15745

Панорамный подход к проектированию педагогического исследования

Научная статья

Педагогика и дидактика

Панорамный подход к проектированию педагогического исследования Владимир ЗАГВЯЗИНСКИЙ Статья которую мы вам предлагаем носит сугубо методологический теоретический характер. Но в то же время вдумчивому исследователю она раскрывает чёткий алгоритм действий в пои...

Русский

2013-06-17

104.5 KB

1 чел.

Панорамный подход к проектированию педагогического исследования

Владимир ЗАГВЯЗИНСКИЙ,

Статья, которую мы вам предлагаем, носит сугубо методологический, теоретический характер. Но в то же время вдумчивому исследователю она раскрывает чёткий алгоритм действий в поиске темы, проблемы исследования. И в этом плане подтверждает мысль забытого ныне классика: «Ничего нет практичнее хорошей теории».

Ознакомьтесь, пожалуйста, с этой глубокой научной публикацией, богатой мыслями, написанной чистым русским языком.

Успех исследования во многом предопределяется качеством выполнения его первого, очень ответственного и трудного постановочного этапа. На этом этапе полезно разрабатывать прикладной, эскизный проект всего исследовательского процесса. Полезно с самого начала, уже при определении темы и проблемы, представить себе, пусть ещё довольно приближённо, цели поиска, планируемые результаты и маршрут движения к этим результатам. Иными словами, нужно попытаться уяснить, что искать, зачем это нужно, где искать и как осуществить поиск. Речь идёт о выстраивании объёмной картины, мысленного проекта, логической канвы, маршрута поиска предстоящей работы. Философы, нейрофизиологи и психологи давно установили, что особенностью человеческой психики являются возможность предвидения, так называемого опережающего отражения действительности. Именно такое отражение делает деятельность человека, и, в первую очередь, исследовательскую, целенаправленной, осознанной, а, следовательно,  эффективной. Появляется возможность сверять достигнутое на определённом этапе с тем, что задано, осуществлять коррекцию продвижения к цели, а это если и не гарантирует от ошибок, неэффективных вариантов, то значительно поднимает вероятность его успешного проведения. Вот почему мы полагаем, что осуществляя постановочный этап исследования, полезно выполнить прогностическое опережающее отражение всего исследования в целом, панорамное обозрение всего исследовательского поля, увидев, пусть пока не совсем чётко, и весь маршрут, и то, что должно быть получено в результате. Вот почему от начинающих исследователей мы требуем уже с начала работы два основных документа: проект исследования и план изложения его результатов. Особое значение мы придаём первому документу и настойчиво работаем над ним с аспирантами и соискателями. Опыт показал эффективность такого построения исследовательского поиска. В дальнейшей работе это во многом определяет два варианта подхода к выполнению всего комплекса исследовательских процедур и изложения результатов: целостный план и фрагментарный. Первый вариант более выигрышный, но не всегда удаётся осуществлять начинающим исследователям, тогда правомерен второй вариант с возможностью перехода на первый по мере созревания для этого условий и предпосылок. Первый вариант эффективен в том случае, если исследователь (соискатель) уже в определённой мере овладел материалом, разобрался в нём с позиций принятых им теоретических подходов. Если же тема и материал новы для исследователя и он ещё не овладел материалом и способами работы с ним, целесообразно, осуществив на достигнутом ему уровне указанные ниже обязательные шаги, двигаться сначала фрагментарно: изучение литературы, опыта, истории вопроса, подбор диагностических методик, проведение констатирующего поиска и т.д. В таком случае в дальнейшем целесообразно вернуться к идее и попыткам панорамного обозрения всего исследования по мере овладения материалом предстоящего поиска.

