15742

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИТОРНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

использование Аудиторной системы обратной связи в лекционной работе преподавателя Стариченко Б.Е. д.п.н. профессор УрГПУ Егоров А.Н. аспирант УрГПУ Аннотация Статья посвящена изучению дидактических возможностей аудиторных систем обратной связи АСОС и услов...

Русский

2013-06-17

86 KB

2 чел.

использование Аудиторной системы обратной связи
в лекционной работе преподавателя

Стариченко Б.Е., д.п.н., профессор УрГПУ

Егоров А.Н., аспирант УрГПУ

Аннотация

Статья посвящена изучению дидактических возможностей аудиторных систем обратной связи (АСОС) и условий их эффективного применения в лекционной работе преподавателя. Рассматриваются некоторые технологические аспекты АСОС. Обсуждаются модели применения АСОС на лекциях. Выделяются три группы дидактических функций АСОС – мотивационная, активирующая и управленческая. Приводятся условия эффективного применения АСОС преподавателем, выявленные на основании опыта.

Ключевые слова: педагогическая обратная связь, аудиторная система обратной связи, управление обучением, современная лекция.

проблема исследования

Корректное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании позволяет решить две важнейшие дидактические задачи: индивидуализация обучения и активизация учебной деятельности учащихся. Необходимость и значимость этих задач были декларированы давно, однако, реальные возможности их решения в рамках традиционной (без применения средств ИКТ) схемы организации учебного процесса отсутствовали. Основной причиной, как показано в работе Б.Е. Стариченко, является принципиальная невозможность со стороны одного преподавателя организовать информационный обмен со многими обучаемыми по объему и оперативности необходимый для активной учебной деятельности [2, с. 106-110]. Применяемые в настоящее время в практике вузов электронные библиотеки, системы дистанционного обучения, сайты учебных дисциплин, системы компьютерного контроля и пр. обеспечивают обучаемому эффективный доступ к разнообразным и заведомо избыточным по содержанию информационным ресурсам, позволяя построить индивидуальную учебную траекторию. Наличие и доступность подобных развитых ресурсов оказывается также условием активизации учебной деятельности, повышения познавательной самостоятельности, смещением акцентов в построении образовательного процесса на самостоятельную работу студентов.

В качестве другого условия активизации учебной деятельности выступает наличие обратной связи между обучаемыми и преподавателем, что соответствует общей теории управления системами. В работах многих авторов (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, А.А. Братко, Д.И. Дубровский, Е.И. Машбиц, Б.Е. Стариченко и др.), рассматривавших информационные аспекты процесса обучения, отмечается высокая дидактическая значимость обратной связи между обучаемыми и преподавателем. Именно на основании информации, поступающей по каналу обратной связи, преподаватель имеет возможность управлять ходом получения и усвоения учебной информации [2].

В теории управления определены требования к информации, поступающей по каналам обратной связи: полнота, достоверность, оперативность. Применяемые в настоящее время средства ИКТ позволяют обеспечить выполнение всех перечисленных условий. Как показано в работах [4, 5], правильная организация информационных образовательных ресурсов и использование современных средств коммуникации (в первую очередь, сетевой) позволяет не только улучшить информационное обеспечение и управление учебным процессом в рамках традиционных для вуза форм организации учебного процесса, но и порождает принципиально новые ее формы: дистанционные лекции, семинары-форумы, дистанционные консультации, форумы дисциплин, средства дистанционного контроля и самоконтроля, создание и использование wiki-ресурсов [5]. Применение перечисленных средств в системе позволяет заметно изменить содержание и организацию аудиторных учебных занятий практического характера (лабораторные работы, семинары, практики, контроль) и, особенно, самостоятельной учебной деятельности.

