15678

Великая Отечественная война глазами немцев

Доклад

История и СИД

Великая Отечественная война глазами немцев Как немцы оценивали и оценивают войну против Советского Союза Как нечто неизбежное но необходимое Разумеется до войны и после нее оценки во многом поменялось. Историки уже не пытаются доказать что немецкая агрессия пр

Русский

2013-06-15

18.86 KB

14 чел.

Великая Отечественная война глазами

немцев

 

Как немцы оценивали и оценивают войну против Советского Союза? Как нечто неизбежное, но необходимое? Разумеется, до войны и после нее оценки во многом поменялось. Историки уже не пытаются доказать, что немецкая агрессия против Советского Союза носила превентивный3 характер.

«Всего лишь через четыре дня после своего назначения рейхсканцлером Адольф Гитлер 3 февраля 1933 года произнес перед офицерами Рейха речь о «жизненном пространстве на востоке». Чтобы оправдать разгром «еврейско-большевистского Советского Союза» его планы, разработанные в двадцатые годы, предусматривали союз с морской державой Великобританией. Открыто  подчеркивая свое стремление к миру, втайне он настаивал на подготовке к войне.

Удалось ли ему осуществить свои планы, а, главное, добиться столь необходимого для этого если не одобрения, то хотя бы повиновения широких народных масс? Выступая 28 апреля 1939 года, Гитлер заявил, что он преодолел хаос в Германии, увеличил производство во всех отраслях промышленности, ликвидировал безработицу, вернул рейху провинции, потерянные в 1919 году.

И это было правдой. Большинство немцев извлекли материальную и психологическую выгоду из шести первых лет правления Гитлера. Они уже не хотели слушать никакой критики Гитлера, даже если она была доказательной и очевидной.

Когда Гитлер напал на Советский Союз, он не столкнулся с широким осуждением своей опасной инициативы. Правда, некоторые генералы возражали против войны с Россией по чисто стратегическим соображениям, полагая, что такую большую страну невозможно победить с помощью блицкрига4. Но пара таких критиков была отстранена от дела, другие вроде бы несогласные беспрекословно выполняли приказы фюрера вплоть до поражения Германии.

И все-таки, война против Советского Союза все больше и больше заставляла немцев задумываться. Пришлось смотреть правде в глаза и, главное, частично говорить ее даже таким поклонникам Гитлера, как рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Отрывок из его выступления 9 июня 1942 года перед командующими фронтовыми участками и начальниками управлений главного управления имперской безопасности:

«Я не хотел бы философствовать и распространяться насчет того, как долго продлится война. Само собой разумеется, мы можем надеяться на то, что она закончится в обозримое время, но не думаю, чтобы в этом году. Лично как солдат я готов к тому, что она протянется еще ряд лет. Я полностью сознаю, что в этой войне победит тот, у кого на поле останется последний батальон, и батальон этот выстоит.

Война будет выиграна, ибо здесь дело идет о столкновении между Европой и Азией. Мы должны победить их, и мы победим их!

Поэтому я ожидаю от вас, что вы во всех штабах и учреждениях снова и снова будете «прочесывать» личный состав, выискивая всех людей, даже имеющих бронь. Тогда мы постоянно будем получать пополнение». 

Но это высокое начальство. Оно вынуждено было уже в 1942 году, как выразился Гиммлер, «прочесывать» кадры для пополнения редеющих фронтовых соединений. А что думали простые немцы? Разумеется, у каждого из них был собственный опыт, в принципе им пришлось сталкиваться с ситуациями, фактами, о которых они раньше и не подозревали. Вот военные воспоминания Вернера Морка из баварского городка Кронах.

«Зима 1941/ 42 годов выдалась ужасной для немецких солдат на восточном фронте. Я, однако, со своими товарищами по полку связи сидел в отапливаемых казармах на родине. Войну мы «переживали» по еженедельным киножурналам. Мне пришлось обзавестись собственным опытом относительно того, как обходились с «унтерменшами» на военном полигоне Баумхолдера».

