15744

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Управление учебной деятельностью студентов на основе сетевых информационных технологий Б.Е. Стариченко Р.П. Явич Л.В. Сардак Н. Давидович Статья посвящена построению системы удаленного взаимодействия преподавателя со студентами очной фор...

Русский

2013-06-17

171 KB

5 чел.

PAGE  12

управление учебной деятельностью студентов на основе сетевых информационных технологий

Б.Е. Стариченко, Р.П. Явич, Л.В. Сардак, Н. Давидович

Статья посвящена построению системы удаленного взаимодействия преподавателя со студентами очной формы обучения в ходе учебного процесса. Взаимодействие организуется на основе Интернет-сервисов; характер коммуникации и вид применяемого сервиса определяется типом решаемой дидактической задачи. В статье предлагается комплексный подход к организации Интернет-коммуникации в процессе обучения. Указанный подход инвариантен относительно содержания учебной дисциплины. Для дисциплин цикла «computer science», изучающихся в колледжах Израиля, приводится экспериментальное подтверждение исходных предположений.

The article is devoted to the construction of the system of distant interaction between the teacher and students of the internal form of training during educational process. Interaction will be carried out by Internet-services; the character of the communication and the kind of applied service is defined by type of a solved didactic problem. In the article the complex approach to the organization the Internet-communications during educational process is offered. The specified approach don’t depends from the content of a subject matter. For disciplines "computer science", studied in colleges of Israel, the experimental acknowledgement of initial assumptions is resulted.

Постановка задачи исследования

В настоящее время имеется немало Интернет-сервисов и программ, которые позволяют реализовать как off-line, так и on-line коммуникацию между преподавателем и студентами в процессе освоения учебной дисциплины. Программы эти создавались, безусловно, не для решения задач педагогического характера, однако, они обладают значительным дидактическим потенциалом, открывая возможность организации непрерывного и разнообразного по характеру взаимодействия преподавателя и студентов в ходе обучения. В связи с этим возникает проблема построения оптимальной схемы применения средств Интернет-коммуникации для решения тех или иных задач обучения и управления учебным процессом со стороны преподавателя.

Была выдвинута и проверялась следующая гипотеза исследования:

если, исходя из типизации форм учебной деятельности, спроектировать систему дистанционной коммуникации преподавателя и студентов, наполнить ее контентом учебного назначения и построить на ее основе преподавание, то это обеспечит непрерывное и полное управление процессом обучения со стороны преподавателя и, как следствие, рост результативности обучения.

Логика нашего исследования, определившая его этапность, такова:

  •  выявить специфику математической подготовки в школах и вузах Израиля и порождаемые ею проблемы педагогического характера, решать которые должен преподаватель вуза;
  •  произвести систематизацию средств сетевой коммуникации;
  •  выделить учебные ситуации, в которых педагогически оправданно применение дистанционного взаимодействия преподавателя со студентами;
  •  построить проект дидактически оправданной, оптимальной организации коммуникации;
  •  на основании проекта создать реальную систему дистанционного взаимодействия преподавателя со студентами, наполнить ее контентом для конкретных дисциплин;
  •  провести педагогическое исследование по проверке целесообразности и результативности применения подобных средств в учебном процессе.

Практическая часть исследования строилась на конкретных дисциплинах, относимых к блоку «Компьютерные науки» («computer science») (математика, дискретная математика, теория вероятностей и математическая статистика). Педагогический эксперимент проводился со студентами Колледжа Иудеи и Самарии (Израиль). Однако, результаты и выводы, полученные в ходе исследования, носят общий характер и, как мы полагаем, могут быть перенесены на другие учебные дисциплины и вузы, поскольку предложенная в работе система дистанционной коммуникации носит универсальный характер и не имеет предметной привязки.

Теоретические основания

Теоретическая часть исследования была посвящена анализу трех ключевых позиций.