Вместе с тем, следует отметить, что до настоящего времени остаются не решенными педагогические и методические проблемы, связанные с применением средств ИКТ на аудиторных лекционных занятиях. Как правило, использование современных технологий на лекциях сводится к компьютерным презентациям. Имеется немало работ, в которых обосновываются требования к подобным презентациям и формулируются рекомендации по их применению [1, 3]. Однако если лектор активно использует подобные презентации, а исчерпывающий конспект его лекций (или пособие) доступен студенту на сайте дисциплины, закономерно возникают вопросы: как должна быть построена современная лекция? какие учебные задачи должны ставиться и решаться на ней? Отпадает необходимость конспектирования материала, что, с одной стороны, высвобождает учебное время, а с другой, ведет к необходимости применения активных форм работы лектора с аудиторией. Последнее, как указывалось выше, невозможно без организации обратной связи лектора с аудиторией. Безусловно, при небольшой наполняемости аудитории (20-30 чел.) возможно проведение лекции в форме дискуссии, в которую умелый лектор сможет вовлечь всех. В большой же аудитории (50-300 чел.) подобная форма оказывается неприемлемой, поскольку лектор теряет возможность отследить активность каждого слушателя.

Наличие обратной связи с аудиторией позволяет преподавателю по ходу лекции выявлять и оценивать усвоение материала слушателями и при необходимости корректировать изложение. Обычно лектор устанавливает такую связь через вопросы, обращенные к аудитории: «Понятно ли?», «Какие есть вопросы?» и т.п. Однако вербальный опрос аудитории, при котором слушатели должны давать ответы публично, как правило, не отражает истинного понимания и усвоения материала, что обусловлено психологическими особенностями поведения индивидуума в большой группе.

В связи со сказанным представляется актуальным изучение возможностей использования на лекциях технических средств, которые могли бы обеспечить преподавателю оперативную обратную связь с большой аудиторией в режиме реального времени. Проблема включает множество аспектов: технологический (какие технические средства необходимы?), содержательный (в чем особенности представления и изложения материала?), организационный (как организовать деятельность слушателей?), аналитический (каким должно быть содержание информации в контуре обратной связи и какие выводы на ее основе может делать преподаватель по ходу лекции?) - очевидно, данный перечень может быть продолжен. Любой из перечисленных аспектов проблемы может быть принят в качестве первичного (исходного) – им будет определяться решение остальных. В нашем исследовании мы исходили из технологических возможностей аудиторной системы обратной связи (АСОС). Подобные системы достаточно активно применяются в учебных заведениях США, однако, опыт их использования в вузах России гораздо скромнее. Можно ожидать, что решение перечисленных выше задач позволит принципиально изменить технологию проведения лекций, сделать ее адекватной требованиям современного образования. Этим обусловливается актуальность нашего исследования, посвященного в публикуемой его части обсуждению технологической стороны и некоторых педагогических подходов применения АСОС.

технические аспекты АСОС

Предшественниками систем обеспечения обратной связи в учебных аудиториях можно считать электронные системы опроса, которые появились в середине 20 века. Они представляли собой громоздкие, стационарные проводные системы, использовавшиеся, в основном, для текущего или итогового тестового контроля. В 70-80-е годы прошлого столетия подобные системы существовали во многих учебных заведениях.

По мере внедрения в вузы персональных компьютеров, электронные системы опроса были заменены системами компьютерного контроля, которые предоставляли преподавателю значительно более широкие дидактические возможности при формировании содержания задания, автоматизации процедуры опроса и оценивания. Системы компьютерного контроля продолжают успешно эксплуатироваться и в настоящее время, но они не предусматривают их использования на лекциях при большом количестве слушателей.

Первые беспроводные устройства, которые можно было применять в больших аудиториях, дистанционно связанные с персональным компьютером, появились в США в 90-х годах прошлого века. Они получили название response system (или distant response system), что можно было бы перевести как (дистанционные) системы опроса – это соответствует той задаче, которую, по мнению разработчиков, были призваны решать подобные системы – оперативный опрос аудитории с практически мгновенной обработкой и представлением преподавателю или всем слушателям результатов опроса. Эти системы применялись, в первую очередь, при проведении различных голосований. В конце 90-х годов началось внедрение систем опроса в сферу образования.

С тех пор набор устройств, обеспечивающих дистанционный параллельный опрос слушателей и обработку результатов опроса, принципиально не изменялся: система состоит из персональных беспроводных пультов, приемника сигнала и аппаратно-программного комплекса, развернутого на персональном компьютере. В последние годы персональным компьютером в комплексе является ноутбук, что обеспечивает переносимость всей системы (мобильность по отношению к аудитории).

