15766

СТАТИСТИКА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

ТЕМА 7. СТАТИСТИКА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ К оборотным средствам относятся производственные запасы сырье материалы топливо запчасти инструменты хозтовары и другие незавершенное производство готовая продукция товары для перепродажи а также денежные средства д

Русский

2013-06-18

43.5 KB

30 чел.

ТЕМА 7. СТАТИСТИКА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

К оборотным средствам относятся  производственные запасы (сырье, материалы,  топливо, запчасти, инструменты, хозтовары и  другие),  незавершенное  производство, готовая продукция, товары для перепродажи, а также  денежные средства, дебиторская задолженность,  краткосрочные финансовые вложения.

В отличие от основных средств оборотные полностью потребляется в рамках одного производственного цикла, либо в рамках относительно короткого календарного периода (как правило, не более года) и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

По своей структуре оборотные средства делятся на средства  в производстве, значительная часть которого вложена в производственные запасы сырья и материалов и на средства в обращении, часть которого вложена в готовую продукцию и товары, а другая - денежные средства, дебиторская задолжность, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, займы и векселя).

Оборотные средства  делятся на нормируемые (те, по которому устанавливается норматив) – это производственные запасы, готовая продукция, товары) и ненормируемые –  это денежные средства, дебиторская задолжность, краткосрочные финансовые вложения.

Если источником образования основных средств являются долгосрочные финансовые вложения (инвестиции), то источниками оборотных средств могут быть собственные средства предприятия или фирмы, входящие в состав уставного капитала и специальных фондов, образуемых за счет прибыли и привлеченные средства, т.е. ссуды и кредиты.

Наличие оборотного капитала предприятия определяется по данным бухгалтерского учета по состоянию на начало месяца. Это позволяет определить средние остатки оборотных средств за месяц (год) по формуле:

,

где - остатки оборотных средств на конец и начало отчетного периода.

За квартал (6, 9 месяцев и год) средние остатки оборотных средств  можно определить по формуле средней хронологической:

, N – число моментов.

Оборотные средства постоянно совершает свой оборот по схеме:

ДО → МЗ → МП → НП → ГП  → ВПр  → Д/, где:

ДО – денежные средства первоначально;

МЗ – материальные запасы;

МП – потребление материальных запасов в производстве;

НП – незавершенное производство;

ГП  - готовая продукция;

ВПр – выручка от продажи;

Д/ - денежные средства за реализованную продукцию.

Схема показывает, что изменение остатков оборотных средств происходит вследствие того, что имеющиеся на начало отчетного периода (месяца) производственные запасы потребляются на изготовление продукции, а их возобновление, необходимое для продолжения производственного процесса, происходит за счет финансовых ресурсов, получаемых от реализации продукции.

Характеристикой использования всех оборотных средств в целом служат три показателя скорости его обращения:

  1.  Число оборотов за данный период (коэффициент оборачиваемости) – КОБ;
  2.  Коэффициент закрепления оборотных средств – КЗАКР;
  3.  Средняя продолжительность одного оборота в днях (скорость оборота) – В.

Показатель оборачиваемости по числу оборотов оборотных средств (КОБ) вычисляют делением стоимости реализованной продукции в действующих ценах в данном периоде (РП) на средний остаток оборотных средств за этот же период (), т.е. по формуле КОБ = РП : . Он показывает, что за отчетный период каждый рубль, вложенный в оборотные средства, совершил n – оборотов.

Коэффициент закрепления оборотных средств (КЗАКР) вычисляют делением среднего остатка оборотных средств в данном периоде на объем реализованной продукции за тот же период КЗАКР = : РП. Этот коэффициент показывает, сколько надо иметь оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции. Чем больше оборотов совершат оборотные средства в течение определенного периода  времени, тем меньше величина показателя их закрепления, и наоборот.

