15758

История Советской архитектуры

Реферат

Культурология и искусствоведение

Социалистическая революция уничтожила частную собственность на землю и средства производства. Впервые в истории архитектуры не на словах, а на деле стала архитектурой для всего народа, архитектор – государственным деятелем, что в корне изменило социально-идеологическую направленность, а следовательно, и все ценностные критерии архитектуры.

Русский

2014-11-24

113.5 KB

16 чел.

Реферат на тему:

«История Советской архитектуры»

Содержание.

[1]
1. Введение

[2]
2. Архитектура периода 1917 – начало 1930-х годов

[3] 3. Советское градостроительство второй и третьей пятилетки (начало 1930-х - 1941 гг.)

[4]
4. Архитектура военных лет

[5]
5.Советское градостроительство послевоенных лет

[6]
6. Список литературы


1. Введение

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества – эру капитализма и утверждения коммунизма как реальной цели исторического развития человечества.

Социалистическая революция уничтожила частную собственность на землю и средства производства. Впервые в истории архитектуры не на словах, а на деле стала архитектурой для всего народа, архитектор – государственным деятелем, что в корне изменило социально-идеологическую направленность, а следовательно, и все ценностные критерии архитектуры.

Перед архитектурой возникли совершенно новые социальные и идеологические задачи, не имевшие аналогов в истории человечества. Поиск методов наиболее полного решения этих задач, естественно, сопровождался борьбой мнений, взглядов и тенденций.

С первых шагов Советская власть принимает меры по налаживанию городского строительства.

Освобождающая сила Великой Октябрьской социалистической революции дала решителньый толчок и простор для развития всего того прогрессивного, что накануне революции занимало оппозиционное положение по отношению к официозно-буржуазномму искусству. В начальныц период после ревлюции реальное строительство производилось в объемах крайне ограниченных – страна отстаивала на фронтах свою свободу и независимость. Однако, творчееская жизнь была интенсивной. Черезвычайно растпространнены были конкурсы по различным программам. Вэтих условиях проект неизбежно превращался в конечную цель творческого процесса. Кроме того, система «архитектор-проект-здание-потребитель» нарушалось, из нее выпало важнейшее звено – «здание» ,выстроенный объект ,в результате чего прямая и обратная связь с потребителями изчезла. Проектный процесс не корректировался еще и народнохозяйственной необходимостью.

Таким образом, практически все пятилетие после революции было бы периодом теоретического развития архитектуры.

 


2. Архитектура периода 1917 – начало 1930-х годов

Отмена частной собственности на землю и крупное недвижимое имущество, а также государственное планирование народного хозяйства определили новое содержание градостроительства, его направленность на удовлетворение интересов всех трудящихся. Потребности промышленного и сельскохозяйственного развития страны с неизбежностью связывались с проблемами расселения.

Период развития советской архитектуры с 1917 по 1932 г. в области градостроительства можно разделить на два этапа. Первый-это этап осознания архитекторами новых, дотоле необычных задач, проектных поисков, экспериментов и теоретических разработок градостроительных предложений, поскольку крупных градостроительных работ до 1926г. практически не было. Второй этап связан с ростом объемов реального строительства, возникновением новых населенных пунктов, вызванных к жизни интенсивным развитием промышленности в годы осуществления первого пятилетнего плана (1928-1932 гг.). В этот период внимание архитекторов было сосредоточено как на общей проблематике социалистического расселения, так и на разработке принципиальной структуры социалистического города.

Сразу были созданы проекты реконструкции Москвы и Петрограда (А. Щусев, И. Жолтовский и др.), проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре велись в разных направлениях: в области градостроительства, стандартизации и типизации, основ архитектурного образования и т.п. Одни архитекторы, вслед за И. Жолтовским (1867-1959), проповедовали вечность законов классического зодчества или, как И. Фомин (1872-1936), разрабатывали приемы "реконструкции" классического наследия, другие (например, Э. Лисицкий, И. Голосов, К. Мельников) выражали архитектуру в романтических формах, стремясь порвать с традиционализмом.

