15678

Великая Отечественная война глазами немцев

Доклад

История и СИД

Великая Отечественная война глазами немцев Как немцы оценивали и оценивают войну против Советского Союза Как нечто неизбежное но необходимое Разумеется до войны и после нее оценки во многом поменялось. Историки уже не пытаются доказать что немецкая агрессия пр

Русский

2013-06-15

18.86 KB

16 чел.

Великая Отечественная война глазами

немцев

 

Как немцы оценивали и оценивают войну против Советского Союза? Как нечто неизбежное, но необходимое? Разумеется, до войны и после нее оценки во многом поменялось. Историки уже не пытаются доказать, что немецкая агрессия против Советского Союза носила превентивный3 характер.

«Всего лишь через четыре дня после своего назначения рейхсканцлером Адольф Гитлер 3 февраля 1933 года произнес перед офицерами Рейха речь о «жизненном пространстве на востоке». Чтобы оправдать разгром «еврейско-большевистского Советского Союза» его планы, разработанные в двадцатые годы, предусматривали союз с морской державой Великобританией. Открыто  подчеркивая свое стремление к миру, втайне он настаивал на подготовке к войне.

Удалось ли ему осуществить свои планы, а, главное, добиться столь необходимого для этого если не одобрения, то хотя бы повиновения широких народных масс? Выступая 28 апреля 1939 года, Гитлер заявил, что он преодолел хаос в Германии, увеличил производство во всех отраслях промышленности, ликвидировал безработицу, вернул рейху провинции, потерянные в 1919 году.

И это было правдой. Большинство немцев извлекли материальную и психологическую выгоду из шести первых лет правления Гитлера. Они уже не хотели слушать никакой критики Гитлера, даже если она была доказательной и очевидной.

Когда Гитлер напал на Советский Союз, он не столкнулся с широким осуждением своей опасной инициативы. Правда, некоторые генералы возражали против войны с Россией по чисто стратегическим соображениям, полагая, что такую большую страну невозможно победить с помощью блицкрига4. Но пара таких критиков была отстранена от дела, другие вроде бы несогласные беспрекословно выполняли приказы фюрера вплоть до поражения Германии.

И все-таки, война против Советского Союза все больше и больше заставляла немцев задумываться. Пришлось смотреть правде в глаза и, главное, частично говорить ее даже таким поклонникам Гитлера, как рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Отрывок из его выступления 9 июня 1942 года перед командующими фронтовыми участками и начальниками управлений главного управления имперской безопасности:

«Я не хотел бы философствовать и распространяться насчет того, как долго продлится война. Само собой разумеется, мы можем надеяться на то, что она закончится в обозримое время, но не думаю, чтобы в этом году. Лично как солдат я готов к тому, что она протянется еще ряд лет. Я полностью сознаю, что в этой войне победит тот, у кого на поле останется последний батальон, и батальон этот выстоит.

Война будет выиграна, ибо здесь дело идет о столкновении между Европой и Азией. Мы должны победить их, и мы победим их!

Поэтому я ожидаю от вас, что вы во всех штабах и учреждениях снова и снова будете «прочесывать» личный состав, выискивая всех людей, даже имеющих бронь. Тогда мы постоянно будем получать пополнение». 

Но это высокое начальство. Оно вынуждено было уже в 1942 году, как выразился Гиммлер, «прочесывать» кадры для пополнения редеющих фронтовых соединений. А что думали простые немцы? Разумеется, у каждого из них был собственный опыт, в принципе им пришлось сталкиваться с ситуациями, фактами, о которых они раньше и не подозревали. Вот военные воспоминания Вернера Морка из баварского городка Кронах.

«Зима 1941/ 42 годов выдалась ужасной для немецких солдат на восточном фронте. Я, однако, со своими товарищами по полку связи сидел в отапливаемых казармах на родине. Войну мы «переживали» по еженедельным киножурналам. Мне пришлось обзавестись собственным опытом относительно того, как обходились с «унтерменшами» на военном полигоне Баумхолдера».

Как известно, в декабре 1941 года началось наступление Красной Армии под Москвой. После него многим в Германии, вплоть до высших инстанций, как и Вернеру Морку, пришлось менять свои представления о войне. Разумеется, это не значит, что они сразу становились антифашистами. Но найти виновных в первом серьезном поражении вермахта было необходимо. И их находили. Гитлер, например, во всем обвинил военных. Йозеф Геббельс, имперский министр народного просвещения и пропаганды, отмечает в своем дневнике:

«Теперь представление о командовании германского вермахта у него (Гитлера) совсем иное, чем, скажем, после наступления на Францию. Высшие офицеры, выходцы из генштаба, никоим образом не выдержали суровых нагрузок и тяжелых душевных кризисов…

Прояви он хоть на миг слабость, фронт покатился бы назад, и произошла бы такая катастрофа, которая оставила бы далеко в тени наполеоновскую.

