15702

ТАБЛИЦЫ СОПРЯЖЕННОСТИ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа 4. таблицы сопряженности Студент пишет дипломную работу на тему Влияние личностных характеристик на поведение в конфликтной ситуации и возможности коррекции этого самого поведения. Он считает что на поведение в конфликтной ситуации могут ока...

Русский

2013-06-15

159 KB

9 чел.

Лабораторная  работа 4.

таблицы сопряженности

Студент пишет дипломную работу на тему «Влияние личностных характеристик на поведение в конфликтной ситуации и возможности коррекции этого самого поведения». Он считает, что на поведение в конфликтной ситуации могут оказать влияние следующие независимые переменные:

  •  пол испытуемого, так как женщины и мужчины реагируют на конфликтную ситуацию по-разному в силу социально-экономических причин;
  •  тип темперамента;
  •  наличие у испытуемого братьев или сестер, так как постоянное взаимодействие с равным по социальному статусу индивидом и борьба с ним за ограниченные ресурсы может оказывать существенное влияние на способы разрешения конфликта.

Задание 4: анализ  поведения  в  конфликтной  ситуации 

  1.  Загрузите файл данных.
    1.  Скопируйте файл Conflict.sta в свою рабочую папку.
    2.  Откройте файл Conflict.sta, который находится в вашей рабочей папке, в программе STATISTICA.

Переменные файла представляют сведения, которые собрал студент у своих испытуемых:

  1.  Факультет, на котором испытуемый учится (переменная FACULTET) – имеет три значения (психологический факультет PSYCHOL, математический факультет MATH, физический факультет PHYSICS).
  2.  Пол испытуемого (переменная GENDER) – имеет два значения (мужской MALE и женский FEMALE).
  3.  Темперамент испытуемого (переменная TEMPER) – имеет четыре значения (холерик "1", меланхолик "2", флегматик "3", сангвиник "4")
  4.  Наличие или отсутствие у испытуемого братьев или сестер (переменная FAMILY) имеет два значения (есть сестры/братья "1" и нет ни сестер, ни братьев "0")
  5.  

Стиль поведения в конфликтной ситуации (переменная STYLE) имеет пять значений (соперничество SOPERN, сотрудничество SOTRUD, избегание IZBEG, приспособление PRISPOS, компромисс COMPROM).

  1.  Поменяйте цифры в переменных на слова. Для этого два раза щелкните мышкой на название переменной TEMPER и в открывшемся окне нажмите кнопку Text labels. В столбце Text Label наберите названия типов темперамента, например, «хол» – холерик... В столбце Numeric наберите цифровые значения, которые им соответствуют. Нажмите кнопку OK. Теперь проделайте то же самое с переменной FAMILY. Замените 1 на слово "есть", а 0 - на слово "нет".

  1.  Статистика для таблиц сопряженности в модуле Basic Statistics

2.1. Проверим сначала, зависит ли стиль поведения в конфликтной ситуации от пола испытуемого. Критерий 2 Пирсона можно посчитать в модуле Basic Statistics. Выберем Statistics Basic Statistics/Tables Tables and Banners  Specify tables  В первом списке выбираете переменную GENDER, а во втором – переменную STYLE. Нажимаете на кнопку OK и еще раз на кнопку OK. Вы попадаете в окно, где можно задавать различные статистики для вычисления (закладка Options!):

Статистика задается в разделе Statistics for two-way tables. Она включает:

Pearson & M-L Chi-square – критерий 2 Пирсона (его значение, степени свободы и уровень статистической значимости) и Maximum-Likelihood Chi square (его значение, степени свободы и уровень статистической значимости), который отличается от 2 Пирсона теорией, лежащей в основании вывода формулы расчета. Эти два критерия проверяют одну и ту же гипотезу – о зависимости распределения по одной переменной от распределения по другой переменной. У нас на факультете лучше использовать 2 Пирсона (он более популярен).

