15743

Интернет-зависимость как педагогическая проблема

Научная статья

Педагогика и дидактика

Интернетзависимость как педагогическая проблема Кузнецов Константин Валерьевич Компьютерные сети как вид телекоммуникации – принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет так ж...

Русский

2013-06-17

63 KB

6 чел.

Интернет-зависимость как педагогическая проблема

Кузнецов Константин Валерьевич,

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации – принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием «Всемирная паутина». Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства – Интернет-зависимость.

В данной статье изучается проблема интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении [4, С. 191]. Актуальность исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей – пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована – не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [2, С.83].

В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания [10, С.70].

Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [8, 24]. «Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» [9].

Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM [3, С.101].

Подводя промежуточные итоги выше сказанного, стоит признать - проблема интернет-зависимости в современном обществе существует. Но не всё так плохо, как кажется. Во многих странах (в частности в США, Великобритании, Китае) уже открыты клиники для лечения людей, пристрастившимся к онлайн (online (англ) – «на линии», в широком смысле обозначает Интернет) играм. Врачи пытаются вернуть пациентов радость жизни без Интернета методом групповой терапии, лекарствами и физическими упражнениями (в частности плаваньем и баскетболом).

Но возникает вопрос – есть ли возможность предотвратить проблему, а не искать пути её решения? Пожар легче предотвратить, чем тушить - гласит известная поговорка. Хотелось бы рассмотреть эту проблему в рамках педагогической науки.

Как было написано выше, наиболее подвержены интернет-зависимости подростки – это и ученики школ (от начальной до старшей школы), и студенты колледжей, ВУЗов, и реже аспирантов. Молодые люди всё чаще и чаще выпадают из социума, начинаю плохо учиться, теряют большинство друзей в реальной жизни (совсем как наркоманы). Как это ни печально, но известны случаи того, что студенты не могли защитить диплом из-за зависимости от онлайн-игр – им из-за игры не хватало времени его написать.

Конечно, выходом из такой ситуации является комплексное лечение (на территории Росси пока не существует специализированных клиник, соответственно выход – психотерапевты).

С учетом этого, нам представляется важным рассмотреть проблему формирования осознания подростками негативного воздействия Интернета на личное сознание методами и средствами педагогики безопасности.

Прежде всего, нас интересует, каким образом, рассматриваемый нами вопрос, представлен в содержании общего образования.

Согласно современным педагогическим воззрениям содержание образования раскрывает совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа обучения в образовательном учреждении. Главным в содержании обучения является ответ на вопрос, что должны изучать учащиеся.

Содержание образования зависит от действия общепедагогических и специфических факторов и условий, которые определяют как общие, так и особенные его черты.

Под содержанием образования современная отечественная наука понимает педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

К содержанию образования, статья 14 Федерального Закона «Об образовании», предъявляет определенные требования. Приведем извлечения из этой статьи:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

·                    обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее само реализации;

·                    развитие общества;

·                    укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечить:

·                    адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

·                    формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

·                    интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

·                    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

·                    воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отбора и структурирования знаний таким образом, чтобы оно направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания. Необходимо отметить, что содержание образования охватывает, таким образом, не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, методы и формы обучения, поскольку качества личности, содержание развития во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.

Свое место среди важнейших аспектов содержания общего образования по курсу ОБЖ занимают вопросы чрезвычайных ситуаций социального характера. Именно этот подраздел ОБЖ отражает те проблемы, которые преобладают в обществе. Но, к сожалению, не все - за последнее время в социуме появляются острые проблемы, которые не отражаются в системе образования (в частности в курсе ОБЖ в разделе ЧС социального характера), что не даёт учащимся полного представления о социуме.

Общую концептуальную идеологию содержания образования по основам безопасности жизнедеятельности представляют:

а) федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;

б) федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

в) действующие учебные программы по курсу ОБЖ, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации:

·                    программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (авторы программы Е.Л. Вишневская, В.Б. Волошинов, А.М. Глаголева, В.А. Кабачков, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов), разработана в 1993 году;

·                    программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (автор кандидат военных наук И.К. Топоров), разработана в 1993 году;

·                    примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин), разработана в 1998 году;

·                    учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. Г. Васнев), разработана в 1998 году.

