15696

Публицистская деятельность А. Блока в журнале Золотое руно

Научная статья

Литература и библиотековедение

Публицистская деятельность А. Блока в журнале Золотое руно Блок активно включается в литературную повседневность публикуется во всех символистских журналах Весы Золотое руно; в газетах Слово Речь; в альманахах. Золотое руно ежемесячный художествен...

Русский

2013-06-15

37.5 KB

3 чел.

Публицистская деятельность А. Блока в журнале "Золотое руно"

Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах – «Весы»,  «Золотое руно»; в газетах – «Слово»,  «Речь»; в альманахах. «Золотое руно» – ежемесячный художественный, литературно-критический журнал символистов, 1906 – 1909 годов, в Москве. Издавался журнал на средства редактора Н.П. Рябушинского.

Под маркой журнала выходили книги символистов. Журнал устраивал выставки произведений современных русских художников, неизменно привлекавшие к себе внимание публики. Блок принимает активное участие в работе журнала, сначала публикует в нём свои статьи, а с 1907 года ведёт Критический отдел в «Золотом руне». Составляя план своих сочинений, Блок обронил широкое и многозначное слово – «проза». Этим словом Блок обозначил свои критические и публицистические статьи, речи, рецензии, очерки.

Проза создавалась Блоком на протяжении всей его литературной жизни, рядом с его стихами. Первые рецензии были напечатаны им в 1903 году. Сосуществование этих двух сфер – поэзии и прозы – в творчестве одного автора – факт, достойный внимания. Одним из признаков неблагополучия современной ему литературы Блок считал всё растущую в ней специализацию, –  «в частности – разлучение поэзии и прозы». «Мы часто видим, – писал он,  – что прозаик, свысока относящийся к поэзии, мало в ней смыслящий… мог бы владеть прозой лучше, чем он владеет, и обратно: поэт, относящийся свысока к  «презренной прозе», как-то теряет под собой почву, мертвеет и говорит неполным голосом, даже обладая талантом.

 Писатель должен помнить о живописце, архитектуре, музыканте; тем более – прозаик о поэте и поэт о прозаике». Блок не только помнил о своих соседях по литературе – великих и малых прозаиках – и всесторонне считался с их художественным опытом, но и сам был причастен к «прозаической стихии» словесного искусства. Творчество Блока – как большая река, которая, сохраняя своё единство и направление, образует несколько параллельных русел. Если в своих стихах Блок возникает перед читателем как поэт и человек, то в своей прозе он, кроме того, критик, публицист, литератор, находящийся в тесном общении с духовной и гражданской жизнью своего времени. Проза заземляет, дополняет и во многом объясняет его поэзию, а поэзия лирически кристаллизует, углубляет и освещает его прозу.

Поэтому вполне естественны переклички стихов и прозы Блока.

Помимо общей их связи по духу, тону и направленности, между ними можно провести множество вполне конкретных параллелей. Можно отметить, например, тематические совпадения статьи “Ирония” (1908) – со стихотворениями «Друзьям» (1908) и «Когда я  прозревал впервые» (1909); статей 1908 года о народе, России, интеллигенции, цивилизации – с циклом «На поле Куликовом». Статьи Блока поражают не только своей артистичностью, естественным изяществом словесной ткани, художественным слухом их автора, но и тем благородно-человеческим чувством целого, в котором так называемые  «чисто эстетические оценки» могут соответствовать лишь частным истинам. В статьях Блока изумляет исключительно редкое в раздробленности жизни эпохи сочетание тончайшей художественной культуры с глубоким сознанием ответственности перед судом своего духа, народом и историей. В своей прозе Блок подымается временами до горячего и страстного пафоса, выступает как носитель общественной совести, публицист, свидетельствующий о всеобщем неблагополучии, о «тихом сумасшествии», которое овладело жизнью буржуазной России.

  «О реалистах».   «О реалистах» – этой статьёй открываются «критические обозрения» Блока в символическом журнале «Золотое руно», 1907, № 5, с. 63 – 72. В предыдущем номере было помещено специальное сообщение о том, что «на ведение этих обозрений редакция заручилась согласием… А. Блока», который намерен отмечать  «своевременно всё ценное» в литературной жизни. Статья Блока была вызвана той полемикой в печати, которая разыгралась вокруг творчества М.

