15741

Научная статья в педагогике

Реферат

Педагогика и дидактика

Научная статья в педагогике Дискурс проблемного стиля Статью которую мы вам предлагаем адресована прежде всего аспирантам и молодым учёным а также работникам образования пишущим на профессиональные темы. На первый взгляд тема публикации довольно известна: люб...

Русский

2013-06-17

201 KB

106 чел.

Научная статья в педагогике

Дискурс проблемного стиля 

Статью, которую мы вам предлагаем, адресована, прежде всего, аспирантам и молодым учёным, а также работникам образования, пишущим на профессиональные темы. На первый взгляд тема публикации довольно известна: любой исследователь, даже начинающий прочитал не один десяток статей - как хороших, так и не очень. И перед каждым берущим в руки перо встаёт вопрос: как написать хорошую статью? 

Ответ на вопрос даёт автор этой публикации. Вдумчиво и последовательно раскрывает она методы работы над статьёй, ведёт нас по сложному разнообразию научных статей. И делает это отнюдь не ради простой «инвентаризации» творческого продукта. Автор направляет нашу мысль на научное осмысление исследовательской практики, а также проблем педагогической науки, её аспектов, требующих описания, обобщения, разнообразных подходов и так далее. 

Вдумчивому читателю статья поможет избежать ошибок, глубже осмыслить тему, способы её изложения, систему доказательств. Словом, всё то, без чего статья, научное исследование превращаются в наукообразное словоблудие, в пустые экзерсисы. 

Ирина ШАМСУТДИНОВА, 

Профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ,
доктор педагогических наук
 

 

Научная статья утвердилась как жанр научной литературы в XIX веке. До этого были распространены научные письма (с конкретной адресностью), публикации (оды, поэмы) и памфлеты.

Что же такое научная статья? Над этим вопросом часто задумываются молодые учёные, приступая к её подготовке. Должна ли она полностью раскрывать проблему от её постановки до решения? Может ли быть статья посвящена анализу литературы по исследуемой проблеме и не содержать собственных экспериментальных результатов? Как построить статью? Каков её оптимальный объём? Каким способом лучше изложить материал - констатацией, разъяснением, размышлением, обоснованием? Ответим на некоторые вопросы - о логике и методологии научной статьи в педагогике, о её понятиях, видах, содержании, стиле, требованиях к написанию.

Понятие научной статьи 

Рассмотрим понятия научной статьи, данные в филологии и педагогике. По определению Е.В. Михайловой «Научная статья - первичный письменный жанр научного дискурса, задачей которого является постановка и решение одной научной проблемы (курсив наш. - И.Ш.), имеющая средний объём, систему ссылок и выходные данные» (2; с. 9). Как видно, статья является формой научного рассуждения, размышления (от лат. discursus - рассуждение, довод, аргумент) по поводу одной научной проблемы (от её постановки до решения). «Дискурс - это текст, погруженный в ситуацию общения» (Е.В. Михайлова, 1999).

В разработке теории риторики М.Ю. Рождественский указывает, что содержание статьи - это «полный силлогизм», (т.е. повествование), представленный текстом, оно обращено к широкому кругу учёных, границы которого не обозначены. Автор выделяет также ряд композиционных требований к статье, которая должна включать: 1) проблему, 2) постановку эксперимента (реального или мысленного), 3) логический аппарат, 4) само рассуждение -силлогизм, 5)вывод по поводу поставленной проблемы (1). Как видно из этих требований, они фактически намечают структуру статьи. Однако, на наш взгляд, структура может быть различной в зависимости от вида статьи.

Статья - первичный жанр научного рассуждения наряду с докладом, выступлением, диссертацией, монографией и отличается от вторичных жанров (тезисов доклада, автореферата диссертации, рецензии, аннотации, конспекта, перевода). Что же стоит за отнесённостью статьи к первичному жанру, чем он отличается от вторичного? Статья это первораскрывающий текст, оригинальный по содержанию. Это развёрнутый, полный (расрывающий) текст в отличие от вторичных жанров, сжатых, не раскрывающих, а лишь производных, отражающих первичное исконное содержание.

В «Российской педагогической энциклопедии» нет понятия научной статьи в педагогике. Однако при рассмотрении основных источников научно-педагогической информации - научных документов они подразделяются на первичные и вторичные. К первичным и отнесены, наряду с другими, сборники статей, периодические издания. В.М. Полонский акцентирует внимание на том, что «первичные документы содержат преимущественно новые оригинальные идеи, научные сведения, новое осмысление известных фактов в области образования и педагогики» (3; с.27). Таким образом подчёркивается научно-информационная функция сборников и периодических изданий, содержащих статьи, оригинальность идей, научной информации и новизна осмысления. Указание на характерную новизну осмысления излагаемых фактов в таких трудах подтверждает их дискурсивность. Ф.А. Кузин, классифицируя статьи по их отнесённости к техническим и гуманитарным наукам, указывает, что «теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно-техническая, насыщена рассуждениями, сравнениями, словесными доказательствами» (4, с.52). Свойственные гуманитарной статье (в том числе и педагогической) рассуждения, сравнения и словесные доказательства характеризуют её как форму дискурса. 

В «Энциклопедии профессионального образования» научная статья определяется как «распространённая форма литературной продукции исследователя» (5; с. 117). Как видно, здесь недостаточно отражены существенные характеристики научной статьи: собственно «научности» и «статейности». Статья становится научной, если в ней реализуются непосредственные цели и функции науки - производство и систематизация знаний, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научный текст можно считать статьёй, если он логически закончен, аргументированно раскрывает авторское содержание проблемы, отражает диалог мнений, представлен в форме размышления, рассуждения.

Научная статья в педагогике - это логически законченный и упорядоченный научный текст, отражающий авторское содержание (или авторскую интерпретацию) определённой научной проблемы и способов её решения в форме дискурса. Само рассуждение (размышление) может быть составной (структурной) частью, а может быть сквозным, т.е. формой изложения, способом презентации научной статьи. Педагогический дискурс предстаёт в ней как её обращённость к читателю не с готовым знанием, а с его обоснованием, обсуждением, рассуждением, в том числе сравнением и словесным логичным доказательством. С другой стороны, сам педагогический дискурс может иметь различные формы - научные дискуссии (например, характерные для защиты диссертации), научные конференции, научный форум и др. Статья как форма педагогического дискурса в отличие от других является, в нашем понимании, письменным текстом с односторонним собственным размышлением, обращенным к абстрактному читателю, побуждающим его к размышлению. Она допускает иные трактовки излагаемых в ней вопросов, обсуждение других путей решения проблемы, другое объяснение причин наблюдаемых явлений, фактов, другой интерпретации данных и т.п., которые остаются за читателем.