Беспроводной пульт представляет собой устройство с одной или несколькими кнопками для регистрации ответа учащегося и передачи сигнала на приемник, связанный с компьютером. В англоязычной литературе такие устройства получили неофициальное название “clicker – термин не имеет адекватного русского перевода и поэтому нами используется русскоязычная транскрипция оригинала – «кликер». Не так давно появились «кликеры» с жидкокристаллическим экраном и независимой памятью, которые позволяют не только передавать ответы в виде цифробуквенных выражений, но и хранить их в памяти для последующего использования.

Прием и передача осуществляется с помощью инфракрасной или радиочастотной связи. Системы, базирующиеся на инфракрасной связи, требуют наличия прямой видимости между приемником и передатчиком, а также имеют проблемы с регистрацией большого числа одномоментных сигналов с передатчиков, поэтому, на наш взгляд, плохо подходят для больших лекционных аудиторий. С точки зрения качества приемо-передачи предпочтение должно быть отдано системам, базирующимся на радиосвязи. Связь приемника с компьютером в большинстве случаев осуществляется через шину USB.

Программный комплекс обычно содержит средства для создания опросов, управления классами, а также предусматривает возможность интеграции с Microsoft PowerPoint, позволяя создавать интерактивные презентации, агрегирующие и отображающие результаты опроса в реальном времени.

Описанный комплекс, включающий ноутбук, приемник и 30-50 пультов, весьма компактен, легко разворачивается в любой аудитории и не требует от преподавателя значительной технологической подготовки.

дидактические модели и функции асоС

В зарубежной литературе имеет немало работ, посвященных различным аспектам применения дистанционных систем опроса [6-10]. Анализ этих работ позволяет выделить две основные модели применения систем опроса на лекциях.

В первом варианте система опроса рассматривается как надстройка над традиционной лекцией. При этом центральной и активной фигурой учебного занятия остается преподаватель; студенту отводится роль пассивного слушателя, изредка вовлекаемого преподавателем вопросами в фазу активной деятельности. Обычно по ходу такой лекции задаются вопросы по фактической части только что изложенного материала или вопросы, касающиеся формальной оценки уровня усвоения материала студентами («Все ли понятно в изложенном?», «Требуется ли повторить материал?»).

Вторая модель, известная под названием peer instruction (лучшим переводом, отражающим смысл, с нашей точки зрения является обучение во взаимодействии), предусматривает кардинальную смену парадигмы традиционной лекции с переходом к активной форме обучения. В этом случае центральной активной фигурой занятия оказывается студент; преподаватель же исполняет роль управляющего ходом освоения материала, начиная дискуссии студентов и направляя их русло в необходимую сторону. Дискуссии могут носить как парный (студент-студент), так и групповой характер (студент-группа студентов); как правило, они ограничены по времени. Вопрос задается два раза, в первый раз каждый студент отвечает индивидуально, во второй раз – после дискуссии. Хорошим вопросом считается такой, который вызывает равномерное распределение ответов в первом голосовании, но ситуация должна иметь конкретное решение, к которому должны придти (убедить друг друга, найти истину) студенты в процессе обсуждения.

По-видимому, возможна комбинация моделей применения систем опроса – выбор должен определяться дидактической целесообразностью и задачами, которые ставит перед лекцией преподаватель. Во всех случаях система опроса как устройство выполняет в них одну и ту же технологическую функцию – обеспечение обратной связи между слушателями и преподавателем.

Как отмечалось выше, АСОС весьма активно используются в вузах США и ряда других стран. Стоимость «кликера» невысока (около $10), он выдается студенту при его поступлении в вуз в качестве персонального технического устройства, которое может применяться им на учебных занятиях. Однако следует отметить, что анализ обширных зарубежных литературных источников не выявил убедительных педагогических и методических оснований применения АСОС: не обозначены четко дидактические цели, не сформулированы требования к содержанию и организации лекций с использованием АСОС, не определены условия применения. Во многих работах описывается частный опыт применения автором систем опроса без попыток обобщения и выявления педагогических инвариантов.

