15690

СМИ в структуре общения

Реферат

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Средства массовых коммуникаций как специфический фактор общения. В структуре общения как информационном процессе массовые коммуникации и их специфические средства занимают важное место. Как отмечает Б.Парыгин известные современному обществу средства массовых ко...

Русский

2013-06-15

82.5 KB

5 чел.

Средства массовых коммуникаций как специфический фактор общения.

В структуре общения как информационном процессе массовые коммуникации и их специфические средства занимают важное место.

Как отмечает Б.Парыгин, известные современному обществу средства массовых коммуникаций — газеты и журналы, радио, кино, телевидение и т. д. — явились логическим следствием развития человеческого стремления усилить свои естественные вербальные (устное общение и письмо) и невербальные (мимика и пантомимика) средства сообщения и общения при помощи новейших технических достижений и усовершенствований. Будучи порождены потребностью в расширении сферы общения, средства массовых коммуникаций сами теперь превратились в органическую потребность современного человека. Человеку интересно знать не только то, что знают другие, этим способом он и группа, к которой он принадлежит, участвуют в обмене информацией с другой частью общества. Если бы по каким-то причинам вдруг прекратился обмен информацией, это грозило бы распадом общности.

Как отмечал известный французский социолог Б. Вуайен, группа может в крайнем случае обойтись без обмена материальными богатствами, но если нет обмена идеями, эмоциями, сведениями, социальная связь совершенно исчезает, нет более ничего общего между членами группы, и, следовательно, нет больше общности. Значимость средств массовых коммуникаций определяется именно этой функцией, которую они выполняют в обществе: функцией организации и поддержания социальной информационной связи между индивидами в обществе и между различными элементами общественной структуры.

В настоящее время используются три вида техники распространения информации - письмо, слово и звуковое изображение. Основное различие визуальных и вербальных средств массовых коммуникаций определяется способом восприятия сообщения, а также средой, помещением, временем, в которое осуществляется восприятие. Такие средства, как газета, журнал воспринимаются только индивидуально, театр, кино — в больших аудиториях, а радио и телевидение, как правило, в малых группах, семье, среди друзей. С тех пор, как промышленная жизнь сконцентрировала в городах очень большие людские массы, средства массовых коммуникаций стали играть все большую роль.

СМИ в широком смысле являются эффективным инструментом человеческого общения, информационного обмена и социально-психологического воздействия, рассчитанного на большую аудиторию. Своей масштабностью эти средства отличаются от обычных способов непосредственного общения лицом к лицу.

Реализация специфических функций массовых коммуникаций осуществляется не сама собой, автоматически, безотносительно к тому, как воспринимает человек — читатель, слушатель и зритель —воздействующую на него социальную информацию. В связи с этим несомненный интерес представляют предпринимаемые за последнее время как в отечественной, так и в зарубежной литературе попытки осмыслить сам психологический механизм восприятия и переработки информации индивидом.

Средства массовых коммуникаций и теория когнитивного диссонанса. Любое сообщение (в процессе передачи социальной информации средствами массовых коммуникаций) состоит из комплекта визуальных или звуковых символов. Тот, кто воспринимает это сообщение, расшифровывает эти сигналы в формулах, имеющих для него смысл то есть подходящих для него. Восприятие знаков сообщения преломляется через воспроизведенный прошлый опыт мышление, чувства, эмоции, умонастроение воспринимающего. Поэтому на одну и ту же совокупность символов разные люди формируют различную реакцию. Если имеется соответствие между знанием, которое воспринимающий получает о предмете, и его прежним представлением об этом предмете, то такое сообщение сопровождается, как правило, положительным настроем.

Но если от коммуникатора исходит сообщение, не соответствующее прежним представлениям о предмете, это вызывает отрицательные эмоции, которые нарушают внутреннюю уравновешенность. Появляется неуверенность, состояние недовольства собой, определяемое как состояние «психологического дискомфорта». А само несоответствие взглядов, понятийных структур, имевшихся и полученных, дает так называемое положение познавательного, или когнитивного, диссонанса, впервые специально рассмотренное в работе одного из американских исследователей массовых коммуникаций Л. Фестингера.