Первые проектные работы по реконструкции Москвы, Ленинграда, Еревана, Ярославля и других городов были нацелены на улучшение санитарно-гигиенических условий жизни трудящихся. В этих проектах впервые решалась важная в социальном плане задача смягчения контрастов между центром и окраинными районами города путем разгрузки центральной части и создания на периферии благоустроенных жилых районов.

В годы первой пятилетки началось строительство новых промышленных городов — Кузнецка, Магнитогорска, Дзержинска, Хибиногорска, Березняков, Комсомольска-на-Амуре и др. Неблагоустроенные в прошлом городки и поселки намечалось превратить в большие современные города: Донецк (бывш. Юзовка), Челябинск, Новосибирск, Нижний Тагил и др. Строительство шло параллельно с разработкой генеральных планов. Работу над генеральными планами городов вели крупные проектные организации — Гипрогор, Горстрой-проект в РСФСР, Гипроград на Украине. Исходные данные (в виде перспектив промышленного развития), равно как и градостроительные установки, часто изменялись. В результате работа над генеральными планами затягивалась. Строили на основе детальных проектов застройки отдельными районами, для которых решающее значение имел фактор приближения к промышленным предприятиям. Все это приводило к градостроительным ошибкам и экономическим потерям.

Примечательной страницей истории советской архитектуры является связанная с именем В. И. Ленина идея монументальной пропаганды. 17 июля 1918 г., по предложению Ленина, Совнарком принял решение «О постройке в Москве 50 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусств». Этим путем городская среда должна была приобрести дополнительные возможности целенаправленного идеологического воздействия на формирование духовного облика человека и его образа жизни. В. И. Ленин придавал монументальной пропаганде большое значение и лично следил за ее осуществлением.

В июне 1918 г. была организована Всероссийская реставрационная комиссия, в дальнейшем переименованная в Центральные государственные реставрационные мастерские при отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Она проводила большую работу по составлению паспортов на памятники, вела реставрационную работу и др.

Несмотря на сложные условия, переживаемые страной, в 1918 г. начались ремонтно-реставрационные работы по памятникам архитектуры Московского Кремля под руководством И. Бондаренко, Н. Марковникова и И. Рыльского. Большое внимание реставрационным работам Кремля уделял В. И. Ленин.

За короткий период (с 1918 по 1927 г.) было реставрировано 224 памятника архитектуры. С каждым годом Советское государство увеличивало средства на охрану и реставрацию памятников культуры и искусства, а советская реставрационная школа набирала силу.

В целом первые 15 послереволюционных лет были периодом разнообразных интенсивных поисков в области градостроительства. Сложность и беспрецедентность задач, их масштабы вели к возникновению разнообразных, часто противоречивых градостроительных концепций. Разобщенность творческих группировок, особенно обострившаяся к концу 20-х годов, неподготовленность архитекторов в вопросах конкретной экономики социализма, переоценка роли архитектуры в формировании нового социалистического общества — все это предопределило в ряде случаев односторонность, необоснованность, забегание вперед и оторванность от жизни некоторых предложений в области формирования социалистического города. Вместе с тем было рождено много идей, действительно опередивших свое время, оцененных и реализованных в последующие десятилетия.

Столкновение различных концепций, их критический анализ с учетом направляющих указаний партии позволили постепенно выработать реалистические подходы к решению проблем социалистического градостроительства.

Прежде всего утвердилось само понятие «социалистический город» в качестве основного элемента расселения, структура которого обеспечивает равные по удобству и уровню культурно-бытового обслуживания условия для всего населения. Наметились пути реконструкции городов с сохранением их исторических памятников и ценного жилого фонда, жилой среды города в целом. Положено начало работам в области районной планировки и проведены первые конкретные мероприятия в этом направлении. 

3. Советское градостроительство второй и третьей пятилетки (начало 1930-х - 1941 гг.)

Строительство новых промышленных предприятий приводило к появлению первых градостроительных агломераций. Так, создание и развитие второй металлургической базы в Западной Сибири обусловило образование агломерации в составе Новокузнецка Прокопьевска, Ленинска-Кузнецкого, Кемерова. Процесс развития агломераций, в свою очередь, требовал проведения работ по районной планировке, чтобы обеспечить взаимосвязанное их развитие, в частности определение направления их территориального роста, кооперацию транспорта и др. Однако масштабы работы по районной планировке не соответствовали действительным потребностям.