Как известно, в декабре 1941 года началось наступление Красной Армии под Москвой. После него многим в Германии, вплоть до высших инстанций, как и Вернеру Морку, пришлось менять свои представления о войне. Разумеется, это не значит, что они сразу становились антифашистами. Но найти виновных в первом серьезном поражении вермахта было необходимо. И их находили. Гитлер, например, во всем обвинил военных. Йозеф Геббельс, имперский министр народного просвещения и пропаганды, отмечает в своем дневнике:

«Теперь представление о командовании германского вермахта у него (Гитлера) совсем иное, чем, скажем, после наступления на Францию. Высшие офицеры, выходцы из генштаба, никоим образом не выдержали суровых нагрузок и тяжелых душевных кризисов…

Прояви он хоть на миг слабость, фронт покатился бы назад, и произошла бы такая катастрофа, которая оставила бы далеко в тени наполеоновскую.

На предстоящие весну и лето у фюрера опять есть ясный план. Он не хочет завести войну в безбрежные дали. Его цели: Кавказ, Ленинград и Москва. Если эти цели будут достигнуты, он хочет при всех условиях закончить все к началу октября (1942 г.) и своевременно занять зимние квартиры».

Явно многовато целей перечислил Геббельс. Да и наступать в 1942 году немцы могли только на одном направлении: либо на московском, либо на кавказском. На большее уже не хватало сил.

Как-то уже поле войны спросили известного немецкого историка Рольфа Дитера Мюллера: что нужно было делать в этой ситуации Гитлеру? Он ответил:

«Когда было остановлено немецких войск под Москвой, Гитлер знал, что ему не выиграть войну…Берлин должен был попытаться заключить компромиссный мир на любых условиях».

Но этот вывод был сделан после войны. А Гитлер еще надеялся разгромить Советский Союз.

Юля Тараканова

3 Превентивный - предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны

4 Блицкриг (Blitzkrieg, от Blitz — молния и Krieg — война) — теория ведения скоротечной войны, согласно которой победа достигается в сроки, исчисляемые днями, неделями или месяцами, до того, как противник сумеет развернуть свои основные военные силы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14005. Роль музыки в создании образа спектакля 231.33 KB
  Курсовая работа По предмету: Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса По теме: Роль музыки в создании образа спектакля Содержание Введение I Музыка –элемент театрализованного представления II Особенности и классификация т
14006. Роль восприятия музыки в развитии образного мышления младших школьников 246.5 KB
  Содержание: Введение Глава I. Теоретические аспекты исследования 1.1 Образное мышления младших школьников на уроках музыки 1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста 1.3 Игра как ведущий вид деятельности в развитие образного мышления младших школьнико
14007. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников 67.5 KB
  Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы
14008. Развитие музыкального восприятия младших школьников 49.5 KB
  Лекция 2. Развитие музыкального восприятия младших школьников План лекции 1. Сущность музыкального восприятия 2. Особенности музыкального восприятия младших школьников 3.Основные этапы ознакомления учащихся с новым музыкальным произведением Сущность м...
14009. Методика использования музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании школьников 54 KB
  Лекция 4. Методика использования музыкальноритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном воспитании школьников Вопросы Характеристика музыкальноритмической деятельности Методика работы над музыкальноритмическими движе...
14010. Компрессия аудиоданных Сжатие информации без потерь (Lossless) 98 KB
  Компрессия аудиоданных Сжатие информации без потерь Lossless Алгоритмы выискивающие повторяющиеся последовательности в двоичных данных и заменяющих эти последовательности кодами Методы ЛемпелаЗиваУэлча LZW встречавшаяся ранее последовательность заменяется сс...
14011. Плагины для эффектов, для генерации, для анализа, для коррекции параметров оборудования и акустики 14.92 KB
  Плагины для эффектов для генерации для анализа для коррекции параметров оборудования и акустики Частотные – АЧХ с разной величиной выборки и формой фейдирования Стереофазы стереокоррелометры – степень корреляции сходства: 1 – моно 1 – противофаза и Стереогон...
14012. Создание файла партитуры в Finale с использованием мастера 94.5 KB
  Создание файла партитуры в Finale с использованием мастера: Запуск мастера: Setup Wizard. Создание состава инструментов для которого будет печататься партитура: Create New Ensemble> Engraved Style Maestro Font> Далее Составление полного списка используемых инструментов из предлагаемы...
14013. Содержание музыкального образования 151.5 KB
  Тема: Содержание музыкального образования План. 1.Основные элементы содержания музыкального образования. 2.Содержание программ дополнительного образования в области музыкальной деятельности Содержание музыкального образования выступает как педагогическая ин