Согласно этой концепции, вполне возможно предположение, что часто испытываемое состояние «когнитивного диссонанса» приводит к неврозам, а постоянное несоответствие между двумя или тремя основными элементами понятийной структуры иногда кончается сильными психическими расстройствами.

Индивид старается забыть полученную им неприятную информацию и надолго запоминает приятную. Конечно, объективно он заинтересован в более точном и полном знании мира, но в первую очередь все-таки он заинтересован в удовлетворении осознанных интересов и потребностей. Поэтому он часто защищает себя от внутреннего конфликта.

Однако, по мнению отечественных социальных психологов, ни проблема психологических последствий массовых коммуникаций, ни тем более проблема внутреннего конфликта личности не могут быть объяснены с

подобных позиций. Как подчеркивает Б.Парыгин, в процессе восприятия и переработки информации идущей по каналам массовых коммуникаций, человек  может испытывать в ряде случаев известную психическую напряженнность. Тем не менее из этого вовсе не следует неизбежность драматического конфликта. Задача СМИ как раз и состоит в том, чтобы преодолеть диссонанс и способствовать формированию такой ценностной ориентации, которая бы обусловливала оптимальную активизацию личности, а это вело бы к изменению ее отношения к окружающему миру. Но это связано и с внутренним миром самого индивида, который ищет дополнительную информацию, чтобы сделать новые выводы и обобщения и привести в соответствие свою понятийную структуру. В этом ему и оказывают помощь средства массовых коммуникаций.

Средства массовых коммуникаций как фактор изменений в структуре общения. Средства массовых коммуникаций намного увеличивают возможности вербального общения людей. Они стали настоящей индустрией, осуществляющей сбор, обработку и выдачу социальной информации, а также ее интерпретацию.

Рассматривая средства массовых коммуникаций в качестве важного фактора активизации и развития личности и человеческого общения, нельзя вместе с тем недооценивать тех объективных противоречивых тенденций, которые могут быть заложены в самом процессе развертывания названных средств в современном обществе.

Как справедливо говорит Б.Парыгин, с одной стороны, средства массовых коммуникаций во много раз увеличили возможность человека приблизиться к обществу, к миру других людей, получить знание об этом мире, о мыслях и чувствах других людей, почувствовать себя частью общности. Но с другой — бурное развитие этих средств внесло изменения в структуру межличностных человеческих отношений. Первичные отношения (дружеские, соседские) стали с развитием массовых коммуникаций все больше дополняться вторичными связями между людьми, друг друга не знающими, но тем не менее составляющими одно целое общество. Все более поглощая свободное время индивида, они уменьшают непосредственные людские контакты.

В начале XX века горожанин тратил на общение 70% своего свободного времени. Сейчас резко сократилось число посещений друзей, приемов гостей, посещения ресторанов, кафе, в некоторых странах стала менее активной деятельность союзов и ассоциаций. Люди все больше и больше становятся домоседами.

Сейчас человек больше времени тратит на накопление информации, чем на передачу ее. И средства массовых коммуникаций произвели резкое смещение обмена информацией в сторону опосредованных контактов. Но сказывается ли это отрицательно на социальном воспитании личности, зависит от конечных целей, которыми определяется работа средств массовых коммуникаций.

Дело в том, что область восприятия индивидом массовой информации — это область, где поразительно переплетаются, смыкаются сферы непосредственного и опосредованного общения. Точка зрения индивида при восприятии сообщения тесно связана с нормами группы, в которой он живет, и не учитывать этого нельзя. Но сами эти вкусы группы определяются и формируются средствами массовых коммуникаций.

Социальное значение СМИ, возможность манипулирования. Средства массовых коммуникаций несут возможности как блага — подключение к ценностям мира, так и зла — замыкание в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Они несут человеку массу информации. Но оборотная сторона этого очередного «блага» связана с вопросом: какая это информация, как она может влиять на личность?

Разнообразные факты и знания, получаемые человеком, могут ему помочь углубить и расширить представления о мире, о других людях, а тем самым знание о себе, понимание им своего места в обществе. Но это происходит в том случае, если индивид обладает определенными взглядами, если у него есть прочные убеждения, с точки зрения которых он воспринимает идущую к нему информацию. Но если этого нет, то информация из орудия знания и воспитания может легко превратиться в орудие манипуляции.