Собственно постановочный этап включает следующие логически выстроенные и по существу уже традиционные шаги, раскрыть которые необходимо по возможности содержательно в проекте исследования:

  •  Осознание затруднений практики, предварительное ознакомление с литературой и опытом их преодоления.
  •  Выбор и обоснование темы и проблемы исследования.
  •  Выбор и истолкование ведущих  категорий и понятий (понятийно-терминологической базы) исследования.
  •  Определение объекта и предмета поиска.
  •  Констатация (установление) исходных, не удовлетворяющих современным требованиям фактов.
  •  Формирование и формулирование целей и задач преобразования исходных фактов и ситуаций в потребные, желаемые.
  •  Поиск и отбор теорий, концепции, теоретических положений, рекомендаций на основе которых можно преобразовать имеющуюся ситуацию, приблизить её к желаемой (теоретическая база, платформа исследования).
  •  Выдвижение предполагаемых (пусть в первом приближении) идеи преобразования, его замысла и гипотезы - предположения о возможных путях и способах получения искомого результата.
  •  Разработка примерного варианта программы исследовательских действий по проверке выдвинутой гипотезы.
  •  Подготовка  (подбор, разработка, модернизация, выстраивание) инструментария (методик, технологий, анкет, опросников и т.д.).
  •  Выбор мер по подготовке носителей предполагаемых нововведений (программы, пособия, новые технологии, средства) и субъектов (педагоги, воспитатели, психологи,  родители) как агентов новшеств
  •  Определение факторов риска.
  •  Выбор и разработка критериев успешности нововведений, показателей индикаторов (измеряемые показатели) и методик их использования.

Однако требование панорамного объёмного обозрения всей процедуры поиска и его конечных результатов приводит к необходимости осуществления ещё ряда исследовательских шагов, а именно:

  •  определение видов и, если есть возможность, содержания предполагаемых результатов;
  •  определение новизны и значимости получаемых результатов (теоретической и практической);
  •  определение условий и порядка использования полученных результатов в теории и практике.

При реализации всего набора процедур нужно учитывать положение о двух аспектах исследовательской работы - теоретическом и практическом. Они очень тесно связаны, взаимопроникают друг в друга, но их нельзя спутывать, произвольно переходить от одного к другому. Признавая, что практика - основной заказчик педагогических результатов, источник тех или иных задач и затруднении и основной «потребитель» результатов, мы, тем не менее, подчёркиваем, что в исследовании основным аспектом является теоретический. Он может выступать на разных уровнях обобщения: эмпирическом, непосредственно вытекающим из практики, обобщающим её данные, и собственно теоретическом (абстрактно - логическом), когда достигаются обобщения более высокого уровня, выявляются неявные связи, скрытые закономерности, открывается возможность познать сущность явлений и процессов, их внутреннюю структуру, факторы и источники развития. Обратимся к примеру: высокая успеваемость, хорошая подготовка к экзаменам, общественная активность школьников - это вероятный практический результат образовательного процесса. Сравнительная эффективность разных систем и методов обучения, способов возбуждения и поддержания интереса к учению, наиболее рациональный порядок повторения и упражнений, построение системы обучения на основе дедукции, способы осуществления индивидуального подхода на основе типологической дифференциации, условия становления школьника как полноценного субъекта учебного процесса - всё это примеры теоретических результатов совершенствования обучения.

Практические результаты могут служить убедительными доказательствами состоятельности теоретических подходов, если доказана их зависимость именно от теоретических моделей и воплощающих их методик и технологий.

Важнейшим признаком подлинного исследования является наличие новизны хотя бы в некоторых его элементах и обязательно - в выводах. Заявка на поиск новизны обозначается уже при выборе темы и обосновании её научной и практической актуальности.
Очень кратко охарактеризуем обязательные (традиционные) шаги (компоненты) постановочного этапа исследования.

Выбор темы исследования, а точнее - работа над её формированием и формулированием - один из самых ответственных, ключевых аспектов исследования. Тему нецелесообразно просто поручить или предложить начинающему исследователю.

