15725

Этапы совершенствования управления качеством в Японии

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Этапы совершенствования управления качеством в Японии. Если в довоенный период к числу наиболее знаменательных событий произошедших в Японии и связанных с совершенствованием управления качеством можно отнести лишь установление в 1921 г. технических стандартов то в...

Русский

2013-06-15

40 KB

4 чел.

Этапы совершенствования управления качеством в Японии.

Если в довоенный период к числу наиболее знаменательных событий, произошедших в Японии и связанных с совершенствованием управления качеством, можно отнести лишь установление в 1921 г. технических стандартов, то в послевоенный период имело место их значительное разнообразие. По времени, при анализе процессов, связанных с управлением качеством в Японии, обычно выделяют три этапа.

Первый этап охватывает вторую половину 40-х и 30-е гг.

В 1945 г. по инициативе правительства и при поддержке деловых кругов была образована японская ассоциация стандартизации -общественная организация, занимающаяся проблемами промышленной стандартизации и повышения качества продукции.

В 1946 г. был создан японский союз ученых и инженеров, в рамках которого с 1949 г. действует исследовательская группа по контролю качества.

В 1949 г. союз и ассоциация организовали ряд курсов и семинаров по проблемам контроля качества продукции.

В 1950 г. была организована серия лекций для высших управляющих, прочитанных одним из основоположников статистических методов контроля качества американцем Э. Демингом. В том же году был введен японский сертификационный знак.

В 1951 г. была учреждена ежегодная премия им. Э. Деминга для компаний, добившихся наивысших успехов в применении статистических методов контроля. Ее престижность была и остается до сих пор очень высокой. В том же 1951 г. вводится в практику проведение ежегодных национальных конференций по контролю качества.

В 1954 г. для чтения лекций по вопросам управления качеством в Японию был приглашен другой крупнейший специалист из США Дж. Джуран.

С этих циклов лекций и началось массовое обучение методам управления качеством, которое стало характерной особенностью японского подхода к его обеспечению.

Начиная с 1959 г. проводятся ежегодные месячники качества и конкурсы, предусматривающие поощрение компаний и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся успехов в деле улучшения качества продукции.

Во время месячников организуются следующие важные мероприятия: общенациональная конференция по контролю качества, отдельные конференции для высшего руководства компаний (с 1963 г.), семинары для мастеров и бригадиров (с 1962 г.) и членов кружков качества (с 1963 г.).

В 50-е гг. основной акцент был сделан на ознакомлении высшего и среднего звена руководителей компании, а также инженерно-технического персонала с основными методами и средствами статистического контроля качества, использовавшимися за рубежом.

Наиболее существенной чертой этого этапа являлась активная поддержка государства. Именно в эти годы были разработаны основы правительственной политики в этой области, включавшей вопросы организации контроля и обучения специалистов, введение национальных общеобразовательных программ и государственной системы стандартизации, осуществление жесткого экспортного контроля и др. В результате уже в 80-е гг., по утверждению ведущего японского специалиста в области управления качеством К. Исикавы, стало возможным констатировать, что семью элементарными методами статистического контроля, с помощью которых на некоторых предприятиях можно выявить и решить до 95% всех проблем, умеют пользоваться все — от президента до рядового рабочего. К этим методам относятся: метод Парето, причинно-следственные диаграммы, гистограммы, контрольные карты, диаграммы разброса, контрольные листки, расслоение гистограмм и другие статистические методы.

Все более широкое распространение стали получать статистические методы регулирования технологических процессов, которые одновременно приобрели и свою японскую специфику, касающуюся определения контрольных границ. В США главное — обеспечить попадание допустимого (статистически рассчитываемого) процента характеристик в пределы допуска. В японских же компаниях регулирование техпроцессов направлено на обеспечение их наибольшей стабильности, в связи с чем «размах» в разбросе характеристик сводится к минимуму, максимально приближая подавляющее их большинство к номиналу. Благодаря этому пределы регулирования (контрольные границы) гораздо более жесткие. Такой контроль техпроцессов оказался более экономичным. Так, совокупная средняя величина потерь, связанных с ремонтом производившегося в Японии телевизора «Сони» в конце 80-х гг., была в 3 раза меньше аналогичных потерь при ремонте телевизора, изготавливавшегося на филиале фирмы в американском городе Сан-Диего.