Районная планировка по логике должна предшествовать проектированию и строительству промышленных предприятий и населенных пунктов. Между тем своеобразие рассматриваемого периода состояло и в том, что такую последовательность осуществить не удавалось, что, естественно, в ряде случаев вело к просчетам. Приходилось одновременно проектировать и строить, поскольку выигрыш времени в решении основной задачи — построение социалистической экономики — имел огромное политическое и оборонное значение, по сравнению с которым отдельные профессиональные просчеты отступали на второй план. Нельзя забывать, что в 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты, и угроза войны становилась реальным фактором.

География возникновения новых городов в 30-е годы определялась размещением новой промышленности, в том числе связанной с переработкой природных богатств страны. Так, на Кольском полуострове еще в конце 20-х годов была начата разработка апатитов и нефелиновых руд, на основе которых производились ценные фосфатные удобрения, сода, цемент, алюминий. Это послужило началом создания Хибиногорска, переименованного позднее в Кировск, который во второй и третьей пятилетках превратился в крупный центр горно-рудной промышленности. В междуречье Волги и Урала возникла и развилась химическая промышленность, а с нею и города Дзержинск и Березняки. В подмосковном угольном бассейне развитие химической промышленности вызвало строительство нового города Новомосковска, а возникновение металлургии специальных сталей повлекло за собой строительство города Электросталь.

30-е годы связаны с началом освоения Северного морского пути, что потребовало строительства портовых и одновременно промышленных городов — таких как порт и центр лесопильной промышленности Игарка в устье Енисея. Освоение Приамурья на Дальнем Востоке повлекло за собой не только возникновение Комсомольска-на-Амуре, но и строительство портов Магадана в бухте Нагаева на Охотском море и Советской Гавани на берегу Японского моря.

Строительство крупных гидроэлектростанций и теплоэлектростанций послужило основой появления новых видов промышленности, а, следовательно, и новых городов — подобно Запорожью на базе Днепрогэса.

Содержание работ по районной планировке сосредоточено было тогда на решении чисто практических задач текущего строительства — разрабатывались планы общего зонирования территории, схемы размещения промышленных предприятий и населенных пунктов, энергетических узлов, железнодорожных, автомобильных и водных трасс, схемы водоснабжения и канализации, инженерной подготовки территории и др. Таких проблем, как сохранение и выявление ценных природных ландшафтов, организация рекреационных территорий, разработка туристских маршрутов и т. п., районная планировка того времени почти не решала. 

Желая ускорить решение градостроительных проблем в связи с быстрыми темпами промышленного развития, Советское правительство пригласило для работы в СССР ряд зарубежных специалистов во главе с крупным архитектором того времени Э. Маем из Германии. Э. Май был представителем чистого функционализма, положения которого в 20-е и начале 30-х годов в известной мере были близки и многим советским архитекторам. В проекте генплана Новокузнецка (тогдашнего Сталинска), так же как и Магнитогорска, Э. Май в 1933 г. применил прямоугольную сетку магистралей и улиц, исходя из идеи кратчайших расстояний между производством и жильем, не особенно считаясь при этом с реальными гидрогеологическими, топографическими и прочими условиями территории. Сведение сложной социальной проблемы формирования города к элементарной схеме, естественно, привело к отрицательным результатам. Так, Магнитогорск оказался под дымами металлургического комбината, а Новокузнецк расположился частично на торфяном болоте; что же касается проектов застройки жилых кварталов первой очереди, то они были композиционно примитивны и, исходя из требований освещенности и инсоляции, подчинены единственному принципу меридиональной ориентации зданий (строчная застройка). Сам по себе принцип строчной застройки в конкретных условиях возможен, но, превращенный в канон, он создавал удручающее однообразие.