Первая, определяющая целевую и содержательную сторону коммуникационного взаимодействия, состояла в выявлении специфических для вузов Израиля особенностей подготовки студентов в области математики и computer science, а также порождаемые этими особенностями педагогические проблемы, на решение которых должна быть ориентирована система коммуникации преподавателей и студентов. На основе анализа библиографических данных и Интернет-источников к таким особенностям были отнесены [3]:

  •  в старших классах в школах Израиля учащийся сам выбирает профиль обучения (физико-математический, технологический, естественно-научный, гуманитарный), а также уровень освоения (от 3-го до 5-го) той или иной дисциплины (в частности, математики) – им определяется количество недельных учебных часов, отводимое на изучение дисциплины; в связи с эти возникает ситуация, когда даже при достаточно высоком общем школьном балле освоение математики осуществлялось на уровне 3 или 4, что недостаточно для дальнейшего обучения в техническом высшем учебном заведении;
  •  другим следствием описанной ситуации является то, что в одной учебной группе параллельно обучаются как студенты с более высоким уровнем начальной математической подготовки, так и с более низким, т.е. учебные группы весьма гетерогенны;
  •  обучение в высших учебных заведениях, как правило, молодые люди начинают в возрасте 20-21 года по завершении службы в армии; перерыв после окончания школы составляет 3-5 лет, что, естественно, понижает уровень начальной математической подготовки, с которым будущие студенты поступают в учебное заведение;
  •  особенность, имеющая социально-политическую основу, состоит в том, что во многих учебных заведениях Израиля проходят обучение студенты арабского происхождения, как правило, обучавшиеся в национальных школах с весьма слабой математической подготовкой;
  •  уровень математических знаний по окончании обучения в колледже или университете определяется требованиями будущей профессии и конкурентоспособностью выпускников на рынке труда.

Перечисленные особенности определяют содержание подготовки, а также те проблемы педагогического и методического характера, которые требуется решать в процессе обучения студента [2]. В частности, в ходе подготовки необходимо обеспечить:

  •  восстановление знаний поступающих в учебное заведение до уровня, соответствующего 4-5-му уровню школы;
  •  индивидуальный подход к студентам в процессе обучения;
  •  вывод всех обучаемых на уровень требований учебной программы.

Решение перечисленных проблем требует организации четкого и постоянного управления учебной деятельностью как отдельного студента, так и группой студентов, для чего необходима оперативная и разнообразная по форме коммуникация субъектов учебной процесса.

По этой причине вторым из начальных шагов исследования явился анализ характера коммуникации преподавателя и студентов в процессе обучения и возможностей использования в этих целях информационных технологий. Такая коммуникация, безусловно, возникает в аудиторной работе – она достаточно хорошо изучена и описана. Наше исследование посвящено анализу возможностей организации взаимодействия преподавателя со студентами на основе современных коммуникационных технологий, в частности, сервисов и служб сети Интернет. Необходимость такого взаимодействия возникает, в первую очередь, при управлении самостоятельной работой студентов.

В настоящее время существует немало средств коммуникации пользователей с помощью сети Интернет. Имея в виду дальнейшее применение подобных средств для организации связи преподавателя и студентов, мы произвели их классификацию по следующим основаниям:

  •  по режиму использования: on-line и off-line [1];
  •  по характеру общения: индивидуальное и групповое.

Возможные сочетания определяют конкретный способ связи (взаимодействия) – они представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Характер общения

Индивидуальное

Групповое

Режим

общения

On-line

Голосовой (и видео-) чат

Текстовый чат

Графический чат

Голосовой чат

Текстовый чат

Графический чат

Off-line

Электронная почта

Система дистанционного

компьютерного контроля

Текстовый форум

Электронная почта (массовая рассылка)

Кратко охарактеризуем представленные в таблице сетевые средства:

  •  электронная почта (E-mail) обеспечивает возможность адресной пересылки информации в любом компьютерном формате (текстовом, графическом, мультимедиа); возможен вариант массовой рассылки;
  •  текстовый чат позволяет осуществить текстовое общение в режиме on-line (информация длительное время не сохраняется), принять участие в котором может любой участник индивидуально или группой;
  •  текстовый форум обеспечивает текстовое общение в группе в режиме off-line с длительным хранением информации и доступом к ней всех участников;
  •  графический чат (или «Электронная доска») позволяющие работать с общим экранным документом одновременно нескольким удаленным пользователям (например, преподавателю и студенту);
  •  голосовой чат позволяет реализовать индивидуальное или групповое голосовое (видео) взаимодействие преподавателя со студентами.
  •  система дистанционного компьютерного контроля предоставляет студенту возможность самостоятельно проверить уровень собственной подготовки по дисциплине (например, перед контрольным мероприятием); система может быть реализована как раздел сайта преподавателя, либо как самостоятельная программная среда, сетевой доступ к которой имеет как преподаватель, так и студент.