Второй этап развития системы управления качеством приходится на 60-е гг. В эти годы стала реализовываться национальная концепция — «качество начинается с производства, создается и поддерживается в процессе производства». И хотя выдвинута она была еще в 1949 г., потребовалось более 10 лет подготовки руководства фирм к тому, чтобы в вопросах повышения качества осуществить поворот лицом к производству, а не уповать на различные контрольные, инспекционные и проверочные меры.

Третий этап охватывает 70-80-е гг. В 70-е гг. созрели объективные условия для перехода от статистического к тотальному управлению качеством (ТQM). Тотальное управление качеством базируется на следующих основных положениях:

— качество нельзя обеспечить путем проверки, то есть с помощью функции технического контроля; оно должно быть заложено в изделие, причем с первых этапов его концептуальной разработки;

— лишь 15-20% проблем, связанных с качеством продукции, возникают по вине непосредственных исполнителей производственных процессов, а 80-85% — по вине управленческих систем, ответственность за функционирование которых несет высшее руководство; решение этих проблем требует целенаправленной корректировки, а не «пожарных мер»;

— качество продукции формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и может быть обеспечено лишь в том случае, если весь персонал принимает в этом участие с должной мерой ответственности; контроль тем эффективнее, чем он более ориентирован на контроль процессов, а не продукции. К концу 70-х гг. промышленность Японии получила наибольшее развитие и стала мировым лидером по качеству таких товаров как автомобили, телевизоры, видео- и аудиотехника, копировальная, фото- и кинотехника, интегральные схемы, бытовая электроника. Использовав опыт промышленности США, японские специалисты при разработке системы управления качеством внесли целый ряд принципиальных дополнений, которые заключаются в следующем:

— создание культа потребителя, который заключается в последовательной, настойчивой работе по изучению запросов клиентов;

— организация работы по повышению качества продукции на всех стадиях производственного цикла и особенно — на стадии самого производственного процесса; установление долгосрочных партнерских отношений с поставщиками для повышения качества комплектующих изделий и снижения издержек производства;

— управление качеством продукции рассматривается в непрерывной взаимосвязи с качеством работающего и качеством жизни его; в соответствии с этим фирмы целенаправленно занимаются подготовкой и воспитанием кадров; каждая компания создает свою систему подготовки и обучения кадров; при этом управление качеством рассматривается как процесс, ядром которого является качество продукции;

— реализация принципа участия всего персонала в системе управления качеством; каждый работник — от рабочего до руководителя — должен принимать активное участие в этой работе;

— максимальное использование интеллектуального потенциала всех работников, в том числе рабочих; выражается это в организации деятельности кружков качества; основной целью таких кружков является коллективный анализ положения дел на конкретном участке производства и выработка предложений по улучшению качества и повышению производительности; важной целью создания таких кружков является также приобретение их членами новых знаний;

— организация эффективной системы воспитания и обучения всех категорий работников передовым методам создания, изготовления и эффективного использования высококачественной продукции; широкое развитие постоянно действующей системы пропаганды высокого качества продукции, проведение месячников качества и конференций для мастеров и бригадиров; государственное регулирование повышения качества продукции; контроль со стороны государства за качеством, в том числе за качеством экспортируемой продукции, которая обязательно проходит сертификацию;

— широкое внедрение в производство высокоавтоматизированных технологических процессов;

