15768

Статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Тема 9. Статистические методы оценки финансовых страховых и бизнес рисков Современные предприятия организации функционируют в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды. Результаты деятельности хозяйствующих субъектов зависят от международной обста...

Русский

2013-06-18

35.5 KB

68 чел.

Тема 9. Статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков

Современные предприятия (организации) функционируют в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды. Результаты деятельности хозяйствующих субъектов зависят от международной обстановки, государственно-политических, экономических, социально-демографических и других факторов. Поэтому необходимо учитывать состояние внешней среды в управлении хозяйствующими субъектами и прогнозировании ожидаемых производственных и финансовых показателей. Организации придают большое значение деятельности, связанной с изучением и оценкой рисков, а также выработкой предложений по устранению рисков либо понижению их до такого уровня, чтобы  они не представляли опасности для финансовой устойчивости предприятия.

В зарубежных странах с рыночной экономикой сформировалось новое направление науки – управление финансовыми рисками (риск-менеджмент). В России риск-менеджмент стал развиваться только в конце ХХ в. Риск-менеджмент базируется на математических и статистических методах.

 Риск – это вероятность успеха или поражения. В данном случае успех – получение прибыли, а поражение – убытки.

Различают деловой (операционный) и финансовый риски.

 Деловой, или  операционный, риск обусловлен колебаниями чистого дохода и движения денежных средств. Причинами этого риска являются неопределенность товарных или сырьевых рынков, хозяйственная или коммерческая деятельность предприятия.

 Финансовый риск возникает  из-за того, что предприятие не сможет погасить задолженность по кредитам, которые были взяты для обеспечения его высоких финансовых результатов. В случае невозможности погашения задолженности по кредитам предприятие станет банкротом.

Финансовые риски разделяются на рыночный и кредитный.

 Кредитный риск связан с возможностью и желанием определенного должника выплатить долг.

 Рыночные риски  связаны не с положением индивидуального должника или группы должников, а с состоянием экономики в целом или отдельных ее элементов. Примером рыночного риска может служить валютный курс, процентная ставка. Любое движение  на финансовых рынках может быть благоприятным или неблагоприятным для предприятия. Например,  падение курса национальной валюты станет выгодным или разорительным для определенной организации в зависимости от того, является ли она нетто-экспортером или нетто-импортером. Рост процентных ставок приводит к убыткам для инвестиционного фонда, держащего в портфеле процентные бумаги.

Сумма делового и финансового рисков образует совокупный риск.

Для преодоления затруднений в финансово-коммерческой деятельности хозяйствующие субъекты прибегают к услугам страховых компаний.

Деятельность страховой компании подразделяется на собственно страховую и коммерческую. Страховая деятельность направлена на предоставление страховой защиты нуждающимся в ней юридическим и физическим лицам. Целью коммерческой  деятельности страховщика является получение прибыли.

Страховая деятельность осуществляется путем формирования и использования страхового фонда и служит  финансовой основой деятельности страховщика.

Страхование выполняет различные функции, основная из которых – рисковая – возмещение убытка.

 Страховой риск – вероятность наступления страхового события (необходимость возмещения материального ущерба при  хищении имущества и т.п.).

Риск зависит от структуры активов предприятия и направлений его деятельности.

Одним из способов защиты от безнадежных долгов и потерь является страхование кредита. Страховая компания может назначить максимальную цену покрытия для счетов с определенным кредитным рейтингом.

Выбор статистических методов оценки риска зависит от характера рисков.

 В абсолютном выражении риск определяется как величина возможных потерь по проекту в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении плюс моральный ущерб.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь по проекту, отнесенная к некоторой базе, например:

А) имущественное состояние предприятия;

Б) общие затраты ресурсов на проект;

В) ожидаемый доход (прибыль) от проекта.

Собственно потерями считают снижение прибыли по проекту в сравнении с ожидаемой прибылью. Величина таких потерь и характеризует степень риска.

Степень риска определяется исходя из тяжести его воздействия на исход проекта, учитываются и вероятности наступления возможных рисков.

Степень риска в сочетании с вероятностью его наступления чаще всего выражают не в количественных, а в качественных показателях, поскольку точное математическое исчисление количественных показателей риска практически невозможно.

Главная цель коммерческих организаций – получить прибыль на вложенные средства и обеспечить устойчивое финансовое положение организации. Напомним, что прибыль на инвестированный капитал (RO1) рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме инвестиций.

