15768

Статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Тема 9. Статистические методы оценки финансовых страховых и бизнес рисков Современные предприятия организации функционируют в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды. Результаты деятельности хозяйствующих субъектов зависят от международной обста...

Русский

2013-06-18

35.5 KB

68 чел.

Тема 9. Статистические методы оценки финансовых, страховых и бизнес рисков

Современные предприятия (организации) функционируют в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды. Результаты деятельности хозяйствующих субъектов зависят от международной обстановки, государственно-политических, экономических, социально-демографических и других факторов. Поэтому необходимо учитывать состояние внешней среды в управлении хозяйствующими субъектами и прогнозировании ожидаемых производственных и финансовых показателей. Организации придают большое значение деятельности, связанной с изучением и оценкой рисков, а также выработкой предложений по устранению рисков либо понижению их до такого уровня, чтобы  они не представляли опасности для финансовой устойчивости предприятия.

В зарубежных странах с рыночной экономикой сформировалось новое направление науки – управление финансовыми рисками (риск-менеджмент). В России риск-менеджмент стал развиваться только в конце ХХ в. Риск-менеджмент базируется на математических и статистических методах.

 Риск – это вероятность успеха или поражения. В данном случае успех – получение прибыли, а поражение – убытки.

Различают деловой (операционный) и финансовый риски.

 Деловой, или  операционный, риск обусловлен колебаниями чистого дохода и движения денежных средств. Причинами этого риска являются неопределенность товарных или сырьевых рынков, хозяйственная или коммерческая деятельность предприятия.

 Финансовый риск возникает  из-за того, что предприятие не сможет погасить задолженность по кредитам, которые были взяты для обеспечения его высоких финансовых результатов. В случае невозможности погашения задолженности по кредитам предприятие станет банкротом.

Финансовые риски разделяются на рыночный и кредитный.

 Кредитный риск связан с возможностью и желанием определенного должника выплатить долг.

 Рыночные риски  связаны не с положением индивидуального должника или группы должников, а с состоянием экономики в целом или отдельных ее элементов. Примером рыночного риска может служить валютный курс, процентная ставка. Любое движение  на финансовых рынках может быть благоприятным или неблагоприятным для предприятия. Например,  падение курса национальной валюты станет выгодным или разорительным для определенной организации в зависимости от того, является ли она нетто-экспортером или нетто-импортером. Рост процентных ставок приводит к убыткам для инвестиционного фонда, держащего в портфеле процентные бумаги.

Сумма делового и финансового рисков образует совокупный риск.

Для преодоления затруднений в финансово-коммерческой деятельности хозяйствующие субъекты прибегают к услугам страховых компаний.

Деятельность страховой компании подразделяется на собственно страховую и коммерческую. Страховая деятельность направлена на предоставление страховой защиты нуждающимся в ней юридическим и физическим лицам. Целью коммерческой  деятельности страховщика является получение прибыли.

Страховая деятельность осуществляется путем формирования и использования страхового фонда и служит  финансовой основой деятельности страховщика.

Страхование выполняет различные функции, основная из которых – рисковая – возмещение убытка.

 Страховой риск – вероятность наступления страхового события (необходимость возмещения материального ущерба при  хищении имущества и т.п.).

Риск зависит от структуры активов предприятия и направлений его деятельности.

Одним из способов защиты от безнадежных долгов и потерь является страхование кредита. Страховая компания может назначить максимальную цену покрытия для счетов с определенным кредитным рейтингом.

Выбор статистических методов оценки риска зависит от характера рисков.

 В абсолютном выражении риск определяется как величина возможных потерь по проекту в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении плюс моральный ущерб.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь по проекту, отнесенная к некоторой базе, например:

А) имущественное состояние предприятия;

Б) общие затраты ресурсов на проект;

В) ожидаемый доход (прибыль) от проекта.

Собственно потерями считают снижение прибыли по проекту в сравнении с ожидаемой прибылью. Величина таких потерь и характеризует степень риска.

Степень риска определяется исходя из тяжести его воздействия на исход проекта, учитываются и вероятности наступления возможных рисков.

Степень риска в сочетании с вероятностью его наступления чаще всего выражают не в количественных, а в качественных показателях, поскольку точное математическое исчисление количественных показателей риска практически невозможно.

Главная цель коммерческих организаций – получить прибыль на вложенные средства и обеспечить устойчивое финансовое положение организации. Напомним, что прибыль на инвестированный капитал (RO1) рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме инвестиций.

Деловой (операционный) риск определяется колебаниями чистой прибыли (чистого дохода) и движением денежных средств, что зависит от стратегии организации. Колебания дохода на вложенный капитал зависят от состояния экономики и деловой активности. Состояние экономики может оцениваться с позиций экономического роста, может иметь место рецессия (падение деловой активности, уменьшение валового национального продукта в течение двух кварталов).

 Финансовый риск может быть определен как разница между активами, выраженными в определенном инструменте, и  обязательствами, выраженными в том же инструменте.

Особого рода финансовым риском является риск, связанный с колебаниями цен на основные товары и сырье. Причиной финансового рыночного риска являются колебания цен не на все товары, а только на самые важные из них, контракты на которые обращаются на основных мировых биржах (нефть, золото, пшеница и др.).

