15704

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ. ОДНОФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ АНАЛОГИ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа 6. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ. однофакторный Дисперсионный анализ и его непараметрические аналоги. Задание 7: однофакторный дисперсионный анализ Эрнст Кречмер немецкий психолог разделил людей на четыре категории по типу конституции: астеники...

Русский

2013-06-15

82 KB

23 чел.

Лабораторная  работа 6.

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ. однофакторный Дисперсионный анализ и его непараметрические аналоги.

Задание 7: однофакторный дисперсионный анализ 

Эрнст Кречмер, немецкий психолог, разделил людей на четыре категории по типу конституции:

  •  астеники – обладают цилиндрической формой туловища, имея хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку, вытянутое лицо, узкие плечи, длинные нижние конечности, тонкие кости и мышцы:
  •  пикники – с богатой жировой тканью, чрезмерной тучностью, маленького или среднего роста, расплывшимся туловищем, большим животом, круглой головой на короткой шее; относительно большие параметры тела при узких плечах придают телу бочкообразную форму; люди этого типа склонны к сутулости:
  •  атлетики – имеют хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию; жировая прослойка не выражена; лицо имеет форму вытянутого яйца нижняя челюсть хорошо развита.
  •  диспластики – строение бесформенное, неправильное, характеризуется различными деформациями телосложения.

Некоторые психологи, вслед за Э. Кречмером, пытались выяснить, связан ли тип конституции с другими характеристиками людей, например, темпераментом, склонностью к определенным болезням, и даже интеллектом. Существовало мнение, что астеники – самый интеллектуальный тип конституции. Один исследователь решил проверить, связан ли тип конституции с интеллектом человека. Интеллект он определял по тестам Векслера и Равена. Таким образом, в нашем исследовании одна независимая переменная (тип конституции), которая имеет более двух уровней, и две зависимые переменные – результаты измерения интеллекта по тестам Равена и Векслера.

  1.  Скопируйте файл Intelligence.sta в свою рабочую папку.
    1.  Откройте файл Intelligence.sta, который находится в вашей рабочей папке. В первом столбце (переменная TYPE) указан тип конституции испытуемого (атлетик, астеник или пикник, диспластиков наш исследователь не нашел или по доброте душевной никого в них не зачислил), во втором столбце (переменная Veksler) приведены значения теста Векслера, в третьем (переменная RAVEN) – теста Равена.

Предположим, что мы хотим проверить гипотезу исследователя о связи типов конституции с интеллектом с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Подсчет этого критерия производится в модуле Basic Statistics/Tables  Breakdown & one-way ANOVA..

  1.  Загрузим: Statistics Basic Statistics/Tables  Breakdown & one-way ANOVAОткрывается окно, в котором требуется задать переменные (кнопка Variables).
    1.  Зададим переменные: переменная TYPE является независимой (группирующей) переменной, поэтому ее заносим в правое окно; зависимые переменные VEKSLER и RAVEN - поэтому их заносим в левое окно. Нажимаем кнопку ОК. И еще раз ОК.

Выпадает большое окно. Вверху, на белом фоне описана схема вашего эксперимента (две зависимые переменные и одна независимая, которая имеет три уровня, тут же перечисленные).

Закладка Quick

Кнопки Summary: Table of Statistics: 

Detailed two-way tables

Summary

показывают средние значения, стандартные отклонения зависимых переменных и число измерений по группам испытуемых и по всей выборке (по умолчанию), а также всю ту описательную статистику, которую вы зададите в закладке Descriptives (Statistics). Эту описательную статистику удобно копировать в другие программы, например, в Excel, чтобы строить красивые графики.

Кнопка Analysis of Variance дает нам результаты дисперсионного анализа:

SS Effects – SSм/г –вариативность признака, обусловленную действием исследуемого фактора. Она также называется межгрупповой компонентой и может быть объяснена различием между средними значениями в группах. Иными словами, принадлежность к некоторой группе объясняет межгрупповую изменчивость, т.к. нам известно, что эти группы обладают разными средними значениями.

SS Error – Ssв/г – вариативность, обусловленная неучтенными факторами, она же внутригрупповая изменчивость, она же дисперсия ошибки, она же остаточная компонента. Обычно при проведении эксперимента она не может быть предсказана или объяснена

MS – «средний квадрат», или математическое ожидание суммы квадратов, усредненная величина соответствующего SS

df – степени свободы соответствующего SS

F – значение критерия Фишера

р – уровень статистической значимости.

  1.  Нажмите кнопку Analysis of Variance. Посмотрите результаты. Показатели какого теста зависят от типа конституции? Найдите степени свободы, значение критерия, уровень статистической значимости и правильно запишите результаты анализа.

