15812

Деловые игры как средство формирования интереса к обучению у студентов ВНЗ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Деловые игры как средство формирования интереса к обучению у студентов ВУЗа Баранова А. Н. Значимость образования и его роль в обществе считается приоритетом всестороннего развития современного общества. Образовательные системы в любой стране мира должны способст

Русский

2013-06-18

75.5 KB

18 чел.

Деловые игры как средство формирования интереса к обучению у студентов ВУЗа

Баранова А. Н.

Значимость образования и его роль в обществе считается приоритетом всестороннего развития современного общества. Образовательные системы в любой стране мира должны способствовать реализации основных заданий социально-экономического и культурного развития общества. Ученые многих стран мира давно отмечают, что будущее за той цивилизацией, которая по максимуму обеспечит развитие интеллектуального и творческого потенциала своих граждан. А это, как доказывают исследования, возможно лишь при достаточном отношении государства и общества к образованию. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: мы переходим к так называемой информационной цивилизации. И одним из ведущих ориентиров украинского образования на данном этапе есть учет способностей и интересов студентов в процессе учебной деятельности, что определенно Законом Украины «Об образовании». Задания создания благоприятных условий для творческого характера учебной деятельности студентов, которые бы помогали им самореализоваться в сложной многогранной социокультурной ситуации, формировали бы потребность их личности в дальнейшем творческом восприятии мира − принадлежат к таким, которые не теряют актуальность. Смысл образования в XXI веке заключается в том, чтобы взрастить человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в ВУЗе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Успешность обучения обеспечивают: интерес, доброжелательность, педагогическое терпение и мыслительное творчество. Интерес к познанию окружающей среды выступает своеобразным эпицентром профессионального развития студента, его познавательной самостоятельности, формирования позитивного отношения к результатам собственного труда. Интерес, во многом определяя поведение человека, его духовную и умственную сферы, интеллектуальные, морально-этические и коммуникативные качества, обеспечивает развитие творческой личности. Интересы человека к познанию окружающей действительности оказывают существенное влияние на его личность. Будучи тесно связанными с эмоциями, вниманием, памятью, мышлением, волей они способствуют творческой самореализации и духовному самосовершенствованию человека. [1,с.5-6]                      
        Заинтересовать, а не дать знания в готовом виде − всегда было целью образовательного процесса. Интерес к обучению является той искоркой, из которой впоследствии разгорается жажда знаний. Он является основой развития профессиональной направленности студентов. Представляя собой важную побудительную силу к учению, к овладению основами профильных наук, интерес является важным средством обучения. Эта задача рассматривалась педагогами всех эпох. Педагогический подход к проблеме интереса к обучению связан с изучением условий его развития в учебной деятельности, а также с выявлением методов, приемов, средств и технологий формирования интереса как ценного качества личности и основы успешности.
        Ученые отмечают прискорбный факт, что интерес к знаниям у студентов постепенно снижается. На наш взгляд цель успешного решения данной проблемы на сегодняшний день обусловлена
​​необходимостью внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий, которые бы активизировали деятельность студентов, мотивировали, развивая их творческое мышление, самостоятельность, способность к поиску нестандартных и творческих решений, умения грамотно общаться и размышлять. Еще Я. А. Коменский отмечал: «Если учеба дается ребенку трудно, то в этом прежде всего виноваты методы, которыми его учат». [4, с.273] Эта мысль не утратила своей актуальности и значимости и в наше время. Для современного образования характерен поиск новых педагогических возможностей, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизацию, личностно-ориентированный подход, приоритет субъект субъектных отношений. Только инновационное по своей сути образование может воспитать человека, который живет по современным инновационным законам глобализации, является всесторонне развитой, самостоятельной, самодостаточной личностью, руководствуется собственными знаниями и убеждениями. Современное высшее образование вместе с усвоением базовых знаний должно научить студентов самостоятельно овладевать новыми профессиональными знаниями и побудить личность к обучению на протяжении всей жизни. В этом контексте должен измениться и подход к учебно-воспитательному процессу в ВУЗе, который следует строить на основе личностного подхода и позитивного поощрения. [5]
        Чтобы формировать у современных студентов интерес к обучению, необходимо всесторонне изучить их личность и проанализировать средства, которые могли бы быть более целесообразными в формировании у них интереса к обучению. Следует обучать так, чтобы студент становился соучастником учебного процесса, чтобы он сопереживал подобно тому, как это происходит с человеком при чтении интересных книг, просмотре захватывающего спектакля или фильма. Это возможно только при использовании активных методов обучения. Одним из таких методов является деловая игра.