Реализация представленных вариантов взаимодействия возможна в двух направлениях: на основе использования стандартного программного обеспечения (Skype, ICQ, Messenger и др.) и в рамках программируемого интерактивного сайта, предоставляющего перечисленные сервисы.

Сайт выступает как интегрирующая оболочка, объединяющая все необходимые в учебном процессе варианты коммуникации преподавателя и студентов. Сайт может содержать как материалы учебного характера (электронные учебники, конспекты, сборники индивидуальных заданий и пр.), так и указания, обеспечивающие управление ходом обучения (сроки и форма представления отчетов по результатам самостоятельной работы, образцы отчетов, вопросы к контрольным мероприятиям, график изучения дисциплины и т.п.). Помимо содержательной части (контента) сайт должен иметь сервисы, обеспечивающие перечисленные выше варианты коммуникации.

Оба подхода – коммуникация посредством отдельных программ и сайт – имеют свои положительные и отрицательные стороны. Так при работе со стандартными программами отпадает необходимость в их разработке, однако они должны быть доступны всем участникам коммуникационного взаимодействия. Пользователю (как преподавателю, так и студенту) приходится осваивать несколько программных интерфейсов. Кроме того, рассылку материалов должен обязательно производить сам преподаватель.

Использование сайта удобно в том отношении, что все необходимые материалы и сервисы интегрированы в одной оболочке. Отрицательной стороной оказывается то, что некоторые сервисы (например, графический или голосовой чат) достаточно трудно реализовать в рамках сайта и, следовательно, преподаватель не получает возможности использовать весь спектр вариантов коммуникации.

Сайт имеет двухуровневую структуру. Верхний уровень – это сайт специальности (который, в свою очередь, может входить в качестве составляющей учебного сайта факультета или вуза в целом). Структура сайта специальности, наиболее полно обеспечивающего все потребности администрации, преподавателей и студентов в процессе обучения, представлена на рис. 1. Основными модулями являются учебный, организационный и технологический.

Рис. 1. Основные структурные компоненты учебного сайта специальности

Задача учебного модуля – полностью обеспечить студентов всей необходимой для основной учебной работы информацией (модуль может не включать материалы для научной работы студентов). Учебный модуль содержит электронную библиотеку с электронными версиями учебных пособий, журналов, архив курсовых и дипломных работ и т.п. – этот модуль охватывает все дисциплины специальности, он ориентирован на удовлетворения информационных потребностей специальности в целом. Наполнение этого модуля контентом осуществляют все кафедры, осуществляющие учебный процесс для данной специальности.

Организационный модуль призван обеспечивать постоянное и полное управление всеми формами учебного процесса специальности. Контент этого модуля формируют кафедры, с одной стороны, и администрация факультета, с другой.

Задачи технологического модуля, во-первых, обеспечить возможность использования разнообразных средств коммуникации всех субъектов учебного процесса, во-вторых, предоставить им возможность получить программное обеспечение, необходимое для осуществления обучения.

Поскольку учебные планы специальностей имеют дисциплинарную структуру, конечным уровнем детализации информации на сайте специальности является учебная дисциплина. По этой причине сайт специальности должен содержать ссылки на сайты, посвященные изучению отдельных дисциплин. Структура сайта дисциплины представлена на рис. 2.

Рис. 2. Структура учебного сайта дисциплины

Сайт содержит два основных раздела – информационный, на котором располагается электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) для данной дисциплины, и организационный, на котором размещены все указания по срокам и формам коммуникации с преподавателем.

Таким образом, итогом теоретической части нашего исследования в данном направлении явился проект системы сайтов, предназначенных для информационного обеспечения учебного процесса, с одной стороны, и управления им, с другой. Следует отметить, что проект носит универсальный характер – он не имеет предметной привязки и по структуре инвариантен для любых специальностей и дисциплин.

