15795

Предмет метод и теоретические основы статистики

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Предмет метод и теоретические основы статистики Предметом статистики является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной которая отображается посредством объективных статистических показателей то есть осо

Русский

2013-06-18

14.61 KB

6 чел.

Предмет, метод и теоретические основы статистики

Предметом статистики является количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, которая отображается посредством объективных статистических показателей, то есть особых признаков. Например, при изучении объема товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и других показателей коммерческой деятельности статистика устанавливает количественные характеристики их развития, определяет соотношение между отдельными показателями, даёт численную оценку проявившимся при этом закономерностям.

Статистика изучает особые признаки (или объективные статистические показатели), которые должны отвечать следующим требованиям:

1.  Быть качественно определенными и существенными для данного явления

2.   Охватывать всю совокупность факторов и случаев, то есть общих признаков

   3.  Иметь определенную величину, характеризующую численность совокупности и её структуру, общий объем явления, среднюю величину признака, его колеблемость, то есть, иметь всю совокупность показателей исторически конкретных, определенных во времени и пространстве.

При изучении количественной стороны массовых общественных явлений и процессов статистика использует ряд особых понятий, которые относятся к основным категориям статистики, составляющим её специфичный язык:

1.  признак

2.  вариации

3.  статистическая совокупность

4.  показатель

5.  система показателей

5.  система показателей

Признаком в статистике принято называть свойство, характерную черту или иную особенность единиц объектов, явлений, которые могут быть наблюдаемы или измеряны.

Вариация - это колеблемость, многообразие, изменчивость величины признака по отдельным единицам совокупности явлений.

Вариация атрибутивного признака одно из двух или нескольких значений. Например, пол человека.

Вариация количественного признака имеет диапазон колебаний. Например, заработная плата работника.

Отдельное значение признака называют вариантом этого признака (обозначают буквой «х»). Варианты могут принимать любые значения в пределах данных границ вариации, а также могут повторяться при переходе одних единиц в другие.

Статистическая совокупность – это совокупность  социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Например, совокупность предприятий.

Совокупности могут быть однородными и разнородными. Совокупность называют однородной если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность называется однородной именно с точки зрения этих признаков. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной.

Единица совокупности – это первичный элемент статистической совокупности, являющейся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета. Признак – это качественная особенность единицы совокупности.

Статистический показатель – это понятие (категория), отражающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения) и расчетными (средний размер заработной платы); плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок.).

Система статистических показателей – это совокупность статистических показателей, отражающих взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями.

методом статистики является совокупность (система) специфичных приемов и методов, основанных на диалектико-логических, общенаучных и формально-логических категориях, которые применяет статистика для исследования количественной стороны социально - экономических явлений и процессов.

Наряду с всеобщим методом познания статистика применяет для исследования социально экономических явлений и процессов специфические методы и приёмы, а именно: исторический метод, статистико-экономический, абстрактно-логический метод (метод абстракции), балансовый, расчётно-конструктивный, экономико-математический и другие методы материальной статистики

Все многообразие статистических методов изучения общественных явлений систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых при этом трех основных стадиях экономического исследования: 1) сбор первичной статистической информации (на этой стадии применяются методы массового наблюдения); 2) статистическая сводка и обработка первичной информации (здесь важнейшим является метод группировок); 3) анализ статистической информации (здесь широкое применение имеют абсолютные, относительные и средние величины, статистические коэффициенты и прочие показатели, табличный и графический методы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29637. Опросные методы в социологическом исследовании. Назначение, классификация видов 25 KB
  Опросы можно классифицировать по разным основаниям: По форме контакта. Спрашиваются и отвечающего опросы делятся на: интервью и анкетирования Интервью непосредственный контакт. По характеру респондентов опросы делятся на:1Массовые респондентом выступают представители объекта исследования. б выборочные 4 по процедуре опросы бывают: групповые и индивидуальные.
29638. Опрос как процесс, фазы опроса. Способы создания мотивации к участию в опросе 30 KB
  Метод опроса применяется когда необходимо получить информацию о явлениях и процессах которые недоступны прямому наблюдению и недостаточно полно отражены в анализируемых документах. Достоинства метода опроса. С помощью метода опроса мы можем за относительно короткий период опросить большое число респондентов и достаточно быстро получить большие объемы информации.
29639. Анкета как документ анкетного опроса. Классификация вопросов анкеты 31 KB
  Классификация вопросов анкеты. Анкета – инструмент опроса структурно организованный набор вопросов выраженных на языке респондента каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. В ней предполагается жестко фиксированный порядок содержание и форма вопросов ясное указание способов ответа. Вопрос анкеты – это письменное обращение к респонденту с целью выявления информации относящейся к предметному содержанию исследования.
29640. Язык и композиция вопросов анкеты 36.5 KB
  Виды вопросов по форме: Закрытый вопрос – вопрос с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов. Открытый вопрос – вопрос ответ на который дается в свободной форме отсутствуют изначально заданные варианты ответов. Открытый вопрос используется: для проверки знаний для исследования новых тем и индивидуального многообразия для выявления аргументов по некоторым вопросам.
29641. Интервью в социологическом исследовании. Классификация видов интервью 28 KB
  Классификация видов интервью. Интервью – проводимая по определенному плану беседа целенаправленное общение предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. Интервьюер лицо ведущее непосредственное общение с респондентом при помощи вопросника с целью сбора информации обеспечивающее правильное и надежное использование инструмента исследования.
29642. Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании 24 KB
  Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании. Задача интервьюера – максимально снизить эффект интервьюера собственным поведением внешним видом и т. Эффект интервьюера: понятие и основные формы. В современной социологии эффект интервьюера обычно определяется как тенденция полученных в исследовании ответов варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров .
29643. Экспертный опрос в социологическом исследовании. Виды экспертного опроса 40 KB
  Помимо разделения опросных методов на анкетирование и интервьюирование существует еще одна важная классификация опросов массовые и экспертные опросы. По характеру деятельности экспертов экспертные опросы делятся на две группы: индивидуальные методы предполагают индивидуальную работу исследователей с каждым из привлеченных экспертов групповые методы экспертизы групповые методы предполагают коллективную работу экспертов они требуют согласования мнений всех экспертов и разработку общего экспертного вывода на основе консенсуса. Если...
29644. Способы подбора экспертов в социологическом исследовании 35 KB
  Способы подбора экспертов в социологическом исследовании. Методы формирования группы экспертов I. Субъективный подход: предполагает привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности из среды которой они отбираются Каждый их этих подходов предполагает определенные методы подбора экспертов см. Таблицу Объективные и субъективные методы формирования группы экспертов Объективный подход Субъективный подход 1.
29645. Метод наблюдения в социологическом исследовании. Виды наблюдения. Опыт использования в социологии 36.5 KB
  Виды наблюдения. Метод наблюдения в соцом исследовании используется в 2х смыслах широком и узком . В узком смысле – наблюдения – конкретезированный метод соц.