Горького, когда реакционные литераторы стали кричать о «падении таланта» Горького-художника, начало которой положила статья Д.В. Философова  «Конец Горького». В своей статье «О реалистах», Блок пишет: «Начинать очерк о Горьком приходится скорбной страницей. В настоящее время надо говорить не о самом Горьком, а о критиках его.

… В конце концов, оба критика сходятся на одном: на силе интуиции Горького, которая больше его сознания. Только г. Горнфельд думает, что эта сила – в настоящем, а г. Философов относит её в прошлое». «Я утверждаю далее, что если и есть реальное понятие «Россия», или, лучше – Русь, – помимо территории, государственной власти, государственной церкви, сословий и пр.

, то есть если есть это великое, необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы привыкли объединять под именем Руси, – то выразителем его приходится считать в громадной степени – Горького».  Появившаяся статья Блока «О реалистах» была встречена враждебно в символистских кругах. А. Белый обвинял Блока в  «заискивании» перед реалистами. «Когда Ваше прошение, pardon, статья о реалистах, - писал он Блоку 5 – 6 августа 1907 года, - появилась в «Руне», где Вы писали о том, чего не думали, мне всё стало ясно».

Эта статья послужила поводом к тому, что Блок вызвал А. Белого на дуэль. Дуэль не состоялась. 26 июня 1908 года Блок напишет в своей записной книжке: «Хвала создателю! С лучшими друзьями и «покровителями» (А.

Белый во главе) я внутренне разделался навек. Наконец-то! (разумею полупомешанных – А. Белый, и болтунов – Мережковские) ».   «О лирике».

  С критикой субъективистского декадентского искусства связана постановка Блоком мучительного для него вопроса – о лирике. Ключом к пониманию общего смысла статьи «О лирике», написанной  в 1907 году «Золотое руно» № 6 с. 41 – 53., являются слова самого Блока: «…Я знаю, что в лирике есть опасность тления, и гоню её. Я бью сам себя, таков по преимуществу смысл моих статей…. Бичуя себя за лирические яды, которые и мне грозят разложением, я стараюсь предупредить и других.

Я не определяю подробностей пути, мне это  не дано. Но я указываю только устремление: …из болот – в жизнь, из лирики – к трагедии. Иначе – ржавчина болот и лирики переест стройные колонны и мрамор жизни и трагедии, зальёт ржавой волной их огни». «Они – лирики. Они обладают несметным богатством, но не дадут вам, люди, ничего, кроме мгновенных световых брызг, кроме далёких песен, кроме одурманивающего напитка.

Они не могут и не должны дать вам ничего, если они блюдут чистоту своей стихии. Но если сумеете услышать, увидеть, заглянуть, если сумеете не поверить и, не поверив, не погибнуть, - возьмите от них то, что можете взять: высокий лад, древний ритм, под который медленно качается колыбель времён и народов. Лирик ничего не даёт людям. Но люди приходят и берут. Лирик «нищ и светел»; из «светлой щедрости « его люди создают богатства несметные.

Так бывает, и было всегда». Всё сказанное Блоком было направлено на то, чтобы указать «место лирика» и «начертить образ лирического поэта». «Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чём они подобны друг другу». Новая статья Блока вновь вызвала возражение среди поэтов и теоретиков символизма. 27 Сентября 1907 года А.

Белых в письме к Блоку писал, что «не согласен абсолютно», и что она «поразила как гром» С. Соловьёва, Эллиса и «искренне удивила» В.Я Брюсова. Говоря о поэтах современниках, Блок писал: «…Об остальных поэтах не приходится говорить так пространно, как о Бальмонте, Бунине, Городецком и Соловьёве. Одни из них написали мало, другие хотя и много, но слишком плохо.

О тех же, которые написали и мало и плохо, –  мы лучше совсем умолчим».   «О драме». «Золотое руно», 1907, №7-9, с. 122-131.   «На Западе никто не стал бы строить философских теорий на лирических основаниях и писатель публицист никогда не стал бы писать лирические драмы. А в России – всё не так.

Георгий Чулков построил теорию «мистического анархизма», а Евгений Чириков пишет «драматические фантазии» в стихах. Но ведь и дальше и глубже – всё иначе. «Горе от ума»… Увидел сон и написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных». Откуда бралась «драматическая техника» - эта великая тайная пружина, которую в Европе напрягали века?

Она случайна в России, её просто нет здесь. Так, случайна драматическая техника Чехова. Чехов пошёл куда-то много дальше и много глубже Метерлинка, а драма его не стала догматом; предшественников не имел, последователи ничего по-чеховски сделать не умеют. «Если случайна и неожиданна сама русская драма, то ещё неожиданней рассуждения о драме в России. Такова, например, недавно появившаяся статья Л.

