15701

КОРРЕЛЯЦИЯ И ПРОСТАЯ ЛИНЕЙНАЯ РЕГРЕССИЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа 3. Корреляция и простая линейная регрессия Коэффициент корреляции это показатель степени связи. Он изменяется от 1 до 1. Величина по модулю коэффициента корреляции показывает силу связи чем больше величина тем сильнее с

Русский

2013-06-15

109.5 KB

18 чел.

Лабораторная  работа 3.

Корреляция и простая линейная регрессия

Коэффициент корреляции – это показатель степени связи. Он изменяется от –1 до +1. Величина (по модулю) коэффициента корреляции показывает силу связи (чем больше величина, тем сильнее связь). Знак коэффициента корреляции показывает направление отношений (“+” - прямая зависимость, “-” – обратная).

Задание 3: поможем студенту сделать курсовую работу! 

Студент пишет курсовую работу на тему «Взаимозависимость личностных и профессиональных качеств». Он собрал у испытуемых (студентов ФФСН в прошлом году) следующие данные:

  1.  Показатель, характеризующий какой вы друг (переменная FRIEND) – изменяется от 10 до 30 баллов.

Если вы набрали от 21 до 30 баллов, то вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. Если вы набрали от 15 до 20 баллов, то, как и большинство из нас, иногда не проявляете в отношениях с друзьями должного понимания. Если вы набрали от 10 до 14 баллов, то склонны больше обращать внимания на себя, чем на окружающих. Эта черта – барьер перед подлинной дружбой.

  1.  Показатель, характеризующий какой вы психолог (переменная PSYCHOL) – изменяется от 10 до 38 баллов. Сумма 35 и более баллов: вам очень легко составить мнение о человеке, вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. От 26 до 34 баллов: вы умеете объективно оценивать ситуации и окружающих, у вас действительно есть «нюх» на людей, и для вас не составит сложности угадать характер человека; из вас вышел бы отличный психолог. От 16 до 25 баллов: вы, как правило, не бываете уверены в своем мнении, легко принимаете постороннюю точку зрения, таким образом, ваша наблюдательность притупляется, и все это в конце концов может привести к тому, что вы вообще не сможете сформулировать свое самостоятельное мнение. 15 и менее баллов: вы .чрезвычайно доверчивы и судите о людях лишь по внешним признакам.
  2.  Уровень самооценки (переменная EVALUAT) – изменяется от 0 до 60 баллов.

Если уровень самооценки меньше 10 баллов, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Если сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете. Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности.

  1.  Рост (в см) (переменная HEIGHT)
  2.  Размер обуви (переменная SIZE)
  3.  Средний балл за сданные сессии (переменная RATING)
  4.  Показатели по 8 шкалам теста Лири – изменяются от 0 до 16 баллов. Чем больше балл, тем ярче выражено личностное качество, определяемое шкалой:
  5.  Властный-лидирующий (переменная LIRY_1)
  6.  Независимый-доминирующий (переменная LIRY_2)
  7.  Прямолинейный-агрессивный (переменная LIRY_3)
  8.  Недоверчиво-скептический (переменная LIRY_4)
  9.  Покорно-застенчивый (переменная LIRY_5)
  10.  Зависимый-послушный (переменная LIRY_6)
  11.  Сотрудничающий-конвенциальный (переменная LIRY_7)
  12.  Ответственно-великодушный (переменная LIRY_8)

Надо помочь студенту провести корреляционный анализ и правильно интерпретировать результаты.

  1.  Загрузите файл данных.
    1.  Скопируйте файл Correlation.xls в свою рабочую папку.
    2.  Запустите программу STATISTICA.
    3.  Импортируйте файл Correlation.xls:  File  Open

В графе «Тип файла» выберите Excel Files (*.xls). Найдите нужный файл в своей папке и нажмите кнопку Открыть. Появится окно Opening file. Нажмите кнопку Import selected sheet to a Spreadsheet. Это значит, что надо импортировать только один лист из всего файла. (Если вы захотите импортировать все листы, нажмете кнопку Import all sheets to a Workbook). Согласитесь импортировать лист под названием «Данные». Когда нажмете кнопку ОК, увидите окно Open Excel File. Как правило, программа сама правильно определяет ту часть файла, которую надо импортировать, но на всякий случай проверьте: должно быть 14 переменных и 101 наблюдение. Теперь задайте дополнительные требования:

 Get case names from the 1st column of specified rangeпервый столбец превращается 

в имена (или номера) наблюдений

Get variable names from the 1st row of specified rangeпервая строчка превращается 

в имена переменных

Import cell formattingимпортировать формат ячеек 

Нажмите ОК и сохраните файл под удобным для вас названием. Правда, получилось очень красиво?