На основании опыта использования АСОС в Уральском государственном педагогическом университете и Университетском центре Самарии (Израиль) нам представляется целесообразным выделить три группы дидактических функций АСОС – мотивационную, активирующую и управленческую; первые две группы относятся к деятельности студентов на лекции, третья – к деятельности преподавателя.

К группе мотивационных функций можно отнести:

  •  контроль присутствия слушателей в аудитории;
  •  создание интерактивной и увлекательной атмосферы в аудитории;
  •  анонимный характер опроса;
  •  проверка понимания и усвоения нового материала слушателями.

К группе активирующих функций следует отнести:

  •  обеспечение вовлеченности каждого слушателя в ход изложения;
  •  активизация учебной деятельности слушателей;
  •  развитие аналитического мышления;
  •  формирование навыков ведения научной дискуссии.

В группе функций управления необходимо выделить:

  •  оперативная обратная связь с аудиторией независимо от ее величины;
  •  параллельный сбор результатов опроса всех слушателей;
  •  мгновенная обработка и вывод результатов опроса в удобной для последующего анализа форме;
  •  возможность просмотра и анализа индивидуальных ответов, выявления групповых закономерностей;
  •  накопление, хранение и последующая обработка индивидуальных и групповых результатов опроса.

В развитие последнего положения следует отметить, что благодаря АСОС оказывается возможным формирование обширных баз данных о текущей работе каждого слушателя на каждом занятии. Применение автоматизированных статистических методов позволяет преподавателю проводить анализ успеваемости и прогнозировать результаты процесса обучения как группы учащихся так и отдельных слушателей.

Таким образом, АСОС предоставляют преподавателю широкий спектр возможностей, связанных с организацией лекции и управлением процессами передачи-получения и усвоения учебной информации.

условия применения АСОС

Анализ опыта авторов по применению АСОС в лекционной работе позволил выявить ряд условий организационного и педагогического характера, выполнение которых обусловливает эффективность применения. К ним следует отнести:

  •  нелинейная структура лекции – преподаватель должен быть готов к тому, что после проведения опроса аудитории ему придется изменить первоначальный план лекции; опрос оказывается точкой ветвления, от которой может последовать иной «маршрут» изложения;
  •  проблемный характер изложения – вместо простого пересказа учебного материала лектор выделяет и предлагает аудитории к обсуждению проблемные и дискуссионные позиции;
  •  наличие специфического презентационного сопровождения лекции – помимо информационной части презентация должна содержать кадры с вопросами к аудитории;
  •  дидактическая обусловленность опроса – опрос в процессе чтения лекции не является самоцелью – его проведение направлено на достижение определенной цели, на продвижение слушателей к определенным выводам;
  •  наличие технического ассистента – решение вопросов организационного характера, связанных с применением АСО (начиная с выдачи студентам кликеров и их регистрацией и заканчивая сбором пультов по завершении лекции), отнимает у преподавателя достаточно много времени, поэтому представляется весьма желательным наличие в аудитории ассистента, который принял бы на себя решение технических вопросов.

заключение

Современная лекция должна быть высокотехнологичной, обеспечивая при этом максимальную эффективность передачи и усвоения учебной информации. Проведенное исследование позволяет заключить, что применение АСОС, обеспечивая преподавателю оперативную обратную связь непосредственно в ходе занятия, создает предпосылку для кардинального изменения технологии чтения лекций в вузе. Вместе с тем, следует отметить, что целый ряд вопросов, связанных, в первую очередь, с содержательными и смысловыми аспектами лекции, организацией аудиторной работы слушателей, оценкой эффективности новой методики требуют детального изучения. В этом авторы данной статьи видят направление своих дальнейших исследований.