Кнопка Interaction Plots  - очень полезная кнопка! Нажав на нее, вы увидите наглядное представление ваших данных.

  1.  Нажмите ее и рассмотрите графики. По оси X отложен тип конституции, по оси Y – значения теста Векслера (синяя линия) и теста Равена (красная линия). Вертикальные линии обозначают 95% доверительный интервал. Подтверждается ли гипотеза о том, что астеники – интеллектуальный тип конституции? Что можно сказать про атлетиков? Стоит ли у них списывать? Какие выводы можно сделать о соотношении значений двух тестов на интеллект – Векслера и Равена? Попробуйте избавиться от изображения доверительного интервала. Какой график вам нравится больше?

Закладка ANOVA & tests

Кнопки Levene tests и Brown-Forsythe tests дают значения и уровни статистической значимости уже знакомых нам критериев для сравнения дисперсий в разных группах испытуемых. Если критерии не значимы, то дисперсии можно считать одинаковыми.

  1.  Проверьте выполнение условия равенства дисперсий в ячейках дисперсионного комплекса. Значимый ли получился критерий Левена? А критерий Brown-Forsythe? Можно ли смело применять дисперсионный анализ?

Закладка Post-hocs

показывает результаты применения апостериорных критериев. Сначала требуется выбрать переменные для анализа. Затем следует выбрать подходящий апостериорный критерий:

LSD test or planned comparisonleast significant difference test – не принимает во внимание множественность сделанных сравнений, а возрастающий риск допустить ошибку I рода просто игнорируется. Этим критерием пользоваться не рекомендуется.

Newman-Keuls & critical ranges  и Duncan's multiple range test & critical ranges – эти два критерия принимают во внимание количество сделанных сравнений и вычисляют уровни статистической значимости соответственно.

Sheffe test и Turkey honest significance difference (HSD) test – еще более консервативные критерии, которые корректируют вероятность сделать ошибку I рода, уменьшая пороговый уровень статистической значимости каждого сравнения. Критерий Тьюки более чувствителен к интра-индивидуальной схеме, а критерий Шефе – к сложным смешанным сравнениям.

  1.  Так как зависимость интеллекта по тесту Равена от типа конституции оказалась значимой, то посчитаем для этого случая апостериорные критерии. Нажмите кнопку Post-hoc comparisons of means и выберите сначала LSD test or planned comparison. Между какими группами разница в интеллекте получилась значимой? Какие группы не отличаются по интеллекту?
    1.  Пересчитайте все апостериорные критерии по очереди. Сравните результаты. Каким критерием лучше всего пользоваться?

Задание 8: критерий Краскалла-Уоллиса 

Непараметрическим аналогом однофакторного дисперсионного анализа для несвязных выборок служит критерий Краскала-Уоллиса. Его можно посчитать в модуле Nonparametrics. Проведем вычисления для тех же данных: Statistics  Nonparametrics  Comparing multiple indep. samples (groups)  

  1.  Выберите переменные (кнопка Variables). Группирующей переменной (grouping variable) будет, как и раньше, переменная TYPE, а зависимыми – переменные RAVEN и VEKSLER. Нажмите ОК.
    1.  Теперь надо задать коды для группирующей переменной. Нажмите кнопку Codes. В открывшемся окне кнопка Zoom показывает, какие значения имеет независимая переменная, а кнопка All служит для выбора всех ее значений. Если же по каким-то причинам вы хотите использовать только некоторые значения, то придется набирать их вручную. В нашем случае значений у группирующей переменной только три и выбирать не из чего (критерий Краскала-Уоллиса становится аналогом критерия Манна-Уитни, если независимая переменная имеет всего два значения). Поэтому смело нажимаем кнопку All, потом ОК.
    2.  Нажмите Kruskal-Wallis ANOVA, median test или кнопку Summary. При нажатии на эти кнопки одновременно считаются два критерия – критерий Краскала-Уоллиса и критерий медианы. Интерпретация результатов критерия Краскала-Уоллиса аналогична интерпретации результатов однофакторного дисперсионного анализа. Отличие заключается лишь в том, что этот критерий основан на рангах, а не на средних значениях. Критерий медианы – грубая версия критерия Краскалла-Уоллиса, так как данные преобразуются в таблицу сопряженности. Программа просто считает число измерений, которые лежат выше и ниже медианы и вычисляет уже знакомый нам хи-квадрат Пирсона для получившейся таблицы размером 2xk. Критерий медианы бывает полезен, когда шкала содержит искусственные ограничения (например, наблюдается потолочный эффект и многие измерения оказываются «за шкалой»).
    3.  На экране появляются четыре таблички. Это и есть результаты. Два окошка показывают результаты критерия Краскала-Уолииса для тестов Равена и Векслера, а два – результаты критерия медианы для тех же тестов Равена и Векслера. Окно, которое находится сверху, представляет значения критерия медианы. Рассмотрите результаты критерия Краскала-Уоллиса. Для каждого уровня независимой переменной приведены ее код, число значений и ранговая сумма. Значение самого критерия и его уровень статистической значимости приведены вверху таблицы. Найдите их. Можно ли утверждать, что интеллект зависит от типа конституции?
    4.  Если вы являетесь энтузиастом мат. статистики, можете рассмотреть и результаты критерия медианы. Его значение (это хи-квадрат) и уровень статистической значимости приведены вверху таблички. Сама же табличка содержит количества испытуемых, чьи значения по тесту Равена оказались меньше или равными медиане (строчка "<= median observed") по группам (это получаются эмпирические частоты), потом теоретические частоты и разницу между ними. В строчке "> median observed" даны количества испытуемых, чьи значения по тесту Равена оказались больше медианы по группам, потом теоретические частоты и разницу между ними. Сравните результаты двух критериев.
    5.  Аналог графического представления данных дисперсионного анализа вы можете получить, нажав на кнопку Box & whisker. Выберите переменные RAVEN и VEKSLER, нажмите ОК, и еще раз ОК. Рассмотрите «ящики с усами». Проинтерпретируйте результаты.