Итак, ключевыми в данном понятии научной статьи являются слова: «научный текст», «проблема», «дискурс». К числу необходимых специфических, характерных признаков статьи мы, вслед за Е.В. Михайловой, относим: средний объём, наличие ссылок и выходных данных.

Виды научной статьи 

Существенный интерес представляет обоснование видов статьи. Такая попытка классифицировать статьи с позиции жанра предпринята в филологии Е.В. Михайловой, которая выделяет три критерия и, соответственно, три группы статей:

  •  по области научной деятельности: статьи педагогические, психологические, исторические, математические и др.;
  •  по коммуникативным задачам, стоящим перед исследователем: проблемные, научно-популярные, научно-публицистические, обзорные, аналитические;
  •  по научной задаче: теоретические и прикладные.

Эти критерии являются общими для широкого класса статей. Мы обсуждаем лишь научные педагогические статьи. Таким образом область научной деятельности фиксирована. Хотя и здесь можно подразделить педагогические статьи, в свою очередь, по областям педагогики: общепедагогические, историко-педагогические, социально-педагогические, дидактические и т.д. По характеру научной задачи их можно также разделить на теоретические и прикладные. Вместе с тем автором не выделен критерий теоретичности и научности (11). Классификации научных статей в методологии педагогического исследования (4; 6; 7; 8) мы не встретили. Представим собственную дискурсивную попытку такой классификации.

В данном нами понятии научной статьи ключевыми, как указывалось, являются слова: «научный текст», «проблема», «дискурс». Каждое из них может стать ключом, основанием для классификации педагогических статей, которое можно подразделить по основаниям: текста, проблемы, дискурса.

Остановимся на возможных видах статей в педагогике по основаниям проблемы и дискурса. Для этого выявим, какие характеристики, признаки научности, требования к ней выделяются в методологии педагогического исследования.

Рефлексируя признаки «принадлежности какого-либо сочинения или изложения к науке», Е.В. Бережнова и В.В. Краевский выделяют следующие:

  •  научно-познавательный характер целей;
  •  выделение специального объекта исследования, который должен относиться к педагогической науке, т.е. лежать в сфере образования, педагогической деятельности;
  •  применение специальных средств научного познания;
  •  соблюдение однозначности терминологии в рамках одного научного труда (в данном случае статьи) (7).

В.И. Загвязинский, Ф. Атаханов обсуждают основные требования к содержанию изложения результатов научного исследования, правда общие для разных видов изложения (научного отчёта, доклада, статьи и т.д.), а не специальные для статьи (6).

К ним отнесены:

  •  концептуальная направленность (система исходных положений и ведущих идей, являющихся основой для объяснения и преобразования педагогической действительности);
  •  сущностный анализ и обобщение фактов и явлений, обеспечивающие глубину их рассмотрения, анализ, объяснение и обобщение;
  •  аспектная определённость, означающая задание ракурса, угла зрения в рассмотрении проблемы;
  •  социальный контекст;
  •  определённость и однозначность употребляемых понятий и терминов;
  •  чёткое выделение найденного автором нового и авторской позиции по отношению к обсуждаемым вопросам.

Общими, несмотря на разное их выражение, являются: научно-познавательная направленность на объяснение и преобразование педагогической действительности; применение научных методов и средств (анализ, обобщение и др.); определённость и однозначность используемых в рамках данного научного труда понятий и терминов. Однако эти признаки характеризуют научную сущность любого научного труда и не дают основания их дифференциации на самостоятельные группы среди «теоретических» и «прикладных» статей. Теоретическое исследование, как известно, сопровождается развитием понятийного аппарата науки и выявлением существенных связей и закономерностей. В. В. Краевский правомерно подчёркивает, что теоретическое знание в педагогике - «это знание о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, функциях и структуре содержания образования, о классификации учебных предметов и т.п. Результаты теоретических исследований раскрывают, описывают и объясняют связь и взаимодействие различных факторов внутри педагогического процесса» (8; с. 41, курсив наш. - И.Ш.). Среди характеристик теоретичности педагогического знания автор указывает: общность, системность, опосредованность выявляемых связей с действительностью, фиксированность числа свойств, связей и отношений исследуемых объектов (там же, с. 149).

Для конкретизации «теоретичности» и соответственно классификации теоретических статей удачным ключом может стать сама научная проблема (отражаемая в статье), например, мера теоретической «продвинутости» в ней, уровень или порядок её теоретичности. Тогда теоретические статьи правомерно подразделять по мере «продвинутости» в ней - она только ставится или анализируются и обсуждаются возможные пути или подходы её решения, или даются обобщения по ней, или обосновывается и излагается авторский концептуальный взгляд на неё или на её решение. В таком разрезе целесообразно разделение теоретических статей в педагогике на: постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные.

Что касается выделяемых Е.В. Михайловой «прикладных» статей, то их также правомерно дифференцировать. Размышляя о логике научного исследования и представляя её как систему, П.В. Копнин указывает в числе итоговых для научного исследования понятий (выражающих его конечную цель) такое понятие, как «наука, как прикладная логика», подразумевая, что всякая наука становится прикладной логикой. (9; с. 166). А рассматривая систему связи педагогической науки и практики, основой которой является педагогическая действительность, В.В. Краевский выделяет в качестве необходимого этапа «возвращение к практике - методической системе, проекту» (8; с.87).

Напомним, что одним из ключевых слов в понятии статьи является проблема. Прикладные статьи также целесообразно подразделять по содержанию, характеру и полноте прикладного решения проблемы или её прикладного значения. В зависимости от того, сделан ли в статье акцент на обсуждении опытно- экспериментальной работы в целом или на детальной проработке лишь инструментального обеспечения (методов, приёмов, средств и т.п.) решения проблемы и её практического приложения, правомерно их разделение на экспериментальные и инструментальные. 

Таким образом научные педагогические статьи правомерно распределить так.

Научные педагогические статьи - теоретические и прикладные: постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные, экспериментальные, инструментальные.

Постановочные статьи. Рассматривая логику научного исследования, П.В. Копнин относит проблему к важнейшей её категории. «Проблему можно определить как знание о незнании» (9; с.164). Автор правомерно обращает внимание на то, что «научное исследование начинается с постановки проблемы (курсив наш - И.Ш.), что правильно поставить проблему - это значит наполовину обеспечить успех в её разрешении» (там же; с. 160). Выделяя постановочные статьи в самостоятельную группу, необходимо выяснить: что такое «ставить» или «поставить» проблему в пауке? Ответа на этот вопрос в логике науки мы не нашли.

Приведём собственные рассуждения по этому поводу. Ставить проблему в научной статье - это сформулировать, обозначить, зафиксировать, выдвинуть что-либо. Поскольку в постановочной статье автор только ставит проблему, то он именно её «закрепляет», «регистрирует» в науке и «сосредоточивает» читателя на ней, т.е. фиксирует. А поскольку научная статья - форма дискурса, то в ней автор не только формулирует, обозначает, сосредоточивает, но и предлагает для обсуждения, т.е. именно «выдвигает» положение для научно-образовательного сообщества.