Если средства массовых коммуникаций выдают факты и не приучают личность задумываться над причинно-следственной связью этих фактов, над пониманием их природы, то они легко могут создать малосведущую личность. Такой личностью можно легко манипулировать. Так, по словам французского критика А. Дилижана, всего за один вечер передача способна убедить миллионы граждан в том, что такое-то учреждение плохо, а такое-то хорошо. Несколько репортажей, к примеру, могут убедить подавляющее большинство в необходимости национализации; несколько других репортажей без труда убедят их в обратном.

Следует заметить, однако, что социально активную личность трудно так быстро заставить поверить в совершенно противоположные точки зрения. И тем не менее средства массовых коммуникаций способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений. Не случайно, поэтому сейчас ставится вопрос о ближайших и отдаленных психологических последствиях влияния средств массовых коммуникаций.

Действительно, нельзя не учитывать того обстоятельства, что воздействие таких средств обладает большой санкционирующей силой, способной активизировать механизмы социально-психологического подражания и заражения, моды и увлечения, что уже само по себе открывает известный простор для стандартизации мыслей и чувств, потребностей и массового потребителя информации.

Тема 9: Средства массовых коммуникаций как специфический фактор общения

Место СМИ в информационном процессе. Средства массовых коммуникаций и теория когнитивного диссонанса. Влияние СМИ на изменения в структуре общения. Социальное значение СМИ, возможность манипулирования. Интернет как новый канал коммуникации, особенности группового общения в Интернет.

Место СМИ в информационном процессе.

В структуре общения как информационном процессе массовые коммуникации и их специфические средства занимают важное место.

Как отмечает Б.Парыгин [1], известные современному обществу средства массовых коммуникаций — газеты и журналы, радио, кино, телевидение и т. д. — явились логическим следствием развития человеческого стремления усилить свои естественные вербальные (устное общение и письмо) и невербальные (мимика и пантомимика) средства сообщения и общения при помощи новейших технических достижений и усовершенствований. Будучи порождены потребностью в расширении сферы общения, средства массовых коммуникаций сами теперь превратились в органическую потребность современного человека. Человеку интересно знать не только то, что знают другие, этим способом он и группа, к которой он принадлежит, участвуют в обмене информацией с другой частью общества. Если бы по каким-то причинам вдруг прекратился обмен информацией, это грозило бы распадом общности.

Как отмечал известный французский социолог Б. Вуайен, группа может в крайнем случае обойтись без обмена материальными богатствами, но если нет обмена идеями, эмоциями, сведениями, социальная связь совершенно исчезает, нет более ничего общего между членами группы, и, следовательно, нет больше общности. Значимость средств массовых коммуникаций определяется именно этой функцией, которую они выполняют в обществе: функцией организации и поддержания социальной информационной связи между индивидами в обществе и между различными элементами общественной структуры.

В настоящее время используются три вида техники распространения информации - письмо, слово и звуковое изображение. Основное различие визуальных и вербальных средств массовых коммуникаций определяется способом восприятия сообщения, а также средой, помещением, временем, в которое осуществляется восприятие. Такие средства, как газета, журнал воспринимаются только индивидуально, театр, кино — в больших аудиториях, а радио и телевидение, как правило, в малых группах, семье, среди друзей. С тех пор, как промышленная жизнь сконцентрировала в городах очень большие людские массы, средства массовых коммуникаций стали играть все большую роль.

СМИ в широком смысле являются эффективным инструментом человеческого общения, информационного обмена и социально-психологического воздействия, рассчитанного на большую аудиторию. Своей масштабностью эти средства отличаются от обычных способов непосредственного общения лицом к лицу.

Реализация специфических функций массовых коммуникаций осуществляется не сама собой, автоматически, безотносительно к тому, как воспринимает человек — читатель, слушатель и зритель —воздействующую на него социальную информацию. В связи с этим несомненный интерес представляют предпринимаемые за последнее время как в отечественной, так и в зарубежной литературе попытки осмыслить сам психологический механизм восприятия и переработки информации индивидом.