Деловой (операционный) риск определяется колебаниями чистой прибыли (чистого дохода) и движением денежных средств, что зависит от стратегии организации. Колебания дохода на вложенный капитал зависят от состояния экономики и деловой активности. Состояние экономики может оцениваться с позиций экономического роста, может иметь место рецессия (падение деловой активности, уменьшение валового национального продукта в течение двух кварталов).

 Финансовый риск может быть определен как разница между активами, выраженными в определенном инструменте, и  обязательствами, выраженными в том же инструменте.

Особого рода финансовым риском является риск, связанный с колебаниями цен на основные товары и сырье. Причиной финансового рыночного риска являются колебания цен не на все товары, а только на самые важные из них, контракты на которые обращаются на основных мировых биржах (нефть, золото, пшеница и др.).

Риски, связанные с колебаниями цен на основные товары и сырье, могут быть устранены хеджерами (лицо или компания) путем открытия на время позиции на одном рынке и противоположной позиции на другом, но  экономически связанном рынке, как фьючерсный или рынок забалансовых инструментов.

Хеджирование – это страхование, ограждение от возможных потерь, способ минимизации риска возникновения убытков вследствие изменения цены на какие-либо активы в будущем. Если цены на активы абсолютно коррелируются, владелец актива может сделать свою позицию более безрисковой.

Для определения коэффициента хеджирования нужно знать количество единиц одного актива, необходимого для изменения стоимости другого.

Если стоимость приобретенного актива равна стоимости обязательств, возникших в результате «короткой продажи» другого актива, чистые инвестиции в минимизацию риска равны нулю. Тогда хеджирование будет с нулевой стоимостью. Если стоимость активов меньше стоимости обязательств, разница может быть помещена на депозит. Если стоимость активов превышает стоимость обязательств, можно осуществить хеджирование с нулевой стоимостью, сделав заем в банке. (Если активы в определенных финансовых инструментах (валюте, облигациях) превышают пассивы в этих же инструментах, то такой финансовый институт, как банк, имеет «длинную» позицию по этому инструменту. Если пассивы превышают активы, то позиция «короткая»).

 Для расчета коэффициента хеджирования используются статистические методы.

Доход от хеджируемой позиции (первоначальная позиция плюс фьючерсные контракты)  определяется по формуле:

  P = (S1  - S0  )n ѕ+ (F1  -  F 0) nF 

Где: Р – прибыль от общей позиции;

S1  - стоимость первоначальных контрактов во время t  в будущем;

S0 -стоимость первоначальных контрактов в настоящее время;

         F1 - стоимость фьючерсных контрактов во время  t в будущем;

 F0 - стоимость фьючерсных контрактов в настоящее время;

          n  - количество контрактов.

Для определения коэффициента хеджирования нужно найти дисперсию и среднее квадратическое отклонение доходов от первоначальной позиции и по хеджируемому инструменту (например, фьючерсу) и коэффициент корреляции между ними.

Формула коэффициента хеджирования представляет собой формулу коэффициента парной корреляции со знаком минус.

 Коэффициент хеджирования составляет:

   σΔŜσF rΔsΔF

  h  =----------------------

    σ F

Продажа фьючерсного контракта называется коротким хеджированием, а  покупка – длинным.