Третьей исходной посылкой теоретической части явилось установление соответствия между дидактической ситуацией, в которой управление учебной деятельностью со стороны преподавателя может осуществляться посредством электронных коммуникаций, и техническим средством коммуникации. Ситуации эти порождаются различными формами организации учебных занятий в высших учебных заведениях [5]. По характеру общения (индивидуальное или групповое) эти формы могут быть классифицированы следующим образом:

Групповое:

  •  лекция (очная или дистанционная);
  •  семинар, конференция (очный или дистанционный);
  •  групповые проекты;

Индивидуальное:

  •  получение учебных заданий (текущих и проектных) и представление отчетов по их выполнению;
  •  консультация;
  •  проверка усвоения материала.

Значительная часть представленных форм может быть реализована или поддержана дистанционными средствами коммуникации. Основываясь на идеях системного подхода к управлению учебным процессом, изложенных в работе П.И. Третьякова [4], была построена матрица соответствия между формой проведения учебного занятия и средствами коммуникации учебной деятельностью с дифференциацией их на аудиторные и дистанционные – матрица представлена в табл. 2.

Таблица 2.

Форма организации обучения

Средства коммуникации

Аудиторные

Дистанционные

Лекция

1, 3, 6

Лабораторная работа

7

1, 4, 7

Семинар

7

1, 6, 7

Практическая работа

7

1, 6, 7

Самостоятельная работа

7

1, 2, 3, 4, 6, 7

Контроль

5, 7

4, 5, 7

Курсовые и дипломные проекты

7

4, 6, 7

Консультация

1, 2, 3, 4, 6

В матрице приняты следующие обозначения технологических средств, посредством которых осуществляется коммуникация между преподавателем и студентами (согласно табл. 1):

1 – голосовой и видео- чат;

2 – текстовый чат;

3 – графический чат;

4 – электронная почта;

5 – дистанционный компьютерный контроль;

6 – текстовый форум;

7 – учебный сайт дисциплины.

Совокупность вариантов коммуникации, представленных в табл. 2, можно рассматривать как систему, поскольку она обеспечивает комплексное и полное решение задач дистанционного управления учебной деятельностью студентов. При построении плана изучения дисциплины, а также при разработке ее содержательного наполнения преподаватель должен учитывать указанные выше способы коммуникации и их дидактические возможности. Как уже отмечалось, данный вывод справедлив для любых учебных дисциплин, что обеспечивает общность предложенного подхода.

Организация и результаты педагогического эксперимента

Для проверки справедливости теоретических положений исследования нами была проведена экспериментальная работа, суть которой состояла в следующем.

Для ряда учебных дисциплин, относящихся к группе computer science (математика, дискретная математика и теория вероятностей) был разработан информационный учебный сайт со структурой, представленной на рис. 2. Электронный учебно-методический комплекс включал материалы для теоретических занятий, указания по решению задач (с образцами решения), сборник индивидуальных заданий по всем темам дисциплин, материалы для дистанционного тестирования. С технологической точки зрения сайт предусматривал возможность размещения на нем учебной информации и доступа к ней студентов (в том числе, с ее копированием), текстовые чат и форум, сервис передачи от студента преподавателю электронного письма. Наряду с сайтом, для связи со студентами преподаватель использовал программу Skype, обеспечивавшую голосовой и видео-чат, а также использование электронной доски.

В 2004-05 и 2005-06 уч. году обучение студентов Колледжа Иудеи и Самарии (специальности: инженер-электрик, математика и компьютерные науки) перечисленным выше дисциплинам велось традиционным образом без применения средств дистанционного взаимодействия преподавателя и студентов – результаты обучения этих студентов были использованы в качестве контрольных (2004-05 уч. г. – КГ-1; 2005-06 уч. г. – КГ-2). В 2006-07 уч. году при обучении математическим наукам система дистанционной коммуникации активно использовалась как преподавателем, так и студентами – данные этого года рассматривались в качестве экспериментальных (ЭГ).