Средства массовых коммуникаций и теория когнитивного диссонанса. Любое сообщение (в процессе передачи социальной информации средствами массовых коммуникаций) состоит из комплекта визуальных или звуковых символов. Тот, кто воспринимает это сообщение, расшифровывает эти сигналы в формулах, имеющих для него смысл то есть подходящих для него. Восприятие знаков сообщения преломляется через воспроизведенный прошлый опыт мышление, чувства, эмоции, умонастроение воспринимающего. Поэтому на одну и ту же совокупность символов разные люди формируют различную реакцию. Если имеется соответствие между знанием, которое воспринимающий получает о предмете, и его прежним представлением об этом предмете, то такое сообщение сопровождается, как правило, положительным настроем.

Но если от коммуникатора исходит сообщение, не соответствующее прежним представлениям о предмете, это вызывает отрицательные эмоции, которые нарушают внутреннюю уравновешенность. Появляется неуверенность, состояние недовольства собой, определяемое как состояние «психологического дискомфорта». А само несоответствие взглядов, понятийных структур, имевшихся и полученных, дает так называемое положение познавательного, или когнитивного, диссонанса, впервые специально рассмотренное в работе одного из американских исследователей массовых коммуникаций Л. Фестингера.

Согласно этой концепции, вполне возможно предположение, что часто испытываемое состояние «когнитивного диссонанса» приводит к неврозам, а постоянное несоответствие между двумя или тремя основными элементами понятийной структуры иногда кончается сильными психическими расстройствами.

Индивид старается забыть полученную им неприятную информацию и надолго запоминает приятную. Конечно, объективно он заинтересован в более точном и полном знании мира, но в первую очередь все-таки он заинтересован в удовлетворении осознанных интересов и потребностей. Поэтому он часто защищает себя от внутреннего конфликта.

Однако, по мнению отечественных социальных психологов, ни проблема психологических последствий массовых коммуникаций, ни тем более проблема внутреннего конфликта личности не могут быть объяснены с

подобных позиций. Как подчеркивает Б.Парыгин [1], в процессе восприятия и переработки информации идущей по каналам массовых коммуникаций, человек  может испытывать в ряде случаев известную психическую напряженнность. Тем не менее из этого вовсе не следует неизбежность драматического конфликта. Задача СМИ как раз и состоит в том, чтобы преодолеть диссонанс и способствовать формированию такой ценностной ориентации, которая бы обусловливала оптимальную активизацию личности, а это вело бы к изменению ее отношения к окружающему миру. Но это связано и с внутренним миром самого индивида, который ищет дополнительную информацию, чтобы сделать новые выводы и обобщения и привести в соответствие свою понятийную структуру. В этом ему и оказывают помощь средства массовых коммуникаций.

Влияние СМИ на изменения в структуре общения. Средства массовых коммуникаций намного увеличивают возможности вербального общения людей. Они стали настоящей индустрией, осуществляющей сбор, обработку и выдачу социальной информации, а также ее интерпретацию.

Рассматривая средства массовых коммуникаций в качестве важного фактора активизации и развития личности и человеческого общения, нельзя вместе с тем недооценивать тех объективных противоречивых тенденций, которые могут быть заложены в самом процессе развертывания названных средств в современном обществе.

Как справедливо говорит Б.Парыгин [1], с одной стороны, средства массовых коммуникаций во много раз увеличили возможность человека приблизиться к обществу, к миру других людей, получить знание об этом мире, о мыслях и чувствах других людей, почувствовать себя частью общности. Но с другой — бурное развитие этих средств внесло изменения в структуру межличностных человеческих отношений. Первичные отношения (дружеские, соседские) стали с развитием массовых коммуникаций все больше дополняться вторичными связями между людьми, друг друга не знающими, но тем не менее составляющими одно целое общество. Все более поглощая свободное время индивида, они уменьшают непосредственные людские контакты.

В начале XX века горожанин тратил на общение 70% своего свободного времени. Сейчас резко сократилось число посещений друзей, приемов гостей, посещения ресторанов, кафе, в некоторых странах стала менее активной деятельность союзов и ассоциаций. Люди все больше и больше становятся домоседами.

Сейчас человек больше времени тратит на накопление информации, чем на передачу ее. И средства массовых коммуникаций произвели резкое смещение обмена информацией в сторону опосредованных контактов. Но сказывается ли это отрицательно на социальном воспитании личности, зависит от конечных целей, которыми определяется работа средств массовых коммуникаций.