Постановочная статья в педагогике должна в дискурсивной форме, логически полно и обоснованно отразить:

  •  что ставится (нерешённая в науке проблема, новое понятие);
  •  как ставится (однозначно или вариативно, в общем или конкретно);
  •  зачем ставится (для восполнения: в теоретическом плане определённого аспекта некоторого многоаспектного явления или его структурной оформленности; потребностей практики недостающими методами решения практических задач; недостающего теоретического объяснения имеющихся фактов и явлений; недостающего обоснования путей решения проблемы и др.)

Обобщение опыта научного дискурса в педагогике позволяет нам выделить ряд общих приёмов постановки проблемы:

  •  противопоставление (ставящейся проблемы другим известным);
  •  распространение имеющейся общей проблемы (в социуме, социологии и т.п.) на педагогическую действительность или экстраполяции психологических закономерностей, например на различные сферы образования: а) на исследуемый возраст или б) другие специфические условия или в) для других целей (с конкретным их указанием);
  •  расширение имеющейся (известной в науке) проблемы (с указанием, кем и когда была она впервые поставлена и чем расширяется);
  •  сужение имеющейся (известной в науке) проблемы (аналогично с указанием того, насколько и за счёт чего она сужается);
  •  сопряжение со смежной научной областью (психологией, философией образования, социологией), - с указанием границы сопряжения или пересечения с этой смежной областью (что общего и отличного содержит поставленная проблема по отношению к сопряжённой области).

Аналитические статьи имеют своей основной целью и содержанием анализ: 

  •  различных подходов к одному и тому же педагогическому явлению, объекту, процессу, системе;
  •  различных формулировок одного и того же понятия;
  •  исторической последовательности возникновения и развития определённой педагогической системы или явления;
  •  возникших (выявленных и обоснованных) противоречий: теоретических или практических;
  •  положительного или негативного опыта педагогической практики и другие.

Мы согласны с В.И. Загвязинским, Р. Атахановым в том, что «сила теоретического анализа - в возможности охвата мышлением, памятью и воображением одновременно огромного количества фактов, а также мысленного проникновения в их суть, вскрытия противоположных тенденций и движущих сил развития» (6; с. 134).

Анализ начинается с того, что' анализируется. Например: педагогический процесс, условия его наилучшего обеспечения, личностные качества педагога или учащегося, система организации (или управления). Анализ различных подходов к определённому педагогическому явлению (объекту, процессу, системе) выражается в сравнении их логико-педагогических оснований, смысловой сущности, выявлении общего и различного в них, объективных преимуществ и недостатков, формулировке авторской позиции по анализируемым вопросам. Характеристика каждого подхода предполагает отразить: его основную направленность (на что, на какие педагогические явления, предметы он направлен), характер (объяснительный, преобразующий и т.п.), диапазон действия (возрастные, временные, содержательные границы). Одной из потенциальных ошибок начинающих исследователей является сравнение подходов «про разное». Анализ различных формулировок одного и того же педагогического понятия предполагает выявление семантической структуры и содержания понятия, сравнение объёма понятий.

Анализ как научный метод, в свою очередь, бывает разным:

  •  макро- и микроанализ (по критерию масштабности охвата объектов);
  •  сопоставительный и системный (по критерию процедурности метода);
  •  ситуационный и общий (по критерию обобщённости результатов);
  •  поверхностный и сущностный (по критерию глубины анализируемых процессов, явлений).

Анализ как научный метод и как метод педагогического дискурса должен быть не поверхностным, а сущностным, т.е. раскрывать глубину анализируемых педагогических процессов, явлений и причины, их порождающие и т.п. Он должен вскрывать объективное содержание в деятельности участников социально-педагогического процесса.

Обобщающие статьи. Их основное содержание - получение в ходе дискурса обобщения рассматриваемых положений научной проблемы. Обобщение, как известно, - это выделение общего и различного в некоторых явлениях одной природы. Общее определяется на основе сравнения, которое может проводиться только для сравнимых положений (с выделением основания для сравнения). Рассматривая методологию этого вида научной статьи, необходимо остановиться на видах обобщения: эмпирических и теоретических, раскрывая их возможности применительно к педагогическим объектам.

Мы выделяем как возможные следующие эмпирические обобщения: 

  •  позитивного педагогического опыта (организационной, воспитательной, образовательной деятельности, создания и характеристики новых типов школ и т.п.);
  •  наблюдаемого в практике нового педагогического феномена (нового педагогического способа сотрудничества, новых форм контроля знаний, новой сферы образовательной практики и т.п.). Его необходимо описать и объяснить с позиций психологии и педагогики и «вписать» в существующую «канву» (структуру) соответствующего раздела педагогической науки;
  •  негативных педагогических явлений в социуме и образовательной практике.

Методологически важно: выделить и сформулировать эти явления (на основе примеров, случаев, фактов); охарактеризовать их(назвать само явление, обсудить причины его возникновения, описать его свойства, указать отнесённость к более широкому классу); проанализировать существующие и возможные последствия (негативные и позитивные), описываемых явлений;

  •  зависимостей, выявленных в педагогической практике (реальной или экспериментальной), при условиях их валидности и верифицируемоеTM (возможно статистическими методами); указания двух или нескольких сторон зависимостей (между чем и чем); их объяснения (что они дают, какие возможности открывают);
  •  закономерностей, тенденций, установленных на основе эмпирического материала (возможно социологическими, статистическими методами).

Теоретические обобщения могут быть разного уровня обобщённости (всеобщего, особенного, единичного) с непременным обращением к конкретному педагогическому событию, факту, явлению. По критерию того, что обобщается, правомерно выделить такие обобщения в научных педагогических статьях:

  •  понятийные (обобщения понятия на основе других имеющихся понятий);
  •  методологические (обобщения методов воспитания, обучения, социализации, мотивации и т.д.);
  •  результативные (обобщения известных результатов, полученных возможно другими учёными);
  •  классификационные (построение новой классификации имеющихся педагогических понятий, явлений, феноменов, фактов, принципов, - с выделением оснований классификации, обсуждением их отличий от таковых в имеющихся других классификациях);
  •  исторические (ретроанализ педагогических проблем в их историческом становлении и развитии). Такое обобщение предполагает характеристику: социально-политической и социально- экономической ситуации в стране в определённый исторический период; образовательной линии государства в целом и по конкретной педагогической проблеме; теоретических основ (основных идей, закономерностей, принципов) исследований учёных этого периода; образовательно-практических «находок» того времени (новаторского для того времени опыта), образовательно-педагогических структур, форм, методов, средств воспитания, обучения, развития; педагогического наследия одного учёного-педагога с обобщением разных сторон его практической педагогической деятельности и творческих идей (с авторской исследовательской интеграцией, обсуждением и объяснением).