Н. Толстого «О Шекспире и о драме»…. Толстой развенчивает Шекспира и говорит о должном искусстве. Спорить с ним всё равно, что спорить со снежным ветром». Блок считал, что русские драматурги «не владеют»  настоящей техникой драмы.

В них нет цельности. Драматургии предавались преимущественно «знаньевцы». Блок подчёркивал, что «драмы эти пишутся длинно и нудно». Серьёзно, он считал, можно было говорить о двух драмах: «Жизнь Человека» Леонида Андреева и «Комедия о Евдокии из Гелиополя» Михаила Кузмина. «Горький написал уже шесть драм, из которых действительно замечательна только одна – «На дне».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30221. Применение программы 3D Studio MAX для создания трехмерной модели компьютерного монитора 1.13 MB
  Целью данной работы является рассмотрение программы 3D графики: 3D Studio MAX рассмотрение ее возможностей применение в различных сферах а так же рассмотрение практического применения программы 3D Studio MAX для создания трехмерной модели компьютерного монитора.2 Изучение основ 3D моделирования в программе Autodesk 3ds Max 1.3 Элементы интерфейса 3ds Max. Способы моделирования трехмерных объектов в 3ds Max 2.
30222. Технология изготовления журнального столика на деревообрабатывающих станках. Технология наладки четырехстороннего продольно фрезерного станка 1.46 MB
  В лесной промышленности более 22 тысяч организаций, в том числе около 3 тысяч крупных и средних, из которых свыше 95 процентов акционированы. В отрасли занято свыше миллиона человек (7 процентов от численности работающих в промышленности). Отрасль располагает 3 процентами основных фондов промышленности.
30223. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА КАК ЭЛЕМЕНТА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) 297 KB
  Бесспорно, что для развития сферы отдыха и туризма необходима развитая инфраструктура и дорожная сеть. Дороги и придорожный сервис являются обязательным условием успешного развития туризма региона, а развитие сети придорожного сервиса является одним из условий, определяющих качество экономических, торговых и культурных связей между регионами Российской Федерации, важным фактором, влияющим на устойчивое развитие региональной экономики.
30224. Изготовление модели повседневного платья 120 KB
  Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определённой исторической эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции. Современная мода допускает некоторые вольности в нашем костюме, подталкивает нас к тому, чтобы раскрепоститься, дать волю своему воображению и поэкспериментировать.
30225. Электроснабжение цеха каустизации и регенерации извести филиала ООО «Илимтехносервис» 2.04 MB
  Описание технологического процесса каустизации щелока Зеленый щелок из растворителя плава котельного цеха № 2 ТЭС с температурой не менее 85 ОС массовой концентрацией общей щелочи 112122 г дм3 в единицах Na2O сульфидностью не менее 28 подается в однокамерный осветлитель зеленого щелока № 5 № 6 поз. Осветленный зеленый щелок из осветлителя сливается в бак хранения зеленого щелока поз. 306140 откуда центробежными насосами поз. S72; S73 S74; S75 подается на гасители классификаторы поз.
30226. Технология приготовления и правила подачи салатов из варёных овощей 136 KB
  Классификация мяса Мясо классифицируют по виду убойных животных по полу возрасту по термическому состоянию упитанности и сортам . По качеству его делят на высший 1 2 3й сорта. В зависимости от сорта цвет пшена светлоили яркожелтый консистенция от мучнистой до стекловидной. Ядрицу обыкновенную и быстроразвариваюшуюся делят по качеству на 1 2 3й сорта.
30227. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия 46 KB
  Социальные условия информатизации это реальная обстановка в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации реальные и прогнозируемые изменения в обществе происходящие под влиянием информатизации. Рассмотрение в этом смысле условий и предпосылок информатизации это анализ реального и необходимого состояния всех сфер жизни общества с точки зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию; “социальное†в узком смысле слова.
30228. Формирование информационной среды общества 33 KB
  Формирование информационной среды общества Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле. Например 1012 это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе 14 это коэффициент характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10 самых богатых и 10 самых бедных членов общества. Наиболее важным понятием которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие...
30229. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации 37.5 KB
  Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществляють работу на компьютере ввод информации движением глаз при помощи специальных шлемов. В России создана специальная программа по компьютерной технике адаптированной для лиц имеющих различные физические отклонения...