Дело в том, что область восприятия индивидом массовой информации — это область, где поразительно переплетаются, смыкаются сферы непосредственного и опосредованного общения. Точка зрения индивида при восприятии сообщения тесно связана с нормами группы, в которой он живет, и не учитывать этого нельзя. Но сами эти вкусы группы определяются и формируются средствами массовых коммуникаций.

Социальное значение СМИ, возможность манипулирования. Средства массовых коммуникаций несут возможности как блага — подключение к ценностям мира, так и зла — замыкание в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Они несут человеку массу информации. Но оборотная сторона этого очередного «блага» связана с вопросом: какая это информация, как она может влиять на личность?

Разнообразные факты и знания, получаемые человеком, могут ему помочь углубить и расширить представления о мире, о других людях, а тем самым знание о себе, понимание им своего места в обществе. Но это происходит в том случае, если индивид обладает определенными взглядами, если у него есть прочные убеждения, с точки зрения которых он воспринимает идущую к нему информацию. Но если этого нет, то информация из орудия знания и воспитания может легко превратиться в орудие манипуляции.

Если средства массовых коммуникаций выдают факты и не приучают личность задумываться над причинно-следственной связью этих фактов, над пониманием их природы, то они легко могут создать малосведущую личность. Такой личностью можно легко манипулировать. Так, по словам французского критика А. Дилижана, всего за один вечер передача способна убедить миллионы граждан в том, что такое-то учреждение плохо, а такое-то хорошо. Несколько репортажей, к примеру, могут убедить подавляющее большинство в необходимости национализации; несколько других репортажей без труда убедят их в обратном.

Следует заметить, однако, что социально активную личность трудно так быстро заставить поверить в совершенно противоположные точки зрения. И тем не менее средства массовых коммуникаций способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений. Не случайно, поэтому сейчас ставится вопрос о ближайших и отдаленных психологических последствиях влияния средств массовых коммуникаций.  Действительно, нельзя не учитывать того обстоятельства, что воздействие таких средств обладает большой санкционирующей силой, способной активизировать механизмы социально-психологического подражания и заражения, моды и увлечения, что уже само по себе открывает известный простор для стандартизации мыслей и чувств, потребностей и массового потребителя информации.

Интернет как новый канал коммуникации, особенности группового общения в интернет. Как известно, все коммуникационные каналы делятся на две большие группы: естественные (невербальные и вербальные) и искусственные (документальные и электронные). Интернет принадлежит к разряду искусственных электронных каналов коммуникации [9].

Появление искусственных каналов коммуникации, постоянное увеличение их количества и усложнение технических способов передачи информации, а также падение роли естественных каналов можно считать зафиксированными историческими тенденциями. Основной причиной возникновения искусственных каналов коммуникации является растущая потребность людей в общении в условиях дифференцирующегося общества. Простейшая ситуация, требующая использования искусственного коммуникационного канала, связана с территориальной удаленностью участников коммуникационного процесса друг от друга. В условиях информационного общества наибольшее значение имеет не расстояние, а сложность и объем передаваемой информации (чертежи, графики, программы, мультимедиа и т. п.).

В Интернете представлены все три известных человечеству вида коммуникации: межличностная, групповая и массовая. Именно в интеграции различных видов коммуникации заключается эксклюзивное преимущество Интернета перед другими искусственными каналами коммуникации. Последние (телевидение, радио, пресса) ориентируются в основном на общение с массовыми аудиториями.

Межличностное общение считается одной из первых форм коммуникации, доступной по компьютерной сети. На заре развития сетевых технологий в 1972 г., когда в первую сеть ARPAnet было объединено всего 23 компьютера, поначалу была написана и опробована программа для обмена электронной почтой. С тех пор электронная почта твердо удерживает лидерство по сравнению с другими сервисами Интернета. Так, по статистике 2000 г. в США, где услугами глобальной компьютерной сети пользовалось 56% взрослого населения, наиболее популярной была именно электронная почта— ей пользовалось 9 из 10 человек, выходящих в Интернет.