  1.  Вспомните, что можно сделать в этом случае. Попробуйте проверить, между какими группами есть разница в интеллекте по тесту Равена.

Задание 9: критерий Фридмана 

Критерий Фридмана является непараметрическим аналогом однофакторного дисперсионного анализа для связных выборок. Предположим, мы интересуемся, как развивается социальный интеллект в подростковом возрасте. Тест для измерения социального интеллекта давался ученикам некоторой школы каждый год в шестом, седьмом, восьмом и девятом классах (12, 13, 14 и 15 лет). Требуется определить, как изменились показатели социального интеллекта с возрастом.

  1.  Скопируйте файл Social Intelligence.sta в свою рабочую папку и откройте этот файл в программе STATISTICA. Обратите внимание, как набраны данные в файле: каждый столбец содержит значения теста социального интеллекта в определенном классе. В ДАННОМ СЛУЧАЕ НЕТ ГРУППИРУЮЩЕЙ ПЕРЕМЕННОЙ! В левом столбце приведены не порядковые номера испытуемых, а их имена.
    1.  Посчитаем критерий Фридмана: Statistics  Nonparametrics  Comparing multiple dep. samples (Variables)  Выбираем переменные (кнопка Variables). Их у нас четыре: FORM_6, FORM_7, FORM_8 и FORM_9. Нажимаем ОК, потом Summary или Summary: Friedman ANOVA & Kendalls concordance и получаем результаты! Вверху таблички приведены значение критерия Фридмана и его уровень статистической значимости, а также коэффициент согласованности Кендалла. Коэффициент согласованности Кендалла выражает одновременную зависимость между k зависимыми выборками. Например, он часто используется для определения надежности экспертных оценок. Можно сказать, что коэффициент согласованности – это среднее всех коэффициентов корреляции Спирмена между переменными:

average Spearman R = (k * concordance -1)/(k-1)

Можете просто не обращать на него внимания. Ниже для каждого года обучения приведены средние ранги, ранговые суммы, средние значения и стандартные отклонения.

Значимый ли получился критерий? Что можно сказать о зависимости социального интеллекта от возраста подростка? Рассмотрим подробнее эту зависимость.

  1.  Вернитесь к анализу и нажмите кнопку Box & whisker, потом ОК. Проанализируйте, как менялся социальный интеллект с годами. Росли ли средние значения? Стали ли дети более однородными по социальному интеллекту к 9 классу? Что происходило с минимальными и максимальными значениями?  

  1.  Придумайте, что делать теперь, если мы хотим проверить, значимо ли изменился социальный интеллект подростков с 6-го до 7-го класса, с 7-го до 8-го и с 8-го до 9-го.

