на навантаженні.
20928. ДОСЛІДЖЕННЯ БІПОЛЯРНОГО ТРАНЗИСТОРА 378 KB
  Для зняття вхідних статичних характеристик транзистора необхідно: а включити тумблери B1 ВЗ В4 В6 В9 B11 вимкнути тумблери В2 В5; тумблер В12 поставити в положення ; б за допомогою ручки РЕГ. Для зняття вихідних статичних характеристик транзистора потрібно: а встановити необхідне значення базового струму регулятором РЕГ.2; б змінюючи напругу Uке через інтервали вказані викладачем вимірювати значення колекторного струму транзистора міліамперметром СТРУМ Iк .
20929. ДОСЛІДЖЕННЯ ОДИНОЧНИХ КАСКАДІВ ТРАНЗИСТОРНИХ ПІДСИЛЮВАЧІВ 97 KB
  Зібрати схему дослідження підсилювача із спільним емітером рис. а BI4 в положення Із спільним емітером ; тумблери В2 В5 В9 BI1 поставити в положення Вкл. Зібрати схему дослідження підсилювача із спільним колектором рис.
20930. ДОСЛІДЖЕННЯ РОБОТИ ІНВЕРТУЮЧОГО І НЕІНВЕРТУЮЧОГО ПІДСИЛЮВАЧІВ 437.5 KB
  Величина напруги вимірюється вольтметром . Набуті значення вихідної напруги занести у відповідні рядки табл.1 і заносячи набуті значення вихідної напруги у відповідні рядки табл. Коефіцієнт підсилення напруги Ku характеризує здатність ОП усилювати диференціальний сигнал що подається на його входи: Вхідна напруга зсуву Uзс обумовлена в основному неідентичністю транзисторів вхідного каскаду ОП.
20931. Функции администратора, настройка параметров безопасности в пакете программ Вертикаль-Технология 1.88 MB
  Цели и задачи: Изучить функции администратора системы научится настраивать права пользователей в пакете программ ВертикальТехнология. После занятия студент должен: Знать: Функции администратора системы методику регистрации пользователей и групп в пакете программ ВертикальТехнология. Уметь: С помощью консоли управления настраивать пакет программ ВертикальТехнология.
20932. Модель технологического процесса в пакете программ Верти 2.79 MB
  Цели и задачи: Изучить методику управления классами модели атрибутами классов управления функциями управления связями между классами и управления фильтрами в пакете программ . После занятия студент должен: Знать: Методику управления классами модели атрибутами классов управления функциями управления связями между классами и управления фильтрами в пакете программ ВертикальТехнология.
20933. Администрирование в приложении «Система трудового нормирования по укрупненым нормам времени» 4.72 MB
  Уметь: Настраивать новые карты трудового нормирования редактировать справочник критериев поиска нормировочных карт настраивать справочные коэффициенты нормировочных карт. Проработать теоретический материал по теме:: администрирование в приложении Система трудового нормирования по укрупненым нормам времени [3] глава 16 [2] лекция №3 Индивидуальное задание: Настроить новую карту трудового нормирования. Система трудового нормирования по...