В этот период особенно остро стала ощущаться необходимость разработки общих методических основ охраны и реставрации памятников архитектуры. Специалисты руководствовались, как правило, личными соображениями, производственными секретами, основанными на личной практике, собственно научного метода не существовало. Не была определена цель реставрации — сохранение руин или восстановление по руинам первоначального вида памятника, определения ценности поздних дополнений и переделок, часто отражавших развитие искусства и культуры разных исторических периодов. Ждали своего решения вопросы приспособления и использования памятников и др. Для научной разработки теоретических основ реставрации в Академии архитектуры СССР была создана Комиссия по охране и реставрации памятников архитектуры, которая объединила крупнейших специалистов-реставраторов и историков архитектуры Д. Сухова, П. Бессонова, П. Барановского, Н. Соболева, Д. Глазова и др. Эта комиссия стала методическим центром, проводившим обширную работу по консультации реставрации наиболее значительных памятников. Академия организовала обмерные работы по наиболее выдающимся памятникам архитектуры. Эти подробные обмеры сыграли большую положительную роль после войны, когда реально встали вопросы восстановления памятников, разрушенных фашистскими захватчиками.

В целом, 1930-е годы были временем бурного развития градостроительства в СССР. Накопленный багаж теоретических идей широко внедрялся в практику, хотя архитекторов-специалистов в области планировки и застройки городов не хватало. Проектирование для различных природно-климатических районов строительства с разнообразной экономической ситуацией, промышленным потенциалом и демографией населения крайне нуждалось в обоснованных рекомендациях. Поэтому в крупных проектных организациях были созданы специальные подразделения, в задачу которых входило обобщение опыта повседневной работы и проведение исследований по частным вопросам градостроительства. Только после создания в 1933 г. Академии архитектуры СССР стала возможным разработка проблемы создания города в целом как социального организма, среды обитания людей. Архитектурная наука во второй половине 30-х годов много сделала и в области истории градостроительства. Был издан ряд ценных переводных работ. Однако разработка комплексной всесторонней методики проектирования города все же отставала от нужд практики. В этом смысле работы по генеральному плану Москвы имели особое значение и впервые по-деловому в рамках конкретных экономических возможностей дали пример всестороннего решения сложнейшей проблемы реконструкции крупнейшего развивающегося города. Основополагающие принципы градостроительства, реализованные в генеральном плане реконструкции Москвы, оказали практическую помощь в решении многих градостроительных задач по всей стране.


4. Архитектура военных лет

Период с 1941 г. до середины 1950-х годов занимает особое место в истории развития советской архитектуры. 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война, мирное строительство социализма было прервано. Советские люди под руководством Коммунистической партии и Советского правительства встали на защиту Родины. «Фашистская Германия развязала войну грабительскую, рассчитанную на захват наших земель и покорение народов СССР. Гитлеровцы ставили своей целью уничтожить Советское государство, восстановить в СССР капиталистический строй, истребить миллионы советских людей, а оставшихся в живых превратить в рабов германских помещиков и капиталистов» (История СССР. Эпоха социализма.- М., 1957, с. 551.). В планах фашистских главарей победа над СССР рассматривалась как реальная возможность установления мирового господства фашизма. Таким образом, Великая Отечественная война Советского Союза против немецких захватчиков была войной справедливой, она слилась с борьбой других свободолюбивых народов и приобрела всемирно историческое значение.

С первых же дней войны архитекторы с оружием в руках боролись с врагом, активно участвовали в военном строительстве, в частности проводили большие маскировочные работы. Осуществлением маскировочных работ в столице руководили К. Алабян, Д. Чечулин, Б. Иофан, С. Чернышев и другие архитекторы. На долю архитекторов Ленинграда, находившегося в условиях вражеской блокады, выпала работа в крайне тяжелых условиях. Они активно участвовали в проведении агитационно-пропагандистских мероприятий, организуемых партийными комитетами города. Следуя традициям революционного Ленинграда, Н. Баранов, Л. Ильин, В. Каменский, А. Никольский, Б. Рубаненко, И. Фомин, Л. Руднев и другие архитекторы совместно с представителями художественной интеллигенции города создавали проекты военно-агитационного оформления улиц, агитационные плакаты, работали над проблемами будущего восстановления города.

С 1942 г. организуются конкурсы на проекты памятников героям и событиям Великой Отечественной войны. Эти проекты суровой и героической поры — волнующая страница истории советской архитектуры.

