15766

СТАТИСТИКА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

ТЕМА 7. СТАТИСТИКА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ К оборотным средствам относятся производственные запасы сырье материалы топливо запчасти инструменты хозтовары и другие незавершенное производство готовая продукция товары для перепродажи а также денежные средства д

Русский

2013-06-18

43.5 KB

30 чел.

ТЕМА 7. СТАТИСТИКА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

К оборотным средствам относятся  производственные запасы (сырье, материалы,  топливо, запчасти, инструменты, хозтовары и  другие),  незавершенное  производство, готовая продукция, товары для перепродажи, а также  денежные средства, дебиторская задолженность,  краткосрочные финансовые вложения.

В отличие от основных средств оборотные полностью потребляется в рамках одного производственного цикла, либо в рамках относительно короткого календарного периода (как правило, не более года) и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

По своей структуре оборотные средства делятся на средства  в производстве, значительная часть которого вложена в производственные запасы сырья и материалов и на средства в обращении, часть которого вложена в готовую продукцию и товары, а другая - денежные средства, дебиторская задолжность, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, займы и векселя).

Оборотные средства  делятся на нормируемые (те, по которому устанавливается норматив) – это производственные запасы, готовая продукция, товары) и ненормируемые –  это денежные средства, дебиторская задолжность, краткосрочные финансовые вложения.

Если источником образования основных средств являются долгосрочные финансовые вложения (инвестиции), то источниками оборотных средств могут быть собственные средства предприятия или фирмы, входящие в состав уставного капитала и специальных фондов, образуемых за счет прибыли и привлеченные средства, т.е. ссуды и кредиты.

Наличие оборотного капитала предприятия определяется по данным бухгалтерского учета по состоянию на начало месяца. Это позволяет определить средние остатки оборотных средств за месяц (год) по формуле:

,

где - остатки оборотных средств на конец и начало отчетного периода.

За квартал (6, 9 месяцев и год) средние остатки оборотных средств  можно определить по формуле средней хронологической:

, N – число моментов.

Оборотные средства постоянно совершает свой оборот по схеме:

ДО → МЗ → МП → НП → ГП  → ВПр  → Д/, где:

ДО – денежные средства первоначально;

МЗ – материальные запасы;

МП – потребление материальных запасов в производстве;

НП – незавершенное производство;

ГП  - готовая продукция;

ВПр – выручка от продажи;

Д/ - денежные средства за реализованную продукцию.

Схема показывает, что изменение остатков оборотных средств происходит вследствие того, что имеющиеся на начало отчетного периода (месяца) производственные запасы потребляются на изготовление продукции, а их возобновление, необходимое для продолжения производственного процесса, происходит за счет финансовых ресурсов, получаемых от реализации продукции.

Характеристикой использования всех оборотных средств в целом служат три показателя скорости его обращения:

  1.  Число оборотов за данный период (коэффициент оборачиваемости) – КОБ;
  2.  Коэффициент закрепления оборотных средств – КЗАКР;
  3.  Средняя продолжительность одного оборота в днях (скорость оборота) – В.

Показатель оборачиваемости по числу оборотов оборотных средств (КОБ) вычисляют делением стоимости реализованной продукции в действующих ценах в данном периоде (РП) на средний остаток оборотных средств за этот же период (), т.е. по формуле КОБ = РП : . Он показывает, что за отчетный период каждый рубль, вложенный в оборотные средства, совершил n – оборотов.

Коэффициент закрепления оборотных средств (КЗАКР) вычисляют делением среднего остатка оборотных средств в данном периоде на объем реализованной продукции за тот же период КЗАКР = : РП. Этот коэффициент показывает, сколько надо иметь оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции. Чем больше оборотов совершат оборотные средства в течение определенного периода  времени, тем меньше величина показателя их закрепления, и наоборот.

Продолжительность одного оборота оборотного капитала в днях (В) вычисляют как отношение среднего объема оборотных средств к среднедневной  реализации продукции В = : (РП : ДН) или по формуле:

где ДН – продолжительность календарного периода в днях (условно: год – 360, квартал – 90, месяц - 30).