Литература

  1.  Смолянинова, О.Г. Мультимедиа в образовании: теоретические основы и методика использования [Текст] / О. Г. Смолянинова. – Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002. – 300 с.
  2.  Стариченко, Б.Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем [Текст] / Б. Е. Стариченко. – Екатеринбург: УрГПУ, 1998. – 208 с.
  3.  Стародубцев, В.А. Компьютерные и мультимедийные технологии в естественнонаучном образовании: Монография. [Текст] / В. А. Стародубцев. – Томск: Дельтаплан, 2002. – 224 с.
  4.  Явич, Р.П. Управление учебной деятельностью студентов на основе сетевых информационных технологий [Текст] / Р.П. Явич, Б.Е. Стариченко, Л.В. Махрова, Н. Давидович // Образование и наука: изв. Урал. отд. Рос. акад. образования. – 2007. – № 6. – С. 3-15.
  5.  Явич, Р. П. Управление математической подготовкой студентов технического вуза на основе телекоммуникационных технологий [Текст] : дис. канд. пед. наук / Р. П. Явич. – Екатеринбург, 2008. – 183 с.
  6.  Crouch, C. H. Peer Instruction: Ten years of experience and results [Текст] / C. H. Crouch, E. Mazur. // Am. J. Phys. –2001. – Vol. 69. – № 9. – P. 970-977.
  7.  Fies, C. Classroom Response Systems: A Review of the Literature [Текст] / C. Fies, J. Marshall. // Journal of Science Education and Technology. – 2006.
    –Vol. 15. –
    1. – P. 101-109.
  8.  Lasry, N. Clickers or Flashcards: Is There Really a Difference? [Текст]/ N. Lasry // The Physics Teacher. – 2008. – Vol. 46. – P. 242-244.
  9.  Martyn, M. Clickers in the Classroom: An Active Learning Approach [Текст]/ M. Martyn. // Educause Quarterly. –2007. – № 2. – P. 71-74.
  10.  Mayer, R.E. Clickers in college classrooms: Fostering learning with questioning methods [Текст]/ R.E. Mayer, et al. // Contemporary Educational Psychology.
    – 2008. – P. 1-7.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71553. Формування полікапроамідної текстильної нитки 25.94 KB
  Мета: Ознайомитися з формуванням полікапроамідної текстильної нитки Методи: словесний, наочний План: Технічні показники прядильної машини «Текстима-2060» Опис технологічного процесу формування нитки на машині Текстима - 2060 Матеріально-технічне забезпечення та дидактичні засоби...
71554. История становления и развития социологии как науки 191.5 KB
  Концепция постиндустриального общества Д. Изменения в экономической политической и социальной сфере общества в XVIII-XIX веках. Конт первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал что с помощью науки можно познать скрытые законы управляющие всеми обществами.
71555. Методы педагогической психологии 93 KB
  Специфика применения основных методов психологического исследования в педагогической психологии. Классификация методов психолого педагогического исследования. Методом исследования любой науки является способ познания ее предметной области. Применительно к педагогической психологии метод...
71556. Образование государства Киевская Русь 52 KB
  В науке нет единого мнения о происхождении славян. Вопрос о древнейшей истории славян и поныне является дискуссионным. Главными источниками по истории славян являются сочинения древних авторов: Плиния, Тацита, Геродота, работы византийских авторов, сочинения арабских географов.
71557. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. Закрепощение крестьян 67.5 KB
  Последствия Смуты были тяжелыми для страны. Лежали заброшенными пашни, т.к. крестьяне бежали из разоренных сел и деревень. Пошатнулись вотчинные и монастырские хозяйства. Они меньше вывозили продуктов на рынок и меньше потребляли, что сокращало торговлю. Пришли в упадок помещичьи хозяйства.
71558. Возвышение Москвы. Куликовская битва 103 KB
  С конца XIII века началось постепенное возрождение разрушенных в ходе монгольского завоевания городов, распашка заброшенной земли. Предпосылками объединения служили: никогда не исчезавшее полностью национальное самосознание, единый язык, единая вера, общие традиционные правовые нормы.
71559. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время 69 KB
  После смерти Ивана Грозного в 1584 году началось царствование его слабоумного сына Федора Ивановича (1584-1598)г. Федор был человек набожный и малоспособный к управлению государством. Иван IV создал при сыне регентский совет. Реальная власть сосредоточилась в руках царского...
71560. История профессии 56 KB
  В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия.