15783

Индивидуальные индексы и их свойства

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Индивидуальные индексы и их свойства. Индивидуальные индексы рассчитываются для однородных совокупностей. Они представляют собой отношение уровня экономического явления в отчётном периоде к его уровню в базисном периоде. В общем виде этот индекс может быть записан в в...

Русский

2013-06-18

39.33 KB

17 чел.

Индивидуальные индексы и их свойства.

Индивидуальные индексы рассчитываются для однородных совокупностей. Они представляют собой отношение уровня экономического явления в отчётном периоде к его уровню в базисном периоде. В общем виде этот индекс может быть записан в виде формулы:

,

где x – индексируемый показатель;

     1,0 – принадлежность показателя к текущему (отчетному) или базисному периоду.

Индивидуальный индекс цен:

,

где – цена товара в отчётном периоде;

       – цена товара в базисном периоде.

Если цена товара А в отчётном периоде составляла 55 руб. за 1 кг, а в базисном – 50 руб. за 1 кг, то индивидуальный индекс цен будет равен:

, или 110%.

Цена товара А возросла по сравнению с базисным в 1,1 раза, или на 10%.

Индивидуальный индекс физического объёма товарооборота:

,

где – количество проданных товаров в отчётном периоде;

      – количество проданных товаров в базисном периоде.

Если рассматриваемого товара А в отчётном периоде продали 480 кг, а в предшествующем – 400 кг, то индивидуальный индекс физического объёма товарооборота составит:

, или 120%.

Данный индекс показывает, что физический объём продажи товара А возрос на 20%.

Индивидуальный индекс товарооборота (стоимости реализованных товаров):

,

где и –  товарооборот отчётного и базисного периодов соответственно.

Для нашего примера получим:

, или 132%.

Товарооборот по данному товару увеличился в текущем периоде по сравнению с базисным на 32%.

На практике часто имеются данные не за два, а за несколько последовательных периодов времени. В таких случаях строится система, состоящая из ряда индексов, характеризующих последовательное изменение изучаемого явления во времени. Различают 2 способа построения такой системы:

1. Индексы с постоянной базой сравнения (базисные индексы).

.

.

Они показывают изменение уровня явления за последовательно возрастающие периоды.

2. Индексы с переменной базой сравнения.

.

Показывают, как изменяется уровень явления при переходе от одного периода к другому.

Выбор системы индексов производится в зависимости от цели анализа. Базисные индексы дают более наглядную характеристику общей тенденции развития исследуемого явления, а цепные – чётче отражают последовательность изменения уровней во времени.

Свойства индивидуальных индексов.

1. Произведение последовательных цепных индексов равно соответственному базисному индексу:

.

Это свойство позволяет вычислить базисные индексы на основе цепных.

2. Отношение каждого базисного индекса к непосредственно предшествующему базисному индексу равно цепному индексу:

.

Это свойство позволяет рассчитать цепные индексы на основе базисных.

3. Индекс произведения двух или более сомножителей равен произведению индексов этих сомножителей.

Если товарооборот равен произведению цены товара на количество проданных товаров, то .

.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52836. Графики нагрузок промыленных установок 243.5 KB
  Цеховые электрические сети напряжением до 1000 В являются составной частью систем электроснабжения промышленного предприятия и служат для распределения электроэнергии внутри цехов а также для питания некоторых электроприемников расположенных за пределами цеха на территории предприятия. Схема внутрицеховой сети определяется технологическим процессом производства планировкой помещений цеха взаимным расположением источника питания подстанций и приемников электроэнергии их единичной установленной...
52837. Электричество. Учись быть бережливым 307 KB
  Даже страшно подумать об этом Что случилось бы если бы исчез свет Ответы детей. Если б солнечный свет вдруг бы взял и пропал Мир бы сразу угрюмым и темным весь стал Тьма покрыла бы всё на планете Даже звезды с луною не светят. Солнце звезды запомните это Называют естественными источниками света. И без них день бы в ночь превратился навек Разве сможет без света прожить человек А животные птицы растенья цветы.
52840. Впровадження елементів проектного навчання у роботі з автентичною художньою літературою на уроках англійської мови в старшій школі 111 KB
  Маючи вищу педагогічну освіту методичний та педагогічний досвіт роботи з учнями автор ставить завдання пошуку нових ефективних шляхів навчання комунікативної компетенції які б були достатніми для здійснення спілкування у певних комунікативних сферах та розвитку творчої ініціативи здібностей пізнавальних інтересів учнів. Групове та колективне розв’язування навчальних завдань стимулює пізнавальну та творчу діяльність учнів. Робота з віршованими текстами формує творчі здібності критичне та логічне мислення сприяє виявленню в...
52841. Элементы истории математики на уроках в общеобразовательной школе 299 KB
  Решением неопределенных уравнений занимались в древности китайцы греки и индийцы. В Арифметике Диофанта приведено много задач решаемых им с помощью неопределенных уравнений разных степеней при этом он допускает в качестве решений любые положительные дробные или целые числа. Из 1 следует неопределенное уравнение первой степени x y=...
52842. «Літературний елементаль» як метод актуалізації і узагальнення вивченого з української літератури 36.5 KB
  Досвід попередніх років показує що навчальні компетенції учнів з української мови відрізняються від компетенцій з української літератури й на жаль не на користь останньої. Специфіка ж тестів ДПА та ЗНО з української літератури передбачає достатньо глибоке знання саме цих особливостей літературних творів що входять до шкільної програми. Саме тому пропоную один з методів роботи на уроках української літератури який допоможе учням безпосередньо перед тестуванням відновити у пам’яті потрібну інформацію про той чи інший твір літератури.
52843. Збережи ялинки 38 KB
  Коментар: для проведення уроку напередодні вчитель пропонує учням підготувати презентації: Які бувають ялинки Чи корисні хвойні аромати Як використовують ялинки Як можна зберегти ялинку Хід заходу: Учитель: Яке свято наближається діти Без чого не обходиться жодне новорічне свято Де беруть ялинки для новорічного свята Чи завжди свято нового року святкували взимку Звичайно ні. Фея Екологія: Добрий день діти. Зрубали ми ялинку На свято принесли – Малята веселяться В лісі одні пеньки Сіренькому зайчатку Нема...
52844. Изображение елочной ветки 130.5 KB
  Цель. Учить детей рисовать, закреплять умения и навыки в процессе рисования: положение альбомного листа и карандаша, умение пользоваться красками, кисточкой, цветными карандашами. Совершенствовать умение правильного раскрашивания передачи в рисунке формы, величины, деталей в соответствии с предметом.