Покажем вычисление показателей оборачиваемости на примере. Допустим, что предприятие за 1 квартал реализовало продукции на 125млн.руб. Остатки оборотного капитала предприятия в 1 квартале составляли (млн.руб.):

На 1 января ОС1 – 26;

На 1 февраля ОС2 – 20;

На 1 марта ОС3 – 30;

На 1 апреля ОС4 – 24;

Средний остаток оборотных средств за квартал находим по формуле средней хронологической:

Число оборотов за квартал исходя из стоимости реализованной продукции составит: КОБ = РП : = 125 : 5 = 5 оборотов.

Коэффициент закрепления оборотных средств КЗАКР= 1 : КОБ = : РП = 1:5 = 0,2, т.е. чтобы реализовать в 1 квартале 1000 руб. продукции нужно было в среднем иметь 200 руб. оборотных средств.

В нашем примере  скорость оборота составит:          В = (25 : 125)×90 = 18     или   В = 90 : 5 = 18 дней.

Для успешной работы каждое предприятие должно определить свою потребность в оборотных средствах() на более или менее длительный период.

Наиболее общий метод определения такой потребности основан на объеме реализованной продукции в бизнес-плане (РППЛ) и уровне коэффициента закрепления (КЗАК) за предшествующие периоды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81855. Техническая политика в области специализации различный видов транспорта 28.16 KB
  Научно-техническая политика на транспорте тесно связана со структурной определение темпов пропорций и приоритетов в развитии транспортной отрасли и инвестиционной определение объема структуры и направлений капиталовложений с целью обновления основных транспортных фондов. Структурная политика направлена: на ускоренное развитие наукоемких составных частей различных видов транспорта определяющих рост производительности труда и повышение социальноэкономической эффективности транспортного производства; на свертывание неэффективных...
81856. Речной транспорт. Тенденции развития 27.28 KB
  Речной транспорт внутренний водный транспорт транспорт осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям как по естественным реки озёра так и по искусственным каналы водохранилища. Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту хотя фактически это море является озером самым большим в мире. Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе несмотря на низкие скорости и сезонность.
81857. Транспортный процесс и его элементы 30.31 KB
  Транспортный процесс – это совокупность операций с грузами и транспортными средствами в результате выполнения которых грузы изменяют своё положение в пространстве. Структура транспортного процесса включает три элемента подпроцесса: – процесс погрузки; – процесс перевозки; – процесс разгрузки. Основной элемент транспортного процесса – перевозка грузов все другие элементы подчинены ему.
81858. Основные принципы проектирования транспортных узлов 28.9 KB
  Принцип общей эффективности. Принцип комплексной оптимизации. В основе этого принципа лежит утверждение что независимая оптимизация отдельных подсистем не обеспечивает оптимальности режимов функционирования узла как системы в целом.
81861. Воздушный транспорт 29.54 KB
  Возду́шное су́дноэто летательный аппарат поддерживаемый в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом Аэропо́рт комплекс сооружений предназначенный для приёма отправки базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок имеющий для этих целейаэродром аэровокзал в крупных аэропортах нередко несколько аэровокзалов один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.трта следует отнести высокую с с перевозок.
81862. Взаимодействие развития науки и транспорта 22.31 KB
  Современное состояние и тенденции развития транспорта и транспортной науки. Рассматриваются вопросы разработки и внедрения новых технических средств и технологических процессов на всех видах транспорта. Уделяется особое внимание инновациям на транспорте повышению уровня развития и управления транспортных отраслей а также транспортного машиностроения применению математических методов для оптимизации транспортных систем совершенствованию систем автоматизации функционирования сложных технических устройств методов и средств передачи и...
81863. Эксплуатационная надежность транспортного узла 20.61 KB
  Определение эксплуатационной надежности транспортного узла или его элемента подсистемы базируется на совокупности следующих понятий: отказ частичная или полная утрата работоспособности среднее время безотказной работы среднее время восстановления вероятность безотказной работы и др. Причем эти понятия имеют смысл только для элементов узла по отношению к которым применимо понятие отказ.