Тема должна вызреть у самого потенциального автора, обозначиться в его опыте, его поисках. Тему нужно, если хотите, выносить, выстрадать, ею нужно заболеть и одновременно вдохновиться. Другое дело, что не всякая тема, предложенная соискателем, окажется актуальной, не всякая может быть разработана в данном исследовательском коллективе, у каждого коллектива есть свои традиции, свой профиль, свои планы работы. Многие темы нуждаются в уточнении, доработке, своего рода методической «огранке».

Актуальность темы определяется двумя факторами: степенью общественной востребованности решения определённой проблемы и уровнем готовности образования к разрешению возникших проблем, к тому, чтобы дать ответ на запросы времени. Чем более назрела общественная потребность, чем более она осознана, тем тема и проблема актуальнее. От уровня готовности теории и практики к необходимым преобразованиям зависит и характер выполнения социального заказа. Если теория не созрела, а социум требует, практики (прежде всего педагоги-новаторы) сами ищут пути и способы решения, тогда преобладает эмпирический способ разработки темы. Если в теории уже созданы предпосылки для разработки определённых направлений решения проблем, может преобладать теоретический поиск с последующим внесением его результатов в практику. Весьма продуктивен совместный поиск учёных и практиков, который снимет пресловутую проблему «внедрения научных достижений». Актуальность многих тем оказывается долговременной, непроходящей, хотя и по-разному проявляющейся в разные исторические эпохи. Она связана, в частности, с долговременными приоритетами гуманистических ценностей перед технократическими, здоровья и жизни человека над иными целями его развития, воспитания в общей системе образования и т.д. Таковы и «вечнозелёные» темы, связанные с перегрузкой учащихся, воспитанием в переломные возрастные периоды, поиском более эффективных средств освоения новой для конкретного человека информации, осознанием смыслов, соотношением паритетных в образовании векторов (направлений, путей и условий становления человека): физического и умственного развития, алгоритмизации и творчества, гуманитарного и технологичного начал в содержании изучаемого и в характеристиках мышления, традиционного и инновационного в образовательных системах и многие другие.

Актуальность многих тем связана с изменением социальной ситуации, сменой культурных эпох. В этих условиях рождается и новая тематика (и проблемность) исследований или изменяется их трактовка. В настоящее время совершается переход к эпохе постиндустриальной культуры, что сделало актуальной тематику, связанную с освоением новых информационных технологий, открыло новые возможности развития человека, а поэтому определило актуальность тем и проблем развивающего влияния средств трансляции информации, поликультурных коммуникаций, глобализации культурных ценностей и утверждения национальной самобытности в культуре и образовании. Возникли новые риски утраты части культурного наследия, в частности книжной культуры, и темы, связанные с поиском путей минимизации этих рисков средствами образования.

Возникает и своеобразная конъюнктурная актуальность, связанная со своеобразием социально-экономической ситуации в развитии общества, например, спросом на определённые профессии, на решение экономических, валеологических проблем, вопросов всеобщего образования, преодоления безнадзорности и беспризорности детей и подростков, специфическим обострением проблем преемственности поколений, стыковки разных уровней образования. Конъюнктурная актуальность может приобретать спекулятивные формы, перерастать в ажиотажный спрос, намного превышающий реальные потребности. Таков в последние годы спрос на профессии юристов, экономистов, менеджеров, финансистов и темы, связанные с их подготовкой.
Любая тема должна быть проблемной, содержать её в явном (сформулирован ном) или неявном виде, обнаруживающемся при истолковании темы. Проблему в науке определяют как конкретное знание о незнании, она предполагает поиск и содержит то противоречие, разрешение которого может составить предмет поиска. В отличие от цели исследования проблема обозначает не только то, что необходимо найти, но и то, где следует искать. Она должна высветить пробелы в знании, лакуны в известной нам сфере, обозначить вероятностный вектор поиска.
Говоря кратко, тема должна быть объективно важной и злободневной, проблемной, субъективно значимой, достаточно инструментальной, чётко и вразумительно сформулированной.
Попытаемся на конкретных примерах раскрыть содержание двух ведущих требований — актуальности и проблемности при работе над темой исследования, памятуя, что они взаимодействуют и взаимно проникают друг в друга. Актуальное исследование всегда проблемно. А проблемное всегда актуально. При выборе, уточнении, конкретизации, ограничении темы нельзя не обратиться к лежащей в её основе проблеме, а работа над проблемой определяет и изменяет формулировку темы.

