15685

Психология воздействия

Доклад

Психология и эзотерика

В современную эпоху главным орудием воздействия на массы стало телевидение. Как заявил в 1972 году директор французского ведомства по радио и телевидению ...в умелых руках телевидение превращается в невиданное ранее оружие. Тот кто владеет им может направлять общественн

Русский

2013-06-15

41.5 KB

0 чел.

В современную эпоху главным орудием воздействия на массы стало телевидение. Как заявил в 1972 году директор французского ведомства по радио и телевидению, «...в умелых руках телевидение превращается в невиданное ранее оружие. Тот, кто владеет им, может направлять общественное мнение в любую нужную сторону. Это касается прежде всего голосования на выборах, к которому избиратель приходит уже в загипнотизированном состоянии».

Существует много способов целенаправленного воздействия на рядового обывателя с целью формирования нужного общественного мнения по какому-либо вопросу. Очень важен такой прием, как распределение приоритетов. В зависимости от того, как СМИ изо дня в день планируют подачу социально-политических новостей, какой акцент делается на той или иной теме, у аудитории формируется определенное представление об относительной важности этой темы. Для «идеологического усыпления», например, из телепрограмм преднамеренно исключаются передачи, которые могут обострить у зрителей ощущение социального неравенства, вызвать протест против существующего порядка. Для этого специально подбирается время передач. Информационные программы, например, умышленно транслируются в те часы, когда большинство людей, возвратившись с работы, ужинает, т.е. пребывает в состоянии определенной эмоциональной расслабленности.

Как уже отмечалось, особое положение среди СМИ занимает ТВ и другие средства аудиовизуальной информации. Естественное лидерство аудиовизуальных средств связано с их оперативностью. Кроме того, особая значимость ТВ с политической точки зрения определяется тем, что телевизионная аудитория обладает уникальным качеством -она в значительной степени социально нераздельна по сравнению с газетной и особенно с журнальной читательской аудиторией.

Превращение телевидения в одно из средств политического манипулирования изменяет саму сущность политического воздействия, которое приобретает черты театрализации и смешения с шоу-бизнесом. Получает все более широкое распространение термин «политический театр», который в немалой степени обязан своим закреплением в области политической коммуникации именно телевидению. Сближение политики с шоу-бизнесом нельзя считать случайным. Сама сущность шоу-бизнеса при этом изменяет роль политического лидера: из глашатая определенных идей партии он превращается в политическую «звезду» со всеми сопутствующими этому статусу атрибутами. На первый план выходит уже не столько программа, которую он выдвигает, сколько интерес к его вкусам и пристрастиям в семейной жизни. Все это приводит к тому, что политическая жизнь превращается в специально организуемый и тщательно подготавливаемый спектакль.

Политические передачи на телевидении часто монтируются так, что могут использоваться для рекламы одного лидера и для дискредитации другого. Одним из весьма распространенных приемов в таких случаях является монтаж противоречивых высказываний какого-либо политического лидера таким образом, что у аудитории после просмотра «спота» (такое название получили особого рода политические видеоклипы) создается впечатление, что этот лидер ведет двойную игру.

Влияние ТВ очень важно в связи с двумя особенностями, которыми оно обладает. Первая - это особый статус телеаудитории в политическом процессе. Телезритель перед экраном телевизионного приемника не чувствует себя одиноким. Он ощущает себя членом того сообщества, которое в данный момент смотрит ту же программу. Второй особенностью является то, что ТВ, располагая колоссальной по численности аудиторией, фактически ставит лицом к лицу власть и страну в целом. Электронные СМК при этом выполняют роль, которая раньше выпадала на долю органов представительства. Политическая власть реализуется в таком случае через СМК.

К числу наиболее современных изобретений политической игры можно причислить и так называемые «политические клипы». Все чаще можно слышать утверждение, что Запад уже вступил в эпоху «политических клипов». Это утверждение многим может показаться спорным, однако бесспорно одно - синтетические имиджи, которыми и являются клипы, обладают колоссальными потенциальными возможностями. Искусство видео, электронный монтаж и политический язык повышают эффект воздействия на аудиторию. Существенным препятствием пока остается лишь то обстоятельство, что 1 сек. «политического клипа» обходится в среднем в 5 тыс. долларов.

