15756

КАМЧАТКА КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ: К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Научная статья

Литература и библиотековедение

С.А. ПЕТРОВА СанктПетербург КАМЧАТКА КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ: К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РОКПОЭЗИИ Как известно романтизм третьей волны1 не смог бы образоваться без своих предшественников. И при исследовании литературных творений этой традиции конц

Русский

2013-06-18

62 KB

1 чел.

С.А. ПЕТРОВА

Санкт-Петербург

«КАМЧАТКА» КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ: К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ

Как известно романтизм «третьей волны»1 не смог бы образоваться без своих предшественников. И при исследовании литературных творений этой традиции конца ХХ века использование методики сравнительной поэтики может дать достаточно богатый материал к размышлению. В данной работе представлен анализ альбома-цикла романтика «третьей волны» В. Цоя «Начальник Камчатки» с точки зрения наличия определенных тематических и структурных связей с творчеством романтика-классика М.Ю. Лермонтова.

Итак, в название альбома вынесено слово «начальник» – существительное, обозначающее некое должностное лицо, обладающее руководящими полномочиями. В данном случае местом руководства является «Камчатка». Для жителя европейской части России Камчатка ассоциируется с достаточно далеким от центров культуры, цивилизации в целом, местом. Можно сказать, что это – еще необжитой и в определенной степени дикий край. Как известно, и романтики-классики обращались к теме далекого и дикого края, для них таковым был Кавказ, в общем, Восток. Интересно, что Цой обращается к еще более дальнему, но все же Востоку.

Песня «Последний герой» композиционно занимает в цикле акцентное первое место, являясь, таким образом, магистралом, по теории К.Г. Исупова. Песня представляет нам лирического героя, т.е. объекта повествования – так называемого «последнего героя». При этом обратим внимание на то, что есть и такие как он – речь идет не об индивидууме, а о представителях определенного поколения, можно сказать, – поколения «последних героев».

Слово-образ герой использовалось и раньше в названиях литературных произведений, так в литературной памяти русского человека обязательно возникнет ассоциация с творением «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Известно, при этом по воспоминаниям о Цое, что он был знаком с русской классикой и использовал ее в своем творчестве. Так в альбоме «45» поэт развивает тему «лишнего человека», начатую авторами еще XIX века (А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и др.).

Ассоциация с героем Лермонтова не случайна. Связь, прежде всего, образуется в том плане, что Цой продолжает традицию Романтизма, к которой относится произведение и автора XIX века: в конце альбома Цой открыто провозглашает неоромантизм, а своего героя определяет как неоромантика. И Цой, как и Лермонтов, обращается к теме поколения, он создает образ героя-человека, наделенного типичными особенностями поколения определенного исторического периода, в целом, в семантике названий этих двух произведений есть определенная степень синонимичности.

Итак, перед нами неоромантический герой. Но без пафоса романтизма. Герой представлен в бытовой обстановке, в будничные дни и «ночи». Ситуация явно статична. События повторяемы. Герой не принимает этот мир. А мир не создан для героя. («Ты не хочешь здесь жить»2). Сам герой не настолько обладает силой, чтобы что-то менять. Он слышит команду и идет «вперед», хотя туда идти и не хочет. Герой подвластен этому миру, но последнему он не нужен: «…тебя там никто не ждет». Скорее герою необходим мир, хотя и не такой («ты хотел быть один это быстро прошло»). И поэт иронизирует над героем: доброе утро оказывается далеко не добрым. Единственное, что остается герою, на что, видимо, он способен в данном мироустройстве, – «встречать рассвет за игрой в дурака». Это одна из важных ключевых фраз не только для песни, но и для всего альбома в целом. Карточная игра, с одной стороны, может ассоциироваться с актерской игрой шута или клоуна, в общем, дурака, – с другой. На основе этого, прежде всего, работают циклические связи альбома, а именно использованная далее поэтом цитата «Ария Мистера Икс» из оперетты И. Кальмана – в ней эксплицитно дано: «Да я шут, я циркач <…> всегда быть в маске судьба моя». Указанная выше связь с произведением Лермонтова направит читателя по слову «маска» к образованию ассоциативной связи с другим текстом этого автора: с пьесой «Маскарад»:

– Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, – есть тело

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело3.

Герой «Маскарада» в конце пьесы сходит с ума – это выведет нас к теме сумасшествия, в дальнейшем часто появляющейся в творчестве Цоя, а в этом альбоме манифестируемой в песне «Транквилизатор» («Мне надо чем-то лечить душевные травмы»).