Фашистская тактика «выжженной земли» принесла советскому народу неслыханные разрушения. Было превращено в руины 1710 городов и поселков, уничтожено более 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 25 млн. населения осталось без крова. Страна потеряла около 30% национального богатства. Почти полностью были разрушены Сталинград, Минск, Севастополь ; тяжелейшим разрушениям подверглись Ленинград, Новгород, Киев, Новороссийск, Харьков, Ростов-на-Дону, Донецк и многие другие города.

Гитлеровцы сознательно уничтожали памятники национальной истории и культуры. Фашистский генерал Райхенау цинично утверждал в своем приказе войскам: «Никакие исторические и художественные ценности на Востоке не имеют значения». Стирая с лица земли монументы и памятники архитектуры, фашисты стремились уничтожить национальное самосознание народа. Осо бенно пострадали исторические архи тектурно-художественные ценности в пригородах Москвы, Ленинграда — Петродворце, Павловске, Пушкине, Гатчине, уникальные памятники архитектуры Новгорода, Пскова, Киева и многих других городов РСФСР, Украины, Белоруссии, республик Прибалтики.

В 1942г. была учреждена комиссия по учету и охране памятников искусств, которую возглавил академия И. Э. Грабарь. К концу 1942 г. уже были обследованы архитектурные памятники г. Калинина, Калуги, Истры, Торжка Старицы, Боровска, Волоколамска. В том же году А. Щусевым был выполнен один из первых проектов реставрационно-восстановительных работ по Новоиерусалимскому монастырю в Истре. Особенно широко работы по восстановлению и реставрации памятников архитектуры развернулись, естественно, в послевоенные годы.

С первых же месяцев войны началась невиданная в истории величественная эпопея перемещения производительных сил — рабочих, заводов, фабрик — из областей, подвергшихся угрозе оккупации, на восток, в глубокий тыл, что потребовало мощного и срочного развертывания строительных работ в этих районах страны. Около полутора тысяч крупных промышленных предприятий, эвакуированных в первые полгода войны, уже через три-четыре месяца стали выпускать продукции больше, чем до войны. В 1941 г. были приняты постановления СНК СССР «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени» и «О строительстве для эвакуированного населения». Архитекторы внесли значительный вклад в развитие производственного потенциала страны на Востоке.

Необходимость быстрого развертывания производства часто вынуждала к упрощенным строительным решениям временного характера. Однако уже к концу 1942 г. строительство на Востоке страны перестали считать временным. Стало очевидным, что процесс перебазирования производительных сил в восточные районы не только важнейший фактор в деле обороны и будущего разгрома врага, но и средство ускорения развития индустрии потенциально перспективных восточных районов страны.

На обширных восточных и юго-восточных территориях страны возникли новые и расширялись существующие центры промышленного производства, в том числе металлургические комбинаты в Челябинске и Темиртау, машиностроительные заводы Красноярска, Омска, Иркутска. На базе разработки уральских бокситов и алюминиевого производства строились новые города — Краснотурьинск, а затем Североуральск. На основе развития предприятий угольной промышленности на Крайнем Севере вырос город Воркута, а в связи со строительством крупнейшего горно-металлургического комбината по производству никеля, также за Полярным кругом, возник Норильск. В Казахстане развернулось строительство городов Темиртау, Кентау, Марганец. В самый разгар войны, в связи со строительством Узбекского металлургического комбината, было развернуто строительство города Беговата и недалеко от него Фархадской ГЭС. В Беговате скоростными методами и в комплексе с промышленностью сооружались жилье и культурно-бытовые здания.

Несмотря на всю тяжесть войны, выстояла не только экономика, но и культура Советской страны, ее общественные институты, организационные структуры. При всей трудности положения первых лет войны было сохранено ядро сотрудников Академии архитектуры СССР, перед которыми была поставлена задача подготовки научных нормативных и архитектурных основ будущего восстановительного строительства.

В институтах Академии архитектуры создавались типовые проекты городского, поселкового и сельского жилища упрощенного типа (Г. Гольц, А. Зальцман, Г. Мордвинов, Н. Блохин, Г. Симонов, А. Оль, Е. Левинсон), разрабатывались вопросы модульности и унификации жилища (Г. Кузнецов, А. Зальцман), его типологии и нормирования (Н. Былинкин, Б. Улинич, В. Кусаков). В институтах на местах представителями академии разрабатывались проекты планировки и застройки поселков для эвакуированного населения, предложения по приспособлению зданий под промышленные предприятия в районах Новосибирска, Свердловска, Ташкента, Перми, Уфы, Красноярска, Оренбурга, Магнитогорска (Г. Бархин, И. Николаев, И. Соболев, В. Заболотный, А. Иваницкий, С. Чернышев, В. Семенов, Г. Кузнецов, М. Элинзон) и др.