Риски, связанные с колебаниями цен на основные товары и сырье, могут быть устранены хеджерами (лицо или компания) путем открытия на время позиции на одном рынке и противоположной позиции на другом, но  экономически связанном рынке, как фьючерсный или рынок забалансовых инструментов.

Хеджирование – это страхование, ограждение от возможных потерь, способ минимизации риска возникновения убытков вследствие изменения цены на какие-либо активы в будущем. Если цены на активы абсолютно коррелируются, владелец актива может сделать свою позицию более безрисковой.

Для определения коэффициента хеджирования нужно знать количество единиц одного актива, необходимого для изменения стоимости другого.

Если стоимость приобретенного актива равна стоимости обязательств, возникших в результате «короткой продажи» другого актива, чистые инвестиции в минимизацию риска равны нулю. Тогда хеджирование будет с нулевой стоимостью. Если стоимость активов меньше стоимости обязательств, разница может быть помещена на депозит. Если стоимость активов превышает стоимость обязательств, можно осуществить хеджирование с нулевой стоимостью, сделав заем в банке. (Если активы в определенных финансовых инструментах (валюте, облигациях) превышают пассивы в этих же инструментах, то такой финансовый институт, как банк, имеет «длинную» позицию по этому инструменту. Если пассивы превышают активы, то позиция «короткая»).

 Для расчета коэффициента хеджирования используются статистические методы.

Доход от хеджируемой позиции (первоначальная позиция плюс фьючерсные контракты)  определяется по формуле:

  P = (S1  - S0  )n ѕ+ (F1  -  F 0) nF 

Где: Р – прибыль от общей позиции;

S1  - стоимость первоначальных контрактов во время t  в будущем;

S0 -стоимость первоначальных контрактов в настоящее время;

         F1 - стоимость фьючерсных контрактов во время  t в будущем;

 F0 - стоимость фьючерсных контрактов в настоящее время;

          n  - количество контрактов.

Для определения коэффициента хеджирования нужно найти дисперсию и среднее квадратическое отклонение доходов от первоначальной позиции и по хеджируемому инструменту (например, фьючерсу) и коэффициент корреляции между ними.

Формула коэффициента хеджирования представляет собой формулу коэффициента парной корреляции со знаком минус.

 Коэффициент хеджирования составляет:

   σΔŜσF rΔsΔF

  h  =----------------------

    σ F

Продажа фьючерсного контракта называется коротким хеджированием, а  покупка – длинным.

Существует пять основных элементов хеджирования: контракты фьючерсные, контракты форвардные, их имитации, соглашения о свопах и опционы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24239. Реализация принципа сознательности 41 KB
  Не следует забывать и о звуках. очень тщательно объяснение звука со всеми необходимыми терминами и использованием наглядного рисунка речев аппарат в разрезе. имитация звука 3. тщательная отработка звука тщательная отработка; объяснение звука этот подход для языковых звуков большое колво времени занимает; очень теоретизирован; очень скучный.
24241. Маркетинговые и социально-психологические исследования в PR-деятельности 22.5 KB
  Исследования в области связей с общественностью; использование статистики; вторичные исследования; тематические и проблемные обзоры материалов СМИ медиадосье. Интернет; социологические исследования аудитории общественного мнения контентанализ. С помощью социологических исследований можно изучать широкий круг социальных проблем начиная с исследования ценностных ориентации населения истолкования мнения общественности о кандидате на выборную политическую должность и заканчивая опросами работников организации о какомлибо организационном...
24242. Особенности PR-деятельности на выставках и ярмарках 47.5 KB
  Торговые выставки. Потребительские выставки. Основные этапы проведения выставки. Существует несколько базовых конструкций стендов боксов предлагаемых участникам выставки.
24243. Управление общественным мнением 23 KB
  Управление общественным мнением. Управление общественным мнением Общественное мнение Общественность это группа людей оказавшаяся в аналогичной неразрешимой ситуации: сознающих неопределенность и проблемность ситуации реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию Мнение это выраженное отношение по какомулибо вопросу. Общественное мнение это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу затрагивающему группу людей. Прежде чем влиять на общественное мнение его нужно узнать.
24244. Влияние электромагнитных излучений коротковолнового частотного диапазона на рост злаковых культур» 3.71 MB
  Увеличивая производство зерна, можно успешно решить зерновую проблему, обеспечить население разнообразными продуктами питания, повысить продуктивность животноводства, создать необходимый государственный резерв зерна и обеспечить продовольственную безопасность страны.
24245. Особенности работы PR-структур в условиях кризиса 30 KB
  Для этого в компании должен быть заранее подготовленный список возможных проблем и план действий в случае кризиса. Кризисный PR план должен быть составной частью кризисной программы организации и может включать следующие элементы: возможные сценарии развития ситуации ответственные лица с четким распределением ролей и место сбора кризисной рабочей группы список контактов вне компании которые могут пригодиться в кризисной ситуации заранее заготовленные заявления и шаблоны прессрелизов Сама проблема не кризис СМИ катализатор который...
24247. Разработка и реализация PR-акций 24.5 KB
  Разработка и реализация PRакций Главное отличие PRакции от PRкампании в том что PRакция НЕ носит комплексного характера. Тем не менее разработка PRакций большинства компаний состоит в следующем: 1. Постановка общей цели: опираясь на результаты анализа можно сформулировать общую цель проведения PRакций. Это один из ключевых компонентов в разработке PRакций.