15755

РУССКИЙ РОК: К ПРОБЛЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕФИНИЦИИ

Научная статья

Литература и библиотековедение

О.Э. НИКИТИНА Тверь РУССКИЙ РОК: К ПРОБЛЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕФИНИЦИИ Изучение русского рока как национального варианта общекультурного феномена является сравнительно новой сферой научного интереса. Большинство исследований в этой области посвящено решению проблем час

Русский

2013-06-18

75.5 KB

14 чел.

О.Э. НИКИТИНА

Тверь

РУССКИЙ РОК: К ПРОБЛЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕФИНИЦИИ

Изучение русского рока как национального варианта общекультурного феномена является сравнительно новой сферой научного интереса. Большинство исследований в этой области посвящено решению проблем частного характера, то есть тот или иной вопрос рассматривается на материале творчества определенного автора или группы авторов. В силу разных причин к общетеоретическим проблемам обращаются крайне редко. Конечно, дать универсальное определение русского рока не представляется возможным, поскольку «современный русский рок – сложное, многоуровневое и эклектическое образование»1, и найти минимальное количество признаков, которые исчерпывающим образом обозначили бы его границы и определили его сущность, крайне затруднительно. Русский рок, соответственно, может быть объектом изучения различных наук, каждая из которых склонна определять его по-своему. Мы постараемся сформулировать ряд таких частных определений, которые, возможно, в будущем помогут дать русскому року максимально четкую дефиницию.

Русский рок как социокультурный феномен. В рамках культурологии или философии культуры должно быть определено место русского рока относительно оппозиции массовая / элитарная культура.

Понятия «массовая» и «элитарная» культура вообще представляются  научными фикциями в культурной ситуации XXXXI вв., ведь не случайно отсутствуют  четкие критерии их дифференциации. Любой культурный феномен, заявляющий о себе в момент своего рождения как о факте элитарной культуры, со временем осваивается довольно широкими слоями общества и превращается в факт массовой культуры2. В этом смысле русский рок – не исключение: формируясь в середине 70-х гг. XX в. как субкультура, как элитарная культура-игра, рассчитанная только на посвященных, он превращается в середине 80-х гг. в контркультуру, революционный пафос которой явно сближает ее с массовой культурой, поскольку и та и другая претендуют на манипуляцию массовым сознанием3. За некоторыми участниками рок-движения конца 80-х гг. (В. Цой, К. Кинчев, М. Борзыкин) устойчиво закрепился статус молодежного лидера, а оппозиция лидер (вождь) / толпа (масса) вполне типична для характеристики массовой культуры. Такой статус рок-авторов был во многом предопределен их творчеством (лозунговое звучание названий песен В. Цоя «Перемен!», «Дальше действовать будем мы»; К. Кинчева «Мы вместе!», «Все в наших руках», «Время менять имена»; М. Борзыкина «Выйти из-под контроля», «Мы идем» и т.д.), а так же звучащими на рок-концертах призывами и стремлением вести за собой массы. Однако манипуляция массовым сознание или отсутствие таковой не является исчерпывающим критерием для разграничения элитарной и массовой культуры (вряд ли авторы, например, «дамских романов» ставят перед собой цель манипулировать сознанием своих читательниц).

Массовая культура существует только при наличии СМИ, которые обеспечивают ей выход в массы, делают ее доступной и, тем самым, популяризируют. Соответственно, элитарная культура в этом не нуждается. Существуя в рамках субкультуры, рок как культура элитарная был доступен не каждому: переписать альбом можно было только через знакомых и только в домашних условиях; на концерт-«квартирник» мог попасть только «свой», «посвященный»; тексты песен и информация о музыкантах существовали только в самиздате. Превратившись в контркультуру, русский рок получил поддержку официальных СМИ, вышел на большую сцену (клубы, концертные залы, стадионы), стали тиражироваться альбомы, издаваться книги о роке и сборники текстов песен рок-авторов. Однако в это же время тиражируется и  классика, то есть элитарная культура. И с этой точки зрения Бетховен и Достоевский такая же массовая культура как, к примеру, группа «Король и Шут».

Казалось бы, оптимальным отличительным признаком должна быть ориентированность элитарной культуры, в противоположность культуре массовой, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью. Но объективных критериев художественной восприимчивости, интеллектуальности и степени сложности художественного произведения не существует. Видимо, следует посмотреть на проблему массовости / элитарности не со стороны художественного произведения, как это традиционно принято, а со стороны реципиента. «Герметизм массового сознания»4 предполагает, в частности, что человек, считающий себя духовно завершенным и совершенным, не видит смысла в своем дальнейшем развитии и совершенствовании, и, соответственно, не ищет в искусстве того, что способствовало бы этому, воспринимает искусство исключительно как способ отдыха и развлечения. В сферу его внимания попадает все, что не скучно и более или менее понятно и, прежде всего, бульварная литература, телесериалы, ток-шоу, так называемая поп-культура («попса») и т.д.