В соответствии с принятыми в колледже нормативами, на каждом курсе и каждой специальности обучалось по 81 человеку; таким образом, общее количество обучаемых, принявших участие в экспериментальной части исследования, составило около 500 чел. Было проведено сопоставление конечных результатов освоения дисциплин в контрольных и экспериментальных группах. В качестве показателя успешности освоения дисциплины было принято количество баллов (по 100-балльной шкале), набранных студентом по итогам выполнения заключительного теста. Помимо этого, со студентами экспериментальных групп было проведено анкетирование с целью выяснения их отношения к дистанционным формам коммуникации с преподавателем и их оценки эффективности данных форм.

Нами были получены следующие основные результаты:

  1.  Сопоставление результатов обучения дисциплинам computer science в контрольных и экспериментальных группах одной специальности производилось с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты для специальности «Компьютерные науки» представлены в табл. 3а, для специальности «Инженер-электрик» – в табл. 3б. Граничное значение             t-критерия, с которым производилось сравнение, составляло tкр = 1,98. Обработка велась средствами пакета MS Excel. В таблицах приняты следующие обозначения:

<X> – средний балл по 100-балльной шкале, полученный студентами группы за итоговый экзамен по данной дисциплине; минимальным положительным результатом являлось получение 60 баллов;

tКГ1-КГ2 – значение t-критерия Стьюдента при сопоставлении результатов КГ-1 и КГ-2;

tКГ2-ЭГ – значение t-критерия Стьюдента при сопоставлении результатов КГ-2 и ЭГ.

Таблица 3а. Сопоставление результатов для специальности «Компьютерные науки»

Дисциплина

Математика

Дискретная математика

Теория вероятностей

Группы

<X>

tКГ1-КГ2

tКГ2-ЭГ

<X>

tКГ1-КГ2

tКГ2-ЭГ

<X>

tКГ1-КГ2

tКГ2-ЭГ

КГ-1

77,4

1,07

78,3

1,30

77,4

0,83

КГ-2

75,5

3,47

80,5

1,73

78,8

4,50

ЭГ

83,5

83,5

86,0

Статистически достоверное различие

нет

есть

нет

нет

нет

есть

Таблица 3б. Сопоставление результатов для специи=альности «Инженер-электрик»

Дисциплина

Математика

Дискретная математика

Теория вероятностей

Группы

<X>

tКГ1-КГ2

tКГ2-ЭГ

<X>

tКГ1-КГ2

tКГ2-ЭГ

<X>

tКГ1-КГ2

tКГ2-ЭГ

КГ-1

73,9

1,00

74,5

3,05

76,4

0,39

КГ-2

76,0

4,38

66,5

7,22

77,3

5,37

ЭГ

83,5

84,0

89,0

Статистически достоверное различие

нет

есть

есть

есть

нет

есть

Анализ приведенных данных позволяет заключить, что почти для всех дисциплин обеих обследованных специальностей отсутствует статистически достоверное различие показателей КГ-1 и КГ-2. Это свидетельствует о неизменности уровня успешности обучения при использовании только традиционной методики обучения. В то же время, статистически достоверным оказывается превышение показателей ЭГ над КГ-2, что мы связываем с позитивным влиянием дистанционной коммуникации преподавателя и студентов.

  1.  С помощью 2-критерия Пирсона было проведено сопоставление характеров распределения студентов контрольных и экспериментальной групп в конце обучения по уровням успешности освоения (градации 60-70 баллов, 71-80, 81-90 и 91-100). Типичные диаграммы представлены на рис. 3а и 3б.

Рис. 3. Распределение студентов по градациям успешности освоения

дисциплины «Математика» для специальностей:

(а) «Компьютерные науки»; (б) «Инженер-электрик»

Значения 2-критерия Пирсона для всех дисциплин и специальностей представлены в табл. 4. Для выбранных 4-х градаций признака, критическое значение (2)кр = 7,815. Из сопоставления экспериментальных значений с критическим делалось заключение о существовании («есть») или остутствии («нет») статистически достоверных различий в характерах распределения студентов по градациям успешности.