Один из ведущих приемов, который используется СМК для формирования у аудитории целенаправленного выбора - концентрация внимания на определенных людях, фактах, проблемах. Это - один из главных способов оказания поддержки кандидатам на выборах. Более того, до тех пор пока кандидат в президенты не привлек к себе внимания СМИ, он вообще - не кандидат.

Как уже отмечалось, ТВ превращается во влиятельную политическую силу, а телевизионное действие - в особый вид реальности -в «телевизионную политическую реальность», которая замещает настоящую реальность. При этом на предпочтение избирателей в ходе предвыборной кампании зачастую оказывают влияние специфически кинематографические, а не реально политические характеристики претендентов. Сотрудник Института исследований общественной политики, бывший президент Американской ассоциации политических наук Остин Рэнни приводит пример большого расхождения в оценке дебатов, которые одновременно транслировались по радио и по телевидению между кандидатом на пост президента в 1960 году Дж.Кеннеди и Р.Никсоном. Большинство телезрителей отдали предпочтение Дж.Кеннеди, тогда как основная масса радиослушателей склонялась к мнению, что победу в дебатах одержал Р.Никсон. Разницу во мнениях О.Рэнни объясняет большей «телегеничностью» Дж.Кеннеди по сравнению с его соперником. Этот факт сыграл, как полагает американский политолог, немалую роль в победе на выборах кандидата от демократической партии, поскольку к этому времени телеаудитория в США в количественном отношении уже намного превосходила радиослушателей. По его свидетельству, сходные победы на президентских выборах 1976 года Дж.Картера и Р.Рейгана в известной степени связаны с тем, что оба одержали верх над соперниками в теледебатах, предшествовавших выборам.

Результатом воздействия лидера на массовое политическое поведение с помощью телекоммуникации является формирование у масс таких установок, оценок, представлений, стремлений, которые обеспечивают поддержку политических действий лидера. Влияние осуществляется на основе доверия со стороны избирателей, а следование происходит добровольно. Как отмечает С. Милграм, индивид может ощущать и осознавать воздействие, но может и не догадываться о его существовании, но это не означает, что он находится вне сферы влияния. Следовательно, когда избиратель просто наблюдает за политиком, выступающим по телевидению, он, сам того не подозревая, подвергается влиянию, это влияние может осуществляться с помощью различных способов.  

Если проанализировать методы психологического воздействия СМИ, то, за исключением убеждения, остальные его виды являются манипулятивными, то есть имеют вполне конкретные цели, часть из которых скрывается или преподносится в трансформированном, иллюзорном виде.

Истинные же цели манипуляций обычно связаны с желанием добиться контроля над сознанием людей и осуществлением на них влияния. При этом, правда, часто тщательно формируются иллюзорные образы «осознанности выбора».

В результате таких воздействий формируются не обоснованные иррациональные убеждения. Восприимчивость к таким психологическим воздействиям определяется особым состоянием сознания людей, когда существенно снижается критичность оценки информации, уровень сознательного контроля. По данным психологических исследований, это связано с заниженной самооценкой, доминированием отрицательных эмоций, неуверенностью в себе, тревожным ожиданием, слабостью логического анализа. Такое состояние сознания возникает вследствие действия разных факторов.

Из сказанного следует, что продукция СМИ в PR-кампаниях или акциях должна быть эмоционально насыщенной, но нести главным образом положительные эмоции, она должна быть познавательной и влияющей на отношения. Тогда она будет интересной.

Чтобы возникал интерес к продукции СМИ, необходимо, чтобы интересным был сам журналист, ее создающий. Успешность воздействия зависит от способности убеждающего изменять так называемые познавательные схемы убеждаемых. В связи с этим, главной задачей субъекта влияния, т.е. масс-медиа, является правильное понимание особенностей аудитории.