В целом, русский рок никогда принципиально не постулировал развлекательность, как первооснову и смысл своего существования. Несмотря на различную степень сложности рок-произведений, их преобладающее большинство, так или иначе, содержит в себе нечто5, способствующее духовному развитию личности реципиента, стремящегося к этому развитию. С одной стороны, это обусловлено сознательным авторским желанием видеть адептами собственного творчества не «стандартизированных биороботов», а «книжных мальчиков и девочек»6; с другой стороны, стремлением самих поклонников рока как элитарного сообщества, предпочитающего «умный» рок «бездумной» попсе, дистанцироваться от прочей публики. Здесь нужно сделать оговорку: среди поклонников рока, безусловно, встречаются и реципиенты, для которых за внешней зрелищностью рока нет никаких смысловых уровней. Но и тот, кто способен воспринять смыслы, в определенных условиях (в атмосфере рок-концерта) способен проникнуться настроением толпы, для которой «экстатически-оргаистические муки»7 выше идеологии. Таким образом, рок «выступает в функции культурного направления, потенциально способного удовлетворить эстетические запросы самых разных категорий реципиентов»8.

Итак, русский рок – это компромисс между массовой и элитарной культурой9, способствующий духовному становлению и совершенствованию личности реципиента, при этом активно использующий каналы распространения и приемы массовой культуры не столько в развлекательных, сколько в познавательных целях10.

Русский рок как исторический тип культуры. В историческом аспекте каждый этап в развитии человечества характеризуется определенным типом культуры, а именно, определенной совокупностью художественных и эстетических ценностей, системой их воспроизводства и функционирования в социуме. В рамках такой науки как история русской культуры может быть сформулировано следующее определение русского рока как исторического типа национальной культуры: русский рок – это форма молодежной культуры, возникшая в России в конце 60-х гг. XX в. под влиянием англо-американского рока и национальной бардовской традиции.

В качестве художественной первоосновы русского рока как исторического типа культуры выступает некое синкретическое единство музыки, поэзии и сценического искусства. В сферу художественной культуры рока так же входят:

проза (проза Б. Гребенщикова, М. Науменко, Э. Шклярского, И. Кнабенгоффа; сказки А. Князева, Е. Чикишева; рассказы А. Горшенева; афоризмы В. Бутусова);

театр (музыкально-театрализованные представления «Популярной механики» С. Курехина; моноспектакли П. Мамонова; игра в театральных спектаклях А. Крупнова, П. Мамонова; участие в мюзикле В. Петкуна);

кино (участие в качестве актеров в фильмах: Ю. Шевчука «Духов день», В. Цоя «Игла», К. Кинчева «Взломщик», К. Федорова и А. Аксенова «Дикий восток», С. Курехина «Лох – повелитель воды» и «Два капитана-2», Б. Гребенщикова «Два капитана-2», П. Мамонова «Игла» и «Такси-блюз», Ю. Чичериной «Гладиатрикс»; режиссерская работа И. Сукачева «Праздник»; а так же фильмы режиссеров С. Соловьева, А. Балобанова, С. Бодрова-младшего, работа над которыми происходила в тесном творческом контакте с рок-авторами; другие фильмы, авторами музыки к которым являлись рок-композиторы);

телесериалы (участие в качестве актеров С. Шнурова в сериале «Деньги», Ю. Чичериной – «Ледниковый период», Е. Федорова – «Тайны следствия»);

живопись и графика (В. Цой, Б. Гребенщиков, В. Бутусов, А. Князев, Э. Шклярский).

Постоянно действующая информативно-эстетическая среда (от самиздата до современных специализированных музыкальных изданий, телепередач и интернет-сайтов) осуществляет функцию трансляции художественных ценностей рока и формирования ценностной ориентации публики.

Еще одним структурно-функциональным элементом рока, как исторического типа культуры, является так называемая культура рок-тусовки (образ жизни поклонников, поведение публики на концертах, атрибутика, слэнг, «прикид», творчество поклонников и т.д.).