4. Напишите отчет в MS Word. Этот отчет должен представлять собой серьезный анализ и интерпретацию данных только для одного какого-либо задания данной лабораторной работы - 7-го, 8-го или 9-го. Опишите гипотезу исследования, получившиеся результаты, обязательно включите апостериорный анализ. Не забудьте указать значения критериев и уровни статистической значимости. Проиллюстрируйте ваш отчет графиками и таблицами. Графики попробуйте построить в программе Excel или MS Graph.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24645. Обєкти та завдання економічного аналізу. Принципи його проведення 26.5 KB
  Обєкти та завдання економічного аналізу. Метою економічного аналізу є вивчення результатів діяльності підприємств визначення впливу факторів на показники і їх роботу для виявлення недоліків і резервів а також розробка заходів спрямованих на відновлення і збільшення обсягів виробництва та реалізації підвищення ефективності діяльності. Предметом економічного аналізу є фінансово господарська діяльність підприємства. Обєкти економічного аналізу це окремі явища і процеси проблеми питання наприклад виробнича діяльність наявність і...
24646. Інформаційне забезпечення економічного аналізу 26.5 KB
  Інформація це порядкованя повідомлення про кількісний та якісний стан явищ і процесів сукупність знань і даних про них. Інформація може бутит виражена за допомогою цифр букв символів.В економіці інформація відображає процеси та явища господарської діяльності закономірності функціонування ринку та його складові.планово нормативна інформація бізнес плани норми витрат прейскуранти цін і тарифів технологічна документація 2.
24647. Організація та етапи проведення аналітичної роботи на підприємстві 26 KB
  Організація та етапи проведення аналітичної роботи на підприємстві. Аналітична робота починається з планування розрізняють загальний план аналітичної роботи та конкретну програму аналітичних робіт. Виділяють три етапи аналітичної роботи: 1.попередній попереднє ознайомлення зі станом справ визначають ступінь виконання плану за основними показниками робиться попередня оцінка роботи підприємства а також готують макети таблиць збирається і перевіряється головна інформація визначаються виконавці 2.
24648. Метод економічного аналізу. Класифікація методів економічного аналізу 51.5 KB
  Економіко математичні методи дослідження яке проводять шляхом анкетування опитування співбесіди. Загальнонаукові методи: Методи теорії пізнання аналіз синтез індукція дедукція. Евристичні методи Метод мозкового штурму анкетування морфологічний метод метод семикратного пошуку Метод асоціацій та аналогій. Економікологічні методи Методи детермінованого факторного аналізу методи елімінування логарифмічний метод інтегральний метод Методи загального аналізу методи порівняння і групування методи середніх величин та...
24649. Порівняння – основний метод економічного аналізу 25 KB
  Порівняння це один із самих розповсюджених аналіз будь якого показника починаючи із порівняння звітних даних з плановими за попередній період з базисним показниками аналітичних підприємств конкурентів; аналіз порівняння до і після впровадження інвестицій порівняння якісних ознак фактично випущеної продукції зі стандартами і технічними умовами що дає можливість визначити.
24650. Методика аналізу обсягу випуску та реалізації продукції 28.5 KB
  Методика аналізу обсягу випуску та реалізації продукції. Аналіз випуску продукції передбачає загальну оцінку виконання плану оцінку впливу факторів на його величину аналіз ритмічності якості продії і її конкурентоспроможності оновлення продукції виконання плану з номенклатури і асортименту. Випуск продукції можна аналізувати у натуральному і вартісному виразі: 1. Для оцінки ритмічності і випуск продукції здійснюється за питомою вагою виробн продії в кожній декаді до місячного випуску і за допомогою узагальнюючого показника коефіцієнтів...
24651. Методика аналізу якості продукції 33 KB
  Методика аналізу якості продукції. Показники якості продукції є одними з найважливіших показників діяльності підприємства. Якість продукції залежить від багатьох факторів таких як: техніка і технологія впровадження іновацій організація виробництва і праці організація роботи служби матеріально технічного постачання трудова дисципліна та ін. Якість продукції впливає на обсяг товарної і реаліз.
24652. Аналіз динаміки та структури основних фондів 35 KB
  Характеристику руху о з дають коефіцієнти оновлення і вибуття Коефіцієнт оновлення=вартість прибулих о з за звітний період розділити на первісну вартість о з на кінець звітного періоду Показує яку частку від наявності на кінець звітного періоду складають нові о з Коеф вибуття= вартість вибулих о з за звітний період розділити на первісну вартість о з на початок звітного періоду Показує яка частина о з з якими підприємство починало свою діяльність у звітному році вибула через зношеність та інші причини. Технічний стан о з характеризується: Коеф...
24653. Аналіз ефективності використання основних фондів 26.5 KB
  Аналіз ефективності використання основних фондів. Під раціональним та найповнішим використанням діяючих промисловиробничих основних засобів розуміють той максимальний економічний ефект який отримує суспільство за певний період у вигляді відповідного обсягу та якості продукції. Економічна ефективність використання основних засобів визначається відношенням економічного ефекту одержаного на підприємстві за відповідний період до витрат необхідних для створення основних засобів. Для характеристики ефективності використання основних засобів...