         Целью данной статьи является определение сущности метода деловой игры как одного из средств формирования интереса к обучению у студентов. На сегодня педагоги-дидакты, все чаще отказываясь от отдельных форм и методов обучения, начинают уделять внимание изучению вопросам эффективности применения целостных педагогических технологий в учебном процессе. Ведущие позиции в данных обстоятельствах занимает игровой метод обучения, который приобретает все большую популярность и становится одним из наиболее эффективных инновационных средств управления и организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.

     Метод деловых игр известен с 17-18 века. Деловая игра того времени определяется как “военная или предпринимательская”. Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке военные игры должны были служить для того, чтобы пробудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении.       

     Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 году Марией Мироновной Бирнштейн и называлась „Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы“. Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия. Сам термин „деловая игра“ впервые появился на ежегодном семинаре в Саранак Лейк в 1957 г. [2]

      В СССР игры снова стали применяться в 60-е годы. В 1950-е-70е годы возрождение игротехнической культуры в России связано, прежде всего, с именем Г. Щедровицкого. В 1950-е годы им был организован Московский методологический междисциплинарный семинар, который носил закрытый характер. Идеи и методы, разработанные Г. Щедровицким, легли в основу хорошо выстроенной практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем. В 1970-80 годы произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения.

      В настоящее время количество деловых игр измеряется тысячами. Они различаются по масштабности имитируемых объектов (цех или отрасль), функциональному профилю (управленческие, рыночные, производственные, педагогические и др.), особенности строения. [3] В литературе довольно полно освещаются вопросы сущности деловой игры как метода обучения (Горстко А. Б., Койшибаев Б. А., Маршев В. И., Попов А. К., Харченко С. Я.), дана классификация деловых игр (Артамонов М. Н., Бурков В. Н., Грей К.,                 Грэм Р., Ивановский А. Г., Пидкасистый П. И.), описывается сам процесс разработки деловой игры (Бирштейн М. М., Гидрович С. Р.), выявляются психолого-педагогические принципы, реализуемые в деловой игре.
       Особенно широко деловые игры стали использоваться в последние годы. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном процессе ВУЗов. Деловую игру рассматривают как «моделирование по реальной деятельности «специалиста» в тех или иных специально созданных педагогических или производственных ситуациях.      

         По определению, деловая игра − это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку. [5, с.169, 170] То есть, деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к трудовой деятельности и социальным контактам, а также как средство формирования интереса к образовательному процессу. Выступая активным методом обучения, деловая игра позволяет сымитировать конкретную ситуацию и изучить её в непосредственном действии. Таким образом, деловая игра позволяет студентам-педагогам в условиях наиболее приближенным к их будущей профессии приобрести навыки работы с людьми, почувствовать себя участниками учебно-воспитательного процесса. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения.

    В зависимости от функций деловые игры делят на три группы:

  1.  Учебные
  2.  Производственные
  3.  Исследовательские

     Учебные деловые игры применяются при обучении руководителей и специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности.  

    Производственные деловые игры проводятся для отработки системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.

   Исследовательские деловые игры используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др. [5]

     Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре, по данным профессора В.И. Рыбальского, 90% учебного материала. Введение и широкое применение деловых игр в ВУЗах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин на 30-50% при большем эффекте усвоения материала. Этот фактор является очень существенным для более частого применения деловых игр в условиях обучения при постоянном временном дефиците. Исходя из этого И. Грабская [2, с.11] выделяет следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения:

  •  Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся.
  •  Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.
  •  Метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления.
  •  Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.
  •  Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
  •  Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
  •  В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
  •  Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
  •  Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.

      Деловые игры, выдвигая перед студентами имитационно-практические задачи, способствуют расширению проблемности преподавания, существенно повышают заинтересованность аудитории в изучении теоретического материала. Моделируя причастность студентов к определенным производственным ситуациям, игра не позволяет аудитории расслабляться, держит ее в постоянном напряжении, заставляет думать, интегрировать полученные знания, побуждает студентов к активной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности. Таким образом, использование деловых игр в наибольшей степени способствует тому что «школа памяти» с ее установкой на запоминание учебного материала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход к усвоению теоретико-практических положений.