Существует пять основных элементов хеджирования: контракты фьючерсные, контракты форвардные, их имитации, соглашения о свопах и опционы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32617. Назначение и классификация и основные технические и эксплуатационные параметры сортировочных устройств 413.5 KB
  Для сортировки вагонов на станциях рекомендуется проектировать основные и вспомогательные сортировочные устройства следующих типов: горочные сортировочные горки повышенной большой средней и малой мощности где для сортировки вагонов используется сила тяжести; негорочные вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклоне где используется сила тяжести локомотива и сила тяжести вагонов; вытяжные пути и стрелочные горловины на горизонтальной площадке где используется только сила тяги локомотива. Для выполнения функций основного...
32618. Докладно описати основні пристрої вантажної станції (ВС): -колійний розвиток ВС - сортувальні пристрої; -вимоги до проектування основних пристроїв ВС 69 KB
  Для выполнения работы по приему отправлению и обработке поездов и обслуживанию пунктов погрузки выгрузки на ГС имеются пути сортировочные устройства грузовой район а в отдельных случаях устройства для экипировки локомотивов и ремонта вагонов производственнотехнические здания и прочие сооружения. Путевое развитие включает приемоотправочные сортировочные погрузочновыгрузочные выставочные соединительные и ходовые пути. Приемоотправочные пути используются для приема и отправления поездов передач на сортировочную или...
32619. Дати докладну характеристику розв’язок перехрещень в вузлах 900 KB
  Основное требование ко всем пересечениям маршрутов в одном уровне заключается в том что эти пересечения не должны снижать пропускную способность ниже необходимой в период интенсивного движения и создавать угрозу безопасности движения. Пересечения в одном уровне устраиваются при благоприятных топографических условиях относительно небольших размерах движения. Безопасность движения поездов обеспечивается с помощью устройств автоматики и сигнализации предохранительных тупиков. Развязки в одном уровне осуществляются чаще всего с...
32620. Розрахунок конструктивної висоти сортувальної гірки на сортувальній станції 571.5 KB
  Профільна висота головної дільниці h1 встановлюється з урахуванням найбільшого використання допустимої швидкості входу Vвх розрахункового бігуна вагою 85 т ωо=05 Н кн. в уповільнювачах 1 ГП при сприятливих умовах скочування: де Vo найбільша швидкість розпуску приймається 25 м с; g′ох розрахунковий параметр для ОХ бігуна м с2; де g прискорення вільного падіння 981 м с2; n кількість осей бігуна ОХ 4; q вага бігуна ОХ 85 т; hωо1 hск1 питома робота сил опору основного і від стрілок та кривих в межах головного дільниці l1...
32621. Докладно описати питання щодо пасажирської технічної станції (ПТС): 1) призначення і класифікація; 2) основні пристрої; 3) основні операції, що виконують на станції; 4) умови застосування; 5) переваги та недоліки окремих ПТС 116.5 KB
  1 ПТС призначаються для переформування ремонту очищення і екіпірування пасажирських составів. Станції бувають крупні 1520 составів за добу і середні 815.20 составів. На технічних парках менше ніж 68 составів.
32622. Аналіз схем двосторонніх станцій с послідовним розташуванням основних парків. Описати системи гіркової автоматики 216.5 KB
  Для комплексної механізації і автоматизації процесу сортування вагонів сортувальні гірки обладнуються локальними системами автоматики ГАЦ ГПЗУ АРС АЗСР ТГЛ пристроями звязку телебачення сигналізації. Під час роботи в маршрутному режимі оператор натисканням кнопки яка відповідає номеру підгіркової колії встановлює маршрут для кожного відчепу перед розпуском його з гірки. Система АСУ РСГ дозволяє регулювати швидкість насуву і розпуску составів швидкість руху відчепів з гірки керувати маршрутами руху відчепів з контролем...
32623. Докладно описати такі питання: визначення спеціальної вантажної станції, спеціалізація спеціальних вантажних станцій,основні операції,які виконують на спеціалізованих вантажних станціях 677.5 KB
  Докладно описати такі питання: визначення спеціальної вантажної станції спеціалізація спеціальних вантажних станційосновні операціїякі виконують на спеціалізованих вантажних станціях. Спеціалізовані вантажні станції це вантажні станції що будуються в пунктах масової переробки однорідних вантажів і забезпечують ритмічність і потоковість обробки масових вантажів і прискорену обробку рухомого складу на станції ефективне використання вантажнорозвантажувальних механізмів і скорочення обсягу роботи сортувальних станцій за рахунок формування...
32624. Дати технічну характеристику колієпроводів 992.5 KB
  Минимальная длина путепроводной развязки в плане определяется в зависимости от радиуса кривой и угла пересечения. Рис 1 К расчету путепроводной развязки в плане. Длина путепроводной развязки в плане должна быть не менее длины развязки в профиле Lnл Lпp Длина путепроводной развязки в профиле зависит от характера подходов. Минимальная длина развязки в профиле: Lпр=lпод0.
32625. Особливості проектування вузлових дільничних станцій (ВДС). Принципи розташування основних пристроїв на дільничних станціях 98 KB
  Докладно описати такі питання: особливості проектування вузлових дільничних станцій ВДС; принципи розташування основних пристроїв на дільничних станціях; розрахунок числа приймальновідправних колій на ВДС При проектировании УУС следует выполнять такие требования: 1 на подходах к станции должны предусматриваться развязки маршрутов в одном или в разных уровнях; 2 расположение главных путей на подходах к станции конструкции горловин должны обеспечивать одновременный прием и отправление поездов со...