15743

Интернет-зависимость как педагогическая проблема

Научная статья

Педагогика и дидактика

Интернетзависимость как педагогическая проблема Кузнецов Константин Валерьевич Компьютерные сети как вид телекоммуникации принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет так ж...

Русский

2013-06-17

63 KB

7 чел.

Интернет-зависимость как педагогическая проблема

Кузнецов Константин Валерьевич,

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации – принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение в наше время получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием «Всемирная паутина». Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства – Интернет-зависимость.

В данной статье изучается проблема интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении [4, С. 191]. Актуальность исследования психологических последствий интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей – пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована – не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [2, С.83].

В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания [10, С.70].

Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко [8, 24]. «Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» [9].

Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM [3, С.101].

Подводя промежуточные итоги выше сказанного, стоит признать - проблема интернет-зависимости в современном обществе существует. Но не всё так плохо, как кажется. Во многих странах (в частности в США, Великобритании, Китае) уже открыты клиники для лечения людей, пристрастившимся к онлайн (online (англ) – «на линии», в широком смысле обозначает Интернет) играм. Врачи пытаются вернуть пациентов радость жизни без Интернета методом групповой терапии, лекарствами и физическими упражнениями (в частности плаваньем и баскетболом).

Но возникает вопрос – есть ли возможность предотвратить проблему, а не искать пути её решения? Пожар легче предотвратить, чем тушить - гласит известная поговорка. Хотелось бы рассмотреть эту проблему в рамках педагогической науки.

Как было написано выше, наиболее подвержены интернет-зависимости подростки – это и ученики школ (от начальной до старшей школы), и студенты колледжей, ВУЗов, и реже аспирантов. Молодые люди всё чаще и чаще выпадают из социума, начинаю плохо учиться, теряют большинство друзей в реальной жизни (совсем как наркоманы). Как это ни печально, но известны случаи того, что студенты не могли защитить диплом из-за зависимости от онлайн-игр – им из-за игры не хватало времени его написать.

Конечно, выходом из такой ситуации является комплексное лечение (на территории Росси пока не существует специализированных клиник, соответственно выход – психотерапевты).

С учетом этого, нам представляется важным рассмотреть проблему формирования осознания подростками негативного воздействия Интернета на личное сознание методами и средствами педагогики безопасности.

Прежде всего, нас интересует, каким образом, рассматриваемый нами вопрос, представлен в содержании общего образования.

Согласно современным педагогическим воззрениям содержание образования раскрывает совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа обучения в образовательном учреждении. Главным в содержании обучения является ответ на вопрос, что должны изучать учащиеся.

Содержание образования зависит от действия общепедагогических и специфических факторов и условий, которые определяют как общие, так и особенные его черты.

Под содержанием образования современная отечественная наука понимает педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

К содержанию образования, статья 14 Федерального Закона «Об образовании», предъявляет определенные требования. Приведем извлечения из этой статьи:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

·                    обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее само реализации;

·                    развитие общества;

·                    укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечить:

·                    адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

·                    формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

·                    интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

·                    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

·                    воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отбора и структурирования знаний таким образом, чтобы оно направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания. Необходимо отметить, что содержание образования охватывает, таким образом, не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, методы и формы обучения, поскольку качества личности, содержание развития во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.

Свое место среди важнейших аспектов содержания общего образования по курсу ОБЖ занимают вопросы чрезвычайных ситуаций социального характера. Именно этот подраздел ОБЖ отражает те проблемы, которые преобладают в обществе. Но, к сожалению, не все - за последнее время в социуме появляются острые проблемы, которые не отражаются в системе образования (в частности в курсе ОБЖ в разделе ЧС социального характера), что не даёт учащимся полного представления о социуме.

Общую концептуальную идеологию содержания образования по основам безопасности жизнедеятельности представляют:

а) федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;

б) федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

в) действующие учебные программы по курсу ОБЖ, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации:

·                    программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (авторы программы Е.Л. Вишневская, В.Б. Волошинов, А.М. Глаголева, В.А. Кабачков, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов), разработана в 1993 году;

·                    программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (автор кандидат военных наук И.К. Топоров), разработана в 1993 году;

·                    примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин), разработана в 1998 году;

·                    учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы А.Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. Г. Васнев), разработана в 1998 году.