       Таким образом, в деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (студент − преподаватель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого, формирует интерес к обучению. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.  Суть деловой игры   в формировании интереса у студентов к определенным профессиональным проблемам, предусматривающим владение определенной суммой знаний, и через игровую деятельность, которая в своей основе предполагает решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний. Деловая игра, как форма учебно-познавательной активности имеет значительный развивающий потенциал. Кроме того, на практических занятиях, где используются деловая игра, студенты чувствуют себя уверенно, свободно выражают свои мысли и спокойно воспринимают замечания преподавателя, ведь они являются активными участниками и творцами учебного процесса. Именно при таких условиях возможно воспитание личности, подготовленной к будущей профессиональной деятельности, в которой необходимо решать проблемы и принимать конкретные решения.

Литература:

  1.  Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. Учебно-методическое пособие. / А. Г. Волостникова – Свердловск, 1971. – 13 с. 
  2.  Деловые игры и методы активного обучения: Сб. науч. тр. / Челяб. гос. техн. Ун-т; Редкол.: А.К. Тащев и др. - Челябинск: ЧГТУ, 1992. − Ч.2. − 1992. − 184 с.
  3.  Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения. Учеб. пособие для учителей/ Кавтарадзе Д. Н.  − М.: Психолого-социальный институт, Флинта,1998. − 192с.
  4.  Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /              Я.А. Коменский. –  Т. 1. М., 1982.
  5.  Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. Заведений / Хруцкий Е.А. − М.: Высш. шк., 1991. − 320 с. 

                                              РЕЗЮМЕ

Значимість освіти та її роль в суспільстві вважається пріоритетом всебічного розвитку сучасного суспільства. В даний час навчальний процес вимагає постійного вдосконалення, тому що відбувається зміна пріоритетів і соціальних цінностей: ми переходимо до так званої інформаційної цивілізації. І одним з провідних орієнтирів української освіти на даному етапі є облік здібностей та інтересів студентів в процесі навчальної діяльності, що визначено Законом України «Про освіту». Завдання створення сприятливих умов для творчого характеру навчальної діяльності студентів, які б допомагали їм самореалізуватися у складній багатогранній соціокультурній ситуації, формували б потреба їх особистості у подальшому творчому сприйнятті світу - належать до таких, які не втрачають актуальність. Сенс освіти в XXI столітті полягає в тому, щоб виростити людини вільного і творчого, здатного безперервно самовизначатися. Головними характеристиками випускника будь-якого освітнього закладу є його компетентність і мобільність. Успішність навчання забезпечують: інтерес, доброзичливість, педагогічне терпіння і розумове творчість. Інтерес до пізнання навколишнього середовища виступає своєрідним епіцентром професійного розвитку студента, його пізнавальної самостійності, формування позитивного ставлення до результатів власної праці. Метою даної статті є визначення сутності методу ділової гри як одного із засобів формування інтересу до навчання у студентів.


Ключові слова: інтерес до навчання; інноваційні технології; технології формування інтересу до навчання; ділова гра; навчально-пізнавальна активність

                                        

                                               РЕЗЮМЕ

Значимость образования и его роль в обществе считается приоритетом всестороннего развития современного общества. В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: мы переходим к так называемой информационной цивилизации. И одним из ведущих ориентиров украинского образования на данном этапе есть учет способностей и интересов студентов в процессе учебной деятельности, что определенно Законом Украины «Об образовании». Задания создания благоприятных условий для творческого характера учебной деятельности студентов, которые бы помогали им самореализоваться в сложной многогранной социокультурной ситуации, формировали бы потребность их личности в дальнейшем творческом восприятии мира − принадлежат к таким, которые не теряют актуальность. Смысл образования в XXI веке заключается в том, чтобы взрастить человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Успешность обучения обеспечивают: интерес, доброжелательность, педагогическое терпение и мыслительное творчество. Интерес к познанию окружающей среды выступает своеобразным эпицентром профессионального развития студента, его познавательной самостоятельности, формирования позитивного отношения к результатам собственного труда. Целью данной статьи является определение сущности метода деловой игры как одного из средств формирования интереса к обучению у студентов.

Ключевые слова: интерес к обучению; инновационные технологии; технологии формирования интереса к обучению; деловая игра; учебно-познавательная активность

                                               SUMMARY

The importance of education and its role in society is a priority all-round development of modern society. At present, the learning process requires constant improvement, as there is a change of priorities and social values: we come to the so-called information civilization. And one of the leading landmarks of Ukrainian education at this stage, there is consideration of abilities and interests of students in the learning activity, which is definitely the Law of Ukraine "On Education". Job of creating favorable conditions for the creative nature of the learning activities of students who have helped them to realize themselves in a complex multi-faceted socio-cultural situation, have formed their identities would need to continue the creative perception of the world - belong to those that do not lose their relevance. The meaning of education in the XXI century is to nurture people of free and creative, capable of continuously self-determine. The main characteristics of the graduate of any educational institution is its competence and mobility. The success of the training provided by: interest, kindness, patience and mental pedagogical creativity. Interest in learning environment supports a kind of epicenter of the professional development of the student, his cognitive independence, building a positive relationship to the results of his labor. The aim of this paper is to define the essence of the method of the business game as a means of forming interest in learning among students.