2. Подсчет коэффициента корреляции Пирсона.

Коэффициент корреляции Пирсона можно посчитать так

Statistics  Basic Statistics/Tables Correlation Matrices

2.1 Загрузим этот модуль Statistics  Basic Statistics/Tables Correlation Matrices   Вы попадаете в окно, где можно задать различные условия подсчета коэффициентов корреляции

Закладка Quick:

Выбор переменных:

One variable list – задаем все переменные, которые нас интересуют, в результате получается квадратная матрица корреляций всех переменных со всеми

Two lists (rect. matrix) – задаем два списка переменных, в результате получается прямоугольная матрица корреляций.

Summary: Correlation matrix – кнопка, которую нажимаем в самом конце, когда все условия заданы. Она, как и кнопка Summary, служит для вычисления коэффициентов корреляции.

Scatterplot Matrix for selected variables – показывает матричную диаграмму рассеяния, по которой можно приблизительно оценить силу и направление связи.

Закладка Advanced/Plot:

Тут добавляются еще кнопки

- это кнопка, которая служит для сохранения корреляционной матрицы в виде файла данных программы STSTISTICA. Такая матрица может понадобиться вам для проведения каких-либо более сложных анализов.

2D Scatterp. – показывает диаграмму рассеяния с коэффициентом корреляции, регрессионной прямой и ее уравнением, а также доверительный эллипс

3D Scatterp. – показывает трехмерную диаграмму рассеяния и больше ничего.

Categ. Scatterp. – очень интересная диаграмма рассеяния, которая позволяет рассмотреть отдельно разные группы испытуемых (как пользоваться этой кнопкой, описано ниже)

Закладка Options (выбираем условия вычислений):

Display simple matrix (highlight p) – корреляционная матрица в самом компактном виде (значимые коэффициенты корреляции выделены красным цветом)

Display r, p-levels, and N’s – кроме коэффициентов корреляции приведены точные значения уровня статистической значимости для каждого коэффициента и число пар значений, использовавшихся для подсчета; информации больше, но вид у матрицы более громоздкий

Display detailed table of results – вывод результатов не в матричной форме; кроме коэффициентов корреляции посчитаны средние значения, стандартные отклонения, r2, регрессионные коэффициенты и др.

Display long variable names – при выводе результатов указывается длинное имя переменной (или формула, по которой вычислялась переменная), если оно было задано (задать длинное имя можно в том же окне, где и формулу для вычисления переменной: двойной щелчок мыши на название переменной)

Extended precision calculations – повышенная точность вычислений – стоит использовать это условие для «трудных» данных, когда одна или несколько переменных имеют очень маленькие относительные дисперсии (например, стандартное отклонение, деленное на среднее, меньше, чем 0,0000000000001)

Обратите внимание, что для всех закладок доступны следующие возможности:

MD deletion – обработка пропусков

Casewise – если помечено это условие, то из анализа исключаются все (!) испытуемые, у которых нет хотя бы одного показателя;

Pairwise – если помечено это условие, то испытуемые исключаются из анализа только тех коэффициентов корреляции, куда входят переменные, у которых не хватает значений

  1.  Посчитайте корреляционную матрицу для всех переменных, сначала пометив условие Casewise Deletion of MD, а затем Pairwise. Сравните получившиеся матрицы. Есть ли разница?
    1.  Теперь посчитайте корреляционную матрицу, отметив условие Display r, p-levels, and N’s. Найдите на матрице точные значения уровня статистической значимости коэффициента корреляции. Какой вид матрицы вам нравится больше?
    2.  Посчитайте корреляционную матрицу, отметив условие Detailed table of results. Попробуйте найти средние значения и стандартные отклонения для переменных PSYCHOL и FRIEND, а также коэффициенты регрессионной прямой.
    3.  Постройте диаграммы рассеяния для переменных PSYCHOL и FRIEND. Проверьте, есть ли на диаграмме выбросы (экстремальные значения). Попробуйте удалить такой выброс и заново построить диаграмму рассеяния. Что изменилось?
    4.  Постройте диаграмму рассеяния для всех остальных пар переменных. Оцените направление и силу зависимости. Найдите на графике регрессионную прямую и ее уравнение.
    5.  Определите, насколько вы станете лучше как психолог, если ваша самооценка улучшится на 1 балл.
    6.  Определите, как изменится размер вашей обуви, если вы вырастете еще на 10 см. А на сколько при этом изменится ваша «завимость-послушность» (значения по шкале 6 теста Лири)?
    7.  Проанализируйте зависимость между ростом и средним баллом. Определите, какой у вас будет средний балл в зимнюю сессию при вашем росте.
    8.  Можно ли предсказать средний балл по какой-либо шкале теста Лири?
    9.  Попробуем теперь, что дает кнопка Categ. Scatterp. (закладка Advanced/Plot). Для этого выберите только две переменные для подсчета коэффициента корреляции – PSYCHOL и FRIEND. Нажмите кнопку Categ. Scatterp. В появившемся окне опять выберите эти же переменные – одну справа, а другую слева. Нажмите ОК. Появится еще одно окно со списком всех переменных. Предположим, что мы хотим оценить связь между «психологией» и «дружбой» у тех, кто учится на 7, и тех, кто учится на 8. Поэтому в появившемся окне слева выберем переменную RATING. Нажмем на ОК и в появившемся маленьком окошке наберем интересующие нас уровни этой переменной – 7 и 8 через пробел или запятую. Нажмите на ОК и полюбуйтесь диаграммами рассеяния. Такие диаграмму удобно строить, например, для группы мужчин и для группы женщин, т.е. каждый раз, когда вы хотите рассмотреть связи в частях выборки.

  1.  Подсчет коэффициентов корреляции для шкал порядка.

Если данные у вас непаметрические, то следует считать другие коэффициенты корреляции. Их в программе STATISTICA целых три: Спирмена, Кендалла и G. Тау Кендалла эквивалентен коэффициенту корреляции Спирмена по вычислительной мощности, однако отличается от него по величине, потому что логика вычислений и формулы разные. Эти коэффициенты также имеют различные интерпретации. Коэффициент корреляции Спирмена может быть интерпретирован, как и коэффициент корреляции Пирсона, в терминах объясненной дисперсии (разброса данных). Тау Кендалла представляет собой вероятность, т.е. это разность между вероятностью того, что данные двух переменных упорядочены одинаково, и вероятностью того, что данные двух переменных упорядочены по-разному. Гамма (G) предпочтительнее коэффициентов Спирмена и Кендалла, когда данные имеют много связанных наблюдений (одинаковых). По интерпретации Гамма больше похожа на коэффициент корреляции Кендалла (это тоже вероятность)

Все эти коэффициенты корреляции можно посчитать в модуле

Statistics Nonparametric Statistics Correlations (Spearman, Kendall tau, gamma)

  •  

Загрузите этот модуль. Вы попадаете в окно, где можно задать различные условия подсчета коэффициентов корреляции:

  1.  Посчитайте корреляционную матрицу, используя коэффициент корреляции Спирмена. Определите значимость коэффициентов корреляции.
    1.  Сравните матрицу корреляций Пирсона с матрицей корреляций Спирмена. Какие коэффициенты больше по абсолютной величине? Какой коэффициент корреляции (параметрический или непараметрический) следует использовать для этих данных?
    2.  Посчитайте корреляционную матрицу, используя коэффициент корреляции Кендалла. Определите значимость коэффициентов корреляции. Сравните с матрицей коэффициентов Спирмена. Что изменилось?
    3.  Посчитайте корреляционную матрицу, используя коэффициент корреляции Гамма. Определите значимость коэффициентов корреляции. Сравните с матрицей коэффициентов Спирмена и Кендалла. Какой из непараметрических коэффициентов корреляции кажется вам наиболее подходящим?

4. Напишите отчет в MS Word, используя таблицы и графики, которые считаете нужными. Этот отчет должен представлять собой анализ и интерпретацию данных для курсовой работы

  •  Для отчета выберите подходящий коэффициент корреляции (Пирсона или Спирмена) и обязательно обоснуйте свой выбор.
  •  Если вы исключали из анализа какие-либо данные (например, выбросы), то это должно быть обязательно отмечено в отчете.
  •  Обязательно приведите в отчете корреляционную матрицу, укажите уровень статистической значимости коэффициентов
  •  Обязательно проинтерпретируйте все возможные коэффициенты корреляции. Попробуйте объяснить с психологической точки зрения получившиеся зависимости. Что можно сказать о взаимозависимости личностных и профессиональных качеств?

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25025. Деятельность политического консультанта во время избирательной кампании 94.15 KB
  Избирательная кампания система агитационных мероприятий проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Другая причина обусловливающая необходимость психологического сопровождения клиента связана с крайне напряженным ритмом кампании и с тем что личность кандидата его время его работоспособность и самочувствие являются главным ресурсом кампании. Подготовка клиента к публичным выступлениям Полноценная подготовка заключается в написании речей...
25026. Историческое становление связей с общественностью 42.23 KB
  Под активизацией связей с общественностью он понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе. Значительную роль в развитии политических связей с общественностью сыграли PRтехнологии президента А. Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса проводили PRконсультирование в разных областях жизни отрабатывали новейшие PRтехнологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы лоббирования интересов компаний...
25027. Паблик рилейшнз как социальный феномен 40.75 KB
  Паблик рилейшнз связи с общественностью как социальный феномен решает задачи коммуникативной организации в обществе. Целью работы связей с общественностью становится налаживание позитивных отношений между организацией и ее общественностью. Развитие паблик рилейшнз в России связывают с демократическими преобразованиями проведением политики гласности адекватной необходимостью установления взаимоотношений с общественностью. Ускоренный научнотехнический прогресс информационный бум стали причиной интенсификации различного рода коммуникаций и...
25028. Сферы функционирования связей с общественностью в современном обществе 15.88 KB
  Сферы функционирования связей с общественностью в современном обществе Поле функционирования паблик рилейшнз в современном обществе охватывает практически все виды общественных отношений и основные виды профессиональной деятельности как различных организаций так и отдельных лидеров имидж которых является важнейшим фактором их успеха в социальном взаимодействии. В современной России как и во всем цивилизованном мире связи с общественностью функционируют в различных сферах общественной жизни. Это приводит к снижению бума вокруг политического...
25029. Общественность и общественное мнение как главные объекты PR-деятельности 28.34 KB
  Общественность и общественное мнение как главные объекты PRдеятельности Объектом любой деятельности является та часть окружающей действительности в том числе и социальной которая подвергается целенаправленному воздействию со стороны субъекта с помощью определенных средств. Применительно к паблик рилейшнз ее объектом может быть либо общественное мнение либо общественность. В свою очередь признаками публичности являются: ♦ связь с какойлибо общностью людей в деятельностном аспекте общественное мнение общественные дела и т. Общественное...
25030. Характеристика информационных, имиджевых и корпоративных PR-документов 35.5 KB
  Бэкграундер справочная информация по теме информация о компании статистика которая может быть использована СМИ при подготовке материалов. Самостоятельный документ направляется в СМИ или входит в состав пресскита; Справочная информация о компании и входит в состав прессрелиза. Бэкграундер содержит информацию о профиле работы компании о ее продуктах услугах успехах о новых направлениях деятельности. Структура бэкграундера: История и этапы развития компании Легенда Современное состояние Спонсорские программы Кризис и выход из...
25031. Виды рабочих мероприятий связей с общественностью: презентация, прием, выставка 23.79 KB
  Обычно все презентации подчиняются логической схеме: Встреча представление гостей и участников со стороны организации. Мини прессконференция всем представителям организации предоставляется слово для краткого выступления примерно 25 минут. Презентация общественной организации фирмы акционерного общества корпорации и т. Целью такой презентации прежде всего является создание имиджа этой организации.
25032. Формы взаимодействия связей с общественностью со СМИ: пресс-прием, пресс-конференция, пресс-тур 30.09 KB
  Формы взаимодействия связей с общественностью со СМИ: прессприем прессконференция пресстур Существует несколько разновидностей прессмероприятий каждое из которых имеет свои отличительные признаки способы воздействия и границы применения. Прессприем Прессприем неформальное мероприятие с относительно произвольным сценарием. Может проходить в формате прессланча или прессужина. Прессланч специальное событие с участием первых лиц компании и ограниченного числа журналистов которые поддерживают постоянные контакты с организацией и...
25033. Управление кризисными ситуациями как функция связей с общественностью 30.35 KB
  Управление кризисными ситуациями как функция связей с общественностью Управление кризисными ситуациями представляет собой многогранный процесс который охватывает и объединяет различные сферы деятельности человека. Но если разразился кризис то становится очевидным что всё протекает не так как виделось ранее и каждый раз совершенно поиному. Кризис как явление настолько многогранен что его изучением занимаются представители различных научных направлений: историки политологи психологи философы экономисты юристы. Более того специально...