Таким образом, мы переходим к средствам влияния, которые используются политический деятель с помощью телекоммуникации. К ним относят как вербальные и лингвистические, так и невербальные или паралингвистические.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21131. Единая Система Технологической Документации (ЕСТД) 47.5 KB
  Назначение комплекса документов ЕСТД: установление единых унифицированных машинноориентированных форм документов обеспечивающих совместимость информации независимо от применяемых методов проектирования документов без применения средств механизации с применением средств механизации или автоматизации; создание единой информационной базы для внедрения средств механизации и автоматизации применяемых при проектировании технологических документов и решении инженернотехнических задач; установление единых требований и правил по оформлению...
21132. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭВМ И СИСТЕМ 694 KB
  Конструкция современной ЭВМ комплекс различных по природе деталей определенным образом объединенных электрически и механически друг с другом и призванных выполнять заданные функции в заданных условиях и режимах эксплуатации. Широкое внедрение вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость разработки таких ЭВМ которые бы имели широкие возможности применения малую стоимость небольшую длительность этапа разработки и внедрения ее в производство максимальную технологичность и т....
21133. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ЭВА ОТ ВНЕШНИХ И ПАРАЗИТНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 2.78 MB
  Понятие жесткости и механической прочности конструкции При разработке конструкции ЭВМ необходимо обеспечить требуемую жесткость и механическую прочность ее элементов. Герметизация отдельных элементов узлов устройств или всей машины При этом способе защиты в зависимости от степени чувствительности тех или иных элементов или узлов к воздействию агрессивной среды и от их конструктивных особенностей применяют различные способы герметизации отличающиеся как методом исполнения так и сложностью и стоимостью. Вакуумноплотная герметизация может...
21134. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПЕЧАТНЫХ ПЛАТ 2.37 MB
  1 Изготовление фотошаблонов печатной платы Изготовление печатной платы начинается с изготовления фотошаблон рисунка.2 Получение заготовок печатной платы К заготовительным технологическим операциям изготовления ПП относят следующие операции: раскрой материала; получение заготовок ПП; получение базовых и технологических отверстий.4 Подготовка поверхности печатной платы Эта технологическая операция осуществляется со следующими целями: удаления заусенцев частиц смолы механической пыли и частиц из отверстий после сверления; получение...
21135. 11 СПОСОБОВ УБИТЬ СИСТЕМУ ИЛИ ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕПРИЯТНОСТЕЙ С ПК 85 KB
  Не так давно сотрудники сайта PCstats Newsletter задали своим читателям вопрос: Вы когданибудь сталкивались с неожиданной как Вам казалось и к сожалению фатальной поломкой системы В ответ они получили массу историй проанализировав которые они пришли к следующим выводам: Наиболее часто причиной фатальной поломки становятся: Блоки питания 26 Бракованные компоненты и пренебрежение вопросами совместимости со стороны пользователя 23 Неправильная сборка 15 Компоненты отвечающие за нормальное охлаждение системы 13...
21136. Надежность. Критерии надежности 57 KB
  Средним временем исправной работы изделий называют среднее арифметическое время исправной работы каждого образца. Если имеется N образцов время исправной работы которых соответственно ровно t1 t2 t N то среднее время исправной работы Так же установить момент выхода их строя каждого испытуемого образца очень сложно то на практике Тср определяют следующим образом: Где ni – число образцов вышедших из строя в iм интервале; m – число интервалов времени; tcp. Между интенсивностью отказов и средним временем работы существует...
21137. BIOS Features Setup 266 KB
  Это делает использование шины PCI более оптимальным так как нужно меньшее количество транзакций для передачи имеющегося объема данных. : PCI VGA Palette Snoop Корректировка палитры VGA видеокарты на PCIОпции: Enabled Disabled Эта опция полезна только тогда когда вы используете MPEGкарточку или дополнительную карту которая использует Feature Connector исходной графической карты.4 добавлены расширенные таблицы конфигурации в целях улучшения поддержки для multiple PCI bus конфигураций и улучшена расширяемость в будущем. 8bit I O Recovery...
21138. Определение CAD, САМ и САЕ 644 KB
  Таким образом сокращается время и стоимость разработки и выпуска продукта. Чтобы понять значение систем CAD CAM CAE необходимо изучить различные задачи и операции которые приходится решать и выполнять в процессе разработки и производства продукта. Все эти задачи взятые вместе называются жизненным циклом продукта. Пример жизненного цикла продукта приведен на рис.
21139. АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 58.5 KB
  Как правило в результате автоматизации технологического процесса создаётся АСУ ТП. Основа автоматизации технологических процессов это перераспределение потоков вещества и энергии в соответствии с принятым критерием управления оптимальности. Цели автоматизации Основными целями автоматизации технологического процесса являются: Повышение эффективности производственного процесса. Задачи автоматизации и их решение Цели достигаются посредством решения следующих задач автоматизации технологического процесса: Улучшение качества регулирования...