Где искать, как нащупать и выявить проблемность? Прежде всего, это проблемы, связанные с сущностью процессов обучения и воспитания. В связи с изменяющейся ситуацией, новым уровнем требований, информационной нагрузкой, развитием средств коммуникаций и другими обстоятельствами постоянно обостряются, как-то временно разрешаются и обостряются вновь противоречия между требованиями общества к подготовке выпускника, гражданина, работника и реальным уровнем их подготовки, между растущим потоком информации и возможностями их освоения, между относительно быстрее и успешнее достигаемым уровнем обученноcти и более трудно и не сразу достижимым уровнем воспитанности и т.д.
К числу таких «вечнозелёных» тем относятся темы, связанные со здоровье-сбережением, духовно-нравственным воспитанием, качеством знаний и умений учащихся, финансовым обеспечением образования, учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и др.
Актуальность многих тем связана с особой остротой отдельных проблем в данный период пли в отдельных регионах, типах поселений (Крайний север, сельская местность, специфическое социальное окружение и др.).

Проблемность и острая актуальность многих тем связана с обострением социальной ситуации, крупными социально-экономическими трансформациями. Таковы темы и проблемы воспитания толерантности и поликультурной коммуникабельности, социальной мобильности, соотношения светского и религиозного воспитания, преемственности духовных традиций, условий эффективной социализации и ресоциализации детей и молодёжи, семейного воспитания и многие другие.

Много проблем возникает и в связи с использованием новых идей, подходов и технологий. Среди них немало модных, популярных и достаточно «замыленных» тем, что вовсе ещё не говорит о том, что найдены и использованы эффективные решения.

Среди такого рода тем и проблем можно выделить:

  •  Развивающие возможности новых образовательных (в т.ч. информационных) технологий.
  •  Компетентностный подход к целям и содержанию образования.
  •  Профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы.
  •  Условия и механизмы подготовки обучающихся (воспитанников) к самореализации и самоопределению.
  •  Условия и механизмы ценностного и смыслового самоопределения школьников.
  •  Комплексный мониторинг эффективности образования.
  •  Комплексный мониторинг педагогических инноваций.
  •  Методики измерения воспитанности, степени реализации человеческого потенциала.
  •  Формирование развивающей среды образовательного учреждения.
  •  Критерии эффективности инвестиций в образование (с учётом экономических, социальных и индивидуально-личностных показателей) и многие другие.

Проблемы часто возникают на стыках, при сопряжении разных тенденций, сторон, требований, реализуемых в образовании. Их решение зачастую как раз оказывается наиболее продуктивным. Такова, например, проблема состояния традиционных и инновационных образовательных технологий, предметного и компетентностного подходов к содержанию образования, сопряжения воспитания толерантности и национальной идентичности, гуманитарного и естественнонаучного мышления, общей и профессиональной культуры, алгоритмизации и творчества, коллективных подходов и индивидуального развития в воспитании и обучении, менеджерской и психолого-педагогической подготовки руководителей в сфере образования.
Многие из давно и многократно исследованных тем приобретает новое «дыхание», актуальность, свежесть и конкретность, если указан новый подход, аспект, иной поворот или иной способ решения. Например:

  •  Уличная социальная работа как способ ресоциализации дезадаптированных детей и подростков.
  •  Типологическая дифференциация как условие формирования классов.
  •  Соотнесение социальной и экономической эффективности образования.
  •  Требования к учебной литературе в условиях форсированной информатизации.
  •  Образование как феномен культуры и сфера услуг.
  •  Сравнительная эффективность бюджетного и оплачиваемого потребителями (заказчиками) образования.
  •  Соотношение государственного регулирования и творческой инициативы исполнителей в реформировании образования.
  •  Социальные и педагогические резервы повышения эффективности начального и среднего специального образования.
  •  Взаимодействие высшего профессионального и корпоративного образования.
  •  Модернизация образовательных систем в условиях социальных трансформаций.
  •  Социальное партнёрство и его роль в реформировании образования.
  •  Перспективы развития открытого образования.
  •  Сетевой подход к организации профильного образования.
  •  Педагогическое моделирование в образовательном процессе.
  •  Прогнозирование, моделирование и проектирование развития образовательных систем (региона, муниципалитета, города и т.д.).

Очень важно проводить локализацию и конкретизацию выбранной темы. Эти действия связаны с установлением и обоснованием границ поиска, с размежеванием темы поиска с близкими темами. Например, тема «Нравственное воспитание подростков» явно очень широка, а указание, в каком направлении, на каком материале она будет осуществляться, совершенно необходимы. Тогда тема может звучать конкретнее: «Нравственное воспитание подростка средствами изобразительного  искусства»  или «Социокультурная практика как средство нравственного воспитания подростков».

Определение исходных позиций исследования.  Следующий этап осуществления панорамного подхода - это выделение объекта и предмета исследования. Понятия эти всегда должны быть соотнесены  между  собой.  Объект - сфера, выделенная для исследования.  Предмет - те связи, отношения, зависимости,  корреляции,  закономерности, которые предстоит выяснить, установить, определить в процессе исследовательского поиска. Нередко в качестве объекта определяют учреждение, объединение, форму. Но точнее и достовернее за объект исследования брать определенный процесс становления, развития, изменения, ибо все явления в образовании динамичны, а связи внутри динамических систем и составляют предмет поиска. Совершенно недостаточно, как это нередко делается, в качестве предмета указывать на то, что уже обозначено в наименовании темы.  Предмет  должен не повторять, а раскрывать тему,  он должен нацеливать на поиск и истолкование источников и закономерностей возникновения, функционирования и развития процессов или феноменов.

Далее уместно определиться с таким важнейшим инструментом всей поисковой работы, как понятийно-терминологический аппарат, составить своего рода  понятийную  матрицу  исследования,  выделив в ней ключевые аспекты (категории) и связанные с ними другие ведущие понятия, содержание и смысл которых достаточны для осознанного проведения исследовательской работы, функционирования процесса и изложения его результатов.

Иными словами, необходимо создать необходимую и достаточную понятийную базу исследования, пояснив при этом смысл тех терминов, значение которых многозначно и, если необходимо, ввести новые термины, приведя обоснования их введения и раскрыв их содержание.

Очередной этап - создание фактологической базы исследования. Необходимо выделить наиболее характерный, обобщающий многие частные данные факт или несколько фактов, отражающие те затруднения, то в чём-то не удовлетворяющее общество и самого исследователя, выступающего его агентом, состояние, которое необходимо преобразовать. Необходимо учитывать, что научно установленный факт отличается от содержания понятий «явление», «событие», «данность». Факт - это уже первично обобщённые и истолкованные в плане принятой научной теории или концепции события или явления. Научным фактом можно считать, например, катастрофическое падение здоровья детей, депопуляцию, коммерционализацию образования, рост престижа материальных ценностей в ущерб духовным и многое другое. Исходными фактами могут выступать не только негативные, но и позитивные факты, например, быстрое распространение новых средств коммуникаций, возросшая информированность и интеллектуальное развитие младших школьников.