Межличностная коммуникация в Сети имеет свою специфику, так как исключает психологическое (и, конечно, физическое) давление на оппонента, что порождает чувство свободы, граничащее с ощущением вседозволенности. Именно поэтому анонимная коммуникация в Сети получила самое широкое распространение, о чем говорит массовое использование интернетовских псевдонимов («nick-names»). Анонимность, возможность мгновенного разрыва контакта, субъективное чувство свободы и возможность самовыражения иногда приводят к крайним последствиям — проявлению у некоторых категорий пользователей синдрома интернет-зависимости.

Другие психологические особенности межличностной коммуникации в Интернете связаны с тем, что коммуниканты имеют дело с ограниченными возможностями аудио-визуального контакта. Как пишут западные авторы, «в компьютерной сети сотрудники могут познакомиться с теми, кого не всегда знают в лицо». Основной формой передачи информации в таких условиях становится передача текстовой информации. Ее очевидный недостаток связан с тем, что она, в отличие от других аудиовизуальных электронных каналов коммуникации, имеет ограниченные возможности передачи эмоций или тональности сообщений. Для решения этой проблемы в текстовых интернет-сообщениях широко используются простейшие рисунки («эмотиконы»), которые похожи на лежащие на боку лица и отражают настроение.

Групповое общение в Интернете имеет столько потенциальных возможностей, что, возможно, является наиболее перспективным полем исследования. Дело в том, что Интернет стал удобным местом встреч для различных групп по интересам, профессиональных сообществ, потребительских ассоциаций и т. п. Интернет-сообщества возникают вокруг определенных электронных ресурсов и эксплуатируют естественное стремление людей к общению с единомышленниками.

Литература к теме 9

  1.  Парыгин Б. Социальная психология. СПб, 2003 г. Гл. 14.6
  2.  Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузив.-М.: Аспект Пресс, 2001.
  3.  Ольшанский Д.В. Политический ПР. СПб, 2003. Гл. 2.
  4.  Непп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. М.: 2004.
  5.  Мотвеева Л.В, Аникеева Д.Я, Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М. 2000. Гл. 1.
  6.  Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону. 1999 .
  7.  Андреева Г.М. Психология социального познания.
  8.  Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В. А. Ачкасовой, Л. В. Володиной. — СПб.: Речь, 2005.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5377. Политическая культура России: прошлое и настоящее 83.5 KB
  Политизация современной жизни - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по той или иной теме вне зависимости от нашего желания приобретает политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий...
5378. Антивирусное ПО для серверов 86.5 KB
  Одной из самых опасных на сегодняшний день угроз информационной безопасности являются компьютерные вирусы. Компьютерным вирусом называется специально написанная программа, способная самопроизвольно присоединяться к другим программам, с...
5379. Секундомер на базе микроконтроллера МК51 155.5 KB
  В данном курсовом проекте разработан секундомер на базе микроконтроллера МК51. Проанализированы алгоритмы работы устройства и микроконтроллера. По алгоритму работы микроконтроллера на языке Ассемблер написана программа и разработана принципиальная э...
5380. Товар: методы и организация разработки товара, новые товары в рыночной стратегии 380 KB
  В современном мире создание и производство новых товаров является решающим для процветания фирмы. Потребители хотят и ждут новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить их этими новинками. След...
5381. Расчет и выбор допусков и посадок типовых соединений деталей машин 675.5 KB
  Одной из главных целей конструктора в ходе проектирования и конструирования новых и усовершенствования устаревших изделий, является разработка чертежной документации для чертежей, обеспечивающей необходимую технологичность и высокое качеств...
5383. Расчет параметров мехатронного модуля 3.17 MB
  Расчет механических параметров мехатронного модуля. Выбор двигателя и редуктора. Оптимизация диаграммы рабочего цикла Задание на проектирование МС управления приводом. Тележка с собственной массой = 500 кг перемещает груз массой...
5384. Технология цифровых радиорелейных линий 260.5 KB
  Технология цифровых радиорелейных линий в настоящее время достигла высокого качественного и количественного развития. Сегодня радиорелейные линии являются необходимым звеном телекоммуникационного пространства России и успешно конкурируют с ...
5385. Сущность и перспективы развития лизинга 285.5 KB
  Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже освоили российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике. Феномен лизинга уже к началу 80-х гг. определился не как простая до...