Для рока как исторического типа культуры соответственно характерен особый тип сознания, который может быть определен как неомифологический или неорелигиозный. Действительно мифологизация в роке происходит на различных уровнях: на уровне персоналий11, на уровне поэтического текста12, на уровне ритуализации концертного поведения как рок-исполнителей, так и публики. Функционирование русского рока как религии молодежи рубежа XXXXI вв. вполне закономерно, поскольку может быть рассмотрено как одно из последствий разрушения христианской культуры и, следовательно, христианского сознания в коммунистическом обществе.

Разумеется, эти структурно-функциональные элементы русского рока (художественная культура рока, информативно-эстетическая среда, культура рок-тусовки, рок-сознание) нуждаются в системном изучении и описании в сравнении с предшествующими року и сосуществующими с роком типами культуры.

Русский рок как тип текста. С точки зрения современной семиотики и философии текста любое произведение искусства рассматривается как художественный текст, построенный по законам искусства как знаковой системы13. В этом смысле русский рок может быть рассмотрен как особый синтетический тип текста, в котором связанными оказываются не столько элементы поэзии, музыки, сценического искусства, сколько сами поэзия, музыка, сценическое искусство как макроуровни синтетического текста. Только отношения между этими элементами обуславливают смысловую цельность рок-текста. Это, пожалуй, одно из немногих положений, декларированных еще в первом сборнике «Русская рок-поэзия: текст и контекст»14, которые поддерживает большинство исследователей русского рока. Поэтому рок как явление культуры оказывается недоступен отдельным научным дисциплинам: литературоведению, театроведению, музыковедению. Выходом из этой ситуации может быть создание и системная разработка нового направления в поэтике – поэтики рока.

С этой точки зрения, русский рок – это синтетический тип текста, состоящий из трех макроуровней (уровня поэзии, музыки и сценического искусства) и соответствующих им микроуровней. Поэтика рока должна помочь исследовать связи между этими уровнями, структуру и композицию данного типа текста, разработать критерии его эстетической значимости. Такие исследования пока отсутствуют, но первые шаги в этом направлении уже сделаны15.

Русский рок как художественное направление. На первый план здесь выходят взаимоотношения рока и постмодернизма: «…рок, как современное отечественное искусство в целом, не обязательно являясь постмодернистским, существует в постмодернистской культурной ситуации»16. Иначе говоря, мы можем рассматривать русский рок как одно из художественных направлений «эпохи постмодернизма».

Как и любое другое художественное направление, русский рок представляет собой систему «концептуальных идей о мире и человеке и стилистических особенностей, устойчивых для целого исторического периода и целой группы художников»17. Одним из спорных моментов в данном случае является включение того или иного художника в число творцов русского рока. До сих пор основным критерием служит так называемая «историческая репутация»18 и фиксированность информации об авторе в авторитетных энциклопедических изданиях, посвященных року. В остальном же причастность того или иного автора к року зависит от субъективных предпочтений самого исследователя. Стилистические особенности русского рока и соответствующая ему система концептуальных идей, которые принципиально отграничили бы рок от других направлений культуры, пока не определены. Дефиниция в данном случае возможна через выявление типологической модели русского рока и его инвариантной концепции мира. Русский рок – художественное направление эпохи постмодернизма, в основе художественной концепции которого лежит внутренний конфликт личности, воплощенный в форму публичной исповеди, несущей миру новое откровение и требующей от реципиента максимальной «катарсической» идентификации с субъектом исповеди.

Русский рок как вид искусства. Как это ни парадоксально, но на наш взгляд, это самая продуктивная идентификация рока как культурного феномена. В этом смысле рок представляется нам одним из множества вариантов синтеза искусств. В процессе художественного развития слияние отдельных видов искусства приводило либо к образованию синтетических видов искусства (танец, театр, кино), либо к созданию качественно иного единого художественного целого, не получающего статус самостоятельного искусства (например, синтез архитектуры со скульптурой и монументально-декоративной живописью)19.

Рок вправе получить статус самостоятельного синтетического искусства, в котором входящие в его состав литература, музыка и сценическое искусство вынужденно утрачивают свою самостоятельность. Мы настаиваем именно на самостоятельности рока как вида искусства, подобного театру, кино или танцу.

Понимание рока как качественно иного единого художественного целого, возникшего в результате соединения литературы, музыки и сценического искусства, сохранивших свою относительную самостоятельность, кажется нам неточным. Ведь в этом случае один из входящих в его структуру видов искусства должен выступать как основа синтеза, а остальные носят характер дополнения, приложения. Так, синтез пластических искусств, характерный, например, для искусства барокко, имеет в качестве основы архитектурное сооружение (дворец, собор), в то время как многочисленные скульптуры и другой декор лишь дополняют созданный архитектором художественный образ и придают ему целостность. Отсутствие декоративных элементов будет явно не на пользу эстетическим качествам здания, но, тем не менее, оно не потеряет своего утилитарно-художественного, идеологического или религиозно-культового значения.

