15743

Интернет-зависимость как педагогическая проблема

Научная статья

Педагогика и дидактика

Интернетзависимость как педагогическая проблема Кузнецов Константин Валерьевич Компьютерные сети как вид телекоммуникации – принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет так ж...

Русский

2013-06-17

63 KB

5 чел.

Интернет-зависимость как педагогическая проблема

Кузнецов Константин Валерьевич,

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации – принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием «Всемирная паутина». Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства – Интернет-зависимость.

В данной статье изучается проблема интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении [4, С. 191]. Актуальность исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей – пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована – не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [2, С.83].

В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания [10, С.70].

Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [8, 24]. «Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» [9].

Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM [3, С.101].

Подводя промежуточные итоги выше сказанного, стоит признать - проблема интернет-зависимости в современном обществе существует. Но не всё так плохо, как кажется. Во многих странах (в частности в США, Великобритании, Китае) уже открыты клиники для лечения людей, пристрастившимся к онлайн (online (англ) – «на линии», в широком смысле обозначает Интернет) играм. Врачи пытаются вернуть пациентов радость жизни без Интернета методом групповой терапии, лекарствами и физическими упражнениями (в частности плаваньем и баскетболом).

Но возникает вопрос – есть ли возможность предотвратить проблему, а не искать пути её решения? Пожар легче предотвратить, чем тушить - гласит известная поговорка. Хотелось бы рассмотреть эту проблему в рамках педагогической науки.

Как было написано выше, наиболее подвержены интернет-зависимости подростки – это и ученики школ (от начальной до старшей школы), и студенты колледжей, ВУЗов, и реже аспирантов. Молодые люди всё чаще и чаще выпадают из социума, начинаю плохо учиться, теряют большинство друзей в реальной жизни (совсем как наркоманы). Как это ни печально, но известны случаи того, что студенты не могли защитить диплом из-за зависимости от онлайн-игр – им из-за игры не хватало времени его написать.

Конечно, выходом из такой ситуации является комплексное лечение (на территории Росси пока не существует специализированных клиник, соответственно выход – психотерапевты).

С учетом этого, нам представляется важным рассмотреть проблему формирования осознания подростками негативного воздействия Интернета на личное сознание методами и средствами педагогики безопасности.

Прежде всего, нас интересует, каким образом, рассматриваемый нами вопрос, представлен в содержании общего образования.

Согласно современным педагогическим воззрениям содержание образования раскрывает совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа обучения в образовательном учреждении. Главным в содержании обучения является ответ на вопрос, что должны изучать учащиеся.

Содержание образования зависит от действия общепедагогических и специфических факторов и условий, которые определяют как общие, так и особенные его черты.

Под содержанием образования современная отечественная наука понимает педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

К содержанию образования, статья 14 Федерального Закона «Об образовании», предъявляет определенные требования. Приведем извлечения из этой статьи:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

·                    обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее само реализации;

·                    развитие общества;

·                    укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечить:

·                    адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

·                    формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

·                    интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

·                    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

·                    воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отбора и структурирования знаний таким образом, чтобы оно направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания. Необходимо отметить, что содержание образования охватывает, таким образом, не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, методы и формы обучения, поскольку качества личности, содержание развития во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.

Свое место среди важнейших аспектов содержания общего образования по курсу ОБЖ занимают вопросы чрезвычайных ситуаций социального характера. Именно этот подраздел ОБЖ отражает те проблемы, которые преобладают в обществе. Но, к сожалению, не все - за последнее время в социуме появляются острые проблемы, которые не отражаются в системе образования (в частности в курсе ОБЖ в разделе ЧС социального характера), что не даёт учащимся полного представления о социуме.

Общую концептуальную идеологию содержания образования по основам безопасности жизнедеятельности представляют:

а) федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;

б) федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

в) действующие учебные программы по курсу ОБЖ, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации:

·                    программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (авторы программы Е.Л. Вишневская, В.Б. Волошинов, А.М. Глаголева, В.А. Кабачков, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов), разработана в 1993 году;

·                    программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (автор кандидат военных наук И.К. Топоров), разработана в 1993 году;

·                    примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин), разработана в 1998 году;

·                    учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. Г. Васнев), разработана в 1998 году.