Стиль статьи 

Рассмотрим возможное разделение статей по основанию дискурса. Для этого удачным ключом может стать способ его представленности в статье, стиль его изложения. Одно из распространённых пониманий стиля характеризует его как «совокупность приёмов, характерных черт, особенностей, свойственных какому-либо автору или какому-либо произведению» (10; с.558). Не стоит, на наш взгляд, игнорировать и буквальный перевод слова «стиль» (от греческого stylos) как «стержень для письма» (11; с.385). В рамках нашего методологического анализа статьи стиль относится к дискурсу и в наибольшей мере отвечает выделенным Е.В. Михайловой коммуникативным задачам, выражающим способ общения автора с читателем. «Главное свойство текста, - отмечает Е. Михайлова, - коммуникативный характер», текст является коммуникативной системой, информация которого предназначена для переноса, передачи.

Каким же способом общается автор статьи с читателем с помощью её текста? На какого читателя рассчитывает автор: начинающего исследователя, или педагога-практика, или широкую научную общественность (не только педагогическую), или зрелых учёных-профессионалов? Хотя каждая статья не имеет конкретного адресата, но сборник или другое научное педагогическое издание, в котором она публикуется, представляет определённую тематическую и читательскую направленность. Если автор статьи ориентируется на читательскую аудиторию педагогов-практиков или непрофессионалов, то он подбирает такой «стержень для письма», который будет доступен для чтения и интересен, увлекателен для освоения. Такой стиль называется научно-популярным. Если автор предполагает, что его читатели составляют широкую научную общественность, то он старается писать общенаучным языком, выстраивает обобщения и выводы более высокой абстракции, акцентирует внимание на вопросах, актуальных для широкой общественности, т.е. более публицистически. Наконец, если автор видит своим читателем учёного этой научной области (начинающего или зрелого), то «стержень» его письма фиксируется на острых проблемах, обнажает имеющиеся противоречия, усиливает столкновение разных научных мнений, позиций, т.е. педагогический дискурс проблематизируется и статья приобретает проблемный стиль. 

Рассматривая научно-популярный стиль дискурса в статье, необходимо согласиться с В.И. Загвязинским, Р. Атахановым в том, что «нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием живого опыта» (б; с.176). И ещё авторы дают совет: «Сохраняя строгость научного стиля, полезно...добиваться выразительности речевых средств (экспрессии)» (там же). Известно, что популяризация нередко выражается в упрощении научной терминологии, против чего справедливо возражает В.В. Краевский: «Необходимость популяризации научных результатов не отменяет научного изложения этих результатов, а предполагает его. Сама эта необходимость появляется, когда есть что популяризировать, т.е. уже есть научные «непопулярные» знания... Упрощение научной терминологии часто оказывается невозможным потому, что термин - как бы формула, за которой стоит многолетний путь научной работы, абстрагирования, открытий. Попытки «своими, простыми, всем понятными словами» заменить научный термин, как правило, несостоятельны...» (8; с. 114). Таким образом Научно-популярный стиль означает, что дискурс сохраняет научность, а популяризация идёт за счёт «восхождения» от абстрактного к конкретному, в том числе примеров реальной педагогической практики, выразительности речевых средств, ясности изложения, обращённости самого размышления к читателю.

Требования к статье 

Рассмотрев содержание разных видов статей и возможные стили, остановимся на общих логико-структурных требованиях к статье, её стилю и на наиболее типичных недостатках статей.

Среди требований к стилю статьи в методологии исследования выделяются такие, как: логичность, ясность, лаконичность, точность научной терминологии (5). Ф.А. Кузин обращает внимание исследователей на такие важнейшие требования к статьям, как: достоверность исходной информации; критичность при отборе фактов; доказательность цитируемого содержания и сопоставляемых точек зрения для объективной характеристики излагаемого явления; оптимальность числа используемых цитат (4; с.53).К перечисленным считаем необходимым добавить ещё ряд требований, усиливающих научную сущность, логическую структурированность и дискурсивность статьи:

  •  научность содержания и языка изложения;
  •  законченность, целостность раскрытия одного или нескольких вопросов;
  •  наличие размышлений и обсуждений;
  •  соответствие масштаба замысла и сделанных выводов;
  •  логичность и обоснованность;
  •  наличие выводов (кратких, ёмких смысловых положений);
  •  наличие ссылок.

Размышляя о сущности, характере, видах и стиле научных статей в педагогике, требованиях к ним, необходимо обсудить также встречающиеся типичные их недостатки, особенно характерные для аспирантов, начинающих учёных, выявленные и сформулированные нами в результате анализа большого числа статей. К ним мы относим:

  •  несоответствие содержания статьи своему названию;
  •  отсутствие «захода» (вступления) в статье, т.е. о чём в ней будет речь;
  •  несформулированность собственной идеи или новации;
  •  отсутствие выводов, изложения лаконичного содержания того главного, оригинального, что хотел донести как научную заявку автор читателю;
  •  расхождение между постановкой вопроса (или вопросов) и содержанием ответов совсем не на те вопросы или между постановкой вопроса и описанными результатами;
  •  логическое несоответствие между исходными положениями (логическими посылками) и выводами, т.е. сделанные выводы никак не вытекают из приводимой аргументации, основных существенных положений;
  •  в статье не даётся определения основного рабочего понятия (или оно логически некорректно), которым автор пользуется. Читателю остаётся лишь догадываться, что же имел ввиду автор, используя то или иное понятие;
  •  пропуск этапов объяснения имеющихся недостатков рассматриваемого феномена и обоснования «своего», авторского видения путей решения проблемы, которое появляется в таком случае как данность, неясно зачем;
  •  недостаточная целевая направленность статьи, в результате чего она содержит рассуждения «о том, о сём, обо всём»;
  •  наличие детального обсуждения общеизвестных положений, своего рода «научная жвачка»;
  •  компилятивность вместо анализа источников научной информации, нередко выражающаяся в разнообразном и многоименном «цитатнике»;
  •  пропуск существа опытно-экспериментальной работы, результаты которой анализируются в статье. В этом случае читателю остаётся неясным, за счёт чего получены обсуждаемые результаты; и другие.

Завершая наш методологический дискурс о научной статье в педагогике, обратим внимание на то, что она является первораскрывающим, развёрнутым, научным текстом, существенным и оригинальным по содержанию, законченным и упорядоченным. Отражает авторское содержание (или авторскую интерпретацию) определённой научной проблемы и способов её решения в форме дискурса. В статье реализуются непосредственные цели и функции науки: производство и систематизация знаний, описание, объяснение и обоснование процессов и явлений действительности, в данном контексте - педагогической. В статье отражается диалог мнений в форме размышления, рассуждения: дискурса, который предстаёт как обращённость к читателю не с готовым знанием, а с обоснованием, логичным доказательством, обсуждением, рассуждением, приглашением к разговору и осмыслению темы. 