Синтез искусств, подобный синтезу пластических искусств и соответствующий схеме «основа / дополнение», возможен и с другими видами искусства. Так, к оригинальному изданию романа «Всегда возвращаясь домой» американской писательницы Урсулы Ле Гуин прилагается обширный дополнительный материал: рисунки, карты, грамматика, музыка и песни фантастического мира, созданного писательницей в своей книге. Русский перевод романа, известный автору статьи, не содержит таких приложений. Знакомство с этими материалами было бы весьма любопытным и, несомненно, дополнило бы тот образ созданного мира. Однако отсутствие дополнительных материалов не лишает роман художественной ценности.

В русском роке составляющие его виды искусства, скорее всего, равноправны, но вынужденно утрачивают свою самостоятельность, а его универсальная основа оказалась исторически изменчивой20. В момент возникновения рока на русской культурной почве в качестве его основы можно рассматривать музыку. Рок-бардовский этап, который тесно связан с творчеством музыкантов и поэтов так называемой московской школы, берет за основу поэтический текст, отодвигая музыку на второй план. Со временем и поэтический текст, и музыка утрачивают свою самостоятельное значение, сливаясь  со сценическим искусством, как элементом театра.

Примат поэтического текста над музыкой в русском роке, на котором настаивает большинство авторов кажется нам удобной условностью. Если учитывать, что язык, которым пользуется художественная литература, понятен всем представителям данной языковой общности, а понимание языка музыкальных звуков, лишенного присущей слову конкретности, требует от реципиента специальной подготовки, то в этом случае поэзия русского рока действительно может быть условно признана его смысловой основой. Однако в этом случае не избавиться от многочисленных «но». Во-первых, в русском роке мелодия и поэтический текст часто появляются одновременно (как в фольклоре), что само собой устраняет первенство того или иного элемента. Во-вторых, сами рок-авторы настаивают на том, что они пишут не стихи (лирика, соответственно принадлежащая литературе), а песни (стихи, предназначенные для пения и соответственно принадлежащие к музыкально-поэтическому творчеству, а значит, одновременно и к музыке, и к литературе). В-третьих, одной из специфических черт русского рока можно назвать сознательную установку на исполнение произведения «первичного» творчества со сцены, как правило, самим сочинителем.

Как особый тип художественно-творческой деятельности, рок располагает своей системой выразительных средств, способом материального воплощения художественного содержания и жанрово-стилевой системой. В комплекс изобразительно-выразительных средств русского рока входит вся совокупность средств, образующих рок искусств: поэтическое слово, музыкальный звук, различные виды интонирования, сценическая импровизация, имидж и т.д. Способ материального воплощения художественного содержания представляет собой синтез словесно-звукового и визуально-исполнительского способов. Жанрово-стилевая система предполагает несколько типов дифференциации:

песня, инструментал, джэм…

концерт, альбом, сборник…

панк-, фольк-, барокко-, арт-, психоделик-, хард-, глэм-…

Учитывая это, можно дать достаточно полную дефиницию русского рока как вида искусства. Русский рок – вид синтетического искусства, соединяющий в себе поэзию, музыку и сценическое искусство, специфика которого заключается в формировании целостного словесно-звукового художественного образа, раскрывающегося в процессе его непосредственного исполнения.

Основываясь на сформулированных дефинициях русского рока, можно выделить следующие его признаки:

синтезирует в себе черты массовой и элитарной культуры; поэзию, музыку, сценическое искусство;

в основе его художественной концепции мира лежит внутренний конфликт личности, воплощенный в форму публичной исповеди, несущей миру новое откровение и требующей от реципиента максимальной катарсической идентификации с субъектом исповеди;

несет в себе неомифологическое и неорелигиозное сознание;

получает свое материальное воплощение в словесно-звуковой и визуально-исполнительской форме;

вступает в сложные взаимоотношения с предшествующими и сосуществующими с ним историческими типами культуры и художественными направлениями;

является не только феноменом художественной культуры, но и образом жизни нескольких поколений.

Разумеется, этим не исчерпываются признаки русского рока. Дальнейшие исследования, безусловно, дополнят этот список, а дифференциация признаков по принципу «факультативный / основной» поможет решить вопрос об универсальной научной дефиниции русского рока, который до сих пор остается открытым.

1 Козицкая Е.А. Субъязыки и субкультуры русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст 5. Тверь, 2001. С. 189.