Итак, герой надевает маску – при чем маску шута. Рассмотрим интерпретацию символа «шут» в «Словаре Символов»: «Образ шута является символической инверсией образа короля, и поэтому в периоды бурного развития истории ассоциируется с падшей жертвой. <...> Соответствует иррациональному активному инстинкту, способному к сублимации, но связанному в то же время со слепым порывом и бессознательным. <...> В медицинских церемониях и ритуалах врач и пациент “сходят с ума” и путем бешеной пляски и “экстравагантного поведения” пытаются перевернуть порядок господствующего зла. Логика процесса: когда нормальное и сознательное кажется ненадежным или искаженным, то для того, чтобы вернуть здоровье и благополучие, необходимо обратиться к опасному, бессознательному, анормальному» 4. Таким образом, в систему семантического поля «Шут» включены следующие мотивы: падение, иррациональное, бессознательное, сумасшествие, борьба со злом и т.д. Все эти темы манифестируются и в текстах данного альбома, как далее будет показано в этой работе. Так во второй песне акцентируется тема падения в связи с темой воды, а именно воды в форме падения – «дождь». Рассмотрим толкование символа воды в «Словаре символов»: «“Текучее тело” интерпретируется в качестве символа бессознательного, т.е. неформальной, динамической, мотивирующей, женственной стороны личности <...>. Символизм воды заключается в выражении жизненного потенциала души, происходящей в глубинах психики борьбы в поисках пути формулирования отчетливого сообщения, внятного для сознания. <...> Погружение в воду означает возврат к преформальному состоянию, имеющий, с одной стороны, смысл смерти и уничтожения, а с другой – возрождения и восстановления». Итак, важно отметить, что поэт обращается к области бессознательного, связанного со спонтанными действиями.

Во второй песне повествование идет от лица героя, теперь лирический герой становится субъектом повествования. Тему произведения можно обозначить следующим образом: «двойственная жизнь» – отражение антиномичности жизни (следует обратить внимание, что восприятие мира в системе антиномий было свойственно романтическому сознанию ХIХ века):

– жизнь души – состояние души раскрывается во сне, а в тексте представлено романтическими поэтическими средствами,

– жизнь тела – суетность, будничное однообразие и т.п., в тексте представлено реалистическими поэтическими средствами.

В целом, в песне противопоставлены реализм и романтизм. Реалистический взгляд на жизнь принимает ее такой, как она есть, где дождь – это просто вода, а сама жизнь – просто хождение людей из дома в дом. И лишь при разговоре вдвоем, наедине с близким «ты», можно открыть внутреннее состояние: поэт использует типичные романтические символы «море», «берег», «песня». Душе хочется простора (недаром разговор ведется около окна), хочется выйти из замкнутых пространств домов (зданий), хочется творить, петь. Песня – как символ творчества, проявление желания эстетического Прекрасного, также может восприниматься и как зов. Наконец, вспомним: в романтической традиции была важна тема родины души, тема поиска родного берега души.

Такая двойственная жизнь приводит героя в следующей песне цикла к «душевным травмам», что ассоциируется с психическим расстройством, сумасшествием.

Следует отметить, что альбом «Начальник Камчатки» актуализирует противостояние: реальность и герой, его внутренний мир. В песне «Транквилизатор» проявляется антиномия правда-ложь, предсказывается одно, а происходит совершенно другое, т.е. представлена реальность с ложной и истинной сторон. Внутренним состоянием герой противостоит окружающему, он совершает нелепые, с точки зрения здравого смысла, и достаточно агрессивные поступки (например, разбирает радиоприемник из-за того, что метеоролог сказал неправильный прогноз погоды, разбивает камнями окна). Вспомним и определение символа «Шут», мир выступает в достаточно неблагополучном виде для героя, вследствие этого появляется обращение к анормальному, к бессознательному.

В следующей же песне вновь сталкиваются реальность и мир души. За стенкой орет телевизор, а герой пытается выйти в сферы творчества из этого будничного одиночества. При чем надо отметить, что с данной песней вводится в цикл тема любви, которая далее как бы «сопровождается» темой цветов. Так в цитате из оперетты есть строчки:

Я не умею петь о любви

Я не умею петь о цветах

А если я пою значит я вру

Я не верю сам что все это так

(«В поисках сюжета»)

Цветы роняют лепестки на песок,

Никто не знает, как мой путь одинок.