Продолжительность одного оборота оборотного капитала в днях (В) вычисляют как отношение среднего объема оборотных средств к среднедневной  реализации продукции В = : (РП : ДН) или по формуле:

где ДН – продолжительность календарного периода в днях (условно: год – 360, квартал – 90, месяц - 30).

Покажем вычисление показателей оборачиваемости на примере. Допустим, что предприятие за 1 квартал реализовало продукции на 125млн.руб. Остатки оборотного капитала предприятия в 1 квартале составляли (млн.руб.):

На 1 января ОС1 – 26;

На 1 февраля ОС2 – 20;

На 1 марта ОС3 – 30;

На 1 апреля ОС4 – 24;

Средний остаток оборотных средств за квартал находим по формуле средней хронологической:

Число оборотов за квартал исходя из стоимости реализованной продукции составит: КОБ = РП : = 125 : 5 = 5 оборотов.

Коэффициент закрепления оборотных средств КЗАКР= 1 : КОБ = : РП = 1:5 = 0,2, т.е. чтобы реализовать в 1 квартале 1000 руб. продукции нужно было в среднем иметь 200 руб. оборотных средств.

В нашем примере  скорость оборота составит:          В = (25 : 125)×90 = 18     или   В = 90 : 5 = 18 дней.

Для успешной работы каждое предприятие должно определить свою потребность в оборотных средствах() на более или менее длительный период.

Наиболее общий метод определения такой потребности основан на объеме реализованной продукции в бизнес-плане (РППЛ) и уровне коэффициента закрепления (КЗАК) за предшествующие периоды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2700. Путешествие по англоязычным странам 4.56 MB
  Путешествие по англоязычным странам Цели:  обучающая: развивать познавательный интерес учащихся, развитие и поддержание интереса к странам изучаемых языков, воспитательная: воспитание толерантности и уважения к другой культуре, чуткости и...
2701. Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции 109.38 KB
  Актуальные вопросы ВИЧ-инфекции Цель: Сформировать убеждение в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни. Оборудование: Карты с изображением компании подростков (одна на парту). Текст История...
2702. Бинарный интегрированный урок по географии в 6-м классе на тему: 20.62 KB
  Бинарный интегрированный урок по географии в 6-м классе на тему: Облака Цель: Сформировать представление об облаках, их видах, условиях образования и значении. Задачи: Развитие умений анализировать, классифицировать, выявлять причинно-...
2703. Биогеоценоз леса. Растительный и животный мир лесов Мордовии 31.23 KB
  Биогеоценоз леса. Растительный и животный мир лесов Мордовии. ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить формировать знания учащихся о биогеоценозах Мордовии, познакомить учащихся с биогеоценозом леса, его растительным и животным миром, воспитывать чувство бережного о...
2704. Операция Птицам — нашу заботу 22.14 KB
  Внеклассное мероприятие: Операция Птицам — нашу заботу Цели: прививать любовь к птицам, воспитывать экологическую культуру, вовлекать в практическую деятельность по охране птиц зимой. Все классы построены на линейку. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Ведущий: ...
2705. Что? Где? Когда? Мир вокруг нас 26.41 KB
  Внеклассное мероприятие по биологии и экологии: Что? Где? Когда? Мир вокруг нас Цель: развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к кажд...
2706. Берегите землю, берегите! 28.03 KB
  Внеклассное мероприятие по экологии Берегите землю, берегите! Цели: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому. Привлекать к природоохранной работе. Оборудование:  плакаты, рисунки учащихся,  выставка экол...
2707. Устный журнал — Зеленая жемчужина 31.91 KB
  Внеклассное мероприятие по экологии. Устный журнал — Зеленая жемчужина Цели и задачи: сохранение сосновых и еловых насаждений Ульяновской области, формирование у обучающихся понимания единства человека и природы, вовлече...
2708. Путешествие по заповеднику 35.64 KB
  Внеклассное мероприятие: экологическая познавательная игровая программа Путешествие по заповеднику Хакасский Проводится для учащихся 2-го класса. Цели: 1) развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном,...