2 См.: Массовая культура // Эстетика: словарь. М.,1989. С. 194–195; Элитарное искусство // Там же. С. 411–412.

3 О периодах суб- и контркультуры русского рока см.: Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998.

4 Термин принадлежит испанскому философу Х. Ортега-и-Гассет. См.: Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

5 Мы намеренно не оговариваем здесь природу этого «нечто», поскольку этот вопрос безусловно заслуживает отдельного рассмотрения.

6 Обе метафоры принадлежать Г. Самойлову.

7 Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы: Философское мифотворчество и литературный авангард. М., 1978. С. 307.

8 Доманский Ю.В. Вместо заключения: О культурном статусе русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3. Тверь, 2000. С. 225.

9 Подобного рода компромисс является довольно частым в культурной ситуации XX в. Так, к пограничным явлениям мы отнесли бы в литературе творчество П. Коэльо (за внешней простотой сюжета скрывается глубокий философский смысл), Дж. Роулинг (изданные по всем законам массовой культуры книги о Гарри Поттере сформировали элитарный клуб почитателей), У. Эко (детективный сюжет «Имени Розы» облекается в эстетически сложную форму); в кино – «Твин Пикс» Д. Линча (увлекательный детективный сюжет, воплощенный в форму телесериала, предельно насыщен сложными символами), «Брат» «Брат 2» А. Балобанова (внешне бездумный и бесхитростный сюжет боевика претендует на звание сложной пародии).

10 О приемах массовой и элитарной культуры, используемых в роке, см.: Доманский Ю.В. Указ.соч.

11 См.: Нугманова Г.Ш. Миф и антимиф о Б.Г. // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3; Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока. Тверь. 2000.

12См.: Козицкая Е.А. Рецепции традиционных культурных мифов, «вечных образов» и сюжетов современной русской рок-поэзии (на материале текстов группы «NAUTILUS POMPILIUS») // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3; Толоконникова С.Ю. Мифологические антиномии в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4. Тверь, 2000; Шаулов С.С. «Вечный пост» Александра Башлачева: опыт истолкования поэтического мифа // Там же; Никитина О.Э. Белая Богиня Бориса Гребенщикова // Русская рок-поэзия: текст и контекст 5.

13 См.: Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры 20 в. М., 2001. С. 457–460.

14 См.: От редколлегии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С. 3.

15 См.: Свиридов С.С. А.Башлачев. «Рыбный день» (1984). Опыт анализа // Русская рок-поэзия: текст и контекст 5; Свириденко Е.В. Текст и музыка в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 4.

16 Козицкая Е.А. Субъязыки и субкультуры русского рока. С. 171.

17 Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т. 2. С. 104.

18 Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 27.

19 См.: Борев Ю.Б. Указ. соч. Т. 1. С. 502–503.

20 См.: Кормильцев И., Сурова О. Указ соч.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67756. Исследование последовательного колебательного контура (резонанс напряжений) 374.5 KB
  В процессе выполнения работы исследуются и изучаются следующие вопросы: Явление резонанса возникающее в неразветвленной цепи содержащей катушку индуктивности и конденсатор последовательный колебательный контур; Условие возникновения резонанса в цепи и его проверка в лабораторных условиях...
67757. Исследование параллельного колебательного контура (резонанс токов) 542.5 KB
  Ответить на следующие вопросы: а что понимают под явлением резонанса б изменением каких параметров можно достичь резонанса в параллельном контуре в почему явление резонанса в параллельном контуре называют резонансом токов г какие энергетические процессы происходят в контуре при резонансе д как определить...
67758. Исследование магнитной связи и связанных колебательных контуров 442.5 KB
  В процессе выполнения работы исследуются и изучаются следующие вопросы: 1 Магнитная связь между катушками входящими в разные колебательные контура; 2 Явление резонанса в двух одинаковых связанных колебательных контурах: полная настройка в резонанс связанных колебательных контуров...
67759. Исследование пассивного четырехполюсника переменного тока 501 KB
  Цель работы: Исследование пассивного четырехполюсника переменного тока определение параметров четырехполюсника проверка основных соотношений. б Какие основные формы записи уравнений пассивного четырехполюсника Основной формой записи уравнений для пассивного четырехполюсник является система типа...
67761. Исследование модели шинной ЛВС со случайным доступом 1.32 MB
  Исследование особенностей построения и функционирования шинной ЛВС со случайным методом доступа и определение основных характеристик сети. Определить основные характеристики ЛВС шинной топологии со случайным методом доступа на основе исследования аналитической модели сети. Исследовать следующие зависимости...