(«Ария М. Икс из оперетты И. Кальмана»)

Но при этом герой уже не верит в свои способности петь правду о неких высших ценностях, о любви, например, не верит самому себе в то, что это есть в реальности, окружающей его. Песню о поиске сюжета можно охарактеризовать как песню-крик – крик души о невыносимом, болезненном состоянии одиночества, о потере идеалов. И в следующей песне герой жаждет изменить свое состояние, он зовет гостя. Герой словно делает вызов: «Эй, кто придет ко мне, подай голос», – как будто это достаточно тяжело для окружающих.

Но в то же время гость должен проявить единодушие с героем, не только в каких-то общих действиях, но и иметь общие идеи:

Пить чай, курить папиросы,

Думать о том, что будет завтра

Завидовать тем,

Кто знает что хочет

Завидовать тем

Кто что-нибудь сделал.

В последнем куплете герой уже просто паясничает: «Убейте меня рассмешите меня». Видно, что человек находится в отчаянном состоянии от одиночества, неприятия окружающего мира, потери цели. Герой хочет уйти поскорее в «завтра», попытаться увидеть в будущем какие-то изменения.

Интересно, что в первом микроцикле (от песни «Последний герой» до «Арии М. Икс») поэт обращается ко всем категориям времени: прошлое, настоящее и будущее. Так в песне «Транквилизатор» поэт сравнивает предсказание будущего (прогноз) с наступившим, т.е. с уже настоящим. В следующей песне герой говорит, что «в прошлом точно также сидел один <…> в поисках сюжета для новой песни». В данном случае и прошлое, и настоящее представляют собой однообразные события.

После песни «Гость» следует «Камчатка», в которой эксплицируются все времена – и прошлое:

Я искал здесь руду а нашел третий глаз

и настоящее:

Я не вижу тебя

Я не вижу твоих кораблей

и проекция в будущее:

Я наверно сюда не вернусь никогда

Я не знаю смогу ли допеть да конца

Эта песня служит неким финалом первого микроцикла, вбирая в себя все его ключевые мотивы, темы. Здесь также есть двойственность: с одной стороны, Камчатка для героя «странное место», а с другой – «сладкое слово». И далее по содержанию Камчатка то называется местом:

Но на этой земле <...>

Я искал здесь руду,

то описывается определенное состояние героя: «Мои руки из дуба голова из свинца».

«Камчатка» – песня о внутреннем мире героя, его душе, его духе. Причем, это внутреннее самоощущение акцентируется и физическим планом. Не случайно после этой песни следует «Ария М. Икс». Словно герой впал в некий транс (обретение третьего глаза в песне «Камчатка» наделяет героя сверхчеловеческими способностями) и теперь вещает о своем будущем:

Сквозь ночь и ветер мне пройти суждено

<...>

Всегда быть в маске судьба моя

Ария является неким переходным элементом от первого микроцикла, который она заканчивает, ко второму, который она начинает и при этом словно предвосхищает его сюжет. В песнях второго цикла есть и ночь, и ветер, который сбивает героя с правильного пути. По сюжету второй микроцикл динамичнее первого. Происходит эволюция: от человека, болезненно, вплоть до душевных травм, воспринимающего мир – в личность, которой ничто уже не станет помехой…

Как отмечалось исследователями, в песне «Троллейбус» герой проходит через обряд инициации5, обретая новый статус, новое знание. При этом добавим, что движение с запада на восток обратно привычному кругу, который совершает солнце, подобно путешествию в загробный мир, это так называемая символическая «ночная переправа», определяемая в «Словаре Символов» следующим образом: «Пересечение моря-ночи (Ночная переправа). Это выражение, часто встречающееся в работах по символике, берет свое начало с древнего представления о солнце, о его переходе через бездну пустоты, где оно претерпевает смерть, с последующим воскрешением. Эта бездна ассоциируется с водными глубинами третьего – инфернального – уровня, будь то в смысле нижнего океана, или в смысле подземного озера <...>. Путешествие в Преисподнюю символизирует углубление в подсознание или сознание всех потенциалов бытия – космических и психологических, которые необходимы для достижения райских высот. <...> Тьма и водные глубины означают также смерть не в смысле тотального отрицания, но как другой стороны жизни».

В песне «Камчатка» герой говорит о собаке, которая словно путеводная звезда. По «Словарю Символов», собака считается спутником мертвых в мире смерти. Наконец, обратим внимание на то, что в альбоме одним из ключевых мотивов является мотив воды (и связанные с ним мотивы дождя, снега, моря, озера и т.п.).

