15760

Объект, предмет, метод и организация статистики промышленности

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Тема 1. Объект предмет метод и организация статистики промышленности. Промышленность является основой экономики. Она создает материальнотехническую базу научнотехнического прогресса и средства производства для других отраслей производит большую часть продуктов...

Русский

2013-06-18

43 KB

3 чел.

Тема 1. Объект, предмет, метод  и  организация статистики промышленности.

Промышленность является основой экономики. Она создает материально-техническую базу научно-технического прогресса и средства производства для других отраслей, производит большую часть продуктов питания и так называемых промышленных товаров народного потребления.

Промышленность как экономическая и хозяйственная отрасль является объектом изучения статистики промышленности. (Объект науки - определенная область реальности (природная или социальная), на которую направлен процесс научного познания, предмет – наиболее значимые свойства, стороны, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению). Промышленность - отрасль материального производства, где в специально созданных производственных коллективах - предприятиях, организованный труд людей направлен на добычу природных ресурсов, искусственно не воспроизводимых человеком, на переработку этих ресурсов, а также переработку продуктов сельского, лесного хозяйства и на ремонт оборудования.

Промышленность, как объект статистического изучения, состоит из промышленных предприятий и фирм разных форм собственности. Под предприятием как экономической категорией понимают экономических агентов или лиц, действующих в рыночной экономике, занятых производством и (или) реализацией товаров и рыночных услуг с целью получения прибыли.

 Предмет статистики промышленности - количественная сторона экономических явлений и процессов, представляющих результат и факторы промышленного производства. Для оценки результата и факторов производства используют статистические показатели, характеризующие реальный процесс во времени и пространстве. Например, для определения объема промышленной продукции используют показатели валовой, товарной и реализованной продукции, а для расчета прибыли показатель прибыли до налогообложения. Для характеристики трудовых и материальных факторов производства применяют показатели: средняя списочная численность рабочих и работающих, среднегодовая стоимость основных фондов, средние остатки оборотных средств и т.д.

Методологической  основой, ядром  статистики промышленности является  общая теория статистики.

Промышленные предприятия  включают в себя ряд подразделений, которые можно объединить исходя из трех признаков: отраслевой принадлежности, характера деятельности, выполняемых функций.

Классификация подразделений предприятия в общем виде представлена на  схеме1.

Промышленные подразделения обслуживают процесс производства, непосредственно производят промышленную продукцию, поэтому их деятельность называют основной .

Непромышленные подразделения либо производят непромышленную продукцию, либо обслуживают непроизводственные нужды работников предприятия. Для характеристики структуры предприятия и для составления отчетности непромышленные подразделения распределяются по отраслям экономики с выделением сферы материального производства и непроизводственной сферы согласно классификации отраслей народного хозяйства (ОКОНХ): материальное производство - промышленность, сельское и лесное хозяйства, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки; непроизводственная сфера - жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансы, страхование, аппарат органов управления и др. отрасли.

Схема 1. Классификация подразделений предприятия.

Промышленно-производственные подразделения (цеха) в зависимости от функций на каждом предприятии могут быть разделены на:

1.Основные - выпускающие готовые изделия, для производства которых создано данное предприятие или полуфабрикаты этих изделий. (На ЦБК основными будут древесномассные, целлюлозные, бумажные и др. цеха, обеспечивающие выпуск конечной готовой продукции.)

2.Подсобные - выпускающие тару для упаковки основной продукции (ящичный цех на машиностроительном заводе, картонажное производство на обувном предприятии и т.п.)

3.Побочные - выпускающие продукцию из отходов основного производства (например, производство спирта, дрожжей и концентратов из щелоков целлюлозного производства; производство культурно-бытовых товаров из отходов бумажного производства).

4.Вспомогательные - выпускающие продукцию, которая не является основной для данного предприятия, но необходима для функционирования основных цехов и отделов или предприятия в целом. (например, ремонтно-механические, паросиловые, водоснабжение, химводоочистка и др. на ЦБК)

Предприятие может иметь представительства и филиалы. И представительство, и филиал – обособленные подразделения предприятия как юридического лица. Они расположены вне места нахождения предприятия, не являются самостоятельными юридическими лицами (не могут быть стороной в договоре, приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде). Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим  лицом. Руководитель филиала (представительства) действует на основании доверенности.

В зависимости от среднесписочной численности работников предприятия  могут быть: малыми, средними, крупными, сверхкрупными.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12.05.1995 №88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (юридические лица), в которых численность персонала за отчетный год, включая работающих по договорам гражданско-правового характера  и совместительству, не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 чел., в национальной и международной статистической практике к средним относят предприятия со среднесписочной численностью работающих, не превышающей  5000 чел., к крупным – с численностью до 10 000 чел.

Статистические наблюдения основаны на применении цензового подхода.

Крупные и средние предприятия охвачены сплошной отчетностью, за малыми организовано выборочное наблюдение с последующим распространением результатов на всю совокупность малых предприятий.

В настоящее время организацию статистического наблюдения, разработку и анализ статистических данных по предприятиям осуществляют областные, городские и районные отделы статистики, которые подчиняются  Государственному комитету Российской Федерации по статистике (Госкомстату России).

В настоящее время выделяют следующие виды статистических единиц: предприятие и единица вида деятельности.