Чтобы осуществить следующий шаг - определить цели и задачи исследования, необходимо смоделировать, представить мысленно или найти уже существующие в действительности факты и ситуации, отвечающие назревшим потребностям. Особую роль - роль перспективного эталона играет идеал - представление о предельно полном воплощении стремлений и желаний. Такой идеал - ориентир полезен для определения направления планируемых продвижений, но конкретной целью должны быть достижимые результаты с учётом реальных возможностей, имеющегося потенциала и ресурсов. Достижение полной гармонии интересов государства и конкретной личности - это идеал, а конкретные цели движения к этому идеалу в образовательной сфере могут быть связаны с перестройкой жизненного опыта человека, выявлением в нём потенциала успешности и созданием условий для формирования социально успешной личности, с созданием возможностей для успешного старта в обучении всех первоклассников, с обеспечением доступности образовательных услуг для всех, в том числе менее социально защищенных слоев населения.

Задачи исследования представляют собой процессуальную конкретизацию целей, обеспечивающую их поэтапную реализацию. Чаще всего выдвигается три группы задач: первая связана с изучением ситуации, диагностикой достигнутого уровня, опыта предшествующих преобразований; вторая - с созданием теоретической базы, прогнозированием, моделированием, проектированием и реализацией задуманных проектов; третья - с проверкой, интерпретацией полученных результатов и их введением в более широкую практику.

Необходимым основанием для формирования теоретической базы (концептуальной платформы) исследования является выбор ведущей психолого-педагогической теории (возможны и её дополнения иными концепциями и подходами) и чёткое изложение ведущих теоретических как исходных (базовых) позиций для поиска. Это может быть, например, теория личностно-ориентированного обучения или концепция диалога культур, учение о соотношении значения и смысла (А.Н. Леонтьев), развитии творческих способностей (A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарёв и др.). Скажем, для тем, связанных с педагогическими проблемами информатизации, могут быть выбраны следующие базовые положения:

1. Новые информационные технологии (НИТ) не изменяют основные традиционные гуманистические ориентиры образования, его продуктом по-прежнему остаётся развитая, готовая к активной жизни в изменяющемся мире личность, но современная ситуация требует особого внимания формированию информационной компетентности, креативности, конкурентоспособности,   социальной мобильности.

2. НИТ дают более эффективный инструментарий для поиска, трансляции, трансформации информации, её освоения и практического использования.

3. Необходимо взаимообогащение систем традиционного и инновационного образования с привлечением в НИТ элементов проблемного поиска, диалога, исследования, ситуативных обучающих игр.

4. НИТ значительно расширяют поле выбора, возможности привлечения информационных ресурсов для поиска, просчёта вариантов, саморегуляции, развития конструктивного мышления.

5. В системе дистанционного и Интернет-обучения можно частично заменить мультимедийными средствами и средствами общения через видеосвязь живое общение, однако делать это нужно осторожно, ибо эффект живого общения обладает многими воспитывающими и развивающими возможностями, пока не воспроизводимыми с помощью технических средств.
В систему базовых положений могут входить и принятые научным сообществом аксиомы и положения, которые требуют проверки и доказательств.

Проделанная работа подводит исследователя к центральному звену, сердцевине научного поиска - рождению идеи, возникновению замысла. От того, удастся ли продуцировать новую достаточно конструктивную идею, воплотить эту идею в реальный замысел и корректную гипотезу, решающим образом зависит успех исследования, его состоятельность. Пока нередко подлинное исследование заменяется имитацией, подделкой, когда внешние атрибуты его присутствуют, а поиск нового решения (пусть даже не всегда удачный) подменяется переименованием известного, переодеванием старого в новые словесные оболочки.

Конечно, следует иметь ввиду, что сразу «одолеть» это звено бывает трудно. Быть может, придётся пока ограничиться эскизным вариантом, первой прикидкой и возвращаться к этому вновь и вновь.

Идея - это мысль о способах перехода от известного, имеющегося (фактов, ситуаций) к новому, искомому, желаемому, от достигнутого качества образования и уровня реализации человеческого потенциала к тому, который сейчас востребован обществом, отвечает интересам семьи и отдельного человека.