Анализ содержания указанных документов позволяет сделать следующие выводы:

а) в государственные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности вошли вопросы, отражающие проблемы безопасности и защиты человека при возникновении угроз и опасностей социального характера в зависимости от природы их возникновения, а именно:

·                    связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и т.д.);

·                    связанные с физическим насилием (войны и вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, террор, изнасилование, захват заложников и пр.);

·                    связанные с употреблением веществ, негативно действующих на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение);

·                    связанные с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т.д.);

·                    связанные с суицидами (самоубийствами);

б) в государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, а также во всех исследуемых программах не отражены интернет-зависимости, а также влияния Интернета на личность человека.

Проведенный выше анализ позволил нам сделать вывод о том, что в школьных учебных программах отсутствует тематика, освещающая проблему интернет-зависимости.

И поскольку данная тематика в наше время становиться актуальной в связи с возрастанием интернет-зависимости среди подростков, мы считаем целесообразным организовать факультативный курс по теме «Проблемы интернет-зависимости» в общеобразовательных учреждения.

 

Литература

 

1.                  Безопасность жизнедеятельности. Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. // Сост. Латчук В.Н. и др.- М.: ДИК; АСТ - 1998.

2.                  Войскуновский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.

3.                  Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.

4.                  Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

5.                  Основы безопасности жизнедеятельности. Примерная программа основного общего образования. Программно метод. материалы. // А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа, 1998.

6.                  Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5 – 11 кл.: Метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2002.

7.                  Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.

8.                  Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

9.                  Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург, 2000.

10.               Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75784. Решение многокритериальных задач. Формирование плана продаж различных видов товаров 2.53 MB
  В курсовой работе нам необходимо рассмотреть задачу о планах продаж компьютеров как на внешнем так и на внутреннем рынке. Для этого нам надо построить ЭММ многокритериальной задачи и решить все задачи всеми методами проходимыми на практике по ММЭ, учитывая различные условия...
75787. Синтез цифрового устройства управления (ЦУУ) в базисах мультиплексоров, логических элементов Шеффера и Пирса 2.33 MB
  Преобразование минимальной ДНФ для реализации в базисе элементов Шеффера с двумя и тремя входами9 Синтез ЦУУ для логической функции 5 переменных на основе мультиплексоров с 4мя информационными входами на первом уровне мультиплексирования и 2мя информационными входами...
75788. Уроки английского языка 3.83 MB
  I was brought up in a small town in the countryside. Growing up in the countryside offered lots of advantages for young people. The only problem was that we often got into trouble as we made up stories that we acted out around town. I can remember one adventure in particular...
75789. Роль ВТО в развитии мировой торговли 364 KB
  Цель работы – рассмотреть отношения ВТО в развитии мировой торговли. Объектом исследования курсовой работы является организация ВТО. Основной задачей курсовой работы является определить важность организации ВТО в развитии мировой торговли.
75790. Органы местного самоуправления в Российской Федерации: основные проблемы законодательного регулирования 56.55 KB
  Целью написания данной курсовой работы является исследование проблем и перспектив развития российского законодательства в области местного самоуправления, а также формулировка предложений по совершенствованию данного направления законодательства.
75791. Расчет электрической части силовых трансформаторов 379.5 KB
  Силовыми трансформаторами называют трансформаторы, служащие для преобразования электрической энергии в сетях энергосистем и электропотребителей. Данные трансформаторы являются определяющими трансформаторами рассматриваемыми для данной специальности, то есть основными...
75792. Электроснабжение механического завода местной промышленности 121.06 KB
  В данном курсовом проекте рассмотрены вопросы электроснабжения механического завода местной промышленности, касающиеся определения расчетных нагрузок цехов завода с учетом их внутреннего освещения и наружного освещения территории комбината, построения картограммы нагрузок...