В этой статье обоснована и обсуждена попытка классификации научных статей в педагогике по основаниям проблемы и дискурса. Их многообразие представлено двумя видами: теоретическими и прикладными. В составе теоретических выделены: постановочные, аналитические, обобщающие, концептуальные. Прикладные представлены экспериментальными и инструментальными. По способу дискурса в статье охарактеризованы ее научно - популярный, публицистический, проблемный стили. Предложены для обсуждения наши размышления о требованиях к научным статьям в педагогике и типичных их недостатках.

Классификация статей, как и любая классификация, в определённой мере условна. В частности, возможны «мешанные» по содержанию и стилю статьи: постановочно-аналитические, аналитико-обобщающие, проблемно-публицистические и др. Вместе с тем методологическая рефлексия понятия статьи, её видов, требований к ней, позволяет обратить внимание научного сообщества и, в первую очередь молодых учёных, к проблеме методологии этого важного, первичного жанра научной литературы. Рассмотренные вопросы отражают возможные ориентации педагогического дискурса в статье. Мы стремились показать читателю, что сама статья о статье является скорее аналитической (хотя в ней есть элементы постановки проблемы и обобщающий материал), она построена в форме дискурса проблемного стиля. 

Литература: 

1.Рождественский Ю.В. Теория риторики. Учебное пособие. 4-е изд. (испр.). М.: Флинта, 2006. 612 с.

2.Михайлова Е.В. Интертекстуальность в научном дискурсе (на примере статей). Автореф.дисс... канд.филол.наук. Волгоград, 1999.

3.Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т.2.

4.Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени. М.: «Ось-89», 1997.

5.Энциклопедия профессионального образования. В 3-хтомах. М.: Изд-во ассоциации «Профессиональное образование». 1999. Т.2.

6.Загеязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.

7.Бережного Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2005.

8.Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара,1994.

9.Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М.,1982.

10.Словарь синонимов. Справочное пособие. М.,1975.

11.Психология. Словарь./ Изд-е 2-е, исправл. и дополн./ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.,1990.


Памятка аспиранту и соискателю о написании научной статьи

12.03.2009

При написании статьи постоянно помните, что Ваша статья одновременно является одной из форм научно-педагогической и литературной продукции. Приступая к написанию статьи определите ее название и проследите. чтобы содержание статьи полностью соответствовало названию. Статья должна иметь ясно выраженную целевую направленность и быть четко структурированной, иметь вступление, быть законченной и содержать выводы.

В статье должна быть отражена не только Ваша авторская позиция по отношению к рассматриваемой в статье проблеме, но и дан критический анализ имеющихся других точек зрения.

При анализе других точек зрения и мнений необходимо раскрыть их глубину и отличие и, по возможности, преподнести как диалог мнений в форме размышления, рассуждения.

Текст статьи должен быть логичным, достоверным, язык доступным, достаточно лаконичным.

Ваша авторская позиция должна базироваться на достоверной научной информации и быть аргументированной.

Стиль статьи зависит от ее характера, является ли статья чисто теоритической или носит носит прикладной характер.

профессор, к.п.н. Соловцова Э.И.


http://nileo.grsu.by/index.php?option=com_content&task=view&id=384&Itemid=143

Как написать научную статью?

Советы начинающему автору

Кива ДЖУРИНСКИЙ, к. т. н.

Этому вопросу посвящено немало книг и статей, поэтому автор не стремился «изобретать велосипед», а только хотел, используя свой многолетний опыт, помочь исследователю в работе над научной статьей.

Виды статей

В современных журналах можно встретить следующие виды публикаций:

1. Статьи, посвященные экспериментальным исследованиям и описанию производственного опыта. В них рассматриваются методы и результаты исследований, и дается их физическое объяснение.

2. Обзорные статьи по тем или иным технологическим процессам, компонентам, оборудованию. Эти статьи часто выполняют функцию справочных материалов для технологов и разработчиков.

3. Статьи, рекламирующие продукцию каких-либо фирм.

4. Краткие сообщения, письма в редакцию.

5. Научно-популярные статьи.

 

Все последующие рассуждения относятся только к первым двум видам статей.

Когда писать статью?

Естественный ответ на этот вопрос: тогда, когда автором получены новые результаты, представляющие интерес для научной общественности. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области. Публикуя статью, автор преследует две основные цели:

1. Завершить этап выполняемых им исследований и «застолбить» свой приоритет.

2. Продемонстрировать свою компетентность и квалификацию в рассматриваемой области, получить признание научной общественности.

 

Прежде чем приступить к написанию статьи автор должен ответить на два вопроса:

1. Не являются ли полученные им результаты предметом изобретения? Возможно, что автору следует вместо статьи поработать над оформлением заявки на изобретение.

2. Нет ли в полученных результатах элементов секретности? Публикация статьи с такими элементами в открытой печати невозможна.

Общий план построения статьи

Трудно добиться цельности и ясности изложения, если автор не продумает общий план построения статьи. Автор, подобно ар хитектору, проектирующему здание, должен детально разработать такой план. Без этого получается, что автор думает не до того, как начать писать, а в то время, когда пишет. Такое неорганизованное писание без четкого плана ему могут и не простить.

Название статьи

Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно отражать содержание статьи и в то же время быть привлекательным, броским. Это особенно важно сейчас — в связи с огромным потоком информации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной. Вот классический пример неудачного названия: А. С. Попов свое первое сообщение об открытии способа радиосвязи назвал «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Правильнее было бы сказать: о передаче сообщений без проводов [1].

В то же время за внешне красивым названием можно не увидеть, о чем же эта статья. Примеры: «Использование ADXRS150/ADXRS300 в режиме постоянной самопроверки» (журнал «Электронные компоненты», № 11 `2005, с. 91), «БМК компании UnicquelCs. Экономическая целесообразность и технические характеристики» («Электроника: НТБ», № 6 `2005, с. 66), «IPC@CHIP, или Маленькие ядра для большой артиллерии-2» («Компоненты и технологии», № 6 `2005, с. 178). Такие названия понятны только специалистам узкого профиля.

Составные части статьи

Статья состоит из аннотации, вводной части (введения), основной части (методики исследования, полученных результатов и их физического объяснения), выводов (заключения) и списка литературы (литература).

Аннотация

Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление о хорошей статье. В одном из уже упомянутых журналов помещена интересная и полезная статья «Бесконтактные оптические выключатели». В ней подробно рассмотрены конструкции и принципы действия выключателей разных типов. А вот аннотация этой статьи: «На современном технологическом оборудовании широко используются выключатели, предназначенные для контроля взаимного положения механизмов и деталей. Наибольшее расстояние срабатывания на объект имеют оптические выключатели». Согласитесь, вряд ли это можно назвать ан-нотацией.

Введение

В последнее время этот раздел статьи авторы нередко опускают и сразу же переходят к изложению полученных результатов. Вряд ли это оправданно. Читателю хочется понять, в чем состояла необходимость постановки работы, и какое место она занимает среди аналогичных отечественных и зарубежных разработок.

Во введении наиболее уместен обзор найденных автором литературных источников (статей, патентов, отчетов, информации из Интернета). Что бы полезного ни сделал автор, у его исследований всегда есть предшественники. Поэтому необходимо найти следы этих предшественников и критически проанализировать их работы. Ведь нередко незнание этих материалов приводит к неоправданным затратам средств, времени и сил. Добросовестный автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие правильность его выводов, но и работы, их опровергающие. Отношение к работам предшественников должно быть уважительным: ведь автор может позволить себе их критику, а они не имеют возможности возразить в ответ.

Основная часть

От самостоятельного исследователя требуется умение:

1. Выбрать задачу для исследования.

2. Пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства.

3. Разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование [1].

В статье, посвященной экспериментальным исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмысленной тратой времени.

Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их физическое объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Еще Кант заявлял, что во всяком знании столько истины, сколько математики. Однако применение математики для объяснения полученных результатов должно быть минимально необходимым. Нередко авторы вводят в статьи значительные дозы математических формул и думают, что этим придают своей работе научную солидность. Они пользуются математикой, как некоей приправой, добавляемой для аромата и остроты. Часто громоздкие математические формулы только затуманивают понимание физической сущности. Нелишне вспомнить, что многие основные физические закономерности предельно просты: F = ma, E = mc 2 и т. д.

Большинство авторов избегают упоминать об экспериментах с отрицательным результатом. Между тем, такие эксперименты, особенно в области технологии, иногда поучительнее экспериментов с положительным исходом. Технология — это наука, в которой, в отличие от математики, бывает так, что минус плюс минус дают плюс. Например, технологический процесс имеет два существенных недостатка, но, тем не менее, обеспечивает необходимое качество продукции. Если устранить только один недостаток, то, как правило, процесс даст сбой и возникнет брак в производстве.

В статье о каком-либо технологическом процессе автору следует рассмотреть виды брака и методы его устранения. Технолог вы-растает в специалиста высокой квалификации, если он исследует причины возникновения брака в производстве и разрабатывает методы его устранения.

Выводы

Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация — что сделано. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. К каждому из них автор мог бы добавить слова «Я утверждаю, что…».

Литература

Важно правильно оформить ссылку на источник в списке литературы. Разные издательства предъявляют неодинаковые требования к его оформлению. Но в любом случае следует указать фамилии авторов, журнал, год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся читатель должен иметь возможность найти указанный литературный источник. Бывают случаи, когда по указанному адресу источник не удается обнаружить. Столкнувшись с этим, теряешь доверие и к автору, и к его работе.

Изложение материала статьи

Необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья. Автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показать авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи широким использованием Интернета. Некоторые авторы напоминают «юных натуралистов»: наловили сачком бабочек, наклеили их на лист картона, а что с ними делать дальше — не знают. Поэтому необходимы анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам.

Главным в изложении, как отмечал еще А. С. Пушкин, являются точность и краткость. «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» (Н. А. Некрасов). Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими.

Терминология

Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:

• употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;

• не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;

• не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении [1].

Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки. Придумывать новые термины следует лишь в тех случаях, когда речь идет о новых, ранее неизвестных явлениях. Так, как в свое время это сделал М. В. Ломоносов, введя в русский лексикон термины «кислота», «маятник», «преломление» и ряд других.

Язык изложения

По нашему мнению, научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы от не от-носящихся к таковым. Автор этого материала до сих пор помнит, как его научный руководитель обводил карандашом некоторые страницы его диссертационной работы и делал пометку «скучно». Только со временем стала понятна справедливость этого требования.

Многие серьезные научные труды написаны так интересно, что читаются, как хороший детективный роман. Например, книга известного голландского физика Де Бура «Динамический характер адсорбции» выдержана в строгом научном тоне, содержит необходимый математический аппарат. При этом, описывая взаимодействие потока молекул с поверхностью твердого тела, Де Бур сравнил этот поток с роем пчел, что позволяет наглядно представить себе сложнейший процесс адсорбции.

Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова: «в целях» вместо «для», «редакция просит читателей присылать свои замечания» (слово «свои» — лишнее), «весь технологический процесс в целом» и т. д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины. Примеры: «это свойство материала вызвано определенным изменением его внутреннего строения» (то есть каким-то изменением, а значит, неопределенным), «технология напыления усовершенствована некоторым известным способом».

Следует также избегать ненужной возвратной формы глаголов. Ее нужно применять, только когда речь идет о самопроизвольно протекающих процессах. Например, нужно сказать: «применяют метод вакуумного напыления», а не «применяется метод вакуумного напыления». Это позволяет различать «деталь нагревается» от «деталь нагревают», что устраняет неясности.

Внимание опытного читателя отвлекают всякие неправильности. Известно [1], что Л. Н. Толстому не простили фразу: «Он об-локотил на руку свою голову». Часто пишут, не замечая шероховатости, «См. надпись под рисунком». Зачем писать: «Нанесение паяльной пасты производят путем метода трафаретной печати», если проще: «Паяльную пасту наносят трафаретной печатью». Или: «Окончательную отделку платы производят путем лакирования». Ведь смысл этой фразы — «плату лакируют».

В то же время, в технической литературе вполне уместны слова-вставки: «действительно», «конечно», «в самом деле», «с другой стороны» и т. д., используемые для логических переходов в тексте. Такие слова, хотя и не украшают текст, но являются «дорожными знаками», предупреждающими о поворотах мысли автора [1]. Особенно полезно применение этих слов в математическом тексте для показа логических связей.

Автор технической статьи должен работать над текстом до тех пор, пока не устранит все неясности (это не поэзия, в которой допустим «тайный» смысл стихов). Когда автор пишет: «Пленку меди на подложку наносят термическим и катодным напылением», то неясно, применяют оба вида напыления одновременно или какой-то из них. Иногда в аннотациях статей встречается фраза «цель настоящей статьи дать читателю минимум сведений по изучаемому вопросу» [1]. Она имеет ложный смысл: ведь не хотел же автор дать читателю поменьше сведений.

Большое значение имеет интуиция автора. Так, если при повторном чтении написанной статьи, у него возникает какое-то неудобство от фразы, то можно использовать следующий прием. Представьте, что этой фразы нет. Изменилось ли при этом что-нибудь в статье: потерялась логика изложения, пропал смысл? Если нет, смело вычеркивайте эту фразу, какой бы красивой она не была.

Как писать?

Любой автор, опубликовавший два десятка статей, достигает определенного уровня в изложении мыслей. Для него достаточно двух-трех переделок первоначально написанной статьи. Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл. Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.

Многие авторы придерживаются следующего способа написания научной статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении. Даже классики — Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Г. Флобер и многие другие — трудно и мучительно работали над текстом.

Общение с редактором

Исследование только тогда можно считать законченным, когда оно лежит перед автором в напечатанном виде. Даже когда статья написана и отдана в издательство, работа автора еще не закончена: еще предстоит общение с редактором. Слово «редактор» ведет начало от латинского redactus (приводить в порядок) [1]. Однако автор не должен уповать на то, что редактор устранит беспорядок в рукописи. Редактор вообще не обязан выполнять какие-то дополнительные функции, от которых свободен автор. Редактор лишь должен проследить, как автор справился со своими функциями, обратить его внимание на оставшиеся незамеченными недостатки и помочь их исправить.

Надо понимать, что редактор, как правило, не является специалистом в данной области в той же степени, что и автор. Поэтому редактор может потребовать у автора разъяснений, более точных формулировок, устранения неясностей. Нередки случаи, когда редактор в стремлении улучшить статью вносит в нее такие свои соображения, которые искажают смысл работы. Поэтому надо внимательно отнестись к редакторским правкам. Самые большие споры возникают, когда редактор предлагает автору сократить объем статьи, убрать все второстепенное. В большинстве случаев редактор прав: от сокращений статья только выигрывает.

Но как бы ни проводилось редактирование, только автор отвечает за свой материал.

Заключение

Хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной работы. Поэтому, наряду с совершенствованием в исследовательской работе, необходимо постоянно учиться писать статьи. Подведем итог. Так как же работать над статьей?

1. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати.

2. Составьте подробный план построения статьи.

3. Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанализируйте ее.

4. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.

5. Поработайте над названием статьи.

6. В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.

7. Составьте список литературы.

8. Сделайте выводы.

9. Напишите аннотацию.

10. Проведите авторское редактирование. Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.

11. Отправьте статью в редакцию. Прислушайтесь к редакторским замечаниям, но не допустите искажения статьи при редактировании.

 

Эти рекомендации — не догма, а только информация к размышлению!

Литература

1. Регирер Е. И. Развитие способностей исследователя. М.: Наука. 1969.

Подготавливаем научную статью к публикации…

В данной статье изложены проблемы и вопросы, связанные с процессом подготовки научных статей к публикации. Почему нужно публиковаться в ВАК-журналах? Как написать ВАК-статью, чтобы ее опубликовали? Как вести переговоры с редакцией ВАК-журнала? Об этом и многом другом Вы узнаете, прочитав статью…

«Как написать научную статью?» – примерно такие многочисленные заголовки и многочисленные советы можно обнаружить в этих самых интернетах от корифеев всех наук и прочей околонаучной публики. Однако для большинства соискателей степени кандидата наук все эти рекомендации «как написать свою первую статью» и прочие опусы многочисленных графоманов от науки все равно как для начинающего предпринимателя опусы пейсателей-нищебродов «как заработать свой первый миллион».

Итак, почему же соискателю необходимо подготовить именно ВАК-статью? А все потому, что согласно пункту 11 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» «Результаты кандидатской диссертации должны быть опубликованы хотя бы в одном [выделено мною] ведущем рецензируемом журнале или издании. Перечень указанных журналов и изданий определяется Высшей аттестационной комиссией». Однако практика требований диссертационных советов такова, что от соискателя ученой степени кандидата наук требуют не одну, а две или три ВАК-статьи. Такие дела.

Более того, статьи, опубликованные в научных рецензируемых журналах, но не из «списка ВАК», приносят мало профита соискателю. Хотя все эти публикации в научные журналах не из «списка ВАК» соответствуют требования того же пункта 11 «Положения» о том, что «Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях». А разгадка в том, что если у соискателя уже есть две или три ВАК-статьи, и есть 2-3 доклада, опубликованных в сборниках материалов всероссийских или международных конференций (а эти доклады, даже если они заочные, необходимы для апробации результатов диссертационного исследования), то ему для полного счастья (то бишь, выхода на защиту) этого вполне и достаточного. То есть, статьи в научных журналах не из «списка ВАК» являются преимуществом для соискателя, но не столь значимым, как ВАК-статья. Так-то. Впрочем, у каждого председателя диссертационного совета или ученого секретаря того же совета может быть свое «скромное, личное» мнение насчет необходимого количества научных публикаций у соискателя и это тоже нужно учитывать.

Итак, с чего же простые и немудрящие аспиранты и соискатели начинают написание статьи? Для начала следует определить саму стратегию подготовки статьи. Можно выделить две такие основные  стратегии: «написание исследовательских статей» и «лепка (лепнина) статей» из «кирпича».

Если руководствоваться стратегией постепенного написания исследовательских статей, то каждая статья изначально подготавливается к публикации как завершенное исследование специфической научной проблемы или как оригинальное решение какой-либо теоретической/научно-практической задачи в какой-либо отрасли знаний. В статье излагаются полученные принципиально новые результаты, которые могут представлять интерес для определенного научного сообщества. Это могут быть результаты экспериментальных разработок, обобщение научно-исследовательского опыта, а также аналитический обзор информации и источников по изучаемой проблематике.

В данном случае, как правило, статья изначально пишется под конкретный журнал, а работа над статьей планируется как самостоятельное исследование на срок от недели до нескольких месяцев, результаты которого будут включены в текст диссертационной работы. Таким образом, если следовать данному подходу, то предполагается, что текст будущей диссертации будет состоять из нескольких исследовательских статей, существенно расширенных, и дополненных. И, в данном случае, соискателю придется существенно переработать опубликованные статьи, так чтобы в тексте диссертации не было видны стилистические различия между главами, а сама диссертации была завершенной, логически непротиворечивой и целостной, комплексной научной работой (то есть, «иметь внутреннее единство» согласно пункту 9 «Положения»).

Однако большинство соискателей просто не в силах заниматься работой над исследовательскими статьями и поэтому банально «ваяют кирпич», собирая и обрабатывая доступную им литературу. То есть на протяжении полугода аспиранты и соискатели собирают, анализируют и перерабатывают найденные источники и литературу, затем составляют «рыбу» текста или отдельных глав диссертации и лишь затем приступают к корректировке и стилистической обработке текста. И только тогда «вырезают» из текста наиболее «сочные» отрывки и публикуют их в научных журналах из списка ВАК.