Интересным примером комплексного жилищного строительства в военное время является поселок для рабочих-нефтяников г. Гурьева (Казахстан). На этой стройке были широко применены новые типы конструкций из местных строительных материалов; в архитектуре использованы мотивы народного жилища (А. Арефьев, С. Васильковский, А. Лансере, И. Романовский). Его территория 55 га на берегу Урала. В условиях резко континентального климата в солончаковой степи была создана благоприятная для жизни среда. Архитектура соразмерна человеку, своеобразны характерные для юга открытые лестницы, навесы, айваны, интересны деревянный ордер, полихромная роспись, контрастирующая с белоснежными гипсовыми стенами. Следует особо подчеркнуть ансамблевость и комплексность нового строительства.

Советские люди даже в самые тяжелые начальные периоды войны не сомневались, что «враг будет разбит и победа будет за нами». В Москве продолжалось строительство линий метрополитена (продолжение Горьковской линии и Покровского радиуса), в Ленинграде к 1944 г., в начале которого была снята блокада, началось строительство жилых домов на Суворовском проспекте, у Охтинского моста, около Финляндского вокзала. Оперативные строительные мероприятия разворачивались сразу же после освобождения территорий от врага.

Для руководства всей архитектурной деятельностью в стране и огромными работами по восстановлению городов в сентябре 1943 г. был организован Государственный комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР. Комитет был первым в истории специальным государственным общесоюзным органом, непосредственно ведавшим архитектурой.

В этом явлении есть в известной мере и объективная закономерность. Всеобщее и широкое обращение к классическому и национальному наследию в архитектуре было связано с общим возрождением общественного интереса к национальной истории, героическому прошлому народа, к великим предкам — защитникам Родины. Изменение военной формы в годы войны, восстановление традиционных воинских званий, учреждение воинских орденов Александра Невского, Суворова, Кутузова, Нахимова - все это отражение того естественного, во многом стихийного общенародного патриотического порыва, мудро поддержанного и направляемого Коммунистической партией и Советским правительством. Тенденция подчеркнутого историзма отразилась в военные и послевоенные годы повсеместно во всех видах искусства. В архитектуре она нашла, пожалуй, наиболее благоприятную почву, которая была подготовлена обозначившимся еще в довоенную пору курсом на освоение исторического наследия зодчества. 


5.Советское градостроительство послевоенных лет

Послевоенный период развития страны характеризуется огромным размахом созидательных работ. Первоочередные восстановительные мероприятия в стране были закончены еще в первое послевоенное пятилетие — к 1950 г., а весь огромный объем восстановительных работ был завершен уже к 1955 г.

План развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг. помимо восстановления промышленности, городов и сел предусматривал грандиозные работы по обводнению засушливых районов, намечал такие крупные строительные мероприятия, как сооружение Волго-Донского и Северо-Крымского каналов, крупнейших электростанций на Волге; эта линия развития была продолжена в следующем пятилетнем плане на 1951—1955 гг., где предусматривалось строительство Ангарского каскада, гидростанций на р. Оби. Новое энергетическое и промышленное строительство влекло за собой реконструкцию городов, массовое строительство жилых и общественных зданий. Крупные мероприятия, направленные на восстановление, реконструкцию, а затем и дальнейшее развитие населенных мест, проводились в сельской местности. Особенно широко развернулось проектирование сел в 50-е годы в связи с освоением целинных и залежных земель, укрупнением колхозов и совхозов, а также в связи с переносом многих населенных пунктов из мест затопления после возведения гигантских гидроэлектростанций.

В ноябре 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 старейших русских городов. В 1945—1950 гг. только по РСФСР разрабатывались генеральные планы 250 городов, в том числе тех, где в связи с расширением промышленного производства и ростом населения требовались реконструктивные мероприятия и расширение городских территорий. Эта огромная работа явилась проверкой и подтверждением на практике тех принципов советского градостроительства, которые были выработаны в годы первых пятилеток.