Анализ содержания указанных документов позволяет сделать следующие выводы:

а) в государственные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности вошли вопросы, отражающие проблемы безопасности и защиты человека при возникновении угроз и опасностей социального характера в зависимости от природы их возникновения, а именно:

·                    связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и т.д.);

·                    связанные с физическим насилием (войны и вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, террор, изнасилование, захват заложников и пр.);

·                    связанные с употреблением веществ, негативно действующих на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение);

·                    связанные с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т.д.);

·                    связанные с суицидами (самоубийствами);

б) в государственных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, а также во всех исследуемых программах не отражены интернет-зависимости, а также влияния Интернета на личность человека.

Проведенный выше анализ позволил нам сделать вывод о том, что в школьных учебных программах отсутствует тематика, освещающая проблему интернет-зависимости.

И поскольку данная тематика в наше время становиться актуальной в связи с возрастанием интернет-зависимости среди подростков, мы считаем целесообразным организовать факультативный курс по теме «Проблемы интернет-зависимости» в общеобразовательных учреждения.

 

Литература

 

1.                  Безопасность жизнедеятельности. Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. // Сост. Латчук В.Н. и др.- М.: ДИК; АСТ - 1998.

2.                  Войскуновский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.

3.                  Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.

4.                  Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

5.                  Основы безопасности жизнедеятельности. Примерная программа основного общего образования. Программно метод. материалы. // А.Т. Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа, 1998.

6.                  Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5 – 11 кл.: Метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2002.

7.                  Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января.

8.                  Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.

9.                  Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург, 2000.

10.               Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53213. ГРА-МАНДРІВКА «СВІТ ПРОФЕССІЙ» 985 KB
  На дошці записані слова Вольтера: Жити значить працювати Праця є життя людини. Життя ― це праця і бережливість. Хліб ― праця багатьох людей. І їхня праця потрібна завжди і скрізь.
53214. Ділова гра для педагогічних працівників «Вплив сюжетно-рольової гри на формування партнерських взаємин дошкільників» 60 KB
  Час відведений для гри заповнюється читанням книг підготовкою до свят організаційними видами діяльності. Виникає питання: чому вихователі і батьки спокійно жертвують часом для гри на користь будьякої іншої діяльності Чому дорослі позбавляють малюків можливості грати з однолітками Педагогічна дискусія. Вихователь зобов'язаний направляти гру не руйнуючи її зберігаючи самостійний і творчий характер ігрової діяльності дітей безпосередність переживань віру в правду гри.
53216. ЗАСТОСУВАННЯ ГРАФІКІВ З МОДУЛЕМ ДО РОЗВЯЗУВАННЯ РІВНЯНЬ І НЕРІВНОСТЕЙ З МОДУЛЕМ 132.5 KB
  Цього можна досягти якщо попередньо над даним рівнянням виконати деякі перетворення які приводять до рівняння еквівалентного початковому: такі перетворення інколи зводяться до перенесення деяких членів рівняння з однієї його частини в другу.
53217. Розв’язування систем рівнянь графічним способом 220.5 KB
  Мета уроку: закріпити та вдосконалити вміння розвязувати системи рівнянь з двома невідомими графічним способом; розвивати вміння аналізувати; виховувати бажання працювати в групі культуру спілкування. Обладнання і методичний матеріал: компютери програмний педагогічний засіб GRN1 роздатковий матеріал: а аркуші завдань для роботи на уроці тестові завдання картки консультації з прикладами розвязування систем рівнянь у GRN1. Перевірити правильність виконання домашнього завдання звіренням...
53218. Линейная функция и её график 101 KB
  Дать учащимся представление о линейной функции вида у=kх в рассмотреть частный случай у= kх; формировать умение строить график линейной функции и выяснять отдельные характеристики линейной по её графику; развивать логическое мышление вычислительные навыки по табличным значениям находить соответствующие точки на координатной плоскости; развивать самообразовательную и информационную компетентность. Выполнение математического диктанта Вариант 1...
53219. Простейшие преобразования графиков функций 54.5 KB
  І красные Графики функций y=fxn n 0 Каждый учасник получает задание построить график функции: №1. х Каждый ученик построил график своей функции дома. Группа делает вывод преобразования графика своей функции. 15 минут работы каждый ученик рассказывает построение графика своей функции.