Таблица 4. Значения 2-критерия Пирсона

Специальности

Дисциплина

Компьютерные науки

Инженер-электрик

КГ-1 и КГ-2

КГ-2 и ЭГ

КГ-1 и КГ-2

КГ-2 и ЭГ

Математика

4,805

нет

13,26

есть

5,736

нет

21,39

есть

Дискретная математика

7,910

есть

14,76

есть

7,273

нет

36,10

есть

Теория вероятностей

3,847

нет

16,02

есть

4,741

нет

24,61

есть

Анализ данных, представленных на рис. 3а и 3б (для наглядности помимо диаграмм построены огибающие кривые), а также данных в табл. 4, позволяет заключить, что между КГ-1 и КГ-2 статистически значимого различия в распределениях студентов по градациям успешности освоения не обнаружено для обеих обследованных специальностей. Следовательно, традиционные подходы к организации обучения не приводят к какому-либо заметному повышению его качества. Напротив, сопоставление данных для КГ-2 и ЭГ свидетельствует о существовании достоверного различия распределений. Различие это состоит в том, что распределение для ЭГ смещается в сторону более высоких показателей освоения. Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о более высоком качестве обучения, фиксируемого в экспериментальных группах.

  1.  Студентам экспериментальных групп была предложена анонимная анкета (количество опрошенных составляло 150 чел.), содержавшая 7 вопросов; результаты ответов на некоторые из них представлены ниже:

Вопрос 1: Как Вы считаете, необходимо ли внедрение в учебный процесс Вашего колледжа технологий удаленного взаимодействия преподавателя и студента?

Да    50%

Нет     40%

Затрудняюсь ответить 10%

Вопрос 2: Как часто Вы пользуетесь различными формами дистанционного взаимодействия студента и преподавателя.

Постоянно     79%

Несколько раз в течение семестра  14%

Один-два раза      2%

Не пользуюсь вообще     5%

Вопрос 3: В каких учебных ситуациях Вы использовали дистанционную связь с преподавателем?

При подготовке к поступлению в колледж       1%

Для «выравнивания» своих знаний до требуемого в колледже уровня  65%

В текущей учебной работе        31%

При подготовке к контрольным работам, экзаменам      3%

Не использую никогда          0%

Вопрос 4: Как Вы считаете, используемые в Вашем колледже формы дистанционного взаимодействия студента и преподавателя способствуют более успешному освоению учебных дисциплин

Да, безусловно  93%

Скорее «Да», чем «Нет» 2%

Скорее «Нет», чем «Да» 2%

Нет    3%

Затрудняюсь ответить 0%

Вопрос 5: Если Вы испытываете удовлетворение от своей учебы, то связано ли оно с использованием в учебном процессе дистанционных технологий взаимодействия студента и преподавателя?

Да  41%

Отчасти 46%

Нет  13%

Анализ анкет выявляет некоторые противоречия в ответах. Например, в ответах на Вопрос 1 около 50% ответивших не считают, что дистанционные формы взаимодействия преподавателя и студентов необходимо развивать. Однако из ответов на Вопросы 2 и 3 следует, что не пользуются этими формами не более 5% студентов. Подавляющее большинство студентов (93%) считают, что дистанционная коммуникация безусловно способствует успешному освоению учебной дисциплины. Более 87% респондентов отмечают, что Интернет-коммуникация с преподавателем в большей или меньшей степени обеспечивают удовлетворение от процессе обучения и его итогов. В целом студенты весьма положительно оценивают применение средств дистанционной коммуникации с преподавателем и отмечают полезность их использования в учебном процессе колледжа.

Таким образом, можно считать, что наше исследование убедительно доказало возможность и целесообразность применения средств Интернет-коммуникации для управления учебным процессом со стороны преподавателя и полностью подтвердило исходную гипотезу. Поскольку данная гипотеза не содержала положений, относящихся к конкретным дисциплинам, специальностям или вузам, мы полагаем, что имеются все основания для обобщения предложенных подходов и ожидания подобных же результатов при изучении любых иных теоретических дисциплин в любых вузах (в частности, в российских) при условии комплексного использования преподавателем сетевых коммуникационных возможностей.

Библиография

  1.  Использование НИТ в преподавании математики

http://www.nerungri.edu.ru/muuo/pweb/rmenu/matem/kurs/1.html

  1.  Кудрявцев Л.Д., Кириллов А.И., Бурковская М.А., Зимина О.В.                О тенденциях и перспективах математического образования // http://conferens.sumdu.edu.ua/dl2004/ua/date/seminar/2004_01_22/article/ o_tendenciyah_i_perspectivah.doc
  2.  Портал «Обучение за рубежом. Израиль.»

http://www.abroad.ru/reference/ref_country/israel

  1.  Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. 288 с.
  2.  Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил.