Завершение такой грандиозной работы в столь короткий срок — явление эпохальное, отразившее величие подвига советского народа, объективные преимущества социализма.

Рост производительных сил в восстановительный период настоятельно требовал развития многих городов, в том числе и незатронутых непосредственно войной, таких, как Новосибирск, Магнитогорск, Свердловск, Нижний Тагил, Челябинск, Тбилиси, Баку, Ташкент, Ереван и др. При корректировке генеральных планов городов все более широкое значение получала застройка крупными жилыми массивами. 

Поскольку четвертый пятилетний план развития народного хозяйства СССР преследовал не только цели восстановления разрушенного войной, но одновременно и решительного увеличения промышленного потенциала страны, возникла необходимость интенсивного освоения новых еще малообжитых районов.

Подводя общие итоги и в целом высоко оценивая большие достижения советского градостроительства послевоенного десятилетия (всего одного десятилетия!), нельзя не видеть и его определенные недостатки. С одной стороны, прогрессивные принципы сохранения исторической структуры городов с одновременным ее совершенствованием, функциональное зонирование территории города; застройка крупными жилыми массивами; рациональное построение сетей обслуживания; оздоровление городской среды средствами архитектуры и улучшение его транспортных условий. А с другой стороны — отрыв в ряде случаев художественно-образного начала в архитектуре города от современных материально-технических и функциональных основ градостроительства; догматизация приемов планировки и застройки городов XVIII — начала XIX в., попытки подчинить живое развитие города замкнутым и в ряде случаев архаизированным планировочным схемам. Эта противоречивость и двойственность проявила себя во всех областях советской архитектуры рассматриваемого периода. 


6. Список литературы

  •   История русского и советского искусства. Под ред. Д. В. Сарабьянова. Высшая школа, 1979. С. 305-330
  •  Архитектура СССР (журнал)
  •  Былинкин Н.П., Калмыкова В.Н., РябушинА.В., СергееваГ.В. История советской архитектуры, 1985.
  •  Былинкин Н.П., Журавлев А.М., Шишкина И.В. и др., Современная советская архитектура 1955-1980 гг.,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83154. Страхование в системе финансов 231.5 KB
  Страхование - это особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей. Страхование - одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества.
83155. Разработка ассортимента современных рыбных блюд 1.09 MB
  Постоянный рост на рынке услуг общественного питания, возникновение и развитие новых концепций и форм обслуживания диктует необходимость гибкого изменения структуры предприятия. Успешная деятельность предприятия питания зависит от того, в какой степени заведению удается привлечь и удержать клиентов.
83156. Эволюция стратегического менеджмента. Основные школы стратегического менеджмента 157 KB
  Актуальность и значение темы доказываются тем, что значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя...
83158. Численные методы решения инженерных задач на ЭВМ 324.33 KB
  Программа должна работать с любыми значениями аргумента из области определения функции. Обязательно наличие заголовка с указанием функции расположенного над графиком координатной сетки и заданного максимального и минимального значения функции в этом интервале.
83159. Финансы и финансовая система Российской Федерации 90.6 KB
  Финансовая система Российской Федерации. Финансовая политика Российской федерации Выводы Введение Актуальность данной темы обусловлено тем что финансовая система является основой обеспечения государственного суверенитета безопасности и развития страны а финансовые показатели являются основой для оценки эффективности государственной экономической политики. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить сущность и признаки финансов выявить функции финансов и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства...
83161. Статистико-экономический анализ трудовых ресурсов 142.12 KB
  Решение всего комплекса экономических и социальных задач развития производительных сил и совершенствования производственных отношений требует последовательного и неуклонного повышения эффективности труда всех занятых в общественном производстве.
83162. Разработка технологического процесса перевозки промышленных грузов 136.33 KB
  Кроме того, при транспортировке угля необходимо учитывать влажность воздуха, а также обеспечить защиту груза от сырости и влаги. Поэтому, рекомендуется, чтобы перевозка угля осуществлялась в самосвальных полуприцепах. Самосвальный полуприцеп используется для транспортировки сыпучих грузов низкой плотности...