— исключительно серьезное и внимательное отношение к организации труда на рабочем месте, основанное на реализации принципа 5 «С», названного по первым буквам японских слов: «сейри» — организованность; «сейтон» — опрятность; «сеисо» — чистота; «сеикецу» — чистоплотность; «сейсуке» — дисциплина; в частности, поддержание чистоты является обязанностью не только специального персонала, но и всех рабочих и мастеров; не является чем-то необычным зрелище подметающего пол мастера; чистый пол в цехе важен не только для повышения качества продукции, но и для улучшения трудовой морали;

— включение в обязанности рабочих профилактического обслуживания оборудования, на котором они работают;

— строгое соблюдение 2-х недельных производственных планов;

— применение систем канбан и «точно в срок»;

— предоставление права рабочим при осуществлении контроля качества доводить свои замечания до любого уровня начальства;

— использование при управлении качеством децентрализации в сочетании с централизацией (например, через создание корпоративных комитетов качества) и др.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54708. Освітній округ – крок у майбутнє. Інноваційний проект 296 KB
  Провести маркетингове дослідження з метою вияву кількісноякісного складу потреб в освітніх послугах та систематизувати результати у вигляді Програми Маркетингова діяльність школи у наданні якісно нових освітніх послуг через роботу освітнього округу. Створити модель Профільна та допрофільна освіта округу № 7 м. Скласти план менеджменту діяльності освітнього округу на стратегічному та оперативному тактичному рівнях.
54709. Формування інноваційної освітньої культури 41 KB
  Отже актуальним є визначення та подолання суперечності між оновленням парадигми сучасної освіти переходом на новий тип гуманістичноінноваційної освіти який передбачає інноваційну діяльність всіх учасників навчальновиховного процесу і неготовністю значної частини вчителів до відповідних змін. Важливо визначити роль інноваційної діяльності в системі науковометодичної роботи вчителя і висвітлити процес формування інноваційної освітньої культури педагога на різних етапах навчальновиховного процесу. Інноваційна діяльність в системі...
54710. ДОПРОФІЛЬНА ОСВІТА В ОСНОВНІЙ ШКОЛІ – ЗАПОРУКА УСПІШНОСТІ ДІТЕЙ СТАРШОЇ ШКОЛИ 125 KB
  Допрофільна та профільна освіта учнів загальноосвітньої школи представляє собою органічну частину системи виховання молоді її підготовки до самостійного трудового життя. Професійна орієнтація є науково практичною системою підготовки учнів до вільного та свідомого вибору професії. Професійна інформація необхідна для учнів та передбачає засвоєння учнями конкретною сукупністю знань про соціальноекономічні та психофізичні умови правильного вибору професії. Допрофільне навчання засіб диференціації та індивідуалізації навчання коли за...
54711. Урок-круглий стіл «Освіта в Україні, Великобританії і США» 56 KB
  Schooling in Ukrine P1. s rule schooling in Ukrine begings t the ge of 6. The Ukrinin school system is orgnised into four levels: primry secondry higher nd postsecondry eduction Generl secondry eduction is compulsory. Primry nd secondry school hs three stges: primry bsic nd senior.
54713. Производственная функция. Совокупный, средний, предельный продукты 37.32 KB
  Производство есть процесс преобразования производственных ресурсов в готовую продукцию. Задача фирмы – наиболее эффективно использовать ресурсы, получить от них наибольшую отдачу
54714. Урок истории любви Отелло и Дездемон 39.5 KB
  Но сейчас в нашей школе иначе У доски Дездемона молчит. Всё ждал когда же выучит хоть интеграл И вновь держу кулак я наготове: Соседка справа вновь к уроку не готова И меры жёсткие пора уже принять: Всех кавалеров снова разогнать Чтоб Дездемоне двоек больше не видать Дездемона: Шагая поступью довольно смелой Явился в школу одноклассник мой Отелло. Отелло: Ах Дездемона а по свойски Дуся Второй уж год с тобой учусь я. От нежелания учиться все страдания Отелло: Одни наряды на уме И платье сшитое по моде под питона Так...