На предстоящие весну и лето у фюрера опять есть ясный план. Он не хочет завести войну в безбрежные дали. Его цели: Кавказ, Ленинград и Москва. Если эти цели будут достигнуты, он хочет при всех условиях закончить все к началу октября (1942 г.) и своевременно занять зимние квартиры».

Явно многовато целей перечислил Геббельс. Да и наступать в 1942 году немцы могли только на одном направлении: либо на московском, либо на кавказском. На большее уже не хватало сил.

Как-то уже поле войны спросили известного немецкого историка Рольфа Дитера Мюллера: что нужно было делать в этой ситуации Гитлеру? Он ответил:

«Когда было остановлено немецких войск под Москвой, Гитлер знал, что ему не выиграть войну…Берлин должен был попытаться заключить компромиссный мир на любых условиях».

Но этот вывод был сделан после войны. А Гитлер еще надеялся разгромить Советский Союз.

Юля Тараканова

3 Превентивный - предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны

4 Блицкриг (Blitzkrieg, от Blitz — молния и Krieg — война) — теория ведения скоротечной войны, согласно которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями, неделями или месяцами, до того, как противник сумеет развернуть свои основные военные силы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58956. Пристрої введення та виведення інформації 178.71 KB
  Що таке інформація За допомогою чого передають інформацію Види інформації Як називають повідомлення яке не несе корисної інформації Що називають елементною базою компютера Що таке швидкодія Що розуміють під терміном апаратне забезпечення...
58957. Виховний захід: «Прощавай, початкова школо!» 87.5 KB
  Всі вони народилися в одному селі ходили до однієї незвичайної школи і навіть вчилися в одному класі. Вперше чую Важко уявити Це мабуть був клас одних вундеркіндів Їх що збирали в клас з усього селища Ведуча. Починаємо пряму трансляцію із загальноосвітньої школи...
58958. Вплив антропогенних факторів на репродуктивну функцію людини 162 KB
  І кожен з вас мріятиме щоб його дитина була гарною розумною а головне здоровою. Коли маля росте здоровим розвивається фізично і розумово то батьки безмежно щасливі. Щоб вона стала здоровою батьки йдуть на все.
58959. Урок. Пори року 348 KB
  Мета: розвивати початкові навички використання елементів взаємодії з комп’ютером – списків та закладок у діалогових вікнах; ознайомити учнів з особливостями погоди в різні пори року; розвивати елементи логічного мислення, пам’ять, увагу, кмітливість...
58960. Аналіз поеми М. Гоголя «Мертві душі». Чичиков герой нашого часу? 57 KB
  Мета: проаналізувати образ Чичикова; вдосконалювати вміння висловлювати та доводити свої думки аргументувати свої вислови узагальнювати; розкривати творчі здібності учнів; прищеплювати звичку з повагою ставитися до думок інших людей...
58961. «Я є рушниця, радістю набита, якою вистрілю на честь життя» (до 100-річчя з дня народження Богдана-Ігоря Антонича) 151.5 KB
  Моя країно верховинна ні не забуть твоїх черемх коли над ними місяць лине вівсяним калачем 3 учень: Так це БогданІгор Антонич який в горах де ближче сонця перший раз приглянувся небу дописує черговий вірш до збірки Книга Лева.
58962. Особові займенники 371 KB
  Мета: Вчити розпізнавати особові займенники; визначати особу число відмінок займенників; формувати вміння користуватись відмінковими формами займенників в усному й писемному мовленні та влучно використовувати особові займенники; розвивати увагу мислення...
58963. Інтерактивний розвиток фантазії учнів 60 KB
  Освітні - спрямовані на активацію уяви та фантазії. Передбачають формування практичної діяльності, уміння аналізувати та інтерпретувати мистецькі твори та дитячі малюнки, навчатися споглядати їх різними способами: статичний - сприймати їх через внутрішній світ...
58964. Їде панна осінь на золотому коні 42 KB
  Організація класу до уроку Гайда діти у садок Любо там та мило Подивіться все навколо Осінь як змінила. Осінь. Осінь завітала до нас у гості.