Замысел - мысленное воплощение идеи в определённых формах и с помощью достаточных для такого воплощения методов и средств.

Гипотеза - предположение о необходимых действиях, преобразованиях, которые обеспечивают реализацию идеи и замысла.

Очень часто, особенно у исследователя-практика, замысел рождается раньше идеи, а сама идея включена в замысел. Так, идея комплексной реабилитации хронически больных детей и замысел их пролонгированного (с 4-х до 17 лет) образования, лечения и развития на основе авторского варианта лечебной педагогики в рамках образовательно-реабилитационно-развивающего Центра может быть выражена в  гипотезе о том, что воплощение указанного замысла позволит предотвратить инвалидизацию, получить стойкую ремиссию и  полноценное включение в жизнь этой, к  сожалению, все увеличивающейся категории детей и подростков, что даст в итоге и  экономию средств, и значительный социальный и личностный эффект. Гипотеза была убедительно подтверждена в опыте  Тюменского реабилитационного центра  «Крепыш». Однако нужно подчеркнуть, что далеко не все гипотезы всегда подтверждаются. Предположительный характер гипотезы исключает наполнение ee очевидными положениями, не нуждающимися в проверке и заранее «обречёнными» на подтверждение. Предполагается, что многие гипотезы должны уточняться, дополняться, а в некоторых случаях отклоняться как несостоятельные.

Гипотеза должна быть воплощена, проверена сначала мысленно, на основе воображаемых действий и ситуаций. Если результаты получаются отрицательными, риски усиливаются, то гипотезу и её  составляющие нужно реконструировать пли изменить. Для проверки гипотезы нужна разработка одного или нескольких вариантов её проверки, подготовка исследовательских материалов для каждого этапа исследования - методик диагностики и преобразования, опросников, анкет, шкал оценок, системы упражнений, блоков информации и т.д. Необходима также разработка мер профилактики возможных, заранее прогнозируемых рисков на основе определения «цены» предполагаемой выгоды от нововведения (как отразится на здоровье, на психологическом климате, не вызовет ли перегрузки, негативной реакции со стороны части родителей и т.д.). Нужно предусмотреть резервы для преодоления негативных влияний и тех рисков, которые не удалось предусмотреть.

Наконец, для слежения за процессом, его коррекции, выявления и оценки результатов нужно определить предполагаемую степень их новизны. Обозначим основные виды новых результатов:

Установлены факты, выявлены связи, отношения.
Раскрыто содержание новых понятий.
Установлены причинно-следственные связи.
Найдены новые закономерности.
Найдены новые более эффективные способы деятельности.
Обоснована концепция.
Обоснована теория.
Установлены соотношения, зависимости.
Отработаны методики.
Приводим термины (глаголы), позволяющие выявлять новизну результатов.
Термины для определения новизны
Установлена....
Обнаружена...
Уточнена...
Конкретизирована...
Дополнена ...
Доказана эффективность...
Раскрыта...

Далее необходимо представить, как полученные результаты изменяют понимание, углубляют смысл, меняют систему изложения теоретических положений педагогической науки.
Следует определить:

  •  как изменяют новые результаты существующие подходы, представления, принципы, методики;
  •  как влияют результаты на терминологический ряд и содержание понятий;
  •  какие новые перспективы развития теории (идеи, подходы, концепции и т.д.) открывает проведённое исследование.

Ниже приведены словесные формы обозначения теоретической значимости исследования. Теоретическая значимость исследования (использованы формулировки, предложенные екатеринбургским учёным А.С. Белкиным) может быть представлена в следующих выражениях:

Выдвинута (выдвинута и доказана) гипотеза о ...

Разработана (дополнена, углублена) концепция или теория, установлены принципы, предложены подходы.
Расширены представления о ...
Выяснены причины, факторы, закономерности.
Представлены доказательства...
Адаптированы для педагогики (понятия, подходы, методики).
Созданы предпосылки для решения проблемы (проблем).
Введены понятия.
Выявлены связи, корреляции.