Key words: interest in learning, innovative technologies, imaging technologies of interest to learn; role play, learning and cognitive activity


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15224. Уәлиханов Шоқан Шыңғысұлы 238 KB
  Уәлиханов Шоқан Шыңғысұлы Уәлиханов Шоқан Мұхамедханафия Шыңғысұлы 1835-1865 қазақтың ұлы ғалымы ағартушы шығыстанушы тарихшы этнолог географ фольклортанушы суретші. Қазіргі Қостанай облысы аумағында Сарыкөл ауданы Күнтимес мекенінде дүниеге келген. Бабасы...
15225. ШОҚАН (МҰХАММЕД-ХАНАФИЯ) УӘЛИХАНҰЛЫ (1835 -1865) 266 KB
  ШОҚАН МҰХАММЕДХАНАФИЯ УӘЛИХАНҰЛЫ 1835-1865 Шоқан Мұхаммед Қанафия Уәлиханов Шыңғысұлы 1835-1865 – қазақтың ұлы ғалымы: ориенталист тарихшы фольклоршы этнограф географ ағартушы демократ. Әжесі бала күнінде Шоқаным деп еркелетіп айтуымен Шоқан аталып кет...
15226. Ұлттық тіл 33.5 KB
  Ұлттық тіл ауызекі және жазбаша түрдегі ұлттық қарым қатынас құралы.Қазақ тілінің пайда болуы дамып жетілуі қазақ халқының ұлт болуымен тікелей байланысты. Адам өз ортасымен күнделікті түрлі қарым – қатынаста болады.Сол арқылы тіршілік жасайдыбілімтәжірибе...
15227. Ахмет Байтұрсынов қазақ тілтану ғылымының атасы 60.5 KB
  Ахмет Байтұрсынов қазақ тілтану ғылымының атасы Кіріспе Өнер алды – қызыл тіл деп мақалдап өткен қазақ ақындары жазушылары осы күнге дейін қазақ поэзиясында биік орын алады. Солардың бірі Ахмет Байтұрсынұлы. Өз заманының ағысына қарсы тұра білген қайраткер. Қаз
15228. Азаматтық қарым-қатынас құжаттары 111 KB
  Қазақ тіліндегі ресми іс қағаздары Азаматтық қарымқатынастарды реттейтін құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады: сенімхат кепілхат өтінім тапсырыс келісімшарт еңбек шарты шарт еңбек келісімі ҚОЛХАТ СЕ...
15229. Алфавит - рухани бірлік негізі 51 KB
  Иманғазы Нұрахмет филология ғылымдарының кандидаты АЛФАВИТ – РУХАНИ БІРЛІК НЕГІЗІ Қазір қазақ халқының рухани дамуы бір жолайрықта тұрған сияқты. Руханиятымызға батыс мәдениетін үлгі етеміз бе Жоқ дәстүрлі ұлттық мәдениетімізді негіз етіп алып ...
15230. Аударматану терминдерінің когнитивтік-семантикалық құрылымы 291 KB
  Сонымен бірге лингвистикалық терминдерді қазақ тіл білімінің метатілі мәселелеріне қатысты тезаурустық сипатта қарастырған Е.Қ.Әбдірәсіловтің, терминдердің танымдық сипатын зерттеу нысаны еткен С.Ақаевтың зерттеулері терминология саласын зерттеудің жаңа деңгейін көрсетеді.
15231. ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ 60 KB
  ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ Жуырда терминтану саласында өнімді еңбек етіп жүрген белгілі тілтанушы ғалым филология ғылымдарының докторы профессор Шерубай Құрманбайұлының €œАлаш және терминтану€ €œТерминологиялық әдебиеттердің библиографиялық көрсеткіші€ ...
15232. Басқару-ұйымдастырушылық құжаттары 139.5 KB
  Қазақ тіліндегі ресми ісқағаздары Басқару ұйымдастыру өкім шығару қызметіне қатысты құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады үкім өкім Жарғы жарлық Ереже хабарлама ...