Итак, герой, пройдя через границу-состояние «Камчатка», обретает знание о будущем и оказывается в мире смерти, а смерть – это другая сторона жизни, где ему помогают обрести утраченный идеал в виде «звезды», появившейся на долю секунды. После чего герой вновь проходит некий порог из мира смерти в реальность.

Теперь он «узнал свое утро», но, в тоже время, у него появляется враг. Ассоциация с пьесой «Маскарад» нам предвосхищала последнее. Вспомним, как в первой песне цикла эксплицитно актуализировано, что перед нами именно «герой». Семантическое поле символа «Герой» включает тему участия в войне «малой», т.е. с непосредственно окружающими врагами, и в «Великой» войне с духовными врагами, внутри личности. «Цель Героя – победа над хаосом и искушениями темных сил. Однако, главная задача героя – победить себя».

Итак, происходит внутренняя борьба, и именно об этом следующая песня цикла «Дождь для нас». Герой представлен в состоянии сомнения в себе, неуверенности в своих силах, хотя помнит «свой пост» и «видит свет». Он проходит сквозь ночь, как и предсказывал. Дождь уже не просто вода, а некий знак. Но надо обратить внимание на то, что герой находится в состоянии опьянения, вокруг него все зыбко и неустойчиво («я сон я миф»). Отсутствие опоры акцентируется в следующем произведении «Хочу быть с тобой»: «Руки ищут опоры но не могут найти».

Дождь обманул героя, сбил с нужного пути. Помимо этого, и ветер становится препятствием, как и предсказывал герой.

Мотив обмана развивается в идущей далее песне «Генерал».

Ты уже слышал отбой

Просто дождь бил по крыше твоей генерал

Вспомним также, что Арбенин в пьесе Лермонтова жестоко обманывается и убивает невинную жертву, осознав вину, его гордый рассудок не принимает ее, и герой сходит с ума. Мотив вины у Цоя имплицитно дан в строке:

Кто хочет быть судьей?

В чем же вина героя альбома-цикла? Рассмотрим семантику строки из песни «Хочу быть с тобой»: «Акробаты под куполом цирка не слышат прибой». По ассоциации акробаты – это люди, подвешенные страховочными тросами под куполом цирка. В «Словаре символов» дана следующая интерпретация: «Любого рода подвешивание в пространстве подразумевает мистическую изоляцию <...>. Подвешенный человек – это двенадцатый аркан карточной колоды Таро <...>. Карта определяется следующим образом: подвешенный человек не ведет обычное земное существование, а, напротив, живет в мистическом, идеальном мире <...>, свисает со своей собственной доктрины, будучи связан с ней так тесно, что все его существование повисает на ней <...>. Негативное значение – ассоциация с утопическим миром мечтаний, пребывание в мире иллюзий». «Волны – монотонный грохот прибоя символизирует намек на шум внешнего мира».

Итак, вина героя складывается из того, что он попал под власть идей, которые не приемлемы для окружающего мира. Познав идеал по ту сторону жизни, он не смог удержать его в реальности, не смог победить в «Великой» войне. Так в первой песне цикла звучит фраза: «Твоя ноша легка но немеет рука / И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака». Идеал оказался иллюзией для того мира, где живет герой. В песне «Генерал» актуализируется также мотив смерти («Все находят время, чтобы уйти»), мотив познания («И каждый знает горечь плода») и мотив ночи, которая «слишком темна».

Герой обречен на маску. Теперь он воспринимает мир в причудливом свете. (См. последнюю песню цикла «Прогулка романтика»: «Горят фонари и причудливы тени»). Итак, перед нами неоромантик, который отстранился от окружающей его реальности, она теперь ему не помеха. Герой живет в своем мире, судя по названию самого альбома, – в мире «своей Камчатки».

Однако маска, позволяет герою открывать свои чувства, вспомним цитату из «Маскарада» М.Ю. Лермонтова, недаром были найдены связи сюжетного и идейно-тематического плана с этим произведением и альбомом Цоя в целом.

Но, следует отметить, что данная статья – лишь постановка вопроса, требующего достаточно большего объема работ, более полного и детального анализа.

1См. об этом: Милюгина Е.Г., Сергеев В.В. Культурно-исторический опыт романтизма и духовные искания новой России. М: 1995; Милюгина Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999.

2Здесь и далее тексты Цоя цит. по: Виктор Цой: Стихи документы, воспоминания. Л., 1991.

3 Лермонтов М.Ю. Избранные произведения М. 1968. С. 320.