Анализ содержания указанных документов позволяет сделать следующие выводы:

а) в государственные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности вошли вопросы, отражающие проблемы безопасности и защиты человека при возникновении угроз и опасностей социального характера в зависимости от природы их возникновения, а именно:

·                    связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и т.д.);

·                    связанные с физическим насилием (войны и вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, террор, изнасилование, захват заложников и пр.);

·                    связанные с употреблением веществ, негативно действующих на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение);

·                    связанные с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т.д.);

·                    связанные с суицидами (самоубийствами);

б) в государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, а также во всех исследуемых программах не отражены интернет-зависимости, а также влияния Интернета на личность человека.

Проведенный выше анализ позволил нам сделать вывод о том, что в школьных учебных программах отсутствует тематика, освещающая проблему интернет-зависимости.

И поскольку данная тематика в наше время становиться актуальной в связи с возрастанием интернет-зависимости среди подростков, мы считаем целесообразным организовать факультативный курс по теме «Проблемы интернет-зависимости» в общеобразовательных учреждения.

 

Литература

 

1.                  Безопасность жизнедеятельности. Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. // Сост. Латчук В.Н. и др.- М.: ДИК; АСТ - 1998.

2.                  Войскуновский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.

3.                  Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.

4.                  Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

5.                  Основы безопасности жизнедеятельности. Примерная программа основного общего образования. Программно метод. материалы. // А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа, 1998.

6.                  Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5 – 11 кл.: Метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2002.

7.                  Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.

8.                  Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

9.                  Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург, 2000.

10.               Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10120. Характеристики процессора 14.11 KB
  Характеристики процессора Маленькие микропроцессоры их размер можно сравнить с кусочком сахара или мобильным телефоном являются своего рода локомотивом компьютера и часто самым дорогим внутренним его компонентом. Процессор в основном считывает данные из памяти
10121. Система команд процессора. Совместимость снизу-вверх 15.44 KB
  Система команд соглашение о предоставляемых архитектурой средствах программирования а именно: определённых типах данных инструкций системы регистров методов адресации моделей памяти способов обработки прерываний и исключений методов ввода и вывода. Система ко
10122. Операционные системы 39 KB
  Операционные системы. 1. Исторический обзор. Операционные системы ОС предоставляют набор функциональности необходимой для работы большинства приложений на компьютере а также связующие механизмы для контроля и синхронизации. На первых компьютерах не было операци...
10123. Среда программирования PASCAL 196.5 KB
  Трансляторы – интерпретаторы и компиляторы. Трансля́тор программа или техническое средство выполняющее трансляцию программы. Транслятор обычно выполняет также диагностику ошибок формирует словари идентификаторов выдаёт для печати тексты програ
10124. Хранение информации. Файловая система 68.5 KB
  Файловая система Фа́йловая систе́ма англ. file system порядок определяющий способ организации хранения и именования данных на носителях информации ИТ оборудования и компьютерной техники. Она определяет формат содержимого и физического хранения информации котору...
10125. Хранение информации 28 KB
  Хранение информации. FAT это связный список который DOS использует для отслеживания физического расположения данных на диске и для поиска свободной памяти для новых файлов. Информация на винчестере хранится в виде отдельных файлов. Файлы могут быть разных размеров. Если...
10126. Реестр. Пакетный файл. Совместное использование ресурсов 42.5 KB
  Реестр. Реестр иерархически построенная база данных параметров и настроек в большинстве операционных систем Microsoft Windows.Реестр содержит информацию и настройки для аппаратного обеспечения программного обеспечения профилей пользователей предустановки. Большинство из...
10127. Предмет философии науки и ее место в науковедении 96 KB
  Предмет философии науки и ее место в науковедении ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Сейчас в конце двадцатого века бросая взгляд в прошлое мы можем с уверенностью сказать что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на обществ
10128. Структура современного науковедения и место в нем философии науки 47.5 KB
  Предмет философии науки и ее место в науковедении Философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций предлагающих ту или иную модель развития науки. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки характ