Fisher exact, Yates, McNemar (2x2 Tables) – только для таблиц 2х2: 2 МакНемара (интра-индивидуальная схема), критерий Фишера, который является аналогом 2 Пирсона (межгрупповая схема) и поправка Йетса (Yates correction), которую следует учитывать, когда частоты малы (фактически, когда некоторые теоретические частоты меньше 10).

Phi (2x2 Tables) & Cramer's V & C – меры зависимости , коэффициент сопряженности С и V Крамера.

Далее идет статистика для шкал порядка:

Kendall's tau-b & tau-c – коэффициенты корреляции Кендалла. Формулу для вычисления b вы видели в лекции, c отличается от него способом подсчета связанных пар. В большинстве случаев значения b и с практически одинаковы. Если же они различаются, то безопаснее принять во внимание и интерпретировать меньшее значение.

Gamma – коэффициент корреляции Гамма.

Spearman rank order correlation – знакомый и уже любимый коэффициент ранговой корреляции.

Sommer's d – коэффициент корреляции d Соммера

Uncertainty coefficients – коэффициенты неопределенности – показатели стохастической зависимости. Понятие стохастической зависимости взято из теории информации для анализа частотных таблиц и выходит за рамки нашего вводного курса.

Теперь рассмотрим, что можно посчитать в разделе Compute tables:

Expected frequenciesтеоретические частоты. Тут как раз можно проверить, выполняются ли условия применения критерия 2.

Residual frequencies – эмпирические частоты минус теоретические частоты.

Percentage of total countsпроценты по всей таблице.

Percentage of row countsпроценты по строкам.

Percentage of column countsпроценты по столбцам.

Закладка Advanced:

Summary и Summary:Review summary tables – эти кнопки показывает исходную таблицу

Detailed two-way tables – эта кнопка показывает исходную таблицу сопряженности и всю ту статистику которую мы задали посчитать.

Отметим птичкой Pearson & M-L Chi-square и нажмем кнопку Detailed two-way tables. Получится два окна результатов. В одном окне приведена исходная таблица, в другом – результаты вычисления критериев. Что можно сказать о зависимости стиля поведения в конфликтной ситуации от пола? Как ведут себя девушки? А как юноши? Посчитайте проценты для облегчения интепретации.

  1.  Проверьте теперь, зависит ли стиль поведения в конфликтной ситуации от типа темперамента. Кто склонен к соперничеству? Кто больше склонен к приспособлению и компромиссу?
    1.  Проверьте теперь, зависит ли стиль поведения в конфликтной ситуации от наличия братьев/сестер.
    2.  Наконец, проверьте, зависит ли стиль поведения в конфликтной ситуации от факультета, на котором учится человек. Правда ли то, что математики и физики больше склонны к соперничеству, а психологи – к сотрудничеству?
    3.  Выберите теперь опять переменные TEMPER и STYLE и посчитайте для них всю статистику, которую возможно посчитать в этом разделе. Определите, какими мерами связи из подсчитанных можно воспользоваться. Какие не имеют смысла для наших данных?
    4.  Посчитайте теоретические частоты для таблицы сопряженности переменных тип темперамента и стиль поведения в конфликтной ситуации. Проверьте, можно ли было использовать хи-квадрат Пирсона (т.е., выполняется ли условие: теоретические частоты должны быть больше 5 по крайней мере в 80% ячеек)?
    5.  Посчитайте проценты для этой же таблицы сопряженности по строкам, по столбцам и по всей таблице. Учитывая, что тип темперамента - независимая переменная, как лучше считать проценты?
    6.  Посмотрите, что получится, если нажать кнопки Categorized Histograms, Interaction plots of frequencies и 3D Histograms? Помогают ли эти графические представления таблиц сопряженности анализировать данные?

  1.  Нашему студенту не понравилось, что многие испытуемые склонны, например, к соперничеству в конфликтной ситуации, что до добра обычно не доводит и не является конструктивной стратегией. Поэтому он решил попробовать изменить стиль поведения испытуемых, используя специальную методику - тренинг поведения в конфликте д.психол.н. Кровопускова. Из числа испытуемых были набраны две группы – экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе проводился тренинг Кровопускова в течение 6 месяцев (2-3 раза в неделю). В конце эксперимента были вновь определены предпочитаемые стратегии поведения в конфликтной ситуации у членов экспериментальной и контрольной группы. В результате такой серьезной работы получились следующие данные:

Для экспериментальной группы:

Стиль поведения в конфликтной ситуации

сопернич

сотруднич

компромисс

избегание

приспособ

До начала тренинга

34

12

14

18

20

После окончания тренинга

19

25

26

15

13

Для контрольной группы:

Стиль поведения в конфликтной ситуации

сопернич

сотруднич

компромисс

избегание

приспособ

До начала тренинга

35

10

14

19

17

После окончания тренинга

30

15

16

20

14

Требуется проверить, увенчалась ли успехом работа студента, т.е. был ли тренинг успешным. Сделайте это с помощью критерия хи-квадрат.

  1.  Создайте новый файл в программе STATISTICA: File  New.
    1.  Назовите его Тренинг.sta и сохраните в своей рабочей папке.
    2.  Увеличьте количество строк штук на 10.
    3.  Первая переменная – CONDcondition – будет представлять условие определения предпочитаемого стиля поведения. Она имеет два уровня: до тренинга (BEFORE) и после тренинга (After). Поэтому в первом столбике наберите 5 раз уровень BEFORE и 5 раз уровень After.
    4.  Вторая переменная – STYLЕ – будет представлять стиль поведения в конфликтной ситуации. Поэтому во втором столбике наберите два раза подряд уже знакомые нам сокращения для обозначения стиля поведения: соперничество SOPERN, сотрудничество SOTRUD, компромисс COMPROM, избегание IZBEG, приспособление PRISPOS. У нас получилась своеобразная таблица комбинаций всех условий со всеми.
    5.  Теперь наберем третью переменную – WEIGHT. Это будет весовая переменная, в которой мы зададим число человек, избравших тот или иной стиль поведения в конфликте. Начнем анализ с экспериментальной группы и наберем в третьем столбике цифры из таблицы: 34, 12, 14, 18, 20, 19,

25, 26, 15, 13. В результате мы получим такую табличку:

  1.  Приступаем к анализу: Analysis Tables and banners Specify Tables… В первой колонке выбираем переменную COND, а во второй - переменную STYLE. Нажимаем кнопку ОК.
    1.  

Теперь находим маленькую кнопочку с гирей и нажимаем ее:

Эта кнопка задает веса. В окошке Weight Variable набираем имя нашей весовой переменной WEIGHT или ее номер 3. В разделе Status выбираем условие ON и нажимаем ОК и еще раз ОК.

  1.  С помощью кнопки Review summary tables проверьте, правильно ли набрана таблица. Исправьте ее, если это необходимо.
    1.  Посчитайте хи-квадрат Пирсона для этой таблицы сопряженности и подходящие проценты. Какие выводы можно сделать? Дал ли тренинг результаты? Как изменился предпочитаемый стиль поведения в конфликтной ситуации?
    2.  Теперь определим, действительно ли это тренинг повлиял на наших испытуемых. Для этого проверим с помощью того же хи-квадрата Пирсона, не изменились ли стили поведения в контрольной группе. (Подсказка: создайте четвертую переменную, в которой наберите данные из таблицы контрольной группы и не забудьте указать другую весовую переменную программе)
    3.  Что можно сказать о контрольной группе?

  1.  Студент, довольный результатами, пошел к своему научному руководителю, а тот сказал, что критерий хи-квадрат Пирсона в последних двух случаях применен неправильно и следует все пересчитать. Прав ли научный руководитель? Почему?
    1.  Пересчитайте хи-квадрат Пирсона с выполнением всех требований и ограничений.
    2.  Сделайте выводы о возможности коррекции стиля поведения в конфликтной ситуации.

3. Статистика для таблиц сопряженности в модуле Nonparametrics /Distrib.

Для таблиц сопряженности 2х2 можно легко посчитать всевозможную статистику в модуле

Nonparametrics 2 x 2 Tables (XI, VI, PhiI, McNemar, Fisher Exact)

Предположим, что нашему студенту так понравилось считать статистику, что он решил проверить, правда ли, что на математическом факультете учится больше юношей, а на математическом - больше девушек. Данные по выборкам из этих двух факультетов у него были:

Физич. ф-т

Матем. ф-т

Девушки

53

68

Юноши

47

71

  1.  Загрузите модуль Statistics  Nonparametrics и нажмите  2 x 2 Tables XI, VI, PhiI, McNemar, Fisher Exact   Вы попадаете в окно, где требуется задать частоты таблицы сопряженности 2х2. Наберите эти частоты и нажмите кнопку ОК.
    1.  Найдите значение и уровень статистической значимости хи-квадрата Пирсона. Что можно сказать о распределении юношей и девушек по факультетам?
    2.  Теперь проверьте, правда ли, что юноши не хотят поступать на психологический факультет, а идут в физики. Используйте данные нашего студента:

Физич. ф-т

Психол. ф-т

Девушки

53

98

Юноши

47

10

4. Напишите отчет в MS Word, используя таблицы и графики, которые считаете нужными. Этот отчет должен представлять собой анализ и интерпретацию данных для дипломной работы. Оцените, какие переменные влияют на стиль поведения в конфликте. Рассмотрите возможности коррекции стиля поведения в конфликтной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57604. Другий зимовий похід армії УНР. Припинення боротьби регулярних українських військ за незалежність України 59 KB
  Мета: проаналізувати мету та причини поразки Другого зимового походу армії УНР; пояснити значення Другого зимового походу як останньої збройної спроби відвоювати самостійність України та наслідки невдачі акції.
57605. Київська держава наприкінці Х – у першій половині ХІ ст 196.5 KB
  Відповідає та команда у якої швидше буде готова відповідь. За кожний правильний термін команда отримує 1 бал. Перша команда літера К. Друга команда літера С.
57606. Про що можна довідатися з сімейного фотоальбому. Родинне дерево 167 KB
  Мета: розкрити зміст науки генеалогія значення поняття родинне дерево; розвивати вміння роботи з фото джерелами створювати родинне дерево та визначити їх роль у роботі дослідників...
57608. Возникновение Запорожской Сечи 120 KB
  Уметь доказать что казачество явление мировой истории. Воспитать в себе чувство гордости за свой народ породивший такую силу как казачество. Казачество как явление мировой истории. Домашнее задание: Подобрать материал доказывающий что казачество мировое явление.
57609. Передумови та початок національно-визвольної війни українського народу в середині XVII ст 288 KB
  Мета: зясувати передумови причини та характер війни; розкрити роль Богдана Хмельницького в підготовці та початку національновизвольної війни; розвивати вміння учнів аналізувати історичні джерела працювати над вивченням історичних подій за алгоритмом працювати самостійно з довідковою літературою...
57610. Війна радянської Росії з УНР і проголошення незалежності Української Народної Республіки 40 KB
  Очикувані результати: після уроку учні аналізуватимуть події кінця 1917 – початку 1918 рр.; дізнаються про плани більшовиків щодо долі України; за допомогою історичної карти зможуть відтворити хід першої ра дянсько–української війни...
57611. Історія як навчальний предмет і наука 569 KB
  Мета: створити початкове уявлення про історію як навчальний предмет і науку; зацікавити новим навчальним предметом; ознайомити школярів з видатними вченимиісторіками України...
57612. Україна в роки правління гетьмана Івана Виговського 76 KB
  Хмельницького визначити основні засади внутрішньої і зовнішньої політики гетьмана Івана Виговського; розвивати в учнів уміння працювати з картою аналізувати текстові та візуальні історичні джерела і на основі їх робити певні висновки...