Для большинства педагогических, а также социально-педагогических, психолого-педагогических, историко-педагогических, методических исследований важна их практическая значимость. В связи с этим необходимо чётко представлять себе адресата, которому будут полезны результаты и рекомендации исследования. Это могут быть органы управления федерального, регионального и муниципального уровня, руководители образовательных учреждений, педагоги, родители).

Для выявления практической значимости предстоящей (а на продвинутом этапе уже выполненной) работы следует определить:

  •  где, кем, с какими результатами предложенные рекомендации уже были использованы;
  •  какие практически ценные пособия, рекомендации, технологии, методики были разработаны и кому они переданы;
  •  какие условия необходимо создать для более широкого и продуктивного использования рекомендаций;
  •  какие вытекающие из данного исследования решения принять руководящим органами разного уровня для повышения доступности, эффективности и качества образования.

Литература:
Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. М. 2003
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.
Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Тюмень,
1993.
4.Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического
исследования - 4-е изд. М., 2007.
5.Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога - 4-е изд. М., 2007.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогика. Новый этап. М., 2006.
Краевский В.В. Общие основы педагогики - 2-е изд. М., 2005.
Слашёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46278. Особенности формального мышления в подростковом возрасте 12.74 KB
  Они завершают линию развития начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжавшуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода становлением конкретных умственных операций. На ранней фазе взросления этот процесс идет тремя путями: 1 развитие комбинаторики; 2 развитие пропозициональных операций; 3 появление гипотетикодедуктивного мышления. Если на стадии конкретных операций ребенок сортирует предметы только по признаку тождества или сходства теперь становится возможной классификация неоднородных объектов в...
46279. КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 12.68 KB
  Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого превращение ребенка в субъект действия. Под этим имеется в виду что в связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста оппозиции противопоставления себя другим невоздержания на языке семейного авторитарного воспитания. Объект полностью поглощает внимание ребенка. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит противоречие.
46280. Грамматический строй. Аспекты изучения. Структурные уровни языковой грамматики 12.57 KB
  Грамматика конкретного языка рассматриваемая в целом с точки зрения потенциальных связей и отношений в предложении со стороны модификации слова в предложении. Аспекты: оформление слова в данном предложении содержательная развитость грамматические парадигмы наличие артикля например порядок слов в предложении характеристика отношений между словами.
46281. Эгоцентрическая речь. Пиаже 12.47 KB
  Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения которую он не догадывается о том что вещи могут выглядеть иначе чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности отсутствие объективной меры вещей.
46282. The category of voice 12.45 KB
  There re two min voices in English: the ctive voice nd the pssive voice. The ctive voice indictes tht the ction is directed from the subject or issues from the subject thus the subject denotes the doer gent of the ction The pssive voice indictes tht the ction is directed towrds the subject. The ctive voice hs no specil mens of formtion.
46283. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возраст 12.38 KB
  Обучение и развитие в дошкольном возрасте Главный поднимаемый вопрос касается того что представляют собой программы для дошкольного сада чем они отличаются от программ для школы какое место они занимают в педагогической работе детского сада какого рода деятельность ребенка и с ребенком охватывают и разрабатывают эти программы. Отход от этих границ отражается на умственном развитии ребенка. Необходимо знать что процессы обучения находятся в зависимости от особенностей ребенка находящихся в зоне его ближайшего развития. Важнейшей...
46286. Интуитивное (дооператорное) мышление по Пиаже 12.16 KB
  Интуитивное дооператорное мышление по Пиаже. Дооператорное мышление стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 78 лет. Как и допонятийное символическое мышление из которого оно непосредственно вырастает интуитивное мышление продолжает развитие в направлении намеченном сенсомоторным интеллектом. Интуиция следовательно выступает и как образное мышление.