Как говорится, оба способа подготовки научных статей хороши, остается только подготовить текст к публикации, чтобы ее гарантированно приняли к печати в солидном ВАК-журнале. Для начала необходимо придумать оригинальное название статьи. Однако, зачастую выбрать привлекательный и концептуально верный заголовок для статьи весьма непросто. Поэтому для начала достаточно записать «рабочее» название статьи или «концепцию» заголовка, которые раскрываются в статье и отражают направление исследования. Впоследствии, во время работы над статьей (если следовать первой стратегии) или редактирования готового текста диссертации под требования конкретного журнала (если следовать второй стратегии), следует поразмыслить, отражает ли заголовок статьи ее содержание и удалось ли избежать «шаблонных фраз», противоречий и двусмысленности в заголовке. Кроме того, необходимо указать аннотацию (краткое содержание статьи), в которой отражается концепция (основная идея) статьи и несколько ключевых слов, которые отражают суть идеи статьи, а также помогут точнее и лаконичнее представить материал статьи. При этом следует учесть, что именно по ключевым словам статья впоследствии будет индексироваться в поисковых системах.

Во многих редакциях научно-технических журналов введено обязательное индексирование всех публикаций по Универсальной десятичной классификации (УДК). Поэтому в начале статьи рекомендуется указать классификатор УДК. Консультацию по индексированию можно получить на форуме «Консультации по индексированию – УДК Консорциум – Россия». Некоторые редакторы также просят указать для статьи код Рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ).

К сожалению, нудно и подробно объяснять, как должна быть построена научная статья – занятие явно безблагодатное. Ибо, чтобы написать или составить из готового текста статью, необходимо прочесть, как минимум, несколько статей по схожей тематике и проблематике исследования. Более того, методики написания статей существенно отличаются друг от друга в различных научных дисциплинах. Все же, текст «сферической научной статьи в вакууме» состоит из вводной части в проблематику исследования, анализа источников и литературы по тематике исследования, формулировки гипотезы исследования, описания методики исследования, конкретизации полученных результатов исследования и их объяснения, резюмирования выводов и заключения, а также списка источников и литературы, в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 690:1987 («Документация. Библиографические ссылки. Содержание, форма и структура»), ГОСТа 2.105-95 («Общие требования к текстовым документам»), ГОСТа 7.89-2005 («Оригиналы текстовые авторские и издательские») и ГОСТа Р 7.0.5-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»). После завершения работы над составлением статьи, необходимо проверить ее орфографию и стилистику, избегая при этом просторечья и «канцеляризмов».

Итак, статья готова. Далее предстоят переговоры с редакцией ВАК-журнала. Для начала необходимо выбрать журналы, отвечающие профилю Вашей статьи. Примечательно, что в новом Перечне ВАК у журналов отсутствует специальность. Однако, как утверждает доктор О.Я.Кравец, «все научные периодические издания включенные в новую редакцию Перечня, рекомендованы для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по профилю [выделено мною] научного периодического издания». Несмотря на декларативные заявления редакций ВАК-журналов о бесплатности публикаций для аспирантов, если Вам нужно срочно, быстро и решительно опубликовать статью, имеет смысл в сопроводительное электронное письмо включить следующую фразу: «на каких условиях Вы готовы опубликовать статью? Готов/a оплатить стоимость публикации или приобрети подписку на издание». Впрочем, некоторые редакторы очень любят, когда им звонят, а на электронные письма не отвечают из принципа. Редакторы многих ВАК-журналов требуют от  автора-соискателя рекомендацию научного руководителя на публикацию статьи и даже внешнюю рецензию от доктора наук по профилю публикации. Для этого следует заранее заготовить «рыбы» рекомендации и рецензии, а не утруждать занятых людей прочтением «опуса». Большинство хороших, годных и оплаченных статей принимаются к публикации сразу или после небольших корректировок редактором. Ну вот, примерно так аспиранты и соискатели  влезают в «большую науку»…

http://www.jurnal.org/articles/2011/ped28.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33109. Элементы учетной политики 27 KB
  Анализ учетной политики позволяет определить следующие элементы учета: принятые в организации способы организации и ведения учета; соответствие принятых в организации приемов ведения учета действующей методологии; принятые в организации способы амортизации основных средств нематериальных активов; способы оценки производственных запасов товаров незавершенного производства; методы учета стоимости материальных затрат при списании в производство; способы учета завершенных и не сданных заказчику объемов работ; возможность и способы создания...
33110. Этапы развития систем автоматизации 25.5 KB
  Сегодня мы анализируем уже третье поколение российских автоматизированных бухгалтерских систем. Этот период характеризовался массовым ввозом в нашу страну персональных компьютеров что в значительной степени обусловило выбор последних в качестве основной аппаратной платформы для бухгалтерских разработок. Энтузиастоводиночек и временные трудовые коллективы сменили профессиональные группы специалистов объединившихся в собственные компании которые хотели получать прибыль с продаваемого тиража бухгалтерских программ.
33111. Этическое регулирование деятельности проф.бухгалтеров в России 33 KB
  Инвесторы кредиторы работодатели правительство и население в целом полагаются на профессиональных бухгалтеров в плане достоверного и полного финансового учета и отчетности эффективного финансового управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам. Подход и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияют на экономическое благосостояние всей станы. Профессиональные бухгалтеры смогут оставаться в таком привилегированном положении только в том случае если они попрежнему будут...
33112. Федеральные правила аудиторской деятельности 28.5 KB
  Список заканчивается номером 34 но шестой тринадцатый четырнадцатый и пятнадцатый стандарты утратили силу Правило стандарт N 1. Цель и основные принципы аудита Правило стандарт N 2. Документирование аудита Правило стандарт N 3. Планирование аудита Правило стандарт N 4.
33113. Федеральный закон О бухгалтерском учете 30.5 KB
  Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Заключительные положения Основные моменты: Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций их обязательства и хозяйственные операции осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Ответственность за организацию...
33114. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 35 KB
  2008 N 307ФЗ Статья 1. Аудиторская деятельность Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты которые регулируют аудиторскую деятельность Статья 3. Аудиторская организация Статья 4.
33115. Финансовая система РФ и ее структура 90 KB
  первым классификационным признаком в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части является роль субъекта в общественном воспроизводстве в соответствии с чем все финансовые отношения подразделяются на две большие группы называемые сферами финансовой системы финансы субъектов хозяйствования а также государственные и муниципальные финансы. Финансы субъектов хозяйствования при всем своем многообразии обеспечивают процесс производства товаров и оказания услуг постоянного восполнения...
33116. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики государства 35.5 KB
  Однако такой механизм верен только частично так как не учитывает все возможности финансового регулирования. Функции финансов реализуются через финансовый механизм представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств методы финансового планирования формы управления финансами и финансовой системой финансовое законодательство.
33117. Куріння та алкоголь 46.8 KB
  Куріння є соціальною проблемою суспільства, як для його кращий, так і для некурящої частини. Для першої - проблемою є кинути палити, для другої - уникнути впливу кращого суспільства...