Государственные образовательные стандарты

off-line

Электронная библиотека

Общая учебная

информация

Общее управление

учебным процессом

Технологическое

обеспечение

ормативные

документы

Организация

уч. занятий

Сервисы

коммуникации

Программное

обеспечение

Рабочий

учебный план специальности

График учебного процесса

График

контрольных мероприятий

Расписание учебных занятий

Учебные

дисциплины:

УД 1

УД 2

УД N

Учебный сайт специальности

Учебный сайт

дисциплины 1

on-line

Учебное

Коммуника-ционное

Учебный сайт

дисциплины 2

Учебный сайт

дисциплины N

Программа дисциплины.

Конспект лекций.

Учебное пособие.

Хрестоматия.

Материалы к семинарским

  (практическим) занятиям.

Сборник индивидуальных

  заданий для самост. работы.

Формы отчетности по итогам

   самостоятельной работы.

Материалы для самоконтроля.

Учебно-методический

комплекс

Управление

изучением дисциплины

Сайт учебной дисциплины

График изучения дисциплины.

Указания по способам

   коммуникации с преподават.

График проведения аудиторных

   учебных занятий и сетевых

   мероприятий.

График индивидуальных

   и групповых консультаций

   (аудиторных и сетевых).

График представления отчетов

   по самостоятельной работе.

Содержание и требования

   итоговой аттестации

(б)

(а)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82823. Экономическое развитие Древней Греции и Рима 34.45 KB
  Основными источниками пополнения рядов рабов были: 1 военнопленные и захваченные в плен мирные жители; 2 продаваемые правящей аристократией варварских народов соплеменники; 3 рожденные рабами дети; 4 люди захваченные пиратами и похитителями.
82824. Организация работы на посту сезонного технического обслуживания автомобилей 22.28 KB
  Организация работ по техническому обслуживанию легковых автомобилей строится в зависимости от их принадлежности к государственному или индивидуальному сектору. Организация работ по техобслуживанию автомобилей может быть бригадной или агрегатно-участковой.
82825. Химия в экстремальных и экзотических условиях 60.5 KB
  Современная химия расширяя свои горизонты активно вторгается в области которые для классической химии не представляли интереса или были недостижимы. Лазерные ударные волны в химии средство исследования поведения вещества в экстремальных условиях....
82826. Университеты мира 136 KB
  В большинстве Университетов Великобритании высшее образование получают в течение 3-4 лет и все оценки за экзаменационные, научные и другие творческие работы выставляются по 100 балльной шкале. На каждом курсе, как правило, обязательными являются 4 предмета.
82827. Международные организации по стандартизации 72.97 KB
  В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации ИСО Международная электротехническая комиссия МЭК и Международный союз электросвязи МСЭ. Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации...
82828. Індійська філософія 194.13 KB
  Аспект часу в історії філософської думки Індії завжди відігравав лише підпорядковану роль. Тому немає історії індійської філософії, а будь-яка історична періодизація розглядалася як умовність. Але філософія залишається невід’ємною частиною життя індійця - завжди сучасною і завжди життєво...
82829. Гироскопы и их применение 269.5 KB
  В данном случае он представляет собой тяжелое дискообразное тело, способное вращаться с малым трением вокруг закрепленного центра масс. Оправа состоит из двух колец: внутреннего и наружного. Ось вращения гироскопа проходит через его центр масс и закреплена в подшипниках, расположенных во внутреннем кольце.
82830. Взаимосвязь здоровья и работоспособности студентов 41.8 KB
  Цель работы –- изучить взаимосвязь здоровья и работоспособности студентов. Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к ним. В результате каждая из популяций приобретает свою характерную структуру здоровья определяемую степенью её адаптации к условиям среды.
82831. Право и мораль 48 KB
  Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлении. Мораль регулирует взаимоотношения между людьми во всех сферах общественной жизни. Она имеет «вездесущий, всепроникающий характер».