В соответствии с Программой  социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.08.2003 № 1163-р, в указанный срок должен быть завершен переход предоставления  официальной статистической информации на основе Общероссийского классификатора видов экономической  деятельности (ОКВЭД), соответствующего международным классификациям.

Детализация видов экономической деятельности российской экономики учитывается в группировках ОКВЭД по пяти-, шестизначным кодам. На пятом, шестом знаках группировок ОКВЭД, как правило, выделяются виды деятельности, которые в ОКОНХ образовывали самостоятельные отрасли или подотрасли, не потерявшие своей актуальности и до настоящего времени.

В статистике выделяют следующие виды экономической деятельности:

  1.  Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.
  2.  Рыболовство и рыбоводство.
  3.  Добыча полезных ископаемых.
  4.  Обрабатывающие производства.
  5.  Строительство (включая капитальный ремонт зданий и сооружений).
  6.  Техническое обслуживание автотранспортных средств и мотоциклов.
  7.  Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами через агентов.
  8.  Ремонт готовых изделий и предметов личного пользования.
  9.  Гостиницы и рестораны.
  10.  Транспорт и связь.
  11.  Научные исследования и разработки.
  12.  Образование.
  13.  Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
  14.  Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.
  15.  Предоставление персональных услуг.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41158. Влияние отдельных факторов на интенсивность теплоотдачи при пленочной конденсации пара 431.5 KB
  Влияние отдельных факторов на интенсивность теплоотдачи при пленочной конденсации пара. Влияние перегрева пара Конденсация перегретого пара будет иметь место если температура поверхности стенки меньше температуры насыщения. При этом в случае конденсации перегретого пара его температура у стенки постоянно снижается и конденсируется по существу насыщенный пар. В случае конденсации одного килограмма перегретого пара к стенке отводится теплота равная 1337...
41159. Логические функции и логические элементы 754.5 KB
  Физическими аналогами логических переменных 0 и 1 служат сигналы способные принимать два хорошо различимых состояния например потенциал низкого и высокого уровней разомкнутое и замкнутое состояние контакта реле и т. Триггеры Триггер это устройство имеющее два устойчивых состояния способное под воздействием управляющего сигнала скачком переходить из одного состояния в другое и хранить это состояние сколь угодно долго. Способность хранить состояние сколь угодно долго и определяет память триггера. состояние триггера не меняется.
41160. Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка 79 KB
  Морфологические ошибки связаны с нарушением грамматических форм слов незнанием склонений с неправильным употреблением окончаний с неправильным ударением если это влияет на форму слова. Морфологостилистические ошибки связаны с использованием сложных конструкций характерных для официально делового и научного стиля в разговорном стиле.Синтаксические ошибки синтаксическим ошибкам относятся следующие: Нарушения в управлении.
41161. Методы преобразования комплексного чертежа (эпюра Монжа) 286 KB
  Сущность этого метода заключается в следующем: положение точек линий плоских фигур поверхностей в пространстве не изменяется а система П1 П2 заменяется дополняется плоскостями образующими с П1 или П2 или между собой системы двух взаимно перпендикулярных плоскостей принимаемых за плоскости проекций. Если введение одной плоскости П4 или П5 не позволяет решить задачу то прибегают к последовательному дополнению основной системы плоскостей проекций новыми П6 П7 и т. показано преобразование проекций точки А из системы П2 П1 в систему П4...
41162. История лазерных принтеров 1.9 MB
  На поверхности фоторецептора создается электростатическое а затем видимое изображение копируемого оригинала с последующим переносом этого изображения на бумагу или специальный материал. Формирование изображения На этапе формирования изображения на поверхности фоторецептора создается оптическое изображение оригинала. Полученное оптическое изображение должно: а обладать требуемыми геометрическими параметрами б иметь распределение освещенностей соответствующее оптическим плотностям оригинала. Проявление На этапе проявления на участки...
41163. Метод узловых напряжений 192.5 KB
  Метод узловых напряжений. Метод узловых напряжений заключается в определении на основании первого закона Кирхгофа потенциалов в узлах электрической цепи относительного некоторого базисного узла. Положительное напряжение узловых напряжений указывается стрелкой от рассматриваемого узла к базисному. Иллюстрация к методу узловых напряжений.
41164. Власть, влияние, лидерство 198 KB
  Они делают это посредством допущения подчиненных к выработке управленческих решений развитию лидерства в рабочих командах инициативы обучения и т. Лидерство Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Природа лидерства может быть лучше понята если сравнить лидерство с управлением. Теория лидерских качеств Это один из наиболее ранних подходов к изучению и объяснению лидерства.
41165. Человек в организации. Функция мотивации 242.5 KB
  Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1 с позиции взаимодействия человека с организационным окружением в этом случае человек находится в центре модели и 2 с позиции организации включающей в себя индивидов в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения. Второе что он сделал для организационного окружения для организации в ответ на стимулирующие воздействия которые организация применила по отношению к человеку. Нас будут интересовать ответы на вопросы: как...
41166. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 898 KB
  Основные журналы по изучению распределения и маркетинга: 1. Цели политики распределения. Особенности оптовой торговли как канала распределения. Проблема относительно времени и места продажи товара рассматривается в маркетинге как политика распределения.