4 Здесь и далее значение символов приводится по: Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

5См. об этом: Курбановский А. Звезда по имени Цой // Коре Сарам [1992]. Вып. 4. С. 27–31; Яркова А.В. Мифопоэтика В. Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. С. 51–58. О значении обряда инициации см.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995. С. 226.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23741. Степень числа 44 KB
  – При выполнении каких заданий мы можем получить произведение одинаковых множителей При разложении чисел на простые множители. – Что интересного вы можете сказать о полученном ряде чисел Все числа кратны 10. – Найдите НОК и НОД чисел а и b если: а = 23 3 52 b = 22 32 7. – Что необходимо сделать что бы выполнить задание Надо расписать степени чисел и применить известные алгоритмы – А можно ли выполнить задание не расписывая степени Этот вопрос может вызвать затруднение.
23742. Высказывания 228 KB
  – Назовите число из полученного ряда сумма цифр в котором равна 6. – Какое число данного ряда может быть лишним Например число 50 – двузначное а остальные – трехзначные. На сколько 150 больше 50 во сколько раз 150 больше 50 на сколько 50 меньше 150 – Придумайте числовые выражения частное в которых равно 3. – Найдите число которого равны 21.
23743. Взаимно простые числа 72.5 KB
  2 Тренировать способности к использованию: а понятий простого и составного числа; б признаков делимости на 2 5 10 3 9; в различных способов нахождения НОД; г алгоритмов объединения и пересечения множеств. На доске остаются числа: 375 164 2310 171. – Разложите получившиеся числа на простые множители.
23744. Делимость произведения 48.5 KB
  Делится ли на 37 число 555 555 555 555 − Сформулируйте в общем виде свойство делимости которое вы наблюдаете. Если первое число делится на второе число второе число делится на третье число то первое число делится на третье число. Докажите используя введение обозначений что если первое число делится на второе а второе делится на третье то и первое число делится на третье. Первое число a второе число b третье число c.
23745. Делимость произведения 48.5 KB
  – Что означает что число а делится на число b – Это означает что существует такое число с которое при умножении на b дает а. – И что – Можно заменить число 16 произведением 4 и 4 и получится произведение 4 4 а. Если ктолибо из учащихся по аналогии с предыдущим заданием верно найдет ответ последнего примера – число 555 то учитель просит его обосновать как выполнены действия. – А как можно разделить произведение на число – Разделить один множитель а потом полученный результат умножить на второй множитель.
23746. Делимость произведения 85.5 KB
  Делится ли: на 13 на 5 на 2 на10 – На 13 делится так как 39 делится на 13; на 5 не делится так как ни один из множителей не делится на 5; на 2 делится так как 356 кратно 2; на 10 не делится так как ни один из множителей не делится на 10.– Делится ли 225 на 3 если известно что 225 делится на 15 – Да делится т. 15 делится на3. Известно что: а 686 делится на 49.
23747. Делимость суммы и разности 45.5 KB
  Преобразуйте второе выражение используя распределительное свойство умножения. Для ответа на этот вопрос и для обоснования этого ответа учащиеся могут либо вычислить значения данных выражений либо воспользоваться распределительным свойством умножения. Всегда ли сумма и разность чисел кратных двум будут кратны двум А сумма и разность чисел кратных трем четырем пяти будут соответственно кратны трем четырем пяти Затем учитель предлагает учащимся обобщить наблюдаемое свойство: Сформулируйте гипотезу. Скажите с помощью...
23748. Делимость суммы и разности 33.5 KB
  Сумма 50 и 11 не будет кратна 5 так как значением данной суммы является число 61 а оно не кратно 5 Что можно сказать о слагаемых 50 и 11 Слагаемое 50 делится на 5 а слагаемое 11 – не делится. Если одно из двух чисел делится на некоторое число а другое не делится на это число то их сумма и разность не делятся на это число. Данные числа обозначим буквами a и b третье число буквой c Что нам известно Что одно из двух чисел делится на третье число а другое не делится Пусть например что a делится на c...
23749. Делимость суммы и разности 49 KB
  Если одно из двух чисел делится на некоторое число а другое не делится на это число то их сумма и разность не делятся на это число Формулировка свойства С 2 вывешивается на доску. 5620 не делится на 8 так как число 56 делится на 8 а число 20 не делится на 8 записываю во второй столбик; 160 – 16 80 делится на 8 так как каждое из чисел делится на 8 записываю в первый столбик; 3200 – 72 ´ 9 делится на 8 так как число 3200 делится на 8 и произведение 72 и 9 тоже делится на 8 записываю в первый столбик. – Как определила что...