15773

Виды группировок. Определение числа групп, величины интервалов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Виды группировок. Определение числа групп величины интервалов В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды группировок: 1 типологическая 2 структурная 3 аналитическая. Типологическая группировка – это разделение исследуемой качественно разнородной со

Русский

2013-06-18

20.26 KB

44 чел.

Виды группировок. Определение числа групп, величины интервалов

В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды группировок: 1) типологическая, 2) структурная, 3) аналитическая.

Типологическая группировка – это разделение исследуемой качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц. Например, группировка промышленных предприятий по формам собственности.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие её структуру по какому-либо варьирующему признаку. С помощью таких группировок могут изучаться: состав населения по полу, возрасту, месту проживания; состав предприятий по численности занятых, стоимости основных фондов и т.д.

Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками, называется аналитической группировкой. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значения факторного признака систематически возрастает или убывает среднее значение результативного признака. Например, производительность труда зависит от технического уровня предприятия: чем он выше, тем при прочих равных условиях выше производительность труда занятых на предприятии. Поэтому, группируя промышленные предприятия, производящие одну и ту же продукцию, по техническому уровню производства (фондовооружённости труда) и исчисляя для каждой группы среднюю выработку продукции на одного работающего, можно статистически отразить эту зависимость между факторами.

Особенности аналитической группировки следующие: во-первых, в основу группировки кладётся факторный признак; во-вторых, каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.

В зависимости от количества группировочных признаков различают простую и  комбинационную (сложную).  

Простая группировка – распределение совокупности по одному признаку.  Например, группировка рабочих предприятия по стажу работы.

Комбинационная группировка  распределение совокупности по двум и более признакам.  Например, группировка рабочих предприятия по стажу работы и размеру заработной платы.

В зависимости от характера группировочного признака группировка может быть качественная и количественная.

Качественная группировка – распределение совокупности по атрибутивному признаку, выражающемуся словом.  Например, группировка рабочих по полу.

Количественная группировка – распределение совокупности по числовому признаку.  Например, группировка рабочих по размеру заработной платы.

Этот вид группировки может быть в дискретной и интервальной форме. При этом интервалы могут быть открытые (если указана только одна из границ) и закрытые, равные (если их шаг одинаков) и неравные. Наиболее наглядны равные закрытые интервалы. При группировке с закрытыми интервалами верхнюю границу не включают в интервал, а нижнюю включают.

Принципы построения статистических группировок.

После определения основания группировки следует решить вопрос о количестве групп, на которые надо разбить исследуемую совокупность. Число групп зависит от задач исследования, вида приз, положенного в основание группировки, численности совокупности, степени вариации признака.

Для определения оптимального числа групп применяется формула Стерджесса: ,

где n – число групп;

N – число единиц совокупности.

n округляют до целого числа.

После определения числа групп следует определить интервалы группировки.

Интервал – это значения варьирующего признака, лежащие в определённых границах. Нижней границей интервала называется наименьшее значение признака в интервале, а верхней границей – наибольшее значение признака в нём. Величина (ширина) интервала представляет собой разность между верхней и нижней границами интервала.

Интервалы группировки в зависимости от их величины бывают равные и неравные.

Если вариация признака проявляется в сравнительно узких границах и распределение носит более или менее равномерный характер, то строят группировку с равными интервалами.

Величину равного интервала определяют по формуле:

,

где и – максимальное и минимальное значения признака

Открытые – это интервалы, у которых указана только одна граница: верхняя – у первого интервала, нижняя – у последнего. Ширина открытого интервала принимается равной ширине смежного с ним интервала.

Закрытыми называются интервалы, у которых обозначены обе границы.

При группировке по количественному признаку границы интервалов могут быть обозначены по-разному. Если основанием группировки выступает непрерывный признак, то одно и то же значение признака выступает и верхней, и нижней границами у двух смежных интервалов. Т.о., верхняя граница i-го интервала равна нижней границе i+1-го интервала. При таком обозначении границ может возникнуть вопрос, в какую группу включать единицы объекта, значения признака у которых совпадают с границами интервалов. Обычно нижняя граница формируется по принципу «включительно», а верхняя – по принципу «исключительно».

Если в основании группировки лежит дискретный признак, то нижняя граница i-го интервала равна верхней границе i-1-го интервала, увеличенной на 1.

Неравные интервалы применяются в статистике, когда значения признака варьируют неравномерно и в значительных размерах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51533. Определение длины электромагнитной волны по методу Лехера 72 KB
  Электромагнитные волны можно пролучить и в двухпроводной линии если ее подключить к высокочастотному источнику тока рис. При малой частоте генератора тока смещения можно пренебречь по сравнению с токами проводимости и в этом случае электромагнитные явления существенно зависят от сопротивлений линии т. Пусть в точке О двухпроводной линии рис. Электрическое поле будет распространяться вдоль линии и в произвольной точке D1 отстоящей от О на ростоянии х также возникнут гармонические колебания вектора .
51538. Степінь з натуральним показником 65.5 KB
  Мета: Створити комфортні умови для навчання, за яких кожен учень відчуває свою успішність, інтелектуальну спроможність, самостійність. Розвивальна : розвивати логічне мислення учнів через проведення таких операцій як аналіз, систематизація, формувати комунікативно – мовленнєві вміння й навички школярів, розвивати творчі здібності, творчу і пізнавальну самостійність
51540. ЗАПОРІЗЬКА СІЧ В ІІ ПОЛОВИНІ Х\/ІІ СТОЛІТТЯ 82.5 KB
  Історичний атлас портрет Івана Сірка картина Розповідь учителя Демонстрація портрета Івана Сірка. Про народження Сірка легенда розповідає що він зявився на світ із зубами і тількино повитуха піднесла його до столу від одразу ж ухопив звідти пиріг з начинкою і зїв його. сказано що Бог його вибрав Сірка поклавши свій знак з правого боку на губі як червоний плат.
51541. СЦЕНАРІЙ ДО ДНЯ ВЧИТЕЛЯ 54.5 KB
  Ведуча: Вклонiться люди вчителю своєму Володаревi слова i пера Крiзь бiль i радiсть роздуми i втому любов його безсмертна проросла. Ведуча: Дорогi вчителi До Вас сьогоднi слова щирої шани сердечної вдячностi. Ведуча: Щоранку поспiшає до школи наш директор.I сьогоднi дорогий наш директор даруємо Вам...